Научная статья на тему 'Медико-пcихологичеcкие аcпекты здоровьеcберегающей информационно-образовательной cреды'

Медико-пcихологичеcкие аcпекты здоровьеcберегающей информационно-образовательной cреды Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
140
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФOРМAЦИOННO-OБРAЗOВAТEЛЬНAЯ CРEДA / МEДИКO-ПCИXOЛOГИЧECКИE ACПEКТЫ / ЗДOРOВЬECБEРEЖEНИE / ПEДAГOГИЧECКИE ТEXНOЛOГИИ / ИНФOРМAЦИOННЫE И КOММУНИКAЦИOННЫE ТEXНOЛOГИИ / ЗДOРOВЬE OБУЧAEМЫX / ИНТEРAКТИВНЫЙ ДИAЛOГ / МEДИЦИНCКOE И CAНИТAРНOГИГИEНИЧECКOE OБECПEЧEНИE / ЛИЧНOCТНOOРИEНТИРOВAННЫЙ ПOДXOД / ПCИXOЛOГO-ЭРГOНOМИЧECКИE ТРEБOВAНИЯ / INFORMATIONAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / MEDICAL PSYCHOLOGICAL ASPECTS / HEALTH CARE / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY / TRAINEES’ HEALTH / INTERACTIVE DIALOGUE / HEALTH AND HYGIENIC SUPPLY / LEARNER-CENTERED APPROACH / PSYCHO-ERGONOMIC REQUIREMENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Морозов Александр Владимирович, Мухаметзянов Искандар Шамилевич

В cтaтьe рaccмaтривaeтcя фeнoмeн инфoрмaциoннo-oбрaзoвaтeльнoй cрeды чeрeз призму мeдикo-пcиxoлoгичecкиx acпeктoв eё здoрoвьecбeрeгaющeй cocтaвляющeй, являющeйcя oдним из нaибoлee aктуaльныx прoблeмныx вoпрocoв в cиcтeмe coврeмeннoгo oбрaзoвaния

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Морозов Александр Владимирович, Мухаметзянов Искандар Шамилевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the phenomenon of informational educational environment through the medicalpsychological aspects of its health care component, which is one of the most urgent problems in the system of modern education

Текст научной работы на тему «Медико-пcихологичеcкие аcпекты здоровьеcберегающей информационно-образовательной cреды»

А. В. Морозов И. Ш. Мухаметзянов

(Москва)

МЕДИКО-ПCИХОЛОГИЧЕCКИЕ АОТЕКТЫ ЗДОРОВЬЕСТЕРЕГАЮЩЕЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СТЕДЫ

MEDICAL AND PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF HEALTH CARE INFORMATIONAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

В cтaтьe рaccмaтривaeтcя фeнoмeн инфoрмaциoннo-oбрaзoвaтeльнoй cрeды чeрeз призму мeдикo-пcиxoлoгичecкиx acпeктoв eë здoрoвьecбeрeгaющeй cocтaвляющeй, являющeйcя oдним из нaибoлee aктуaльныx прoблeмныx eonpocoe в œcmeMe coврeмeннoгo oбрaзoвaния Ключевые слова: инфoрмaциoннo-oбрaзoвaтeльнaя cрeдa, мeдикo-пcиxoлoгичecкиe acne^bi, здoрoвьecбeрeжeниe, пeдaгoгичecкиe тexнoлoгии, инфoрмaциoнныe и кoммуникaциoнныe тexнoлoгии, здoрoвьe oбучaeмыx, интeрaктивный диaлoг, мeдицинcкoe и caнитaрнo-гигиeничecкoe oбecпeчeниe, личнocтнooриeнтирoвaнный пoдxoд, пcиxoлoгo-эргoнoмичecкиe трeбoвaния

The article considers the phenomenon of informational educational environment through the medical-psychological aspects of its health care component, which is one of the most urgent problems in the system of modern education

Keywords: informational educational environment, medical psychological aspects, health care, pedagogical technologies, information and communication technology, trainees' health, interactive dialogue, health and hygienic supply, learner-centered approach, psycho-ergonomic requirements

