Научная статья на тему 'Преподаватель вуза в информационно-образовательной среде'

Преподаватель вуза в информационно-образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / COMMUNICATIVENESS / COMPETENCY-BASED APPROACH / TEACHING METHODS AND MEDIUM / INFORMATION COMMUNICATIVE TECHNOLOGIES / TEACHER TRAINING TECHNOLOGY 39

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байчорова Хафиза Срафильевна, Мурманских Илья Викторович

В статье анализируется готовность образовательной деятельности военного вуза к работе в современной информационно-образовательной среде. Исследуются педагогические возможности формирования рабочего поля посредством информационно-коммуникативных технологий с целью расширения информационно-образовательной среды военного вуза как важного ресурса, влияющего на качество профессиональной подготовки курсантов. Проводится анализ влияния современных информационно-коммуникативных технологий на изменения социокультурной среды подростков, их роль в структуре досуга и информационного пространства обучающихся. Рассматриваются базовые идеи лич-ностно ориентированного (студентоцентрированного) подхода, детерминирующие развитие личности курсантов, их познавательные интересы, творческие и интеллектуальные способности. Приводятся результаты исследования степени информационной активности участников образовательных отношений. В ходе исследования выяснены содержательные целевые установки, обусловливающие применение информационно-коммуникативных технологий для организации и проведения образовательной деятельности участниками образовательных отношений. Доказано значение и роль компетентного, чувствительного к инновациям и мотивированного в своём профессиональном развитии преподавателя в повышении качества подготовки специалистов. Обосновывается объективная потребность овладения научно-педагогическими работниками компетенциями в области применения современных информационно-коммуникативных технологий для организации и проведения образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байчорова Хафиза Срафильевна, Мурманских Илья Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Higher School Lecturer in Information Educational Environment

The article analyzes the readiness of the educational activities of a military high school to work in today''s information-educational environment. We investigate the possibility of forming pedagogical working field by means of information and communication technologies to enhance educational environment of military high school as an important resource, affecting the quality of vocational training of cadets. An analysis of the impact of modern information and communication technologies which might change the social and cultural environment of adolescents, their role in the structure of entertainment and information space of students is being carried out. We consider the basic ideas of the learner-centered (student-centered) approach, which determine the development of the personality of students, their educational interests, creative and intellectual abilities. The results of the research show the level of the information activity of the participants of the educational relations. The study revealed meaningful targets for using information and communication technologies to organize and conduct educational activities of the participants of educational relations. The research proved the importance and role of the competent, responsive to innovation and motivated in their professional development as a teacher in raising the quality of the training of specialists. In conclusion we substantiate the objective need of mastering the scientific and teaching staff competencies in the application of modern information and communication technologies to organize and conduct educational activities.

Текст научной работы на тему «Преподаватель вуза в информационно-образовательной среде»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ THEORY AND METHODS OF PROFESSIONAL EDUCATION

УДК: 378

DOI: 10.21209/2542-0089-2016-11-5-39-47

Хафиза Срафильевна Байчорова1,

соискатель степени кандидата наук, Военный инженерно-технический институт Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулёва (191123, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Захарьевская, 22),

e-mail: baj-hafizka@mail.ru Илья Викторович Мурманских2, соискатель степени кандидата наук, Военный инженерно-технический институт Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулёва, (191123, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Захарьевская, 22),

e-mail: ytlenvo@mail.ru

Преподаватель вуза в информационно-образовательной среде

В статье анализируется готовность образовательной деятельности военного вуза к работе в современной информационно-образовательной среде. Исследуются педагогические возможности формирования рабочего поля посредством информационно-коммуникативных технологий с целью расширения информационно-образовательной среды военного вуза как важного ресурса, влияющего на качество профессиональной подготовки курсантов. Проводится анализ влияния современных информационно-коммуникативных технологий на изменения социокультурной среды подростков, их роль в структуре досуга и информационного пространства обучающихся. Рассматриваются базовые идеи лич-ностно ориентированного (студентоцентрированного) подхода, детерминирующие развитие личности курсантов, их познавательные интересы, творческие и интеллектуальные способности. Приводятся результаты исследования степени информационной активности участников образовательных отношений. В ходе исследования выяснены содержательные целевые установки, обусловливающие применение информационно-коммуникативных технологий для организации и проведения образовательной деятельности участниками образовательных отношений. Доказано значение и роль компетентного, чувствительного к инновациям и мотивированного в своём профессиональном развитии преподавателя в повышении качества подготовки специалистов. Обосновывается объективная потребность овладения научно-педагогическими работниками компетенциями в области применения современных информационно-коммуникативных технологий для организации и проведения образовательной деятельности.

