Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА НА ОСНОВЕ ЦИФРОВЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА НА ОСНОВЕ ЦИФРОВЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / ЦИФРОВЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ВУЗ / ЧТЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРА / ТВОРЧЕСТВО / ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдираимова Эльмира Кайрлиевна, Кекеева Зинаида Очировна

В статье проанализирована проблема формирования читательской культуры у будущих педагогов на основе цифровых средств обучения в вузе на примере Республики Казахстан. Представлен обзор научной литературы, научных подходов по заявленной проблеме. Методами исследования являются: теоретический анализ литературы, наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент, методы математической обработки исследовательских результатов. Обоснован вывод о том, что процесс формирования у будущих педагогов читательской культуры на основе цифровых средств обучения способствует развитию умения анализировать полученную информацию, компетентно применять данное умение в учебно-познавательной и научно-исследовательской деятельности. Научная новизна исследования состоит в раскрытии проблемы формирования читательской культуры на основе цифровых инструментов у будущих педагогов как одного из ресурсов развития профессиональной компетентности. Материалы статьи могут быть использованы преподавателями для чтения лекций по педагогике высшей школы и сравнительной педагогике, организации и проведения педагогической практики будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдираимова Эльмира Кайрлиевна, Кекеева Зинаида Очировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING READING CULTURE IN FUTURE TEACHERS ON THE BASIS OF DIGITAL LEARNING TOOLS IN HIGHER EDUCATION

The article analyses the problem of forming a reading culture in future teachers on the basis of digital learning tools at a university on the example of the Republic of Kazakhstan. The review of scientific literature and scientific approaches to the studied problem is presented. Research methods include theoretical analysis of literature, observation, questionnaire, pedagogical experiment and methods of mathematical processing of the research results. The authors prove the conclusion that in the process of forming the reading culture in future teachers on the basis of digital learning tools at the university contributes to the ability to analyse the information received, competently apply this ability in educational, cognitive and research activities. The scientific novelty of the research is covering the problem of forming a reading culture on the basis digital tools for future teachers as one of the resources of developing professional competence. The materials of the article can be used by teachers to give lectures on Higher School Pedagogics and Comparative Pedagogics, as well as to organise and conduct teaching training for future teachers.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА НА ОСНОВЕ ЦИФРОВЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ»

Методология и технология профессионального образования

(педагогические науки)

Научная статья УДК 377

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА НА ОСНОВЕ ЦИФРОВЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Эльмира Кайрлиевна Абдираимова1, Зинаида Очировна Кекеева2и

1 Западно-Казахстанский университет имени М. Утемисова, Уральск, Казахстан 2Калмыцкий государственный университет имени Б. Б. Городовикова, Элиста, Калмыкия

1е1ш1га_11.75@шаП.ги 2кекееуа-20@уапёех.ги13

Аннотация. В статье проанализирована проблема формирования читательской культуры у будущих педагогов на основе цифровых средств обучения в вузе на примере Республики Казахстан. Представлен обзор научной литературы, научных подходов по заявленной проблеме. Методами исследования являются: теоретический анализ литературы, наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент, методы математической обработки исследовательских результатов. Обоснован вывод о том, что процесс формирования у будущих педагогов читательской культуры на основе цифровых средств обучения способствует развитию умения анализировать полученную информацию, компетентно применять данное умение в учебно-познавательной и научно-исследовательской деятельности. Научная новизна ©Абдираимова Э. К., Кекеева З. О., 2022

исследования состоит в раскрытии проблемы формирования читательской культуры на основе цифровых инструментов у будущих педагогов как одного из ресурсов развития профессиональной компетентности. Материалы статьи могут быть использованы преподавателями для чтения лекций по педагогике высшей школы и сравнительной педагогике, организации и проведения педагогической практики будущих педагогов.