Современная модель образования смещает акцент с формирования знаний, умений и навыков у обучаемых на целостное развитие личности. В этих условиях возрастает социальная и педагогическая значимость формирования ценностного отношения обучаемых к здоровью в процессе образовательной деятельности, определяющего полноту реализации их жизненных целей и смыслов. Новые формы обучения, информатизация образования, новые педагогические технологии сопровождаются увеличением учебной нагрузки и ухудшают здоровье обучаемых. При этом до настоящего времени недостаточно изучена структура нарушений здоровья как обучающих, так и обучаемых при работе по инновационным программам: отсутствует система дифференцированного медико-психологического сопро-вождения обучаемых, обучающихся в различных условиях; недостаточно медико-психологических рекомендаций по отбору обучаемых в профильные группы и медико-психологического контроля за ними в процессе обучения по программам

повышенной сложности; не выделены особенности реализации оздоровительных и реабилитационных мероприятий с обучаемыми; не определены новые требования к структуре и содержанию образования с учетом здоровья обучаемых, требования к информационным и коммуникационным технологиям (далее по тексту - ИКТ], применяемым вне учебного заведения и в рамках информационно-коммуникационной предметной среды (далее по тексту - ИКПС], без учета их специфического негативного влияния на здоровье обучаемых.

ИКПС включает совокупность программно-аппаратных средств и систем, компьютерных информационных (локаль-ных, глобальной] сетей и каналов связи, организационно-методических элементов системы образования и прикладной информации об определенной предметной области.

Одной из главных, приоритетных задач современных образовательных учреждений является создание такой универсальной информационно-образовательной среды (далее по тексту - ИОС], которая помогала бы

не только взаимодействию всех субъектов образовательного процесса, и в первую очередь обучаемых и обучающих, а также и процессу самообразования обучающихся [6].

ИОС должна обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, личностное развитие обучающихся, в том числе формирование системы социальных ценностей, ключевых компетенций, составляющих основы образования на протяжении всей жизни. ИОС должна гарантировать охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечивать индивидуализацию процесса обучения при поддержке преподавателей и тьюторов, открытость по отношению к семье и обществу, обеспечивать сетевое взаимодействие образовательных учреждений, использование творческого и профессионального потенциала педагогов.

ИОС является управляемой психолого-педагогической системой, основанной на современных информационно-образовательных технологиях и обеспечивающей предназначенными для этого технологическими средствами ведение учебного процесса в интернет-среде всем желающим. В рамках ИОС происходит становление и развитие системы открытого образования, обеспеченной психологи-ческими, организационными, педагогическими и информационными технологиями [6].

Одной из важнейших психолого-педагогических особенностей рассматриваемой нами проблемы является то, что любая информационная среда предоставляет воз-можность доступа к необходимым данным, получать информацию, преобразовывать её, эффективно применять в своей практической деятельности.

Анализ достоинств и недостатков существующих ИОС, дидактических традиций российской системы образования, а также современного состояния информационных технологий и средств телекоммуникаций позволяет сформулировать следующие принципы, на которых должны строиться проектируемые в настоящее время ИОС: адаптивность, многокомпонентность, интеграль-ность, распределенность.

Психолого-педагогические проблемы специфической деятельности преподавателей в ИОС имеют свои особенности. При

этом, следует признать тот факт, что на сегодняшний день они практически не изучены. Вместе с тем, главная функция преподавателя - управление процессами обучения, воспитания, развития - остаётся неизменной.

При виртуальном обучении преподаватель испытывает существенно большую физическую и психологическую нагрузку, чем в традиционной системе. Он находится в своего рода нормативно-правовом и психологическом вакууме: отсутствует чёткий выверенный алгоритм расчёта и производственных норм его работы и оплаты труда, а соответственно и его корректной оценки, не определён статус и т.д.

ИОС имеет немалый потенциал для повышения качества обучения. Однако этот потенциал будет реализован в полной мере только в том случае, если обучение будет строиться с ориентацией на инновационную модель, важнейшими характеристиками которой являются личностно-ориенти-рованная направленность, установка на развитие творческих способностей обучаемых.

Таким образом, ИОС представляет собой отражение образовательного пространства. Являясь одновременно рабочей средой студента и преподавателя, она позволяет нацелить студента на сотрудничество, развить такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, умение планировать свою деятельность [7].

Возможности ИОС обеспечивают реализацию необходимых условий для формирования самостоятельности и потребности в постоянном самообразовании. Именно эти качества в настоящее время являются залогом успешности и востребованности выпускников на рынке труда.

