А. В. Морозов И. Ш. Мухаметзянов
(Москва)
МЕДИКО-ПCИХОЛОГИЧЕCКИЕ АОТЕКТЫ ЗДОРОВЬЕСТЕРЕГАЮЩЕЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СТЕДЫ
MEDICAL AND PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF HEALTH CARE INFORMATIONAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT
В cтaтьe рaccмaтривaeтcя фeнoмeн инфoрмaциoннo-oбрaзoвaтeльнoй cрeды чeрeз призму мeдикo-пcиxoлoгичecкиx acпeктoв eë здoрoвьecбeрeгaющeй cocтaвляющeй, являющeйcя oдним из нaибoлee aктуaльныx прoблeмныx eonpocoe в œcmeMe coврeмeннoгo oбрaзoвaния Ключевые слова: инфoрмaциoннo-oбрaзoвaтeльнaя cрeдa, мeдикo-пcиxoлoгичecкиe acne^bi, здoрoвьecбeрeжeниe, пeдaгoгичecкиe тexнoлoгии, инфoрмaциoнныe и кoммуникaциoнныe тexнoлoгии, здoрoвьe oбучaeмыx, интeрaктивный диaлoг, мeдицинcкoe и caнитaрнo-гигиeничecкoe oбecпeчeниe, личнocтнooриeнтирoвaнный пoдxoд, пcиxoлoгo-эргoнoмичecкиe трeбoвaния
The article considers the phenomenon of informational educational environment through the medical-psychological aspects of its health care component, which is one of the most urgent problems in the system of modern education
Keywords: informational educational environment, medical psychological aspects, health care, pedagogical technologies, information and communication technology, trainees' health, interactive dialogue, health and hygienic supply, learner-centered approach, psycho-ergonomic requirements
Современная модель образования смещает акцент с формирования знаний, умений и навыков у обучаемых на целостное развитие личности. В этих условиях возрастает социальная и педагогическая значимость формирования ценностного отношения обучаемых к здоровью в процессе образовательной деятельности, определяющего полноту реализации их жизненных целей и смыслов. Новые формы обучения, информатизация образования, новые педагогические технологии сопровождаются увеличением учебной нагрузки и ухудшают здоровье обучаемых. При этом до настоящего времени недостаточно изучена структура нарушений здоровья как обучающих, так и обучаемых при работе по инновационным программам: отсутствует система дифференцированного медико-психологического сопро-вождения обучаемых, обучающихся в различных условиях; недостаточно медико-психологических рекомендаций по отбору обучаемых в профильные группы и медико-психологического контроля за ними в процессе обучения по программам
повышенной сложности; не выделены особенности реализации оздоровительных и реабилитационных мероприятий с обучаемыми; не определены новые требования к структуре и содержанию образования с учетом здоровья обучаемых, требования к информационным и коммуникационным технологиям (далее по тексту - ИКТ], применяемым вне учебного заведения и в рамках информационно-коммуникационной предметной среды (далее по тексту - ИКПС], без учета их специфического негативного влияния на здоровье обучаемых.
ИКПС включает совокупность программно-аппаратных средств и систем, компьютерных информационных (локаль-ных, глобальной] сетей и каналов связи, организационно-методических элементов системы образования и прикладной информации об определенной предметной области.
Одной из главных, приоритетных задач современных образовательных учреждений является создание такой универсальной информационно-образовательной среды (далее по тексту - ИОС], которая помогала бы
не только взаимодействию всех субъектов образовательного процесса, и в первую очередь обучаемых и обучающих, а также и процессу самообразования обучающихся [6].
ИОС должна обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, личностное развитие обучающихся, в том числе формирование системы социальных ценностей, ключевых компетенций, составляющих основы образования на протяжении всей жизни. ИОС должна гарантировать охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечивать индивидуализацию процесса обучения при поддержке преподавателей и тьюторов, открытость по отношению к семье и обществу, обеспечивать сетевое взаимодействие образовательных учреждений, использование творческого и профессионального потенциала педагогов.
