Научная статья на тему 'Формирование бренда вуза: практические аспекты (на примере СПбГУСЭ)'

Формирование бренда вуза: практические аспекты (на примере СПбГУСЭ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
296
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование бренда вуза: практические аспекты (на примере СПбГУСЭ)»

Внеаудиторная работа по английскому языку в неязыковых вузах: концепция учебно___________________________________________________________________________методического пособия

рующего, способного поддерживать ус- самых разнообразных контекстах,

пешную иноязычную коммуникацию в

ЛИТЕРАТУРА

1. ЮНЕСКО. Акты Генеральной конференции. Двадцатая сессия. Париж 1978. Т 1. Резолюции. Приложение 1. Париж, 1979.

2. Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе: парадоксы наследия, векторы развития. М.: Эгвес, 2000.

3. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. М.: Академия, 2005.

4. Danielle Bachel, Autonomes Lernen- In Theorie und Praxis (September 2005) [Элек^юнный ресурс]. URL: http://www.g-daf-es.net/salamanca_auf_deutsch/projekt/db2.pdf (дата обращения 12.04.2013).

5. Виноградова Л.В., Преснякова H.A. Об опыте проведения межвузовской олимпиады по английскому языку в неязыковом вузе // Инновационные компетенции и креативность в исследовании и преподавании языков и культур: Сб. материалов I Всероссийской (с международным участием) научнопрактической конференции. М.: РГСУ, 2009. C. 167 - 171.

6. Виноградова Л.В., Преснякова Н.А. Олимпиада по английскому языку в неязыковом вузе: от теории к практике: Учебно-методтеское пособие. СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2009.

7. Виноградова Л.В., Преснякова H.A. Клуб любителей английского языка как инновационная форма работы со студентами неязыкового вуза // Актуальные проблемы теории и методологии науки о языке: международ. научн.-^жтт. конф. 24-25 мм 2008 г. СПб.: Л^ им. А. С. Пушкина, 2008. С. 226 - 231.

8. Виноградова Л.В., Преснякова H.A. Клуб любителей английского языка как способ модернизации преподавания иностранного языка в неязыковом вузе // Безопасность уголовно-исполнительной системы. 2009. №2(6). С. 67 — 69.

9. Латышев Л.К. Перевод: проблемы теории, практики и методики преподавания. М.: Академия, 2003.

УДК 159.9: 366.63 ББК 88.4

ФОРМИРОВАНИЕ БРЕНДА ВУЗА:

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ (НА ПРИМЕРЕ СПБГУСЭ)

A.B. Кривова

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, Кавалергардская ул., д.7, лит. А

Российская образовательная система переживает период сложных качественных изменений. Усугубившийся в последние годы «демографический провал», присоединение образовательной системы России к Болонской конвенции и наметившаяся тенденция сокращения количества вузов путем их слияния - эти вызовы и угрозы усиливают конкуренцию и увеличивают потребность вузов в брендинге как в наиболее современном и эффективном способе привлечения и удержания внимания потребителей.

Образование новых университетов посредством слияния, объединения нескольких вузов, которое можно наблюдать повсеместно в современной России,

ставит перед практиками задачи по созданию брендов новых высших учебных заведений «с нуля», по выводу на рынок в сжатые сроки новых игроков на рынке образовательных услуг. Поэтому сегодня, как никогда ранее, в деле борьбы за потребителя образовательных услуг требуются серьезные исследования рынка и совершенствование методов привлечения абитуриентов. Именно методология брендинга признается специалистами (Аакер [1], Апшоу [2], Капферер [3], Линдстром [6], Шеррингтон [8] и пр.) наиболее адекватной целям формирования и закрепления в сознании целевых групп потребителей устойчивого позитивного образа компании / товара или

услуги, управления принятием решений и поведением потребителей.

Целью описанного в данной статье исследования стала адаптация ранее разработанной автором технологии формирования бренда [9] для создания бренда вуза на рынке образовательных услуг в современной России и применение данной технологии для создания бренда Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики (СПбГУСЭ), а также получение исчерпывающего описания бренда СПбГУСЭ.

И даже в меняющихся условиях (СПбГУСЭ в данный момент находится в процессе присоединения к СПбГЭУ) тематика и результаты данной работы остаются актуальными, так как полученные в ходе исследования результаты и алгоритм их получения носят обобщенный характер и могут быть применены для формирования бренда любого другого вуза.

