Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ КУРСАНТОВ ЖЕНСКОГО ПОЛА В ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО ВУЗА'

ФОРМИРОВАНИЕ АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ КУРСАНТОВ ЖЕНСКОГО ПОЛА В ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
48
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ ЖЕНСКОГО ПОЛА / АССЕРТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЮРИДИЧЕСКИЙ ВУЗ / КРОССФИТ / НАВЫКИ САМОКОНТРОЛЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Осипов Дмитрий Васильевич, Макеева Вера Степановна

В статье раскрываются особенности становления ассертивного поведения у курсантов женского пола, обучающихся в юридическом вузе. Цель исследования: выявить специфику формирования ассертивного поведения в рамках программ кроссфит и Body & Mind. Для начального этапа исследования характерны физическая и эмоциональная закрепощенность, суетливость, чрезмерная жестикуляция в невербальном общении, неуверенность и большое количество ошибочных действий при выполнении специальных приемов у большинства курсантов, что в значительной степени затрудняет процессы адаптации к условиям обучения в вузе. В финальной части эксперимента отмечено существенное увеличение показателей, отражающих развитие навыков ассертивного поведения. Аналогичная картина просматривалась и в регулировании эмоционального состояния как важного фактора профессиональной подготовки будущего сотрудника органов внутренних дел, способности к преодолению возникающих в профессиональной деятельности трудностей. Качество выполнения заданий под эмоциональным воздействием в экспериментальной группе к концу эксперимента свидетельствует о повышении стрессоустойчивости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Осипов Дмитрий Васильевич, Макеева Вера Степановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ASSERTIVE BEHAVIOR OF FEMALE CADETS IN PHYSICAL, CULTURAL AND SPORTS ACTIVITIES OF A LAW UNIVERSITY

The article discloses the possibilities of forming assertive behavior among female cadets in the process of studying at a law school. The purpose of the study is to identify the nature of the formation of assertive behavior among female cadets in the framework of CrossFit and Body & Mind programs. The initial stage of the study is characterized by the presence of physical and emotional stiffness, fuss and excessive gesticulation in nonverbal communication, uncertainty, and a large number of wrong actions when performing special techniques, which greatly complicates the processes of adaptation to the learning environment at university. At the end of the experiment, there was a significant increase in indicators reflecting the development of skills in assertive management. A similar picture was seen in the regulation of the emotional state as a significant factor in the training of a future member of the internal affairs bodies and their ability to cope with difficulties arising in professional activities. The quality of performance of tasks under emotional pressure in the experimental-mental group by the end of the experiment indicates an increase in stress resistance.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ КУРСАНТОВ ЖЕНСКОГО ПОЛА В ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО ВУЗА»

Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 11. С. 147-151. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 11. P. 147-151.

Научная статья УДК 378:796-055.2

https://doi.org/10.24158/spp.2021.11.23

Формирование ассертивного поведения курсантов женского пола в физкультурно-спортивной деятельности юридического вуза

Дмитрий Васильевич Осипов1, Вера Степановна Макеева2

''Академия Федеральной службы охраны Российской Федерации, Орел, Россия, 14041990osa@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-5915-8190

2Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Москва, Россия, vera_191@mail.ru, https://orcid.org0000-0001-5969-4324

Аннотация. В статье раскрываются особенности становления ассертивного поведения у курсантов женского пола, обучающихся в юридическом вузе. Цель исследования: выявить специфику формирования ассертивного поведения в рамках программ кроссфит и Body & Mind. Для начального этапа исследования характерны физическая и эмоциональная закрепощенность, суетливость, чрезмерная жестикуляция в невербальном общении, неуверенность и большое количество ошибочных действий при выполнении специальных приемов у большинства курсантов, что в значительной степени затрудняет процессы адаптации к условиям обучения в вузе. В финальной части эксперимента отмечено существенное увеличение показателей, отражающих развитие навыков ассертивного поведения. Аналогичная картина просматривалась и в регулировании эмоционального состояния как важного фактора профессиональной подготовки будущего сотрудника органов внутренних дел, способности к преодолению возникающих в профессиональной деятельности трудностей. Качество выполнения заданий под эмоциональным воздействием в экспериментальной группе к концу эксперимента свидетельствует о повышении стрессоустойчивости.

