Научная статья на тему 'Психолого-педагогические аспекты здоровьесберегающей информационно-образовательной среды'

Психолого-педагогические аспекты здоровьесберегающей информационно-образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
589
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ ПРЕДМЕТНАЯ СРЕДА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЗДОРОВЬЕ ОБУЧАЕМЫХ / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ПСИХОЛОГО-ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ / INFОRMАTIОN ЕDUСАTIОNАL ЕNVIRОNMЕNT / HЕАLTH PRОTЕСTIОN / ЕDUСАTIОNАL TЕСHNОLОGY / INFОRMАTIОN АND СОMMUNIСАTIОN SUBJЕСT ЕNVIRОNMЕNT / PSYСHОLОGIСАL АND PЕDАGОGIСАL FЕАTURЕS / INFОRMАTIZАTIОN ОF ЕDUСАTIОN / INFОRMАTIОN АND СОMMUNIСАTIОN TЕСHNОLОGIЕS / HЕАLTH ОF LЕАRNЕRS / LЕАRNЕR-СЕNTЕRЕD АPPRОАСH / PSYСHОLОGIСАL АND ЕRGОNОMIС RЕQUIRЕMЕNTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозов Александр Владимирович

Статья посвящена рассмотрению феномена информационно-образовательной среды через призму психолого-педагогических аспектов её здоровьесберегающей составляющей. Обозначенная проблема является одной из наиболее актуальных в системе современного российского образования. Здоровьесбережение является тем непосредственным фундаментом, на основе которого реализуются технологии, направленные не только на сохранение и укрепление как физического, так и психического здоровья обучающихся, но и на обеспечение адекватно и надёжно функционирующего человеческого потенциала нашего государства в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морозов Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYСHОLОGIСАL АND PЕDАGОGIСАL АSPЕСTS ОF А HЕАLTH-PRЕSЕRVING ЕDUСАTIОNАL ЕNVIRОNMЕNT

Thе аrtiсlе is dеvоtеd tо соnsidеrаtiоn оf thе phеnоmеnоn оf еduсаtiоnаl еnvirоnmеnt thrоugh thе lеns оf psyсhо-pеdаgоgiсаl аspесts оf its hеаlth саrе соmpоnеnt. Thе idеntifiеd prоblеm is оnе оf thе mоst impоrtаnt in thе systеm оf соntеmpоrаry Russiаn еduсаtiоn. Hеаlth саrе is thе dirесt Fоundаtiоn, оn thе bаsis оf whiсh аrе implеmеntеd in tесhnоlоgiеs thаt аrе nоt оnly аimеd аt prеsеrving аnd strеngthеning bоth physiсаl аnd mеntаl hеаlth оf studеnts, but аlsо tо prоvidе аdеquаtе аnd rеliаblе funсtiоning оf thе humаn pоtеntiаl оf оur соuntry in thе futurе.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические аспекты здоровьесберегающей информационно-образовательной среды»

УДК 371.7

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

А.В. Морозов

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению феномена информационно-образовательной среды через призму психолого-педагогических аспектов её здоровьесберегающей составляющей. Обозначенная проблема является одной из наиболее актуальных в системе современного российского образования. Здоровьесбережение является тем непосредственным фундаментом, на основе которого реализуются технологии, направленные не только на сохранение и укрепление как физического, так и психического здоровья обучающихся, но и на обеспечение адекватно и надёжно функционирующего человеческого потенциала нашего государства в будущем.

Ключевые слова: информационно-образовательная среда, здоровьесбережение, педагогические технологии, информационно-коммуникационная предметная среда, психолого-педагогические особенности, информатизация системы образования, информационные и коммуникационные технологии, здоровье обучаемых, личностно ориентированный подход, психолого-эргономические требования.

Р8УСНОШ01САЬ АШ РЕБАОО01САЬ А8РЕСТ8

ОР А НЕАЬТН-РКЕ8ЕКУШО ЕБТСАТЮ^Ь Е^УШОГСМЕЭТ

А. Могогоу

Abstract. тае айск is dеvоtеd to соnsidеrаtiоn оf Ше phеnоmеnоn оf еduсаtiоnаl еnvirоnmеnt through Ше lеns оf psyсhо-pеdаgоgiсаl аspесts оf its hеаlth саrе соmpоnеnt. Thе idеntifiеd prоblеm is опе оf thе mоst impоrtаnt in Ше systеm оf соntеmpоrаry Russiаn еduсаtiоn. Hеаlth саrе is Ше dirесt Fоundаtiоn, оп thе bаsis оf whiсh аrе implеmеntеd in tесhnоlоgiеs thаt аге nоt оп1у аimеd аt prеsеrving аnd strеngthеning bоth physiсаl аnd mеntаl hеаlth оf studеnts, but аlsо to prоvidе аdеquаtе апd rеliаblе &псйотвд оf thе humап pоtеntiаl оf оur соuntry in thе future.

