А. Л. Димова
(Москва)
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ В ОБЛАСТИ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ВУЗОВСКОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
TRAINING STUDENTS IN THE AREA OF PREVENTING NEGATIVE CONSEQUENCES OF USING INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN HIGHER SCHOOL PHYSICAL EDUCATION
В статье обоснована целесообразность подготовки студентов в области предотвращения возможных негативных последствий использования ИКТ в целях обеспечения безопасности их здоровья в условиях функционирования в информационной образовательной среде. Представлены теоретико-методические основания создания методической системы обучения, реализующей подготовку студентов в данной области в рамках учебной дисциплины вуза «Физическая культура»
Ключевые слова: предотвращение, возможные негативные последствия для здоровья, информационные и коммуникационные технологии, методическая система обучения, физическая культура
In the article the expediency of training students in the area of prevention of possible negative consequences of using ICT in order to ensure the safety of their health in the conditions of functioning in the information educational environment is substantiated. The authors present theoretical and methodological base of creating methodological training system implementing the training of students in this field within the framework of higher school discipline "Physical education"
Keywords: Prevention, possible negative consequences for health, information and communication technologies, methodological system of training, physical education
Современный период развития отечественного образования характеризуется исследованием возможностей формирования информационной образовательной среды (ИОС], ее адаптации для различных категорий обучающихся [2, 3, 6]. Так, активное использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ] создает ситуацию, при которой ИОС становится технологической и дидактической основой для современного образования [2].
При этом интеграция в образовательную среду технических средств и технологий с малоизученным или неизученным влиянием на здоровье пользователя происходит за счет их превалирования в образовательной среде на фоне запаздывания санитарных норм,
применяемых в отношении технических средств обучения [6]. Пользователь ИКТ подвергается уже как прямому негативному влиянию, так и отсроченному на годы и десятилетия. Неконтролируемое применение информационных технологий снимает ограничения по обучению лиц с особыми образовательными потребностями (слабовидящих, слабослышащих и т.д.] [3].
Вместе с тем неизбежным спутником становления ИОС, сопровождаемого выходом самого обучения в неконтролируемое пространство пребывания обучающихся, становятся риски прогрессивного снижения уровня их здоровья. Выраженные медико-социальные последствия этих процессов проявляются в следующем: не более 10% детей в
полном объёме справляются с требованиями школьных образовательных программ; у 85% старшеклассников, уже имеющих хронические болезни, выявляются признаки социальной и психологической дезадаптации; 65,9% детей старшего подросткового возраста по состоянию здоровья имеют ограничения в выборе профессии и трудоустройстве; до 30% юношей в возрасте 16-17 лет по состоянию здоровья ежегодно признаются негодными к военной службе [4].
Ухудшение здоровья обучающихся обусловлено рядом причин: негативными последствиями, связанными с ИКТ; недостаточной эффективностью существующих мероприятий, организуемых в учебном процессе образовательных учреждений для сохранения и укрепления здоровья обучающихся-пользователей ИКТ; отсутствием сформированной культуры пользования средствами ИКТ, что выражается в отсутствии у обучающихся знаний, умений и навыков в области предотвращения возможных негативных последствий использования ИКТ [8].
Можно констатировать тот факт, что в условиях применения ИКТ студенты остаются практически наедине с проблемой негативного влияния средств ИКТ на собственный организм, что обусловливает целесообразность принятия соответствующих мер, направленных на обеспечение безопасности их здоровья. При этом одним из основных условий обеспечения данной безопасности становится подготовка студентов в области предотвращения возможных негативных последствий, обусловленных использованием ИКТ.
В связи с тем, что ни в теории информатизации образования, ни в теориях других наук понятие «предотвращение возможных негативных последствий, обусловленных использованием ИКТ, для здоровья обучающихся» не выражено в рамках формальнологического определения, под этим понятием будем понимать комплекс физкультурно-оздоровительных, образовательных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических и других мероприятий, а также средств и способов, направленных на предупреждение возникновения заболеваний, устранение факторов риска их развития и восстановление нарушенных функций органов и систем пользователей ИКТ. При этом основная роль в области предотвращения возмож-
ных негативных последствий использования ИКТ отводится физкультурно-оздоровительной деятельности.
