Полковникова Н.Б.
Планирование педагогической работы в группе дошкольной образовательной организации при комплексно-тематической организации образовательного процесса
Полковникова Наталья Борисовна - кандидат педагогических наук, доцент департамента педагогики Института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО МГПУ (Москва, Россия), [email protected]
Стратегия модернизации дошкольного образования в нашей стране, обозначенная в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», вступившем в силу 1 сентября 2013 года, определяет, что федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, например, с дошкольными образовательными организациями (далее по тексту ДОО), входит в систему образования Российской Федерации. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее по тексту ФГОС ДО) регламентирует работу педагогов дошкольной образовательной организации. Также закон позиционирует дошкольное образование как самостоятельный и равноценный уровень образования, что предъявляет высокие требования к работе воспитателей детских садов.
Образовательная деятельность в организациях дошкольного уровня образования регламентируется ФГОС ДО. По нему основная цель дошкольного образования - это обеспечение полноценного развития личности детей в условиях эмоционального благополучия, положительного отношения к миру, к себе и к другим людям, то есть социального оптимизма. Современное российское дошкольное образование основано на принципах гуманизации, индивидуализации и дифференциации, а также развивающего характера образования. В 1989 году воспитатели и другие специалисты детских садов знакомились, а затем и реализовывали в своей работе Концепцию дошкольного воспитания В.В. Давыдова и В.А. Петровского. Сегодня идеи передовых ученых конца ХХ века законодательно закрепились в дошкольных образовательных организациях в связи с принятием нормативно-правовых документов, о которых было сказано выше.
Условия реализации дошкольного образовательного стандарта - наиболее обсуждаемая нынешним профессиональным педагогическим сообществом тема. ФГОС ДО отражает концепцию развивающего образования, субъектности образовательного процесса, интеграции воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста в современном содержании, методах и формах работы с детьми. Ориентируясь на этот документ, воспитатели групп детей дошкольного возраста все еще испытывают затруднения в практической работе в соответствии с требованиями стандарта. Педагоги зачастую не готовы к деятельности в новых условиях, поскольку их профессиональное обучение осуществлялось с позиций традиционной дошкольной педагогики, во многом отличной от положений ФГОС ДО. Сложности в работе воспитателей дошкольных групп возникают уже на этапе планирования образовательного процесса.
В современном проектировании, моделировании и осуществлении образовательного процесса необходимо учитывать ряд условий. В числе основополагающих положений ФГОС ДО провозглашает уважение к детской личности, гуманистический характер взаимодействия взрослых, родителей воспитанников, педагогов и ребенка. Содержание дошкольного образования предполагает возможность его поэтапного освоения дошкольниками, создание благоприятных условий для развития детей с учетом индивидуальных образовательных потребностей и специфических особенностей каждого ребенка.
Требования стандарта успешно реализуются при комплексно-тематическом построении образовательного процесса. Комплексно-тематический подход в работе педагога основывается на принципе интеграции образовательных областей, всего содержания дошкольного образования, а также педагогических средств, методов и форм работы с детьми в специфических, свой-
ственных дошкольному детству деятельностях и формах активности. Комплексно-тематическое выстраивание образовательного процесса детского сада, в отличие от «школьного», предметного, построения педагогической работы, помогает подчеркнуть возрастную, дошкольную, специфику работы с детьми. Объединяющим звеном сложной цепи, состоящей из элементов детского развития и педагогической деятельности, служит грамотное планирование образовательного процесса воспитателем.
Планирование образовательного процесса в группе детского сада - это предварительное продумывание, определение последовательности работы педагога, описание условий, необходимых для реализации содержания образования в разнообразных педагогических формах работы с детьми и видах детской деятельности. В основу плана заложена основная образовательная программа дошкольного образования, по которой работают воспитатели всех возрастных групп детского сада.
Не игнорируя требования содержательной наполненности, план работы воспитателя должен быть простым, понятным и доступным, чтобы по нему могли работать другие квалифицированные специалисты.
