Научная статья на тему 'Медико-психологические аспекты здоровьесберегающей информационно-образовательной среды'

Медико-психологические аспекты здоровьесберегающей информационно-образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
294
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФOРМAЦИOННO-OБРAЗOВAТEЛЬНAЯ CРEДA / МEДИКO-ПCИXOЛOГИЧECКИE ACПEКТЫ / ЗДOРOВЬECБEРEЖEНИE / ИНФOРМAЦИOННO-КOММУНИКAЦИOННAЯ ПРEДМEТНAЯ CРEДA / ИНФOРМAЦИOННЫE И КOММУНИКAЦИOННЫE ТEXНOЛOГИИ / ЗДOРOВЬE OБУЧAEМЫX / ИНТEРAКТИВНЫЙ ДИAЛOГ / МEДИЦИНCКOE И CAНИТAРНO-ГИГИEНИЧECКOE OБECПEЧEНИE / ЛИЧНOCТНO OРИEНТИРOВAННЫЙ ПOДXOД / ПCИXOЛOГO-ЭРГOНOМИЧECКИE ТРEБOВAНИЯ / INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PSYCHOLOGICAL ASPECTS / HEALTH PROTECTION / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / INFORMATION AND COMMUNICATION SUBJECT ENVIRONMENT / INFORMATIZATION OF EDUCATION / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / HEALTH OF STUDENTS / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FEATURES / AN INTERACTIVE DIALOGUE / HEALTH AND SANITATION / LEARNER-CENTERED APPROACH / PSYCHOLOGICAL AND ERGONOMIC REQUIREMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозов Александр Владимирович, Мухаметзянов Искандер Шамилевич

В статье рассматривается феномен информационно-образовательной среды через призму медико-психологических аспектов её здоровьесберегающей составляющей, являющейся одним из наиболее актуальных проблемных вопросов в системе современного образования, требующий самого пристального внимания со стороны учёных и практиков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морозов Александр Владимирович, Мухаметзянов Искандер Шамилевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDICAL AND PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF HEALTH CARE INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article discusses the phenomenon of informational-educational environment through the prism of medical and psychological aspects of health care component, which is one of the most urgent problematic issues in the system of modern education, requiring close attention from scientists and practitioners

Текст научной работы на тему «Медико-психологические аспекты здоровьесберегающей информационно-образовательной среды»

А. В. Морозов, И. Ш. Мухаметзянов

(Москва)

МЕДИКО-ПCИХОЛОШЧЕCКИЕ АШЕКТЫ ЗДОРОВЬЕСТЕРЕГАЮЩЕЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СТЕДЫ

MEDICAL AND PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF HEALTH CARE

INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT

В cтaтьe рaccмaтривaeтcя фeнoмeн информационно-образовательной cрeды чeрeз призму медико-психологических аспектов её здоровьесберегающей составляющей, являющейся одним из наиболее актуальных проблемных вопросов в системе современного образования, требующих самого пристального внимания со стороны учёных и практиков.

Ключевые слова: Ключевые слова: информационно-образовательная среда, медико-психологические аспекты, здоровьесбережение, информационно-коммуникационная предметная среда, информационные и коммуникационные технологии, здоровье обучаемых, интерактивный диалог, медицинское и санитарно-гигиеническое обеспечение, личностно ориентированный подход, психолого-эргономические требования.

ТЬе агИс1е discusses ЬИе рЬепотепоп of informational-educational environment thmugh ЬИе prism of medical and psychological aspects of health саге сотропепt, which is опе of the most u^nt ргоЫета^с issues in the system of modern education, squiring close аиеп^оп fmm scientists and ргас^^опе^.

Key words: information educational environment, psychological aspects, health protection, educational technology, information and communication subject environment, informatization of education, information and communication technologies, health of students, psychological and pedagogical features, ап interactive dialogue, health апд sanitation, learner-centered approach, psychological and ergonomic requirements

В журнале «Человек и образование» (2016, № 4/49) была опубликована наша статья, посвящённая проблеме медико-психологических аспектов здоровьесберегающей информационно-образовательной среды (далее по тексту - ИОС). В этом номере мы продолжаем рассмотрение обозначенной выше проблемы.

Глобальное информационное пространство призвано гарантировать охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечивать индивидуализацию процесса обучения при поддержке опытных преподавателей и

тьюторов, открытость по отношению к семье и обществу, обеспечивать сетевое взаимодействие образовательных учреждений, использование творческого и профессионального потенциала педагогов [2].

