Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ БАЗОВЫМИ ПРОГРАММНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ БАЗОВЫМИ ПРОГРАММНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическое образование / смысловое чтение / читательская грамотность / читательская культура / программные средства / информационные технологии / teacher education / semantic reading / reading literacy / reading culture / software / information technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенов Александр Алексеевич, Данькина Наталья Ивановна

Успех современного человека во многом зависит от его способности учиться на протяжении всей жизни. Умение учиться формируется со школьной скамьи в виде универсальных учебных действий, одним из которых является смысловое чтение. Смысловое чтение и читательская грамотность лежат в основе читательской культуры личности. Читательская культура неразрывно связана с системой непрерывного образования и представляет собой совокупность взаимосвязанных между собой ценностей и способов самообразовательной деятельности, направленной на работу с источниками информации. Формирование читательской культуры зависит качества профессиональной подготовки будущих учителей. Целью исследования стала разработка приемов формирования читательской культуры базовыми средствами информационных технологий и их освоение студентами, обучающимися по направлению подготовки «Педагогическое образование». Решение поставленной цели осуществлялось на основе анализа литературы и других источников, а также путем проектирования учебных заданий, направленных на формирование читательской культуры учащихся. В результате исследования определена взаимосвязь между понятиями «смысловое чтение», «читательская грамотность» и «читательская культура». Разработаны приемы по формированию читательской культуры учащихся с использованием базовых средств информационных технологий и даны методические рекомендации по их применению в общеобразовательной школе. В заключении сделан вывод о том, что разработанные методические приемы работы с источниками информации с использованием базовых программных средств информационных технологий позволят подготовить будущих учителей к формированию читательской культуры как основополагающего качества личности для самообразования на протяжении всей жизни

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семенов Александр Алексеевич, Данькина Наталья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF FUTURE TEACHERS TO FORM A READING CULTURE USING BASIC SOFTWARE TOOLS OF INFORMATION TECHNOLOGIES

The success of a modern person largely depends on their ability to learn throughout their life. The ability to learn is formed from school in the form of universal learning activities, one of which is semantic reading. Semantic reading and reading literacy are at the core of a person's reading culture. The reader's culture is inextricably linked to the system of continuing education and represents a set of interrelated values and ways of self-educational activities aimed at working with information sources. The formation of a reading culture depends on the quality of professional training of future teachers. The aim of the research was to develop methods for forming a reader's culture using basic information technology tools and their development by students studying in the field of "Pedagogical education". The goal was achieved based on the analysis of literature and other sources, as well as by designing educational tasks aimed at forming the students ' reading culture. As a result of the research, the relationship between the concepts of "semantic reading", "reading literacy" and "reading culture" is determined. Methods for the formation of students ' reading culture using basic information technology tools are developed and methodological recommendations for their use in general education schools are given. In conclusion, it is concluded that the developed methodological techniques for working with information sources using basic software tools of information technologies will prepare future teachers for the formation of reader culture as a fundamental quality of personality for self-education throughout life

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ БАЗОВЫМИ ПРОГРАММНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

УДК 378 (Народное образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга. Высшее образование. Высшая школа. Подготовка научных кадров)

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ БАЗОВЫМИ ПРОГРАММНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

© 2020 А.А. Семенов, Н.И. Данькина

Семенов Александр Алексеевич, кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой биологии, экологии и методики обучения E-mail: semenov@sgspu.ru Данькина Наталья Ивановна, магистрант E-mail: dankina.natalya@psga.ru Самарский государственный социально-педагогический университет

Самара, Россия

Статья поступила в редакцию 17.11.2020

Успех современного человека во многом зависит от его способности учиться на протяжении всей жизни. Умение учиться формируется со школьной скамьи в виде универсальных учебных действий, одним из которых является смысловое чтение. Смысловое чтение и читательская грамотность лежат в основе читательской культуры личности. Читательская культура неразрывно связана с системой непрерывного образования и представляет собой совокупность взаимосвязанных между собой ценностей и способов самообразовательной деятельности, направленной на работу с источниками информации. Формирование читательской культуры зависит качества профессиональной подготовки будущих учителей. Целью исследования стала разработка приемов формирования читательской культуры базовыми средствами информационных технологий и их освоение студентами, обучающимися по направлению подготовки «Педагогическое образование». Решение поставленной цели осуществлялось на основе анализа литературы и других источников, а также путем проектирования учебных заданий, направленных на формирование читательской культуры учащихся. В результате исследования определена взаимосвязь между понятиями «смысловое чтение», «читательская грамотность» и «читательская культура». Разработаны приемы по формированию читательской культуры учащихся с использованием базовых средств информационных технологий и даны методические рекомендации по их применению в общеобразовательной школе. В заключении сделан вывод о том, что разработанные методические приемы работы с источниками информации с использованием базовых программных средств информационных технологий позволят подготовить будущих учителей к формированию читательской культуры как основополагающего качества личности для самообразования на протяжении всей жизни.

