Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЖЕНСКОГО ПОЛА'

ВЛИЯНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЖЕНСКОГО ПОЛА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
курсанты и студенты женского пола / юридический вуз / гуманитарный вуз / профессиональные мотивы / ресурсы / физкультурно-спортивная деятельность. / cadets and female students / legal higher education institution / liberal arts college / professional motives / resources / sports activity.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В С. Макеева, Г А. Ямалетдинова, Д В. Осипов, Д В. Кучумов

Исследование раскрывает особенности влияния физкультурно-спортивной деятельности на профессионально-личностное развитие и выбор мотивов обучения курсантами юридического вуза и студентами гуманитарного вуза женского пола. Проведен опрос по разработанной нами методике для выявления отношения к физкультурно-спортивной деятельности и ее реализации в профессиональной подготовке. Мотивы выбора профессии определяли по методике Кетько С.М., Пакулиной С.А., модифицированной нами с учетом особенностей профессиональной подготовки привлекаемого контингента обучающихся. Установлено, что физкультурно-спортивная деятельность накладывает отпечаток на выбор профессии как основание для профессионально-личностного развития, способствует процессу адаптации в период обучения в вузе, определяет особенности поведения в выборе жизненного пути на основе установления более зрелых отношений с другими, приобретения определенного социального статуса и личностной системы ценностей. Физкультурно-спортивная деятельность, как искусственно созданная среда, требует мобилизации физических, психических и нравственных качеств респондентов в критических ситуациях и выступает средством и методом раскрытия их резервных возможностей. Это способствует переносу накопленного опыта в жизненные и профессиональные ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В С. Макеева, Г А. Ямалетдинова, Д В. Осипов, Д В. Кучумов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF SPORTS AND SPORTS ACTIVITIES ON VOCATIONAL TRAINING IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF FEMALE STUDENTS

The study reveals specifics of influence of sports and sports activity on professional and personal development and selection of motives of training by cadets of law university and students of humanitarian university of female sex. The survey is conducted on the methodology developed by us to detect attitude to sports and sports activity and its implementation in professional training. Reasons for choosing a profession are determined by the method of Ketko S.M., Pakulin S.A., modified by us taking into account the peculiarities of professional training of the attracted population of students. It has been established that sports activities imprint on the choice of profession as the basis for the development of professional and personal development, contribute to the process of adaptation during university studies, determine the peculiarities of behavior in the choice of a life path based on the establishment of more mature relations with others, gain a certain social status and a system of personal values. Sports activities, as an artificially created environment, require the mobilization of the physical, mental and moral qualities of respondents in critical situations and act as a means and method of revealing their reserve capabilities. This facilitates the transfer of lessons learned to life and professional situations.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЖЕНСКОГО ПОЛА»

вузах, где дисциплину «Мировая экономика», например, изучают на английском языке, можно встретить самое большое количество приглашенных из-за рубежа лекторов, но постепенно «свой» профессорско-преподавательский состав получает в штатном расписании все больше лекций и семинаров на иностранном языке. Это хороший тренд для более активного внедрения технологии ОХ

Делая вывод об использовании в образовательном процессе интегратив-ного компонента как связующего звена при передаче знаний о специальности на иностранном языке, стоит отметить технологию предметно-языкового интегрированного обучения в неязыковом вузе как одну из перспективных. Именно интегративный компонент влияет на многие сфере педагогической деятельности в ходе подготовки специалистов для современной экономики России, которая

Библиографический список

прочно связана с глобальными экономическими процессами и не может остаться в стороне от дальнейшего вхождения в мировой рынок. Приобретение профессиональных навыков, развитие методологических основ процесса обучения в вузе, социальная адаптация студентов в процессе учебы и после окончания вуза, культурологическое развитие личности, создание психологического комфорта в процессе обучения в высшем учебном заведении, возможность развития умений и навыков в ходе иноязычного образования учащихся - этот список задач можно продолжать бесконечно, но без понимания сущности связующих их элементов нельзя подготовить действительно высококлассного специалиста, который был бы конкурентоспособен на рынке труда не только в своей стране, но и за рубежом.

1. Aндреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2000.

2. Кеспиков В.Н., Белоусова C.A., Орел A.E. Модернизационные риски в территориальной образовательной системе. Народное образование. 2010. № 2: 83 - 87.

3. Загвязинский В.И., Aтаханов Р Методология и методы психолого-педагогического исследования. Москва: Aкадемия, 2005.