Ключевые слова: коммуникативность, компетентностный подход, методы и средства обучения, информационно-коммуникативные технологии, педагогические технологии

1 Х. С. Байчорова - организатор исследования.

2 И. В. Мурманских формулирует выводы и обобщает итоги реализации коллективного проекта.

© Х. С. Байчорова, И. В. Мурманских, 2016

39

Khafiza S. Baychorova1,

Doctoral Candidate, Military Engineering Institute, General of the Army A. V. Khrulev Military Academy for Logistics (Saint Petersburg) (22 Zakharievskaya st., Saint Petersburg, 191123, Russia),

e-mail: baj-hafizka@mail.ru Ilya V. Murmanskikh2, Head of the Laboratory, Military Engineering Institute, General of the Army A. V. Khrulev Military Academy for Logistics (Saint Petersburg) (22 Zakharievskaya st., Saint Petersburg, 191123, Russia),

e-mail: ytlenvo@mail.ru

Higher School Lecturer in Information Educational Environment

The article analyzes the readiness of the educational activities of a military high school to work in today's information-educational environment. We investigate the possibility of forming pedagogical working field by means of information and communication technologies to enhance educational environment of military high school as an important resource, affecting the quality of vocational training of cadets. An analysis of the impact of modern information and communication technologies which might change the social and cultural environment of adolescents, their role in the structure of entertainment and information space of students is being carried out. We consider the basic ideas of the learner-centered (student-centered) approach, which determine the development of the personality of students, their educational interests, creative and intellectual abilities. The results of the research show the level of the information activity of the participants of the educational relations. The study revealed meaningful targets for using information and communication technologies to organize and conduct educational activities of the participants of educational relations. The research proved the importance and role of the competent, responsive to innovation and motivated in their professional development as a teacher in raising the quality of the training of specialists. In conclusion we substantiate the objective need of mastering the scientific and teaching staff competencies in the application of modern information and communication technologies to organize and conduct educational activities.

Keywords: communicativeness, competency-based approach, teaching methods and medium, information communicative technologies, teacher training technology

Вводная часть. Глобальность происходящих сегодня информационных перемен очевидна, как очевидна и необходимость пересмотра подходов к образованию в целом. Современное развитие науки, её инновационная направленность требуют творческой интеграции новейших подходов в системе профессиональной подготовки. Информатизация системы профессиональной подготовки в целом - процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования новых информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения [2].

По оценке выступлений зарубежных спикеров - участников международного форума «Открытые инновации», прошедшего

в октябре 2015 г.3, широкое применение в образовательной деятельности ^-технологий, междисциплинарность и умение стягивать в свои стены способных обучающихся, талантливых преподавателей-исследователей является тем фундаментом, на котором должны выстраиваться современные университетские модели [1]. Надо понимать, что конкуренция за ресурсы, включая лучших научно-педагогических работников, в ближайшее время будет задавать отечественной системе высшего образования тон её развития.

Современные информационно-коммуникативные технологии способствуют на качественно новом уровне реализовать важнейшую цель высшего образования -удовлетворение потребностей личности

1 Kh. S. Baychorova is the organizer of the research.

2 I. V. Murmanskikh formulates the conclusions and sums up the final results of the collective project.

3 Открытые инновации - 2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.forinnovations.ru (дата обращения: 23.03.2016).

в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования [15]. Разрабатываемые на их основе педагогические технологии способны обеспечить организацию и проведение преподавателем образовательной деятельности с учётом современных достижений науки, систематического обновления всех аспектов образования. Кроме того, они обеспечивают развитие навыков самостоятельного мышления, глубинных творческих стремлений и способностей обучающихся.

Данные о методологии и методики исследования. Рассматривая вопросы широкого применения информационных технологий в образовательной деятельности вуза, Н. Е. Кузнецова делает акцент на инструментальной и операционно-процессу-альной сторонах обучения. Она определяет технологизацию обучения как совокупность знаний и процедур создания новых управляемых систем предметного обучения и организацию их целенаправленной, поэтапной и операциональной реализации посредством современных технологий и методов, которые обеспечивают достижение проектируемых результатов [4].