План образовательного процесса в группе дошкольной образовательной организации является обязательным документом. Планирование собственной работы систематически, последовательно ведет и реализует на практике каждый педагог, воспитатель или другой специалист, включенный в образовательный процесс. Контроль за планированием образовательного процесса в группе осуществляется администрацией ДОО не реже одного раза в две недели.
Время, которое уделяется написанию плана образовательного процесса в группе, должно быть оптимальным, учитывать квалификацию специалистов, образование, опыт, особенности личности воспитателей. Так, опытный педагог может отразить в плане только формы работы, наметить перечень педагогических мероприятий. Специалист, менее уверенный в своих силах, дополнит их конкретными целями и задачами, возможно, кратким ходом работы, перечнем необходимого оборудования, методами и приемами и другим полезным для себя материалом. Таким образом, планирование работы воспитателя - это не утомительное переписывание в тетрадь многочисленных книг, программ, пособий, а продуманный технологичный процесс, предваряющий начало практической деятельности, организующий и направляющий ее.
В то же время использование уже готовых, напечатанных издательствами планов, так сказать планов-образцов, детально разработанных на основе программ и методических пособий к ним, нецелесообразно для использования в повседневной работе. Такой по сути формальный план ограничивает для педагога возможности выбора, унифицирует живую работу с детьми, уводит от направленности на личность ребенка и воспитателя. План - это в прямом смысле «органайзер» работы воспитателя. Он ориентирован не только на реализацию образовательных целей и задач, но и на особенности воспитанников, профессионализм и индивидуальность педагога.
Структура плана образовательного процесса в группе детского сада обычно универсальна, мало отличается в разных ДОО. Как правило, требования к структуре определяет администрация образовательного учреждения или дошкольной образовательной организации. План содержит разделы с необходимыми сведениями о педагогах и воспитанниках, особенностях организации образовательного процесса в конкретной группе детского сада. В Приложении к данному пособию представлен макет плана образовательного процесса в группе ДОО. Макет содержит общие, обязательные разделы. В первой части плана традиционно размещаются:
• титульный лист;
• перечень вариативных программ дошкольного образования, комплексных и парциальных, методических пособий к ним, образовательных технологий, используемых в педагогическом процессе;
• сведения о самообразовании педагогов;
• информация о детях и родителях воспитанников;
• режим дня, расписание оздоровительной работы и занятий (образовательной деятельности) в группе, учебный план, тематика занятий на год и комплексы утренней гимнастики.
Перечисленные разделы могут быть дополнены другими сведениями в зависимости от запроса руководства дошкольной образовательной организации и желания педагогов.
Следующая, основная часть плана образовательной работы предусматривает выбор темы на обозначенный воспитателями период времени от одной недели до месяца. Тематика планирования определяется возрастом и интересами детей, возможностями обеспечения конкретного образовательного процесса. Оптимален выбор темы на две недели в группах детей младшего возраста (второй младшей и средней) и на
одну неделю в группах детей старшего возраста (старшей и подготовительной к школе).
Воспитателю предстоит обозначить основное событие по теме, вокруг которой организуется комплекс образовательных мероприятий, включающий различные виды детской деятельности, а также формы и методы педагогической работы. В этом комплексе реализуется содержание образовательных областей по выбранной теме.
Таким событием в группах детей младшего возраста может стать игра, досуг или развлечение, выставка, элементарный детский труд, целевая прогулка и др. В группах старшего дошкольного возраста круг основных событий по теме может быть расширен за счет новых видов игр, театрализованной деятельности, праздников, представлений детских проектов или результатов исследовательской деятельности, экскурсий, показа собранных коллекций, концертов, викторин, спортивных соревнований, оформления альбомов и прочих. Важно предусмотреть возможность выбора основного события и участия в нем не только детей и педагогов, но и членов семей, родственников воспитанников.
Далее на период времени, предусмотренный темой, в плане необходимо определить формы образовательной работы с детьми. Таким образом, образовательный процесс в группе представлен комплексом педагогических мероприятий, объединенных общей темой. Интеграция достигается систематичностью и последовательностью встраивания в единый план образовательного процесса содержания образования, видов детской деятельности и их педагогического сопровождения с помощью форм, методов и средств.