Ключевые слова: педагог, цифровые средства обучения, вуз, чтение, профессиональное образование, культура, творчество, пространство

Для цитирования: Абдираимова Э. К., Кекеева З. О. Формирование читательской культуры будущего педагога на основе цифровых средств обучения в вузе // Педагогические исследования. 2022. Вып. 4. С. 131-148.

Methodology and Technology of Professional Education (pedagogical sciences)

Original article

FORMING READING CULTURE IN FUTURE TEACHERS ON THE BASIS OF DIGITAL LEARNING TOOLS IN HIGHER EDUCATION

Elmira K. Abdiraimova1, Zinaida O. Kekeeva213

1Makhambet Utemisov West Kazakhstan University, Uralsk, Kazakhstan

2Kalmyk State University named after B. B. Gorodovikov, Elista, Republic of

Kalmykia

1elmira_11.75@mail.ru 2kekeeva-zo@yandex.ruH

Abstract. The article analyses the problem of forming a reading culture in future teachers on the basis of digital learning tools at a university on the example of the Republic of Kazakhstan. The review of scientific literature and scientific approaches to the studied problem is presented. Research methods include theoretical analysis of literature, observation, questionnaire, pedagogical experiment and methods of mathematical processing of the research results. The authors prove the conclusion that in the process of forming the reading culture in future teachers on the basis of digital learning tools at the university contributes to the ability to analyse the information received, competently apply this ability in educational, cognitive and research activities. The scientific novelty of the research is covering the problem of forming a reading culture on the basis digital tools for future teachers as one of the resources of developing professional competence. The materials of the article can be used by teachers to give lectures on Higher School Pedagogics and Comparative Pedagogics, as well as to organise and conduct teaching training for future teachers.

Key words: teacher, digital learning tools, university, reading, professional education, culture, creativity, space

For citation: Abdiraimova E. K., Kekeeva Z. O. Forming reading culture in future teachers on the basis of digital learning tools in higher education. Pedagogicheskie issledovaniya = Pedagogical Research. 2022;(4):131-148. (In Russ.).

Ведение

Многофункциональность профессиональной деятельности современного педагога предполагает обладание достаточно высоким уровнем читательской культуры. Изучение природы, структуры, механизмов и динамики формирования читательской культуры будущих педагогов на основе цифровых

средств обучения является наиболее актуальным вопросом в содержании профессиональной подготовки в вузе.

Современные социально-экономические изменения в цифровом мире

обуславливают поиск новых путей и форм повышения уровня читательской культуры педагога как одного из ресурсов развития профессиональной компетентности в подготовке в вузе. В современном мире человек читает и получает информацию на двух или трех языках, воспринимает и понимает письменные тексты на разных языках (например, на калмыцком, русском и английском). Очевидно, что в современном образовании востребован креативный и компетентный педагог, который нестандартно и профессионально решает задачи формирования культуры чтения у детей и молодежи.

Проблема формирования читательской культуры будущих педагогов в условиях развития цифровизации образования в мире недостаточно изучена. В настоящее время принципиально изменяется сущность и значимость процесса формирования читательской культуры на основе цифровых средств обучения в подготовке педагогических кадров в вузе (Т. Г. Галактионова, Ю. П. Мелентьева, Г. П. Перова, И. В. Шулер и др.). На наш взгляд, читательская культура педагога - это система ценностного отношения личности к чтению, готовности компетентно и разнопланово решать читательские задачи образовательного и профессионального характера на основе цифровых средств обучения в педагогической деятельности.

Сегодня читательская культура педагога на основе цифровых средств обучения является одной из ведущих компетенцией в педагогической деятельности на всех ступенях непрерывного образования.

Следует отметить, что читательская культура педагога и его цифровая компетентность выступают необходимыми условиями успешной профессиональной деятельности. Читающий педагог способен активно влиять на формирование читательской культуры обучающихся в развивающей образовательной среде [1].