Анализируя возможности современных информационно-коммуникативных средств с позиции целевого подхода в обучении, И. В. Роберт выделяет их влияние на развитие личности обучающегося, подготовку индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества:

- развитие мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, интуитивного, творческого, теоретического видов мышления);

- развитие коммуникативных способностей;

- формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации [6].

В Военном институте (инженерно-техническом) (далее - институт) учебные занятия дополнены актуальным учебным материалом с учётом направления профессиональной специализации курсантов. Подбор средств обучения соответствует принципам их использования (наглядности, доступности, приоритету правил безопасности и т. д.). Применяются различные средства организации и осуществления образовательной деятельности, в числе которых и информационно-коммуникативные.

Одно из ведущих мест принадлежит электронным носителям информации: обучающим программам, электронным учебникам, электронным пособиям, словарям, средствам компьютерной графики и компьютерного моделирования.

Наша позиция состоит в том, что наиболее эффективными средствами организации и проведения образовательной деятельности являются информационно-коммуникативные, т. к. проведение занятий с их использованием позволяет представлять материалы изучаемых тем в доступной и наглядно-практической форме, облегчает всем участникам образовательных отношений изложение и восприятие изучаемого учебного материала.

В институте во исполнение решения министра обороны Российской Федерации по обеспечению с 01.09.2016 г. функционирования электронной библиотеки Министерства обороны и электронных библиотек в учебных заведениях Минобороны России, а также переходу на обучение по электронным учебникам в библиотеке института для работы с электронными изданиями и работы в Единой электронной библиотеке Министерства обороны Российской Федерации организована установка автоматизированных рабочих мест. За прошедший год научно-педагогический состав института проделал огромную работу по разработке электронных учебных изданий и оцифровке основной учебной литературы института1.

Процесс обучения в военном вузе носит коммуникативный профессионально ориентированный характер, где одной из важнейших задач процесса профессиональной подготовки курсантов является развитие у них способности к обмену информацией в учебной и военно-профессиональной деятельности, удовлетворение потребностей личности курсантов в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.

Следует отметить, что среди основных задач командование института выделяет формирование информационных ресурсов всех видов в соответствии с профилем института по всем направлениям военно-профессиональной подготовки и специальностям. Так, библиотечное и информационно-библиографическое обслуживание курсантов и

1 Протокол заседания Учёного совета ВИ (ИТ) от 20.09.2016 г. - № 2. - 6 с.

профессорско-педагогического состава организованно и систематически проводится посредством современных информационно-коммуникативных технологий1.

Информационно-коммуникативные средства обеспечивают формирование рабочего поля и решение научно-педагогическими работниками разнообразных обучающих задач. Более того, в современных условиях повышенной заинтересованности курсантов в информационных технологиях подобная организация образовательной деятельности вуза является эффективным приёмом и инструментом обучающего воздействия на них. Добавим, что в течение последних лет наблюдается явный рост влияния современных информационно-коммуникативных средств и сети Интернет на изменение как структуры досуга, так и информационного пространства подростка.

Одной из важнейших задач современного преподавателя, по мнению А. И. Владимирова, становится обучение технологиям быстрого доступа к знаниям, а также синхронизированная доставка обучающимся знаний: то, «что было вчера на сайте, сегодня в учебном материале». Преподаватель должен быть наставником, методистом, ориентирующим обучающихся в информационном потоке, помогающим им усвоить знания, полученные, в том числе, и из сети Интернет; при проведении занятий и проверке результатов обучения ему необходимо интенсивнее применять электронные и мультимедийные продукты, интерактивные методы обучения [1].

В своих работах В. А. Красильникова отмечает, что с развитием информационно-коммуникативных технологий расширились возможности вовлечения личности в поисковую деятельность, раскрытия творческих способностей и поддержки творческой деятельности как обучающихся, так и самого педагога [3]. Таким образом, информационно-коммуникативные средства, применяемые преподавателями в военном вузе, значительно расширяют возможности выполнить профессиональные обязательства, позволяют трансформировать предметное содержание учебной дисциплины в средство личностного и профессионального развития курсантов.

1 Протокол заседания Учёного совета ВИ (ИТ) от 20.09.2016 г. - № 2. - 6 с.

В институте создаются необходимые условия посредством информационных технологий для оптимального морально-психологического настроя, предполагающие психолого-педагогическую (гуманистически ориентированную) поддержку развития потенциала личности курсантов. В базовую основу организации образовательной деятельности заложены идеи личностно ориентированного подхода, детерминирующие развитие личности курсантов, их познавательные интересы, творческие и интеллектуальные способности.

