Научная статья на тему 'Формирование чувства патриотизма у дошкольников через ознакомление с достопримечательностями малой Родины'

Формирование чувства патриотизма у дошкольников через ознакомление с достопримечательностями малой Родины Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
321
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корнилова Л. М.

В последние десятилетия всему мировому сообществу, включая Россию, в качестве универсального образца устроения государства и личности предлагается стандарт, сущность которого заключается в приоритете материальных интересов – над духовными и нравственными. Резко снижается воспитательное воздействие семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корнилова Л. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование чувства патриотизма у дошкольников через ознакомление с достопримечательностями малой Родины»

ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЯМИ МАЛОЙ РОДИНЫ

© Корнилова Л.М.*

МБДОУ ЦРР ДС № 87 «Ладушки», г. Нижневартовск

В последние десятилетия всему мировому сообществу, включая Россию, в качестве универсального образца устроения государства и личности предлагается стандарт, сущность которого заключается в приоритете материальных интересов - над духовными и нравственными. Резко снижается воспитательное воздействие семьи. Отечественные традиции воспитания подменяются так называемыми «более западными» образцами, которые нередко используются без учета российских национальных особенностей воспитания и обучения детей.

Российскому патриотизму присущи свои особенности, одной из этих особенностей является особая любовь к родной природе, к родному краю.

Наше дошкольное учреждение осуществляет образовательную деятельность по программе «Радуга» Т.Н. Дороновой. Это комплексная программа нового типа, она рекомендована Министерством образования Российской Федерации и составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями.

Содержание программы обеспечивает развитие детей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому.

В основе отбора содержания образования лежит созидательный опыт многочисленных поколений, который тесно связан с жизнью природы и представлен в системе традиционного народного календаря, где в обрядах и традициях всегда присутствуют произведения словесно-поэтического, музыкального творчества, отражена самоценность изобразительно-прикладного мастерства народа, связанного с календарными праздниками и буднями (убранство жилища, предметы быта, орудия труда, одежда) и самое главное понимание единства человека и природы;

Учитывая вышесказанное, мы разработали региональную модель реализации образовательной области «Социализация» для работы с воспитанниками старшего дошкольного возраста.

Основная цель: воспитание гуманной личности, способной понимать и уважать культуру других народов, быть патриотом своего края, любить природу и бережно относиться к ней, на основе познания ее ценностей.

* Воспитатель.

Система работы, представлена следующим образом: Семья; Детский сад; Родная улица, район; Родной город; Страна, ее столица, символика; Права и обязанности - Конституция.

Такое тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе, но изменяются их содержание, объем познавательного материала и его сложность, а следовательно, и длительность изучения темы.

Отдельные темы желательно приурочивать к тем или иным событиям, знаменательным датам и праздникам. Например: знакомство с правами и обязанностями - в декабре (перед Днем Конституции), «Богатыри земли Русской » - в феврале (перед Днем защитника Отечества) и т.д. Таким образом, обеспечивается связь с общественными событиями.

Планирование образовательного процесса осуществляется в сочетании тематического проектирования с интегрированным подходом. Поставленные задачи реализуются не только в непосредственно образовательной деятельности, значительная доля работы проводится в так называемых повседневных обучающих ситуациях, в ходе режимных моментов.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Семья - полноправный субъект педагогического процесса, поэтому сегодня крайне важно формировать у родителей и детей интерес к своей родословной, так как прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к историческим корням своего рода в разных поколениях.

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны для повышения познавательной активности детей, закрепления полученных знаний и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, большой интерес вызывают у детей игры в «поездки и путешествия» (по Оби, в прошлое города и т.д.). Каждая тема подкрепляться дидактическими играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическим рисованием). Итоги работы над темой, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений. Самый веселый и самый любимый праздник - Ярмарка. Накануне дошкольники с родителями изготавливают сувениры, пекут разные вкусности (пироги, печенье, жаворонки). Во время праздника «продают» свой товар с потешками, закличками, зазывалками, угощают честной народ выпечкой. На таких праздниках дети поют, танцуют, меряются силой, слушают народную музыку. С удовольствием играют на ложках, бубнах, трещотках, свистульках. Такие объединения детей и взрослых надолго остаются в памяти.

