Научная статья на тему 'Формирование дальневосточной школы региональных экономических исследований'

Формирование дальневосточной школы региональных экономических исследований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
140
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / ШКОЛА РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ / ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Леонов Сергей Николаевич, Барабаш Евгения Сергеевна

В статье рассмотрены особенности формирования научной школы региональных экономических исследований на Дальнем Востоке России, выделены этапы создания школы, показана роль конкретных ученых в становлении школы пространственной экономики в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the Far Eastern School of Regional Economic Research

The article considers basic features of the Formation of the Far Eastern School of Regional Economic Research; the main periods in the creation of the scientific school in the region and the role of some scientists in formation of the school of spatial economy in the Russian Far East are shown.

Текст научной работы на тему «Формирование дальневосточной школы региональных экономических исследований»

УДК 332.12

ФОРМИРОВАНИЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ ШКОЛЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Аннотация. В статье рассмотрены особенности формирования научной школы региональных экономических исследований на Дальнем Востоке России, выделены этапы создания школы, показана роль конкретных ученых в становлении школы пространственной экономики в регионе.

Ключевые слова: Дальний Восток, школа региональных экономических исследований, пространственная экономика.

FORMATION OF THE FAR EASTERN SCHOOL OF REGIONAL ECONOMIC RESEARCH

Annotation. The article considers basic features of the Formation of the Far Eastern School of Regional Economic Research; the main periods in the creation of the scientific school in the region and the role of some scientists in formation of the school of spatial economy in the Russian Far East are shown.

Keywords: Far East, school of regional economic research, spatial economy.

Понятие «научная школа» до настоящего времени не устоялось в общественном сознании, однако чаще всего под научной школой понимают «направление, течение в науке, связанное единством основных взглядов, общностью или преемственностью принципов и методов» [3, с. 721]. Научная школа как особый тип научного сообщества, особая форма кооперации научной деятельности не может возникнуть на пустом месте.

Отметим, что в момент присоединения Дальнего Востока к России в 1858 г. в регионе отсутствовали даже зачатки экономической науки. Экономические изыскания проводились первопроходцами, которые описывали территорию, учитывали потенциальные ресурсы и финансовые выгоды. Однако серьезные экономические исследования как специализированная деятельность по систематизации, анализу и прогнозу хозяйства и ресурсов начались на Дальнем Востоке (ДВ) в последнее десятилетие Х1Х в. Именно тогда сформировались два основных подхода к изучению ДВ (Приамурского генерал-губернаторства):

— экспедиционный, основанный на привлечении на определенный срок исследовательских коллективов (как правило, под руководством авторитетных ученых) для решения тех или иных задач колонизации ДВ;

— организация местных научных сил сначала в системе государственных органов управления (Переселенческого управления в первую очередь), а затем в рамках специальных научных организаций, как государственных, так и негосударственных [1, с. 8].

Первоначально Дальний Восток изучали экспедиции Министерства финансов и Совета министров по экономико-статистическому обследованию Амурской области и освоению Транссибирской железнодорожной магистрали. Главной темой в исследовании экономики региона вплоть до окончания Гражданской войны в начале 1920-х гг. являлась колонизация тихоокеанских провинций.

В советское время важное значение имели работы дальневосточной секции Госплана СССР во главе с профессором Н.Н. Колосовским, отмечавшим, что специализация промышленного хозяйства Дальнего Востока должна учитывать производственные особенности Сибири и сопредельных стран Востока. Интенсивные дискуссии и разработки того периода были материализованы в комплексном плане колонизации Дальнего Востока на 1927-1936 гг., основной целью которой было провозглашено

С.Н. Леонов Е.С. Барабаш

Sergey Leonov Eugenia Barabash

© Леонов С.Н., Барабаш Е.С., 2014

«наиболее полное использование природных богатств и вложенных в него ранее капиталов». Это был первый в советский период и последний вплоть до середины 1980-х гг. собственно экономический план регионального развития.