Формирование читательской культуры будущего педагога на основе цифровых средств обучения задается образовательной средой вуза и способствует поэтапному восхождению личности студента к профессиональному идеалу, образцу. С. Х. Ахмедова и Г. В. Палаткина отмечают, что среда, в которой живет и развивается человек, есть система влияний и условий формирования личности в процессе социализации [2]. В профессиональной деятельности будущего педагога важное место занимает эрудиция, компетентность, мировоззрение и читательская культура личности, отражающиеся в содержании, методике и технологии проведения урока.

Именно педагогу принадлежит ведущая роль в развитии читательской культуры обучающихся. Педагог формирует у школьников любовь и интерес к культуре чтения, способствует появлению духовно-нравственных потребностей в саморазвитии и самообразовании [3; 4].

Чтение - это созидающий вид деятельности личности, многооперационный акт конструирования текста, который позволяет читателю понимать содержание и ценность произведения [5]. Содержанием читательской культуры личности является ценностное отношение человека к чтению, знаниям, умениям, навыкам и опыту творчества по восприятию, интерпретации, преобразованию и применению письменной информации в личных и профессиональных целях при информационном взаимодействии [6].

У читающих людей активна речевая деятельность, они легко вступают в общение, самостоятельны в суждениях и поведении [7, с. 28]. Развитие хороших навыков чтения в детском возрасте является предиктором высокого уровня интеллекта у личности. На протяжении всей жизнедеятельности формируется читательская культура, которая имеет огромное влияние на качество образования человека, этническое самосознание.

Например, в национальной культуре казахов развитие интереса и любви к книге закладывалось в семейном воспитании. В страны Азии (в том числе в Казахстан) в период развития Великого шелкового пути книги вместе с другими товарами привозили торговцы. Книги пользовались в казахских семьях большим спросом, что позволило приобщить детей к грамоте и чтению письменных источников, повлиять на развитие этнического самосознания [8].

В народных традициях казахов было принято в каждой семье создавать семейную библиотеку. Это способствовало развитию семейного чтения, формированию уважительного отношения к грамотному человеку. Чтение книги в кругу семьи у казахов являлось достойным и почетным занятием. Книги в казахской семье бережно хранились и передавались от поколения к поколению [9]. Однако в условиях динамично изменяющегося современного мира в Республике Казахстан происходят изменения в формировании читательской культуры у детей и молодежи.

Нами была разработана модель формирования читательской культуры будущих педагогов с применением цифровых средств обучения в вузе (табл.). Данная модель включает следующие блоки: теоретико-методологический (цели, методологическое основы - подходы, принципы и функции), процессуально-содержательный (формы обучения, цифровые средства

обучения, педагогические условия, этапы формирования читательской культуры), оценочно-экспертный (компоненты читательской культуры, показатели и уровни сформированности читательской культуры).

Результаты и их обсуждение

Исследование, в котором приняли участие 232 обучающихся педагогических специальностей, проводилось в 2016-2021 годах в Западно-Казахстанском государственном университете имени М. Утемисова. Процесс формирования читательской культуры у будущих педагогов в вузе проводился в три этапа: I этап - организация диагностики уровня читательской культуры будущих педагогов в условиях цифровизации образования в профессиональной подготовке в вузе; II этап - апробирование эффективности модели формирования читательской культуры будущих педагогов на основе цифровых средств обучения как ресурса профессиональной компетентности; III этап -оценка сформированности читательской культуры будущих педагогов на основе цифровых средств обучения в профессиональной подготовке в вузе (см. табл.).

Читательская культура педагога - интегративно-личностная характеристика общей культуры, предполагающая общекультурную, профессиональную, психолого-педагогическую и методическую подготовку, а также готовность специалиста компетентно решать читательские задачи образовательного и профессионального характера с помощью традиционных и цифровых средств обучения в педагогической деятельности.

