научно-методический
Бучилова И. А., Поступинская Н. Е., Шаркунова Н. Е., Чадромцева О. Л. Организация клуба выходного дня как одна из инновационных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников //
дет 13181
Бучилова Ирина Анатольевна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры дефектологического образования ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», Череповец lbuGhllova@vandex.ru
Поступинская Наталья Евгеньевна,
заведующая МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 88», Череповец mbdou88@bk.ru
Шаркунова Валентина Вячеславовна,
директор туристической фирмы «ВАЛЕНТА», Череповец valenta3535@vandex.ru
Чадромцева Оксана Леонидовна,
экскурсовод туристической фирмы «ВАЛЕНТА», Череповец valenta3535@vandex.ru
Организация клуба выходного дня как одна из инновационных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы организации клуба выходного дня в муниципальном дошкольном учреждении для семей воспитанников. Определяются формы, направления, содержание, критерии эффективности работы клуба выходного дня.
Ключевые слова: клуб выходного дня, дошкольное учреждение, семья, взаимодействие.
На воспитание ребенка влияет, в первую очередь, его семья. Поэтому одной из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения на сегодняшний день является обогащение содержания взаимодействия и форм работы педагогов с семьями воспитанников.
На наш взгляд, сегодня семье нужна помощь в осознании новых реалий и подлинных жизненных ценностей, поддержка в освоении новых способов общения со своими детьми. Как подчеркивают авторы примерной основной общеобразовательной программы «Мир открытий» Л. Э. Абдуллина, Л. Г. Петерсон, Т. Н. Богуславская и др., современный детский сад призван нести эту просветительскую миссию - он должен стать детско-родительским центром, где каждая семья найдет поддержку и помощь в столь трудном вопросе, как воспитание детей [1].
Одним из возможных направлений расширения содержания и форм взаимодействия семьи и детского сада является организация досуга семей воспитанников педагогами дошкольного учреждения во время выходных дней. Совместные мероприятия, экскурсии, праздники - достойная альтернатива времяпровождению у экранов телевизоров и компьютеров [2]. Нами разработана программа «Разгадай Череповец», которая может реализовываться в выходные дни для семей воспитанников силами сотрудников дошкольного образовательного учреждения и экскурсоводами турфирмы, работающей с ДОУ по договору. Данная программа, прежде всего, направлена на художественноэстетическое воспитание дошкольников (являющееся приоритетным направлением деятельности ДОУ) через реализацию регионального компонента образовательной программы при тесном взаимодействии специалистов детского сада и семей воспитанников, специалистов турфирмы «Клуб путешествий “Валента”».
пи ■Л пи
http://e-koncept.ru/2013/13181.htm
научно-методический
Бучилова И. А., Поступинская Н. Е., Шаркунова Н. Е., Чадромцева О. Л. Организация клуба выходного дня как одна из инновационных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников //
дет 13181
Художественно-эстетическое воспитание, на наш взгляд, может рассматриваться как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности дошкольника [3], [4]. Следует отметить, что Вологодская область, город Череповец предоставляют богатое наследие для реализации задач художественноэстетического воспитания дошкольников. Вологодская область издавна славилась народными промыслами: ткачеством, традиционным народным костюмом, круже-воплетением (Вологодское кружево), вышивкой, гончарным искусством, резьбой по бересте, резьбой по дереву, росписью по дереву, кузнечным и ювелирным (Северная чернь) делом.
Многие исторические места области связаны с именами писателей и поэтов К. Батюшкова, В. Гиляровского, И. Северянина, Н. Рубцова. Красота природы Вологодского края взрастила художников, поэтов и писателей, ставших известными не только в России, но и далеко за ее границами.
Череповец - это родина двух знаменитых братьев: художника-баталиста В. В. Верещагина и Н. В. Верещагина - автора рецепта знаменитого Вологодского масла. В. В. Верещагин, художник, писавший жанрово-этнографические картины, пейзажи, портреты, всемирную славу снискал своими батально-историческими полотнами, в которых с необыкновенной глубиной и драматизмом изображал войну, несущую неисчислимые страдания народам.