Личностно-образовательные технологии ставят в центр образовательной системы личность обучающегося, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализации её природного потенциала. Личность обучающегося в этой технологии не просто субъект, но субъект приоритетный. Такие технологии называют ещё антропоцентрическими.

Медико-психологические требования к здоровьесберегающей информационно-коммуникационной предметной среде (далее по тексту - ИКПС) учебного заведения неотрывны от организационных, направленных на их обеспечение и интеграцию в процесс обучения. В целом они представляют собой совокупность условий, необходимых и рекомендуемых для обеспечения реализации соответствующих образовательных программ. В первую очередь это требования к организации обучения в части соблюдения действующих нормативно-правовых актов.

Достаточно условно эти требования можно отнести к двум основным группам:

1) бaзoвыe для информационно-коммуникационных технологий (далее по тексту - ИКТ) требования в части доступности информационных ресурсов и удобства их использования; системности, содержательности и полноты информации; качества и достоверности информации, необходимой для отражения реального состояния объекта; защищённости от несанкционированного доступа и преднамеренного искажения; своевременности, практической ценности информации в конкретный промежуток времени. Все технические средства и средства обучения, находящиеся в ИКПС образовательного учреждения, должны иметь инструкцию по использованию, своё постоянное место хранения, подписанное и отраженное в картотеке (материальной или виртуальной).

Одним из таких требований является наличие необходимых предупредительных знаков с целью правильной эксплуатации учебного оборудования и соблюдения мер безопасности (эти требования распространяются на те элементы и технологии обучения в рамках здоровьесберегающей ИКПС, что имеют в большей степени виртуальный характер, представлены в цифровом виде и используются в качестве распределённого информационного образовательного ресурса не только в учебном заведении, но и вне его);

2) cпeциaльныe, ориентированные на учреждение образования требования, к которым можно отнести: oргaнизaциoннo-упрaвлeнчecкиe трeбoвaния (взаимосвязь и взаимообусловленность планируемых результатов освоения основных образовательных программ, элементов образователь-

ного процесса с вопросами кадрового, ресурсного, нормативного, финансового обеспечения, что позволяет создать систему эффективного управления качеством образования в образовательном учреждении); мaтeриaльнo-тexничecкиe трeбoвaния (материально-техническое, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в соответствии с существующими СанПиН и строительными нормативами); caнитaрнo-гигиeничecкиe и пcиxoлo-гo-эргoнoмичecкиe трeбoвaния (площади, численность обучаемых, температурный и световой режим и т.д.), а также требования к санитарно-бытовым условиям (водоснабжение, канализация, горячее питание и т.д.); oргaнизaциoннo-coдeржaтeльныe трeбoвa-ния в части доступа к информационно-методическим фондам и базам данных, сетевым источникам информации, наглядным пособиям, мультимедийным, аудио- и видеоматериалам; эстетические требования в части установления соответствия эстетического оформления функциональному назначению ИКПС (обусловлены необходимостью обеспечения легкости восприятия рабочего пространства посредством оптимального цветового решения, оптимального распределения яркостей в поле восприятия зрительной информации, достаточных информационных, зрительных и слуховых связей, наличия необходимой свободы движения и перемещения в ходе образовательного процесса; учитывают психофизиологические особенности субъектов образовательного процесса в цветовом оформлении, в размещении рабочих столов, в том числе компьютерных столов; упорядоченность и выразительность графических и изобразительных элементов и т.д.); aнтрoпoмeтричecкиe трeбoвaния в части определения соответствия размеров учебной мебели, массы передвижных технических средств, средств обучения и т.д. антропометрическим параметрам субъектов образовательного процесса); медицинские требования в части соответствия различных типов образовательных ресурсов требованиям безопасности для здоровья обучаемых (регламентация в части использования в образовательном процессе ПЭВМ согласно СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации

работы»); трeбoвaния бeзoпacнocти (в том числе медицинской), предъявляемые к электронным учебным изданиям (Постановление Правительства РФ от 04.02.2011 № 44); наличие у обучаемых медицинского допуска к использованию в образовательном процессе технических средств п. 13.3. «Медицинское освидетельствование студентов высших учебных заведений, обучаемых средних специальных учебных заведений, детей дошкольного и школьного возраста на предмет установления противопоказаний к работе с ПЭВМ» проводится в установленном порядке - 1 раз в год (СанПиН 2.2.2/2.4.134003; СанПиН 2.4.2.2821-10).

