УДК 371.7
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ УЧИТЕЛЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ РЕСУРС
И ДЕТЕРМИНАНТА КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СТЕДЫ
А.В. Морозов, Л.Н. Самборская
Аннотация. В статье рассматриваются особенности профессиональной педагогической деятельности учителя в условиях цифровизации образования. Особое внимание уделено анализу профессионализма современного педагога, как наиболее значимой составляющей и как стратегического ресурса, обеспечивающего успешность и эффективность его повседневной деятельности в условиях цифровой образовательной среды. В системе современного отечественного образования обозначенная нами проблема является одной из наиболее востребованных и актуальных, заслуживающих отдельного эмпирического исследования и дальнейшего практического изучения.
Ключевые слова: профессионализм, учитель, педагогическая деятельность, цифровая образовательная среда, мастерство, информация, цифровая инфраструктура, самообразование, цифровой профиль.
THE PROFESSIONALISM OF THE TEACHER AS THE MOST
IMPORTANT RESOURCE AND DETERMINANTS OF QUALITY
OF PEDAGOGICAL ACTIVITY IN THE CONDITIONS
OF THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT
A. Morozov, L. Samborskaya
Abstract. The article deals with the features of professional pedagogical activity of teachers in the conditions of digitalization of education. Particular attention is paid to the analysis of the professionalism of the modern teacher as the most important component and as a strategic resource that ensures the success and effectiveness of its daily activities in a digital educational environment. In the system of modern domestic education, the problem identified by us is one of the most popular and relevant, deserving of separate empirical research and further practical study.
Keywords: professionalism, teacher, pedagogical activity, digital educational environment, skills, information, digital infrastructure, self-education, digital profile.
В мире, где всё развивается и не стоит на месте, с одной стороны - происходит непрерывное усложнение структуры отношений между людьми, а с другой - непрерывное упрощение и рационализация трудозатрат человека. Всё это основано на современных цифровых технологиях. Данные технологии, в отличии от технологий аналоговых, предполагают использование электронно-вычислительного оборудования для получения и передачи закодированных потоков информации.
Скорость, важность, объёмы обрабатываемой информации и протекающих процессов ставят проблему, требующую своего незамедлительного разрешения: готовность к новому типу отечественной экономики - цифровой.
Определяя важность перехода к цифровой экономике, Президент России В.В. Путин, выступая на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам, заявил о том, что «цифровая экономика - это не отдельная отрасль, по сути - это уклад жизни, новая основа для развития системы государственного управления, экономики, бизнеса, социальной сферы, всего общества.
И конечно, формирование цифровой экономики - это вопрос национальной безопасности и независимости России, конкурентности отечественных компаний, позиций страны на мировой арене на долгосрочную перспективу, по сути, на десятилетия вперёд» [5].
Данные становятся первоосновой, ресурсом, который можно использовать для планирования собственной деятельности. Развивается и становится все доступней и доступней цифровая инфраструктура, повышаются показатели использования различного рода мобильных устройств.
В этой ситуации особенно остро встаёт вопрос о профессионализме современного учителя, как наиболее значимой составляющей и стратегического ресурса, обеспечивающего успешность и эффективность его повседневной педагогической деятельности в условиях цифровой образовательной среды.
В современном ментальном понимании феномена «профессионализм», как правило, используют ряд дефиниций, обозначающих достаточно высокий уровень теоретических
знаний индивида, подкреплённый необходимым набором профессионально-важных практических умений и навыков, позволяющих успешно выполнять свои служебные обязанности, предъявляемые той или иной конкретной профессиональной деятельностью. В этой же связи о профессионализме того или иного специалиста говорят, как об определённом уровне мастерства, достигнутого им при выполнении своей профессиональной деятельности, подчёркивающего его высокий статус, как специалиста в данной области (профессии), относительно других коллег, а также как о профессионале, качественно и оперативно выполняющем свою работу.
Под профессионализмом современного учителя мы понимаем высокий уровень его квалификации, соответствующий требованиям профессионального стандарта и заключающийся в гармоничном сочетании набора необходимых компетенций, позволяющих успешно
реализовывать в процессе педагогической деятельности, имеющиеся профессионально-важные качества, фундаментальной основой которых является творческий потенциал личности, проявляющийся в её креативности и творческом выполнении профессиональных обязанностей педагога.