Ключевые слова: педагогическое образование, смысловое чтение, читательская грамотность, читательская культура, программные средства, информационные технологии. DOI: 10.37313/2413-9645-2020-22-75-87-91

Введение. Одним из признаков нашего времени является повышенная профессиональная мобильность. Современный человек в течение жизни может неоднократно менять сферу своей занятости, освоить новые профессии. Это обстоятельство привело к смене ведущего при построении и развитии образовательных систем лозунга «Образование для жизни» на лозунг «Образование на протяжении всей жизни» [1, с. 6]. Реализация нового лозунга нашла свое отражение в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования (ФГОС ОО), в которых предусмотрено формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться [2, с. 4]. Важным познавательным УУД является смысловое чтение [3, с. 9]. Оно предполагает сформированность у учащихся умения работать с текстом: поиск информации, понимание прочитанного, преобразование, интерпретация и оценка информации [4, с. 34-35], а также создание информационных текстов в различных форматах, в том числе в цифровой среде [5].

В том же контексте, что и «смысловое чтение», в настоящее время используется другое очень важное для формирования современной личности понятие

«читательская грамотность», которое является составной частью функциональной грамотности и представляет собой «способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» [6, с. 6].

По результатам международных исследований PISA за 2018 г. Российская Федерация находится на 31 месте по уровню читательской грамотности [7]. Это низкий показатель для нашей страны, поэтому в настоящее время одной из актуальных задач современной общеобразовательной школы является формирование функциональной грамотности учащихся, в том числе и грамотности в чтении.

Понятия «смысловое чтение» и «читательская грамотность» можно рассматривать как основу читательской культуры.

Читательская культура и ее структура - предмет исследования ученых разных специальностей: библиотековедов, филологов, педагогов [8, 9]. Обратимся к результатам научных изысканий некоторых из них. Так, Е.В. Откидач рассматривает читательскую культуру в неразрывной связи с системой непрерывного образова-

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 22, № 75, 2020 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, Humanities, Biomedical Sciences, Vol. 22, no. 75, 2020

ния и считает ее важнейшей частью информационной культуры современного человека. Автор подчеркивает интегративный характер читательской культуры, которая представляет собой динамическую систему ценностей и способов самообразовательной деятельности, направленную на рациональное чтение, быструю ориентацию в совокупных информационных ресурсах, бережное отношение с произведениями печати и т.п. [10]. Исследователь выделяет 3 основных компонента читательской культуры: 1) мотивационный - комплекс взаимосвязанных информационных потребностей, проявляющихся в умении самостоятельно организовывать свой труд, находить полезную информацию;

2) когнитивный - количество и качество усвоенных знаний, позволяющих самостоятельно и свободно использовать источники поиска информации на традиционных и современных носителях, а также в интерактивном режиме, рационально работать с книгой, организовывать свою самостоятельную работу;

3) операционный - система умений и навыков работы с источниками информации [10, с. 50-51; 8, с. 602].

С.Е. Чушкина полагает, что читательская культура не ограничивается только деятельностным аспектом. Она связана с духовными, ценностными, оценочными и познавательными компонентами [8, с. 602].

И.В. Шулер читательскую культуру рассматривает с позиции особенностей развития информационной среды современного общества - глобализации, виртуальности, мультимедийности, мозаичности, гипертекстуальности, интерактивности[11, с. 37].

Исходя из сказанного выше, можно сделать вывод о том, что читательская культура, как система ценностей и способов самообразовательной деятельности при работе с источниками информации, закладываются в общеобразовательной школе в рамках смыслового чтения и формирования читательской грамотности. Далее она развиваться в системе профессионального образования и совершенствуется на протяжении всей жизни человека, опираясь на традиционные и современные информационные технологии.

Самым важным этапом в формировании читательской культуры, безусловно, является ее первый этап, относящийся к системе общего образования.

Успех формирования читательской культуры учащихся во многом зависит от педагога, качества его подготовки к решению данной задачи.