Ключевые слова: курсанты женского пола, ассертивное поведение, юридический вуз, кроссфит, навыки самоконтроля, физическая подготовка

Для цитирования: Осипов Д.В., Макеева В.С. Формирование ассертивного поведения курсантов женского пола в физкультурно-спортивной деятельности юридического вуза // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 11. С. 147-151. https://doi.org/10.24158/spp.2021.11.23.

Original article

Formation of assertive behavior of female cadets in physical, cultural and sports activities of a law university

Dmitry V. Osipov1, Vera S. Makeeva2

1Academy of the Federal Security Service of the Russian Federation, Orel, Russia, 14041990osa@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-5915-8190 2State University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism, Moscow, Russia, vera_191@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-5969-4324

Abstract. The article discloses the possibilities of forming assertive behavior among female cadets in the process of studying at a law school. The purpose of the study is to identify the nature of the formation of assertive behavior among female cadets in the framework of CrossFit and Body & Mind programs. The initial stage of the study is characterized by the presence of physical and emotional stiffness, fuss and excessive gesticulation in nonverbal communication, uncertainty, and a large number of wrong actions when performing special techniques, which greatly complicates the processes of adaptation to the learning environment at university. At the end of the experiment, there was a significant increase in indicators reflecting the development of skills in assertive management. A similar picture was seen in the regulation of the emotional state as a significant factor in the training of a future member of the internal affairs bodies and their ability to cope with difficulties arising in professional activities. The quality of performance of tasks under emotional pressure in the experimental-mental group by the end of the experiment indicates an increase in stress resistance.

Keywords: female cadets, assertive behavior, law university, CrossFit, self-control skills, physical training For citation: Osipov, D.V., Makeeva, V.S. (2021) Formation of assertive behavior of female cadets in physical, cultural and sports activities of a law university. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (11), 147-151. Available from: doi:10.24158/spp.2021.11.23 (In Russian).

© Осипов Д.В., Макеева В.С., 2021

По данным теоретических источников, ассертивное поведение представляет собой «уверенное неагрессивное поведение, основанное на соблюдении равновесия между отстаиванием своих интересов и уважением к интересам других (от англ. assert - отстаивать права, быть напористым; утверждать, доказывать, защищать)»1. В понятие ассертивности входят характеристики, определяющие отношение индивида с социальным окружением, включая автономность, способность к саморегуляции, сознательное отрицание опоры на чужое мнение и оценку, раскрепощенное поведение в соответствии с собственным отношением к событиям при разных обстоятельствах2. Так, при возникновении жизненной ситуации, в которой наблюдается дисбаланс в системе «мои права - чужие права», человек становится пассивным (если считает, что у него прав меньше, чем у других) либо агрессивным (если полагает, что у него прав больше, чем у других). В случае «у меня нет прав, у окружающих нет прав» личность определяется как предельно пассивная. Однако пассивное, неуверенное поведение имеет скрытую и манипуляционную форму агрессии, которая проявляется в эгоистичности, аморальности.

Еще более опасен сотрудник внутренних дел, у которого выработана агрессивная позиция и он наделен рядом юридически закрепленных прав, что может при недостаточно развитых морально-нравственных и этических качествах привести к неассертивному поведению. Нередко встречаются факты поведения с тенденцией к агрессивности, выражающейся в бескомпромиссности, враждебности, авторитарности, амбициозности. Такие проявления могут быть результатом отсутствия самокритичности, завышенной самооценки, излишней самоуверенности, упрямства, экстрапунитивности, ослабления морально-этических барьеров во взаимоотношениях с гражданами и пр.

Ассертивная личность отличается пониманием и осознанием того, что главное право каждого - право судить о собственном поведении, мыслях, эмоциях и брать ответственность за них на себя3. Это не означает полного отказа от агрессии. По мнению Т.В. Левковой, «отказ от агрессивных чувств противоречит психическому становлению человека. Напротив, только такое поведение способствует направлению агрессии в конструктивное русло. Оно проявляется в уверенности в себе, основанной на адекватности самооценки, самоуважении и уважении партнера»4.

Отдельным вопросам о характере ассертивного поведения женщин в системе органов внутренних дел посвящены исследования, связанные со стратегиями адаптации и поведения в конфликтных ситуациях (Ф.А. Габуева, К.Н. Дементьев, С.С. Зеленина, Ю.Я. Лобанов, Н.В. Назаров, О.Н. Устинова, В.В. Юсупов); различиями в показателях мотивации, самооценки и саморегуляции поведения, сформированности физических кондиций, коммуникативных и рефлексивных способностей в процессе как физической подготовки, так и профессиональной деятельности в целом (С.Н. Баркалов, А.В. Карпов, В.С. Макеева).