ИОС является управляемой психолого-педагогической системой, основанной на современных информационно-образовательных технологиях и обеспечивающей предназначенными для этого технологическими средствами ведение учебного процесса в интернет-среде всем желающим. В рамках ИОС происходит становление и развитие системы открытого образования, обеспеченной психологи-ческими, организационными, педагогическими и информационными технологиями [6].
Одной из важнейших психолого-педагогических особенностей рассматриваемой нами проблемы является то, что любая информационная среда предоставляет воз-можность доступа к необходимым данным, получать информацию, преобразовывать её, эффективно применять в своей практической деятельности.
Анализ достоинств и недостатков существующих ИОС, дидактических традиций российской системы образования, а также современного состояния информационных технологий и средств телекоммуникаций позволяет сформулировать следующие принципы, на которых должны строиться проектируемые в настоящее время ИОС: адаптивность, многокомпонентность, интеграль-ность, распределенность.
Психолого-педагогические проблемы специфической деятельности преподавателей в ИОС имеют свои особенности. При
этом, следует признать тот факт, что на сегодняшний день они практически не изучены. Вместе с тем, главная функция преподавателя - управление процессами обучения, воспитания, развития - остаётся неизменной.
При виртуальном обучении преподаватель испытывает существенно большую физическую и психологическую нагрузку, чем в традиционной системе. Он находится в своего рода нормативно-правовом и психологическом вакууме: отсутствует чёткий выверенный алгоритм расчёта и производственных норм его работы и оплаты труда, а соответственно и его корректной оценки, не определён статус и т.д.
ИОС имеет немалый потенциал для повышения качества обучения. Однако этот потенциал будет реализован в полной мере только в том случае, если обучение будет строиться с ориентацией на инновационную модель, важнейшими характеристиками которой являются личностно-ориенти-рованная направленность, установка на развитие творческих способностей обучаемых.
Таким образом, ИОС представляет собой отражение образовательного пространства. Являясь одновременно рабочей средой студента и преподавателя, она позволяет нацелить студента на сотрудничество, развить такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, умение планировать свою деятельность [7].
Возможности ИОС обеспечивают реализацию необходимых условий для формирования самостоятельности и потребности в постоянном самообразовании. Именно эти качества в настоящее время являются залогом успешности и востребованности выпускников на рынке труда.
Процесс информатизации системы образования инициировал развитие исследований, связанных с обучением в области ИКТ, формированием информационно-коммуникационной компетентности педагогов (А. А. Ахаян, Г.А. Бордовский, Е. З. Власова, С. Г. Григорьев, В. А. Извозчиков, А.А.Кузнецов, Е. С. Полат, И. В. Роберт, И.В.Симонова, О. Н. Шилова и др.]
Информатизация образования и её возможности в части интерактивного информационного взаимодействия между участниками педагогического процесса
позволяют оптимизировать соотношения потребностей и возможностей личности, которые определяют состояние благополучия и могут достигаться целями и средствами образования. Вместе с тем пока еще только учебное заведение может быть местом, где возможно проводить эффективную оздоровительную и реабилитационную работу. Существенным недостатком большинства имеющихся технологий здо-ровьесбережения является их групповая направленность и низкая адресность применительно к конкретному учащемуся или группе учащихся, не учитываются и не используются личностные особенности учащихся, которые могут существенно повысить эффективность этих программ.
Деятельность в условиях неблагоприятной для здоровья образовательной среды может ослаблять или усиливать общее влияние обучения на характер проявлений тех или иных свойств каждого типа личности, что обуславливает необходимость дифференцированного подхода к медицинскому и санитарно-гигиеническому обеспечению образовательного процесса, интеграции в образовательный процесс специализированных для определенной группы учащихся реабилитационных методик и формирования профилированной здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения. При разработке современных образовательных ресурсов, используемых в обучении с применением ИКТ, необходимо исходить из особенностей их представления для различных групп пользователей с различной направленностью психической активности, уровня остроты зрения, слуха и т.д. [8].
