Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ВОСПИТАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ВОСПИТАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
369
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ / CORRUPTION / ANTI-CORRUPTION STABILITY / LEGAL EDUCATION AND UPBRINGING / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ильяш Алексей Владимирович, Белоусова Диана Вячеславовна

В статье с позиций права и психологии исследуется коррупция в системе высшего образования. На основе анализа результатов социологических исследований и закономерностей, развивающихся как в правовом поле, так и в психологических феноменах, предлагаются меры для формирования высокой антикоррупционной устойчивости личности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ильяш Алексей Владимирович, Белоусова Диана Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ANTI-CORRUPTION STABILITY OF THE PERSONALITY OF STUDENTS IN THE FRAMEWORK OF ANTI-CORRUPTION EDUCATION AND ENLIGHTENMENT

The article examines corruption in the higher education system from the standpoint of law and psychology. Based on the analysis of the results of sociological research and the patterns developing both in the legal field and in psychological phenomena, measures are proposed to form a high anti-corruption stability of the personality of students.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ВОСПИТАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ»

Ильяш А. В., Белоусова Д. В. Формирование антикоррупционной устойчивости личности студентов в рамках антикоррупционного воспитания и просвещения // Вестник Прикамского социального института. 2020. № 3 (87). C. 188-194.

Ilyash A. V., Belousova D. V. Formation of anti-corruption stability of the personality of students in the framework of anti-corruption education and enlightenment. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2020. No. 3 (87). Pp. 188-194. (In Russ.)

УДК 343.85

А. В. Ильяш, Д. В. Белоусова

Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского, Калуга, Россия

ФОРМИРОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ВОСПИТАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ

Ильяш Алексей Владимирович — кандидат юридических наук, заведующий кафедрой «Юриспруденция».

E-mail: ilyashav@tksu. ru

Белоусова Диана Вячеславовна — студентка 5-го курса направления подготовки «Психология служебной деятельности».

E-mail: belousovadv@studklg. ru

В статье с позиций права и психологии исследуется коррупция в системе высшего образования. На основе анализа результатов социологических исследований и закономерностей, развивающихся как в правовом поле, так и в психологических феноменах, предлагаются меры для формирования высокой антикоррупционной устойчивости личности студентов.

Ключевые слова: коррупция, антикоррупционная устойчивость, правовое просвещение и воспитание, психолого-педагогические мероприятия.

A. V. Ilyash, D. V. Belousova

Kaluga State University named after K. E. Tsiolkovsky, Kaluga, Russia

FORMATION OF ANTI-CORRUPTION STABILITY OF THE PERSONALITY OF STUDENTS IN THE FRAMEWORK OF ANTI-CORRUPTION EDUCATION AND ENLIGHTENMENT

Ilyash Alexey V. — Candidate of Juridical Sciences, Head of the Department of Jurisprudence.

E-mail: ilyashav@tksu. ru

Belousova Diana V. — 5th year Student of the Direction of Training "Psychology of Service Activity".

E-mail: belousovadv@studklg. ru

The article examines corruption in the higher education system from the standpoint of law and psychology. Based on the analysis of the results of sociological research and the patterns developing both in the legal field and in psychological phenomena, measures are proposed to form a high anti-corruption stability of the personality of students.

Keywords: corruption, anti-corruption stability, legal education and upbringing, psychological and pedagogical activities.

Коррупция является острой и многоаспектной проблемой современного общества. Это отрицательное интегративное социально-правовое явление, поразившее многие социальные институты, представляет собой серьезную угрозу развитию правового государства и гражданского общества в России. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации коррупция отмечена в числе основных источников угроз национальной безопасности1.

Согласно Федеральному закону «О противодействии коррупции» коррупция представляет собой: а) злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица2.

Необходимо отметить, что коррупция — далеко не новое явление, причем не только для нашей страны, но и мира в целом. В России и за рубежом уже принято и продолжает разрабатываться множество антикоррупционных мер. Однако, несмотря на принятые меры по противодействию коррупции, искоренить данное явление не удалось ни одному государству в мире. Так, согласно индексу восприятия коррупции — рейтингу коррумпированности государств, ежегодно составляемому международной организацией Transparency International на основании опросов экспертов и предпринимателей, в 2019 году Россия оказалась на 137-м месте из 180 возможных, получив 28 баллов из 100. Стран, набравших 100 баллов, исследование не выявило; лидеры рейтинга — наименее коррумпированные страны — Новая Зеландия и Дания получили по 87 баллов .