Keywords: iпfоrmаtiоn еduсаtiопаl еnvirопmеnt, hеаlth prоtесtiоп, еduсаtiоnаl tесhnоlоgy, iпfоrmаtiоn аМ соmmuпiсаtiоn subjесt еnvirопmеnt, psyсhоlоgiсаl аМ pеdаgоgiсаl fеаturеs, Infоrmаtizаtiоn оf еduсаtiоn, infоrmаtiоn аnd соmmuniсаtiоn tесhnоlоgiеs, hеаlth оf lеаrnеrs, lеаrnеr-сеntеrеd аpprоасh, psyсhоlоgiсаl аnd еrgоnоmiс rеquirеmеnts.

Одной из основных задач современной педагогики при обеспечении функционирования здоровьесберегающей информационно-

образовательной среды (далее по тексту - ИОС), как важнейшей и неотъемлемой части педагогического процесса, является поиск оптимальных режимов труда и отдыха обучающихся, обеспечивающих их высокую работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий, позволяющих избежать как физического, так и психического их переутомления и существенно пролонгировать по времени наступление фазы утомления.

Эта задача становится особенно актуальной в свете реализации современной модели образования, смещающей акцент с формирования знаний, умений и навыков на целостное развитие личности обучаемого. В этих условиях возрастает как социальная, так и педагогическая значимость формирования ценностного отношения обучающегося к своему здоровью в процессе всей образовательной деятельности. Именно ценностное отношение к здоровью призвано в дальнейшем выступить в качестве

системообразующего фактора, определяющего полноту реализации жизненных смыслов и целей обучающегося [5].

Основой современных образовательных здоровьесберегающих технологий является, несомненно, здоровье ребёнка в процессе его развития, созревания и взросления, которое, как убедительно показывают результаты

проведённых нами исследований, способно не только сохраняться и даже развиваться (усиливаться), но и определенным образом конструироваться и переконструироваться. Таким образом, в отечественных образовательных системах со всей остротой и актуальностью возникает проблема разработки методических основ формирования здоровья, ибо, как установлено, современная школа, отнюдь, не прибавляет его, а, напротив - существенно снижает [2;3;15].

В рамках здоровьесбережения детства, отрочества и юности, таким образом, наиболее актуальной становится задача формирования здоровья - ведущий принцип построения содержания здоровьесбережения. Заявленный в

качестве ведущего принцип имеет не только общепедагогическое значение, но и обеспечивает формирование основных компонентов здоровья обучающихся (путём подбора соответствующих средств и методов) на протяжении всей их образовательной деятельности [9].

Установка на повышение и сохранение здоровья (при том, что современному обществу здоровье человека, как такового, абсолютно безразлично) не может появиться спонтанно. Эта установка формируется у человека в результате специального психолого -педагогического

воздействия. Таким образом, в структуре образовательных здоровьесберегающих

технологий особое место уделяется педагогическому компоненту, сущность которого, по мнению И.И. Брехмана, заключается в обучении здоровью с самого раннего возраста [1].

Сегодня ни для кого не является секретом информация о том, что основу здоровья на физиологическом уровне составляет гомеостаз -способность организма обеспечивать постоянство своей внутренней среды вопреки внешним изменениям [4]. Отсюда можно сделать вывод о том, что здоровье, как внутреннее состояние человека, управляется с помощью системы обратных связей, призванных обеспечить контроль над внутренней средой организма и поддерживать её постоянство, вопреки происходящим изменениям внешних условий. Этот естественнонаучный основополагающий принцип сохранения здоровья может и должен быть реализован при внедрении современных образовательных здоровьесберегающих

технологий.

Учебная деятельность в условиях образовательной среды, неблагоприятной для здоровья обучаемого, может ослаблять или усиливать общее влияние процесса обучения на характер проявлений тех или иных свойств личности, что обусловливает необходимость дифференцированного подхода к психолого-педагогическому обеспечению образовательного процесса, внедрению специализированных для определенной группы учащихся

реабилитационных методик в образовательный процесс, а также формированию дифференцированной здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.