Важно, чтобы план позволял воспитателю осуществлять гибкий и динамичный «живой» образовательный процесс. Необходимо, чтобы образовательная работа равномерно распределялась в плане в течение дня по режимным моментам. Это приводит к снижению нагрузки на детей, к увеличению детской активности, дает возможность акцентировать внимание воспитателя на субъектной позиции каждого ребенка.
Индивидуальный и дифференцированный подходы реализуются при планировании посредством указания соответствующих педагогических форм. Планируемые воспитателем формы работы по каждой теме должны иметь опору на конкретную предметно-пространственную развивающую образовательную среду группы и детского сада.
При планировании образовательного процесса учитываются следующие линии: взаимодействие с взрослыми, взаимодействие со сверстниками, выстраивание отношений к миру, к другим, к себе. В последние годы в дошкольном образовании большое внимание уделяется сотрудничеству с семьями воспитанников. Семья рассматривается не только как заказчик образовательных услуг, но и как равноправный партнер педагогов при реализации задач дошкольного образования. Это социальное и педагогическое партнерство наиболее очевидно прослеживается по линии взаимодействия ребенка с взрослыми. ФГОС ДО требует создания условий для того, чтобы родители не были посторонними людьми в группе. Поэтому необходимо планировать сотрудничество педагогов с семьями воспитанников как утром и вечером, так и в течение всего дня, приглашать и включать в различные виды совместной деятельности детей и взрослых. При планировании образовательного процесса в группе целесообразно включать формы работы с родителями в общий план, не выделяя специальных разделов по работе с родителями.
Современное построение образовательной работы с дошкольниками характеризуется максимальной насыщенностью игрой. Используя воспитательно-образовательный потенциал различных видов игр, воспитатель выстраивает на них различные режимные моменты, применяет игры как форму и метод работы во всех образовательных областях.
Непосредственно образовательная деятельность обязательно включает проведение занятий с детьми всех возрастов, начиная с первой младшей группы. Занятия могут выстраиваться в игровой форме, в форме бесед и наблюдений, элементарного труда дошкольников и прочих. Это позволяет, с одной стороны, уйти от классно-урочной организации обучения, с другой -формировать предпосылки учебной деятельности, постепенно готовить детей к школьному обучению.
Гуманистический характер взаимодействия взрослых, родителей, педагогов и детей предполагает, что планирование образовательной работы опирается на создание условий для психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребенка и группы детей в целом. Немаловажную роль здесь играет обратная связь, идущая от детей. Обеспечивая условия для формирования субъектной позиции ребенка в образовательном процессе, воспитатель при планирова-
нии проявляет профессиональную наблюдательность, соблюдает интересы детей «здесь и сейчас», приветствует проявления детской инициативы, активности, свободы выбора, реализует индивидуальный подход в работе с детьми. Поэтому план образовательного процесса в группе характеризуется гибкостью и динамичностью.
Заботой воспитателя при планировании и осуществлении образовательной работы с детьми группы должно стать насыщение жизни каждого ребенка увлекательными событиями, которые одновременно с этим имеют образовательное значение, оказывают влияние на формирование детской личности. Детский сад - это место интересных событий не только для детей, но и для их родителей, а также для педагогов детского сада. Грамотно спланированный образовательный процесс в группе сплачивает родителей воспитанников и профессиональных педагогов вокруг общей цели воспитания.
Определение тематики для планирования при комплексно-тематической организации образовательного процесса в группе - непростая и ответственная задача для педагога. Согласно ФГОС ДО, на основе определенной темы проектируется комплекс педагогических форм, методов и средств, которые реализуют содержание дошкольного образования в разнообразных видах детской деятельности. Значит, от педагогических возможностей выбранной воспитателем тематики зависит решение педагогических задач, весь образовательный процесс в группе.
Выбор тем осуществляется педагогом на основании географических, национальных, социальных, личностных, индивидуальных и других особенностей детей группы с учетом интересов воспитанников и пожеланий их родителей. При отборе тематики планирования образовательного процесса в разных возрастных группах воспитателем учитываются:
• события окружающего мира, происходящие в природе и в общественной жизни, понятные и привлекательные для детей данного возраста;
• события, о которых дети узнают из литературных произведений, фольклора, мультипликационных и кинофильмов, вызывающие эмоциональный отклик и интерес воспитанников;
• события и объекты окружающей действительности, стимулирующие развитие любознательности и познавательных интересов детей группы;
• события, связанные с семьями воспитанников, традициями и бытом.