Своевременность и актуальность проблемы обеспечения безопасности здоровья обучающихся в условиях применения ИКТ обоснована стратегией государственной политики в сфере образования и здравоохранения, определяющей охрану здоровья детей России в качестве фактора национальной безопасности [1, 2].
Многочисленные сообщения авторов [3, 4, 6, 7] об ухудшении здоровья обучающихся-пользователей ИКТ свидетельствуют о недостаточной эффективности мероприятий (физкультурно-оздоровительных, образовательных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических и др.], которые в настоящее время организуются в учебном процессе образовательных учреждений для сохранения их здоровья. Данные мероприятия направлены только на предупреждение возникновения заболеваний, обусловленных использованием ИКТ, и на устранение факторов риска их развития, а не на восстановление нарушенных функций органов и систем пользователя ИКТ. Вместе с тем необходимо повышать эффективность перечисленных мероприятий, использовать новые, более эффективные средства и способы, создавать условия в образовательных учреждениях для их применения, а также для контроля за обязательной реализацией рекомендуемых нормативными документами мероприятий в области предотвращения возможных негативных последствий использования ИКТ в образовании.
Следует отметить, что за последние годы отечественными учеными [5, 8] подготовлен блок научно-методических материалов в данной области. Однако эти материалы не входят в программу обучения студентов, в первую очередь в рамках вузовской учебной дисциплины «Физическая культура», как обладающей значительным потенциалом в сохранении и укреплении здоровья обучающихся (методическими кабинетами, физкультурно-оздоровительными комплексами, различными категориями персонала, средствами и методами физического воспитания].
Анализ содержания нормативно-правовых документов, примерных учебных планов и примерных учебных программ по различным дисциплинам, составленных вузами в соот-
ветствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, выявил, что в этих документах отсутствуют требования, направленные на формирование у студентов знаний, умений и навыков применения соответствующих средств и способов для предупреждения возникновения заболева-ний, связанных с ИКТ, устранения факторов риска их развития, а также для восстановления нарушенных функций органов и систем пользователя ИКТ.
Исследования специалистов в области физической культуры также свидетельствуют о том, что в рамках существующей методической системы обучения не осуществляется подготовка студентов в области предотвращения возможных негативных последствий использования ИКТ [8]. При этом для того, чтобы создать методическую систему обучения, позволяющую подготовить студентов в данной области в рамках вузовской учебной дисциплины «Физическая культура», необходимы совершенствование содержания практически всех компонентов существующей методической системы обучения (цели и содержания обучения, средств, методов и организационных форм обучения], а также разработка соответствующего организационного и учебно-методического обеспечения учебного процесса в данной области в вузе.
В целях решения возникших проблем в рамках Планов фундаментальных исследований Института информатизации образования и Института управления образованием Российской академии образования на 2010-2016 гг были проведены теоретические и практи-коориентированные исследования в этом направлении. Разработаны и обоснованы теоретико-методические основания создания методической системы обучения, реализующей подготовку студентов в области предотвращения возможных негативных последствий использования ИКТ в рамках учебной дисциплины вуза «Физическая культура», включающие в себя: обоснование целесообразности обеспечения безопасности здоровья студентов в условиях применения ИКТ; научно обоснованное комплексное применение средств, направленных на предупреждение возникновения заболеваний, связанных с ИКТ.