Приобщать воспитанников к народной культуре необходимо одновременно с расширением знаний об окружающем мире, воспитанием потребности общаться с природой, приходить ей на помощь, участвовать в трудовой деятельности, в едином интегрированном пространстве.

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому посещение этно-музеев, где размещены «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинная мебель, посуда, орудия труда и т.д.). «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края.

Так в дошкольном учреждении появился мини - музей со сказочной атмосферой «Русская горница». Здесь руками сотрудников была создана русская печь, лавки и столы с кухонной утварью, подвешенная к потолку люлька-качалка, заправленная лоскутным одеялом. Воссоздав обстановку русской избы, мы дали детям возможность увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу. На занятиях в музее дети знакомятся с назначением домашней утвари, правилами гостеприимства, которыми так славится русский народ.

Организованная таким образом работа будет способствовать и воспитанию еще большей любви к семье и любви к своей стране.

Такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д., необходимо прививать на конкретных фактах из жизни старших членов семьи - участников Великой Отечественной войны.

Знакомя воспитанников с подвигом советского народа в годы Великой Отечественной войны, следует акцентировать их внимание на трудностях, которые приходилось преодолевать бойцам и труженикам тыла, на помощи, которую оказала наша армия другим народам, освободив их от фашистского ига. После проведения праздника рекомендуется совершить экскурсию к Вечному огню или к памятнику возложить цветы воинам - героям.

Пока ветераны еще живы, мы хотим сохранить свидетельства о том, что они совершили, как воевали, как жили, как работали, во что верили и на что надеялись. Их воспоминания, помогут нам, нашим детям и их родителям, понять, какими были те, кто жил на соседней улице, в соседнем подъезде, в соседней квартире и сделать правильный вывод об истории ХХ века. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили в Великой Отечественной войне потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

К праздникам «День защитника Отечества», «День победы» в каждой группе создаются экспозиции с демонстрацией военной формы, нагрудных

знаков пап, отслуживших в рядах российской Армии. Обязательно выпускаем фото газету «Мой папа солдат». Дети приносят папин «дембельский» альбом, который с гордостью рассматривают со своими сверстниками.

С 2011года в дошкольном учреждении открылся мини - музей «Богатырская застава». Экспонаты для мини - музея «Богатырская застава» собирали все педагоги, родители, дети. Предоставляя семейные ценности в дар дошкольному учреждению для экспозиции «Воинской славы» принесли семейные реликвии старших членов семьи: медали и письма ветерана отечественной войны.

При формировании у дошкольников чувства любви к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что он - частица Родины.

Старший дошкольник должен знать название своего города, улиц, в честь кого они названы, познакомить с объектами и достопримечательностями исторические места и памятники близлежащих улиц.

Не менее интересно провести «мини-исследование». В этом случае, большое значение имеют семейные экскурсии по району, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений города и т.д.

Например, исследование не истории города вообще, а истории улицы, на которой находится детский сад. Перед «Днем города» можно предложить воспитанникам и их родителям, прогуляться по улице, где находится детский сад. Рассмотреть достопримечательности. Посетить «парк Победы», мемориал «Звёздам нижневартовского спорта», «Храм Рождества Христова», детский театр «Барабашка», торговый центр «Мандарин», и др.

В понедельник, во время беседы, можно спросить у ребят: «Какие чувства возникли у них во время посещения памятника?»

Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, выступлении или снятом фильме.

Показать роль малого в большом, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей - вот что очень важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.

«Встреча с интересными людьми» предполагает знакомство дошкольников с основной профессией городских жителей, чаще всего это родители воспитанников посещающих дошкольное учреждение (нефтяник, пожарный, инспектор ГИБДД, доктор и др.). Такие встречи помогают дошкольникам осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела.

На встрече с нефтяником дети узнают о том, что в это понятие входит много сопутствующих профессий: геолог, бурильщик, инженер, лаборант, операторы, слесари и др.

От геолога воспитанники узнают, что город Нижневартовск стоит на берегу реки Обь. Своим рождением город обязан самому крупному месторождению - Самотлору, что на язык ханты оно называется «Самлар» - сердце озер. В старину «вартовчане» сравнивали его с ларцом, что веками хранил

свои богатства в недрах земли. В конце занятия гость дарит карту, которая вывешивается на самое видное место. С появлением в группе карты в работе педагога начинает действовать обязательное правило: как только произносится какое-либо географическое название, воспитатель обязательно показывает это место (объект) на карте мира. Введение данного принципа позволяет воспитанникам в течение двух лет (в старшей и подготовительной к школе группах) достичь хороших результатов в умении ориентироваться по карте.