Широкая распространенность коррупции и недостаточная эффективность применяемых мер противодействия привлекла внимание к данной проблеме специалистов неправовых отраслей: социологов, экономистов, конфликтологов, антропологов, психологов и педагогов. Исследователей двух последних областей знаний интересуют личностные и социальные детерминанты, вопросы этиологии и превентивные меры коррупционного поведения, формирование высокой антикоррупционной устойчивости, правосознания и др.

Согласно результатам социологического опроса об оценке эффективности применяемых антикоррупционных мер, проведенного Генеральной прокуратурой Российской Федерации и другими правоохранительными органами в 2019 году, уровень коррупции в сфере образования оценили как высокий 44 % респондентов (16 798 из 38 178 человек) (рисунок)4.

Коррупция в образовании, согласно распространенному мнению, начинается с дошкольных учреждений, набирает силу в школе и достигает своего апогея во время приема в вузы [1, с. 244; 4, с. 161]. Один из ярких примеров коррупции в дошкольных учреждениях — непосредственно получение места в учреждении. Данную проблему призвана решить бесконтактная подача документов на зачисление: через многофункциональные центры (далее — МФЦ) или портал «Госуслуги». Известный пример коррупции в школе — сдача Единого государственного экзамена (далее — ЕГЭ), хотя изначально ЕГЭ задумывался в том числе и как мера

1 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]: указ Президента Рос. Федерации от 31.12.2015 № 683. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/40391 (дата обращения: 10.09.2020).

2 О противодействии коррупции [Электронный ресурс]: федер. закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020). URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/28623 (дата обращения: 10.09.2020).

3 Россия в Индексе восприятия коррупции — 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://transparency.org.ru/research/v-rossii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korruptsii-2019-28-ballov-i-137-mesto.html (дата обращения: 10.07.2020).

4 Результаты проведения социологического опроса об оценке эффективности применяемых антикоррупционных мер [Электронный ресурс]. URL: https://мвд.рф/anticorr/opros-anticorr (дата обращения: 09.07.2020).

борьбы с коррупцией при поступлении в образовательные организации высшего образования. В настоящее время борьбу с коррупцией при сдаче ЕГЭ в числе прочих призвана обеспечивать система безопасности и прозрачности данной процедуры: досмотр учащихся, видеофиксация самого экзамена и др. Наряду с коррупцией при сдаче ЕГЭ коррупция в вузах является одной из самых ярких и громких составляющих коррупции в образовании, подрывающей авторитет отечественного высшего образования, обесценивающей знания, умения, навыки и компетенции выпускников. Коррупция в вузах может проявляться в распределении бюджетных мест при поступлении, при сдаче зачетов и экзаменов, при прохождении образовательной организацией государственной аккредитации и т. д.

Рис. Уровень коррупции в различных сферах деятельности по данным социологического опроса, %

Выше перечислена лишь малая часть коррупционных проявлений в сфере образования. Как представителей вуза, авторов в большей степени интересует проблема коррупции в высшей школе, однако мы считаем, что данную проблему невозможно решить изолированно на какой-то определенной ступени образования или даже в сфере деятельности. Для ликвидации коррупции необходим комплексный подход.

Указ Президента РФ «О Национальном плане противодействия коррупции на 20182020 годы» в п. 20 предписывает Правительству Российской Федерации: подготовить предложения о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих утверждение типовых дополнительных профессиональных программ по вопросам противодействия коррупции; обеспечить включение в федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, среднего профессионального и высшего образования положений, предусматривающих формирование у обучающихся компетенции, позволяющей выработать нетерпимое отношение к коррупционному поведению, а в профессиональной деятельности — содействовать пресечению такого поведения; обеспечить утверждение и реализацию программы по антикоррупционному просвещению обучающихся на 2018-2019 годы; в п. 21 — разработать комплекс просветительских мероприятий, направленных на создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям, в том числе на повышение эффективности антикоррупционного просвещения1.

1 О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы [Электронный ресурс]: указ Президента Рос. Федерации от 29.06.2018. № 378. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/43253 (дата обращения: 11.09.2020).

Во исполнение указа Президента РФ «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы» и для предупреждения коррупционных преступлений в сфере образования Министерство науки и высшего образования России опубликовало Приказ «Об утверждении Плана противодействия коррупции Министерства науки и высшего образования Российской Федерации на 2018-2020 годы»1.