Организационная структура и текущее

рыночное положение СПбГУСЭ

В состав СПбГУСЭ в качестве структурных подразделений входят 11 филиалов, 8 институтов (на правах факультетов), факультет театрального искусства, учебные заведения СПО (2 техникума и колледж), другие учебные и научноисследовательские подразде-ления, объекты производственной, спор-тивной и социально-культ^ной инфра-структуры, типография.

По итогам приемной кампании 2009 года СПбГУСЭ занял лидирующее положение в Петербурге по показателю конкурса в вузы на 1 бюджетное место со средним конкурсом 46,76 человек на место. В 2010-2012 гг. СПбГУСЭ также оставался в тройке лидеров по этому показателю.

Несмотря на существовавшую во многих российских вузах в 2009-2012 гг. проблему заполняемое™ бюджетных мест, в СПбГУСЭ все бюджетные места заполнялись уже в ходе «первой волны зачисления», и успешно прошел прием студентов для обучения на контрактной основе.

По данным исследования 2009 года [10], среди петербургских вузов в 2009 году СПбГУСЭ по показателям лояльности и известности занимал 2-ое место на рынке, уступая лишь безоговорочному лидеру рынка образовательных услуг -СПбГУ. Непосредственными конкурентами СПбГУСЭ в Санкт-Петербурге являются РГПУ им. Герцена (III место по количеству выборов места поступления), СПбГУ ИТМО (IV место). V ранговую позицию разделяют одновременно несколько вузов, набравших равное количество выборов среди потенциальных абитуриентов: ИНЖЭКОН, Университет

МВД, СПбГУКиТ, ГУ АП, СПбГУТиД. Остальные названные абитуриентами вузы со значительным отрывом отстают от лидеров.

Актуальность проблемы формирования бренда для СПбГУСЭ

Усиление конкуренции между вузами и планы развития СПбГУСЭ привели к необходимости создания корпоративного бренда СПбГУСЭ. Опыт решения задач по созданию универсальной структуры корпоративного бренда вуза, единой для целого ряда регионов России, у российских специалистов в области брендинга практически отсутствовал, что сделало эту уникальную по своей сложности задачу еще более интересной.

Анализ практики маркетинговых коммуникаций, сложившейся в СПбГУСЭ (существующем под разными названиями с 1969 года), позволил сделать выводы о том, что деятельность по продвижению образовательных услуг до середины 2009 года проводилась на регулярной основе (количество выходов рекламно-информационных сообщений в разных каналах коммуникации можно признать достаточным), но с точки зрения содержания данных сообщений -их качество следует признать неудовлетворительным, т.к. их авторами полностью игнорировалась имиджевая функция рекламы и PR, был допущен перекос в сторону лишь информации-онной составляющей.

В частности, недостаточно внимания уделялось подготовке полиграфических

рекламно-информационных материалов; мало внимания уделялось развитию дизайна и функционала Интернет-сайта СПбГУСЭ. Буклеты и сайт вуза выполняли лишь утилитарную функцию информирования, в то время как и современный сайт, и полиграфическая продукция должны являться «виртуальным лицом» организации, выполнять весь связанный с этим спектр задач и, далеко не в последнюю очередь, -имиджевую функцию.

В связи с этим руководством вуза была поставлена задача по созданию корпоративного бренда СПбГУСЭ. В качестве стандарта практической работы в рамках исследования, проведенного с этой целью, предложен алгоритм выявления психологических особенностей потребителей и применения этой информации в процессе создания и управления брендами. Данный алгоритм [9]), многократно апробированный в ходе практики бренд-менеджмента, включает в себя 8 основных шагов:

1) Определение целей проекта;

2) Определение целевых аудиторий (ЦА) проекта в социодемографических категориях - пол, возраст, образование, доход и т. д.;

3) Описание социально-психологических особенностей ЦА: потребностно-мотивационной сферы; ценностей; представлений, эмоций и чувств; восприятия (внимания и памяти);

4) Сопоставление характеристик,

составляющих идентичность родительского / поддерживающего по отношению к данному проекту бренда с выявленными социально-психологическими

особенностями ЦА проекта (методом пересечения); обнаружение совпадающих и частично совпадающих характеристик и противоречий между характеристиками родительского / поддерживающего бренда (этот этап применяется при работе с уже существующим брендом и неприменим в нашем случае создания бренда «с нуля»);

5) Построение идентичности (сути, ценностей и личности) бренда с опорой на пересекающиеся характеристики,