Современными исследователями феномен «профессионализм» рассматривается, как правило, применительно к личности профессионала и к профессиональной деятельности, осуществляемой им, как специалистом. При этом, под профессионализмом личности понимается такая характеристика учителя, как субъекта труда, в которой находит отражение адекватный уровень притязаний и самооценки, ценностных ориентаций, средний уровень тревожности и эмпатии, интернальный уровень локуса контроля, высокий уровень развития профессионально--важных качеств и т.д.
В качестве профессионализма деятельности современного учителя понимается такая его характеристика, как субъекта деятельности, в которой находит отражение комплекс общекультурных, профессиональных и иных компетенций, составляющих, в своей совокупности, высокий уровень
профессиональной педагогической
компетентности, отражающей актуальный уровень профессиональной квалификации педагога, а также позволяющая эффективно осуществлять профессиональную деятельность степень овладения различными методами решения стоящих перед ним профессиональных задач.
«Профессионализм пронизан нравственным смыслом: пониманием долга, чувства ответственности, осознанием высокого социального назначения профессиональной деятельности» [16, с.149].
На современном этапе развития общества и общественных отношений к основным критериям профессионализма учителя можно отнести:
- широкий кругозор, эрудицию, отсутствие «зашоренности» к восприятию нового;
- креативность, как основа творческого потенциала личности;
- высокий уровень внутренней культуры и духовности;
- способность видеть в обучающемся «индивидуальность» и умение развивать индивидуальные способности обучающихся;
- высокий уровень психологической подготовки;
- внутренняя готовность и умение принять обучаемых, их родителей, других субъектов образовательного процесса такими, какие они есть;
- умение обучать, используя принцип «отсроченного критического анализа», не давая категоричных оценок индивидуальным способностям и особенностям обучаемых и др.
Исходя из провозглашенной в отечественной системе образования идеи гуманизации, перечисленные выше критерии
профессионализма современного педагога, необходимо учитывать, прежде всего, для её успешной реализации и развития. «Это требование должно быть дополнено дифференцированным подходом, а также выбором соответствующего стиля
взаимодействия педагогов с учащимися» [14].
Цифровой сектор основывается на передовых технологиях, которые создаются электронной промышленностью. Он представлен двумя направлениями. Первое - это производство электроники и технических средств для промышленности, личного использования и бытового назначения. Второе - это услуги в области цифровых технологий, реализуемые на базе цифровых средств производства, обеспечивающие накопление, управление и хранение данных. Развитие национальных программ в ряде стран, нацеленных на развитие цифрового сектора своих экономик, создание дополнительных рабочих мест, развитие ГГ-технологий и электронных технических средств показывает важность внимания к развитию цифрового сектора России с целью повышения конкурентоспособности нашей страны на международной арене.
Ускорение инновационных процессов предполагает непрерывный процесс образования, самообразования, повышение квалификации и профессиональной переподготовки для всех участников цифровой экономики, появление новых профессий, требующих навык самоактуализации, умения быстро
перестраиваться и адаптироваться в быстро изменяющихся условиях, добывать и присваивать новые квалифицированные знания из разных областей [7].
В этих условиях фактором положительной динамики развития цифровой экономики и успешной экономической деятельности становится профессионализм педагогического сообщества нашей страны. Одним из способов поддержания профессионализма педагога на конкурентоспособном уровне является профессиональное самообразование.
Под самообразованием понимается приобретение необходимых человеку знаний, навыков и умений посредством самостоятельных занятий без помощи преподавателя [11]. В условиях цифровой экономики дефиницию «самообразование» можно сформулировать как приобретение необходимых человеку знаний, навыков и умений посредством непрерывных и взаимосвязанных процессов самостоятельной актуализации знаний, поиска, получения и присвоения знаний в цифровой среде, через использование цифровых технологий.
По мере развития социума прослеживается рост информационного обмена между его субъектами в рамках хозяйственной, политической, когнитивной структур
жизнедеятельности, находящих своё выражение:
- в развитии различных организационных форм и средств общения;
- возрастания скорости передачи информации;
- увеличения пропускной способности каналов связи;
- неуклонного роста личных и групповых коммуникаций [1;6].