4. Ключарев HA., Пахомова Е.И., Кофанова E.H. Самообразование взрослых. Общественные науки и современность. 2003; № 4: 37 - 46.

5. Сериков ГН., Волкова МА, Котлярова И.О. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами: учебное пособие. Челябинск: ЮУрГУ 2003.

6. Научная школа личностно-ориентированного профессионального образования B.A. Сластенина. Педагогическое образование и наука. 2010; № 8: 4 - 9.

7. Емельянова МА Становление профессиональной зрелости социального педагога в образовательном процессе вуза. Диссертация ... доктора педагогических наук. Оренбург, 2005.

8. Дубинина TA., Звягинцева Е.П., Кондрахина Н.Г. Теоретико-методологические подходы к обеспечению финансовой грамотности посредством предметно-языкового интегрированного обучения: монография. Москва: PУСAЙHС, 2019.

9. Виссема Й. Университет 3.0. Available at: http://www.tsu.ru/podrobnosti/kak-izmenyatsya-universitety-v-techenie-sleduyushchikh-20-let/

10. Проскура О.В., Минин М.Г, Бенсон ГФ. Опыт реализации программ международной академической мобильности. Вестник ФГОУ ВО "Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина". 2014; № 1 (61): 11 - 14.

References

1. Andreev V.I. Pedagogika: uchebnyj kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya. Kazan': Centr innovacionnyh tehnologij, 2000.

2. Kespikov V.N., Belousova S.A., Orel A.E. Modernizacionnye riski v territorial'noj obrazovatel'noj sisteme. Narodnoeobrazovanie. 2010. № 2: 83 - 87.

3. Zagvyazinskij V.I., Atahanov R. Metodologiya i metody psihologo-pedagogicheskogo issledovaniya. Moskva: Akademiya, 2005.

4. Klyucharev G.A., Pahomova E.I., Kofanova E.N. Samoobrazovanie vzroslyh. Obschestvennye naukiisovremennost'. 2003; № 4: 37 - 46.

5. Serikov G.N., Volkova M.A., Kotlyarova I.O. Vzaimodejstvie social'nyh institutov v upravlenii obrazovatel'nymi sistemami: uchebnoe posobie. Chelyabinsk: YuUrGU, 2003.

6. Nauchnaya shkola lichnostno-orientirovannogo professional'nogo obrazovaniya V.A. Slastenina. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2010; № 8: 4 - 9.

7. Emel'yanova M.A. Stanovlenie professional'noj zrelosti social'nogo pedagoga v obrazovatel'nom processe vuza. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Orenburg, 2005.

8. Dubinina G.A., Zvyaginceva E.P., Kondrahina N.G. Teoretiko-metodologicheskie podhody k obespecheniyu finansovoj gramotnosti posredstvom predmetno-yazykovogo integrirovannogo obucheniya: monografiya. Moskva: RUSAJNS, 2019.

9. Vissema J. Universitet 3.0. Available at: http://www.tsu.ru/podrobnosti/kak-izmenyatsya-universitety-v-techenie-sleduyushchikh-20-let/

10. Proskura O.V., Minin M.G., Benson G.F. Opyt realizacii programm mezhdunarodnoj akademicheskoj mobil'nosti. VestnikFGOU VO "Moskovskijgosudarstvennyjagroinzhenernyj universitet imeni V.P. Goryachkina". 2014; № 1 (61): 11 - 14.

Статья поступила в редакцию 20.01.20

УДК 37.042.1

Makeeva V.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism (Moscow, Russia), E-mail: vera_191@mail.ru

Yamaletdinova G.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Head of Department of Improving Training and Professional and Applied Physical Training, Humanities university (Yekaterinburg, Russia), E-mail: yamalga@mail.ru

Osipov D.V., postgraduate, Orel legal institute of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation n.a. V.V. Lukyanov (Orel, Russia), E-mail: 14041990osa@rambler. ru

Kuchumov D.V., postgraduate, Department of Improving Training and Professional and Applied Physical Training, Humanities university (Yekaterinburg, Russia), E-mail: ku.dm2015@yandex.ru

INFLUENCE OF SPORTS AND SPORTS ACTIVITIES ON VOCATIONAL TRAINING IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF FEMALE STUDENTS.

