Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка руководителей системы образования с использованием современных цифровых технологий'

Профессиональная подготовка руководителей системы образования с использованием современных цифровых технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1451
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РУКОВОДИТЕЛЬ OБРAЗOВAТEЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ CРEДA / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ЦИФРОВЫE ТEXНOЛOГИИ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / САМООБРАЗОВАНИЕ / КРЕАТИВНОСТЬ / HEAD OF EDUCATIONAL ORGANIZATION / DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PROFESSIONAL TRAINING / DIGITAL TECHNOLOGIES / PROFESSIONALISM / SELF-EDUCATION / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозов Александр Владимирович

В cтaтьe рaccмaтривaeтcя проблема профессиональной подготовки руководителей образовательных организаций в условиях формирования цифровой экономики с учётом особенностей цифровой образовательной срeды чeрeз призму дополнительного профессионального образования, самообразования, детерминирующих развитие личностного потенциала управленца системы образования, основывающегося на его креативности и профессионализме

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морозов Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION SYSTEM MANAGERS TRAINING WITH THE USE OF MODERN DIGITAL TECHNOLOGIES

The article deals with the problem of professional training of educational organizations heads in the conditions of the digital economy formation, taking into account the peculiarities of the digital educational environment through the prism of additional professional education, self-education, which determine development of the personal potential of an education system manager based on his/her creativity and professionalism

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка руководителей системы образования с использованием современных цифровых технологий»

Образование взрослых и подготовка специалиста

А.В. Морозов

(Москва)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА РУКОВОДИТЕЛЕЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

EDUCATION SYSTEM MANAGERS TRAINING WITH THE USE OF MODERN DIGITAL TECHNOLOGIES

В cтaтьe рaccмaтривaeтcя проблема профессиональной подготовки руководителей образовательных организаций в условиях формирования цифровой экономики с учётом особенностей цифровой образовательной срeды чeрeз призму дополнительного профессионального образования, самообразования, детерминирующих развитие личностного потенциала управленца системы образования, основывающегося на его креативности и профессионализме. Ключевые слова: руководитель oбрaзoвaтeльной организации, цифровая образовательная cрeдa, профессиональная подготовка, цифровые тexнoлoгии, профессионализм, самообразование, креативность.

The article deals with the problem of professional training of educational organizations heads in the conditions of the digital economy formation, taking into account the peculiarities of the digital educational environment through the prism of additional professional education, self-education, which determine development of the personal potential of an education system manager based on his/her creativity and professionalism.

Key words: head of educational organization, digital educational environment, professional training, digital technologies, professionalism, self-education, creativity.

Проблема профессиональной подготовки современного руководителя образовательной организации в условиях цифрови-зации общества весьма актуальна. В связи с этим полагаем, что задача первостепенной и чрезвычайной важности - определиться с дефинициями «цифровая образовательная среда» и «цифровые образовательные технологии», учитывая, с одной стороны, тот факт, что в науке нет и не может быть «широкой столбовой дороги», а с другой стороны, анализ последних публикаций и мнений на этот счёт позволяет сделать вывод о том, что уже имеющиеся определения не только отличаются своим разнообразием, но и в целом ряде случаев элементарно противоречат действующему на сегодняшний день «нормативно-правовому полю» отечественного образования.

В п. 3 ст. 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 03.08.2018) законодательно закреплено, что «электронная информационно-образовательная среда включает в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме» [13].

Проанализировав известные научному сообществу взгляды и подходы различных авторов к определению дефиниций «информационная образовательная среда», «электронная образовательная среда», «электронная информационно-образовательная

среда» и др., мы пришли к выводу, что наиболее релевантным будет являться тот вариант, который в наибольшей степени соответствует действующему российскому законодательству в сфере образования. Отталкиваясь от имеющейся на сегодняшний день нормативной базы, предлагаем следующее определение: цифровая образовательная среда является совокупностью цифровых образовательных ресурсов, средств и технологийй, обеспечивающих образовательный процесс в условиях цифровизации.

При этом под цифровыми образовательными ресурсами понимаем такие информационные образовательные ресурсы, которые хранятся и передаются в цифровой форме, а под цифровыми технологиями - основанную на методах кодировки и передачи информации дискретную систему, позволяющую совершать большое количество разноплановых задач в короткие временные промежутки.

Цифровизация образования, по нашему мнению, это совокупность процессов, включающих:

• перевод содержания образовательных программ в цифровую форму и создание онлайн-курсов, позволяющих обучающимся самостоятельно получать знания;

• оснащение образовательных организаций необходимой инфраструктурой, позволяющей субъектам образовательного процесса использовать цифровой образовательный контент;

• переподготовку педагогов для эффективного применения цифрового образовательного контента в учебном процессе.