В настоящее время в вузах России распространены следующие меры противодействия коррупции2:

— памятки для сотрудников и студентов, разъясняющие, что считается коррупцией в сфере образования, включающие пошаговую инструкцию по пресечению коррупции в стенах учебного заведения;

— телефоны доверия, с помощью которых студенты и сотрудники могут сообщить о коррупционном преступлении;

— разработка нормативных правовых актов по противодействию коррупции и кодексов профессиональной этики;

— электронная приемная комиссия;

— проведение конференций, лекций, семинаров, посвященных коррупции;

— размещение на официальном сайте университета информации об обязательствах имущественного характера сотрудников вузов, занимающих должности, при замещении которых работники обязаны соблюдать требования законодательства о противодействии коррупции.

Интересен тот факт, что в нормативных правовых актах в качестве мер борьбы с коррупцией предлагаются методы воздействия на когнитивный и в некоторой степени поведенческий компонент, оставляя без внимания эмоционально-волевую сферу личности, ее ценности и установки, правосознание и антикоррупционную устойчивость обучающихся [7, с. 42-43].

Правительством Российской Федерации во исполнение п. 20 и 21 Национального плана противодействия коррупции на 2018-2020 годы была утверждена Программа антикоррупционного просвещения обучающихся на 2019 год (далее — Программа) и Комплексный план просветительских мероприятий, направленных на создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям, в том числе на повышение эффективности антикоррупционного просвещения, на 2019-2020 годы (далее — План) .

Оба программных документа предусматривают «ожидаемый» или «планируемый» результат мероприятия, что объяснимо для документов подобного вида и такого высокого управленческого уровня, поскольку позволяет четко представлять идеальный образ того, что мы ожидаем получить после его проведения, и создает возможность проконтролировать этот

1 Об утверждении Плана противодействия коррупции Министерства науки и высшего образования Российской Федерации на 2018-2020 годы [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 30.08.2018 г. № 675. URL: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/documents/card/?id_4=97&cat=/ru/activity/anticorr/npa/ (дата обращения: 11.09.2020).

2 Противодействие коррупции в КГУ им. К .Э. Циолковского [Электронный ресурс]. URL: https://tksu.ru/about_ the_university/protivodeystvie-korruptsii/ (дата обращения: 11.07.2020); Противодействие коррупции в КФУ [Электронный ресурс]. URL: https://kpfu.ru/chelny/protivodejstvie-korrupcii (дата обращения: 12.07.2020); Противодействие коррупции в МГУ [Электронный ресурс]. URL: https://www.msu.ru/info/documents.html (дата обращения: 12.07.2020); Противодействие коррупции в МГЮА им. О. Е. Кутафина [Электронный ресурс]. URL: https://www.msal.ru/content/ob-universitete/protivodeystvie-korruptsii-/?hash=tab1321 (дата обращения: 11.07.2020); Противодействие коррупции в НГТУ [Электронный ресурс]. URL: https://www.nstu.ru/ (дата обращения: 12.07.2020); Противодействие коррупции в СПбГУ [Электронный ресурс]. URL: https://spbu.ru/openuniversity/protivodeystvie-korrupcii (дата обращения: 11.07.2020).

3 Об утверждении Программы по антикоррупционному просвещению обучающихся на 2019 год: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 29.01.2019 № 98-р // Офиц. интернет-портал правовой информации. 31.01.2019. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 15.07.2020); Об утверждении комплексного плана просветительских мероприятий, направленных на создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям, в том числе на повышение эффективности антикоррупционного просвещения, на 2019-2020 годы: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 21.12.2018 № 2884-р (ред. от 18.05.2019) // Офиц. интернет-портал правовой информации. 29.12.2018. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 15.07.2020).

процесс. Так, п. 4 Плана предусматривает «введение или совершенствование образовательных программ по антикоррупционному воспитанию и просвещению на всех уровнях образования для различных категорий обучающихся», результатом которого должны стать методические пособия федеральных органов исполнительной власти. Подобные результаты предусмотрены по иным мероприятиям: методические рекомендации, обзоры, разъяснения, аналитическая информация, информация о проведении мероприятий, приказы и т. д.

Полагаем, что не документы должны стать целью просветительских мероприятий, направленных на формирование нетерпимости к коррупционным проявлениям, а формирование антикоррупционной устойчивости личности обучающихся на всех уровнях образования.

Антикоррупционную устойчивость стоит отнести к индивидуальным детерминантам коррупционного поведения наряду с недостаточно развитыми волевой регуляцией и правосознанием, а также склонностью к конформизму [6, с. 57].