В настоящей статье представлен опыт подготовки будущих учителей к формированию читательской культуры учащихся с использованием базовых программных средств информационных технологий.

Основная часть. Информатизация и цифровиза-ция образования предполагает более широкое использование в учебно-воспитательном процессе современных информационных технологий.

Под базовыми программными средствами информационных технологий мы понимаем прикладное программное обеспечение общего назначения, которое используется в различных предметных областях, являясь универсальными. К прикладному программному обеспечению общего назначения относят: сис-

темы подготовки (процессоры и редакторы) текстовых, табличных и других документов: стандартный блокнот Windows; текстовые процессоры (например, MicrosoftWord); табличные процессоры, предназначенные для обработки числовых данных (например, MicrosoftExcel); системы подготовки презентаций, буклетов, инфографики, графические процессоры и редакторы: MicrosoftPowerPoint, MicrosoftPublisher, Piktochart, Paintbrush [12].

Выработка у учащихся умений работы с базовыми программными средствами информационных технологий позволит им грамотно создавать и оформлять различные тексты (сообщения, рефераты, отчеты, исследовательские работы, индивидуальные проекты), а также готовить иллюстративный материал в виде презентаций, буклетов, инфографики.

Базовые программные средства информационных технологий студенты направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование и 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Самарского государственного социально-педагогического университете осваивают на дисциплинах «Информационные технологии и системы» и «Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности».

Дальнейшая подготовка будущих учителей к формированию читательской культуры при помощи базовых программных средств информационных технологий осуществляется в рамках методических дисциплин.

Работая и обучаясь на естественно-географическом факультете, мы проанализировали литературу по методике обучения биологии на предмет наличия в ней методических рекомендаций по организации работы учащихся с текстом. Анализ показал, что в методической литературе описаны принципы и приемы работы со «сложным текстом» в учебном деятельности по биологии [13, 14]; методика чтения, его виды и понимание содержания текста при обучении биологии [15, 16]; преобразование текста и использование знаково-символической системы в обучении биологии [17]; приемы работы с текстом при использовании технологии развития критического мышления [18, 19]; методика организации работы учащихся с учебником биологии [20] и др. Несмотря на существенную степень разработанности исследуемой проблемы, в проанализированных публикациях недостаточно полно раскрыты приемы работы с источниками информации при помощи базовых программных средств информационных технологий, что подтверждает актуальность нашей работы.

Ниже приведем несколько методических приемов по формированию читательской культуры учащихся базовыми программными средствами информационных технологий, которые осваивают будущие учителя на занятиях по методике обучения.

Прием «Заголовок» - прочите текст, придумайте к нему интересные заголовки и оформите их, используя панель инструментов WordArt. При наличии нескольких вариантов заголовков, скопируй текст.

Требования к заданию: выполняется индивидуально; заголовки должны быть интересные и креативные; к заголовкам необходимо подготовить устное пояснение; при написании заголовков использовать шрифт

Прием «Кластер» - прочитайте текст и на основе прочитанного составьте кластер в текстовом редакторе Word.

Прием «Письмо» - допишите «письмо» в текстовом редакторе Word, закончив начатые предложения:! Я изучил(а) тему ...2. Больше всего мне запомнилось ...3. Я уже знал(а) ...4. Я узнал(а) ...5. Мне понравилось..^. Мне не понравилось...7. Мое эмоциональное состояние ...8. Я хотел(а) бы узнать .9. Эта тема поможет мне...

Прием «Список» - прочитайте текст, составьте его план и создайте маркированный (нумерованный, комбинированный) список в текстовом редакторе Word (можно в нескольких вариантах).

Прием «График (диаграмма)» - прочитайте текст и составите в Excel сводную таблицу данных и график (диаграмму, гистограмму). Объясните полученные результаты. Составьте прогноз.

Прием «Буклет (презентация, инфографика)» -подберите информацию и иллюстрации по заданной

Times New Roman; к каждому заголовку применить отельный стиль текста (WordArt).

Прием «Маркировочная таблица» - прочитайте текст, создайте и заполните в текстовом редакторе Word маркировочную таблицу:

теме. Используя программу MicrosoítPuЫisher, создайте буклет (используя программу MicшsoítPowerPomt, создайте презентацию; используя программу Piktochart, создайте инфографику).

Следует отметить, что рассмотренные выше методические приемы имеют универсальный (метапред-метный) характер и могут быть использованы учителями различных предметов.