Таблица - Модель формирования читательской культуры

будущих педагогов на основе цифровых средств обучения в вузе

Социальный заказ

Теоретико-методологический блок Цель: формирование читательской культуры будущих педагогов с применением цифровых средств обучения в вузе

Методологические основы

Подходы Принципы Функции

целостный системный компетентностный деятельностный коммуникативный научность практикоориентированность вариативность интегративность непрерывность образовательная воспитательная развивающая контрольно-оценочная корректирующая

Процессуально-содержательный Блок Формы обучения

Индивидуальные Групповые Коллективные

Цифровые средства обучения

интернет-сайты электронно-информационная образовательная среда вуза Zoom, Moodle, Microsoft Office, Google-документы электронные учебники и пособия, мобильные приложения облачная технология

Этапы формирования читательской культуры

1 этап -содержательно-процессуальный диагностика уровня читательской культуры будущих педагогов в условиях цифровизации образования в профессиональной подготовке в вузе педагогические условия рефлексия уровня сформированности читательской культуры будущего педагога

2 этап -мотивационный апробирование эффективности модели формирования читательской культуры будущих педагогов на основе цифровых средств обучения как ресурса профессиональной компетентности

3 этап -творчески-деятельностный оценка сформированности читательской культуры будущих педагогов на основе цифровых средств обучения в профессиональной подготовке в вузе

Оценочно-экспертный блок Компоненты читательской культу ры

мотивационно-потребностный перцептивно-аффективный поведенческий

Показатели сформированности читательской культуры

когнитивно-личностный ценностно-смысловой оценочно-экспертный

Уровни сформированности читательской культуры

низкий уровень средний уровень высокий уровень

Результат: читательская культура педагога - готовность эффективно решать читательские задачи образовательного и профессионального характера с применением цифровых средств обучения в

педагогической деятельности

Ю. П. Мелентьева, А. В. Воронцов и др. отмечают, что читательская культура способствует активному участию людей в социальной, культурной, политической, экономической деятельности и формированию коммуникативной компетенции, обучению на протяжении всей жизни. Читательская культура (наряду с математической и естественно-научной) является областью общей культуры человека, необходимой в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях [7; 10].

В образовательном пространстве Республики Казахстан процесс формирования читательской культуры будущего педагога активно осуществляется с применением следующих цифровых средств обучения: Zoom, Moodle, Microsoft Office, Google-документы, облачной технологии, интернет-сайтов, электронно-информационной образовательной среды вуза, электронных учебников и пособий, мобильных приложений.

Процесс формирования читательской культуры педагога на основе цифровых средств обучения в вузе включает изучение форматов текстов; развитие различных видов читательской деятельности; размышление, оценку содержания, формы и особенностей текста; использование текстов в личных, общественных и профессиональных целях обучения.

Процесс формирования читательской культуры на основе цифровых инструментов реализуется в рамках вузовских курсов «Педагогика», «Психология», «Детская литература», «Риторика», а также в ходе проводимых совместно с университетской библиотекой практикумов «Поиск источников информации (цифровых и текстовых) с помощью каталогов», «Работа с научными текстами» и др.

Педагогические условия формирования читательской культуры педагога с использованием цифровых средств обучения: развитие устойчивой мотивации

к практическому применению цифровых средств обучения в профессиональной деятельности; психолого-педагогическое, методическое и дидактическое сопровождение формирования читательской культуры будущих педагогов с использованием цифровых средств обучения в профессиональной подготовке; самоконтроль и рефлексия сформированности читательской культуры личности педагога. Нами были определены следующие принципы формирования читательской культуры педагога с использованием цифровых средств обучения в профессиональной подготовке: научность, практико-ориентированность, вариативность, интегративность, непрерывность.

Основополагающими задачами в формировании читательской культуры будущего педагога на основе цифровых средств обучения являются развитие умения компетентно использовать информацию в электронной информационно-образовательной среде вуза в профессиональной деятельности; овладение базовыми основами цифровой грамотности; индивидуализация процесса обучения; повышение качества подготовки.