выявленные на этапе 4, и с акцентом на задачах конкретного проекта (предварительная версия);

6) Описание позиционирования (изменяемой части бренда), основанного на идентичности бренда и уникальных задачах проекта (предварительная версия);

7) Проверка полученных результатов при помощи фокус-^упп с участием представителей ЦА и затем для верификации результатов фокус-^упп -в ходе личных полустандартизованных интервью (и корректировка результатов с учетом данных проверки). Затем верификация полученных данных еще и методом личных полуструктурированных интервью;

8) Формулирование итогового варианта идентичности и позиционирования бренда (с учетом корректировки по результатам этапа 7).

Опираясь на практику использования данной методики, можно констатировать, что она позволяет минимизировать масштаб и количество ошибок в процессе создания и управления брендом, планировании ребрендинга.

Методы исследования

В ходе исследования последовательно применены количественные и качественные методы эмпирического исследования:

1) Исследование вторичных источников данных

Нами были проанализированы результаты исследования, проведенного группой исследователей СПбГУСЭ весной 2009 года [10]. На основании этих данных о мотивационных основаниях, факторах и предпочтениях, влияющих на принятие абитуриентами решения о поступлении в вуз, нами было сформулировано гипотетическое описа-ние бренда СПбГУСЭ, которое на следующих этапах исследования было протестировано на представителях ЦА и по итогам тестирования модифициро-вадю.

2) Фокус-групповое исследование

Фокус-группы проводились для тестирования гипотетической версии описания бренда СПбГУСЭ на представителях

ЦА в Петербурге с целью проверки необходимости и достаточности полученного списка характеристик.

В ходе исследования было проведено 6 фокус-групп численностью по 8 человек - 3 «молодежных» группы (ученики

10 класса, ученики 11 класса и смешанная группа) и 3 группы «родителей», так как «степень вовлеченности» в проблему выбора вуза у учеников 10-х и 11-х классов (и, соответственно, у их родителей) может быть разной.

3) Личные полустандартизован-ные интервью

Несмотря на распространенность метода фокус-групп в прикладных маркетинговых исследованиях, валидность полученных при помощи данного метода результатов ставится под сомнение частью специалистов [11]. Поэтому для верификации данных, полученных в результате фокус-группового исследования, были проведены интервью с 12-ю представителями ЦА - 2 учащихся 10 классов, 2 учащихся 11 классов, 2 учащихся техникума и колледжа и 6 родителей - в такой же пропорции.

Метод полустандартизованных интервью был выбран, так как именно по-лустандартизованное интервью позволяет задать все интересующие исследователя вопросы, однако, в отличие от строго формализованных интервью, этот метод не исключает возможности некоего экспромта и, таким образом, получения новых, неожиданных для самого исследователя данных.

4) Моделирование Основные результаты фокус-

группового исследования

Критерии выбора вуза. Были выявлены различные приоритеты при выборе вуза в разных возрастных группах. Для представителей младшей возрастной группы (10-й класс) проблема выбора вуза осознается как значимая и важная, но «далекая», и от этого — пока не очень актуальная, а для учеников 11-х классов данный вопрос является насущным и актуальным, и к началу 11-го класса школьники осознают, что от этого выбо-

ра во многом зависит их дальнейшая жизнь.

Наиболее осознанно к вопросу выбора вуза подходят учащиеся выпускных курсов средне-специальных образовательных учреждений, планирующие продолжить свое обучение в вузе. Они твердо представляют себе, какое именно образование и где именно они хотят получить.

Среди представителей группы родителей речь идет об оценке вуза как потенциального места обучения своих подрастающих детей. Различий между отношением к вопросу выбора вуза у родителей десяти- и одиннадцатиклассников в ходе исследования не выявлено, в то время как родители выпускников техникумов и колледжей переживают эту проблему как менее актуальную.

Источники информации. Практически единственным источником информации для поиска данных о вузе всеми тремя молодежными группами является Интернет, в то время как в группе родителей наибольшее доверие вызывает такой источник информации, как мнение друзей и знакомых.

Самым эффективным каналом коммуникации для вуза респонденты посчитали наружную рекламу на зданиях самого вуза. С точки зрения содержания лучшей рекламой для вуза являются положительные отзывы о вузе его студентов и выпускников - в частности, выпускников, добившихся успеха. Но искать эти отзывы респонденты разных возрастов будут по-р^ному: молодежь - на форумах в Интернете, а родители - в иных СМИ и в ходе личного общения. Кроме того, в качестве внушающего доверия источника информации о вузах были названы: специализированные издания; аналитические сайты в Интернете; Интернет-форумы.