Цифровая среда - это совокупность программно-технических средств,
предназначенных для накопления, обработки, анализа и передачи закодированных данных, а также, управления процессами, которые вписаны в социальную матрицу организационно-управленческого контура. Разные цифровые среды интегрируются в Единую Цифровую Среду, которая характеризуется множеством взаимодействий и, как следствие, ставит вопрос к агрегации данных в единый механизм управления
и интеграции кроссплатформенных продуктов и разнородных информационных сред.
Цифровая среда расширяет горизонт возможностей для самообразования педагога, предоставляет доступ к цифровым продуктам, нацеленным на актуализацию знаний и навыков, оценку конкурентоспособности, оценку имеющегося потенциала, создание условий для получения и самостоятельного освоения новых знаний, навыков и умений удаленно, через сеть Интернет. Наличие аналитических систем сопровождения и поддержки принятия решений о начале и направлениях самообразования поможет своевременно осваивать новое, оставаясь в тренде цифровой экономики, сохраняя
конкурентоспособность на рынке труда.
С точки зрения С.А. Дружилова, личность человека-профессионала, прошедшего
достаточно длительный период теоретического обучения и последующей адаптации к практической деятельности, приобретшего необходимый профессиональный опыт, следует рассматривать как профессионально обусловленную, профессионализм не сводится к совокупности признаков и представляет собой системное свойство личности, систему определённым образом организованных компонентов. В развитии профессионализма специалиста выделяется стадия
«суперпрофессионализма», или мастерства, соответствующая приближению к «акме» -вершине профессиональных достижений [4].
Становление профессионализма педагога системы профессионального образования должно быть основано на закономерностях самореализации творческого потенциала в процессе созидательной деятельности на пути к высшим достижениям, с учётом объективных и субъективных факторов, содействующих и препятствующих саморазвитию [9; 10].
Педагогическая деятельность и
профессионализм личности учителя могут быть оценены с объективных и субъективных позиций. С объективных позиций оценивается мотивация педагога на достижение и избегание неудач, уровень профессиональных знаний, творческий подход к педагогической деятельности, креативность учителя, продуктивность педагогической деятельности и, как следствие, степень прочности и глубины знаний обучающихся, с которыми работает педагог. При этом выявляется наличие у педагога эмоциональной стабильности и
профессиональных деформаций, возможностей саморегуляции своей профессиональной деятельности и отношений с обучаемыми и
коллегами. С субъективных позиций уровень профессионализма личности учителя оценивается через уровень удовлетворённости педагога своим педагогическим трудом, особенности рефлексии и саморефлексии, самопознания, самосознания, самоактуализации и самореализации [3].
Среда, непрерывно анализирующая данные по запросам цифровой экономики, потребностям рынка труда, имеющимся цифровым ресурсам для самостоятельного освоения и цифровому профилю педагогов, на основании которых предоставляется доступ к интеллектуальным картам индивидуальных маршрутов, позволяет наиболее точно, с учётом индивидуальных особенностей и способностей учителя, выстроить эти маршруты. Наличие подобных карт и маршрутов позволяет педагогам наглядно увидеть возможные пути и время освоение новых навыков и знаний, а также определить ключевые точки, в которых возможны изменения планируемого результата самообразования.
Всё это, вместе взятое, помогает создать условия для свободного и обоснованного выбора востребованных направлений в цифровой экономике и, как следствие, может значительно повысить мотивацию учителя к самообразованию. Вместе с тем, цифровая среда становится социальным пространством для педагога, в котором работают социальные механизмы конкуренции, кооперации, взаимообучения и взаимооценивания, позволяющие получить дополнительную информацию для аналитических моделей оценивания качества знаний и соответствия навыков педагогов запросам цифровой экономики и цифровой образовательной среды.
Цифровое пространство для педагога, с точки зрения социального контура, несёт смысловую нагрузку в части навыков конструктивной обратной связи и экономики внимания: чем лучше внимание, тем лучше конструктивная обратная связь. Всё это помогает использовать достоинства групповой коммуникации с целью самообразования в социальном контуре. Социально-образовательная цифровая среда помогает учителю найти решения, или проявить инициативу во взаимообучении, совместном творчестве (например, используя эвристический метод «мозгового штурма») [12].