Цель исследования заключается в том, чтобы выявить особенности формирования ассертивного поведения в общей стратегии подготовки курсантов женского пола к физкультурно-спор-тивной деятельности в юридическом вузе. В рамках методов исследования к компонентам ассертивного поведения мы отнесли умения проявлять должным образом невербальную коммуникацию, эмоциональную и физическую раскрепощенность в усложненных условиях выполнения приемов задержания правонарушителя (поскольку они входят в программу общей физической подготовки). Они определялись по данным экспертной оценки. Характер изменений поведения изучался в начале и конце обучения, в котором приняли участие 16 девушек. Статистические различия в показателях высчитывались с помощью непараметрического критерия Уилкоксона (W) в программе SPSS Statistics 26.

Для определения динамики показателей психоэмоциональной сферы курсантов женского пола проведено тестирование в двух группах. Часть девушек входили в группу (экспериментальную) подготовки с использованием техник кроссфит и Body & Mind, участницы второй - занималась только в рамках обязательного курса физической подготовки, предусмотренной программой вуза. Исследование включало две серии. В первой - проводилась оценка кратковременной оперативной памяти на слова и цифры, объема и концентрации внимания в обычных условиях, во второй - осуществлялось тестирование в условиях эмоционального воздействия. Замеры были сделаны в течение первого года обучения в вузе (в сентябре и июне).

1 Хрущ И.А., Березовская Н.А., Алыко Т.Н. Конструктивное преодоление конфликтов : учеб.-метод. по-соб. Минск, 2013. С. 27.

2 Шамиева В.А. Ассертивность в структуре личности субъекта адаптации : дис. ... канд. психол. наук. Хабаровск, 2009. 207 с.

3 Шамиева В.А. Указ. соч. С. 35.

4 Левкова Т.В. Конструктивная агрессия в педагогических взаимоотношениях : дис. ... канд. пед. наук. Биробиджан, 2003. С. 21.

Развить навыки ассертивного поведения курсантов женского пола призваны, по нашему мнению, наряду с программой физической подготовки всех курсантов, реализуемой в учебное время, способны программы кроссфит и Body & Mind. Так, использование преимущественно работы силовой направленности в рамках кроссфита, по мнению Р.Р. Фаттаховой и Ю.А. Шерсто-битова, обеспечивает психологическую подготовку сотрудника МВД, которая должна производиться в целях «опережающей адаптации его психики к отрицательному воздействию... формированию психической устойчивости к раздражителям большой силы» (2017: 312-313). Для этого целесообразно во время обучения знакомить курсантов с методами самоуправления, самоконтроля, самооценки, самомобилизации, методиками саморегуляции, способами произвольного изменения направленности внимания и мыслей, психорегулирующей (аутогенной) тренировкой (Шагивалеева, 2017: 338).

Использование релаксационных приемов, техник статического растягивания и элементов йоги позволяет обучить курсантов женского пола умению контролировать собственные физические и психологические состояния. В результате снизятся психосоматические проявления (мышечные зажимы и перенапряжение), возрастет уверенность в себе, а также могут быть сформированы навыки ассертивного поведения.

Ключевым отличиями экспериментальных программ подготовки в рамках программ кросс-фита и Body & Mind являются следующие:

- дифференцированный подход к развитию личностных качеств в достижении общей цели - формировании навыков ассертивного поведения;

- содержание специальной физической подготовки дополняется средствами и методами восстановления и релаксации;

- в рамках концепции Body & Mind осуществляется психолого-педагогический тренинг с элементами развития рефлексивности, уверенности в себе, навыков самоконтроля и т. д.;

- в рамках занятий по кроссфиту обеспечивается как разностороннее воздействие на организм, так и коррекция слабых сторон физической подготовленности за относительно короткий промежуток времени;

- разработанные программы вносят разнообразие в физическую подготовку, направленную на сопряженное развитие специальной выносливости, силы воли, помехоустойчивости, выдержки и т. д.

В рамках описания результатов исследования можно отметить, что поведение сотрудника органов внутренних дел предполагает как ярко выраженную агрессивную активность в опасных условиях при действиях в отношении преступников, так и проявление ассертивного поведения в общении с населением, поскольку его задача - обеспечить охрану как своего здоровья, так здоровья граждан. В таблице 1 представлена динамика основных компонентов ассертивного поведения в начале и конце экспериментального исследования.

