Планирование образовательного процесса педагогом дошкольной образовательной организации в контексте программы «Тропинки»
Полковникова Наталья Борисовна
Институт педагогики и психологии образования ГАОУ ВО г. Москвы Московский городской педагогический университет
Ключевые слова:
Тропинки, дошкольное образование, развитие, ФГОС ДО
Аннотация: в статье рассмотрены современные подходы к планированию педагогом образовательной работы с позиций примерной образовательной программы дошкольного образования «Тропинки».
Внедрение дошкольного федерального государственного образовательного стандарта (далее по тексту - ФГОС ДО) сегодня - это наиболее обсуждаемая тема в отечественном профессиональном педагогическом сообществе. ФГОС дошкольного образования отражает общую концепцию гуманизации, индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, интеграции воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста в современном содержании, методах и формах работы с детьми. Ориентируясь в работе на этот документ в целом, педагоги присматриваются к нему, реализуют в работе с детьми положения стандарта.
Важным является создание условий для развивающего вариативного дошкольного образования с использованием многообразия программ. В частности, во ФГОС ДО указывается возможность работы по разным программам дошкольного образования в разных группах одной дошкольной образовательной организации. Программа «Тропинки» [3], разработанная в лучших традициях отечественной дошкольной педагогики и апробированная практиками многих российских регионов, создана в контексте современных направлений модернизации дошкольного образования. Программа и учебно-методические пособия, раскрывающие ее содержание, отзываются на требования времени, отраженные в нормативных документах и научных концепциях, регламентирующих организацию педагогического процесса с дошкольниками.
В «Тропинках» [1] содержание образования реализуется в контексте комплексно-тематической модели проектирования образовательного процесса. Положительными сторонами при таком подходе служат поддержание детской самостоятельности и инициативы, ненавязчивая позиция взрослого во взаимодействии с детьми, отсутствие авторитаризма воспитателя в педагогическом общении, поддержка педагогом разнообразия детской, специфической возрасту активности.
Таким образом, в «Тропинках» проектирование педагогической деятельности создает условия для того, чтобы охватывать вниманием конкретный контингент воспитанников, позволяет осуществлять в зависимости от педагогических целей как индивидуальный, так и дифференцированный подходы в процессе образования дошкольников. В то же время, педагог может планировать работу в соответствии с собственными возможностями, интересами, что, по нашему мнению, также отражает идею гуманизации, субъектного подхода в дошкольном образовании.
В планировании образовательного процесса по программе «Тропинки» отражена тематика и содержание значимых и понятных детям событий и явлений окружающего мира. Овладение дошкольниками содержанием образования реализуется в различных детских видах деятельности и формах активности согласно ФГОС ДО.
Работа по программе «Тропинки» позволяет планировать и реализовывать образовательный процесс в возрастной группе на основе принципов, обозначенных ФГОС дошкольного
образования. В первую очередь - это принципы уникальности и самоценности дошкольного детства, понимания его значимости в общем развитии человека, амплификации (обогащения) детского развития, создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей, формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка через включение в различные виды деятельности; учета социальной ситуации развития конкретного ребёнка.
При моделировании и осуществлении образовательного процесса программа «Тропинки» предполагает учет ряд условий. В числе основополагающих - уважение к детской личности, гуманистический характер взаимодействия взрослых, родителей воспитанников и педагогов, и ребенка. Содержание образовательной программы «Тропинки» предполагает возможность ее поэтапного освоения дошкольником, создание благоприятных условий для развития детей с учетом индивидуальных образовательных потребностей и специфических особенностей каждого ребёнка.
Необходимые в духе времени требования успешно реализуются в «Тропинках» [3] в комплексно-тематическом построении образовательного процесса. Комплексно-тематический подход в работе педагога основывается на принципе интеграции образовательных областей, всего содержания дошкольного образования; педагогических средств, методов и форм работы с детьми в специфических свойственных дошкольному детству деятельностях и формах активности. Комплексно-тематическое выстраивание образовательного процесса в отличие от «школьного», предметного, построения педагогической работы помогает подчеркнуть возрастную, дошкольную, специфику работы с детьми. Объединяющим звеном сложной цепи, состоящей из элементов детского развития и педагогической деятельности, служит грамотное планирование образовательного процесса воспитателем [2].
В предложенные программой «Тропинки» [3] варианты планирования образовательного процесса заложены требования ФГОС ДО и содержание самой программы, а также методическое обеспечение к ней. При отборе тем для работы педагогов в разных возрастных группах учтены [2]:
- события окружающего мира, происходящие в природе и в общественной жизни, понятные и привлекательные для детей данного возраста;
- события, о которых дети узнают из литературных произведений, фольклора, мультипликационных и кинофильмов, вызывающие эмоциональный отклик и интерес воспитанников;
- события и объекты окружающей действительности, стимулирующие развитие любознательности и познавательных интересов детей группы;
- события, связанные с семьями воспитанников, традициями и бытом.
Проектирование реального образовательного процесса в программе «Тропинки», учитывает индивидуальные особенности детей группы. При этом предполагается, что педагог подходит к выбору тем дифференцированно, с опорой на специфику подгрупп. Воспитатель становится для детей ответственным, поддерживающим, знающим и заботливым помощником в развитии и социализации личности, объединяющим в своей профессиональной деятельности внутренний мир ребёнка и мир вокруг него. Выбирая и формулируя темы для образовательной работы по программе «Тропинки», педагог учится наблюдать, прислушиваться к детским потребностям и интересам, поддерживать активность и инициативу воспитанников группы, видеть каждого ребёнка.
При этом воспитателю не обязательно строго придерживаться очерченного круга и порядка предложенных в программе тем. На их основе конструируется живой педагогический процесс в реальной группе с учётом конкретных условий работы. Кроме того, темы могут «перехлестываться», идти параллельно в течение какого-то промежутка времени, дополнять друг друга. То есть в течение некоторого времени, от нескольких дней до недели, в зависимости от возраста детей, их особенностей и личных предпочтений, а также педагогических задач,
которые формулирует воспитатель с использованием программы «Тропинки», возможна работа не над одной, а над несколькими, чаще двумя, темами.
Авторы программы «Тропинки» считают, что планирование воспитательно-образовательного процесса в группе детского сада - это предварительное продумывание, определение последовательности осуществления работы педагога, описание условий, необходимых для реализации содержания образования в разнообразных формах работы с детьми. В основу плана заложена образовательная программа, по которой работают воспитатели организации дошкольного уровня образования. Не исключая требования содержательной наполненности, план работы воспитателя, на наш взгляд, должен быть простым и понятным для изучения и работы по нему не только педагогам, которые его составляют. План образовательной работы в группе составляется так, чтобы по нему могли работать другие педагоги, квалифицированные специалисты. Кроме того, не стоит забывать, что план образовательной работы в группе находится в центре внимания лиц и организаций, контролирующих работу воспитателей.
Таким образом, планирование работы воспитателя при реализации программы «Тропинки» - не утомительное переписывание в тетрадь многочисленных книг, программ, пособий, а обдуманный технологичный процесс, предваряющий начало практической деятельности, организующий ее.
Список литературы:
1.Кудрявцев В.Т. Тропинки. Концептуальные основы проекта развивающего дошкольного образования. - М.: Вентана-Граф, 2007. - 144 с.
2.Полковникова Н.Б. Подготовка выпускников педагогического вуза к работе над образовательной программой дошкольного учреждения // Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 4. - С. 97 - 101.
3.Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки»: проект / под ред. В.Т. Кудрявцева. - М.: Вентана-Граф, 2015. - 560 с.