Природа Вологодской земли чиста и живительна, насыщена множеством рек, озер, изобилует ягодами, грибами. Леса покрывают более половины территории края.
Ключевой проблемой, которую решает проект «Разгадай Череповец», является обеспечение условий для реализации задач художественно-эстетического развития дошкольников через создание единого пространства «семья - детский сад», в котором всем участникам педагогического процесса (взрослым и детям) будет комфортно, интересно, безопасно и полезно.
Проект клуба выходного дня для всей семьи, в рамках которого будет реализовываться программа «Разгадай Череповец», долгосрочный, исследовательско-творческий, предполагает организацию культурного досуга семей воспитанников муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 88» г. Череповца. Проект направлен на формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребностей детей и родителей (законных представителей) в самовыражении; формирование интереса к продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд), расширение форм их выражения (совместная деятельность ребенка и взрослого (родителя); приобщение к изобразительному и музыкальному искусству (посещение музеев, выставок, библиотек); формирование интереса и потребности в чтении художественной литературы.
Проект состоит из двух этапов: подготовительный (2011-2013 годы) и основной (начиная с сентября 2013 год).
На подготовительном этапе проведена диагностика воспитанников старшего дошкольного возраста МБДОУ «ДСОВ № 88» на предмет выявления знаний и представлений о родном городе и крае, а также особенностей детско-родительских отношений и особенностей проведения досуга в семьях воспитанников в выходные дни.
С начала следующего учебного года (2013-2014 годы) планируется осуществление основного этапа программы - проведение мероприятий в рамках деятельности клуба выходного дня для всей семьи. Проект цикличный, план мероприятий разработан на два года, т. е. по нему можно работать с семьями воспитанников стар-
пи пи
http://e-koncept.ru/2013/13181.htm
научно-методический
Бучилова И. А., Поступинская Н. Е., Шаркунова Н. Е., Чадромцева О. Л. Организация клуба выходного дня как одна из инновационных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников //
дет 13181
шей и подготовительной групп одновременно в течение двух лет. Далее программа повторяется с возможными изменениями.
Ожидаемые результаты реализации проекта.
1. Реализация проекта будет способствовать формированию у детей интегративных качеств:
- интегративное качество «Любознательный, активный»: интересуются новым, неизвестным в окружающем мире (о родном городе, его истории и культуре; своей семье, местом работы членов семьи, ее историей); задают вопросы взрослым, готовы экспериментировать; способны самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности); в случаях затруднений обращаются за помощью к взрослым; принимают живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
- интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»: откликаются на эмоции близких людей и друзей, сопереживают персонажам сказок, историй, рассказов, эмоционально реагируют на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, пейзажи и красоту родного города, мир природы;
- интегративное качество «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»: поведение преимущественно определяется на сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо; способны планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели; соблюдают правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).
- интегративное качество «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»: о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире; повышение уровня сформированности представлений воспитанников о родном городе и крае.
2. В ходе реализации проекта будет создано единое образовательное пространство «семья - детский сад»:
- развитие партнерских отношений между педагогами и семьями воспитанников, создание атмосферы сотрудничества в вопросах воспитания и образования детей;
- расширение сферы участия родителей в организации жизни ДОУ;
- обогащение воспитательных умений родителей, повышение качества досуга в семьях воспитанников ДОУ.
В ходе реализации программы «Разгадай Череповец» предполагается:
- осуществить разработку теоретических основ, локальных нормативных документов по организации работы с семьями воспитанников в рамках деятельности клуба выходного дня;
- разработать и апробировать в рамках деятельности клуба выходного дня практический материал по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о городе Череповце, Вологодской области;
- разработать и апробировать диагностические методики, направленные на выявление уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном городе и крае;
«VI О /V»
http://e-koncept.ru/2013/13181.htm
научно-методический
Бучилова И. А., Поступинская Н. Е., Шаркунова Н. Е., Чадромцева О. Л. Организация клуба выходного дня как одна из инновационных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников //
дет 13181
- осуществить разработку технологии проведения работы с семьями воспитанников в условиях модернизации дошкольного воспитания.