Разрабатывая образовательные ресурсы, используемые в процессе обучения с применением современных информационных и коммуникационных технологий (далее по тексту - ИКТ), целесообразно исходить из особенностей их представления для различных групп пользователей с различной направленностью

психической активности, уровня остроты слуха, зрения и т.д. [10;11].

Процесс информатизации российской системы образования инициировал проведение исследований, обусловленных обучением в области ИКТ, формированием информационно-коммуникационной компетентности

преподавателей (А.А. Ахаян, Г.А. Бордовский, Е.З. Власова, С.Г. Григорьев, В.А. Извозчиков, А.А. Кузнецов, ЕС. Полат, И.В. Роберт, И.В. Симонова, О.Н. Шилова и др.).

Информатизация образования и её возможности в части интерактивного информационного взаимодействия между участниками педагогического процесса позволяют оптимизировать соотношение потребностей личности и возможностей этого взаимодействия, определяющими состояние благополучия, и могут достигаться целями и средствами образования [12].

Задачи, решаемые современной системой образования, обусловлены, в первую очередь, взглядами, исторически укоренившимися в той или иной национальной культуре, средой, а также различными аспектами конкретной социально-экономической ситуации. В настоящее время система российского образования находится в состоянии модернизации, необходимость которой в условиях глубоких структурных изменений в обществе обусловлена на современном этапе необходимостью подготовки конкурентоспособных, высококвалифицированных, компетентных

специалистов.

В настоящее время из всего многообразия существующих методов обучения всё больше внимания уделяется интерактивным методам в условиях образовательной здоровьесберегающей среды. Под здоровьесберегающей ИОС мы понимаем специально организованные условия информационного взаимодействия

образовательного назначения в образовательном учреждении, ориентированные на сохранение, формирование и развитие индивидуального здоровья участников педагогического процесса, на формирование у обучающихся эффективной модели социальных связей и навыков позитивной коммуникации [14].

Одной из приоритетных и, по сути, главных задач современных образовательных учреждений является создание такой универсальной ИОС, которая не только помогала бы взаимодействию всех субъектов образовательного процесса, но также непосредственно и процессу самообразования обучающихся [6].

ИОС призвана обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, личностное

развитие обучающихся, и, в том числе, формирование ключевых компетенций, системы социальных ценностей, составляющих основу образования на протяжении всей жизни. Современная здоровьесберегающая ИОС призвана гарантировать охрану и укрепление психического, физического и социального здоровья обучающихся, обеспечивать индивидуализацию процесса обучения при поддержке преподавателей и тьюторов, открытость по отношению к семье и обществу, регулировать процессы сетевого взаимодействия образовательных учреждений, широко использовать профессиональный и творческий потенциал преподавателей как субъектов образовательной деятельности.

ИОС, по своей сути, является управляемой психолого-педагогической системой, основанной на самых современных информационно-образовательных технологиях, и обеспечивающей ведение учебного процесса в интернет-среде для всех желающих всеми предназначенными для этого техническими и технологическими средствами. В рамках ИОС происходит становление и развитие системы открытого образования, обеспеченной как

организационными, информационными, так и психолого-педагогическими технологиями [6].

Одной из важнейших психолого-педагогических особенностей рассматриваемой нами проблемы является та, что любая информационная среда предоставляет возможность получения необходимых данных, сведений, гипотез, теорий и пр.; а умение не только получать информацию, но и преобразовывать её, эффективно применять в своей практической деятельности необходимо вырабатывать, воспитывать (и приобретается такое умение исключительно в процессе грамотно спланированного и организованного процесса обучения).

Анализ недостатков и достоинств существующих ИОС, дидактических традиций отечественной системы образования, а также современного состояния средств

телекоммуникаций и информационных технологий, позволяет сформулировать основные принципы, на которых строятся проектируемые сегодня ИОС: интегральность;

многокомпонентность; адаптивность;

распределенность.

Обозначенные выше принципы построения ИОС делают возможным рассмотрение такой среды не только как составляющей традиционной образовательной системы, но и как самостоятельной системы, направленной на развитие инновационной активной творческой

деятельности обучающихся с применением новых информационных технологий.

