Научная статья на тему 'Формирование безопасной информационной среды для обеспечения творческого потенциала молодого учёного'

Формирование безопасной информационной среды для обеспечения творческого потенциала молодого учёного Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / CREATIVE POTENTIAL / МОЛОДОЙ УЧЁНЫЙ / YOUNG SCIENTIST / САМОРАЗВИТИЕ / SELF-DEVELOPMENT / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION SYSTEM / БЕЗОПАСНОСТЬ / SAFETY / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / PSYCHO-PEDAGOGICAL HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никифорова Г. Г., Морозов А. В.

В статье анализируется современное состояние информационной образовательной среды, делается акцент на необходимости формирования безопасной информационной среды; особое внимание уделяется рассмотрению проблемы создания необходимых условий для наиболее эффективной реализации творческого потенциала современного молодого учёного в изменяющемся мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование безопасной информационной среды для обеспечения творческого потенциала молодого учёного»

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДОГО УЧЁНОГО

Институт управления образованием Российской Академии образования,

г. Москва, Россия

Аннотация. В статье анализируется современное состояние информационной образовательной среды, делается акцент на необходимости формирования безопасной информационной среды; особое внимание уделяется рассмотрению проблемы создания необходимых условий для наиболее эффективной реализации творческого потенциала современного молодого учёного в изменяющемся мире.

Ключевые слова: информационная образовательная среда, творческий потенциал, молодой учёный, саморазвитие, информационные технологии, система образования, безопасность, психолого -педагогические здоровьесберегающие технологии, адаптация.

Во все времена во всём цивилизованном мире шла борьба за умы людей. В последние годы, во многом, благодаря всё более возрастающему потоку информации и информатизации всех процессов человеческой деятельности, наиболее острой и актуальной, по нашему мнению, подлинно национальной - становится проблема формирования такой информационной среды, которая, с одной стороны, обеспечивала бы безусловную безопасность, а с другой - наиболее полную реализацию творческого потенциала для своих соотечественников и, в первую очередь, молодых учёных.

Современные информационные технологии существенно меняют не только структуру отношений, но и образ жизни людей, их мышление, механизмы функционирования общественных институтов, органов власти, семьи. Они становятся действенным фактором развития общества и личности. В то же время, широкое распространение некоторых информационных технологий сопровождается появлением ряда новых угроз полноценной духовной жизни, формированию здоровья, конституционным правам и свободам граждан.

Деидеологизация, распад социальных отношений привели к «атомизации» общества, к разрыву социальных связей между обществом и индивидуумами. Как следствие - массовая потеря позиции человека как субъекта жизни. Проблема устойчивого развития России - это, прежде всего, проблема психологическая. И важнейшая её составляющая - возрождение в каждом россиянине субъекта жизнедеятельности [3].

Специфика совре менного информационного пространства состоит в том, что оно охватывает не только масс-медиа или средства массовой информации (далее по тексту - СМИ), поведение и роль которых также постоянно меняется в зави симо-сти от культурно-исторического контекста. Информационное пространство расширилось до беспрецедентных размеров в связи с появлением Интернета, предоставляя трибуну каждому, кто - с разными целями - считает необходимым предоставить ин формацию или собственное видение окружающих событий всему миру. Возможности, предоставляемые «всемирной паутиной», дают оружие невиданной силы прямо в руки экстремистам и террористам, порождая новейший вид терроризма -«кибертерроризм» [2].

Г.Г. Никифорова, А.В. Морозов

doc_morozov@mail .ru *

А

Изменение роли и места Интернета в жизни современного общества, возникновение новых информационных технологий привело к новым проблемам, связанным с обеспечением безопасности. Усиление влияния информационных технологий на общественное сознание потребовало принятия законов, связанных с информационной безопасностью, под которой, согласно Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, понимается состояние защищённости её национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов государства, общества и личности [1].

Информационно-психологическое оружие обращено, прежде всего, на сознание человека, воздействуя через него на поведение, убеждения, мотивы и потребности, нравственные установки, отношение к тому, что происходит в обществе. В качестве такого оружия могут использоваться все СМИ и, в первую очередь, конечно же, Интернет.