Термин «цифровая образовательная среда» появился лишь в 2014 году. Всего за несколько лет в наше сознание и ставший уже вполне привычным деловой оборот прочно вошли такие понятия, как «цифровая экономика», «электронное здравоохранение», «электронное правительство», «электронный дневник», «цифровая школа» и др.

Одним из системообразующих элементов стало «электронное обучение», быстро внедрившееся в структуру цифрового общества и ставшее весьма популярным. Вместе с тем необходимо отметить, что электронное

обучение ассоциируется сегодня, как правило, с информационными технологиями как таковыми, не дифференцируя их на цифровые и аналоговые, тогда как относительно «электронного» обучения речь может вестись исключительно о цифровых информационных технологиях (тех самых, которые входят в структуру цифровой образовательной среды), не являющихся при этом синонимом устоявшегося термина «ИКТ», так как к последнему относятся в том числе и аналоговые технологии.

Как отмечают авторы «Манифеста о цифровой образовательной среде» в предисловии, «скорость изменений вокруг нас сильно возросла; происходит фундаментальный сдвиг и отход от условий, при которых были разработаны наши нынешние системы образования - формируется новая образовательная среда; в эту среду не всегда легко копируются старые материалы и методики, и, напротив, в ней появляются другие потенциалы; однако успех создания и применения новых технологий зависит от осознания образовательной парадигмы: цель образования - не усвоение суммы знаний, а развитие свободной личности» [3].

Цифровизация школы - одно из ключевых направлений Национального проекта «Образование», принятого правительством РФ в начале сентября 2018 года. Суть его сводится к тому, что к 2025 году все школы страны должны быть подключены к высокоскоростному интернету со скоростью передачи данных не менее 100 Мбит/с. Национальный проект в целом предусматривает выравнивание образовательных возможностей для детей, создание условий для непрерывного образования взрослых и обеспечение равного доступа к качественному образованию [9].

В одном из своих выступлений Министр просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильева отметила, что современные учителя должны быть наставниками для своих учеников, «рождённых в цифре». В целом ряде исследований нынешнее поколение обучающихся иначе как «цифровое» уже и не называют. Ярким тому примером может служить книга «Цифровое поколение

России: компетентность и безопасность», подготовленная авторским коллективом в составе Г.У Солдатовой, Е.И Рассказовой и Т.А. Нестика [12].

Сегодня практически ни у кого, включая самых непримиримых скептиков, не вызывает сомнения тот факт, что в условиях внедрения цифровых образовательных технологий меняется и сама модель педагогической науки, изменяется сущность организации образовательного процесса. Ориентированная на коллективное восприятие информации традиционная методика обучения постепенно вытесняется, уступая место основанным на использовании цифровых образовательных технологий инновационным методам, позволяющим в большей степени реализовать и раскрыть потенциальные возможности этих технологий [2].

Компетентностный подход в образовании актуализирует потребность в подготовке нового специалиста - специалиста XXI века, который сможет самостоятельно устанавливать и добиваться решения поставленных задач, исходя из целей своей профессиональной деятельности. Современное состояние развития общества настоятельно диктует необходимость овладения управленческими кадрами системы образования как познавательными потребностями, так и профессиональными интересами. В этой связи, умение управленца связать в единую систему познавательные и профессиональные мотивы усиливает осознанное отношение к образованию, самообразованию и формированию личности в целом.

«Краеугольными камнями» системы подготовки современного управленца в образовании являются:

1) совокупность профессионально важных качеств, необходимых для реализации управленческих функций;

2) специально организованная система обучения руководителей образовательных организаций необходимому комплексу знаний, обеспечивающих успешное выполнение ими своей профессиональной деятельности.

Вторая составляющая, указанная нами выше, обусловлена освоением руководите-

лями образовательных организаций необходимой суммы знаний, умений и навыков, составляющих в своей совокупности профессиональную компетентность, обеспечивающую в итоге эффективность управленческой деятельности. Совокупность знаний основана на междисциплинарном аспекте профессиональной подготовки руководителя, включающим психологию, теорию и организацию управления, экономические знания, педагогику, психогигиену, общую культуру и др.

Современному руководителю образовательной организации недостаточно быть технологически грамотным и уметь передавать накопленные знания своим подчинённым. Современный руководитель образовательной организации должен быть способен помочь сотрудникам руководимого им педагогического коллектива использовать цифровые технологии для успешного сотрудничества, решения возникших задач, осваивания новых знаний, умений и навыков, поскольку он ориентирован на развитие личности, способной самостоятельно владеть, применять, анализировать, синтезировать информацию, быть полноценным работником и гражданином [1, 8, 15].