Кроме того, подобные задания лучше использовать при организации домашней работы учащихся, которая нередко проводится скучно и однообразно.

Заключение. Представленные методические приемы работы с текстом, информацией и иллюстрациями с использованием базовых программных средств информационных технологий позволят подготовить будущих учителей к формированию читательской культуры как основополагающего качества личности для самообразования на протяжении всей жизни.

Знаю Узнал новое Хочу узнать больше

1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. - 39 с. - ISBN 978-5-09-019046-6.

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с. -ISBN 978-5-09-019148-7.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2013. - 48 с. - ISBN 978-5-09-030326-2.

4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. -М.: Просвещение, 2011. - 342 с. - ISBN 978-5-09-019043-5.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт. Основное общее образование. Проект. - URL: https://regulation.gov.ra/projects#npa=94555 (дата обращения: 30.09.2020).

6. Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педагогов / под общ. ред. Л. Ю. Панариной, И. В. Сорокиной, О. А. Смагиной, Е. А. Зайцевой. - Самара: СИПКРО, 2019. - 68 с.

7. Результаты Российской Федерации в исследовании PISA. - URL: https:// fioco.ru (дата обращения: 30.09.2020).

8. Чушкина, С. Е. О подходах к определению понятия «читательская культура» // Вестник Башкирского университета. -2015. - Т. 20. № 2. - С. 600-605.

9. Каширина, М. В. Компоненты читательской культуры младших школьников // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». - 2019. - № 1 (47). - С. 107-115.

10. Откидач, Е. В. Развитие читательской культуры студентов в условиях университетского комплекса: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. - Великий Новгород, 2001. - 174 с.

11. Шулер, И. В. Развитие читательской культуры личности в условиях современной информационной среды: на материале обучения в вузе: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. - Тюмень, 2011. - 176 с.

12. Алешин, Л. И. Информационные технологии: учебное пособие. - М.: Market DS, 2008. - 382 с. - ISBN 978-5-7958-02497.

13. Азизова, И. Ю. «Сложный текст» в учебной деятельности по биологии // Перспективные направления исследований проблем биологического и экологического образования: сборник статей Международной научно-практической конференции (19-21 ноября 2019 г.). Выпуск 17, Санкт-Петербург / под. ред. Н. Д. Андреевой. - СПб.: «Свое издательство», 2019. -С. 16-19. - ISBN 978-5-4386-1175-2.

14. Азизова, И. Ю. Принципы организации работы учащихся со сложным текстом при обучении биологии // Биологическое и экологическое образование студентов и школьников: актуальные проблемы и пути их решения: материалы V международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения профессора В. М. Астафьева. 7-8 февраля 2020 г., г. Самара, Российская Федерация / отв. ред. А. А. Семенов. - Самара: СГСПУ, 2020. - С. 13-16. - ISBN 978-58428-1153-3.

15. Суматохин, С. В. Чтение и понимание содержания текста при обучении биологии // Биология в школе. - 2012. - № 6 -С. 54-60.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 22, № 75, 2020 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, Humanities, Biomedical Sciences, Vol. 22, no. 75, 2020

16. Суматохин, С. В. Виды чтения при обучении биологии // Биология в школе. - 2012. - № 7 - С. 15-23.

17. Теремов, А. В. Знаково-символическая система в обучении биологии: учебное пособие для студентов бакалавриата направление подготовки «Педагогическое образование» профиль «Биология». - М.: МШ У: Прометей, 2013. - 124 с. -ISBN 978-5-7042-2482-2.

18. Андреева, Н. Д., Азизова, И. Ю., Малиновская, Н. В. Новые подходы к обучению биологии в общеобразовательной школе в условиях ФГОС: учебное пособие. - СПб.: Изд-во «Свое издательство», 2015. - 299 с. - ISBN 978-5-4386-0936-0.

19. Пономарева, И. Н., Роговая, О. Г., Соломин, В. П. Методика обучения биологии: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / под. ред. И. Н. Пономаревой. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 368 с. - ISBN 978-5-76958822-8.

20. Лабораторный практикум по теории и методике обучения биологии: учебно-методическое пособие для студентов-заочников / авторы-составители: А. А. Семенов, Н. Г. Боброва, Л. М. Глазкова и др.; под. ред. А. А. Семенова. - Самара: Изд-воСГСПУ, 2003. - 197 с. - ISBN 5-8428 0344-5.