Разнообразные темы обеспечивают постепенное вхождение ребенка в окружающий мир, освоение этого сложного и привлекательного для дошкольника пространства. Тематика отбирается воспитателем в последовательном усложнении от одной возрастной группы к другой. Основная направленность тем должна прослеживаться из года в год, обеспечивая концентричность содержания дошкольного образования. Продолжительность работы внутри одной темы зависит от возраста детей и их заинтересованности материалом.
Уже упоминалось, что, планируя образовательный процесс, необходимо учитывать индивидуальные особенности отдельных детей и группы в целом. Также важно подходить к выбору тем дифференцированно, с опорой на возможности и интересы, специфику подгрупп дошкольников. В этом случае воспитатель имеет больше возможностей стать для детей ответственным, поддерживающим, знающим и заботливым помощником в развитии и социализации личности, объединяющим в ходе своей профессиональной деятельности внутренний мир ребенка и мир вокруг него. Выбирая и формулируя темы для образовательной работы, педагогу надо уметь наблюдать, прислушиваться к детским потребностям, поддерживать активность и инициативу всех воспитанников группы и видеть в ней каждого ребенка.
В практической работе воспитателю не обязательно строго придерживаться заранее определенного круга и порядка тем. На основе перечня предварительно выбранной педагогом тематики конструируется живой образовательный процесс в реальной группе с учетом конкретных условий работы. В учебном году темы в плане могут «перехлестываться», идти параллельно в течение какого-то промежутка времени, дополнять друг друга. То есть в течение некоторого времени, от нескольких дней до недели, в зависимости от возраста детей, их особенностей и личных предпочтений, а также педагогических задач, которые формулирует воспитатель с использованием основной образовательной программы, возможна работа не над одной, а над несколькими, чаще двумя, темами.
Ниже представлен примерный перечень тем по планированию для комплексно-тематической организации образовательного процесса в группах детей дошкольного возраста на учебный год.
Вторая младшая группа
сентябрь
1-4 неделя. «В нашей группе. Адаптационный период, знакомство с группой, педагогами, детьми, переход на режим дня детского сада».
1-2 неделя. «Осень наступила».
3-4 неделя. «В нашей группе не скучаем, вместе весело играем» (27 сентября - День воспитателя и дошкольных работников).
Октябрь
1-2 неделя. «Поздравляем бабушек и дедушек» (1 октября - Международный день пожилых людей).
2-3 неделя. «Летают, бегают, ползают» (2 октября - Всемирный день животных).
3-4 неделя. «Разноцветный мир вокруг. Развиваем детскую сенсорику».
Ноябрь
1-2 неделя. «Дружные ребята» (4 ноября - День народного единства; 16 ноября -Международный день толерантности).
2-3 неделя. «Играем рядом, играем вместе».
3-4 неделя. «Я пока еще расту» (20 ноября -Всемирный день детей).
Декабрь
1-2 неделя. «Как у наших у ворот. Ознакомление с фольклором, народной культурой».
2-3 неделя. «Наряжаем елочку. Развиваем мелкую моторику детей».
3-4 неделя. «Скоро праздник Новый год».
Январь
1-2 неделя. «Играем на улице. Растем здоровыми и бодрыми».
3-4 неделя. «Наши руки не для скуки. Сенсомоторное развитие детей».
Февраль
1-2 неделя. «Снег идет».
2-3 неделя. «Слово за словом» (21 февраля - Международный день родного языка).
3-4 неделя. «Поздравляем папу» (23 февраля - День защитника Отечества).
Март
1-2 неделя. «Подарок маме» (8 марта -Международный женский день).
2-3 неделя. «Весенняя капель».
3-4 неделя. «Кукольный театр» (27 марта -Всемирный день театра).
Апрель
1-2 неделя. «Книжки-малышки» (2 апреля -Международный день детской книги).