Профессиональная подготовка руководителя строится с учётом уже имеющегося у него личного опыта предыдущей работы в качестве исполнителя, руководителя низового звена и т.д., являющегося важным условием его успешной и эффективной работы в условиях цифровизации. Вместе с тем необходимо учитывать тот факт, что само по себе эффективное управление не может быть обеспечено в современных условиях даже самыми качественными знаниями, полученными в самом престижном учебном заведении, если у руководителя отсутствует необходимая для успешной реализации управленческой деятельности психологическая структура личности, включающая в себя набор определённых личностных свойств и способностей.

По мнению многих исследователей, организация системы обучения современного руководителя образовательной организации должна строиться на принципе систем-

ности. Приобретённые управленцем компетенции, выраженные в его знаниях, умениях и навыках, а также индивидуальном опыте, трансформируются и определённым образом встраиваются в психологическую систему профессиональной деятельности [10].

Стоит отметить, что зачастую руководитель образовательной организации даже не знает о том, что можно сделать или как существенно сэкономить время при помощи применения современных цифровых образовательных ресурсов [4]. Более того, нехватка времени на самостоятельное освоение необходимых информационных продуктов, отсутствие удобного справочного материала при возникновении трудностей мешают отрабатывать индивидуальные навыки работы с цифровыми образовательными ресурсами. Необходимо также отметить и тот факт, что самих по себе знаний о возможностях современных цифровых образовательных ресурсах и умений работать с ними оказывается недостаточно для эффективного их применения в учебном процессе, а также для непосредственного осуществления управленческих функций. С целью решения этой проблемы необходима своевременная разработка необходимых методических материалов по использованию современных цифровых образовательных ресурсов [5, 11].

Современные цифровые образовательные ресурсы являются средством обучения и выступают инструментом повышения его качества. Изменение же средств обучения, как и изменение в любом звене образовательной среды, закономерно приводит к перестройке всей этой системы: существенно изменяется деятельность субъектов образовательного процесса, а также формы и методы обучения, содержание учебного материала.

Для кардинального изменения сложившейся ситуации руководителю образовательной организации необходимо быть более адаптивным к постоянным и быстрым изменениям в обществе и выступать в роли «эксперта», а не просто осуществлять свои управленческие функции: стать «двигателем прогресса», смотреть «вперед» и фор-

мировать как у своих коллег, так и у обучающихся те качества, которые будут востребованы уже в самом ближайшем будущем.

Руководитель должен уметь отличать факты от мнений, реальное от кажущегося, действительное от желаемого, в том числе последовательно, не отвлекаясь от поставленной цели, критически и адекватно осмысливать коммерческие, управленческие и психолого-педагогические ситуации. Умение руководителя мобильно переносить накопленный опыт на новые области знания с учётом их особенностей, места, времени, условий создаёт огромный потенциал для развития современного учебного заведения, как инновационной образовательной организации XXI века.

В какой-то степени руководитель, как грамотный и эффективный управленец системы образования, вне всякого сомнения, выступает в качестве лидера педагогического коллектива образовательной организации и сам должен быть «носителем» тех изменений, которые желает видеть у других [7, 14]. Для этого необходимо постоянное профессиональное развитие руководителей, применение цифровых образовательных ресурсов, обеспечивающее как мониторинг текущей ситуации в образовательной деятельности, так и возможности экспериментировать и развивать новые направления в образовательном процессе.

В решении задачи профессиональной подготовки руководителя образовательной организации важная роль принадлежит дополнительному профессиональному образованию. Для результативной управленческой деятельности в современных условиях огромное значение имеет наличие у руководителя образовательной организации вполне определённых управленческих компетенций, составляющих в своей совокупности компетентность руководителя, повышать и развивать которую современные управленцы имеют возможность, в том числе, в системе дополнительного профессионального образования.

Современный руководитель в системе образования - это наиболее ценный человеческий ресурс и капитал, так как именно от

качества его труда как управленца-профессионала, наличия креативного подхода к управленческой деятельности [6] в первую очередь зависит повышение эффективности функционирования возглавляемой им образовательной организации.

Дефиниция «креативный менеджмент» становится сегодня не только модной, но и востребованной. Если понимать под менеджментом эффективное управление, включающее межличностные отношения, управление организацией с целью достижения высоких результатов в профессиональной деятельности путём рационального использования ресурсов, суть отличия креативного менеджмента состоит в том, что подход в решении задач и проблем организации должен быть творческим и нестандартным, а также неожиданным.

Руководитель с креативным мышлением умеет видеть в стандартном - нестандартное, в нелогичном - логичное, в отрицаемом - позитивное. Необходимостью подготовки специалистов нового типа, отвечающих запросам, предъявляемым рынком труда, обусловлены возросшие требования к креативности руководителя образовательной организации [6].

Таким образом, возникает необходимость пересмотра сложившейся системы профессиональной подготовки: развитие креативности как основной профессиональной компетенции становится главной целью на протяжении всего периода профессиональной подготовки руководителя образовательной организации в условиях цифровой экономики.