The study reveals specifics of influence of sports and sports activity on professional and personal development and selection of motives of training by cadets of law university and students of humanitarian university of female sex. The survey is conducted on the methodology developed by us to detect attitude to sports and sports activity and its implementation in professional training. Reasons for choosing a profession are determined by the method of Ketko S.M., Pakulin S.A., modified by us taking into account the peculiarities of professional training of the attracted population of students. It has been established that sports activities imprint on the choice of profession as the basis for the development of professional and personal development, contribute to the process of adaptation during university studies, determine the peculiarities of behavior in the choice of a life path based on the establishment of more mature relations with others, gain a certain social status and a system of personal values. Sports activities, as an artificially created environment, require the mobilization of the physical, mental and moral qualities of respondents in critical situations and act as a means and method of revealing their reserve capabilities. This facilitates the transfer of lessons learned to life and professional situations.

Key words: cadets and female students, legal higher education institution, liberal arts college, professional motives, resources, sports activity.

В.С. Макеева, д-р пед. наук, проф., Государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, г. Москва, E-mail: vera_191@mail.ru

Г.А. Ямалетдинова, зав. каф. оздоровительной тренировки и профессионально-прикладной физической подготовки, Гуманитарный университет; г. Екатеринбург, E-mail: yamalga@mail.ru

Д.В. Осипов, аспирант, Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, г. Орёл, E-mail: 14041990osa@rambler.ru

Д.В. Кучумов, аспирант, Гуманитарный университет; г. Екатеринбург, E-mail: ku.dm2015@yandex.ru

ВЛИЯНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЖЕНСКОГО ПОЛА

Исследование раскрывает особенности влияния физкультурно-спортивной деятельности на профессионально-личностное развитие и выбор мотивов обучения курсантами юридического вуза и студентами гуманитарного вуза женского пола. Проведен опрос по разработанной нами методике для выявления отношения к физкультурно-спортивной деятельности и ее реализации в профессиональной подготовке. Мотивы выбора профессии определяли по методике Кетько С.М., Пакулиной С.А., модифицированной нами с учетом особенностей профессиональной подготовки привлекаемого контингента обучающихся. Установлено, что физкультурно-спортивная деятельность накладывает отпечаток на выбор профессии как основание для профессионально-личностного развития, способствует процессу адаптации в период обучения в вузе, определяет особенности поведения в выборе жизненного пути на основе установления более зрелых отношений с другими, приобретения определенного социального статуса и личностной системы ценностей. Физкультурно-спортивная деятельность, как искусственно созданная среда, требует мобилизации физических, психических и нравственных качеств респондентов в критических ситуациях и выступает средством и методом раскрытия их резервных возможностей. Это способствует переносу накопленного опыта в жизненные и профессиональные ситуации.

Кточевые слова: курсанты и студенты женского пола, юридический вуз, гуманитарный вуз, профессиональные мотивы, ресурсы, физкуль-турно-спортивная деятельность.

По принятым традициям в вузах силовых ведомств увлечение спортом среди курсантов и слушателей активно поддерживается как фактор, способствующий профессиональному становлению и развитию, а также профессиональной самореализации [1, с. 23 - 28; 2, с. 144 - 156; 3, с. 26 - 35]. В ряде исследований показана ведущая роль физкультурно-спортивной деятельности в подготовке будущего офицера, выступая необходимым условием формирования образа его профессионального будущего как части ценностно-смысловых оснований профессиональной идентичности [1, с. 23 - 28; 2, с. 144 - 156; 4, с. 32 - 35]. В частности, в процессе анализа теоретических источников установлено, что профессиональный и массовый спорт оказывают положительное влияние на совершенствование конкурентных качеств личности [4, с. 32 - 35]. Однако физическая культура и спорт не обязательно обеспечивает «автоматическое» развитие и личной и профессиональной конкурентоспособности. Необходимо создать специальные условия и целенаправленную организацию образовательного процесса для формирования профессионально-важных качеств для их проявления в профессиональных условиях взаимодействия. Поэтому составляет определенный интерес исходные позиции и состояния лиц, поступающих учиться в вузы, в частности в вузы силовых ведомств. Особый интерес составляет поступление в такие вузы лиц женского пола в связи с неоднозначными взглядами общества на данный факт [5, с. 37 - 40; 6, с. 52 - 53; 7, с. 64 - 81].

