Научная статья на тему 'ДИНАМИКА АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА КУРСАНТОВ ЖЕНСКОГО ПОЛА В ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО ВУЗА'

ДИНАМИКА АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА КУРСАНТОВ ЖЕНСКОГО ПОЛА В ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
26
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ ЖЕНСКОГО ПОЛА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / КРОССФИТ / BODY&MIND / ЮРИДИЧЕСКИЙ ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Макеева В.С., Осипов Д.В.

В работе раскрываются особенности организации физической подготовки курсантов женского пола в процессе обучения в юридическом вузе. Цель исследования - определить характер изменений в работе сердечно-сосудистой системы организма при внедрении программ Кроссфит и Body&Mind для накопления и реализации адаптационного потенциала курсантов женского пола в процессе обучения в юридическом вузе. Проведено тестирование обучающихся: бег на 1 000 м с включением задания на оперативное мышление до и после физической нагрузки, одновременным подсчетом частоты сердечных сокращений и определением ситуативной тревожности. В результате исследования выявлена экономизация в работе сердечно-сосудистой системы, снижение психической траты энергии, улучшение оперативного мышления курсантов женского пола к концу учебного года по сравнению с исходным уровнем. Полученные данные позволяют сделать вывод, что физическая нагрузка является действенным регулятором работы сердечно-сосудистой системы, одновременно угнетающим состояние реактивной тревожности испытуемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Макеева В.С., Осипов Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF ADAPTIVE POTENTIAL OF FEMALE CADETS IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ACTIVITY IN LAW SCHOOL

The peculiarities of organization of physical training of female cadets in the process of training in a law school are exposed in the article. The aim of the study is to define the character of changes in the work of cardiovascular system of organism when introducing Crossfit and Body&Mind programs to accumulate and implement the adaptive potential of female cadets in the process of education at a law school. Results. Introduction of programs Crossfit and Body&Mind in physical training of female cadets contribute to the effective accumulation and realization of adaptive potential, because take into account features of the service activities, as well as the socio-psychological situation of the law school, in which there are female cadets. To confirm that female cadets have sufficient adaptive potential by the fourth year, testing in 1000 m running with the inclusion of a task on operational thinking before running and after running with simultaneous counting of heart rate and determination of situational anxiety before and after running was conducted. The study revealed economization in the work of the cardiovascular system, reduction of mental energy expenditure, improvement of operational thinking of female cadets by the end of the academic year compared with the initial level. The data obtained allow us to conclude that physical activity is an effective regulator of the cardiovascular system, simultaneously inhibiting the state of reactive anxiety of the subjects.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА КУРСАНТОВ ЖЕНСКОГО ПОЛА В ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО ВУЗА»

Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 12. С. 258-262. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 12. P. 258-262.

Научная статья УДК 796.011.1

https://doi.org/10.24158/spp.2021.12.39

Динамика адаптационного потенциала курсантов женского пола в физкультурно-спортивной деятельности юридического вуза

Вера Степановна Макеева1, Дмитрий Васильевич Осипов2

''Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Москва, Россия, vera_191@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-5969-4324 2Академия Федеральной службы охраны Российской Федерации, Орел, Россия, 14041990osa@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-5915-8190

Аннотация. В работе раскрываются особенности организации физической подготовки курсантов женского пола в процессе обучения в юридическом вузе. Цель исследования - определить характер изменений в работе сердечно-сосудистой системы организма при внедрении программ Кроссфит и Body&Mind для накопления и реализации адаптационного потенциала курсантов женского пола в процессе обучения в юридическом вузе. Проведено тестирование обучающихся: бег на 1 000 м с включением задания на оперативное мышление до и после физической нагрузки, одновременным подсчетом частоты сердечных сокращений и определением ситуативной тревожности. В результате исследования выявлена экономизация в работе сердечно-сосудистой системы, снижение психической траты энергии, улучшение оперативного мышления курсантов женского пола к концу учебного года по сравнению с исходным уровнем. Полученные данные позволяют сделать вывод, что физическая нагрузка является действенным регулятором работы сердечно-сосудистой системы, одновременно угнетающим состояние реактивной тревожности испытуемых.

Ключевые слова: курсанты женского пола, физическая подготовка, кроссфит, Body&Mind, юридический вуз

Для цитирования: Макеева В.С., Осипов Д.В. Динамика адаптационного потенциала курсантов женского пола в физкультурно-спортивной деятельности юридического вуза // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 12. С. 258-262. https://doi.org/10.24158/spp.2021.12.39.