Из всего многообразия существующих в настоящее время методов обучения все больше внимания уделяется интерактивным методам в условиях здоровьесберегающей образовательной среды. Под здоровье-сберегающей ИОС мы понимаем специально организованные условия информационного взаимодействия образовательного назначения в образовательном учреждении, ориентированные на сохранение, и развитие индивидуального здоровья участников педагогического процесса, на формирование у обучающихся эффективной модели социальных связей и навыков позитивной коммуникации [10].
ИКТ предъявляют определённые требования к психике учащегося, так как позволяют обеспечивать интерактивный диалог между обучаемым, обучающим и средством обучения, наглядную визуализацию процесса или его модели, в том числе скрытого в реальном мире, автоматизируют контроль результатов усвоения знаний. Данный метод обучения позволяет выйти за рамки традиционной классно-урочной системы, что позволяет строить персонализированное обучения исходя из личностных особенностей обучаемого. Эффективность методики обуславливается тем, что учащийся может не только слушать и видеть представляемое новое знание, но и сам участвовать в данном процессе. По форме реализации могут использоваться индивидуальные и групповые творческие проекты, игры, работа в группах и т.д. При обучении в группах значение приобретают не только потребности конкретного учащегося, но и наличие возможности и потребности деятельности в группе. Существенное значение имеет обращение к знаниям и опыту учащегося и формирование у него умений созидания и представления нового знания. Это должно сопровождаться и не столько сохранением, сколько формированием здоровья, обучением в здоровьеформирующих условиях.
Говоря о здоровьеформирующем образовании, будем исходить из того, что это педагогический процесс, направленный на формирование и развитие у всех субъектов позитивной, устойчивой ориентации на сохранение здоровья, как необходимое условие жизнедеятельности. Результирующей данного процесса является формирование у обучаемых способности к позитивному саморазвитию в различных жизненных обстоятельствах, уверенности в себе и развитие чувства компетентности и собственной ценности; мотивации укрепления здоровья посредством установки на ценность собственного здоровья; приобретение знаний о своём здоровье; овладение способами, охраняющими и умножающими здоровье; умения применять формы накопления здоровья к особенностям своего организма [2]; культуры здоровья, направленной на ответственное отношение как к своему, так и здоровью окружающих, стремления сохранить и приумножить свой
природный потенциал, гармонизацию личности, готовность поддержать своё душевное равновесие и окружающих, способность воспринимать и создавать прекрасное.
Сама педагогическая составляющая педагогических требований здоровье-формирующего образования проявляется, по нашему мнению, в личностно-ориен-тированном подходе обучающих к обучаемым [5]. В частности, это предполагает наличие в образовательном учреждении различных вариантов учебных программ, учебных и дидактических материалов, позволяющих на едином базовом содержании знаний варьировать и тем самым индивидуализировать процесс обучения [1]. Это предполагает постоянный систематический анализ и оценку способов проработки учащимися программного материала, сочетание процесса обучения с программами реабилитации обучаемых, формирование навыков и потребностей в образовательной деятель-ности в формируемой образовательной среде вне учебного заведения; использование разнообразных форм занятий, современных методов и технологий обучения, их материально-техническая адаптация под особенности здоровья обучаемых, особые требования к профессиональной подготовке и личности педагога с учетом деятельности не столько в рамках учебного заведения, сколько в рамках личностно-ориентированной здоровьеформирующей ИКПС.
Актуальность такого подхода к организации и ведению образовательной деятельности на современном этапе подтверждается материалами, представлен-ными в докладе «Здоровье детей России как фактор национальной безопасности» ФГБУ «Научный центр здоровья детей» МЗ РФ [4]. В частности, в докладе отмечаются негативные тенденции в состоянии здоровья школьников, что обусловлено высокими учебными нагрузками, хроническим стрессом, гиподинамией и ухудшением качества питания [15].