Задачи, решаемые современной системой образования, обусловлены, в первую очередь, взглядами, исторически укоренившимися в той или иной национальной культуре, средой, а также различными аспектами конкретной социально-экономической ситуации. В настоящее время система российского образования находится в состоянии модернизации, необходимость которой в условиях глубоких структурных изменений в обществе обусловлена на современном этапе необходимостью подготовки конкурентоспособных, высококвалифицированных, компетентных специалистов.

Учебная деятельность в условиях образовательной среды, неблагоприятной для здоровья обучаемого, может ослаблять или усиливать общее влияние процесса обучения на характер проявлений тех или иных свойств личности, что обуславливает необходимость дифференцированного подхода к психолого-педагогическому обеспечению образовательного процесса, внедрению специализированных для определённой группы учащихся реабилитационных методик в образовательный процесс, а также формированию дифференцированной здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.

В настоящее время из всего многообразия существующих методов обучения всё больше внимания уделяется интерактивным методам в условиях образовательной здоровьесберегающей среды. Под здоровьесберегающей образовательной средой мы понимаем специально организованные условия взаимодействия образовательного назначения в образовательном учреждении, ориентированные на сохранение, формирование и развитие индивидуального здоровья участников педагогического процесса, на формирование у обучающихся эффективной модели социальных связей и навыков позитивной коммуникации [7].

Безопасность современной информационной среды является одним из важнейших условий сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения, одной из важнейших составляющих благоприятных и комфортных социальных отношений для всех субъектов, в ней участвующих [5]. Проблема психолого-педагогического сопровождения информационной образовательной среды в целях сохранения и укрепления здоровья её участников, создание в образовательном учреждении безопасных условий труда и учёбы, защита от всех форм дискриминации могут выступать альтернативой агрессивности социальной среды, психоэмоциональному и культурному вакууму, следствием которых является рост социогенных заболеваний. Важным условием снижения числа стрессовых ситуаций в педагогической практике является обеспечение психологической безопасности при взаимодействии участников информационной образовательной среды.

Одной из приоритетных и, по сути, главных задач современных образовательных учреждений является создание такой универсальной информационной образовательной среды, которая не только помогала бы

взаимодействию всех субъектов образовательного процесса, но также, непосредственно, и процессу самообразования обучающихся.

Вопросами моделирования и проектирования образовательной среды, в которой личность востребована и свободно функционирует, а её участники чувствуют защищённость и удовлетворение основных потребностей, занимались И.А. Баева, М.Р. Битянова, Н.В. Груздева, Я.А. Коменский, В.И. Панов, А.Н. Тубельский и др.

Современная информационная образовательная среда, по своей сути, является управляемой психолого-педагогической системой, основанной на самых современных информационно-образовательных технологиях и обеспечивающей ведение учебного процесса для всех желающих всеми предназначенными для этого техническими и технологическими средствами. В рамках современной информационной образовательной среды происходит становление и развитие системы открытого образования, обеспеченной как организационными, информационными, так и психолого-педагогическими здоровьесберегающими технологиями [4].

Необходимость адаптироваться к новой жизни в условиях социальной нестабильности требует от современного молодого учёного умения действовать при изменениях, которые произойдут в мире и в его жизни в результате его активных действий или его идей, воспринятых и реализованных другими людьми. Успех и реальные достижения молодого учёного, положительная оценка его действий членами социальной группы, к которой он принадлежит, будут определяться на основе прогнозирования им тех изменений, которые произойдут в результате активных действий.

Для реализации активности личности и её инновационной деятельности сегодня имеются большие возможности. Этому способствует ряд изменений, происходящих в жизни и отражающихся в мышлении человека. Главное из них - снятие ограничений профессиональной деятельности. Это позволяет воспринимать значительно более широкий круг внешних явлений. Уменьшение предвзятых, а главное, навязываемых мнений и суждений и увеличение потока информации обеспечивает сегодня молодому учёному необходимую свободу действий, своевременное реагирование на внешние изменения.