2-3 неделя. «Звезды и ракеты» (12 апреля -Всемирный день авиации и космонавтики).
3-4 неделя. «Зеленые друзья на участке» (22 апреля - Всемирная акция «День Земли»).
Май
1-3 неделя. «Праздничный день».
3-4 неделя. «Наша выставка» (18 мая -Международный день музеев).
Июнь
1-2 неделя. «Праздник всех ребят» (1 июня -Международный день защиты детей).
2-3 неделя. «Летние забавы и развлечения».
3-4 неделя. «Во саду ли, в огороде».
Июль
1-2 неделя. «Мы - пешеходы» (3 июля - День ГАИ).
2-3 неделя. «Я люблю свою семью» (8 июля - Всероссийский день семьи, любви и верности).
3-4 неделя. «Мы - друзья» (30 июля -Международный день дружбы).
Август
1-2 неделя. «Ягодки-цветочки».
2-3 неделя. «Мы - физкультурники» (10 августа - День физкультурника).
3-4 неделя. «Сказки для самых маленьких на экране» (27 августа - День российского кино).
средняя группа
сентябрь
1 неделя. «Мой дом, моя улица, мой город».
2 неделя. «Золотые листья».
3 неделя. «Водные жители» (26 сентября -Всемирный день моря).
4 неделя. «Мой любимый детский сад» (27 сентября - День воспитателя и дошкольных работников).
Октябрь
1 неделя. «Бабушкины руки» (1 октября -Международный день пожилых людей).
2 неделя. «Ребята и зверята» (2 октября -Всемирный день животных).
3 неделя. «Мир предметов - мир людей».
4 неделя. «Любимые мультики» (28 октября - Международный день анимации).
Ноябрь
1 неделя. «Дружат люди на планете, дружат взрослые и дети» (4 ноября - День народного единства; 16 ноября - Международный день толерантности).
2 неделя. «Наши игры и игрушки».
3 неделя. «Поздравим Деда Мороза» (18 ноября - День рождения Деда Мороза).
4 неделя. «Неразлучные друзья - взрослые и дети» (20 ноября - Всемирный день детей).
Декабрь
1 неделя. «Народные сказки для малышей».
2 неделя. «Елочка - колкая иголочка».
3-4 неделя. «К нам приходит Новый год!».
Январь
1-2 неделя. «Зимние развлечения».
3 неделя. «Затейники» (17 января - День детских изобретений).
4 неделя. «Письмо другу» (23 января - День ручного письма).
Февраль
1 неделя. «Зимние приметы».
2 неделя. «Родная речь» (21 февраля -Международный день родного языка).
3 неделя. «Папин праздник» (23 февраля -День защитника Отечества).
4 неделя. «До свидания, зима».
Март
1 неделя. «Слушаем радио. Смотрим телевизор» (3 марта - Международный день детского телевидения и радиовещания).
2 неделя. «Мамин день» (8 марта -Международный женский день).
3 неделя.«Весенний переполох».
4 неделя. «Играем в театр» (27 марта -Всемирный день театра).
Апрель
1 неделя. «Откуда пришла книга?» (2 апреля - Международный день детской книги).
2 неделя. «Космос и ракеты» (12 апреля -Всемирный день авиации и космонавтики).
3 неделя. «Моя Родина» (18 апреля -Международный день памятников и исторических мест).
4 неделя. «Друзья природы» (22 апреля -Всемирная акция «День Земли»).
Май
1 неделя. «Праздник мира и труда» (1 мая -День труда).
2 неделя. «С Днем Победы!» (9 мая - День Победы).
3 неделя. «Музей в нашей группе» (18 мая -Международный день музеев).
4 неделя. «Я на память знаю буквы» (24 мая - День славянской письменности и культуры; 26 мая - Всероссийский день библиотек).
Июнь
1 неделя. «Счастливый мир детства» (1 июня - Международный день защиты детей).
2 неделя. «Родной край» (12 июня - День России).
3 неделя. «Летом все растет».
4 неделя. «Сильные, быстрые, ловкие» (23 июня - Международный Олимпийский день).
Июль
1 неделя. «Правила уличного движения» (3 июля - День ГАИ).