В процессе формирования читательской культуры будущих педагогов на основе цифровых средств обучения в различных видах профессионально-педагогической и социокультурной деятельности будущие педагоги решали проблемно-профессиональные задачи с использованием различных информационных источников и т. д. Будущие педагоги продемонстрировали сформированные навыки работы в электронно-библиотечной системе вуза, читательские умения, коммуникативную компетентность в работе с полнотекстовыми и информационно-библиографическими базами данных электронного каталога:

При анализе читательских задач и педагогических ситуаций внимание будущих педагогов акцентировалось на тех приемах, которые способствуют эффективному решению при передаче информации. Например, предлагались задания, предусматривающие формирование умения изменять письменный

текст, анализировать его, оперировать различными приемами воздействия, привлечения и удержания внимания и т. д.:

Задание 1. Как сказать по-другому, чтобы сохранить смысл высказывания?

Задание 2. Как сказать, чтобы, сохраняя структуру предложения, изменить смысл на противоположный? (Можно использовать отрицательные частицы, антонимы).

Задание 3. На основе данного текста создать свой электронный текст, сохранив грамматические модели предложений и структуру исходного текста, но при этом изменить смысл высказывания (или поменять тему текста).

На занятиях часто использовались отражающие педагогическую специфику тексты как русских, так и казахских авторов. В ходе практикумов будущие педагоги учились правильно искать информацию, пользоваться электронно-библиотечными каталогами, работать с научными текстами.

В процессе формирования читательской культуры будущие педагоги выполняли различные игровые упражнения: «Приглашение к обсуждению прочитанного», «Найди читателя-единомышленника» и др. На практических занятиях активно использовалось моделирование ситуаций: модели ситуаций, которые имитируют процесс написания текста с определенной целью, и модели ситуаций, которые воссоздаются при анализе готового текста. Будущие педагоги отрабатывали читательские и речевые навыки, умение творчески решать задачи.

С целью формирования навыков публичного выступления по результатам прочитанного использовались ролевые и деловые игры, беседы и дискуссии, выступление с лекциями, докладами и сообщениями перед разными аудиториями. Например, будущие педагоги принимали активное участие в подготовке и проведении студенческой конференции «Педагогические чтения в эпоху цифровизации»; они учились выступать публично, использовать

различные способы представления доклада с применением цифровых средств обучения, демонстрируя работу с электронными энциклопедиями, справочниками, ресурсами YouTube для привлечения внимания аудитории, поддержки контакта с ней и т. д.

На практическом занятии преподаватель предлагал студентам создать совместную презентацию с использованием фрагмента применения игровой ситуации на пробном уроке в период прохождения педагогической практики в школе с использованием облачного сервиса Google. Выполнение учебного задания ориентировано на формирование у будущих педагогов практических навыков работы с облачным сервисом Google, электронно-библиотечными системами вуза, умение создать собственный аккаунт на сервисе Google, соблюдать единый стиль оформления, логику изложения материала.

Анализ результатов исследования показал, что у 42 % будущих педагогов в читательской деятельности наблюдались значимые изменения. Во-первых, повысился уровень профессиональной компетентности в педагогической деятельности. Во-вторых, возросла познавательная активность и самостоятельность в работе с электронной библиотечной системой. В-третьих, будущие педагоги стали увереннее чувствовать себя при работе с цифровыми средствами обучения в методике преподавания предметных дисциплин на педагогической практике.

Обучающиеся начали проявлять активность, получили опыт творческой деятельности на основе цифровых средств обучения в организации различных культурно-просветительских мероприятий со школьниками, детскими общественными организациями, родительской общественностью, профессиональным сообществом. Участие 36 % будущих педагогов в научно-исследовательской деятельности способствовало развитию умения участвовать в научных конкурсах, проектах, вебинарах и конференциях по формированию

читательской культуры; данное умение не всегда возможно сформировать при традиционной модели педагогического образования.

Вместе с тем 22 % будущих педагогов не проявили читательской активности при работе электронными учебниками и пособиями, мобильными приложениями. Эти трудности были связаны прежде всего с недостаточным владением иностранными языками (русским, английским), для будущих педагогов ведущим языком в коммуникации являлся все же родной казахский язык. Анализ результатов показал: 31 % респондентов недостаточно эффективно овладели методикой и технологией по развитию читательской культуры с использованием цифровых средств обучения (умение самостоятельно представлять информацию и иллюстрировать их несложными схемами, диаграммами, применять MS Excel в работе, использовать учебный материал из электронных учебников и пособий).