Как следствие этого молодой учёный приобретает очень важные способности:

- готовность к реагированию на неожиданности;

- готовность к принятию самостоятельных решений, требующих риска;

- готовность нести за них ответственность;

- критичность к оценке своих и чужих действий [6].

Новая ситуация в обществе и системе образования требует подготовки молодого учёного нового типа, способного эффективно и продуктивно работать в постоянно изменяющихся условиях. Современному учёному необходимо не только обладать высоким уровнем общей культуры, психолого-педагогической компетентностью, но и нетрадиционно подходить к решению стоящих перед ним задач, организовывать свою деятельность на инновационной, творческой основе. Цель современного образования - развитие тех способностей личности, которые нужны ей самой и обществу; включение её в социально-ценностную активность; обеспечение возможностей эффективного самообразования (в частности, повышения квалификации) за пределами институциализированных образовательных систем.

Главная цель инновационного образования - сохранение и развитие творческого потенциала человека. Однако, сегодня недостаточно творчества и проектирования. Образование должно быть пронизано общечеловеческими ценностями. Для этого, в первую очередь, необходимо сделать так, чтобы оно развивало гармоничное мышле-

ние, основанное на сочетании внутренней свободы личности и её социальной ответственности, а также терпимости к инакомыслию [4].

Основная цель современного образования: формирование специалиста -профессионала и творческой личности человека - гражданина, умеющего глобально гуманистически мыслить и локально созидающе действовать. Современному молодому учёному, для профессиональной деятельности которого в высшей степени характерна креативность, реальность жизни - это осознание им того, кто он есть в этом мире и каковы его возможности в реализации тех задач, которые определены его должностными обязанностями.

В ходе профессионального становления современного молодого учёного огромную роль играет профессиональный образец - личность профессионала, на которую ориентируются. По нашему глубокому убеждению, для развития креатив ности, как определяющей для молодого учёного способности к модернизации существующих сегодня процессов, внедрению новых технологий и инноваций, необходим определённый уровень сопротивления среды и поощрение таланта. Успешность инновационного поведения во многом зависит от освоения определенного уровня культуры, способности активного вхождения во взаимодействие с социальной средой. Являясь творческой по своей сути, инновационная деятельность стимулирует в молодом учёном потребность самовыражения через творчество.

Таким образом, безопасность современной информационной среды является не только основой психического и физического здоровья личности, но и необходимым условием, обеспечивающим реализацию молодым учёным своего творческого потенциала. Необходимость формирования безопасной информационной среды обусловлена важностью реализации условий для формирования самостоятельности и потребности в постоянном самосовершенствовании. Именно эти качества, в первую очередь, являются залогом успешной научной и практической деятельности современного молодого учёного в сфере своей профессиональной деятельности.

Литература

1. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http:// www.scrf.gov.ru

2. Зинченко Ю.П., Шайгерова Л.А., Шилко Р.С. Психологическая безопасность личности и общества в современном информационном пространстве // Национальный психологический журнал. 2011. № 2. С. 48-59.

3. Лепский В.Е. Информационно-психологическая безопасность субъекта в изменяющемся обществе // Индивидуальный и групповой субъекты в изменяющемся обществе (к 110-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна) // Тезисы докладов Международной научно-практической конференции. М.: ИП РАН, 1999. С. 98-99.

4. Морозов А.В. Психолого-педагогические особенности реализации инноваций в современной информационно-образовательной среде // В сборнике: Инновационные подходы в системе высшего профессионального образования // Материалы итоговой научно-практической конференции преподавателей и студентов / Под ред. Ф.Г. Мухаметзяновой. Казань, 2015. С. 256-261.

5. Морозов А.В. Средства массовой информации и информационная безопасность личности в условиях современного общества // Учёные записки ИУО РАО. 2017. N° 1-2 (61). С. 93-99.