Под инновационной деятельностью мы понимаем специфическую форму творческого бытия (отношения) человека, выражающуюся в адекватном изменении, оптимальном

преобразовании окружающего мира, природы, самого себя, посредством поиска, создания и реализации новации. По нашему мнению, основу инновационной деятельности составляет непрерывный и целенаправленный процесс исследования, создания, экспертизы и реализации инноваций, способствующих повышению эффективности деятельности, увеличению степени удовлетворения потребностей субъектов в инновационной деятельности [6].

Психолого-педагогические проблемы

профессиональной деятельности педагогов в ИОС имеют свои специфические особенности. Следует, при этом, признать тот вполне очевидный факт, что на сегодняшний день эти специфические особенности практически не изучены. Вместе с тем, главная функция современного педагога - управление процессами обучения, развития, воспитания - остаётся, по-прежнему, неизменной.

По сравнению с педагогом, осуществляющим свою профессиональную деятельность в традиционной системе, преподаватель, являющийся тьютором, осуществляющим свою профессиональную деятельность в виртуальном формате, испытывает существенно большую как психологическую, так и физическую нагрузку. Это обусловлено тем, что современный тьютор находится в своего рода психологическом и нормативно-правовом вакууме: отсутствует чётко выверенный алгоритм расчёта и производственных норм его работы и оплаты труда, а, соответственно, и его корректной оценки, не определён статус и т.д. Всё это, несомненно, не может не сказываться и на процессе взаимодействия тьютора с обучаемыми и, как результат - на здоровье всех, без исключения, субъектов образовательного процесса.

ИОС располагает огромным потенциалом для повышения качества обучения. Вместе с тем, этот потенциал в полной мере может быть реализован лишь в том случае, если весь процесс обучения будет выстраиваться с учётом инновационной модели, важнейшими характеристиками которой являются:

- установка на развитие творческих способностей обучающихся;

- личностно ориентированная направленность обучения.

ИОС, таким образом, представляет собой ни что иное, как отражение образовательного пространства. Являясь одновременно рабочей средой и студента, и преподавателя, ИОС позволяет нацелить студента, как субъекта образовательной деятельности, на

сотрудничество, развить у него такие личностные качества, как:

- умение планировать свою деятельность;

- дисциплинированность;

- организованность [7].

Возможности современных ИОС обеспечивают реализацию необходимых условий для формирования самостоятельности и потребности в постоянном самообразовании. Эти качества, в первую очередь, являются в настоящее время залогом востребованности выпускников на рынке труда и их успешности в профессиональной деятельности.

Процесс формирования здоровьесберегающей информационно-коммуникационной предметной среды (далее по тексту - ИКПС) актуализирует разработку подходов не только к использованию потенциала ИКТ в образовании, но и потенциала здоровьесбережения в целях развития личности обучаемого, развития потребности в здоровье и способностей к его достижению, формированию как общей информационной культуры, так и культуры здоровья, умению разрабатывать стратегию поиска достижения образовательных и здоровьесберегающих задач, прогнозировать результаты, достигаемые в процессе реализации принимаемых решений, влиять на социализацию личности, в целом, и, как итог всего вышеперечисленного - способствует повышению качества образования [10].

Под ИКПС мы понимаем совокупность перечисленных ниже условий:

- способствующих возникновению и развитию процессов учебного информационного взаимодействия между субъектами образовательного процесса (обучаемыми, преподавателем и средствами ИКТ);

- способствующих формированию познавательной активности обучающихся при условии наполнения компонентов среды предметным содержанием;

-обеспечивающих осуществление

деятельности с информационным ресурсом;

- обеспечивающих информационное взаимодействие между пользователями с помощью интерактивных средств ИКТ, взаимодействующих с ними как с субъектом информационного общения и личностью;

- обеспечивающих интерактивное информационное взаимодействие между пользователем и объектами предметной среды,

отображающей закономерности и особенности соответствующей предметной области (областей)

[7].

ИКПС включает совокупность программно -аппаратных средств и систем, компьютерных информационных (локальных, глобальной) сетей и каналов связи, организационно-методических элементов системы образования и прикладной информации об определенной (определенных) предметной области (предметных областях) [14].

Ведущие специалисты в области психологии и эргономики к основным факторам, определяющим психолого-эргономические

требования, обусловленные индивидуальными особенностями человека, относят следующие:

1. Социально-психологические факторы предполагают соответствие конструкции машины (оборудования, оснащения) и организации рабочих мест характеру и степени группового взаимодействия, а также устанавливают характер межличностных отношений, зависящий от содержания совместной деятельности по управлению объектом.