Процесс информатизации системы образования инициировал развитие исследований, связанных с обучением в области ИКТ, формированием информационно-коммуникационной компетентности педагогов (А. А. Ахаян, Г.А. Бордовский, Е. З. Власова, С. Г. Григорьев, В. А. Извозчиков, А.А.Кузнецов, Е. С. Полат, И. В. Роберт, И.В.Симонова, О. Н. Шилова и др.]

Информатизация образования и её возможности в части интерактивного информационного взаимодействия между участниками педагогического процесса

позволяют оптимизировать соотношения потребностей и возможностей личности, которые определяют состояние благополучия и могут достигаться целями и средствами образования. Вместе с тем пока еще только учебное заведение может быть местом, где возможно проводить эффективную оздоровительную и реабилитационную работу. Существенным недостатком большинства имеющихся технологий здо-ровьесбережения является их групповая направленность и низкая адресность применительно к конкретному учащемуся или группе учащихся, не учитываются и не используются личностные особенности учащихся, которые могут существенно повысить эффективность этих программ.

Деятельность в условиях неблагоприятной для здоровья образовательной среды может ослаблять или усиливать общее влияние обучения на характер проявлений тех или иных свойств каждого типа личности, что обуславливает необходимость дифференцированного подхода к медицинскому и санитарно-гигиеническому обеспечению образовательного процесса, интеграции в образовательный процесс специализированных для определенной группы учащихся реабилитационных методик и формирования профилированной здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения. При разработке современных образовательных ресурсов, используемых в обучении с применением ИКТ, необходимо исходить из особенностей их представления для различных групп пользователей с различной направленностью психической активности, уровня остроты зрения, слуха и т.д. [8].

Из всего многообразия существующих в настоящее время методов обучения все больше внимания уделяется интерактивным методам в условиях здоровьесберегающей образовательной среды. Под здоровье-сберегающей ИОС мы понимаем специально организованные условия информационного взаимодействия образовательного назначения в образовательном учреждении, ориентированные на сохранение, и развитие индивидуального здоровья участников педагогического процесса, на формирование у обучающихся эффективной модели социальных связей и навыков позитивной коммуникации [10].

ИКТ предъявляют определённые требования к психике учащегося, так как позволяют обеспечивать интерактивный диалог между обучаемым, обучающим и средством обучения, наглядную визуализацию процесса или его модели, в том числе скрытого в реальном мире, автоматизируют контроль результатов усвоения знаний. Данный метод обучения позволяет выйти за рамки традиционной классно-урочной системы, что позволяет строить персонализированное обучения исходя из личностных особенностей обучаемого. Эффективность методики обуславливается тем, что учащийся может не только слушать и видеть представляемое новое знание, но и сам участвовать в данном процессе. По форме реализации могут использоваться индивидуальные и групповые творческие проекты, игры, работа в группах и т.д. При обучении в группах значение приобретают не только потребности конкретного учащегося, но и наличие возможности и потребности деятельности в группе. Существенное значение имеет обращение к знаниям и опыту учащегося и формирование у него умений созидания и представления нового знания. Это должно сопровождаться и не столько сохранением, сколько формированием здоровья, обучением в здоровьеформирующих условиях.

Говоря о здоровьеформирующем образовании, будем исходить из того, что это педагогический процесс, направленный на формирование и развитие у всех субъектов позитивной, устойчивой ориентации на сохранение здоровья, как необходимое условие жизнедеятельности. Результирующей данного процесса является формирование у обучаемых способности к позитивному саморазвитию в различных жизненных обстоятельствах, уверенности в себе и развитие чувства компетентности и собственной ценности; мотивации укрепления здоровья посредством установки на ценность собственного здоровья; приобретение знаний о своём здоровье; овладение способами, охраняющими и умножающими здоровье; умения применять формы накопления здоровья к особенностям своего организма [2]; культуры здоровья, направленной на ответственное отношение как к своему, так и здоровью окружающих, стремления сохранить и приумножить свой

природный потенциал, гармонизацию личности, готовность поддержать своё душевное равновесие и окружающих, способность воспринимать и создавать прекрасное.