Круг интересов настоящего исследования определяется ролью физкультур-но-спортивной деятельности в профессиональной подготовке и профессионального выбора у курсантов и студентов женского пола. Полагаем, что системное изучение роли физкультурно-спортивной деятельности в профессиональном и личностном развитии обучающихся вузов не получило своего развития в должной степени.

Учитывая, что результат у мужчин и женщин обеспечивается разными наборами личностных качеств, нами проведен опрос респондентов женского пола - курсантов юридического вуза (Орловский юридический институт), студентов гуманитарного вуза (студентки, занимающиеся в секции «кудо») на предмет выявления отношения к физкультурно-спортивной деятельности и ее роли в профессиональной подготовке, а также их связи с мотивами выбора профессии.

Для сравнительного анализа выбраны группы исследуемых, особенность которых заключается в том, что в группе курсантов значимое место в профессиональной подготовке отводится физической подготовке, а группа студенток-спортсменок уже на этапе вхождения в профессию отвела значимое место физической подготовке по собственной инициативе. Общими же для обеих групп респондентов является то, что на физическую подготовку в течение учебного года они в среднем отводили 7,8 ± 0,6 часа в неделю. При этом студенты наряду с обязательными занятиями по физической культуре систематически посещали спортивную секцию «кудо» (современное полноконтактное боевое единоборство). Не все студентки имеют спортивные разряды и не все нацелены на их получение.

Для курсантов, чья физическая активность строго очерчена кругом дисциплины «Физическая культура», обязательными элементами являются занятия по рукопашному бою. Они во внеучебное время также участвовали в занятиях различными видами спорта, а отдельная часть посещала занятия в фитнес-клу-бах, тренажерных залах и т.п. Таким образом, выбор респондентов определен тем, что для всех важным моментом является то, что они в процессе обучения в своих вузах нацелены на освоение двигательных навыков единоборств и имеют примерно равное количество времени, отводимого на физкультурно-спортивную деятельность.

Таблица 1

Актуализация ресурсов физкультурно-спортивной деятельности личности в профессиональной подготовке

курсантов и студентов женского пола

Показатели Курсанты Студенты

Возможности физкультурно-спортивной деятельности в профессиональной подготовке

Знания о ценностях физической культуры выступают как основа своих личных ценностных ориентаций и мотивов 8,69 ± 1,74 7,83 ± 1,21

Способствует формированию мотивов в отстаивании своих позиций и убеждений в кризисных ситуациях 8,88 ± 1,45 7,8 ± 1,22

Положительно влияет на эмоции и качества личности (общительность, толерантность, доброжелательность) 9,25 ± 0,86 8,38 ± 1,58

Способствует формированию самоконтроля и произвольной саморегуляции 9,44 ± 0,96 8,78 ± 1,39

В неожиданных условиях позволяет быстро ориентироваться и принимать адекватные решения 9,81±0,54 8,36 ± 1,84

Обеспечивает овладение навыками самоанализа и самооценки 9 ± 1,16 8,36 ± 1,64

Знания о комплексном влиянии средств и методов физической подготовки влияют на профессиональное становление 9,1 ± 1,31 7,41 ± 1,84

Широкий запас знаний о ценностях физической культуры лежат в основе физического самосовершенствования 8,88 ± 1,2 8,81 ± 1,18

Реализация знаний, умений и навыков применения средств и методов физкультурно-спортивной деятельности в профессиональной подготовке

Понимаю значимость и роль физкультурно-спортивной деятельности в профессиональной подготовке 8,81 ± 1,17 9,14 ± 0,89

Знания о физическом совершенствовании гибко применяю при анализе жизненных и профессиональных ситуаций 8,94 ± 1,12 8,06 ± 0,8

Стремлюсь к осознанию способов своей самореализации в физкультурно-спортивной деятельности 9,19 ± 0,91 9,21 ± 0,9

Стремлюсь к личностной самореализации в физкультурно-спортивной деятельности, проектирую развитие своей личности 9,63 ± 0,62 8,91 ± 1,55

Умею самостоятельно ставить реалистичные цели самосовершенствования и самовоспитания, достигать их в ситуациях помех 9,63 ± 0,62 8,42 ± 1,73

Поступки и поведение в физкультурно-спортивной деятельности переношу в процесс профессионализации и жизнедеятельности 9,13 ± 1,31 9,0 ± 1,73

Умею передать ценности физкультурно-спортивной деятельности другим, создавать позитивный стиль общения 9,25 ± 0,86 8,86 ± 0,9