2. Антропометрические факторы обусловливают соответствие структуры, размеров оборудования, оснащения и их элементов форме, структуре, размерам и массе человеческого тела; соответствие характера форм изделия анатомической пластике человеческого тела.

3. Психологические факторы предопределяют соответствие оборудования, технологических процессов и среды возможностям и особенностям восприятия, мышления, памяти, психомоторики вновь формируемых и уже достаточно хорошо закрепленных навыков работающего человека.

4. Психофизиологические факторы обуславливают соответствие оборудования слуховым, зрительным и другим возможностям человека, условиям ориентирования и визуального комфорта в предметной среде.

5. Физиологические факторы призваны обеспечить соответствие оборудования физиологическим свойствам человека, его энергетическим, скоростным, силовым и биомеханическим возможностям.

6. Гигиенические факторы (приносящие здоровье) предопределяют требования к температуре, освещённости, влажности, токсичности, газовому составу воздушной среды, вентилируемости, давлению, напряжённости электромагнитных полей, запылённости, различным видам излучения, вибрациям, шуму, ультразвуку, гравитационной перегрузке и ускорению [7].

Для эргономики базовыми являются, прежде всего, психологические дефиниции,

обусловленные психологией труда. Среди них основными являются:

- психологические особенности внимания;

- психологические особенности личности;

- роль психологического климата в коллективе.

Особое внимание, при этом, уделяется изучению восприятия человеком окружающей среды, представляющей собой сложный многоуровневый психофизиологический процесс.

Под психологическими особенностями личности мы понимаем совокупность более или менее постоянных и наиболее существенных, наиболее выраженных индивидуальных особенностей конкретного исследуемого человека. Эти особенности не остаются на протяжении всей жизни индивида неизменными, они меняются с развитием личности и во многом зависят от окружающих условий (социальных, культурных, материальных и пр.), то есть - от среды обитания и взаимодействия человека.

К основным психологическим особенностям личности относятся:

1. мировоззрение, то есть система взглядов на окружающие явления в природе и обществе;

2. интересы личности (духовные запросы, жизненные ценности и цели, вещизм и прочее);

3. черты характера личности, то есть совокупность стержневых психологических свойств, накладывающих отпечаток на поступки человека, всю его жизнедеятельность (инициативность, добросовестность, нерешительность и пр.);

4. способности и одарённость, то есть предрасположенность того или иного человека к более успешному выполнению какого-либо вида деятельности;

5. сила нервной системы (её работоспособность) и тип нервной системы личности, предопределяющие скорость перехода от одной деятельности к другой [8].

Технический прогресс конца ХХ-го века и, особенно, начала ХХ1-го века - со всей остротой поставил проблему «человек - машина». За счёт развития орудий труда безгранично расширяются возможности современного человека, но очень часто орудия труда оказываются настолько

сложными или нерационально

сконструированными, что ими становится трудно или даже невозможно пользоваться. С развитием техники возникла новая задача: согласования конструкций машин и условий их функционирования с характеристиками и личностными особенностями работающего человека (в том числе - состоянием его здоровья, физиологическими и психофизиологическими особенностями). Машина должна быть удобной для обслуживающего её человека во всех отношениях; она должна, кроме всего прочего, соответствовать и его психофизиологическим характеристикам.

Современные тенденции в развитии производства таковы, что в ближайшем обозримом будущем основные трудности проектирования будут связаны, скорее всего, не с исследованием характеристик оборудования, а с определением путей и средств оптимального взаимодействия человека и техники. Если раньше каждый вариант орудия труда мог десятилетиями или столетиями апробироваться в деятельности людей и постоянно при этом совершенствоваться, то сегодня общество элементарно не располагает таким количеством времени для этого (за последние десятилетия, например, сменились несколько поколений ЭВМ). При этом, резко возросла стоимость технических средств, а также «цена» ошибки человека при управлении сложными системами. Именно поэтому при модернизации уже существующей и, особенно, проектировании новой техники необходимо заранее, с максимально возможной полнотой учитывать не только возможности, но и особенности людей, которые будут управлять и пользоваться создаваемой новой техникой.