Анализ семей воспитанников, посещающих ДОУ, определяет, что большинство детей воспитываются в полных семьях (72%). Значительное количество составляют семьи, в которых воспитывается по одному ребенку (70%), семьи, имеющие трех и более детей, составляют незначительную часть (3%).
Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников выявило следующую закономерность: зачастую воспитанием детей в семье занимаются непосредственно бабушки и дедушки. Высокая занятость взрослых резко снижает количество времени, которое родители могут посвящать своим детям. Молодые родители больше стремятся к достижению благосостояния, удовлетворению личных амбиций и карьерному росту, в соответствии с широко распространившимися нормами и критериями, и с этим меньше уделяют личного времени своим детям. Некоторые родители всерьез начинают говорить о конкурентоспособности своего ребенка, тем более что школы с повышенным уровнем обучения требуют от будущих первоклассников портфолио с подтверждением их достижений и побед. Конкурентоспособность ребенка - это в глазах родителей главный показатель его успешности: быть сильным, здоровым, умным, способным, креативным, обладать лидерскими качествами и т. д.
Погоня за победами и успехами еще до школы может вызвать у дошкольников стресс, который приводит в дальнейшем к более серьезным последствиям: заболеваниям телесным и духовным, к апатии, равнодушию или агрессивности.
Большинство семей все же осознают важность детского возраста, воспитывают детей в любви и заботе, чутко реагируют на индивидуальные потребности своего малыша, что является ресурсом осуществления нашей программы. В подтверждение возможности реализации программы следует также отметить, что в ДОУ работает способный, творческий педагогический коллектив, осваивающий современные педагогические технологии, которые позволяют реализовывать федеральные государственные требования к структуре и содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Таким образом, для проекта клуба выходного дня, в рамках которого будет реализовываться программа «Разгадай Череповец», определен адресат: семьи детей старшего дошкольного возраста, посещающих МБДОу «ДСОВ № 88»; количество участников: от 6 семей (12 человек) и более.
Данный проект обеспечивает поддержку семьям, имеющим различные жизненные обстоятельства, разный состав, разную семейную историю, заинтересованным в воспитании детей, стремящимся к организации семейной досуговой деятельности.
В ходе подготовительного этапа (2011-2013) проведена диагностика по авторским методикам на выявление представлений о родном городе и крае у детей старшего дошкольного возраста, а также особенностей детско-родительских отношений и особенностей проведения досуга в семьях воспитанников в выходные дни. Было обследовано 20 детей старшего дошкольного возраста по следующим методикам: «Беседа с ребенком о родном городе и стране», «Узнай по фотографии», «Рассказ о родном городе». Результаты обследования представлены ниже (табл. 1-3).
Итак, в процессе беседы было выявлено, что большая часть детей обследуемой группы имеет представления о родном городе и стране. Дошкольники знают, как называется город и страна, в которых они живут, имеют представления о других городах и странах. Однако двое детей показали низкие результаты по данной методике. На вопрос «Что больше: Череповец или Россия?» данные испытуемые ответили,
ГУ /| ГУ
http://e-koncept.ru/2013/13181.htm
КОНТ тнпт
научно-методический электронный журнал ART 13181 УДК 159.922.7:373.2
Бучилова И. А., Поступинская Н. Е., Шаркунова Н. Е., Чадромцева О. Л. Организация клуба выходного дня как одна из инновационных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников // Концепт. - 2013. - № 09 (сентябрь). - ART 13181. -0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13181.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Таблица 1
Результаты методики «Беседа с ребенком о родном городе и стране»
Уровни Количество воспитанников
Абсолютное число Данные в процентах
Высокий 9 45
Средний 9 45
Низкий 2 10
что Череповец. Один из дошкольников на вопрос «В каком городе ты живешь?» ответил, что живет в Москве. У этих дошкольников не сформированы представления о странах мира и городах родной страны, они путают названия городов с названиями стран, не знают, какие красивые места есть в городе, не знакомы с жизнью и творчеством знаменитых людей, которые жили в родном городе.