Реклама вузов. Рекламу СПбГУСЭ в 2009 году не вспомнил ни один из участников рассматриваемых нами фокус-групп, что подтвердило необхо-димость создания яркого и запомина-ющегося бренда СПбГУСЭ. Но и попытка обсудить сильные и слабые стороны рекламы

других вузов не увенчалась успехом: участники групп высказались относительно невыразитель-ности и плохой запоминаемости рекламы петербургских вузов. Общим в отношении всех рекламных сообщений вузов является мнение о ее не-со-временности, несоответствии сего-дняш-ним технологиям, а также плоскости и безликости.

В ходе обсуждения рекламных концепций были выявлены следующие моменты, на которые обращают внимание при просмотре рекламы вуза:

1. Название, логотип, телефоны, адреса;

2. Наличие информации о факультетах, специализациях и формах обучения;

3. Информация, связанная с государственной аккредитацией вуза;

4. Больше интересует информация не об отдельном факультете, а о комплексе услуг и возможностей, которые дает вуз своим студентам;

5. Живой, «человеческий» язык (в противовес «канцелярскому» языку, которым зачастую предпочитают общаться вузы со своими абитуриентами);

6. Образовательная атрибутика;

7. Наличие статистической информации об истории и достижениях вуза вызывает доверие к вузу. Так, например, фактором, усиливающим доверие к рекламе вуза, может выступать информация о давней истории его существования и количество подразделений и филиалов;

8. Существенным фактором успеха является цветовое фоновое решение рекламы. По мнению большинства респондентов, яркий запоминающийся фон способствует тому, чтобы на рекламу обратили внимание.

Единственным значимым возрастным различием, которое удалось выявить, явилось то, что группа родителей скорее склонна доверять «официальной» информации, связанной с наличием государственной аккредитации вуза, а также истории и традициям конкретного учебного заведения. Молодежь же в большей степени восприимчива к «имиджевым» характеристикам вуза - лексическому и

цветовому решению рекламных сообщений.

Главной характеристикой идеальной рекламы вуза, по мнению респондентов, является отсутствие лишней, ненужной информации и простота, создающая стиль, впечатление солидности и профессионализма.

Тестирование гипотетически сформулированных характеристик бренда СПбГУСЭ. В ходе фокус-группового этапа исследования нами все же был выявлен ряд противоречий меиеду мнениями участников различных фоку с-гру пп:

1) в связи с тем, что учащиеся 10-х классов осознают проблемы выбора вузов как не очень актуальную, а с начала 11-го класса, как правило, школьники уже начинают посещать подготовительные курсы в выбранном ими вузе, встает вопрос о «моменте принятия решения»;

2) в ходе фокус-^уппы не подтвердились данные, полученные в ходе опроса, относительно сильного влияния мнения родителей и учителей на принятие решения о выборе вуза;

3) интересно, что 4 из 24 участников «молодежных» фокус-групп не согласны с мнением большинства о том, что обучение в вузе - это, в первую очередь, общение, новые друзья, новые впечатления. Для них обучение - это, прежде всего, приобретаемые знания и навыки;

4) никто из молодежи не назвал в качестве важной характеристику «наличие в вузе возможности оплаты в рассрочку, программы кредитования, совместной с банком» (в отличие от фокус-групп с участием родителей). Возможных причин этого может быть несколько, и они нуждаются в уточнении: молодежь не включена в планирование расходов своей семьи или пока не задумывается о «технической» стороне вопроса оплаты обучения.

Описанные выше противоречия были проверены в ходе этапа исследования методом личных полустандартизованных интервью, что позволило сформулировать окончательный вариант описания бренда вуза.

Описание бренда «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики» («СПбГУСЭ»)

В результате анализа материалов фо-кус-группового исследования и интервьюирования было дано итоговое описание бренда СПбГУСЭ:

I. Место и роль бренда в портфеле брендов организации:

• Бренд «СПбГУСЭ» является зонтичным брендом в отношении институтов, факультетов, филиалов, региональных представительств вуза.

Зонтичный бренд «СПбГУСЭ» используется для продвижения услуг в сфере образования, поддерживает под общим названием группу образовательных подразделений, не обладающих собственными марочными названиями.