Из рассказа бурового мастера ребята узнают о трудовых буднях нефтяников, о том, как бурят скважины, устанавливают оборудование, чтобы нефть не разливалась, подводят трубопровод. Первопроходцам нефтяникам, тем, кому достались самые непроходимые болота, самые сильные морозы и самые снежные метели, за их трудовой подвиг установлен памятник «Покорителям Самотлора». Сюда приводят гостей, сюда приезжают в день свадьбы молодожены, чтобы положить цветы и сфотографироваться на память о самом счастливом дне в своей жизни.

Лаборант, предлагает дошкольникам опытным путем определить свойства нефти: цвет, форму, запах. Например, если нефть попадает в воду, то ее поверхность покрывает, переливающая разными цветами тонкая пленка. На бумаге - видны маслянистые разводы. После проделанной работы воспитанники делают вывод, что нефть жидкая, черная, с резким запахом, легкая потому что остается на поверхности воды.

Эксперименты завершаются беседами о пользе и вреде нефти и газа. Из этих бесед воспитанники узнают, что выброс нефти на землю, в воду - это большое горе. Гибнет природа и все, что находится рядом. И пользу, если ее использовать умело (из нефти получают горючее: мазут, бензин, машинное масло, топливо для самолетов и т.п.). В результате таких встреч у детей формируется интерес к профессии нефтяника, чувства уважения и гордости за людей нелегкой профессии.

В старшем дошкольном возрасте начинается серьезная работа по приобщению детей к познавательной литературе. Необходимо раскрыть дошкольникам книгу как источник информации, помогающий получать необходимые знания. Педагог демонстрирует книги, дает им краткую характеристику. Например «Азбука краеведения», «Энциклопедия животного и растительного мира тайги», в ней собран материал о животном и растительном мире нашего края и т.д. В книге «Морожковое лето» А. Тарханова, «Снежное утро» Ю. Шесталова, «Как искали Тюменскую нефть» К. Лагунова еще много разных книг о родном крае, его жителях, природе, обычаях и традициях.

К концу дошкольного детства ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, танцорами, музыкантами, художниками и т.д.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом Рос-

сийской Федерации. Однако следует подчеркнуть, что этот аспект нравственно-патриотического воспитания (воспитание любви к семье, родному дому, к детскому саду, затем - к городу, всей стране) может варьироваться в зависимости от конкретных условий.

Настоящий гражданин своей страны, патриот должен быть интернационалистом. Поэтому воспитание чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою страну включает и формирование уважения к культуре и религии других народов, толерантности, терпимости, доброжелательного отношения к другому человеку.

Вся эта работа не простая, трудоемкая, но все окупается, когда видишь наших детей - их развитость, но без зазнайства; их активность, но без хамства; их умение ладить в коллективе и, по большому счету, проявление их любви к своей родине.

Работа в данном направлении: встречи с интересными людьми, прогулки и экскурсии, создание мини-музеев сплачивает коллектив воспитателей, родителей, детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы, предлагают помощь. Сопоставив педагогические наблюдения от общения с детьми, родителями, мы убедились в том, что в результате улучшения партнёрских отношений с родителями наблюдается рост духовно-нравственного воспитания детей.

ПРИОБЩЕНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА К СОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Кутузова А.В.*

Сибирский государственный технологический университет, г. Красноярск

В статье представлено уточненное понятие «сотворческая деятельность», теоретически обоснован выбор и определено содержание педагогической стратегии приобщения студента к сотворческой деятельности, а также определены условия ее реализации. Представлена условная модель приобщения студентов к сотворческой деятельности.

Проблема подготовки студента к сотворческой деятельности является актуальной на сегодняшний день ввиду наличия требований формирования соответствующих компетенций (творческой и совместной деятельности) в образовательных стандартах третьего поколения по различным направлениям подготовки бакалавриата.На основе анализа психолого-педагогической литературы сотворческая деятельность определяется нами как совокупность целенаправленных, согласованных, соорганизованных действий, ценностно-

* Старший преподаватель кафедры «Управление персоналом».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.