2 неделя. «Наша дружная семья» (8 июля - Всероссийский день семьи, любви и верности).
3 неделя. «Летняя спортплощадка».
4 неделя. «Мои друзья» (30 июля -Международный день дружбы).
Август
1 неделя. «Летние приметы».
2 неделя. «Будьте здоровы» (10 августа -День физкультурника).
3 неделя. «Горит на солнышке флажок» (22 августа - День Государственного флага Российской Федерации).
4 неделя. «В гостях у сказки» (27 августа -День российского кино).
старшая группа
сентябрь
1 неделя. «Скоро в школу» (1 сентября - День знаний).
2 неделя. «Приметы осени».
3 неделя. «Кто живет на дне морском» (26 - сентября Всемирный день моря).
4 неделя. «А у нас в детском саду!» (27 сентября - День воспитателя и всех дошкольных работников).
Октябрь
1 неделя. «Бабушки и дедушки - лучшие друзья» (1 октября - Международный день пожилых людей).
2 неделя. «Ребятам о зверятах» (2 октября -Всемирный день животных).
3 неделя. «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны. Детям о профессиях и труде взрослых».
4 неделя. «Гости из любимых мультфильмов» (28 октября - Международный день анимации).
Ноябрь
1 неделя. «Вместе - дружная семья» (4 ноября - День народного единства; 16 ноября -Международный день толерантности).
2 неделя. «Неделя игры и игрушки».
3 неделя. «С днем рожденья, Дед Мороз!» (18 ноября - День рождения Деда Мороза).
4 неделя. «Детский мир» (20 ноября -Всемирный день детей).
Декабрь
1 неделя. «Золотая звезда героя» (9 декабря - День Героев Отечества в России).
2 неделя. «Лесная красавица».
3 - 4 неделя. «Новогодние поделки».
Январь
1-2 неделя. «Зимние игры и забавы».
3 неделя. «В царстве фантазии» (17 января -День детских изобретений).
4 неделя. «Хочу быть грамотным» (23 января - День ручного письма).
Февраль
1 неделя. «Зимняя сказка».
2 неделя. «Языки России» (21 февраля -Международный день родного языка).
3 неделя «Наша армия сильна» (23 февраля - День защитника Отечества).
4 неделя «Прощание с зимой».
Март
1 неделя. «Детская служба новостей» (3 марта - Международный день детского телевидения и радиовещания).
2 неделя. «Мамин праздник» (8 марта -Международный женский день).
3 неделя. «От ручейка до океана» (14 марта - Международный день рек).
4 неделя. «Маленькие театралы» (27 марта -Всемирный день театра).
Апрель
1 неделя. «Книжкина неделя» (2 апреля -Международный день детской книги).
2 неделя. «На космических орбитах» (12 апреля - Всемирный день авиации и космонавтики).
3 неделя. «Известные места на карте моей Родины» (18 апреля - Международный день памятников и исторических мест).
4 неделя. «Посмотри, как хорош мир, в котором ты живешь» (22 апреля - Всемирная акция «День Земли»).
Май
1 неделя. «Солнце и планеты» (3 мая - День Солнца).
2 неделя. «Никто не забыт, ничто не забыто» (9 мая - День Победы).
3 неделя. «Музей в детском саду» (18 мая -Международный день музеев).
4 неделя. «Праздник алфавита» (24 мая -День славянской письменности и культуры; 26 мая - Всероссийский день библиотек).
Июнь
1 неделя. «Пусть всегда буду я!» (1 июня -Международный день защиты детей).
2 неделя. «Наша страна» (12 июня - День России).
3 неделя. «Что растет вокруг меня».
4 неделя. «Олимпийцы подрастают среди нас» (23 июня - Международный Олимпийский день).
Июль
1 неделя. «Правила безопасности на дороге» (3 июля - День ГАИ).
2 неделя. «Мой дом, моя семья» (8 июля -Всероссийский день семьи, любви и верности).
3 неделя. «На клетчатой доске» (20 июля -Международный день шахмат).
4 неделя. «Подружиться каждый рад» (30 июля - Международный день дружбы).
Август
1 неделя. «Подарки лета».