Кроме того, к организационным требованиям необходимо отнести те, что предусматривают определённую иерархию решений, ориентированных на построение здоровьесберегающей ИКПС:

- oпeрaтивныe рeшeния - приведение существующего ИКТ обеспечения образовательного учреждения к требованиям СанПиН (критерий - соответствие действующему законодательству); разработка и реализация программы переподготовки педагогических кадров в сфере ИКТ на уровне самого образовательного учреждения (критерий - наличие постоянно действующей программы переподготовки кадров образования в сфере ИКТ); комплексность проводимых мероприятий (критерий -здоровьесберегающая ИКПС не только в рамках образовательного учреждения, но и как часть информационной культуры, формируемой у обучаемого);

- тaктичecкиe рeшeния - разработка и внедрение плана формирования здоровьесберегающей ИКПС учебного заведения: инфраструктура, коммунальное обеспечение, организация и содержание учебного процесса, формирование дополнительных образовательных программ подготовки и переподготовки педагогических кадров в сфере применения ИКТ в образовании и т.д. [1] (критерий -соответствие действующим нормам и положительная динамика основных показателей здоровья участников педагогического процесса); разработка квалиметрической шкалы качества образовательной продукции на базе ИКТ, добровольная сертификация такой продукции (критерий - использование в целях образования продукции,

методически и содержательно соответствующей требованиям безопасности и действующих образовательных стандартов); системность, согласованность, достижимость мероприятий как на уровне подразделений образовательного учреждения, самого образовательного учреждения и образовательной системы муниципального или регионального уровня (критерий - соответствие уровня и объема мероприятий возможностям муниципального и регионального уровня принятия управленческих решений);

- cтрaтeгичecкиe рeшeния - формирование здоровьесберегающей культуры участников педагогического процесса, навыков здоровьесберегающего поведения не только в пределах образовательного учреждения, но и вне его (критерий - здоровьесбере-гающая культура как элемент общей культуры человека и критерий эффективности социальной политики государства); формирование ИКПС образовательного учреждения с целью повышения качества образования в условиях сохранения и развития здоровья участников педагогического процесса (критерий - эдоровьесберегающая ИКПС как критерий конкурентоспособности специалиста на современном рынке труда; создание гибкой, измеряемой, адаптивной к внешним и внутренним изменениям модели здоровьесберегающей ИКПС образовательного учреждения, приемлемого для существующей социальной системы и предусматривающей наличие механизма гармонизации и обратной связи, высокой как материальной, так и нематериальной мотивированности участников образовательного процесса и их социальных партнёров (критерий - здоровьесберегающая ИКПС образовательного учреждения как элемент политики государства в социальной сфере).

Oргaнизaциoннo-упрaвлeнчecкaя дeятeль-нocть в рамках предлагаемых решений предполагает: разработку и апробирование методического, информационно-технологического и управленческого обеспечения процесса формирования здоровьесберегаю-щей ИКПС в системе образования; разработку научных рекомендаций по программе подготовки и переподготовки кадров информатизации образования в части медико-социальной и психолого-педагогической оценки образовательных ресурсов

на стадии разработки и внедрения в практику педагогического процесса (уровни подготовки: завуч, преподаватель информатики, зав. кабинетом информатики, лаборант кабинета информатики) [15]; разработку системы квалиметрических показателей (параметров эффективности), характеризующих уровень и динамику развития здоровьесберегающей ИКПС образовательного учреждения, а также муниципальных и региональных образовательных систем (наиболее сложна для реализации с учётом крайней неравности стартового уровня для разных образовательных учреждений и динамичности процесса реформирования образования).

Oргaнизaциoннo-пeдaгoгичecкaя дeятeль-нocть подразумевает использование ИКТ в обучении с учётом сохранения и развития здоровья, обучаемых в соответствии со следующими организационно-дидактическими требованиями: наличие в образовательных учреждениях современных средств ИКТ, позволяющих реализовать новые ИКТ обучения с учётом индивидуальных параметров здоровья обучаемых (личност-но ориентированная здоровьесберегаю-щая образовательная среда) [6]; достаточный уровень компетентности обучающих как в вопросах использования ИКТ, так и сохранения, развития здоровья обучаемых; готовность к инновациям, наличие положительной психолого-педагогической и здоровьесберегающей установки субъектов обучения к применению ИКТ в образовании; создание интегрированных (на основе информатики, основ психологии, безопасности жизнедеятельности, медицинской профилактики, физкультуры и т.д.) образовательных курсов, адекватных новым целям образования и переходу к информационному обществу [4, 8, 10].