Применение в отечественной психолого-педагогической практике образовательных здоровьесберегающих технологий предполагает выход за рамки концепции Г. Селье [13] и обоснование закономерностей синергетического, системно-динамического, содружественного регулирования организма и психики человека, в зависимости от характера и динамики воздействия на них неблагоприятных факторов внутренней и внешней среды.

Литература:

1. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье / И.И. Брехман. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 208 с.

2. Бутакова О.А. Теория и дидактика непрерывного здоровьеформирующего образования в системе повышения квалификации: автореф. дисс. ... докт. пед. наук: 13.00.08 / Бутакова Ольга Алексеевна. - Оренбург, 2010. - 48 с.

3. Гуро О.А. Гигиеническое обоснование индивидуализации подходов к развитию выносливости у мальчиков 12 - 14 лет как вариант здоровьеформирующей технологии: автореф. дисс. ... канд. мед. наук: 14.00.07 / Гуро Ольга Александровна. -Волгоград, 2005. - 24 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Морозов А.В. Основы психологии: учебник для вузов / А.В. Морозов. - 2-е изд. - М.: Академический Проект, 2005. - 356 с.

5. Морозов А.В. Психологическое сопровождение субъектов образовательных отношений в условиях современного коммуникативного пространства / А.В. Морозов // Образование и развитие личности в современном коммуникативном пространстве: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием; под общей редакцией И.М. Кыштымовой. -Иркутск: Изд-во Аспринт, 2016. - С. 308-315.

6. Морозов А.В. Психолого-педагогические особенности реализации инноваций в современной информационно-образовательной среде / А.В. Морозов // Инновационные подходы в системе высшего профессионального образования: материалы итоговой научно-практической конференции преподавателей и студентов; под ред. Ф.Г. Мухаметзяновой. - Казань, 2015. - С. 256-261.

7. Морозов А.В. Психолого-эргономические требования к современной информационно-коммуникационной предметной среде / А.В. Морозов // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. - 2015. - № 3/1. - С. 30-35.

8. Морозов А.В., Радченко Л.Е. Воздействие средств массовой информации на здоровье и воспитание старших подростков / А.В. Морозов, Л.Е. Радченко. - М.: Изд. И. Балабанова, 2010. - 240 с.

9. Морозов А.В., Чебыкина А.В. Значение здоровьесберегающих образовательных технологий

для современной психолого-педагогической практики / А.В. Морозов, А.В. Чебыкина // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: материалы VII Международной научно-практической конференции. -Ярославль, 2015. - С. 83-85.

10. Мухаметзянов И.Ш. Здоровьеформирующее образование: сущность и технология / И.Ш. Мухаметзянов. - Казань: Медицина, 2011. - 218 с.

11. Мухаметзянов И.Ш., Храпаль Л.Р. Требования к педагогической продукции, реализованной на базе ИКТ (гигиенический аспект) / И.Ш. Мухаметзянов, Л.Р. Храпаль: материалы IV Международного научно-методического симпозиума «Электронные ресурсы в непрерывном образовании» («ЭРНО-2015»). - Анапа, 2015. - С. 65-70.

12. Роберт И.В. Развитие дидактики в условиях информатизации образования / И.В. Роберт // Ученые записки ИИО РАО. - 2010. - № 33. - С. 3-21.

13. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме / Г. Селье. - М.: МЕДГИЗ, 1960. - 253 с.

14. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования: составители И.В. Роберт, Т.А. Лавина. - М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2012. - 69 с.

15. Фокина Н.А. Современные технологии оценки и коррекции ранних нарушений здоровья школьников младших классов в условиях интенсификации образовательного процесса: автореф. дисс. ... канд. мед. наук: 14.01.08 / Фокина Наталия Анатольевна. -Воронеж, 2010. - 25 с.

Сведения об авторе:

Морозов Александр Владимирович (г. Москва, Россия), доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования» (ФГБНУ «ИУО РАО»), email: dос_mоrоzоv@mаil.ru

Data аЬоМ Ле аШког:

А. Шого^оу (Mоsсоw, Russiа), dосtоr оf pеdаgоgiсаl Sсiеnсеs, Prоfеssоr, сhiеf rеsеаrсhеr оf Fеdеrаl stаtе budgеtаry sсiеntifiс ^йШйоп "Institute оf еduсаtiоn mаnаgеmеnt, Russiап Асаdеmy оf еduсаtiоn" (FSBSI "IME RAE"), e-mail: dос_mоrоzоv@mаil.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.