2 неделя. «С физкультурой мы друзья» (10 августа - День физкультурника).
3 неделя. «Флаг России» (22 августа -День Государственного флага Российской Федерации).
4 неделя. «Любимые сказки на киноэкране» (27 августа - День Российского кино).
Подготовительная к школе группа
сентябрь
1 неделя. «На пороге школы» (1 сентября -День знаний).
2 неделя. «Золотая волшебница осень».
3 неделя. «Морские глубины и их обитатели» (26 сентября - Всемирный день моря).
4 неделя. «Поздравляем детский сад!» (27 сентября - День воспитателя и всех дошкольных работников).
Октябрь
1 неделя. «Праздник пожилого человека» (1 октября - Международный день пожилых людей).
2 неделя. «В мире животных» (2 октября -Всемирный день животных).
3 неделя. «Все работы хороши, выбирай на вкус! Детям о профессиях и труде взрослых».
4 неделя. «Страна Мультипликация» (28 октября - Международный день анимации).
Ноябрь
1 неделя. «Все флаги в гости будут к нам» (4 ноября - День народного единства; 16 ноября - Международный день толерантности).
2 неделя. «Народные игры и игрушки».
3 неделя. «Наши поздравления Деду Морозу» (18 ноября - День рождения Деда Мороза).
4 неделя. «Азбука детства» (20 ноября -Всемирный день детей).
Декабрь
1 неделя. «Мир стоит на настоящих людях. Герои России» (9 декабря - День Героев Отечества в России).
2 неделя. «Лесная гостья».
3-4 неделя. «Мастерская Деда Мороза».
Январь
1-2 неделя. «Зимние гуляния».
3 неделя. «Выдумщики и изобретатели» (17 января - День детских изобретений).
4 неделя. «Учусь читать и писать» (23 января - День ручного письма).
Февраль
1 неделя. «Кладовая зимы».
2 неделя. «Русский язык - язык дружбы» (21 февраля - Международный день родного языка).
3 неделя. «Защитники Отечества» (23 февраля - День защитника Отечества).
4 неделя «Проводы зимы».
Март
1 неделя. «Неделя детского телевидения» (3 марта - Международный день детского телевидения и радиовещания).
2 неделя. «Международный женский день» (8 марта - Международный женский день).
3 неделя. «Земля - наш общий дом» (20 марта - Международный день Земли).
4 неделя. «Дети в театре, театр - детям» (27 марта - Всемирный день театра).
Апрель
1 неделя. «Книжные открытия» (2 апреля -Международный день детской книги).
2 неделя. «Покорители космических высот» (12 апреля - Всемирный день авиации и космонавтики).
3 неделя. «Экскурсия на Родину» (18 апреля -Международный день памятников и исторических мест).
4 неделя. «Сохраним нашу планету» (22 апреля - Всемирная акция «День Земли»).
Май
1 неделя. «Солнце и планеты Солнечной системы» (3 мая - День Солнца).
2 неделя. «След войны в моей семье» (9 мая -День Победы).
3 неделя. «Музеи для дошколят» (18 мая -Международный день музеев).
4 неделя «От А до Я» (24 мая - День славянской письменности и культуры; 26 мая -Всероссийский день библиотек).
Июнь
1 неделя. «Детство - это я и ты» (1 июня -Международный день защиты детей).
2 неделя. «Россия - Родина моя» (12 июня -День России).
3 неделя. «Летние букеты».
4 неделя. «Олимпиады и олимпийцы» (23 июня - Международный Олимпийский день).
Июль
1 неделя. «Азбука дорожного движения» (3 июля - День ГАИ).
2 неделя. «Семейный альбом» (8 июля -Всероссийский день семьи, любви и верности).
3 неделя. «Неделя шашек и шахмат» (20 июля - Международный день шахмат).
4 неделя. «Дружим вместе, ты и я» (30 июля - Международный день дружбы).
Август
1 неделя. «Летний калейдоскоп».
2 неделя. «На физкультурной площадке» (10 августа - День физкультурника).
3 неделя. «Символы России» (22 августа -День Государственного флага Российской Федерации).