В 1930-1950 гг. в экономике в основном решались прикладные задачи, связанные с освоением природных ресурсов, формированием транспортной инфраструктуры, привлечением постоянного населения. Вплоть до 1960-х гг. потенциал научных исследований по проблемам Дальнего Востока был все еще сильнее в центре, чем в регионе. Но уже к началу 1960-х гг. созрело понимание того, что системные разработки по проблемам комплексного развития ДВ требуют разворачивания экономических исследований в самом регионе. Началось формирование группы экономических лабораторий в Хабаровске, Якутске, во Владивостоке для изучения народонаселения, аграрной экономики и энергетики. Эти исследования связаны с именами ученых А.В. Стоценко, А.Д. Нестеренко, В.С. Турецкого и привели к появлению ряда серьезных работ по названной тематике.

С начала 1970-х гг. экономические исследования на Дальнем Востоке оказались институционально оформлены в систему лабораторий, которые в методологическом и методическом отношении курировались экономическими подразделениями Академии наук. Основная задача этих подразделений - изучение хозяйственного комплекса Дальнего Востока и его связей с регионами СССР и сопредельных стран.

Под руководством профессора П.А. Минакира начались масштабные исследования вопросов внешней торговли, экспортной специализации региона, основной структурной составляющей экономической школы становятся проблемы размещения производительных сил, их внешнее взаимодействие. В центре внимания оставалось изучение аграрных проблем и энергетического комплекса, традиционно сильны были работы по анализу демографических проблем (д-р экон. наук Е.Л. Мотрич), экономико-географическому картографированию (канд. экон. наук Д.С. Вишневский). Развернулись работы в области гражданского машиностроения, прибрежной торговли, инфраструктуры и форм организации хозяйственной деятельности в регионе.

Одновременно с расширением сферы исследований продолжалась работа по накоплению фактического материала, проведению экспедиционных исследований, которые на протяжении ХХ в. оставались визитной карточкой дальневосточной научной школы и охватывали практически всю территорию Дальнего Востока - от Камчатки и Сахалина до Якутии и Магадана.

В 1971-1972 гг. в Хабаровск приехало более 30 выпускников ведущих экономических московских и ленинградских вузов. Столь мощный исследовательский десант во главе с членом-корреспондентом РАН П.Г. Буничем явился базисом активного и амбициозного научного проекта по разработке первого в послевоенное время Комплексного прогноза развития производительных сил Дальнего Востока.

Это направление стало на многие годы одним из главных для развития созданного в г. Хабаровске в 1976 г. Института экономических исследований. Важнейшим направлением теоретико-методических работ 1970-1980-х гг. становятся предплановые комплексные исследования, позволившие впоследствии сформировать идеологию программных экономических разработок и современных стратегически ориентированных экономических разработок. Первой крупной предплановой разработкой, в которой участвовали практически все экономические подразделения Дальнего Востока, стала научная программа экономического освоения зоны Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.

С 1981 г. началась подготовка научного доклада по основам государственной целевой программы развития и размещения производительных сил и транспортного обеспечения Дальневосточного экономического района на период до 2000 г. Институт экономических исследований осуществлял координацию всех работ. Научно-экономическим «скелетом» этих работ стали исследования по

экономико-математическому моделированию регионального социально-экономического развития, развитию программно-целевого планирования. Именно на этот период пришелся пик работ, курируемых профессором Н.Н. Михеевой, по построению дальневосточного блока модельного комплекса СИРЕНА и проведению совместно с сибирскими коллегами экспериментов по анализу и прогнозированию социально-экономического развития Дальневосточного региона в составе единого народнохозяйственного комплекса. Эти разработки предопределили дальнейшую стратегию развития дальневосточной экономической школы - создание сценариев регионального развития в рамках системы отраслевых и факторных рынков национального и международного масштаба. Плодотворные исследования в рамках системы моделей стали возможны благодаря существенным успехам, которые были достигнуты по разработке региональных межотраслевых балансов краев и областей ДВ за 1972, 1975, 1978 и 1982 гг. (д-р экон. наук П.М. Килин).