Следует отметить, что 19 % опрошенных подчеркивают воспитательную ценность культуры чтения педагога в профессиональной деятельности. Анализ результатов продемонстрировал: следует организовывать целенаправленное изучение культурного содержания письменных источников посредством продуктивного сочетания линейного и нелинейного (гипертекстового) структурирования учебного материала на основе цифровых средств обучения (электронных изданий на CD, DVD, информационных ресурсов Интернета). В процессе личностной интерпретации содержания письменных текстов (в частности, гипертекстов и мультимедиатекстов) целесообразно формировать умение создавать оригинальные линейные и нелинейные тексты, активно применять в межличностном общении в режиме онлайн навык интерпретации содержания письменных источников.

Заключение

Таким образом, процесс формирования читательской культуры на основе цифровых средств обучения у будущего педагога способствует развитию

следующих профессиональных компетенций: когнитивно-познавательных (готовности к постоянному повышению своего образовательного уровня, развитию наблюдательности, внимательности; стремления к саморазвитию; умения пользоваться электронным библиографическим каталогом, справочной литературой в виртуальной библиотеке и др.), конструктивно-организационных (составлять аннотацию, рецензию, конспект, реферат; управлять самостоятельной читательской деятельностью; развивать взаимодействие и общение в Интернете и др.), научно-методических (использовать информационно-коммуникационные технологии в читательской деятельности, разрабатывать методические рекомендации, формы презентаций для читателей и педагогов на основе цифровых средств обучения, применять результаты исследований в профессиональной подготовке в вузе).

Процесс формирования читательской культуры на основе цифровых средств обучения является основополагающим в развитии профессиональной компетентности педагога. Формирование читательской культурой на основе цифровых средств обучения в вузе способствует умению педагога свободно ориентироваться в сложной структуре современной информационной среды, проявлять готовность к активной социокультурной деятельности и творчеству в открытом образовательном пространстве.

Выводы

Безусловно, проведенное исследование не могло решить обозначенной нами проблемы в целом. В дальнейшем исследовании нуждается проблема междисциплинарной интеграции в вузе как способа повышения эффективности формирования читательской культуры у будущих педагогов в условиях цифровизации образования. Результаты исследования можно использовать для разработки лекций по теории и методике профессионального образования, педагогике высшей школы, сравнительной педагогике, организации и проведению педагогической практики будущих педагогов.

Список источников

1. Skaar H., Elvebakk L., & Nilssen J. H. Literature in decline? Differences in pre-service and in-service primary school teachers' reading experiences // Teaching and Teacher Education. 2018. Vol. 69. P. 312-323. DOI: https ://doi.org/10.1016/j .tate.

2. Ахмедова С. Х., Палаткина Г. В. Формирование профессиональных компетенций студентов вуза по проектированию развивающей образовательной среды // Мир науки. 2018. № 6. Т. 8. URL: https://mir-nauki.com/PDF/136PDMN618.pdf.

3. Insua G. The Slow Book Revolution: Creating a New Culture of Reading on College Campuses and Beyond // The Journal of Academic Librarianship. 2015. Vol. 41 (2). P. 220-221. DOI: https://doi.org/10.1016/j.acalib.2015.02.003/.

4. Blaab^k E. H. Reading when the sun does not shine: The effect of reading on children's academic performance // Research in Social Stratification and Mobility. 2020. Vol. 67. P. 100485. DOI: https://doi.org/10.1016/j.rssm.2020.100485/.

5. Первова Г. М. Проблема читательской культуры педагога // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. Т. 23. № 173. С. 13-28.