Обеспечивает безопасное поведение в критических ситуациях 9,6 9± 0,79 8,26 ± 1,21

В процессе исследования выявлена роль физкультурно-спортивной деятельности в профессиональной подготовке респондентов по результатам самооценки. С этой целью нами за основу взята анкета, разработанная Кетько С.М., Пакулиной С.А. и модифицированная нами с учетом привлекаемого контингента обучающихся [8]. Анкета включает 16 вопросов, позволяющих, на наш взгляд, выявить: а) возможности физкультурно-спортивной деятельности в профессиональной подготовке; б) знания, умения и навыки конкретной личности в применении средств и методов физкультурно-спортивной деятельности в профессиональной подготовке. Курсанты женского пола и студентки, занимающиеся в секции кудо, давали ответы о развитии у себя данного качества в соответствии с 10-балльной шкалой, которые далее обработаны методами математической статистики с последующим расчетом среднего и среднеквадратического отклонения. Далее полученные баллы по значимости выбора респондентами подвергнуты ранжированию.

Результаты исследования и их обсуждение. Согласно современным воззрениям, физкультурно-спортивная деятельность играет доминирующую роль в формировании физической культуры личности как значимый фактор формирования ряда компетенций и личностно-профессиональных качеств обучающихся вузов [4, с. 32 - 35; 5, с. 37 - 40; 9, с. 35 - 37; 3, с. 26 - 35]. Как отмечает ряд авторов, на начальном этапе адаптации к обучению в вузе выбор определенной профессии в сочетании с занятиями физкультурно-спортивной деятельностью могут быть гармоничными или конфликтными, основанными на противоречии жизненных целей, а возможно, и незрелыми из-за неспособности согласовать в сознании свое психологическое будущее сразу по двум направлениям развития [2, с. 144 - 156; 4, с. 32 - 35, 10, с. 35 - 42]. Полученные нами данные о выявлении взглядов респондентов на роль физкультурно-спортивной деятельности в профессиональной подготовке на исходном этапе представлены в таблице 1.

Анализ полученных результатов позволил установить, что физкультур-но-спортивная деятельность оказывает положительное влияние на развитие ценностных ориентаций, эмоциональных проявлений, отражая все, что связано с сохранением и / или восстановлением работоспособности, улучшением самочувствия и укрепления здоровья, поддержания и расширения социальных контактов как фактора личностной самореализации, самовыражения и самоутверждения, определяя образ жизни и жизненные приоритеты.

В целом, как особая категория людей, студенты и курсанты женского пола при поступлении в вуз наряду с задачами получения профессии отводят значимое место физкультурно-спортивной деятельности как фактору, способствующему решению определенных задач:

- установлению новых и более зрелых отношений с однокурсниками;

- приобретению социального статуса;

- построению внутренней системы ценностей и этического сознания.

Физкультурно-спортивная деятельность является важным условием профессионального и личностного развития обучающихся женского пола. Это связано с определенным режимом двигательной активности, вызывающей трудности физического характера: в условиях утомления используются резервы мотивационного и эмоционального вектора действия, способствующие сохранению высокой работоспособности, вскрывая и используя резервы организма за счет оптимального соотношения детерминированных и вероятностных нейрофизиологических механизмов. Благодаря этим резервам целевые ориентиры, установки и мотивы «переносятся» на преодоление трудностей в жизненные и профессиональные ситуации и преодоление помех различного характера, отстаивание своих позиций и убеждений в кризисных ситуациях, формирование волевых и других качеств личности и управлении своими эмоциями [4, с. 32 - 35; 12, с. 5 - 6].

Сравнительный анализ мнений курсантов и студентов свидетельствует, на наш взгляд, о значительном отрыве самооценки развитости указанных качеств,

Библиографический список

выявленных у курсантов в сравнении со студентами. Полагаем, что это связано с самим фактом поступления в вуз силового ведомства как возможный показатель своего высокого статуса, своего рода аванс, путь достижения социального признания, уважения и надежда на успешное обучение в данном вузе. Полагаем также, что это является результатом юношеского максимализма, характерного для данного возраста, и спортсменов, которые нередко, сравнивая себя со сверстниками, переносят свои успехи в спорте на все остальные сферы деятельности. Курсанты женского пола возлагают большие надежды на роль физкуль-турно-спортивной деятельности в эффективности процесса обучения, что наблюдается у студентов гуманитарного вуза. В то же время, данные опроса студентов более реалистичны и «приземлены». Вероятнее всего, студентки видят приоритеты и свои успехи при обучении в вузе и в других видах деятельности. О выборе приоритетов судили по мотивам выбора будущей профессии.