Таблица 1 - Развитие навыков ассертивного поведения у курсантов женского пола

Показатель Начало эксперимента Конец эксперимента Wann Р

Физическая раскрепощенность, балл 3,5 ± 1,1 8,7 ± 1,4 135,0 p < 0,01

Эмоциональная раскрепощенность, балл 3,1 ± 1,7 7,9 ± 1,5 139,5 p < 0,01

Невербальная коммуникация (особенности мимики и жестов), балл 3,8 ± 0,8 8,2 ± 1,8 138,0 p < 0,01

Поведение при задержании правонарушителя, балл 3,2 ± 1,9 7,6 ± 1,5 137,0 p < 0,01

Память на слова, количество запомненных слов 6,9 ± 0,4 8,4 ± 0,6 164,5 p < 0,05

Память на цифры, количество запомненных цифр 4,5 ± 1,1 5,7 ± 0,6 174,5 p < 0,05

Примечание. Здесь и в таблице 2 на уровне значимости p = 0,01 Wкр = 140; при p = 0,05 Wкр = 175.

Исходные данные позволяют сделать вывод, что на начальном этапе только 2 девушки проявляют высокую физическую раскрепощенность, у 4 испытуемых этот показатель находится на среднем уровне, у 10 - на низком. Оценка эмоциональной раскрепощенности показывает, что у большинства респондентов имеются значительные сложности с эмоциональным реагированием при работе «на публике» (11 опрошенных), у 3 участниц исследования зарегистрированы средние значения, у 2 - высокие.

Невербальное поведение отличалось суетливостью, резкими угловатыми движениями, чрезмерной жестикуляцией у 10 курсантов. У 4 испытуемых указанные признаки присутствовали, но проявлялись не так ярко, у 2 респондентов невербальное поведение соответствовало сложившейся ситуации.

По завершении экспериментального исследования отмечено существенное увеличение значений показателей, характеризующих развитие навыков ассертивного поведения: уровень физической раскрепощенности, по оценке экспертов, статистически значимо повысился - у 5 курсантов высокие величины, у 8 - средние, у 3 - низкие; степень эмоциональной раскрепощенности к концу исследования была высокой у 4 испытуемых, у 9 - средней, у 3 - низкой; в невербальной коммуникации девушки стали держаться увереннее, использовать меньше лишних движений и жестикуляции, пропала резкость движений, что может быть связано со снижением как нервно-психического напряжения, так и количества мышечных зажимов в результате воздействия экспериментальной программы.

На начальном этапе экспериментального исследования при задержании преступника курсанты демонстрировали неуверенность в собственных силах, большое число ошибочных действий при осуществлении боевых приемов (захватов, бросков и ударов). В финальной части эксперты отмечали, что уверенность в себе возросла, а также снизилось количество ошибок при выполнении тактических действий и применении боевых приемов. Статистический анализ показывает значимую разницу в оценках на завершающем этапе исследования.

О характере регулирования эмоционального состояния как важного фактора профессиональной подготовки будущего сотрудника органов внутренних дел и критерия ассертивного поведения судили по динамике совладания со своим поведением в специально организованном исследовании. Результаты двух серий эксперимента представлены в таблице 2. Так, количество запоминаемых цифр и слов в экспериментальной группе в обычных условиях возрастает к финальной части более чем на 20 % при наличии статистической разницы в показателях (p < 0,05).

Таблица 2 - Динамика профессионально важных качеств курсантов женского пола

на этапах исследования

Показатель Экспериментальная группа Wэмп Контрольная группа Wэмп

исходный конечный исходный конечный

Запоминание слов 6,9 ± 0,4 8,4 ± 0,6 164,5 6,8 ± 1,0 6,6 ± 1,3 244,0

Запоминание слов

под эмоциональным 5,7 ± 0,8 7,6 ± 0,7 148,0 5,3 ± 1,5 5,6 ± 1,4 257,5

воздействием

Запоминание чисел 4,5 ± 1,1 5,7 ± 0,6 174,5 4,2 ± 1,3 4,6 ± 1,7 245,0

Запоминание чисел

под эмоциональным 3,8 ± 1,8 6,1 ± 2,8 204,5 3,9 ± 1,4 4,5 ± 0,8 235,0

воздействием

Объем внимания 1 593 ± 26 1 624 ± 32 203,0 1 528 ± 98,6 1 496 ± 108,3 216,0

Количество ошибок 2,7 ± 1,7 0,8 ± 0,5 174,5 3,0 ± 2,5 1,6 ± 1,5 186,5

Во второй серии испытаний, когда экспериментатор оказывал эмоциональное воздействие на респондентов («Вы сможете мобилизоваться, если у Вас достаточно воли, уверенности в себе, решимости, устойчивости»), показатели в обеих группах значительно ухудшались на исходном этапе. Как правило, на данное влияние курсанты реагировали разнонаправленно, однако в целом произошло снижение результативности выполнения заданий в случае как с кратковременной памятью, так и с объемом и концентрацией внимания.