Далее перейдем к анализу результатов по методике «Узнай по фотографии». Результаты по данной методике представлены в таблице (табл. 2).
Таблица 2
Результаты методики «Узнай по фотографии»
Уровни Количество детей
Абсолютное число Данные в процентах
Высокий 0 0
Средний 2 10
Низкий 18 90
Итак, при выполнении задания «Узнай по фотографии» результаты детей были очень низкие. Только двое испытуемых смогли узнать на фотографиях большую часть достопримечательностей (Воскресенский собор, памятник В. В. Верещагину, памятник Афанасию и Феодосию и др.), остальные дети не имеют представления о том, что изображено на фотографиях. Так, например, один из испытуемых при виде памятника Афанасию и Феодосию ответил, что это «зоопарк», а другой ребенок сказал, что «это дяди похороненные, их поставили».
Сложной оказалась для дошкольников и следующая методика - рассказ о родном городе, результаты которой представлены в таблице (табл. 3).
Таблица 3
Результаты методики «Рассказ о родном городе»
Уровни Количество детей
Абсолютное число Данные в процентах
Высокий 1 5
Средний 9 45
Низкий 10 50
Только один из испытуемых смог составить развёрнутый рассказ о родном городе. Рассказы большинства детей были не информативны, не отражали знаний об основных достопримечательностях города, с которыми можно познакомить друзей из другого города. Так, например, один из испытуемых составил следующий рассказ: «В нашем городе ничего нет красивого, кроме дома, где я живу».
Далее результаты по всем методикам нами были суммированы и сделаны общие выводы об уровне развития представлений о родном городе и стране у детей изучаемой группы (табл. 4).
http://e-koncept.ru/2013/13181.htm
КОНТ ТШТ
Бучилова И. А., Поступинская Н. Е., Шаркунова Н. Е., Чадромцева О. Л. Организация клуба выходного дня как одна из инновационных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников //
ЩР^ 0Ко"„ц7--и^№109о^Х-/?Жт1: -
ART 13181 УДК 159.922.7:373.2 Гос. рег. Эл № фс 77-49965. - issn 2304-i20X.
Обобщенные результаты по всем методикам
Таблица 4
Уровни Количество детей
Абсолютное число Данные в процентах
Высокий 1 5
Средний 15 75
Низкий 4 20
Дошкольники с высоким уровнем имеют полные и точные представления о родном городе и стране. Дети знают свой почтовый домашний адрес, название родного города и страны, а также названия других городов и стран. Дети знают основные исторические достопримечательности города, названия рек, некоторые названия улиц, также знакомы с творчеством знаменитых земляков.
Дошкольники со средним уровнем имеют более полные и точные представления о родном городе. Дети знают свой почтовый домашний адрес, название родного города и страны, в которой живут, также они знают и называют другие города и страны. Имеют правильное представление о своей малой Родине и любят её. Называют некоторые улицы и одну из рек города, в котором живут. Но испытуемые затрудняются в назывании основных исторических достопримечательностей родного города, не знают знаменитых земляков. Дошкольники данной группы могут составить небольшие рассказы о родном городе и его достопримечательностях.
Дошкольники с низким уровнем представлений не имеют почти никаких представлений о родном городе и стране. Дети не знают, как называется город и страна, в которой они живут, не имеют представления о том, какие достопримечательности есть в городе, не знают названий улиц и рек, которые есть в городе, не имеют представления о знаменитых земляках. Также дети не могут составить развёрнутого рассказа о родном городе и его достопримечательностях.