Трансформация экономики, перестройка привели к трансформации дальневосточной школы. В 1983 г. начался процесс организационной децентрализации, и к 1990 г. экономические исследования оказались сконцентрированы исключительно в Хабаровске. Основная нагрузка объективно была сосредоточена на Институте экономических исследований и ставшем к этому времени лидером нового направления, пространственной экономики, его директоре, академике П.А. Минакире. В новых условиях реформирования экономики им была развита теория трансформации экономических систем и разработаны ее приложения для региональных социально-экономических подсистем национальной экономики.

В 1990 г. появилась первая работа нового поколения - подготовленная под руководством П.А. Минакира концепция выхода из кризиса и развития Дальнего Востока в условиях рынка. Основные положения концепции были приняты к исполнению Правительством России. Ее реализации помешал путч 1991 г., хотя многие ее положения актуальны и сегодня.

Завершение в конце 1990-х гг. «острого» периода трансформационной «болезни» российской экономики поставило в повестку дня вопрос развития фундаментальных направлений экономической науки. Дальневосточные ученые-экономисты оказались к этому готовы. В 1992-2000 гг. была выполнена серия исследовательских проектов, в том числе с участием иностранных партнеров. Работы позволили получить новые результаты в области структурных модификаций региональных экономических систем, формирования системы рынков, оценки параметров равновесия региональных экономических систем, оценки критического значения интеграции региона с сопредельными экономиками Восточной Азии при абсолютной необходимости формирования новых институтов «восточной политики».

В 2010 г. возник интерес к анализу стратегических проблем развития, разработке методов сценирования как одного из элементов методологии форсайта. Вопросы синтеза прогнозов научно-технологической и социально-экономической динамики в крупном экономическом районе были рассмотрены в фундаментальной коллективной монографии «Тихоокеанская Россия - 2050» [2].

В настоящее время дальневосточная экономическая школа объединяет порядка ста исследователей. Свыше 80 % из них - доктора и кандидаты наук. Школа, начавшая формироваться вокруг подразделений Академии наук, с 1970 г. концентрируется вокруг Института экономических исследований Дальневосточного отделения Российской академии наук (ИЭИ ДВО РАН), созданного в г. Хабаровске. Институт и по сей день остается координационным центром социально-экономических исследований на ДВ, объединяя в своих стенах более 50 исследователей. Лидером школы является директор института - академик П.А. Минакир. Его идеи по теории и методологии пространственной экономики, закономерностям развития российского Дальнего Востока, проблемам международного экономического сотрудничества стран Азиатско-Тихоокеанского региона определяют лицо современной дальневосточной научной школы и заставляют как отечественных, так и за-

рубежных специалистов в области региональной экономики по-новому взглянуть на многие традиционные и современные гипотезы и трактовки.

Для активно действующей научной школы процесс распространения исследовательских идей крайне важен. В немалой степени ему способствует использование Интернета, но собственный печатный орган по-прежнему остается существенным признаком научной школы, как и система подготовки кадров.

За последние 20 лет сотрудники ИЭИ ДВО РАН, формирующие ядро дальневосточной экономической школы, опубликовали:

— около 140 монографий;

— свыше 30 наименований картографических материалов;

— более 1 000 научных статей.