В Декларации IV Болонского форума, проходившего в мае 2015 г. в Ереване, отмечается, что внедрение в высшую школу личностно ориентированного (студентоцен-трированного) подхода открывает возможности для личного развития обучающихся и развития качественного высшего образования [12, с. 65-67].

Задача всестороннего, гармоничного развития личности всегда декларировалась как цель системы образования. По мнению учёных-психологов, именно профессиональная школа должна стать тем социальным институтом, в котором может и должен осуществляться процесс становления высших форм профессионального сознания, позволяющих личности не только осознавать мир профессиональной деятельности, преобразовывать его в соответствии с задачами, возникающими в ходе деятельности, но и изменять структуру и содержание своей профессиональной деятельности, осуществляя тем самым своё собственное развитие [10, с. 238-243].

Сегодня личностно ориентированная организация и проведение образовательной деятельности, основанные на самостоятельном освоении обучающимися под руководством преподавателей значительных объёмов знаний, является безальтернативным вектором развития высшей школы [1]. В условиях развития информационных технологий и новых возможностей образования акцент в обучении переносится на самостоятельную работу обучающихся; возникают новые требования к компетентности преподавателя.

Анализируя исследования ряда учёных [7; 11, с. 36-42; 14], отмечаем, что «выход за рамки процесса обучения едва ли возможен, всё замыкается на познавательных способностях и общая цель - в контексте

рассуждений - представляется не как развитие личности в целом, а личности познающей ("самореализация в познании")» [14].

Результаты исследования. Необходимость включения элементов субъективности обучающихся, творческого развития их личности, формирования у них умения самостоятельно искать учебную информации по предметам обучения (проявляя при этом активность в познании) находим в следующих ответах: всегда ищу, этому учат и требуют наши преподаватели - 25,6 %; приходится, но не часто, только тогда когда требуют преподаватели - 67,4 % и затруднились ответить 7 %.

На вопрос, что способствует продуктивной работе в процессе поиска учебной информации, 27,8 % респондентов ответили, что преимущественно используют перечень учебной литературы и ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, который предоставляется преподавателями; 66,4 % указали на свои поисково-исследовательские умения; 5,8 % привели другие варианты ответов.

В условиях информационного общества для успешного проектирования своей образовательной деятельности и реализации современных педагогических технологий преподавателю необходимо учитывать тенденции его развития, а также ценностные установки и опыт деятельности обучающихся с целью удовлетворения их образовательных потребностей и интересов. Мы согласны с высказыванием А. И. Владимирова о том, что преподаватель вуза должен обладать не только профессиональными компетенциями в сфере своей профессиональной (предметной) деятельности, но и владеть навыками педагогической коммуникации, дискуссионной и речевой культуры, уметь творчески реализовывать инновационные педагогические технологии, т. е. уметь преподавать [1].

Обучающиеся, оценивая деятельность преподавателей, отдают предпочтение не только их профессионализму и компетентности, но и их коммуникативным компетенциям, способностям «идти в ногу со временем». По оценке Л. В. Красинской, сегодня в обществе «остро осознаётся общественная потребность в компетентном, чувствительном к инновациям и мотивированном в своём профессиональном развитии преподавателе» [13, с. 37-46].

Этот момент, на наш взгляд, весьма характерен. Применение информационных средств не просто повышает иллюстративность при изложении учебного материала, а принципиально изменяет, на наш взгляд, саму информационную среду образовательной деятельности. Именно расширение информационной среды образовательной деятельности можно рассматривать как один из центральных содержательных моментов включения информационно-коммуникативных средств в образование.

Однако, отвечая на вопрос о практике применения информационных технологий для организации образовательной деятельности, 69,5 % респондентов (из числа обучающихся) отмечают, что только некоторые преподаватели применяют информационно-коммуникативные средства обучения; 28,2 % считают, что применяют все; 2,3 % ответили, что никто не применяет.

Вполне естественным выглядит и то, что современные интерактивные формы и методы обучения с применением информационно-коммуникативных средств являются основными в практике у 17,8 % преподавателей и применяются регулярно. Часть профессорско-преподавательского состава (34,7 %) на отдельных занятиях применяют интерактивные формы, используют активные методы (тренинги, деловые игры, проектные работы и ряд других) и проводят занятия посредством информационно-коммуникативных средств. Подчеркнём, что полученные в ходе опроса данные позволяют сделать вывод о том, что в образовательной деятельности вуза преобладают (47,5 %) традиционные словесно-практические методы (рассказ, объяснение, лекция и т. д.) обучения.