Анализ результатов опроса показал, что подготовка к профессиональной карьере у респондентов ('курсанты и студенты женского пола) из внутренних мотивов наиболее важными для себя выделили желание получить высшее образование как гарант успешной последующей жизни. При этом для студентов ведущим внутренним мотивом явился интерес к профессии, в то время как у курсантов этот интерес имеет важное, но не ведущее значение (6 место).

В обеих группах важным становится стремление к формированию эмоциональной независимости при выборе специальности от выбора, предлагаемого родителями, совета друзей, знакомых, а также случайности выбора своей будущей профессии и стремления к проведению беззаботности будущей профессиональной деятельности. Данные мотивы занимают последние места в иерархии ценностей, что свидетельствует об осознанности выбора будущей профессии, стремлении к выработке собственного мировоззрения.

Общими мотивами являются желание в процессе обучения получить глубокие знания, стремление к систематическим занятиям для поддержания постоянной готовности учиться и получать высокую оценку за свой труд, ощущать от этого интеллектуальное удовлетворение.

В вопросах профессиональной успешности у курсантов ведущее значение имеют мотивы получения гарантии стабильности и интересной работы, в то время как у студентов - это далеко идущие планы на получение интересной работы, самосовершенствование и самореализация своих возможностей с соответствующей материальной стороной оценки выбранного пути. Значительное расхождение наблюдается в степени важности получения диплома ради диплома. Этот аспект более значим для курсантов (5 место), в то время как для студентов его получение незначимо (22 место).

Полученные данные свидетельствуют об осознанности выбора профессии у курсантов женского пола и студенток-спортсменок (желание получить высшее образование в избранном виде профессии: 90 баллов и 1 место у курсантов и 84 и 2 место у студентов соответственно). Сам факт получения образования в вузах соответствующего профиля (системы МВД и гуманитарного вуза) укрепляет веру в свои собственные силы, стимулирует профессионально-личностное развитие [6, с. 52 - 53; 12, с. 88 - 96].

Физкультурно-спортивная деятельность занимает значимое место в иерархии ценностей и мотивов курсантов и студентов женского пола и способствует профессионально-личностному развитию. Способы ее реализации в жизненных и профессиональных ситуациях отражают желание расширить границы своих возможностей благодаря установке на победу, достижение высоких результатов в ситуациях помех, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств, раскрытии резервных возможностей в критических ситуациях.

Примечание: фактический вклад соавторов в проведённое исследование: Макеева В.С. - 30%; Ямалетдинова ГА. - 30%; Осипов Д.В. - 20%; Кучу-мов Д.В. - 20%.

1. Ахметов РС. Особенности мотивации курсантов образовательных организаций МВД России к физкультурно-спортивной и профессиональной деятельности. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2017; № 6 (148): 23 - 28.

2. Комаровская Е.Л., Маркелов В.В. Влияние занятий спортом на интеграцию свойств личности. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012; № 1: 35 - 37.

3. Макеева В.С., Баркалов С.Н., Алдошин А.В. Физическая подготовка курсантов женского пола, обучающихся в вузах МВД России, направленная на развитие профессионально-важных качеств. Педагогический журнал. 2017; Т. 7, № 2А: 26 - 35.

4. Вальчук Н.К., Савенко А.В., Романов Д.А. Физическая культура личности студента как ресурс его жизнедеятельности. 2013; № 10 (104): 32 - 35.

5. Кузнецова О.В. Личностные детерминанты эффективности служебной деятельности женщин-сотрудников органов внутренних дел. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016; № 2 (65): 37 - 40.

6. Кукленкова Ю.А., Голик Н.М. Женщины и армия: специфика адаптации. Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2013; Т. 7, № 4-1: 52 - 53.

7. Латова Н.В., Латов Ю.В. Методология институционального анализа социального неравенства в доступе к андрагогическому образованию. TERRA ECONOMICUS. 2010; Т. 8, № 3: 64 - 81.

8. Кетько С.М., Пакулина С.А. Методика диагностики мотивации учения студентов педагогического вуза. Психологическая наука и образование. Available at: http://www. psyedu.ru/files/articles/1657/pdf_version.pdf

9. Караваев А.Ф., Андреенкова О.С., Обухова Е.С. Мотивационная основа профессионального становления личности сотрудника. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2003; № 2 (20): 35 - 42.