Original article

Dynamics of adaptive potential of female cadets in physical culture and sports activity

in law school

Vera S. Makeeva1, Dmitry V. Osipov2

1Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism, Moscow, Russia, vera_191@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-5969-4324 2Academy of the Federal Security Service of the Russian Federation, Orel, Russia, 14041990osa@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-5915-8190

Abstract. The peculiarities of organization of physical training of female cadets in the process of training in a law school are exposed in the article. The aim of the study is to define the character of changes in the work of cardiovascular system of organism when introducing Crossfit and Body&Mind programs to accumulate and implement the adaptive potential of female cadets in the process of education at a law school. Results. Introduction of programs Crossfit and Body&Mind in physical training of female cadets contribute to the effective accumulation and realization of adaptive potential, because take into account features of the service activities, as well as the socio-psychological situation of the law school, in which there are female cadets. To confirm that female cadets have sufficient adaptive potential by the fourth year, testing in 1000 m running with the inclusion of a task on operational thinking before running and after running with simultaneous counting of heart rate and determination of situational anxiety before and after running was conducted. The study revealed economization in the work of the cardiovascular system, reduction of mental energy expenditure, improvement of operational thinking of female cadets by the end of the academic year compared with the initial level. The data obtained allow us to conclude that physical activity is an effective regulator of the cardiovascular system, simultaneously inhibiting the state of reactive anxiety of the subjects. Keywords: female cadets, physical training, crossfit, Body&Mind, law school

© Макеева В.С., Осипов Д.В., 2021

For citation: Makeeva, V.S. & Osipov, D.V. (2021) Dynamics of adaptive potential of female cadets in physical culture and sports activity in law school. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (12), 258-262. Available from: doi:10.24158/spp.2021.12.39 (In Russian).

Проблемы профессиональной подготовки компетентных, высокопрофессиональных сотрудников МВД приобретают все большую актуальность в связи с приемом в вузы курсантов женского пола и особыми требованиями к их адаптивным способностям и профессионально-важным качествам. С определенного момента число сотрудников-женщин в органах внутренних дел увеличилось настолько, что требует специального внимания, связанного с удовлетворением потребностей курсантов женского пола к получению профессии в вузах системы МВД. В связи с этим актуальность приобретает подбор средств, методов и организации физической подготовки девушек для их успешной адаптации в вузе. При этом необходимо помнить, что процесс адаптации -это не проходящая «мода», а глубоко специфичная организация профессионального образования, в том числе и в методике физической подготовки.

В рамках настоящего исследования была предпринята попытка выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить готовность курсантов женского пола к реализации адаптационного потенциала в физкультурно-спортивной деятельности юридического вуза.

Учеными установлено, что сегодня созданы определенные предпосылки для решения исследовательских и образовательных задач адаптации для обеспечения равных возможностей развития и профессионализации женщин в системе вузов МВД (Кодзоков, 2018; Макеева и др., 2018; Малыгина, 2008).

В ряде исследований отмечается значительная роль физкультурно-спортивной деятельности в создании предпосылок для самопознания и полноценной умственной деятельности, обеспечения активности в профессиональном труде посредством увеличения способности человека к перенесению больших физических нагрузок, а также в результате формирования определенных личностных качеств (требовательности, воли). Указанные аспекты являются катализаторами адаптационных ответов, которые по мере частоты и степени их реализации обеспечивают дифференцированность приспособленческих реакций обучающихся, их локальность и специфичность, что дает возможность разработки индивидуальной стратегии адаптации субъекта учебного труда с учетом влияния на него фактора социальной активности образовательной макросреды вуза (Малыхина, 2008).

Для оценки долгосрочной адаптации сердечно-сосудистой системы организма в экспериментальной части формирующего этапа исследования были привлечены курсанты женского пола в количестве 36 человек. Определялись возможности сердечно-сосудистой системы (производился замер частоты сердечных сокращений, давления, вычислялся коэффициент Квааса, вегетативный индекс Кердо и коэффициент экономизации кровообращения), фиксировались параметры общего физического развития (рост, вес, индекс массы тела).