Мягкая система оценки, неагрессивная и ненавязчивая среда контроля усвоенного материала помогает создать положительное впечатление и индивидуализировать обратную связь, сравнивая темпы освоения, прохождения промежуточных или итоговых аттестаций в
режиме реального времени с данными в базе по другим обучающимся.
С целью формирования универсальных учебных действий учитель применяет новые педагогические технологии:
- информационно-коммуникативные технологии;
- технологию проблемного обучения;
- модульные технологии;
- технологию развития критического мышления [2].
Уже сегодня можно поставить вопрос к необходимости контрольно-измерительных
процедур оценки усвоения пройденного материала и навыков, полученных педагогами. Наличие структурированных баз данных цифрового образовательного контента, цифровых образовательных ресурсов, цифровых информационных ресурсов в сети Интернет о трендах, сути и механизмах развития инновационных продуктов в цифровой экономике, аналитических данных о потребностях рынка и данных из городских электронных журналов обучающихся, «привязанных» к педагогам предметникам, заинтересованным в самообразовании и личной идентификации в цифровом поле как персонализированной модели Цифрового Профиля Педагога, позволяет говорить о построении аналитической модели оценки качества знаний педагога, его склонностей, предпочтений, сферах интересов и зонах возможного ближайшего развития.
Поскольку курсы самообразования - не единственный источник повышения качества знаний и навыков, педагогическое сообщество может обращаться к цифровым образовательным платформам корпоративного образования в частном секторе, использовать опыт открытых профильных сообществ, тренинги и результаты практических исследований и апробаций в профильных социальных сетях, результаты профильных и смежных научных исследований. Упрощённый обмен и взаимообмен данными между открытыми цифровыми ресурсами в цифровой среде облегчает пополнение Цифрового Профиля Педагога из внешних источников и позволяет сделать оценку процесса и результатов самообразования многомерной.
Рост доступности и вариативность педагогических инструментов для
самообразования предполагает становление и развитие систем управления ресурсами, пригодными для самообразования и систем поддержки принятия решений, которые выступят навигатором и позволят педагогам
ориентироваться в новых возможностях профессионального роста и самообразования, предоставляемые цифровой средой [8;15].
Продуктивное развитие профессионализма учителя может быть реализовано в цифровой среде, специально созданной для профессионального роста - Национальной Платформе Профессионального Роста учителя.
Одним из важнейших критериев профессионального мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в стопроцентной успеваемости обучающихся и таком же (стопроцентном) их интересе к предмету. То есть учитель - мастер, если он умеет учить всех без исключения детей. Компетентность учителя наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться [13].
Плюсы и минусы цифровой среды для наращивания профессионального потенциала современного педагога находятся в области освоения цифровых навыков, психологической
готовности к преодолению барьеров в освоении новых технологий и средств производства, востребованных в реальных секторах экономики, а также, в своевременном понимании основных экономических трендов цифровой экономики и возможности перестраиваться под актуальные запросы рынка труда. Своевременное наполнение цифровой платформы ресурсами для получения учащимися востребованных в цифровой экономике знаний и навыков, обуславливает необходимость тесной взаимосвязи в цифровой среде с целью передачи практического опыта от производства в педагогический коллектив для адаптации и последующего предоставления учащимся.
Цифровые технологии имеют существенный потенциал для ускорения инновационных процессов, которые, в свою очередь, будут требовать всё новых и новых кадров с новой квалификацией, которая должна соответствовать уже новым требованиям цифровой экономики. Всё это, возможно, приведёт к отраслевой педагогике, которая изменит роль учителя в современном обществе.
Литература:
1. Аниськин В.Н. Специфика и особенности профессионально-педагогической деятельности в условиях современной информационно-образовательной среды / В.Н. Аниськин, Т.В. Добудько, Т.А. Котова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2014. -Т. 16. - № 2(3). - С. 542-545.
2. Бельских М.А. Профессиональная деятельность учителя в условиях работы в современной информационной образовательной среде / М.А. Бельских // Педагогическое мастерство / Материалы VIII Международной научной конференции. - М.: Буки-Веди, 2016. - С. 126-129.