Полученные сведения согласуются с мнением ряда исследователей о том, что когнитивные и эмоциональные процессы имеют тесные взаимосвязи: эмоции воздействуют на выбор стратегии решения задач, а также на их результативность (Макеева и др., 2016; Оплетин, Еловиков, 2014). Осознанная регуляция эмоциональных проявлений у сотрудников органов внутренних дел является одним из ведущих профессионально важных качеств, поскольку должная настойчивость, способность к преодолению возникающих трудностей способствуют успешности выполнения профессиональной деятельности.

По завершении исследования в экспериментальной группе отмечены статистически значимые улучшения показателей кратковременной памяти (увеличилась результативность запоминания слов и цифр в обычных условиях, а также под эмоциональным воздействием). Кроме того, наблюдается статистически значимое снижение количества ошибок при выполнении корректурной пробы. В контрольной группе динамика изучаемых параметров оказалась статистически незначимой.

Таким образом, физическая подготовка курсантов женского пола в физкультурно-спортив-ной деятельности эффективна в том случае, если учитывается гендерный аспект, физическая нагрузка подбирается соответственно индивидуальным возможностям и способностям, а также созданы педагогические условия для успешной адаптации к специфике обучения в высших учебных заведениях МВД России. Применение в рамках физической подготовки курсантов женского пола дополнительных программ, с одной стороны, обусловливает существенные сдвиги в функциональном состоянии (кроссфит), а с другой - способствует расслаблению перегруженных мышц, раскрепощению на эмоциональном уровне и формированию навыков самоконтроля и уверенности в себе (Body & Mind), что в целом создает базу для ассертивного поведения.

Список источников:

Макеева В.С., Баркалов С.Н., Герасимов И.В. Координационные упражнения повышенной сложности в физической подготовке курсанток юридического вуза // Гуманитарные и социальные науки. 2016. № 3. С. 152-158.

Оплетин А.А., Еловиков В.П. Система саморазвития личности средствами физической культуры на основе концепции осознаваемого и неосознаваемого // Физическая культура: воспитание, образование, тренировки. 2014. № 5. С. 67-71.

Фаттахова Р.Р., Шерстобитов Ю.А. Возможности применения аудиовизуальной стимуляции как средства повышения стрессоустойчивости сотрудников ОВД // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55-7. С. 310-316.

Шагивалеева Г.Р. Психологическая безопасность образовательной среды как определяющий компонент сохранения психического здоровья // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55-7. С. 334-339.

References:

Fattahova, R.R. & Sherstobitov, Yu.A. (2017) Possible applications of audiovisual stimulation as a means of improving stress tolerance of police officers. Problems of Modern Pedagogical Education. (55-7), 310-316. (In Russian)

Makeeva, V.S., Barkalov, S.N. & Gerasimov, I.V. (2016) Coordination activities of increased complexity in the physical preparation of cadets of Law College. The Humanities and Social Sciences. (3), 152-158. (In Russian)

Opletin, A.A. & Elovikov, V.P. (2014) System of personality self-development via physical culture based on idea of conscious and unconscious mind. Physical Education: Education, Training. (5), 67-71. (In Russian)

Shagivaleeva, G.R. (2017) Psychological safety of educational milieu as a defining component of maintaining mental health. Problems of Modern Pedagogical Education. (55-7), 334-339. (In Russian)

Информация об авторах Д.В. Осипов - преподаватель, Академия Федеральной службы охраны Российской Федерации, Орел, Россия.

В.С. Макеева - доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Москва, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=159045.

Information about the authors D.V. Osipov - Lecturer, Academy of the Federal Security Service of the Russian Federation, Orel, Russia.

V.S. Makeeva - D.Phil. in Education Science, Professor, State University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism, Moscow, Russia.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=159045.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 06.10.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 03.11.2021; Принята к публикации / Accepted for publication 25.11.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.