Для повышения эффективности физической подготовки курсантов женского пола нами была разработана программа занятий на основе комплексной методики Кроссфита. С учетом гендерного подхода ее применение было комбинировано с реализацией программы тренировок Body&Mind. Обе программы, по нашему мнению, способствуют накоплению курсантами адаптационного потенциала, т.к. позволяют учитывать интересы и индивидуальные особенности обучающихся женского пола, создают широкие возможности для совершенствования основных физических качеств и активизации функциональных резервов.

Исследование учитывает индивидуальные особенности женского организма, а также опирается на общепринятые принципы спортивной тренировки, которые сведены к следующим положениям: эффективность, саморегуляция, поддержание режима питания и водно-солевого баланса, соблюдение распорядка дня, четкая организация предстоящих занятий, дифференциация нагрузки и регуляция ее интенсивности, учет индивидуальных особенностей, контроль терморегуляции, учет психологических особенностей и поддержание мотивации к физическому самосовершенствованию.

В ходе реализации эксперимента были выполнены программные замеры показателей физического развития и состояния сердечно-сосудистой системы курсантов женского пола до начала применения к ним положений разработанной программы и после. Результаты приведены в табл.1.

На исходном этапе исследования показатели артериального давления находились в пределах нормы, при этом отмечался незначительный разброс значений либо его отсутствие (как в случае с систолическим артериальным давлением), показатели частоты сердечных сокращений у всех испытуемых также находились в пределах нормы. Средние значения вегетативного индекса Кердо были смещены.

Таблица 1 - Динамика показателей физического развития и состояния сердечно-сосудистой системы курсантов женского пола на разных этапах эксперимента

Показатели Исходный этап эксперимента Конечный этап эксперимента Разница в % Р

Систолическое артериальное давление (САД), мм. рт. ст. 120 ± 0 106 ± 11,54 13,21 p < 0,05

Диастолическое артериальное давление (ДАД), мм. рт. ст. 79,5 ± 2,24 70 ± 8,58 13,57 p < 0,05

Пульсовое артериальное давление (ПАД), мм. рт. ст. 40,5 ± 2,24 36,5 ± 4,62 10,96 p > 0,05

Частота сердечных сокращений (ССС), уд./мин 70,85 ± 2,62 70,35 ± 6,0 0,71 p > 0,05

Коэффициент экономизации кровообращения (КЭК) 2 900 ± 159,08 2 441,78 ± 680,56 18,76 p < 0,05

Коэффициент Квааса (КВ) 17,55 ± 1,18 19,60 ± 3,26 10,46 p > 0,05

Вегетативный индекс Кердо (ВИК) -12,31 ± 4,12 0,13 ± 12,17 - p < 0,01

Адаптационный потенциал (АП) 2,07 ± 0,2 1,84 ± 0,25 12,5 p < 0,05

Рост 168 ± 0,09 169 ± 0,08 0,59 p > 0,05

Вес 59,15 ± 8,68 60,95 ± 10,82 2,95 p > 0,05

Индекс массы тела (ИМТ) 20,75 ± 1,63 20,13 ± 5,10 3,08 p > 0,05

Показатели адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы по завершении исследования статистически значимо улучшились на 12,5 %. Это значит, что происходящие адаптационные перестройки, несмотря на то, что они вызывают утомление обучающихся, способствуют нормализации функционального состояния организма и общего состояния здоровья респондентов.

Анализ изменений в сердечно-сосудистой системе курсантов позволяет сделать следующие выводы:

- на начальном этапе обучения у испытуемых были зафиксированы сходные показатели, характеризующиеся преобладанием парасимпатических влияний, что может быть объяснено серьезным профессиональным отбором при поступлении в вузы системы МВД;

- результаты замеров на конечном этапе свидетельствуют не об ожидаемом однонаправленном сдвиге показателей, а о разнонаправленном, с увеличением разброса значений;

- индекс функциональных изменений (адаптационный потенциал) системы кровообращения позволяет нам сделать вывод о позитивных адаптационных перестройках организма курсантов женского пола, происходящих в результате физических нагрузок.

Важно на всех этапах подготовки курсантов соблюдать принцип дифференциации нагрузки для обеспечения адекватной адаптации обучающихся к ней, т.к. состояние сердечно-сосудистой системы является важным маркером, позволяющим предотвратить срыв адаптации и при необходимости скорректировать уровень нагрузки на организм должным образом.