6. Морозов А.В., Никифорова Г.Г. Формирование и развитие креативности как основы творческого потенциала и критерия успешной социализации личности // В сборнике: Социализация человека в современном мире в интересах устойчивого развития общества: междисциплинарный подход / Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Калуга: КГУ, 2017. С. 450-458.

7. Морозов А.В., Чебыкина А.В. Значение здоровьесберегающих образовательных технологий для современной психолого-педагогической практики / В книге: Системогенез учебной и профессиональной деятельности / Материалы VII Международной научно-практической конференции. Ярославль, 2015. С. 83-85.

Авторы публикации

Никифорова Г.Г., аспирант, Институт управления образованием Российской Академии образования, г. Москва, Россия.

Морозов А.В., доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Института управления образованием Российской Академии образования, г. Москва, Россия. Email: [email protected]

FORMATION OF A SAFE INFORMATIONAL ENVIRONMENT FOR ENSURING THE CREATIVE POTENTIAL OF YOUNG SCIENTISTS G. Nikiforova, A. Morozov* [email protected]* Institute of Education Management of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

Abstract. The article analyzes the current state of the information educational environment, emphasizes the need to create a secure information environment; special attention is paid to the problem of creating the nece s-sary conditions for the most effective realization of the creative potential of a modern young scientist in a changing world.

Keywords: information educational environment, creative potential, young scientist, self-development, information technologies, education system, safety, psycho-pedagogical health-saving technologies, adaptation.

References

1. Doktrina informatsionnoi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii [Elektronnyi resurs]. URL: http:// www.scrf.gov.ru

2. Zinchenko Yu.P., Shaigerova L.A., Shilko R.S. Psikhologicheskaya bezopasnost' lichnosti i obshchestva v sovremennom informatsionnom prostranstve // Natsional'nyi psikhologicheskii zhurnal. 2011. № 2. S. 48-59.

3. Lepskii V.E. Informatsionno-psikhologicheskaya bezopasnost' sub"ekta v izmenyayushchemsya obshchestve // Individual'nyi i gruppovoi sub"ekty v izmenyayushchemsya obshchestve (k 110-letiyu so dnya rozhdeniya S.L. Rubinshteina) // Tezisy dokladov Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. M.: IP RAN, 1999. S. 98-99.

4. Morozov A.V. Psikhologo-pedagogicheskie osobennosti realizatsii innovatsii v sovremennoi informatsionno-obrazovatel'noi srede // V sbornike: Innovatsionnye podkhody v sisteme vysshego professional'nogo obrazova-niya // Materialy itogovoi nauchno-prakticheskoi konferentsii prepodavatelei i studentov / Pod red. F.G. Muk-hametzyanovoi. Kazan', 2015. S. 256-261.

5. Morozov A.V. Sredstva massovoi informatsii i informatsionnaya bezopasnost' lichnosti v usloviyakh sovre-mennogo obshchestva // Uchenye zapiski IUO RAO. 2017. № 1-2 (61). S. 93-9.

6. Morozov A.V., Nikiforova G.G. Formirovanie i razvitie kreativnosti kak osnovy tvorcheskogo potentsiala i kriteriya uspeshnoi sotsializatsii lichnosti // V sbornike: Sotsializatsiya cheloveka v sovremennom mire v inte-resakh ustoichivogo razvitiya obshchestva: mezhdistsiplinarnyi podkhod / Sbornik materialov Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Kaluga: KGU, 2017. S. 450-458.

7. Morozov A.V., Chebykina A.V. Znachenie zdorov'esberegayushchikh obrazovatel'nykh tekhnologii dlya so-vremennoi psikhologo-pedagogicheskoi praktiki / V knige: Sistemogenez uchebnoi i professional'noi deya-tel'nosti / Materialy VII Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Yaroslavl', 2015. S. 83 -85.

Authors of the publication G. Nikiforova, graduate student, Institute of Educational Management of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia.

A, Morozov, doctor of pedagogical sciences, professor, chief researcher of the Institute of Education Management of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia. Email: [email protected]

Дата поступления 21.12.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.