TRAINING OF FUTURE TEACHERS TO FORM A READING CULTURE USING BASIC SOFTWARE TOOLS OF INFORMATION TECHNOLOGIES

© 2020 А.А. Semenov, N.I. Dankina

Aleksandr A. Semenov, candidate of biological sciences, associate professor, head of Chair of Biology,

Ecology and Methods of Teaching E-mail: semenov@sgspu. ru Natalia I. Dankina, master's student E-mail: dankina.natalya@psga.ru Samara State University of Social Sciences and Education Samara, Russia

The success of a modern person largely depends on their ability to learn throughout their life. The ability to learn is formed from school in the form of universal learning activities, one of which is semantic reading. Semantic reading and reading literacy are at the core of a person's reading culture. The reader's culture is inextricably linked to the system of continuing education and represents a set of interrelated values and ways of self-educational activities aimed at working with information sources. The formation of a reading culture depends on the quality of professional training of future teachers. The aim of the research was to develop methods for forming a reader's culture using basic information technology tools and their development by students studying in the field of "Pedagogical education". The goal was achieved based on the analysis of literature and other sources, as well as by designing educational tasks aimed at forming the students ' reading culture. As a result of the research, the relationship between the concepts of "semantic reading", "reading literacy" and "reading culture" is determined. Methods for the formation of students ' reading culture using basic information technology tools are developed and methodological recommendations for their use in general education schools are given. In conclusion, it is concluded that the developed methodological techniques for working with information sources using basic software tools of information technologies will prepare future teachers for the formation of reader culture as a fundamental quality of personality for self-education throughout life.

Key words: teacher education, semantic reading, reading literacy, reading culture, software, information technologies. DOI: 10.37313/2413-9645-2020-22-75-87-91

1. Koncepciyafederal'ny'hgosudarstvenny'hobrazovatel'ny'hstandartovobshhegoobrazovaniya: proekt (Concept of federal state educational standards of general education: project) / Ros. akad. obrazovaniya; pod red. A. M. Kondakova, A. A. Kuzneczova. - Moscow: Prosveshhenie, 2008. - 39 p. - ISBN 978-5-09-019046-6.

2. Kakproektirovat' universaFny'euchebny'edejstviya v nachal'nojshkole: otdejstviya k my'sli: posobiedlyauchitelya (How to design universal learning activities in primary school: from action to thought: a teacher's guide) / A. G. Asmolov, G. V. Burmenskaya, I. A. Volodarskayai dr.; pod red. A. G. Asmolova. - Moscow: Prosveshhenie, 2008. - 151 p. - ISBN 978-5-09-019148-7.

3. Federal'ny'jgosudarstvenny'jobrazovatel'ny'jstandart osnovnogo obshhego obrazovaniya (Federal state educational standard of basic general education) / M-voobrazovaniyainauki Ros. Federacii. - Moscow: Prosveshhenie, 2013. - 48 p. - ISBN 978-5-09030326-2.

4. Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma obrazovatel'nogo uchrezhdeniya. Osnovnay ashkola (Approximate basic educational program of an educational institution. Main school) / sost. E. S. Savinov. - Moscow: Prosveshhenie, 2011. - 342 p. - ISBN 978-5-09019043-5.

5. Federal'ny'jgosudarstvenny'jobrazovatel'ny'jstandart. Osnovnoe obshhee obrazovanie. Proekt (Federal state educational standard. Basic general education. Project). - URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=94555 (data obrashheniya: 30.09.2020).

6. Razvitiefunkcionarnojgramotnostiobuchayushhixsyaosnovnojshkoly': metodicheskoe posobie dlya pedagogov (Development of functional literacy of primary school students: a methodological guide for teachers) / pod obshh. red. L. Yu. Panarinoj, I. V. Sorokinoj, O. A. Smaginoj, E. A. Zajcevoj. - Samara: SIPKRO, 2019. - 68 p.

7. Rezul'taty' Rossijskoj Federacii v issledovanii PISA (Results of the Russian Federation in the PISA study). - URL: https:// fi-oco.ru (data obrashheniya: 30.09.2020).

8. Chushkina, S. E. O podxodah k opredeleniyu ponyatiya "chitatel'skaya kul'tura"(Approaches to defining the concept of "reader culture") // VestnikBashkirskogouniversiteta. - 2015. - Vol. 20,no. 2 - P. 600-605.

9. Kashirina, M. V. Komponenty' chitatel'skojkurtury' mladshihshkol'nikov (Components of a reading culture of young schoolchildren) // Vestnik MGPU. Seriya "Pedagogikaipsixologiya". - 2019. -No. 1 (47). -P. 107-115.