• Дескриптор: Санкт-Петербургский государственный университет - данный дескриптор в нашем случае объединен с названием и описывает:

1) территориальное расположение данного вуза (центрального подразделения) - Санкт-Петербург;

2) принадлежность оказываемых услуг к категории высшего образования;

3) наличие у данного вуза государственной аккредитации.

• Группа подразделений (проду-

*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кты) — дженерики , но имеют 2 дескриптора - по специализации оказываемых образовательных услуг и по местоположению. Формулируется следующим образом:

- по специализации оказываемых образовательных услуг: «Юридический институт», «Институт торговли и ресторанного бизнеса» и т.д.;

- по местоположению: «Филиал

СПбГУСЭ в городе ...».

II. Неизменяемая, постоянная часть бренда - идентичность бренда

Суть бренда ПбГУСЭ: идеальная

alma-mater.

Ценности бренда:

*

Дженерики - качественные копии веществ узнаваемых брендов.

1) большие перспективы и возможности для выпускников;

2) современность («в ногу со

временем»; инновационность; опережающее качество образования);

3) информационная открытость;

4) определенность, гарантии

надежности и безопасности.

Личность бренда:

1) современный, инновационный,

понимающий сегодня, что будет вострее-бовано завтра;

2) способствующий раскрытию

потенциала других: выполняет функцию «стартовой площадки, трамплина» для успеха и реализации потенциала взаимодействующих с ним;

3) информационно открытый - дружелюбный и комфортный в общении;

4) практичный, рациональный;

5) стабильный, надежный и безопасный;

6) заботливый.

III. Часть бренда, которая меняется в зависимости от ситуации на рынке — позиционирование

1) Социально-демо^афический уровень позиционирования: бренд СПбГУСЭ позиционируется на 2 целевых аудитории:

- основная: молодые люди (юноши и девушки 15-18 лет), из материально обеспеченной семьи (67,9% оценивают материальное положение своей семьи как хорошее или среднее - с ежемесячным доходом от 15000 рублей на члена семьи), нацеленные на получение высшего образования. Преимущественно

- выпускники общеобразовательных школ (67,7%). Со значительным отрывом за ними следуют представители колледжей (16,1%), лицеев (10,6%) и техникумов (2,5%). Их родители преимущественно имеют высшее / незаконченное высшее образование;

- дополнительная: люди среднего возраста (35-55 лет), родители потенциальных абитуриентов - молодых людей в возрасте 15-17 лет, с доходами «средний» и «выше среднего» и определенными мировоззренческими установками. Преимущественно имеют высшее или

незаконченное высшее образование. Как правило, это семья из 2 поколений (3-4 человека), живущих в одной квартире или в частном доме.

Цель получения высшего образования:

73,9 % основной целевой группы главной целью получения высшего образования считают получение высокооплачиваемой работы, а средством достижения этой цели - реализацию возможности стать высококвалифицированным специалистом (64,7%); для 31,4 % опрошенных получение высшего образования -способ стать культурным и образованным человеком; для 9,9% юношей (или 4,2% от общего числа опрошенных) учеба в вузе является прежде всего способом получить отсрочку от армии; 2,1% всех респондентов планируют учиться в вузе потому, что этого хотят их родители; у 18,4% также силен «мотив долженствования» - «надо получить диплом».

Потребительские характеристики целевой группы:

• средний доход: от 15000 рублей и выше на человека в семье;

• наиболее часто совершают покупки товаров в гипермаркетах эконом-класса: Лента, О’Кей, Карусель, Метро;

Свободное время и досуг:

• прогулки на природе, в парке, в городе;

• выезд с друзьями на природу, на шашлыки;

• дома на диване;

• спорт, активный отдых (фитнес, бассейн и т.п.);

• посещение театров и музеев; посещение кинотеатров.

2) Рациональный уровень

позиционирования (перечисление основных достоинств продукта, его основных физических отличий от продуктов конкурентов)

Качественное образование:

• высококвалифицированный преподавательский состав;

• широкий выбор востребованных специальностей;

• современная материально-

техническая база университета;

• наличие программ двойных дипломов в сотрудничестве с зарубежными вузами.

Доступное образование:

• умеренная цена;

• все формы обучения (очная, очно-заочная, заочная, второе высшее, экстернат);

• наличие рассрочки и программ кредитования от ведущих банков;

• легкость поступления и возможность учиться в рамках действующей системы «школа-техникум-уни-верситет»;

• территориальная доступность: широкая сеть филиалов и представительств.