Установлено, что за 1992-2002 гг. уровень распространенности функциональных отклонений обучаемых младшей школы повысился на 84,7%, хронических болезней - на 83,8%. Для обучаемых старшей школы соответствующие показатели составляют 73,8% и 39,6%. Структура
заболеваемости детей младшей школы характеризуется доминированием патологии опорно-двигательной системы - 24%. Второе ранговое место занимают болезни органов пище-варения - 19%, третье - болезни нервной системы и психической сферы [3; 4].
Среди функциональных дисфункций доминируют нарушения со стороны костно-мышечной системы, нервной системы и психической сферы, эндокринной системы и обмена веществ. Часто сама школьная среда вредит здоровью детей: школьная мебель, освещенность помещений не соответствуют детской физиологии, несоблюдение гигиенических режимов работы на компьютерах приводит к формированию нервно-психических нарушений и болезням глаз [5].
Товары детского ассортимента часто не соответствуют требованиям по безопасности и токсичности, печатная продукция, учебники - по качеству печати, бумаги и размерам шрифта [8].
В результате мы имеем ситуацию, когда в первый класс приходит практически здоровый ребенок, а к окончанию учебы он имеет два, а то и три хронических заболевания [9].
К главным факторам, определяющим психолого-эргономические требования,
обусловленные индивидуальными особенностями человека, ведущие специалисты в области психологии и эргономики относят следующие:
- Социально-психологические факторы предполагают соответствие конструкции машины (оборудования, оснащения] и организации рабочих мест характеру и степени группового взаимодействия, а также устанавливают характер межличностных отношений, зависящий от содержания совместной деятельности по управлению объектом.
- Антропометрические факторы обуславливают соответствие структуры, размеров оборудования, оснащения и их элементов структуре, форме, размерам и массе человеческого тела, соответствие характера форм изделия анатомической пластике человеческого тела.
- Психологические факторы предопределяют соответствие оборудования, технологических процессов и среды возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики
закрепленных и вновь формируемых навыков работающего человека.
- Психофизиологические факторы обуславливают соответствие оборудования зрительным, слуховым и другим возможностям человека, условиям визуального комфорта и ориентирования в предметной среде.
- Физиологические факторы призваны обеспечить соответствие оборудования физиологическим свойствам человека, его силовым, скоростным, биомеханическим и энергетическим возможностям.
- Гигиенические факторы (приносящие здо-ровье] предопределяют требования к освещённости, газовому составу воздуш-ной среды, влажности, температуре, давлению, запылённости, вентили-руемости, токсичности, напряжённости электромагнитных полей, различным видам излучения, шуму, ультразвуку, вибрациям, гравитационной перегрузке и ускорению [7]. Психологические особенности личности
- совокупность существенных и более или менее постоянных особенностей личности. Они не остаются неизменными на протяжении всей жизни, а меняются с развитием личности и во многом зависят от окружающих условий (социальных, культурных, материальных и пр.].
К основным психологическим особенностям личности относятся: мировоззрение (система взглядов на окружающие явления в природе и обществе); интересы личности (жизненные ценности и цели, духовные запросы, вещизм и прочее); черты характера личности (совокупность стержневых психологических свойств, накладывающая отпечаток на поступки, всю жизнедеятельность -инициативность, добросовестность, нерешительность и пр.]; способности и одарённость (предрасположенность к более успешному выполнению какого-либо вида деятельности); сила нервной системы (её работоспособность] и тип нервной системы личности, который предопределяет скорость перехода от одной деятельности к другой [7].
Технический прогресс со всей остротой поставил проблему «человек - машина». Возможности человека расширяются за счет развития орудий труда, но орудия труда часто оказываются настолько сложными или
нерационально сконструированными, что ими становится трудно или даже невозможно пользоваться. С развитием техники возникла задача согласования конструкции машин и условий их функционирования с характеристиками работающего человека. Машина должна быть удобной для обслуживающего её человека во всех отношениях, она должна соответствовать его психофизиологическим характеристикам.