Научно обоснованное комплексное применение вышеупомянутых средств базиру-
ется на разработанных нами классификациях типичных видов заболеваний, связанных с использованием ИКТ и средств восстановления, а также на обосновании подходов к использованию данных средств в составах различных оздоровительных комплексов. Виды заболеваний следующие: а] опорно-двигательная система: общее и локальное напряжение мышц шеи, туловища, верхних конечностей, искривление позвоночника и развитие остеохондроза различных его отделов, тендовагинита; б] сердечнососудистая система: изменения артериального давления, частоты сердечных сокращений, работоспособности под влиянием нервно-эмоционального напряжения, гиподинамии, статической нагрузки, длительного воздействия электромагнитных полей; в] дыхательная система: сухость воздуха и ярко выраженный дефицит отрицательных аэроионов в зоне дыхания пользователя, приводящие к головным болям, повышенной утомляемости, расстройствам нервной системы, снижению защитных сил организма, развитию бронхита и астмы; г] зрительная система: снижение остроты зрения, развитие близорукости; резь и покраснение глаз, пелена в глазах, синдром «сухого глаза»; зрительное переутомление; д] нервная система: нервно-эмоциональное напряжение, головная боль, усталость, апатия, стресс, фрустрация, депрессия, бессонница.
Классификация средств включает в себя: средства интенсивного восстановления: метеобарозакаливание, аутотренинг, вибромассаж, биомеханическую мышечную стимуляцию, позиционирование и др.; средства физической культуры: физические упражнения, оздоровительные средства, тренажеры и тренажерные устройства и др.; гигиенические и естественные универсальные средства: различные виды бань, саун, массажа; ультрафиолетовое излучение и др.
С учетом выявленных типичных заболеваний предлагаемые средства были включены в состав различных оздоровительных комплексов, позволяющих оказывать целенаправленное воздействие на определенную систему или орган пользователя ИКТ или на
комплекс систем.
Под оздоровительным комплексом предлагается понимать входящие в его состав
средства интенсивного восстановления, средства физической культуры, гигиенические и естественные универсальные средства, позволяющие усиливать оздоровительный эффект при комплексном применении и оказывать целенаправленное воздействие на определенные системы или органы пользователя ИКТ.
Выделены следующие оздоровительные комплексы: универсальный комплекс; комплекс коррекции работы опорно-двигательного аппарата; комплекс релаксации и оптимизации работы нервной, зрительной и дыхательной систем; комплекс, направленный на интенсивное комплексное восстановление нарушенных функций систем и органов пользователя ИКТ.
Модульная структура содержания курса по физической культуре, реализующего подготовку студентов в области предотвращения возможных негативных последствий использования ИКТ, включает вопросы:
- влияние негативных факторов, связанных с использованием ИКТ, на организм пользователя; возможные негативные последствия психолого-педагогического и медико-социального характера, обусловленные применением ИКТ; самооценка и самоконтроль состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности и работоспособности, психического состояния;
- тестирование показателей физического и психофизиологического состояния (ФПС], состояния здоровья, в том числе, с использованием компьютеризированных диагностических аппаратно-программных комплексов и систем (АПКС]; средства и способы интенсивного восстановления показателей физического и психофизиологического состояния пользователя ИКТ;
- естественные универсальные средства профилактики простудных и инфекционных заболеваний, вредных привычек, оздоровления организма пользователя ИКТ; оздоровительно-физкультурный центр и кабинеты здоровья образовательного учреждения: проведение занятий, обследований и тестирований [8].
В соответствии с перечисленными модулями разработано содержание теоретического, практического (методико-практического, учебно-тренировочного], контрольного раз-
делов и подразделов курса обучения, а также врачебного контроля на основе тестирования показателей физического и психофизиологического состояния студента, представленное учебными программами по дисциплине «Физическая культура» для вузов с традиционной и дистанционной организацией обучения. Предложенные организационные формы обучения предполагают реализацию как традиционных теоретических (лекционных], практических и контрольных занятий (по учебному расписанию], самостоятельной работы, так и реализацию следующих новых организационных форм этих занятий: телеслайд-видео-лекции в телевизионных и компьютерных залах для групповых и самостоятельных занятий; обязательные и факультативные практические занятия по индивидуальному расписанию студента; самостоятельная работа в электронной библиотеке; тестирование уровня теоретических, знаний и умений в автоматизированном режиме (на приборе тестирования] [8].
