Научная статья на тему 'Некоторые аспекты обеспечения психологической безопасности образовательной среды дошкольной образовательной организации'

Некоторые аспекты обеспечения психологической безопасности образовательной среды дошкольной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1122
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ИСТОЧНИКИ УГРОЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова И. А., Непрокина И. В.

В статье раскрывается понятие психологической безопасности образовательной среды дошкольной образовательной организации. Авторы обосновывают актуальность данной проблемы в свете современных преобразований в области дошкольного воспитания. Рассмотрены основные источники угроз психологической безопасности, существующие в современных детских садах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты обеспечения психологической безопасности образовательной среды дошкольной образовательной организации»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

патриотическими традициями Отечества, Вооруженных Сил и своего военного института.

Мощное воспитательное воздействие на личностно-ценностное и профессиональное развитие курсанта оказывает сама военная среда, особенности курсантского подразделения.

Важнейший принцип воспитательной работы - воспитание военнослужащих в коллективе и через коллектив, что достигается благодаря созданию атмосферы взаимопонимания, дружбы, войскового товарищества, социальной справедливости, высокой ответственности и культуры взаимоотношений. Этот принцип отражает закономерные связи социально-психологического плана, коллективной и групповой жизни военнослужащих. Человек, проходящий воинскую службу, большую часть времени проводит непосредственно в коллективе и группе людей. Он находится под постоянным влиянием и воздействием. Благодаря многообразию межличностных взаимоотношений, многочисленным контактам в сплоченном коллективе ускоряется процесс развития личности, появляются возможности для проявления своих способностей и корректировки поведения, действия.

Преподаватель военного вуза должен знать и понимать закономерности групповых процессов, ясно видеть структуру межличностных взаимоотношений в курсантском коллективе, чтобы уметь найти индивидуальный подход к членам коллектива и влиять на формирование и развитие сплоченного коллектива. Но, вместе с тем, преподавателю нелегко быть экспертом в вопросах взаимоотношений курсантов его группы. Этому препятствуют такие факторы как: разница в возрасте, различия в социальном статусе, жизненном и служебном опыте. Поэтому зачастую преподаватель видит курсантов сквозь призму своего личностного и профессионального подтекста, сужающего видение человека до нескольких субъективных качеств. Определяя свои воспитательные действия и отношения с курсантом на основе выделения лишь отдельных сторон его субъективности, преподаватель вступает с ним в обезличенно-формальные, утилитарно-прагматические отношения [2].

Преодоление психолого-педагогических трудностей в воспитательной деятельности и овладение мастерством воспитания преподавателем военного вуза происходит в процессе преодоления прежде всего субъективно-объективных и субъективных причин. Только преодолев данный психологический барьер, преподаватель вуза сумеет стать полноправным субъектом личностного и профессионального развития курсантов - будущих офицеров.

Список использованной литературы:

1 Валиулин, P. M. Педагогические основы воспитательной работы в курсантском подразделении. - Воронеж: ВВАИУ, 2006. - 137 с.

2 Леонов, Е. Л. Совершенствование военно-педагогической подготовки курсантов высших военных командных училищ: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 1997. - 24 с.

3 Марченков, В. И. Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации. - М.: ВУ, 1999. - 379 с.

© Соловьева А.В., Захарченко О.В., 2016

УДК 373.2

И.А.Степанова

Зам. заведующего по воспитательной и методической работе Д/с № 176, г.о.Тольятти, Российская Федерация

И.В.Непрокина Д.п.н., профессор ГУМПИ, ТГУ, г.о.Тольятти, Российская Федерация

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация

В статье раскрывается понятие психологической безопасности образовательной среды дошкольной

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

образовательной организации. Авторы обосновывают актуальность данной проблемы в свете современных преобразований в области дошкольного воспитания. Рассмотрены основные источники угроз психологической безопасности, существующие в современных детских садах.

Ключевые слова

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, профессиональный стандарт педагога, психологическая безопасность образовательной среды,

внешние и внутренние источники угроз.