Итак, данные диагностики убедительно доказывают целесообразность проведения специальных мероприятий по ознакомлению дошкольников с родным краем в рамках реализации проекта клуба для всей семьи. В соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ) построение образовательного процесса в ДОУ основывается на комплексно-тематическом принципе. На основании данного требования мероприятия клуба выходного дня для всей семьи с целью реализации программы «Разгадай Череповец» спланированы с учетом тематического планирования обязательной части Основной общеобразовательной программы, опираясь на календарные даты.
План мероприятий разработан на два года, т. е. по нему можно работать с семьями воспитанников старшей и подготовительной групп одновременно в течение двух лет. В течение месяца планируется организация двух мероприятий клуба. Таким образом, в первый год реализовываются мероприятия «Маршрут выходного дня «А», второй год - «Маршрут выходного дня «В». Далее программа повторяется с возможными изменениями. Для примера опишем маршрут выходного дня «А» (табл. 5).
При реализации проекта клуба выходного дня для всей семьи, в рамках которого будет реализовываться программа «Разгадай Череповец», ожидаются определенные результаты, показатели и методы оценки которых представлены в таблице (табл. 6).
1. Повышение уровня сформированности у выпускников ДОУ интегративных качеств.
http://e-koncept.ru/2013/13181.htm
КОНТ ТШТ
Бучилова И. А., Поступинская Н. Е., Шаркунова Н. Е.,
Чэдромцева О. Л. Организация клуба выходного дня как одна из инновационных форм взаимодействия ______________________ ________________ дошкольного учреждения с семьями воспитанников //
иаучио-летодтесюш .¿vnpoMbuX щр1ши
ART 13181 УДК 159.922.7:373.2 Гос.per.Эл№ФС77-49965.-issn2304-120Х.
2. Повышение уровня сформированности представлений о родном городе и крае у детей старшего дошкольного возраста и их родителей (законных представителей).
3. Создание единого образовательного пространства «семья - детский сад».
4. Создание организационно-методических условий для продолжения проекта.
Таблица 5
План мероприятий
Месяц Мероприятие
сен- тябрь - «Здравствуйте, земляки!». Интерактивная игра для семьи. Знакомство с элементами песочной анимации (рисунки на песке с видами Череповца); - «Семь чудес Череповца - обзорная автобусная экскурсия по историческому городу, «новому городу» 50-х, Череповцу - «городу лидеров» XXI века
октябрь - 1октября - день музыки. Кот Филармон приглашает друзей» - путешествие в Филармонический зал, где дети познакомятся с понятием «филармония», с музыкальными инструментами, с «музыкальными» профессиями. - «Наш юный древний город» - автобусная экскурсия в музей археологии. Беседа с занимательными вопросами и игровыми моментами. Интерактивная программа «Жизнь людей в каменном веке», где дети смогут побывать в роли пещерных людей
ноябрь - «Вот эта улица, вот этот дом» - автобусная экскурсия, на которой дети познакомятся с происхождением слова «улица», с признаками отличия проспекта и бульвара, с методами выбора названия, количеством улиц нашего города. Дети узнают, почему одна сторона Советского проспекта называлась «рублевая», а другая - «грошовая». Мы проедем по самой старинной и самой длинной улицам нашего города, по той, которая много лет назад являлась окраиной города. Запомним имена тех людей, в честь которых названы улицы Череповца. А выход на площади позволит нам поиграть и закрепить пройденный материал. - «Им гордятся земляки» - экскурсия в музей Милютина. Знакомство с жизнью Городского головы
декабрь - 12 декабря - День Российской Конституции. Семейное мероприятие в детском саду «Я -гражданин». Знакомство с символикой области, города. Беседа, игры, рисование. - «Елки-иголки» - веселое путешествие по зеленым красавицам города, знакомство с историей праздника, главных героев, символов нового года. Шуточные предсказания, загадки и хороводы, а так же чаепитие с пирогами
январь - «Рождественский вертеп» - в музее Верещагина, представление о рождение Христа, доступное для детей и родителей любого возраста. - Видеопрезентация «Города Вологодской области»