Для подтверждения того, что адаптационный потенциал за период обучения в вузе курсантами женского пола накоплен в достаточном количестве, на 4 курсе дважды было проведено тестирование в беге на 1 000 метров с включением заданий на проявление оперативной памяти и решение задач до физической нагрузки и после нее. В ходе него фиксировалась частота сердечных сокращений, осуществлялась оценка реактивной тревожности участников эксперимента по Спил-бергеру до и после бега. Предполагалось, что такая нагрузка спровоцирует значительные изменения в работе сердечно-сосудистой системы, и по цепочке - само ожидание бега и выполнение заданий на решение примеров должно было оказать стрессовое воздействие и вызвать у испытуемых негативные процессы реактивной тревожности в переживаниях за результат оперативного мышления при решении арифметических задач. Результаты испытания представлены в табл. 2.

Таблица 2 - Динамика адаптации организма курсантов женского пола к физической нагрузке в начале и конце 4 курса_

Показатели Исходный этап Разница в % Конечный этап Разница в %

до нагрузки после нагрузки до нагрузки после нагрузки

Бег 1000 м (сек.) 277,2 ± 1 258,7 ± 7,2 10,751

Память (количество правильно решенных задач) 13,66 ± 3 14,79 ± 2,7 7,64 14,38 ± 4,1 16,03 ± 3,2 10,29

Реактивная тревожность (усл. баллы) 11,38 ± 1,5 11,17 ± 1,5 1,88 10,62 ± 2 9,97 ± 3,2 6,52

ЧСС (10 сек.) 17,71 ± 1,9 23,45 ± 1,5 24,48 16,79 ± 2,8 22,76 ± 3,2 26,23

1 Изменения результата в беге по отношению к исходному результату, показанному в начале эксперимента.

Анализ данных, полученных в начале исследования, свидетельствует о том, что результаты в беге на 1 000 метров характеризуют адаптивный уровень состояния скоростно-силовой выносливости испытуемых. Они находятся в пределах 277, 2 ± 1 сек., что в среднем по 4-балльной шкале соответствует 3.

Вместе с тем в процессе исследования установлено, что высокое напряжение функционального состояния сердечно-сосудистой системы, которое было связано с выполнением физической нагрузки, не вызвало отрицательных изменений в оперативной памяти участников эксперимента, а наоборот. Сразу после физической нагрузки при запоминании и сложении чисел количество правильно решенных задач увеличилось в среднем до 14,79 по сравнению с показателями до бега - 13,66. Положительные результаты видны также по тенденции к снижению отклонения от среднего значения. В целом улучшение составило 7,64 %.

Кроме того, было отмечено, что воздействие физической нагрузки (бег на 1 000 метров) приводит к незначительному снижению реактивной тревожности.

На конечном этапе эксперимента при повторном испытании результаты в беге значительно улучшены до 258,7 ± 7,2 сек., что выше исходных данных на 7,2 %. Средняя оценка сместилась в сторону 4 баллов, что может быть принято как увеличение адаптационного потенциала испытуемых.

В показателях оперативного мышления при решении арифметических задач зафиксировано 14,38 правильно записанных сумм, что несколько выше, чем на исходном этапе. Данный результат находится в пределах ± 0,25а и свидетельствует о средней эффективности. Однако разброс значений внутри группы, как на этапах исследования, так и в связи с применением физической нагрузки, достаточно велик, что, возможно, обусловлено наследственными факторами, которые в меньшей степени подвергаются средовым влияниям (Макеева и др., 2017; 2018). Вместе с тем к концу эксперимента наблюдается улучшение количества правильно решенных задач на 10,29 %, что, на наш взгляд, является и результатом определенного тренинга в процессе профессионального обучения.

В показателях функционирования сердечно-сосудистой системы общая картина складывается следующим образом: до бега отмечалось учащение пульса по отношению к основному обмену, связанное с ожиданием нагрузки и необходимой стимуляцией систем организма для ее выполнения. Ожидание нагрузки привело к повышению частоты сердечных сокращений (ЧСС) перед бегом до 92 уд/мин, что составило разницу по сравнению с основным обменом в 20 ударов.

На исходном и конечном этапе вариабельность ЧСС незначительна и отражает более экономный режим работы сердца (в среднем на 5,5 уд/мин по отношению к исходному уровню). Эта разница может также быть отнесена к эффекту накопления адаптационного потенциала. На конечном этапе эксперимента частота сердечных сокращений после нагрузки увеличилась на 26,23 %, но этот показатель значительно лучше, чем ответная реакция на нагрузку в начале эксперимента.