3. Вострикова Т.А. Акмеологические детерминанты развития профессионализма личности учителя: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / Вострикова Татьяна Анатольевна. - М., 2006. - 233 с.
4. Дружилов С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход / С.А. Дружилов // Сибирь. Философия. Образование: научно-публицистический альманах СО РАО. - Новокузнецк, 2005. - С. 26-44.
5. Заседание Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/54983
6. Молчанов С.В. Формирование современной информационно-образовательной среды: актуальные научные подходы к электронному обучению (краткий обзор наиболее интересных точек зрения) / С.В. Молчанов // Образование и право. - 2011. - № 7(23). -С. 69-74.
7. Морозов А.В. Дистанционное обучение и его обеспечение в системе современного образования в России: сборник / А.В. Морозов // Информационные технологии в обеспечении федеральных государственных образовательных стандартов / Материалы Международной научно-практической конференции. - Елец: ЕГУ, 2014. - С. 257-261.
8. Морозов А.В. Использование электронных образовательных ресурсов в системе повышения квалификации педагогов и работников образования: сборник / А.В. Морозов // «ЭРНО-2015» Электронные ресурсы в непрерывном образовании / Труды IV Международного научно-методического симпозиума.
- Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2015. - С. 146-151.
9. Морозов А.В. Креативность как основа творческой компетентности современного специалиста / А.В. Морозов // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. - 2011. - № 3. - С. 73-76.
10. Морозов А.В. Педагог будущего - креативный педагог: сборник / А.В. Морозов // Педагогические параллели / Материалы V Международной научно-практической конференции. - СПб.: СПб ГАСУ, 2018.
- С. 447-452.
11. Морозов А.В. Творческое саморазвитие личности как приоритетная цель педагогического образования в XXI веке: сборник / А.В. Морозов // Андреевские чтения: современные концепции и технологии творческого саморазвития личности / Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. - Казань: КФУ, 2016. - С. 173-187.
12. Морозов А.В. Управленческая психология / А.В. Морозов. - М.: Академический Проект, 2008. - 288 с.
13. Никитина О.В. Профессиональная компетентность учителя - главный ресурс качества образовательной деятельности [Электронный ресурс] / О.В. Никитина. - Режим доступа: ЬИр://ю.то5.ги/агйс1е52/87/2/рго1е55юпа1туа-котре1ейпо51-исЫ1е1уа-£;1аупуу-ге5иге-касЬе51уа-0Ъга70уа1е1п0у
14. Приходько Т.Н. Профессиональная компетентность педагога. Ресурсы развития профессионализма [Электронный ресурс] / Т.Н. Приходько. - Режим доступа: https://videouroki.net/ razrabotki/professiona1naya-kompetentnost-pedagoga-ге8иБу-гатуШуа-рго1е88юпа1кта-1.кт1
15. Самборская Л.Н. Электронные образовательные ресурсы как открытый кластер самообразования руководителей: сборник / Л.Н. Самборская, А.В. Морозов // Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы; под общей редакцией М.А. Родионова / XIV Международная научно-практическая конференция. - Пенза: ПГУ, 2018. - С. 74-77.
16. Ушаков А.А. Профессионализм педагога как детерминант повышения качества образовательных услуг в условиях конкурентоспособности системы среднего профессионального образования / А.А. Ушаков // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. -2012. - № 1. - С. 146-152.
Сведения об авторах:
Морозов Александр Владимирович (г. Москва, Россия), доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования» (ФГБНУ «KYO РAO»), email: [email protected]
Самборская Любовь Николаевна (г. Москва, Россия), аспирант, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования» (ФГБНУ «^O РAO»), e-mail: [email protected]
Data about the authors:
A. Morozov (Moscow, Russia), doctor of pedagogical sciences, Professor, chief researcher of Federal state budgetary scientific institution «Institute of education management of the Russian Academy of education» (FSBSI «IEM RAE»), e-mail: [email protected]
L. Samborskaya (Moscow, Russia), postgraduate of Federal state budgetary scientific institution «Institute of education management of the Russian Academy of education» (FSBSI «IEM RAE»), e-mail: [email protected]