В ИЭИ ДВО РАН издаются научные журналы «Пространственная экономика» (печатный) и «Регионалистика» (электронный). Если «Регионалистика» - молодое издание, то «Пространственная экономика» выходит в свет с 2004 г. За это время подготовлено 39 выпусков. Журнал «Пространственная экономика» завоевал достойное место среди 600 российских экономических журналов и входит в число пятидесяти наиболее цитируемых. Сложилась тематика журнала, сформировалась территориальная структура авторов. Вопросам теории, методологии и методов региональных исследований посвящено более 33 % статей, социально-экономическим и геополитическим проблемам - 25 %, пространственным проблемам отдельных отраслей экономики - 20 %, экономическим проблемам пространственной интеграции - 15 %, пространственным проблемам организации системы финансовых потоков - 5 %. Территориальная структура авторов журнала «Пространственная экономика» сбалансирована: треть составляют дальневосточники, примерно по 20 % - исследователи центральных районов России и Сибири, 15 % авторов - уральцы, а 10 % - зарубежные авторы.

Аспирантура ИЭИ ДВО РАН осуществляет подготовку кадров по трем направлениям: «Региональная экономика», «Финансы, денежное обращение и кредит», «Мировая экономика». Ежегодно в аспирантуре института обучается около 20 человек.

Для любой научной школы крайне важен вопрос организации коммуникаций с представителями других научных школ, так как без этого школа может превратиться в форму изоляции ученых от остальной части научного сообщества... ИЭИ ДВО РАН выполняет совместные исследования и координирует планы исследований с рядом ведущих экономических вузов страны: Институтом экономики и организации промышленного производства (г. Новосибирск), Институтом экономики Уральского отделения РАН (г. Екатеринбург), Институтом экономики РАН (г. Москва).

В институте заключены соглашения и реализуются отдельные проекты сотрудничества в области подготовки кадров с рядом высших учебных заведений, среди которых экономический факультет Московского государственного университета, Высшая школа экономики (г. Москва), Амурский государственный университет (г. Благовещенск), Дальневосточный федеральный университет (г. Владивосток), Северо-Восточный федеральный университет (г. Якутск), Братский государственный университет, Хабаровская государственная академия экономики и права.

ИЭИ ДВО РАН имеет более 40 соглашений о двустороннем сотрудничестве с иностранными партнерами. Среди зарубежных партнеров института - университеты и научные учреждения ряда стран:

— Японии - университеты Токио, Ниигаты, Хоккайдо, Осака, Институт экономических исследований стран СВА (БЫКА), Институт экономических исследований России и стран Восточной Европы РОТОБО, Японская организация внешней торговли (ШТКО);

— США - университеты штата Вашингтон, Гонолулу, Монтерея, Центр Восток-Запад (Га-

ваи);

— Республики Корея - университеты Енсей, Кангвон, Корейский институт международной экономической политики, Корейский институт транспорта, Институт зарубежных исследований Экспортно-импортного банка Республики Корея;

— Китая - Академия общественных наук провинции Хэйлунцзян (Харбин), Институт социального развития Европы и Азии Центра развития при госсовете Китая (Пекин);

— а также научные организации Франции, Австралии, Канады, Малайзии, Сингапура.

Резюмируя, отметим, что на протяжении периода становления и развития дальневосточной

школы региональных исследований ИЭИ ДВО РАН оставался центром, ядром дальневосточной школы, за последние 40 лет превратившись в крупнейший и эффективный центр экономической науки на Дальнем Востоке России. При этом институт претерпел серьезные изменения. Из громоздкого учреждения советского типа с численностью сотрудников 350 человек, ориентированного на крупные прикладные разработки, он трансформировался в небольшой публикационно активный научный институт единомышленников западного типа, разрабатывающий теоретические и практические вопросы пространственной экономики и развития Дальнего Востока России.

Библиографический список

1. Минакир П. А. Экономические исследования на Дальнем Востоке России / П. А. Минакир [и др.] // Пространственная экономика. - 2006. - № 3.- С. 7-33.

2. Синтез научно-технических и экономических прогнозов: Тихоокеанская Россия - 2050 / под ред. П.А. Минакира, В.И. Сергиенко. - Владивосток: Дальнаука, 2011. - 912 с.

3. Словарь русского языка: в 4 т. Т. 4. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Русский язык, 1981-1984. - 794 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.