Характерно, что интенсивность применения информационных средств в образовательной деятельности также зависит от уровня компетентности преподавателя в сфере инновационных технологий.

Весьма показательным является рассмотрение возможностей применения информационно-коммуникативных средств, а также определения уровня «компьютерной» компетентности преподавателя вуза. Результаты свидетельствуют о том, что не все подготовлены к работе в информационно-образовательной среде.

Так, свой уровень владения совре менными информационно-коммуникативными средствами преподаватели оценивают как: профессиональный пользователь -12,3 %; уверенный пользователь - 24,7 %; пользователь ниже среднего - 19,3 %; есть элементарные умения пользования -38,5 %; не владею - 5,2 %.

При оценке значимости современных информационных технологий в профессиональной деятельности современного преподавателя важно оценить не только их рейтинг в структуре досуга или информационном пространстве, но и охарактеризовать также целевые ориентиры, определяющие содержательные особенности их применения.

С целью уточнения той роли, которую играют информационно-коммуникативные средства в профессиональной деятельности преподавателя, мы выясняли содержательные целевые установки, обусловливающие их применение. Анализ ответов (с выбором нескольких вариантов ответов на данный вопрос) преподавателей показал, что основными целями применения технических средств выступают: «повышение своего образовательного и культурного уровня» -32,9 %; «реализация творческих способностей» - 58,9 %; «изучение различных программ» - 37,2 %; «не пользуюсь» - 3,1 %. Важно подчеркнуть, что доминирующее место в структуре целей их применения занимают те ориентиры, которые связаны с реализацией профессиональной деятельности («подготовка к занятиям» - 38,4 %; «представление учебного материала» - 20,5 %; «ведение рабочей документации» - 73,8 %). Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что у значительной части преподавателей присутствуют социально-психологические барьеры по применению информационно-коммуникативных средств в своей образовательной деятельности.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что уровень «продвинутости» преподавателя в области информационно-коммуникативных средств принципиально изменяет его отношение к возможностям их применения: «продвинутые» преподаватели рассматривают инновационные технологии обучения не просто как средство для иллюстрации учебного материала, а применяют их именно как средство для развития образовательной деятельности.

Обсуждение результатов. Подчёркивая роль педагога в образовательной деятельности военного вуза, Р. Е. Булат утверждает, что уровень квалификации и профессионального мастерства профессорско-преподавательского состава остаётся ключевым фактором, определяющим качество образования. Он считает, что мотивация, профессиональное самосознание и стремление к самосовершенствованию профессорско-преподавательского состава будут иметь важнейшее значение в решении проблемы повышения качества подготовки специалистов [9, с. 136-139]. Это позволит эффективно решать вопросы обновления форм и методов профессиональной деятельности преподавателей, учитывая тенденции развития информационного общества, интересы и потребности современной молодёжи.

Для эффективной организации процесса повышения квалификации преподавателей в области информационно-коммуникативных технологий важно обратиться к анализу тех причин, которые побуждают преподавателей к прохождению соответствующих курсов. Полученные данные показали, что ведущими мотивами для научно-педагогических работников являются «стремление к саморазвитию» (71,8 %) и «желание организовать образовательную деятельность на современном уровне» (63,3 %). Помимо этого, значимым для них оказался и такой мотив, как «требование руководства» - 19,2 %. Остальные мотивы («желание повысить свой престиж среди обучающихся», «необходимость прохождения аттестации», «желание участвовать в совместных проектах» и др.) отмечают немногие, суммарно их доля составляет 18,7 %.

Заметим, что респонденты (21,7 %) из числа научно-педагогических работников (из тех, кто не проходил обучение, связанное с инновационными технологиями), отметили, что «не знают, как это сделать». Это даёт основание к выводу о том, что наряду с целым комплексом важных проблем, связанных и с мотивацией, и с содержанием самих курсов повышения квалификации преподавателей, часто не поставлена работа по информированию научно-педагогических работников о необходимости прохождения курсов повышения квалификации в области применения информационно-коммуникативных технологий.