февраль - «Путешествие в Спортландию» - познавательная экскурсия по городу с рассказом о видах спорта, достижениях спортсменов Череповца. Экскурсия по Ледовому дворцу. Посещение комплекса «Отдыхайка», чаепитие. - 23февраля - День Защитника Отечества. «Солдатушки-бравы ребятушки» - экскурсия в институт радиоэлектроники, знакомство с жизнью защитника родины. Веселые старты в физкультурно-оздоровительном комплексе «Сильный папа - ловкий я»
март - Интерактивная программа или видеопрезентация «Путешествие по реке Шексне». - «Масленица в Починке» - путешествие в Шекснинский район деревню Починок. В дороге путевая интерактивная экскурсия «Вологодчина родная». Встреча с хлебом солью, игры на свежем воздухе, выпечка блинов на костре, знакомство с домашними животными, мастер-класс по выпечке плюшки, обед из русской печки, катание с горы
апрель - 12 апреля - День авиации и космонавтики. «Под крылом самолета» - экскурсия в аэропорт. Дети и родители пройдут предполетную проверку пассажиров, раскроют «хитрости» металлоискателя, побывают на борту самолета. Если улыбнется небо - увидят взлет или посадку самолета. - 30 апреля - День пожарной охраны. «Скажем пожарам: «Нет!» - экскурсия в пожарную часть. Знакомство с мужественными людьми, их формой и техникой, сложностями в работе
май - 9 мая - День Победы. «Никто не забыт. Ничто не забыто». Рассказ о большом вкладе Череповца в дело Победы, подвигах героев, чьими именами названы улицы. Возложение цветов к памятникам. - 15 мая - День семьи. «Веселый семейный Уикенд». Прогулка по «Народной роще» с именными семейными деревьями. Рассказ об особенностях уклада дворянской семьи
pu "7 fu
http://e-koncept.ru/2013/13181.htm
КОНТ ТЕПТ
Бучилова И. А., Поступинская Н. Е., Шаркунова Н. Е., Чадромцева О. Л. Организация клуба выходного дня как одна из инновационных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников //
ЩР^ 0Гбн„ц7--и^№ї9о^РТяХ-/іАз™: -ART 13181 УДК 159.922.7:373.2 Гос. рег. Эл № фс 77-49965. - issn 2304-120X.
Ожидаемые результаты, их оценка
Таблица 6
Критерии Показатели Методы оценки
Повышение уровня сформированности у выпускников ДОУ интегративных качеств - Интегративное качество «Любознательный, активный»; - интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»; - интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»; - интегративное качество «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе» Мониторинг освоения воспитанниками Основной общеобразовательной программы (старшая группа -промежуточный, подготовительная - итоговый)
Повышение уровня сформированности представлений о родном городе и крае у детей старшего дошкольного возраста и их родителей (законных представителей). - У детей сформированы представления о городе Череповце, Вологодской области: знают отличительные особенности культуры, архитектуры, природы; - родители (законные представители) воспитанников принимают активное участие в экскурсионной программе, интерактивных мероприятиях Авторские методики; обратная связь, анкетирование (вводная и итоговая анкеты)
Создание единого образовательного пространства «семья - детский сад» - развитие партнерских отношений между педагогами и семьями воспитанников; - создание атмосферы сотрудничества в вопросах воспитания детей; - расширение сферы участия родителей в организации жизни ДОУ; - обогащение воспитательных умений родителей; - повышение качества досуга в семьях воспитанников; - количество мероприятий, проведенных в рамках деятельности клуба - Обратная связь участников клуба; - наблюдение за поведением участников в процессе работы в клубе (активность, заинтересованность, включенность); - аналитический отчет
Создание организационно-методических условий для продолжения проекта - Увеличение количества семей воспитанников старшего дошкольного возраста, участвующих в данном проекте; - разработанность методического инструментария; - разработанность диагностических методик; - наличие нормативной базы организации работы клуба выходного дня для всей семьи; - наличие разработанной системы мотивации для педагогов, задействованных в проекте; - увеличение числа социальных партнеров, участвующих в реализации данного проекта; - обобщение и представление опыта работы по организации культурного досуга семей воспитанников в рамках деятельности клуба выходного дня среди педагогической общественности и в средствах массовой информации Аналитический отчет
При организации проекта возможны определенные риски, препятствующие его реализации, представленные в таблице (табл. 7).