Долгое время система дошкольного воспитания в России находилась под прямым влиянием школы. В детских садах происходила подмена игры учебной работой. Результативность работы дошкольной образовательной организации оценивалась через призму учительского мнения о том, насколько ребенок подготовлен к школе. Другими словами, период дошкольного детства не имел собственной ценности и рассматривался только как период подготовки к следующему жизненному этапу, а главной целью дошкольного образования являлось формирование у воспитанников «готовности к школе». Такое положение не является правомерным ни с точки зрения возрастной психологии, ни с позиции реальных потребностей детей. Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования позволило по-новому взглянуть на этап дошкольного детства. В новом нормативном документа подчеркивается необходимость сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, провозглашается ценность детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду. В условиях введения ФГОС ДО, когда процедура тестирования детей и оценки педагогов по уровню успешности освоения детьми образовательной программы уходят в прошлое, главным показателем качества образования становится развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями стандарта дошкольного образования.

Одним из основных требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к условиям реализации образовательной программы является соблюдение принципа безопасности образовательной среды. Проектирование безопасной образовательной среды в детском саду в настоящее время является одной из основных задач педагога дошкольной образовательной организации, а также критерием оценки качества его профессиональной деятельности.

Проблеме обеспечения безопасности образовательной среды посвящено большое количество публикаций (И.А.Баева, М.Р.Битянова, Н.В.Груздева, В.И.Панов и др.). Вопросы моделирования, проектирования и мониторинга безопасной образовательной среды рассматриваются в работе И.В.Непрокиной, О.П.Болотниковой и А.А.Ошкиной [2]. Безопасности как явлению, без которого не могут нормально развиваться ни личность, ни социальная организация, ни общество в целом, посвящено исследование С.В.Пимоновой [3]. А.И. Садретдинова подчеркивает актуальность проблемы обеспечения безопасности в образовательной среде, ссылаясь на растущую динамику опасных ситуаций в образовательных учреждениях, а также высокую детскую заболеваемость и травматизм [4].

Традиционно понятие безопасности в образовательном учреждении включало в себя охрану жизни и здоровья детей и обеспечение безопасных условий труда педагогов. Современный мир внес коррективы в подходы к проблеме безопасности. На сегодняшний день важным аспектом становится обеспечение психологической безопасности участников образовательного процесса. В Профессиональном стандарте педагога, вступившем в действие 1 января 2015 года, указано, что современный педагог дошкольной образовательной организации должен обладать способностью проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия.

И.А.Баева обращает внимание на то, что современная социокультурная ситуация дает многочисленные примеры негативного влияния внешних условий на становление личности человека. Особую актуальность приобретает проблема защищенности от психологического насилия во взаимодействии участников образовательной среды, поскольку она является важнейшим условием социализации детей. В своем исследовании автор рассматривает психологическую безопасность как состояние образовательной среды,

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

свободное от проявления психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению основных потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников [1, 22].

Существует ряд угроз для обеспечения психологической безопасности образовательной среды детского сада. Основной угрозой во взаимодействии участников образовательной среды является получение психологической травмы, в результате чего наносится ущерб позитивному личностному развитию и психическому здоровью. Главным источником психотравмы является психологическое насилие в процессе взаимодействия. Психологические угрозы, в отличие от других видов угроз (экологических, технократических и других) обладают отличительными особенностями. Они менее «видимые», что сказывается на трудности контроля над ними со стороны тех, кто отвечает за безопасность ребенка и озабочен проблемами его психологического здоровья. Психологические угрозы очень субъективно оцениваются по силе их воздействия на детскую психику: все дети обладают разной степенью эмоциональной чувствительности и ранимости. То, что кажется абсолютно нормальным и безопасным для одного дошкольника, для другого может иметь разрушительное воздействие. Опасная особенность психологических угроз заключается в том, что они могут действовать довольно долгое время «безнаказанно», а их источником являются не некие непредсказуемые, трудно устранимые обстоятельства, а характер взаимодействия педагога с детьми.

Основные источники угроз психологической безопасности образовательной среды детского сада можно условно разделить на внешние и внутренние. К внешним источникам угроз психологической безопасности относятся следующие:

- манипулирование детьми, которое наносит серьезный ущерб позитивному развитию личности. Зачастую на практике это проявляется в стремлении воспитывающих взрослых максимально все сделать за ребенка, лишая его тем самым самостоятельности и инициативы. Особенно сильное негативное воздействие на гармоничное развитие личности ребенка данный фактор оказывает в период раннего возраста, поскольку именно возраст 2-3 лет является сензитивным периодом для формирования таких важных качеств личности, как самостоятельность, активность, автономность и инициативность;