Рассмотрение oргaнизaциoннo-дидaк-тичecкиx трeбoвaний в части научного обоснования отбора содержания обучения позволяет выделить в моделировании содержания образования следующие ключевые параметры:

1) адекватное отражение научных знаний в конкретной предметной области с применением средств ИКТ в рамках ИКПС;

2) обеспечение усвоения учебного материала через деятельность обучае-

мых как в учебном заведении, так и с применением дистанционных технологий и образовательной деятельности в ИКПС;

3) конструктивная возможность динамического контроля уровня и качества усвоения изучаемого материала в рамках взаимодействия обучающий - обучаемые -средство обучения.

Первая группа требований определяет содержание предметов и выделяет базовые и вариативные части, отражающие современный уровень знаний в конкретной предметной области, которые войдут в состав учебного предмета из общей системы научных знаний применительно к задачам сохранения и развития здоровья обучаемых, и позволяет выделить два основных блока.

Пeрвый блoк по обеспечению санитарно-гигиенического и медико-психологического сопровождения учебного процесса.

Втoрoй блoк интегрирует в себя возможности учебного заведения по обеспечению личностно ориентированной здоровьесберегающей предметной среды конкретному обучаемому в соответствии с его уровнем здоровья.

Вторая и третья группы требований формируют систему правил и ограничений, регулирующих процесс отбора содержания. При наличии отобранного содержания образования необходимо определить адекватные ему технологии обучения с применением ИКТ, интерактивного компонента.

Необходимо отталкиваться от того, что они должны обеспечивать: объективность содержания образования; представление его обучаемому в объёмах, соответствующих индивидуальным образовательным возможностям, темпам усвоения материала и уровню здоровья обучаемого; использование интерактивных возможностей ИКТ в усвоении материала и сочетания различных (аудио, видео, виртуальная реальность и т.д.) методик воздействия на обучаемого; обеспечивать возможность самостоятельного усвоения знания обучающимся не только в рамках классно-урочной системы организации учебного процесса, но и вне его, в рамках личностно ориентированного информационно-коммуникационного образовательного пространства обучаемого, в свободном режиме; наличие оператив-

ной обратной связи между субъектами обучения; формирование в режиме реального времени индивидуализированных заданий для корректировки процесса обучения.

Рассматривая деятельность в ИКПС образовательного учреждения, обучающего и обучаемого как субъектов образовательного процесса, проанализировав выше требования к ИКПС образовательного учреждения, считаем, что ИКПС должна отвечать совокупности следующих условий: способствовать возникновению и устойчивому развитию информационного взаимодействия между субъектами образовательного процесса; формировать познавательную активность обучаемого при условии наполнения компонентов среды предметным содержанием; обеспечивать осуществление деятельности с информационным ресурсом некоторой предметной области с помощью интерактивных средств; обеспечивать с помощью интерактивных средств информационное взаимодействие между субъектами образовательного процесса [3].

Для того чтобы все субъекты образовательного процесса ощущали себя комфортно и их деятельность в ИКПС была эффективной, создание ИКПС образовательного учреждения должно происходить при совместной работе всех субъектов образовательного процесса.

Одной из основных тенденций современного образования в условиях его информатизации является широкое использование метапредметных связей и формируемых на их основе специальных курсов на базе традиционных и информационных технологий обучения. Вопросы здоровьесбереже-ния также носят метапредметный характер и интегрируются во всё содержание современного образования. В данном случае обучающий, рассматривая содержание конкретного предмета, использует содержание и технологии других предметов (например, безопасность жизнедеятельности в части основ здорового образа жизни) и ИКТ для представления содержания предмета и обеспечения оперативного контроля его усвоения. Вопросы сохранения и развития здоровья при этом интегрируются в иные отрасли знания, носят не отвлечённый, а конкретный и контролируемый характер.

Получаемые знания синтезируются в новое метапредметное содержание, имеющее явную здоровьесберегающую направленность в соответствии с индивидуальными потребностями обучаемого, формируют у него так называемую «информационную культуру» [14].