Поэтому мы считаем одним из важнейших факторов обеспечения качества образования повышение квалификации преподавателей в области применения современных информационно-коммуникативных технологий в образовательной деятельности вуза. Отметим, что уровень повышения квалификации научно-педагогических работников по этому направлению в основном перешёл с этапа начального освоения компьютерных технологий к этапу изучения методики эффективного применения информационно-коммуникативных средств в профессиональной деятельности [5].

Кроме того, нормативные акты Министерства обороны Российской Федерации указывают на то, что повышение квалификации педагогических работников по профилю педагогической деятельности должно проходить не реже одного раза в три года [15; 16].

В своих научных работах А. И. Владимиров подчёркивает, что от квалификации преподавателя, от человеческих и моральных качеств, общей его культуры и педагогических компетенций во многом зависит качество образовательной деятельности вуза, имидж данного вуза в обществе и государстве [1].

Заключение. В результате нашего исследования мы пришли к выводу, что новые программные продукты, динамично развивающиеся социальные сети вызывают объективную потребность в развитии самого преподавателя. В условиях активного внедрения современных информационных технологий в образовательную деятельность военного вуза объективной потребностью является овладение преподавателями компетенциями в области применения современных информационно-коммуникативных средств.

Анализ роли преподавателя военного вуза в повышении эффективности информационно-образовательной среды показал,что:

- при разработке профессиональных стандартов для педагогических работников необходимо предусмотреть требования по их информационно-технологической компетентности, а при избрании по конкурсу на замещение должностей педагогических работников на учёных советах вузов и дальнейшем трудоустройстве оценивать их информационно-коммуникативные компетентности;

- применение современных информационно-коммуникативных технологий способствует реализации исследовательских, проблемных, поисковых методов, обеспечению самоопределения личности курсантов и созданию благоприятных условий для их самореализации;

- учебный материал целесообразно представлять с учётом актуальной для современного поколения обучающихся модели информационного поведения, в котором существенный акцент в сфере коммуникации (в учебной и военно-профессиональной) делается на использовании современных информационно-коммуникативных средств;

- уровень готовности педагогов к применению современных информационно-коммуникативных технологий в образовательной деятельности требует значительного развития на основе повышения их квалификации;

- применениесовременныхинформа-ционно-коммуникативных технологий должно сопровождаться своевременным внедрением в образовательную деятельность новых методов и форм обучения;

- перенос акцента с обучающей деятельности преподавателя на активизацию познавательной деятельности курсанта возможен посредством разработки и внедрения педагогических методик, основанных на повышении эффективности применения информационно-коммуникативных средств.

Список литературы

1. Владимиров А. И. О профессорско-преподавательском составе технических вузов - центральном звене в подготовке инженерных кадров. М.: Недра, 2016. 111 с.

2. Галичкина Е. Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках (на материале компьютерных конференций): дис. ... канд. филол. наук: 10.02.20. Астрахань, 2001. 212 с.

3. Красильникова В. А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учеб. пособие. М.: Дом педагогики, 2006. 231 с.

4. Кузнецова Н. Е. Педагогические технологии в предметном обучении: лекции. СПб.: Образование, 1995. 50 с.

б. Потапова Р. К. Новые информационные технологии и лингвистика. М., 2002. 575 с.

6. Роберт И. В. Современные информационные технологии: дидактические проблемы, перспективы использования. М.: ИИО РАО, 2010. 140 с.

7. Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М., 2000.

112 с.

Источники

В. Аккредитация в образовании [Электронный ресурс]. 2016. № 1. Режим доступа: http://www. akvobr.ru/forum_tehnologii_otkritie_innovatsii_2015.html (дата обращения: 04.04.2016).

9. Булат Р. E. Документационное обеспечение деятельности коллектива университета в системе управления качеством образования // Инженерное образование. 2007. № 4.

10. Булат Р. E., Кадуцкая Л. А. Личностное развитие обучающихся как цель управления качеством профессионального образования // Науч. ведомости Белгородского гос. нац. исслед. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. 2013. № 13.

11. Булат Р. E., Шадрина E. Ю. Актуальные вопросы управления качеством личностно ориентированного профессионального образования // Инженерное образование. 2010. № 6.

12. Декларация участников IV Форума по вопросам политики Болонского процесса Ереван, 14-15 мая 2015 г) // Высшее образование в России. 2015. № 10.

13. Красинская Л. В. Преподаватель высшей школы: каким ему быть? // Высшее образование в России. 2015. № 1.