4 неделя. «Детский киноклуб» (27 августа -День российского кино). ■
список рекомендованной литературы
1. Багаутдинова С.Ф., Корнилова К.В. Подходы в планировании образовательного процесса в ДОУ // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2007. - №7. -С. 56-59.
2. Бакланова Т.И., Глебова АО, Гришае-ва Н.П., Полковникова Н.Б. и др. Основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» / Под ред. В.Т. Кудрявцева. -М.: Вентана-Граф, 2016. - 592 с.
3. Белая К.Ю. Комплексно-тематическое планирование и организация образовательного процесса в ДОО // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2015. -№8(60). - С. 44-47.
4. Васюкова Н.Е. Планирование как механизм выстраивания интегративно-го содержания педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении. Автореф. дисс... канд. пед. наук. - М.: МГПУ. - 2009. - 17 с.
5. Васюкова Н.Е., Родина Н.М. Планирование образовательного процесса с дошкольниками на комплексно-тематической основе и принципе интеграции образовательных областей // Детский сад: теория и практика. - 2012. -№5. - С. 32-39.
6. Ерофеева Т.И. Ожидания и запросы педагогов в период перехода на ФГОС // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2014. - №6. - С. 38-44.
7. Кирсанова В.Г., Ашихмина ОА., Краева М.Ю., Першина ЛА., Павленко ТА. Опыт исследования образовательных дефицитов педагогических работников Московской области // Конференциум АСОУ. Сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. Выпуск 1. - М.: АСОУ, 2016. С. 47-60.
8. Кирсанова В.Г., Першина ЛА., Павленко ТА Повышение квалификации педагогов-психологов в Московской области: состояние и перспективы развития // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. - 2015. -№1. - С. 37-43.
9. Козлова СА Планируемые промежуточные результаты освоения программы // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. - 2012. - №7. - С. 44-45.
10. Корсакова О.Н., Князькина Н.Б. Рекомендации по планированию образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО // Вестник Марийского государственного университета. - 2015. - №2. - С. 37-41.
11. Павленко ТА Актуальные вопросы реализации ФГОС // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса: Материалы всероссийской научно-практической конференции, 12-13 апреля 2016 г. - СПб.: НИЦ АРТ. - 2016. -С.451-456.
12. Павленко ТА Все программы хороши... Анализируем программы развития общения детей дошкольного возраста // Школьный психолог. - 2016. - №2. - С. 39-42.
13. Павленко ТА Повышение квалификации педагогов дошкольных образовательных организаций как необходимая составляющая организации взаимодействия с семьями обучающихся // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. - 2017. - Вып. 2. -С. 862-868.
14. Полковникова Н.Б. Планирование образовательного процесса в дошкольной образовательной организации: Учебно-методическое пособие. - М.: МГПУ, 2017. - 72 с.
15. Полковникова Н.Б. Подготовка выпускников педагогического вуза к работе над образовательной программой дошкольного учреждения // Детский сад: теория и практика. - 2012. - №4. - С. 97-101.
16. Попова В.Р., Таланина Е.В. Планирование образовательного процесса на основе проектной деятельности // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2014. -№2. - С. 93-98.
17. Реморенко И.М., Шиян И.Б., Ши-ян ОА., Шмис Т.Г., Леван Т.Н., Козьмина Я.Я., Сивак Е.В. Ключевые проблемы реализации ФГОС дошкольного образования по итогам исследования с использованием «Шкал для комплексной оценки качества образования» в дошкольных образовательных организациях // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2017. - №2(74). - С. 16-31.
18. Савенков А.И., Цаплина О.В., Ганиче-ва А.Н., Муродходжаева Н.С., Полковникова Н.Б. Мониторинг основных образовательных программ дошкольного образования: Учебно-методическое пособие. - М: Изд-во НИЦ АРТ, 2017. - 212 с.
19. Сомкова О.Н., Солнцева О.В., Вербенец А.М. Проект как форма планирования в образовательном учреждении // Детский сад: теория и практика. - 2012. - №9. - С. 40-63.
20. Феденчук Е.В. Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса // Детский сад от А до Я. - 2012. -№3 (57). - С. 66-88.