Рассматривая представленные выше положения, считаем необходимым обратить внимание на то обстоятельство, что превалирующими по отношению к образовательной системе факторами, задающими требования к ИКПС, в которой она существует, являются: доступность средств ИКТ как в образовательном учреждении, так и по месту проживания учащегося, наличие устройств с мобильным интернетом, наличие средств контент-фильтрации на всех устройствах доступа в личностно ориентированную образовательную среду и интернет [9]; требования, предъявляемые обществом к уровню образования и информационной культуры обучаемых; разработанность содержания образования по предметным областям с учётом использования ИКТ для повышения эффективности процесса обучения; уровень профессиональной подготовки обучающих в части использования средств ИКТ в своей практической работе; наличие уровня здоровья, позволяющего личности реализо-вывать знания в практической деятельности [7]; гибкость системы управления образовательным учреждением, его готовность к изменениям в содержании образования, способность осваивать новое, перестраиваться, порождать и распространять прогрессивные организационные формы и методы работы.

Рассматривая дидактические условия внедрения ИКТ в здоровьесберегающих условиях, необходимо исходить из такого понимания состояния субъектно-объ-ектной среды образовательного учреждения, которое возникает в результате инновационной деятельности обучающих, способствующей качественному изменению педагогической действительности на основе использования ИКТ, меняющих уровень здоровья обучаемых за счёт использования здоровьесберегающих технологий и использования здоровьесберегаю-щей информационно-коммуникационной образовательной среды [13].

К дидактическим условиям формирования такой среды можно отнести: наличие сертифицированных средств обучения и аттестованных рабочих мест, действенная программа определения медицинских доступов к использованию ИКТ, индивидуализация ИКТ нагрузки на обучаемого, наличие индивидуальной программы реабилитации обучающихся, достаточный уровень компетентности обучающих в вопросах применения средств ИКТ в образовании с учётом индивидуальных особенностей обучаемых и в безопасных условиях; готовность осваивать новое, наличие положительной психолого-педагогической и здоровьесберегающей установки субъектов обучения (обучаемых и обучающих) к применению современных образовательных технологий (ИКТ); наличие интегрированных образовательных курсов (предметная область - ИКТ -сохранение и развитие здоровья), адекватных новым целям образования и деятельности в рамках информационного общества [11, 12].

Эффективность управленческих решений в образовании представляет собой соотношение между затратами в рамках как финансово-хозяйственной, так методической и кадровой деятельности по обеспечению рассматриваемого процесса к уровню здоровья участников педагогического процесса и их конкурентоспособности на существующем рынке труда. Подбор конкретных методов, процедур, описательного и математического аппарата для оценки эффективности определяется сложностью и характером объекта оценки. В этом случае представляется рациональным сегментирование объекта оценки на простые составляющие, анализ которых позволяет выработать обобщающую оценку эффективности, учитывающую различные факторы. Экспертные методы оценки эффективности в части сохранения и развития здоровья участников педагогического процесса основываются как на определении значимости частных оценок эффективности, так и на выработке согласованного мнения о возможной эффективности деятельности образовательного учреждения (муниципального образования, региона) в рамках существующей экономической и социальной политики государства.

В условиях современного развития общества (с учётом имеющихся различий в стартовых условиях образовательного учреждения) приоритетное значение в деле достижения формирования эффективной здоровьесберегающей образовательной ИКПС приобретает эффективность принимаемых решений на уровне конкретных руководителей, общая эффективность управления, эффективность разрабатываемых и реализуемых управленческих решений, динамика процесса достижения и достижимость поставленных целей [5].

Таким образом, приоритетным направлением развития системы образования в настоящее время становится формирование результативного управления как следствия способности руководителя разрабатывать эффективные управленческие решения и добиваться достижения поставленных целей. В условиях высокой социальной значимости системы образования в общей шкале ценностей современного общества оценка её эффективности только с экономических позиций (как измеряемых критериев системы управления и качества принимаемых решений) не представляется достаточной. Необходима оценка сочетания экономических и социальных (сложно измеряемых и, как правило, отсроченных по времени) аспектов управления. Кроме того, необходимо учитывать и то, что система образования не может и не должна подменять собой всю систему воспитания граждан (семью, общество, государство), что представляет собой дополнительный, сложно учитываемый фактор, влияющий на оценку эффективности системы образования в вопросах образования, воспитания, сохранения и развития здоровья граждан.