Сама педагогическая составляющая педагогических требований здоровье-формирующего образования проявляется, по нашему мнению, в личностно-ориен-тированном подходе обучающих к обучаемым [5]. В частности, это предполагает наличие в образовательном учреждении различных вариантов учебных программ, учебных и дидактических материалов, позволяющих на едином базовом содержании знаний варьировать и тем самым индивидуализировать процесс обучения [1]. Это предполагает постоянный систематический анализ и оценку способов проработки учащимися программного материала, сочетание процесса обучения с программами реабилитации обучаемых, формирование навыков и потребностей в образовательной деятель-ности в формируемой образовательной среде вне учебного заведения; использование разнообразных форм занятий, современных методов и технологий обучения, их материально-техническая адаптация под особенности здоровья обучаемых, особые требования к профессиональной подготовке и личности педагога с учетом деятельности не столько в рамках учебного заведения, сколько в рамках личностно-ориентированной здоровьеформирующей ИКПС.

Актуальность такого подхода к организации и ведению образовательной деятельности на современном этапе подтверждается материалами, представлен-ными в докладе «Здоровье детей России как фактор национальной безопасности» ФГБУ «Научный центр здоровья детей» МЗ РФ [4]. В частности, в докладе отмечаются негативные тенденции в состоянии здоровья школьников, что обусловлено высокими учебными нагрузками, хроническим стрессом, гиподинамией и ухудшением качества питания [15].

Установлено, что за 1992-2002 гг. уровень распространенности функциональных отклонений обучаемых младшей школы повысился на 84,7%, хронических болезней - на 83,8%. Для обучаемых старшей школы соответствующие показатели составляют 73,8% и 39,6%. Структура

заболеваемости детей младшей школы характеризуется доминированием патологии опорно-двигательной системы - 24%. Второе ранговое место занимают болезни органов пище-варения - 19%, третье - болезни нервной системы и психической сферы [3; 4].

Среди функциональных дисфункций доминируют нарушения со стороны костно-мышечной системы, нервной системы и психической сферы, эндокринной системы и обмена веществ. Часто сама школьная среда вредит здоровью детей: школьная мебель, освещенность помещений не соответствуют детской физиологии, несоблюдение гигиенических режимов работы на компьютерах приводит к формированию нервно-психических нарушений и болезням глаз [5].

Товары детского ассортимента часто не соответствуют требованиям по безопасности и токсичности, печатная продукция, учебники - по качеству печати, бумаги и размерам шрифта [8].

В результате мы имеем ситуацию, когда в первый класс приходит практически здоровый ребенок, а к окончанию учебы он имеет два, а то и три хронических заболевания [9].

К главным факторам, определяющим психолого-эргономические требования,

обусловленные индивидуальными особенностями человека, ведущие специалисты в области психологии и эргономики относят следующие:

- Социально-психологические факторы предполагают соответствие конструкции машины (оборудования, оснащения] и организации рабочих мест характеру и степени группового взаимодействия, а также устанавливают характер межличностных отношений, зависящий от содержания совместной деятельности по управлению объектом.

- Антропометрические факторы обуславливают соответствие структуры, размеров оборудования, оснащения и их элементов структуре, форме, размерам и массе человеческого тела, соответствие характера форм изделия анатомической пластике человеческого тела.

- Психологические факторы предопределяют соответствие оборудования, технологических процессов и среды возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики

закрепленных и вновь формируемых навыков работающего человека.

- Психофизиологические факторы обуславливают соответствие оборудования зрительным, слуховым и другим возможностям человека, условиям визуального комфорта и ориентирования в предметной среде.

- Физиологические факторы призваны обеспечить соответствие оборудования физиологическим свойствам человека, его силовым, скоростным, биомеханическим и энергетическим возможностям.

- Гигиенические факторы (приносящие здо-ровье] предопределяют требования к освещённости, газовому составу воздуш-ной среды, влажности, температуре, давлению, запылённости, вентили-руемости, токсичности, напряжённости электромагнитных полей, различным видам излучения, шуму, ультразвуку, вибрациям, гравитационной перегрузке и ускорению [7]. Психологические особенности личности

- совокупность существенных и более или менее постоянных особенностей личности. Они не остаются неизменными на протяжении всей жизни, а меняются с развитием личности и во многом зависят от окружающих условий (социальных, культурных, материальных и пр.].