Для проведения занятий с использованием оздоровительных комплексов, а также для обследований и тестирований показателей ФПС студентов с использованием компьютеризированных диагностических АПКС предложена авторская редакция поточного метода и метода круговой тренировки. Эти методы позволяют значительно увеличить пропускную способность предлагаемого оздоровительно-физкультурного центра (от 8 до 80 человек за одно занятие] на площади от 60 до 340 м2 и более, а также организовать на одном занятии обучение студента сразу нескольким оздоровительным методикам при его взаимодействии с несколькими преподавателями в течение занятия. Оздоровительно-физкультурный центр - структурное подразделение вуза, обеспечивающее формирование практических умений и навыков в области применения средств для интенсивного восстановления нарушенных функций систем и органов пользователя ИКТ [8]. В структуре центра зона тренинга (гимнастический и тренажерный залы] оздоровительно-физкультурного отделения предназначена для формирования практических умений и навыков использования средств физической культуры, позволяющих повысить показатели физического развития и физической подготовленности, работоспособности студента - пользователя ИКТ. В зоне оздоровительно-
го процесса формируются практические умения и навыки использования средств интенсивного восстановления выявленных негативных последствий, связанных с использованием ИКТ.
Положительные результаты эксперимента, посвященного оценке уровней обученно-сти студентов в области предотвращения возможных негативных последствий использования ИКТ по итогам освоения предлагае-
мого элективного курса физической культуры (эксперимент был проведен в период с 2010 по 2014 гг. на базе вуза с дистанционным обучением], позволяют рекомендовать программу курса для внедрения во все вузы России. При этом содержании курса может быть адаптировано для освоения учащимися, аспирантами, слушателями факультетов повышения квалификации и др. в образовательных учреждениях.
Литература
1. Здоровье детей России как фактор национальной безопасности. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научный центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации // [Электронный ресурс]. URL: http://www.nczd.ru/art12.htm. (дата обращения: 08.10.2015).
2. Охрана здоровья граждан как важнейший приоритет политики государства. Доклад Председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению В.А. Петренко // [Электронный ресурс]. URL: http://federalbook.rU/files/FSZ/soderghanie/Tom%2010/I/z10-petrenko.pdf. (дата обращения: 08.10.2015).
3. Мухаметзянов И.Ш. Медицинские аспекты здоровьесберегающей информационно-образовательной среды //Казанский педагогический журнал. 2016. № 1 (114). С. 36-46. http://elibrary.ru/item.asp?id=25294676.
4. Резолюция XVIII Конгресса педиатров России с международным участием «Актуальные проблемы педиатрии», а также IV Евразийский форум по редким болезням и V форум детских медицинских сестер. 2015. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pediatr-russia.ru/sites/default/files/pressXVIn.pdf (дата обращения: 01.10.201б).
5. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования: (психол.-пед. и технол. аспекты). 2-е изд., доп.; Ин-т информ. образования, Рос. академ. образования. - М., 2008. - 274 с.
6. Ellahi A., Shahid Khalil M., Akram F. Computer users at risk: Health disorders associated with prolonged computer use / / Journal of Business Management and Economics 2011. Vol. 2(4). pp. 171-182. // [Электронный ресурс]. URL: https://core.ac.uk/download/files/153/9307494.pdf.(дата обращения: 01.10.2016).
7. Frazier K. Negative Impact of Social Networking Sites. [Online] Available: http://socialnetworking.lovetoknow.com/Negative_Impact_of_Social_Networking_Site s (October 1, 2015).
8. Mukhametzyanov I., Dimova A. Assessment of Levels of Formation of Competence of Students as Users of Information and Communication Technology in the Field of Health Care // A. Dimova, I. Mukhametzyanov// Springer International Publishing Switzerland. V.L. Uskovet all (eds.), Smart Education and E-Learning 2016. Smart Innovation. System and Technologies 59, P. 585-592. DOI 10. 1007/978-3-319-39690-3_52.
-^-