14. Лещинский В. И. Личностно ориентированное (Россия) и гуманистически-ориентированное (США) образование: опыт сравнительного анализа [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=339 (дата обращения: 02.03.2016).

15. Приказ министра обороны РФ от 15.09.2014 г. № 670 «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29.12.2012 г 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации"» // Рос. газ. 2014. 30 дек.

16. Федеральный закон от 29.12.2012 г № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // Рос. газ. 2012. 31 дек.

References

1. Vladimirov A. I. O professorsko-prepodavatel'skom sostave tekhnicheskikh vuzov - tsentral'nom zvene v podgotovke inzhenernykh kadrov. M.: Nedra, 2016. 111 s.

2. Galichkina E. N. Spetsifika komp'yuternogo diskursa na angliiskom i russkom yazykakh (na materiale komp'yuternykh konferentsii): dis. ... kand. filol. nauk: 10.02.20. Astrakhan', 2001. 212 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Krasil'nikova V. A. Informatsionnye i kommunikatsionnye tekhnologii v obrazovanii: ucheb. posobie. M.: Dom pedagogiki, 2006. 231 s.

4. Kuznetsova N. E. Pedagogicheskie tekhnologii v predmetnom obuchenii: lektsii. SPb.: Obrazovanie, 1995. 50 s.

5. Potapova R. K. Novye informatsionnye tekhnologii i lingvistika. M., 2002. 575 s.

6. Robert I. V. Sovremennye informatsionnye tekhnologii: didakticheskie problemy, perspektivy ispol'zovaniya. M.: IIO RAO, 2010. 140 s.

7. Yakimanskaya I. S. Lichnostno orientirovannoe obuchenie v sovremennoi shkole. M., 2000. 112 s.

Istochniki

В. Akkreditatsiya v obrazovanii [Elektronnyi resurs]. 2016. № 1. Rezhim dostupa: http://www.akvobr. ru/forum_tehnologii_otkritie_innovatsii_2015.html (data obrashcheniya: 04.04.2016).

9. Bulat R. E. Dokumentatsionnoe obespechenie deyatel'nosti kollektiva universiteta v sisteme upravleniya kachestvom obrazovaniya // Inzhenernoe obrazovanie. 2007. № 4.

10. Bulat R. E., Kadutskaya L. A. Lichnostnoe razvitie obuchayushchikhsya kak tsel' upravleniya kachestvom professional'nogo obrazovaniya // Nauch. vedomosti Belgorodskogo gos. nats. issled. un-ta. Ser. Gumanitarnye nauki. 2013. № 13.

11. Bulat R. E., Shadrina E. Yu. Aktual'nye voprosy upravleniya kachestvom lichnostno orien-tirovannogo professional'nogo obrazovaniya // Inzhenernoe obrazovanie. 2010. № 6.

12. Deklaratsiya uchastnikov IV Foruma po voprosam politiki Bolonskogo protsessa (Erevan, 1415 maya 2015 g.) // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2015. № 10.

13. Krasinskaya L. V. Prepodavatel' vysshei shkoly: kakim emu byt'? // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2015. № 1.

14. Leshchinskii V. I. Lichnostno orientirovannoe (Rossiya) i gumanisticheski-orientirovannoe (SShA) obrazovanie: opyt sravnitel'nogo analiza [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.bim-bad.ru/ biblioteka/article_full.php?aid=339 (data obrashcheniya: 02.03.2016).

15. Prikaz ministra oborony RF ot 15.09.2014 g. № 670 «O merakh po realizatsii otdel'nykh polozhenii stat'i 81 Federal'nogo zakona ot 29.12.2012 g. 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii"» // Ros. gaz. 2014. 30 dek.

16. Federal'nyi zakon ot 29.12.2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii» // Ros. gaz. 2012. 31 dek.

Библиографическое описание статьи

Байчорова Х. С., Мурманских И. В. Преподаватель вуза в информационно-образовательной среде // Ученые записки ЗабГУ. 2016. Т. 11, № 5. С. 39-47. (Сер. Педагогические науки). DOI: 10.21209/2542-0089-2016-11-5-39-47.

Reference to the article

Baychorova Kh. S., Murmanskikh I. V. Higher School Lecturer in Information Educational Environment // Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series Pedagogical Sciences. 2016. Vol. 11, No. 5. PP. 39-47. DOI: 10.21209/2542-0089-2016-11-5-39-47.

Статья поступила в редакцию 15.06.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.