К основным психологическим особенностям личности относятся: мировоззрение (система взглядов на окружающие явления в природе и обществе); интересы личности (жизненные ценности и цели, духовные запросы, вещизм и прочее); черты характера личности (совокупность стержневых психологических свойств, накладывающая отпечаток на поступки, всю жизнедеятельность -инициативность, добросовестность, нерешительность и пр.]; способности и одарённость (предрасположенность к более успешному выполнению какого-либо вида деятельности); сила нервной системы (её работоспособность] и тип нервной системы личности, который предопределяет скорость перехода от одной деятельности к другой [7].

Технический прогресс со всей остротой поставил проблему «человек - машина». Возможности человека расширяются за счет развития орудий труда, но орудия труда часто оказываются настолько сложными или

нерационально сконструированными, что ими становится трудно или даже невозможно пользоваться. С развитием техники возникла задача согласования конструкции машин и условий их функционирования с характеристиками работающего человека. Машина должна быть удобной для обслуживающего её человека во всех отношениях, она должна соответствовать его психофизиологическим характеристикам.

Современные тенденции развития производства таковы, что в ближайшие десятилетия основные трудности проектирования будут скорее всего связаны не с исследованием характеристик оборудования, а с определением путей и средств оптимального взаимодействия человека и техники. Если в прошлом каждый вариант орудия труда мог десятилетиями (и даже столетиями] апроби-роваться в деятельности людей и постоянно совершенствоваться, то сегодня общество не располагает таким количеством времени для этого (за последние десятилетия, например, сменились три поколения ЭВМ]. Вместе с тем резко возросла стоимость технических средств и «цена» ошибки человека при управлении сложными системами. Именно поэтому при проектировании новой и модернизации уже существующей техники необходимо заранее и с максимально доступной полнотой учитывать возможности и особенности людей, которые будут ею пользоваться и управлять.

Вместе с тем Россия уже прошла этап экстенсивного развития информатизации, в том числе и в сфере образования, и входит в эпоху ее интенсификации. В рамках рассматриваемой тематики особый интерес представляют следующие данные. Доля лиц, имеющих детей в возрасте до 15 лет, оценивающих неудовлетворенно качество образовательных услуг, получаемых их детьми в образовательных учреждениях, составляет 10,1% [12]. По наличию у детей в возрасте 9-18 лет навыков работы с персональным компьютером, в процентах к общей численности детей в соответствующем возрасте распределение по 2011 и 2014 годам представляется как 91% и 92,7%. [13]. Распределение детей в возрасте 15-18 лет по частоте и целям использования сети Интернет в процентах к общей численности детей в соответствующем возрасте,

составляет, в сравнении 2011 и 2014 годов: по наличию устройств для доступа к сети Интернет (персональный компьютер и/или портатив-ный компьютер 88,9% (2011] и персональный компьютер - 71,1% и портативный компьютер - 43,7%. Мобильный интернет использовали 37,9% в 2011 году и 58,7% в 2014 году. По частоте выхода в Интернет (более 1 раза в неделю] -83,8% в 2011 году и 91,5% в 2014 году. По целям использования выхода в Интернет (по годам соответственно]: поиск или выполнение оплачиваемой работы, рассылка информации - 1,6% и 2,4%; получение информации, оформление документов на сайтах органов государственной власти, госучреждений и ведомств - 6,5% и 4,7%; поиск информации о товарах и услугах для повседневной жизни, заказ товаров (бронирование мест], подача собственных объявлений - 11,6% и 14,2%; осуществление финансовых операций (оплата услуг, перевод денег] - 1,1% и 3,9%; дистанционное обучение по обязательной или дополнительной программе, пользование электронными библиотеками, энциклопедиями и др. - 35,7% и 65,6%; прочтение новостной информации, статей - 43,0% и

40,3%; общение в социальных сетях для поддержания личных контактов и обмена информацией, переписка с родными и близкими - 85,6% и 88,1%; обсуждение социальных и политических вопросов, участие в Интернет-акциях, опросах общественного мнения и др. - 3,9% и 7,2%; провождение времени за скачиванием фильмов, музыки и игр, за игрой в сетевые игры и др. - 66,9% и 73,3%; для других целей - 14,5% и 12,4% [14]. При всей негативной динамике состояния здоровья детского населения для подавляю-щего их большинства в возрасте 15 лет и более хорошее здоровье является одной из наиболее актуальных базовых ценностей [11].