Процесс формирования здоровьесбере-гающей ИКПС актуализирует разработку подходов к использованию как потенциала ИКТ в образовании, так и потенциала здоровьесбережения в целях развития личности обучаемого, повышения качества образования, развития потребности в здоровье и способностей к его достижению, формированию информационной культуры и культуры здоровья, умения разрабатывать стратегию поиска решения образовательных и здоровьесберегающих задач, прогнозировать результаты реализа-

ции принимаемых решений, влиять на социализацию личности.

Вместе с тем необходимо констатировать, что в настоящее время содержание рассматриваемой проблематики требует дальнейшего уточнения и развития, что открывает широкие возможности для исследований в этой проблемной области. Наиболее перспективным может быть совершенствование методологии и стратегии отбора содержания профессионального

образования в части здоровьесберегающей компоненты, методов и организационных форм здоровьесберегающего обучения на базе использования возможностей ИКТ; обеспечение преемственности учебных программ в рамках классно-урочной системы и обучения вне учебного заведения; создания единого информационно-образовательного пространства обучающегося как основы личностной системы непрерывного образования.

Литература

1. Бутакова О. А. Теория и дидактика непрерывного здоровьеформирующего образования в системе повышения квалификации: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Оренбург, 2010. -48 с.

2. Морозов А. В. Информационно-образовательная среда в практике инклюзивного образования на основе современных здоровьесберегающих технологий // Инклюзия в образовании. - 2016. - № 2 (2). - С. 99-111.

3. Морозов А. В. Психолого-педагогические аспекты здоровьесберегающей информационно-образовательной среды // Казанский педагогический журнал. - 2017. - № 1. - С. 21-26.

4. Морозов А. В. Психолого-педагогические особенности реализации инноваций в современной информационно-образовательной среде // Инновационные подходы в системе высшего профессионального образования: Материалы итоговой научно-практической конференции преподавателей и студентов / под ред. Ф. Г. Мухаметзяновой. - Казань, 2015. - С. 256-261.

5. Морозов А. В. Управленческая психология. - М.: Академический Проект, 2003. - 288 с.

6. Морозов А. В., Мухаметзянов И. Ш. Медико-психологические аспекты здоровьесберегающей информационно-образовательной среды // Человек и образование. - 2016. - № 4 (49). - С. 49-55.

7. Морозов А. В., Чебыкина А. В. Значение здоровьесберегающих образовательных технологий для современной психолого-педагогической практики // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: Материалы VII Международной научно-практической конференции. - Казань, 2015. - С. 83-85.

8. Мухаметзянов И. Ш. Здоровьеформирующее образование: сущность и технология. -Казань: Медицина, 2011. - 218 с.

9. Мухаметзянов И. Ш. Социальные последствия информатизации образования // Казанский педагогический журнал. - 2011. - № 3. - С. 109-116.

10. Мухаметзянов И. Ш. Формирование здоровьесберегающей информационной образовательной среды в условиях глобальной информатизации // Казанский педагогический журнал. - 2015. - Т. 2. - № 5 (112). - С. 239-245.

11. Мухаметзянов И. Ш., Мухаметзянова С. В. Здоровьесберегающая среда как условие профессионального и личностного развития выпускников средних специальных учебных заведений: моногр. - Казань: Данис, 2006. - 96 с.

12. Мухаметзянова Ф. Ш., Мухаметзянов И. Ш., Храпаль Л. Р., Камалеева А. Р., Хадиуллина Р. Р. Экология комфортности виртуальной образовательной среды вуза физической культуры // Информатизация образования - 2015: Материалы международной научно-практической конференции / под ред. И. Ш. Мухаметзянова, Р. Р. Фахрутдинова. - Казань, 2015. - С. 31-51.

13. Роберт И. В., Панюкова С. В., Кузнецов А. А., Кравцова А. Ю. Информационные и коммуникационные технологии в образовании / под ред. И. В. Роберт. - М.: Дрофа, 2008. - 312 с.

14. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / сост. И. В. Роберт, Т А. Лавина. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 69 с.

15. Храпаль Л. Р., Шарифзянова К. Ш. Научно-методическое обеспечение проектирования индивидуальной образовательной траектории повышения квалификации педагогов в условиях информационной образовательной среды // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 5. - С. 26-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.