Ведущий отечественный специалист по психологии коррупции О. В. Ванновская определяет антикоррупционную устойчивость как системное свойство личности, которая проявляется в способности противостоять коррупционному давлению и осуществлять выбор между криминальным и законопослушным поведением в пользу последнего [2, с. 324].

Другой известный исследователь в данной области А. Н. Пастушеня дает следующее определение антикоррупционной устойчивости: это интегративное психологическое свойство личности, выражающееся в субъективном неприятии совершения коррупционных деяний и готовности противостоять социальным условиям и влияниям других лиц, побуждающим к их совершению [8, с. 26]. По мнению ученого, антикоррупционная устойчивость личности проявляется: 1) в отрицательном отношении к коррупционным преступлениям, строящемся на осознании негативных последствий подобного рода деяний; 2) в личностном принципе-запрете на совершение коррупционных преступлений в ситуации конфликта интересов; 3) в отрицательном отношении к субъекту, демонстрирующему коррупционное поведение, отражающем психологическую отчужденность от роли субъекта подобного деяния [8, с. 27-28; 9, с. 168].

Доктор психологических наук Н. В. Жукова и кандидат психологических наук Т. В. Валиева провели эмпирическое исследование антикоррупционной устойчивости у студентов гуманитарного профиля (направления подготовки: «Юриспруденция», «Конфликтология», «Государственное и муниципальное управление») и установили следующее:

1) наличие различий в уровне антикоррупционной устойчивости личности в связи с будущей профессиональной деятельностью: более половины студентов-юристов имеют преимущественно средний уровень данной устойчивости, а у обучающихся по направлениям подготовки «Конфликтология» и «Государственное и муниципальное управление» наиболее выражен высокий уровень устойчивости к антикоррупционному поведению [3, с. 97-98];

2) закономерность, при которой устойчивое антикоррупционное поведение студентов разных направлений подготовки основывается на различных системах личностной организации (регулятивные процессы, ценности и интегральные свойства личности): у студентов-юристов интегральный показатель антикоррупционной устойчивости личности наиболее тесно связан с уровнем их саморегуляции, у студентов-конфликтологов — с саморегуляцией и с ценностными установками на антикоррупционное поведение, у студентов, готовящихся стать государственными и муниципальными служащими, — с самодостаточностью и антикоррупционными установками [3, с. 98-99];

3) антикоррупционной устойчивости личности студентов разных направлений подготовки соответствуют разные показатели уровня развития их личной и, соответственно, профессиональной культуры:

— у обучающихся по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» профессиональная культура в отношении антикоррупционного поведения на-

ходится в пределах «социокультурной компетентности», то есть в их восприятии еще нет перехода от объектного восприятия своей роли в профессиональном становлении к восприятию себя в качестве субъекта будущей профессиональной деятельности;

— у студентов-юристов наблюдается переход от уровня «социокультурной компетентности» к личной культуре на уровне «духовности личности» — это свидетельствует о том, что данные студенты только начинают проявлять себя как субъекты будущей профессиональной деятельности;

— у студентов-конфликтологов профессиональная культура в отношении антикоррупционного поведения проявляется на уровне «духовности личности», что демонстрирует субъектность обучающихся в проявлении своей профессиональной культуры [3, с. 100].

Таким образом, во время обучения в вузе личность будущих выпускников претерпевает значительные изменения: складываются устойчивая система ценностей (личное мировоззрение и жизненная позиция) и эмерджентный образ «Я», формируются собственный стиль жизни, профессиональное самосознание, профессионально важные качества и компетенции, кристаллизуются значимые образцы поведения, способы его регуляции и саморегуляции и др. [3, с. 95].

Поэтому в психолого-педагогической работе по созданию условий для формирования высокой антикоррупционной устойчивости личности будущих специалистов мы видим важное условие не только эффективной борьбы с коррупцией, но и выстраивания гражданского общества и правового государства в России [5, с. 266].