Современные тенденции развития производства таковы, что в ближайшие десятилетия основные трудности проектирования будут скорее всего связаны не с исследованием характеристик оборудования, а с определением путей и средств оптимального взаимодействия человека и техники. Если в прошлом каждый вариант орудия труда мог десятилетиями (и даже столетиями] апроби-роваться в деятельности людей и постоянно совершенствоваться, то сегодня общество не располагает таким количеством времени для этого (за последние десятилетия, например, сменились три поколения ЭВМ]. Вместе с тем резко возросла стоимость технических средств и «цена» ошибки человека при управлении сложными системами. Именно поэтому при проектировании новой и модернизации уже существующей техники необходимо заранее и с максимально доступной полнотой учитывать возможности и особенности людей, которые будут ею пользоваться и управлять.
Вместе с тем Россия уже прошла этап экстенсивного развития информатизации, в том числе и в сфере образования, и входит в эпоху ее интенсификации. В рамках рассматриваемой тематики особый интерес представляют следующие данные. Доля лиц, имеющих детей в возрасте до 15 лет, оценивающих неудовлетворенно качество образовательных услуг, получаемых их детьми в образовательных учреждениях, составляет 10,1% [12]. По наличию у детей в возрасте 9-18 лет навыков работы с персональным компьютером, в процентах к общей численности детей в соответствующем возрасте распределение по 2011 и 2014 годам представляется как 91% и 92,7%. [13]. Распределение детей в возрасте 15-18 лет по частоте и целям использования сети Интернет в процентах к общей численности детей в соответствующем возрасте,
составляет, в сравнении 2011 и 2014 годов: по наличию устройств для доступа к сети Интернет (персональный компьютер и/или портатив-ный компьютер 88,9% (2011] и персональный компьютер - 71,1% и портативный компьютер - 43,7%. Мобильный интернет использовали 37,9% в 2011 году и 58,7% в 2014 году. По частоте выхода в Интернет (более 1 раза в неделю] -83,8% в 2011 году и 91,5% в 2014 году. По целям использования выхода в Интернет (по годам соответственно]: поиск или выполнение оплачиваемой работы, рассылка информации - 1,6% и 2,4%; получение информации, оформление документов на сайтах органов государственной власти, госучреждений и ведомств - 6,5% и 4,7%; поиск информации о товарах и услугах для повседневной жизни, заказ товаров (бронирование мест], подача собственных объявлений - 11,6% и 14,2%; осуществление финансовых операций (оплата услуг, перевод денег] - 1,1% и 3,9%; дистанционное обучение по обязательной или дополнительной программе, пользование электронными библиотеками, энциклопедиями и др. - 35,7% и 65,6%; прочтение новостной информации, статей - 43,0% и
40,3%; общение в социальных сетях для поддержания личных контактов и обмена информацией, переписка с родными и близкими - 85,6% и 88,1%; обсуждение социальных и политических вопросов, участие в Интернет-акциях, опросах общественного мнения и др. - 3,9% и 7,2%; провождение времени за скачиванием фильмов, музыки и игр, за игрой в сетевые игры и др. - 66,9% и 73,3%; для других целей - 14,5% и 12,4% [14]. При всей негативной динамике состояния здоровья детского населения для подавляю-щего их большинства в возрасте 15 лет и более хорошее здоровье является одной из наиболее актуальных базовых ценностей [11].
Говоря о медико-психологических аспектах здоровьесберегающей ИОС, необходимо отталкиваться от существующего гигиенического нормирования, предполагающего как общую организацию и деятельность образовательного учреждения, так и специальную часть, определяющую особенности организации и ведения обучения с применением ИКТ (об этом можно будет узнать из второй части данной статьи - в следующем номере журнала].