- индивидуально-личностные особенности персонала, участвующего в образовательном процессе и ежедневно вступающего в непосредственное взаимодействие с детьми. В современных нормативных документах, которыми руководствуются в своей деятельности дошкольные образовательные организации, особое внимание уделяется личностным качествам педагогов. Так, в профессиональном стандарте педагога особо подчеркивается, что педагог ДОО должен быть готов к принятию разных детей, вне зависимости от их реальных возможностей, особенностей поведения, состояния психического и физического здоровья. Педагог детского сада обязан обладать профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку, способностью оказывать адресную помощь воспитанникам своими педагогическими приемами, умением разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей воспитанников;

- межличностные отношения детей в группе. К сожалению, в детском коллективе, начиная с раннего возраста, возможны проявления грубости и жестокости, которые не всегда бывают замечены воспитателями. Кроме того, довольно частыми на практике оказываются ситуации отвержения детским сообществом кого-либо из детей. Данные факты современной реальности также нашли отражение в профессиональном стандарте педагога. В частности, пункт 4.9. в качестве одного из необходимых профессиональных компетенций воспитателя называет «умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают»;

- враждебность окружающей ребенка среды, что выражается в ограничении доступа к игрушкам, непродуманности цветового оформления группового пространства, а также в отсутствии необходимых условий для реализации естественной потребности детей в двигательной активности.

Соблюдение требований ФГОС ДО к условиям реализации основной общеобразовательной программы диктует современному педагогу дошкольной образовательной организации необходимость организации образовательного пространства, разнообразия материалов, оборудования и инвентаря, обеспечивающих эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением,

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

возможность самовыражения, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях, а также различные виды проявления детской активности (игровой, познавательной, исследовательской, творческой). Кроме того, все дети, в том числе и дети с особыми возможностями здоровья, должны обладать свободным доступом к играм, игрушкам, материалам и пособиям, обеспечивающим все основные виды детской деятельности.

Использование цвета в оформлении групповых помещений детского сада является одним из нетрадиционных приемов создания психологически безопасной образовательной среды [5]. Наблюдения за поведением дошкольников, позволяют сделать вывод о том, что грамотно спроектированная цветовая образовательная среда группы детского сада положительно влияет на обеспечение психологической безопасности образовательной среды. Так, красный цвет игрушек, деталей мебели стимулирует большую подвижность и активность пассивных, медлительных, неуверенных в себе воспитанников. Светло-синий и голубой цвет в спальной, части потолка игровой комнаты, ширм для зоны уединения обеспечивают автономность и независимость дошкольника. Светло-желтый цвет в интерьере стимулирует жизнерадостное, оптимистичное настроение и доброжелательность в общении. Зеленый цвет комнатных растений, коврового покрытия, некоторых пособий для активной детской деятельности (спортивные пособия, атрибуты для закаливания, утренней гимнастики, театральных представлений) помогают воспитателю создать уравновешенную, деловую обстановку в группе, а также способствуют формированию у детей уверенности при выполнении сложных действий с предметами.

Цвет детской одежды также влияет на эмоциональное самочувствие ребенка, на восприятие его другими детьми. Сопутствующие черты красного цвета - агрессивность и активность, поэтому его не следует рекомендовать родителям при формировании гардероба гиперактивных детей, в то время как робким детям данный цвет поможет преодолеть собственные страхи. Эмоциональным, нервозным детям синий цвет в одежде поможет контролировать себя и свои эмоции, снимет напряжение, однако этот цвет не будет полезным для необщительных детей. Желтый и зеленый - основные цвета в гардеробе дошкольника, поскольку формируют оптимизм и уверенность в своих силах. Черный цвет вовсе не является цветом детства, потому и не рекомендуется для использования детей дошкольного возраста;

- неправильная организация общения. Только демократический стиль общения воспитателя с ребенком, умение слушать и слышать каждого воспитанника позволяют нивелировать данный источник угрозы психологической безопасности. При организации взаимодействия с детьми дошкольного возраста профессиональному педагогу следует придерживаться ряда принципов:

- оценивать не личность ребенка, а его конкретные действия, начиная с положительных;

- воздействовать на ребенка советом, просьбой, побуждением к действию;

- рассматривать ребенка как равноправного партнера по общению, так как от него можно узнать много нового;

- не сравнивать ребенка с другими, а только с самим собой вчерашним. Уметь занять позицию ребенка, встать на его место;

- поощрять самостоятельность суждений, активность, привлекать воспитанников к принятию решений, учитывать их мнение.

-интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима дня в детском саду, однообразия будней. Для избежания переутомления детского организма рекомендуется правильно распределять учебную нагрузку в течение недели и дня. Середина недели, особенно вторник и среда, являются благоприятными днями для максимальной интеллектуальной нагрузки, понедельник и пятницу желательно посвятить занятиям по реализации образовательных областей «Физическое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие» (музыка, изобразительная деятельность). При этом все занятия интеллектуального плана лучше всего проводить в первой половине дня. Однообразия будней в детском саду позволяет избежать соблюдение принципа комплексно-тематического планирования образовательной деятельности. В соответствии с данным принципом, весь образовательный процесс в детском саду выстраивается вокруг какого-либо значимого для детей события. Таким образом, дети всегда находятся в состоянии приготовления к празднику - разучивают стихи, песни, готовят подарки, привлекают к подготовке родителей. Еженедельно в детском саду происходит кульминация всего процесса подготовки -сам праздник в форме концерта, развлечения, соревнования и др.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070 Среди внутренних источников угроз психологической безопасности наиболее часто встречающимися являются следующие:

- сформировавшиеся привычки негативного поведения, в результате чего ребенок сознательно отвергается сверстниками и подсознательно взрослыми;

- заниженная самооценка. Значительное место среди воспитательных задач, стоящих перед педагогом, должно отводится формированию адекватной самооценки воспитанников;

- различные патологии физического развития.

Признаками стрессового состояния ребенка, свидетельствующими о нарушении психологической безопасности, могут быть трудности засыпания, беспокойный сон, беспричинная обидчивость, плаксивость или повышенная агрессия, рассеянность, невнимательность, боязнь общения, стремление к уединению, повышенная тревожность и другие проявления. Проявление тревожных симптомов должно стать сигналом для воспитывающих взрослых к более внимательному отношению к воспитаннику, анализу причин такого состояния и планированию индивидуального сопровождения его развития.

Таким образом, сегодня забота о психологической безопасности детей становится обязательным целевым ориентиром в работе каждой дошкольной образовательной организации, показателем достижения современного качества образования. Здоровье ребенка, в том числе психологическое, - одно из тех немногих требований, которое представлено в ожиданиях всех заказчиков образовательных услуг - родителей воспитанников, общества, государства. Это значит, что современный детский сад должен стать не только организацией, где воспитанникам дается определенный набор знаний, умений и навыков, но и пространством полноценного развития, становления успешных, уверенных в себе, здоровых детей. Достижение этих задач возможно только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного социально-психологического климата. Другими словами, детский сад должен быть территорией безусловной психологической безопасности. Именно поэтому в последние годы обострился интерес к определению феномена психологической безопасности образовательной среды, разворачиваются исследования, позволяющие измерять психологическую безопасность, а также проектируются условия ее обеспечения. Список использованной литературы:

1. Безопасность образовательной среды дошкольного учреждения: учебно-методическое пособие [Текст] / под ред. С.О. Филипповой, А.Е. Митина, Т.И. Рогачевой. - СПб. : Свое издательство, 2014. - 293 с.

2. Непрокина, И. В. Безопасная образовательная среда: моделирование, проектирование, мониторинг : учеб. Пособие [Текст] / И. В. Непрокина, О. П. Болотникова, А. А. Ошкина. - Тольятти : Изд-во ТГУ, 2012. - 91 с.

3. Пимонова, С.В. Развитие творческого потенциала студентов в условиях безопасной образовательной среды [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / С.В. Пимонова. - Ставрополь, 2006. - 163 с.

4. Садретдинова, А.И. Проектирование педагогических условий формирования культуры безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников [Текст] / А.И. Садретдинова // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2008. - № 3. - С. 407-411.

5. Шакина, Н. В. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды первой младшей группы детского сада [Текст] / Н. В. Шакина, И. А. Степанова // Дошкольная педагогика. - 2011. - № 2. - С. 47-54.

© Степанова И.А., Непрокина И.В., 2016

УДК 372.46

И.И.Сунагатуллина

К.п.н, доцент

МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск, РФ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Аннотация

Целью статьи является привлечь внимание учителей начальных классов к нарушениям устной и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.