http://e-koncept.ru/2013/13181.htm
КОНТ тшт
Бучилова И. А., Поступинская Н. Е., Шаркунова Н. Е., Чадромцева О. Л. Организация клуба выходного дня как одна из инновационных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников //
ЩР,ш. 0Гбн„ц7--и^№1°9о^Х-/Аз™. -ART 13181 УДК 159.922.7:373.2 Гос. рег. Эл № фс 77-49965. - issn 2304-120X.
Возможные риски и пути их преодоления
Таблица 7
Возможные риски Пути их преодоления
Низкая мотивация родителей (законных представителей) воспитанников к участию в клубе выходного дня для всей семьи - Индивидуальная мотивация членов семей воспитанников; - освещение (фоторепортажи, отчеты) о деятельности клуба выходного дня для всей семьи на сайте ДОУ Ийр:/^11153.edu35.ru
Индифферентность общественности относительно вопросов духовно-нравственного, художественно-эстетического воспитания. - Включение в совместную творческую деятельность, создание условий для группового переживания, заметного вклада каждого в общий результат; - организация совместных форм художественно-эстетической деятельности
Недостаточная компетентность родителей (законных представителей) воспитанников в вопросах духовно-нравственного, художественноэстетического воспитания дошкольников. - Просвещение родителей в вопросах духовнонравственного, художественно-эстетического воспитания дошкольников через стендовые материалы; - активное сотрудничество в рамках клуба выходного дня
Низкий материальный достаток семей воспитанников, как следствие - финансовые трудности в оплате экскурсионного обслуживания - Индивидуализация системы оплаты при заключении договоров на экскурсионное обслуживание турфирмой; - разработка бонусной системы
Смена кадров в ДОУ, турфирме - Усиление мотивационной функции управления в работе с кадрами; - подготовка резерва
Ссылки на источники
1. Абдуллина Л. Э., Петерсон Л. Г., Богуславская Т. Н. Концептуальные идеи примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» (от рождения до 7 лет). - М.: Академия, 2011. - 65 с.
2. Бучилова И. А., Соловьева Н. Т. Проблема диагностики и коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с речевыми нарушениями // Современные научные исследования. Выпуск 1. - Концепт. - 2013. - ART 53542. - URL: http://e-koncept.ru /article/932.
3. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. - М.: Элизе Трейдинг, ЦГЛ, 2004. - 246 с.
4. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников // Управление дошкольным учреждением. - 2005. - № 1. - С. 55-67.
Buchilova Irina,
Ph.D., assistant professor of education defectological Cherepovets State University, Cherepovets
ibuchilova@yandex.ru
Postupinskaya Natalia,
Head Kindergarten generally developing form number 88, Cherepovets
mbdou88@bk.ru
Sharkunova Valentina,
director of travel company "Valenta", Cherepovets
valenta3535@yandex.ru
Chadromtseva Oksana,
guided tours travel agency "Valenta", Cherepovets valenta3535@vandex.ru
The organization of the weekend clubs as one of the forms of interaction between prescools and preschool children families
Abstract. The article deals with the problems of the organization of the weekend clubs in state preschools for preschool children families. The author describes forms, directions, content, criteria of the effectiveness of weekend clubs work.
Keywords: weekend clubs, preschools, family, interaction.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
977230412013509
http://e-koncept.ru/2013/13181.htm