10. Врублевский Е.П., Грец И.А. Проблемы и перспективы современного женского спорта: монография. Смоленск: СГАФК, 2008.

11. Макеева В.С., Баркалов С.Н., Алдошин А.В. Формирование ассертивного поведения курсанток вузов МВД России, обучающихся по профилю ГИБДД, средствами и методами физической подготовки. Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. Тула: Изд-во ТулГУ, 2018; Выпуск 1: 88 - 96.

References

1. Ahmetov R.S. Osobennosti motivacii kursantov obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii k fizkul'turno-sportivnoj i professional'noj deyatel'nosti. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2017; № 6 (148): 23 - 28.

2. Komarovskaya E.L., Markelov V.V. Vliyanie zanyatij sportom na integraciyu svojstv lichnosti. Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. 2012; № 1: 35 - 37.

3. Makeeva V.S., Barkalov S.N., Aldoshin A.V. Fizicheskaya podgotovka kursantov zhenskogo pola, obuchayuschihsya v vuzah MVD Rossii, napravlennaya na razvitie professional'no-vazhnyh kachestv. Pedagogicheskijzhurnal. 2017; T. 7, № 2A: 26 - 35.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Val'chuk N.K., Savenko A.V., Romanov D.A. Fizicheskaya kul'tura lichnosti studenta kak resurs ego zhiznedeyatel'nosti. 2013; № 10 (104): 32 - 35.

5. Kuznecova O.V. Lichnostnye determinanty 'effektivnosti sluzhebnoj deyatel'nosti zhenschin-sotrudnikov organov vnutrennih del. Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. 2016; № 2 (65): 37 - 40.

6. Kuklenkova Yu.A., Golik N.M. Zhenschiny i armiya: specifika adaptacii. Aktual'nye problemy gumanitarnyh i social'no-'ekonomicheskih nauk. 2013; T. 7, № 4-1: 52 - 53.

7. Latova N.V., Latov Yu.V. Metodologiya institucional'nogo analiza social'nogo neravenstva v dostupe k andragogicheskomu obrazovaniyu. TERRA ECONOMICUS. 2010; T. 8, № 3: 64 - 81.

8. Ket'ko S.M., Pakulina S.A. Metodika diagnostiki motivacii ucheniya studentov pedagogicheskogo vuza. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. Available at: http://www.psyedu. ru/files/articles/1657/pdf_version.pdf

9. Karavaev A.F., Andreenkova O.S., Obuhova E.S. Motivacionnaya osnova professional'nogo stanovleniya lichnosti sotrudnika. Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. 2003; № 2 (20): 35 - 42.

10. Vrublevskij E.P., Grec I.A. Problemy i perspektivy sovremennogo zhenskogo sporta: monografiya. Smolensk: SGAFK, 2008.

11. Makeeva V.S., Barkalov S.N., Aldoshin A.V. Formirovanie assertivnogo povedeniya kursantok vuzov MVD Rossii, obuchayuschihsya po profilyu GIBDD, sredstvami i metodami fizicheskoj podgotovki. Izvestiya TulGU. Fizicheskaya kul'tura. Sport. Tula: Izd-vo TulGU, 2018; Vypusk 1: 88 - 96.

Статья поступила в редакцию 28.01.20

УДК 378.147

Mukhortova Ye.A, senior teacher, Language Training Department, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia),

E-mail: EMuhortova@fa.ru

PROJECT LEARNING IN THE FIELD OF THE INFORMATION-KNOWLEDGE SYSTEM IN LSP. The article concerns the organization of the project learning in training a foreign language for professional purposes with university students using the information-knowledge system of the educational institution. The necessity of the active involvement of students with different levels of foreign language training in the implementation of the project based on the use of six "P" (Problem - Planning - Information Search - Product - Presentation - Portfolio) is justified. The teacher's role in the course of implementation of project activities in a foreign language is outlined, as well as a number of recommendations for a more effective usage of this type of teaching technology are proposed. The author comes to the conclusion that it is possible to talk about the formation of a creative and educational space in universities, which helps both in the course of education of students, and the development of the subject of a particular society.

Key words: project, university students, foreign language for professional purposes, method, technology.