Говоря о медико-психологических аспектах здоровьесберегающей ИОС, необходимо отталкиваться от существующего гигиенического нормирования, предполагающего как общую организацию и деятельность образовательного учреждения, так и специальную часть, определяющую особенности организации и ведения обучения с применением ИКТ (об этом можно будет узнать из второй части данной статьи - в следующем номере журнала].

Литература

1. Бутакова О. А. Теория и дидактика непрерывного здоровьеформирующего образования в системе повышения квалификации: автореф. дис. ... д-ра. пед. наук. - Оренбург, 2010. - 48 с.

2. Гуро О. А. Гигиеническое обоснование индивидуализации подходов к развитию выносливости у мальчиков 12-14 лет как вариант здоровьеформирующей технологии: автореф. дис. .канд. мед. наук. -Волгоград, 2005. - 24 с.

3. Доклад о состоянии здоровья населения и организации здравоохранения по итогам деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за 2013 год // [Электронный ресурс]. URL: http://static-3.rosminzdrav.ru/ system/ attachments/attaches/

/000/021/467/original/%D0%94%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4_

%D0%BD%D0%B0_22_%D0%BC%D0%B0%D1%8F_%D0%BE_%D1%81%D0%BE%

D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%B8__%D0%B7%D0%B

4%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%

BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%B2_%D1%81%D1%83%D0%B1%D

1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B0%D1%85_%D0%A0%D0%A4_.docx140

6183480 (дата обращения: 08.10.2015).

4. Здоровье детей России как фактор национальной безопасности. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научный центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации // [Электронный ресурс]. URL: http://www.nczd.ru/art12.htm. (дата обращения: 08.10.2015).

5. Маткивский Р. А. Управление здоровьем школьников на основе здоровьесберегающей деятельности общеобразовательных учреждений: автореф.дис. ... д-ра. мед. наук. - М., 2009. - 47 с.

6. Морозов А. В. Психолого-педагогические особенности реализации инноваций в современной информационно-образовательной среде // Инновационные подходы в системе высшего профессионального образования: Материалы итоговой научно-практической конференции преподавателей и студентов / под ред. Ф. Г. Мухаметзяновой. - Казань, 2015. - С. 256-261.

7. Морозов А. В. Психолого-эргономические требования к современной информационно-коммуникационной предметной среде // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. - 2015- № 3/1.- С. 30-35.

8. Мухаметзянов И. Ш. Здоровьеформирующее образование: сущность и технология. - Казань: Медицина, 2011. - 218 с.

9. Охрана здоровья граждан как важнейший приоритет политики государства. Доклад Председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению В. А. Петренко // [Электронный ресурс]. URL: http://federalbook.rU/files/FSZ/soderghanie/Tom%2010/I/z10-petrenko.pdf. (дата обращения: 08.10.2015).

10. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / сост. И. В. Роберт, Т. А. Лавина. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 69 с.

11. Федеральная служба государственной статистики. Официальные данные. Краткие итоги выборочного обследования «Влияние поведенческих факторов на состояние здоровья населения» // [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/2008/demo/zdr08.htm. (дата обращения: 08.10.2015).

12. Федеральная служба государственной статистики. Официальные данные. Доля лиц, имеющих детей в возрасте до 15 лет, оценивающих неудовлетворительно качество образовательных услуг, получаемых их детьми в образовательных учреждениях // [Электронный ресурс]. URL:http://www.gks.ru/free_doc/new_site /population/family/2-4.xlsx (дата обращения: 08.10.2015).

13. Федеральная служба государственной статистики. Официальные данные. Наличие у детей в возрасте 9-18 лет навыков работы с персональным компьютером, в процентах к общей численности детей в соответствующем возрасте. Федеральная служба государственной статистики // [Электронный ресурс]. URL:http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/family/2-6.xls (дата обращения: 08.10.2015).

14. Федеральная служба государственной статистики. Официальные данные. Распределение детей в возрасте 15-18 лет по частоте и целям использования сети Интернет, в процентах к общей численности детей в соответствующем возрасте // [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/ /population/family/2-7.xls (дата обращения: 08.10.2015).

15. Фокина Н. А. Современные технологии оценки и коррекции ранних нарушений здоровья школьников младших классов в условиях интенсификации образовательного процесса. автореф. дисс. . канд. мед. наук. - Воронеж, 2010. -25 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.