В качестве рекомендаций по решению вышеобозначенной психолого-педагогической задачи мы считаем необходимым в процессе обучения будущих специалистов:

— создавать условия для включения антикоррупционной культуры в систему ценностей студентов, которая, в конечном счете, должна стать ведущим мотивом саморегуляции в ситуации конфликта интересов, причем, согласно концепции В. Н. Мясищева, и сам мотив может явиться «источником отношения» к деятельности, для чего необходимо продолжать повсеместное правовое просвещение и воспитание студентов вне зависимости от направления подготовки (включить в учебный план соответствующие дисциплины, например: «Психология коррупционной деятельности» [7], «Правовые и организационные основы противодействия коррупции в профессиональной деятельности», «Морально-психологическая подготовка» и др.), используя в учебном процессе личностно ориентированные методы и технологии обучения, позволяющие активизировать процесс развития антикоррупционного правосознания [10, с. 114];

— создавать условия для развития субъектной позиции студента и в познавательной, и в будущей профессиональной деятельности [3, с. 100], для чего необходимо включать в учебный процесс встречи с известными авторитетными специалистами (с активной антикоррупционной позицией) из области предметного интереса студентов, что поможет сформировать образ специалиста и, идентифицировав себя с ним, выстроить перспективу собственного профессионального развития; использовать тренинги, деловые игры и метод проблемного обучения, которые на реальных объектах учат практической деятельности с использованием научной теории; включать студентов во внеучебную деятельность вуза: студенческие советы, научные общества, дискуссионные клубы, научно-практические конференции, социальные проекты, конкурсы и акции антикоррупционной направленности, активизируя тем самым академический и профессиональный интерес; посредством получения новых знаний в ходе участия в указанных выше процессах у обучающихся будет формироваться многокомпонентная антикоррупционная устойчивость;

— развивать и укреплять институт наставничества в высшей школе: ранней юности свойственны проявления подросткового максимализма, который, в свою очередь, характе-

ризуется непринятием и даже отрицанием общественных ценностей, студенты зачастую теряют уверенность в правильности выбора ценностных ориентаций, становятся безразличными к проявлениям коррупции («все берут, все дают»), отчего становится сложным сделать выбор законопослушного поведения в ситуации конфликта интересов. Ввиду этого важным условием для успешного формирования антикоррупционных установок является психолого-педагогическая поддержка преподавателя, входящего в референтную группу будущего специалиста, транслирующего правомерные общественные нормы, которые в результате интериоризации становятся собственными принципами и интегративными свойствами личности студентов.

Таким образом, коррупция как сложное социальное, правовое, а вместе с тем и психологическое явление представляет угрозу и отдельным сферам деятельности, в частности образованию, и государству в целом.

Для предупреждения коррупции и повышения эффективности уже действующих антикоррупционных мер предлагаем обратить внимание на разработку и внедрение тех из них, которые оказывают влияние на регулятивный и оценочный компоненты личности будущих специалистов: психолого-педагогическую работу в вузе по созданию условий для формирования высокой антикоррупционной устойчивости личности студентов.

Мы считаем, что важными направлениями в данной сфере должны стать:

— правовое просвещение и воспитание студентов, вне зависимости от направления их подготовки;

— повышение уровня личной и профессиональной культуры (субъектности) будущих выпускников;

— психолого-педагогические мероприятия, направленные на создание условий по включению антикоррупционной культуры в систему ценностей студентов.

Библиографический список

1. Абдрахманова Л. В. Антикоррупционная устойчивость личности: специфика формирования в вузе // Непрерывное профессиональное образование как фактор устойчивого развития инновационной экономики: материалы 11-й Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 кн. Казань: Школа, 2017. Кн. 1. С. 242-246.

2. Ванновская О. В. Личностные детерминанты коррупционного поведения // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2009. № 102. С. 323-328.

3. Жукова Н. В., Валиева Т. В. Антикоррупционная устойчивость личности студента как субъекта личной и профессиональной культуры // Педагогическое образование в России. 2018. № 11. С. 94-102.

4. Кантер В. В. Противодействие коррупции в сфере образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. № 12. С. 161-164.

5. Лаптева О. И. Некоторые аспекты антикоррупционной устойчивости личности // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 3. С. 266-270.

6. Макарова М. Н., Вахрушев Р. В. Коррупция в высшем образовании и академическая этика // Высшее образование в России. 2014. № 12. С. 55-63.

7. Моисеев А. В., Моисеева И. Г. О необходимости внедрения дисциплины «психология коррупционной деятельности» в высшее и дополнительное профессиональное образование // Пензенский психологический вестник. 2018. № 2. С. 39-53

8. Пастушеня А. Н. Антикоррупционная устойчивость личности: психологическая характеристика // Вестник МГУКИ. 2013. № 6 (56). С. 25-28.

9. Пастушеня А. Н. Склонность к коррупционному преступлению и антикоррупционная устойчивость личности: сравнительная психологическая характеристика // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2020. № 2 (81). С. 167-173.

10. Хамдеев А. Р. Педагогические условия формирования антикоррупционной культуры студентов // Казанский педагогический журнал. 2013. № 6 (101). С. 112-116.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.