6. Шулер И. В. Реализация развивающего потенциала чтения в условиях современной информационной среды в процессе обучения студентов вуза // Вестник Тюменского государственного университета. Серия «Педагогика. Психология. Философия». 2010. № 5. С. 50-57.

7. Воронцов А. В. Чтение как социально-экономическая проблема. Общество. Среда. Развитие. М.: Академия, 2009. С. 57-68.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Абиль Р. Е. Проблемы модернизации педагогического образования в Республике Казахстан // Молодой ученый. 2019. № 11 (249). С. 226-228. URL: http: //moluch.ru/archive/249/57194/.

9. Бердигалиева Р. Чтение в Казахстане // Чтение с листа, с экрана и «на слух»: опыт России и других стран: сб. материалов для руководителей программ по продвижению чтения. М.: РШБА, 2009. С. 198-217.

10. Мелентьева Ю. П. Цифровое чтение в обучении и образовании // Школьная библиотека. 2018. № 10. С. 29-33.

References

1. Skaar H., Elvebakk L., & Nilssen J. H. Literature in decline? Differences in pre-service and in-service primary school teachers' reading experiences. Teaching and Teacher Education. 2018;(69):312-323. DOI: https ://doi.org/10.1016/j .tate.

2. Akhmedova S. Kh., Palatkina G. V. Forming professional competences in HEI students on designing a developmental educational environment. Mir nauki = World of Science. 2018;(6(8)). URL: https://mir-nauki.com/PDF/136PDMN618.pdf. (In Russ.).

3. Insua G. The Slow Book Revolution: Creating a New Culture of Reading on College Campuses and Beyond. The Journal of Academic Librarianship. 2015;(41(2)):220-221. DOI: https://doi.org/10.1016/j.acalib.2015.02.003/.

4. Blaab^k E. H. Reading when the sun does not shine: The effect of reading on children's academic performance. Research in Social Stratification and Mobility. 2020;(67):100485. DOI: https://doi.org/10.1016/j.rssm.2020.100485/.

5. Pervova G. M. Issue of a teacher's reading culture. Vestnik Tambovskogo universiteta. Sena: Gumanitarnie nauki = Tambov University Review. Series: Humanities. 2018;(23(173)):13-28. (In Russ.).

6. Shuler I. V. Evolving potential of reading in the context of online learning. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Seria «Pedagogika. Psikhologia. Filosofia» = Tyumen State University Herald. Series «Pedagogy. Psychology. Philosophy». 2010;(5):50-57. (In Russ.).

7. Vorontsov A. V. Reading as a socio-economic problem. Society. Environment. Development. Moscow: Akademia; 2009. P. 57-68. (In Russ.).

8. Abil R. E. Issues of modernizing pedagogical education in Republic of Kazakhstan. Molodoi uchenii = Young Scientist. 2019;(11(249)):226-228. URL: http: //moluch.ru/archive/249/57194/. (In Russ.).

9. Berdigalieva R. Reading in Kazakhstan. Reading from the list, to the screen, and to the hearing: the experience of Russia and other countries: a collection of materials for chiefs of reading promotion programs. Moscow: RUSLA; 2009. P. 198-217. (In Russ.).

10. Melentieva Yu. P. Digital reading in learning and education. Shkolnaya biblioteka = School Library. 2018;(10):29-33. (In Russ.).

Информация об авторах

Э. К. Абдираимова - и. о. заведующего кафедрой педагогики и психологии, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии;

З. О. Кекеева - доктор педагогических наук, доцент; профессор кафедры психологии и педагогики высшей школы.

Information about the authors

Elmira K. Abdiramova - Acting Head of the Chair of Pedagogics and Psychology, senior lecturer of the Chair of Pedagogics and Psychology;

Zinaida O. Kekeeva - Doctor of Science in Pedagogics; Professor of the Chair of Pedagogics and Psychology of Higher School.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 18.11.2022; одобрена после рецензирования 21.11.2022; принята к публикации 17.12.2022.

The article was published 18.11.2022; approved after reviewing 21.11.2022; accepted for publication 17.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.