Исследование показало, что функционирование сердечно-сосудистой системы организма после нагрузки, оцениваемое по частоте сердечных сокращений, также осуществлялось в более экономном режиме, чем в начале эксперимента, несмотря на то, что курсанты бежали с более высокой скоростью, чем на исходном этапе.

В отношении реактивной тревожности как реакции на нагрузку зафиксирована аналогичная картина, свидетельствующая о более экономной трате психической энергии к концу эксперимента.

Таким образом, установлено, что процесс накопления адаптационного потенциала к профессиональной деятельности в юридическом вузе в рамках его значимого компонента - физ-культурно-спортивной деятельности - стал более эффективным в результате применения разработанной авторской программы, учитывающей специфику учебной и служебной деятельности курсантов женского пола, а также особенности социально-психологической ситуации, в которой они находятся.

Систематичность физической нагрузки в течение учебного года приводит к улучшению показателях бега на 1 000 метров, демонстрируемых обучающимися, и одновременно с этим к эко-номизации в функционировании сердечно-сосудистой системы, снижению психической траты энергии. Это создает возможности для улучшения оперативного мышления курсантов женского пола, что может иметь решающее значение для эффективности принимаемых действий в экстремальных условиях служебной деятельности. Физическая нагрузка в эксперименте играла роль регулятора сердечно-сосудистой системы, одновременно угнетающим состояние реактивной тревожности испытуемых (Макеева и др., 2017).

Список источников:

Кодзоков А.Х. Некоторые вопросы адаптации женщин-полицейских к профессиональной деятельности // Наука и спорт: современные тенденции. 2018. Т. 19, № 2 (19). С. 74-79.

Макеева В.С., Баркалов С.Н., Герасимов И.В. Динамика адаптации курсантов разного пола к условиям обучения в юридическом вузе // Наука и спорт: современные тенденции. 2018. Т. 19, № 2 (19). С. 79-83.

Макеева, В.С., Баркалов С.Н., Алдошин А.В. Физическая подготовка курсантов женского пола, обучающихся в вузах МВД России, направленная на развитие профессионально важных качеств // Педагогический журнал. 2017. Т. 7, № 2А. С. 26-35.

Малыгина О.В. К проблеме специфики адаптационных процессов сотрудников ОВД в период их профессионального становления // Вестник интегративной психологии. 2008. № 6. С. 114-115.

References:

Kodzokov, A. Kh. (2018) Certain Aspects of Adaptation of Female Police Officers to Professional Activity. Nauka i sport: sovremennye tendentsii. 19 (2 (19)), 74-79 (in Russian).

Makeeva, V. S., Barkalov, S. N. & Gerasimov, I. V. (2018) Dynamics of Adaptation of Students of Different Gender to Training Conditions in a Law Institute. Nauka i sport: sovremennye tendentsii. 19 (2 (19)), 79-83 (in Russian).

Makeeva, V. S., Barkalov, S. N., Aldoshin, A. V. (2017) Physical Training of Female Cadets Studying at the Universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Aimed at Developing Professionally Important Qualities. Pedagogicheskiizhurnal. 7 (2А), 26-35 (in Russian).

Malygina, O. V. (2008) K probleme spetsifiki adaptatsionnykh protsessov sotrudnikov OVD v period ikh professional'nogo stanovleniya [To the Problem of the Specifics of the Adaptation Processes of ATS Employees During Their Professional Formation]. Vestnik integrativnoi psikhologii. (6), 114-115 (in Russian).

Информация об авторах В.С. Макеева - доктор педагогических наук, профессор Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Москва, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=159045. SPIN-код: 7602-6139.

Д.В. Осипов - сотрудник Академии Федеральной службы охраны Российской Федерации, Орел, Россия.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=855016. SPIN-код: 8920-5060.

Information about the author V.S. Makeeva - D.Phil. in Pedagogical Sciences, Professor, Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism, Moscow, Russia.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=159045. SPIN: 7602-6139.

D.V. Osipov - Staff Member, Academy of the Federal Security Service of the Russian Federation, Orel, Russia.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=855016. SPIN: 8920-5060.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 30.11.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 06.12.2021; Принята к публикации / Accepted for publication 23.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.