10. Otkidach, E. V. Razvitiechitatel'skojkul'tury' studentov v usloviyaxuniversitetskogokompleksa: dissertaciya ... kandidatapeda-gogicheskixnauk (Development of students' reading culture in the conditions of the University complex: dissertation ... candidate of pedagogics): 13.00.01. - Velikij Novgorod, 2001. - 174 p.

11. Shuler, I. V. Razvitie chitatel'skoj kul'tury' lichnosti v usloviyah sovremennoj informacionnoj sredy': na material obucheniya v vuze: dissertaciya ... kandidata pedagogicheskix nauk (Development of the reader's culture of the individual in the modern information environment: on the material of higher education: dissertation ... candidate of pedagogics): 13.00.01. - Tyumen', 2011. - 176 p.

12. Aleshin, L. I. Informacionny'etexnologii (Information technology): uchebnoe posobie. - Moscow: Market DS, 2008. - 382 p. -ISBN 978-5-7958-0249-7.

13. Azizova, I. Yu. "Slozhny'j tekst' v uchebnoj deyatel'nosti po biologii ("Complex text" in biology training activities) // Perspek-tivny'e napravleniya issledovanij problem biologicheskogo i e'kologicheskogo obrazovaniya: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauch-no-prakticheskoj konferencii (19-21 noyabrya 2019 g.). Vy'pusk 17, Sankt-Peterburg / pod. red. N. D. Andreevoj. - St. Petersburg: "Svoeizdatel'stvo", 2019. - P. 16-19. - ISBN 978-5-4386-1175-2.

14. Azizova, I. Yu. Principy' organizacii raboty' uchashhixsya so slozhny'm tekstom pri obuchenii biologii (Principles of organization of students' work with complex text when teaching biology) // Biologicheskoe i e'kologicheskoe obrazovanie studentov i shkol'nikov: aktual'ny'e problemy' i puti ix resheniya: materialy' V mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyash-hennoj 80-letiyu so dnya rozhdeniya professora V. M. Astaf eva. 7-8 fevralya 2020 g., g. Samara, Rossijskaya Federaciya / otv. red. A. A. Semenov. - Samara: SGSPU, 2020. - P. 13-16. - ISBN 978-5-8428-1153-3.

15. Sumatoxin, S. V. Chtenie i ponimanie soderzhaniya teksta pri obuchenii biologii (Reading and understanding the content of the text when teaching biology) // Biologiya v shkole. - 2012. - No. 6 - P. 54-60.

16. Sumatoxin, S. V. Vidy' chteniya pri obuchenii biologii (Types of reading when teaching biology) // Biologiya v shkole. - 2012. -No. 7 - P. 15-23.

17. Teremov, A. V. Znakovo-simvolicheskaya sistema v obuchenii biologii (Sign-symbolic system in teaching biology): uchebnoe posobie dlya studentov bakalavriata napravlenie podgotovki "Pedagogicheskoe obrazovanie' profil' "Biologiya'. - Moscow: MPGU: Prometej, 2013. - 124 p. - ISBN 978-5-7042-2482-2.

18. Andreeva, N. D., Azizova, I. Yu., Malinovskaya, N. V. Novy'e podxody' k obucheniyu biologii v obshheobrazovatel'noj shkole v usloviyax FGOS (New approaches to teaching biology in secondary schools in the conditions of the federal state educational standard): uchebnoeposobie. - St. Petersburg: Izd-vo "Svoeizdatel'stvo", 2015. - 299 p. - ISBN 978-5-4386-0936-0.

19. Ponomareva, I. N., Rogovaya, O. G., Solomin, V. P. Metodika obucheniya biologii (Methods of teaching biology): uchebnik dlya stud. uchrezhdenij vy'ssh. prof. obrazovaniya / pod. red. I. N. Ponomarevoj. - Moscow: Izdatel'skij centr "Akademiya", 2012. -368 p. - ISBN 978-5-7695-8822-8.

20. Laboratorny'j praktikum po teorii I metodike obucheniya biologii (Laboratory workshop on the theory and methodology of teaching biology): uchebno-metodicheskoe posobie dlya studentov-zaochnikov / avtory'-sostaviteli: A. A. Semenov, N. G. Bobrova, L. M. Glazkovai dr.; pod. red. A. A. Semenova. - Samara: Izd-vo SGSPU, 2003. - 197 p. - ISBN 5-8428 0344-5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.