Литература
1. Бутакова О. А. Теория и дидактика непрерывного здоровьеформирующего образования в системе повышения квалификации: автореф. дис. ... д-ра. пед. наук. - Оренбург, 2010. - 48 с.
2. Гуро О. А. Гигиеническое обоснование индивидуализации подходов к развитию выносливости у мальчиков 12-14 лет как вариант здоровьеформирующей технологии: автореф. дис. .канд. мед. наук. -Волгоград, 2005. - 24 с.
3. Доклад о состоянии здоровья населения и организации здравоохранения по итогам деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за 2013 год // [Электронный ресурс]. URL: http://static-3.rosminzdrav.ru/ system/ attachments/attaches/
/000/021/467/original/%D0%94%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4_
%D0%BD%D0%B0_22_%D0%BC%D0%B0%D1%8F_%D0%BE_%D1%81%D0%BE%
D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%B8__%D0%B7%D0%B
4%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%
BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%B2_%D1%81%D1%83%D0%B1%D
1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B0%D1%85_%D0%A0%D0%A4_.docx140
6183480 (дата обращения: 08.10.2015).
4. Здоровье детей России как фактор национальной безопасности. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научный центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации // [Электронный ресурс]. URL: http://www.nczd.ru/art12.htm. (дата обращения: 08.10.2015).
5. Маткивский Р. А. Управление здоровьем школьников на основе здоровьесберегающей деятельности общеобразовательных учреждений: автореф.дис. ... д-ра. мед. наук. - М., 2009. - 47 с.
6. Морозов А. В. Психолого-педагогические особенности реализации инноваций в современной информационно-образовательной среде // Инновационные подходы в системе высшего профессионального образования: Материалы итоговой научно-практической конференции преподавателей и студентов / под ред. Ф. Г. Мухаметзяновой. - Казань, 2015. - С. 256-261.
7. Морозов А. В. Психолого-эргономические требования к современной информационно-коммуникационной предметной среде // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. - 2015- № 3/1.- С. 30-35.
8. Мухаметзянов И. Ш. Здоровьеформирующее образование: сущность и технология. - Казань: Медицина, 2011. - 218 с.
9. Охрана здоровья граждан как важнейший приоритет политики государства. Доклад Председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению В. А. Петренко // [Электронный ресурс]. URL: http://federalbook.rU/files/FSZ/soderghanie/Tom%2010/I/z10-petrenko.pdf. (дата обращения: 08.10.2015).
10. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / сост. И. В. Роберт, Т. А. Лавина. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 69 с.
11. Федеральная служба государственной статистики. Официальные данные. Краткие итоги выборочного обследования «Влияние поведенческих факторов на состояние здоровья населения» // [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/2008/demo/zdr08.htm. (дата обращения: 08.10.2015).
12. Федеральная служба государственной статистики. Официальные данные. Доля лиц, имеющих детей в возрасте до 15 лет, оценивающих неудовлетворительно качество образовательных услуг, получаемых их детьми в образовательных учреждениях // [Электронный ресурс]. URL:http://www.gks.ru/free_doc/new_site /population/family/2-4.xlsx (дата обращения: 08.10.2015).
13. Федеральная служба государственной статистики. Официальные данные. Наличие у детей в возрасте 9-18 лет навыков работы с персональным компьютером, в процентах к общей численности детей в соответствующем возрасте. Федеральная служба государственной статистики // [Электронный ресурс]. URL:http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/family/2-6.xls (дата обращения: 08.10.2015).
14. Федеральная служба государственной статистики. Официальные данные. Распределение детей в возрасте 15-18 лет по частоте и целям использования сети Интернет, в процентах к общей численности детей в соответствующем возрасте // [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/ /population/family/2-7.xls (дата обращения: 08.10.2015).
15. Фокина Н. А. Современные технологии оценки и коррекции ранних нарушений здоровья школьников младших классов в условиях интенсификации образовательного процесса. автореф. дисс. . канд. мед. наук. - Воронеж, 2010. -25 с.