Современное образование:

• неравнодушные, квалифицированные и опытные преподаватели;

• инновационные подходы к организации образовательного процесса;

• уникальные программы обучения;

• возможность «модульного

обучения»: СПбГУСЭ является частью всероссийского консорциума вузов сервиса.

Увлекательное образование:

• насыщенная студенческая жизнь;

• возможность серьезно заниматься наукой уже с первых курсов;

• зарубежные практики и стажировки;

• «летние школы» для лучших студентов;

• широкий выбор «сопутствующих

услуг»: языковых курсов в вузе и т.п.

3) Функциональный уровень позиционирования (переселение основ-ных выгод от использования продукта):

• получение востребованной рынком труда специальности;

• наилучшее качество образования за сравнительно небольшие деньги;

• приобретение за годы обучения в университете не только теоретических знаний, но и реального практического опыта;

• успех, карьерные возможности и финансовая самостоятельность;

• начало новой жизни: новый

статус, престиж, новые знания, возможности;

• определенность, безопасность и надежность;

• возможность в будущем заниматься любимым делом;

• радость ощущения себя культурным и образованным человеком;

• удобство, легкая покупка.

Ранее разработанная автором технология формирования бренда в ходе данного исследования адаптирована для целей формирования бренда вуза на рынке образовательных услуг в современной России и применена для создания бренда СПбГУСЭ. Описание бренда СПбГУСЭ, сформулированное в ходе данного исследования, стало прочным фундаментом для разработки нового корпоративного стиля вуза и всех материалов для целей стратегического и оперативного маркетинга и PR СПбГУСЭ уже в 2009-2012 гг.

Разработанные в итоге действенные инструменты позволили университету эффективно воздействовать на поведение потребителя и преуспеть даже в условиях обострившейся в последние годы конкуренции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аакер Д.А. Создание сильных брендов. М.: ИД Гребенникова, 2003.

2. Апшоу Л. Создание брэндов - гибкий подход. Создание и продвижение брэндов на российском рынке: технологии третьего тысячелетия. М., 2000.

3. Капферер Ж.-Н. Бренд навсегда: создание, развитие, поддержка ценности бренда. М.: Вершина, 2007.

4. Келлер К. Л. Стратегический брэнд-менеджмент: Создание, оценка и управление марочным капиталом / Пер. с англ. 2-е юд.. М,; СПб, К: Вильямс, 2005.

5. Котлер Ф. Маркетинг 3.0: от продуктов к потребителям и далее - к человеческой душе / Ф. Котлер, X. Картаджайя, ИСетиаван. М.: Эксмо, 2011.

6. Линдстром М. Чувство бренда. Роль пяти органов чувств в создании выдающихся брендов. М.: Эксмо, 2006.

7. Музыкант В.Л. Формирование брэнда средствами PR и рекламы: учеб. пособие. М.: Экономисть, 2006.

8. Шеррингтон М. Незримые ценности бренда. М.: Вершина, 2006.

9. Кривова A.B. Выявление особенностей психологии потребителей и использование их в управлении брендом II Бренд-меие^тет. 2008. №1. С.50-56.

10. Безденежных Т.И. Отчет о научно-исследовательской работе «Исследование факторов, влияющих на стоимость образовательных услуг и мотивацию поступления выпускников образовательных учреждений в СПбГУСЭ», 2009 // Внутренний документ СПбГУСЭ.

11. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М.: «Добросвет», 1998.

• возможность жить ярко и интересно в процессе обучения и после него;

• возможность за годы обучения получить сразу 2 диплома - СПбГУСЭ и одного из зарубежных вузов-партнеров СПбГУСЭ;

• обретение уверенности в своих силах, ощущения себя хозяином своей судьбы;

• возможность получить отсрочку от армии.

4) Эмоциональный уровень позиционирования

Поступление в СПбГУСЭ:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• подтверждает статус, самостоятельность, успех;

• обеспечивает лучшее будущее;

• точность, надежность, выполнение обязательств, гарантии;

• дает возможность начать новую жизнь - яркую и интересную: наполненную общением и новыми впечатлениями;

• обеспечивает удобство оплаты образования.

5) Ценностный уровень позиционирования:

• уверенность в завтрашнем дне;

• независимость; способность быть хозяином своей жизни и судьбы;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.