Процесс подготовки профессионального руководителя образовательной организации весьма сложен и трудоёмок, особенно сегодня, когда спектр компетенций, которыми должен овладеть эффективный управленец, стал настолько разнообразен и многогранен. В нашей стране ощущается недостаток как в учебных заведениях, ориентированных на дополнительное профессиональное образование, так и в предлагаемых ими специальных учебных программах, нацеленных на качественную подготовку и переподготовку современных управленцев XXI века.

Информационная перенасыщенность и постоянные структурно-системные изменения в социальной сфере, проникновение управления во все сферы жизни существенно усиливают значение профессиональной подготовки руководителей образовательных организаций. Современный управленец системы отечественного образования должен быть не только профессионально компетентным, но и вполне осознанно относящимся к своей профессиональной деятельности как к профессии особого рода. Формирование в современных условиях цифровизации общества системы профессиональной подготовки руководителей продиктовано необходимостью создания управленческой профессии «полного цикла» как таковой, основанной на функционировании целостной системы обучения управленцев.

Самообразование не должно прекращаться на протяжении всей трудовой жизни управленца. Без постоянной и кропотливой актуализации вчерашние знания быстро теряют потенциал своего влияния на успешность профессиональной деятельности, поэтому так важно постоянно совершенствоваться и обогащаться продуктивным опытом и инновационно-творческим компонентом. Весомую и значимую роль в решении этой задачи призвана сыграть современная система дополнительного профессионального образования с опорой на цифровые образовательные ресурсы, средства и технологии.

Литература

1. Аринушкина А.А. Информационные технологии в реализации модели управления развитием профессионально значимых качеств руководителей структурных подразделений // Учёные записки ИУО РАО. - 2011. - № 37. - С. 33-40.

2. Везиров Т.Т. Использование интерактивного электронного образовательного ресурса в учебном процессе // Молодой ученый. - 2016. - № 28. - С. 1064-1066.

3. Манифест о цифровой образовательной среде // [Электронный ресурс]. URL: http:// manifesto.edutainme.ru/#s1 (дата обращения: 15.10.2018)

4. Молчанов С.В. Управление инновационной деятельностью в сфере образования // Журнал научно-педагогической информации. - 2011. - № 2. - С. 65-72.

5. Морозов А.В. Дистанционное обучение и его обеспечение в системе современного образования в России // Информационные технологии в обеспечении федеральных государственных образовательных стандартов: материалы Международной научно-практической конференции. - Елец: ЕГУ 2014. - С. 257-261.

6. Морозов А.В. Креативность как основа инновационной активности и профессионализма современного руководителя // Психология в экономике и управлении. - 2014. -№ 1. - С. 125-129.

7. Морозов А.В. Особенности управленческой деятельности современного руководителя образовательной организации. - М: ФГБНУ «ИУО РАО», 2017. - 178 с.

8. Неустроев С.С., Нестерoва О.В. Профессиональное развитие руководителя образовательной организации в условиях внедрения профессионального стандарта // Человек и образование. - 2016. - № 2 (47). - С. 4-10.

9. Попова М. Цифровое поколение: какие технологии внедряются в школах // Образование. - Вып. № 9. - 19 сентября 2018 // [Электронный ресурс]. URL: http://www.rbcplus. ru/news/5ba168647a8aa962b46adc87?ruid=NaN (дата обращения: 03.11.2018)

10. Профессиональная подготовка руководителей // [Электронный ресурс]. URL: https:// studme.org/60459/psihologiya/professionalnaya_podgotovka_rukovoditeley (дата обращения: 27.10.2018)

11. Самборская Л.Н., Морозов А.В. Электронные образовательные ресурсы как открытый кластер самообразования руководителей // Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы: сборник статей XIV Международной научно-практической конференции / под общ. ред. М.А. Родионова. - Пенза: ПГУ 2018. - С. 74-77.

12. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. - М.: Смысл, 2018. - 275 с.

13. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 03.08.2018 г.) // [Электронный ресурс] URL: https://duma.consultant. ru/page.aspx?1646176 (дата обращения: 19.10.2018).

14. ФедорчукЮ.М., Неустроев С.С., Полянинова Ю.В., Чекулаева Ю.А., Ильина В.С., Бажилина А.В., Комарoва М.В. Концепция профессионального становления и развития руководителя образовательного учреждения в условиях инновационного социально-экономического развития Российской Федерации // Ученые записки ИУО РАО. - 2017. - № 3 (63). -С. 100-114.

15. Федорчук Ю.М., Полянинова Ю.В., Чекулаева Ю.А. Организационные формы и технологии осуществления поддержки профессионального развития руководителей образовательных организаций // Человек и образование. - 2017. - № 1 (50). - С. 30-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.