Е.А. Мухортова, ст. преп., Департамент языковой подготовки, ФГОБУ ВО «Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации» (Финансовый университет), г. Москва, E-mail: EMuhortova@fa.ru

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОЛЕ ИНФОРМАЦИОННО-ЗНАНИЕВОЙ СИСТЕМЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЯЗЫКУ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

В статье рассматриваются вопросы организации проектной деятельности студентов вуза при обучении иностранному языку для профессиональных целей с применением информационно-знаниевой среды учебного заведения. Обоснована необходимость активного вовлечения студентов разного уровня иноязычной подготовки в осуществление проекта на основе использования шести «П» (Проблема - Планирование - Поиск информации - Продукт - Презентация - Портфолио). Обозначена роль преподавателя иностранного языка в ходе осуществления проектной деятельности, а также предложен ряд рекомендаций для более эффективного осуществления данного вида обучающей технологии. Автор приходит к выводу о том, что можно говорить о формировании творческо-образовательного пространства, которое помогает и в ходе воспитания обучающихся, и в развитии субъекта конкретного общества.

Ключевые слова: проект, студенты вуза, иностранный язык для профессиональных целей, метод, технология.

В рамках модернизации системы образования в Российской Федерации и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования иноязычная подготовка становится значимым направлением учебного процесса любого вуза наравне с профилирующими дисциплинами, что обязывает педагогов искать активные методы обучения своему предмету [1]. В этой связи метод проектной деятельности можно рассматривать как один из перспективных вариантов индивидуального или группового обучения в вузе. Суть данного метода - включение учащихся в процесс преобразовательной деятельности от идеи до ее практической реализации [2, c. 18]. Осуществляя проектную работу, студенты получают навыки самостоятельного поиска и анализа информации, приобретают новые компетенции в области коммуникации. Все это способствует развитию их профессиональных навыков и «гибких» навыков (от англ. soft skills): интеллектуальных способностей, креативности, самостоятельности, ответственности, умения планировать, принимать решения и т.д. Предполагается, что учебные проекты могут стать прообразами больших в будущей профессиональной деятельности учаащихся.

Проектная деятельность считается одним из основных способов достижения метапредметных и личностных результатов, она способствует развитию творческих способностей, креативности, тимбилдингу. Прежде чем говорить о методике обучения дисциплине через проекты, нужно с самого начала понять различия между проектной и исследовательской деятельностью. Проектированием считается процесс разработки и создания проекта, а конечным результатом будет некий продукт. Чаще всего проекты требуют достаточно серьезной работы, которой уделяется много времени и сил. Исследовательская деятельность - это процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. ФГОС ВО предполагает реализацию проектной деятельности именно в рамках изучения конкретной дисциплины. На практике функцией метода проек-

тов является не столько разработка какого-либо продукта, сколько активизация когнитивных способностей студентов. К примеру педагог просит студентов выполнить задание для достижения определенного результата с использованием заранее обозначенных ресурсов. Предполагается, что студенты сами будут выбирать необходимые им ресурсы для использования в соответствии с целями проекта и материально-техническим обеспечением. Роль педагога, который мо-ниторит работу на каждой стадии иноязычного проекта, заключается на данном этапе учебной деятельности в том, что он следит за действиями студентов по планированию проектной деятельности, а также за тем, чтобы использовались аутентичные источники информации, проверенные (вызывающие доверие) базы данных и информационные ресурсы.

Помимо этого, результатами проектной работы в вузе могут стать концепции, гипотезы и идеи, которые в ходе дальнейшей иноязычной подготовки будут доработаны и оформлены в тематический проект. Использование проектной деятельности на занятиях по иностранному языку дает возможность раскрыться каждому студенту показывая на практике, как из идеи или гипотезы может получиться сложный проект В этой связи возникает вопрос: как же быть с разноуровневой группой, где студенты с высокой языковой подготовкой не хотят сотрудничать с теми, кто (по их мнению) имеет низкий уровень владения иностранным языком или не способен привнести что-то в портфолио проекта.

Задача педагога (через использование скаффолдинга) - уметь координировать работу студентов, выступать в роли эксперта или дополнительного источника информации, быть «проводником» в зону необходимых знаний и умений. Кроме того, педагогическая поддержка при работе со студентами, демонстрирующими низкий уровень языковой подготовки, в ходе учебной проектной деятельности проявляется в том, чтобы развить у них способности видеть собственные продвижения в обучении, оценивать достижения, инициировать у себя желание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.