Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (ОПЫТ МУРМАНСКОГО АРКТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА)'

НАПРАВЛЕНИЯ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (ОПЫТ МУРМАНСКОГО АРКТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
145
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУРМАНСКИЙ АРКТИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ СТАНДАРТЫ / МЕРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ КОРРУПЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / МОНИТОРИНГ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ / MURMANSK ARCTIC STATE UNIVERSITY / CORRUPTION OFFENSES / ANTI-CORRUPTION STANDARDS / MEASURES TO PREVENT CORRUPTION / EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION / MONITORING OF LAW ENFORCEMENT AS A DIRECTION TO COMBAT CORRUPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рашева Н.Ю.

Осознание важности противодействия коррупции позволяет принимать действенные антикоррупционные меры. Проблемой современности в исследуемой области является недостаточное привлечение молодежи в этот процесс. Лишь в последнее время субъекты, уполномоченные на противодействие коррупции стали, обращать внимание на необходимость формирования и развития программ противодействия коррупции среди молодого поколения. Цель статьи - анализ направлений по противодействию коррупции в деятельности образовательной организации на примере Федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования «Мурманский арктический государственный университет» (далее - Мурманский арктический государственный университет). Ведущий метод, заложенный в основу решения поставленной проблемы, - метод анализа (в части анализа исполнения обязанности по принятию мер по предупреждению коррупции в деятельности Мурманского арктического государственного университета). Кроме того, в работе применен сравнительно-правовой метод научного исследования. Об особенностях противодействия коррупции в деятельности образовательных организаций уже шла речь в ряде публикаций автора [348] , в данной работе будут проанализированы меры по предупреждению коррупции в деятельности ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS FOR ANTI-CORRUPTION IN THE ACTIVITIES OF AN EDUCATIONAL ORGANIZATION (EXPERIENCE OF THE MURMANSK ARCTIC STATE UNIVERSITY)

Awareness of the importance of countering corruption allows for effective anti-corruption measures. The problem of our time in the area under study is the insufficient involvement of young people in this process. Only recently have the subjects empowered to combat corruption began to pay attention to the need to form and develop anti-corruption programs among the younger generation. The purpose of the article is to analyze the directions for combating corruption in the activities of an educational organization on the example of the Federal State Budgetary Institution of Higher Education "Murmansk Arctic State University" (hereinafter - Murmansk Arctic State University). The leading method underlying the solution of the problem posed is the method of analysis (in terms of analyzing the fulfillment of the obligation to take measures to prevent corruption in the activities of the Murmansk Arctic State University). In addition, the comparative legal method of scientific research is applied in the work. The peculiarities of combating corruption in the activities of educational organizations have already been discussed in a number of publications by the author, this work will analyze measures to prevent corruption in the activities of the Murmansk Arctic State University.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (ОПЫТ МУРМАНСКОГО АРКТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА)»

УДК: 328.185, 343.35, 342.4, 342.518.5

ББК: 67.401.13

Рашева Н.Ю.

НАПРАВЛЕНИЯ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (ОПЫТ МУРМАНСКОГО АРКТИЧЕСКОГО

ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА)

Rasheva N.Yu.

DIRECTIONS FOR ANTI-CORRUPTION IN THE ACTIVITIES OF AN EDUCATIONAL ORGANIZATION (EXPERIENCE OF THE MURMANSK ARCTIC STATE UNIVERSITY)

Ключевые слова: Мурманский арктический государственный университет, коррупционные правонарушения, антикоррупционные стандарты, меры по предупреждению коррупции, образовательные организации высшего образования, мониторинг правоприменения как направление по противодействию коррупции.

Keywords: Murmansk Arctic State University, corruption offenses, anti-corruption standards, measures to prevent corruption, educational institutions of higher education, monitoring of law enforcement as a direction to combat corruption.

Аннотация: осознание важности противодействия коррупции позволяет принимать действенные антикоррупционные меры. Проблемой современности в исследуемой области является недостаточное привлечение молодежи в этот процесс. Лишь в последнее время субъекты, уполномоченные на противодействие коррупции стали, обращать внимание на необходимость формирования и развития программ противодействия коррупции среди молодого поколения.

Цель статьи - анализ направлений по противодействию коррупции в деятельности образовательной организации на примере Федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования «Мурманский арктический государственный университет» (далее - Мурманский арктический государственный университет).

Ведущий метод, заложенный в основу решения поставленной проблемы, - метод анализа (в части анализа исполнения обязанности по принятию мер по предупреждению коррупции в деятельности Мурманского арктического государственного университета). Кроме того, в работе применен сравнительно-правовой метод научного исследования.

Об особенностях противодействия коррупции в деятельности образовательных организаций уже шла речь в ряде публикаций автора1, в данной работе будут проанализированы меры по предупреждению коррупции в деятельности ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет».

Abstract: awareness of the importance of countering corruption allows for effective anticorruption measures. The problem of our time in the area under study is the insufficient involvement of young people in this process. Only recently have the subjects empowered to combat corruption began to pay attention to the need to form and develop anti-corruption programs among the younger generation.

The purpose of the article is to analyze the directions for combating corruption in the activities of an educational organization on the example of the Federal State Budgetary Institution of Higher Education "Murmansk Arctic State University" (hereinafter - Murmansk Arctic State Univ ersity).

1 Рашева, Н.Ю. Федеральные государственные образовательные стандарты как элемент антикоррупционной политики / Н.Ю. Рашева // Advances in Law Studies. 2016. Т. 4. № 3. С. 112-117; Рашева, Н.Ю. Право воеобеспечение противодействия коррупции и деятельность вузов (на примере кафедры гражданского права) / Н.Ю. Рашева // Юридическая наука: история и современность. 2013. № 10. С. 89-96 и др.

The leading method underlying the solution of the problem posed is the method of analysis (in terms of analyzing the fulfillment of the obligation to take measures to prevent corruption in the activities of the Murmansk Arctic State University). In addition, the comparative legal method of scientific research is app lied in the work .

The peculiarities of combating corruption in the activities of educational organizations have already been discussed in a number of publications by the author, this work will analyze measures to prevent corruption in the activities of the Murmansk Arctic State University.

Общая характеристика обязанности организаций по принятию мер по предупреждению коррупции

Коррупция - один из негативных факторов, препятствующих эффективному социально-экономическому развитию нашей страны, в связи с чем, приоритетным направлением реформирования системы государственного управления выступает разработка и внедрение единой антикоррупционной политики.

По данным формы федерального статистического наблюдения № 4-ЕГС и аналитических таблиц ИЦ УМВД России по Мурманской области состояние преступности в Мурманской области за январь-май 2020 года в отношении зарегистрированных коррупционных преступлений в Мурманской области уменьшилось на 19,5% и составило 33 преступления, их удельный вес в общем массиве зарегистрированных преступлений составил 0,7%. Количество преступлений, предусмотренных ст. 290 Уголовного кодекса РФ1 (получение взятки), не изменилось и осталось на уровне аналогичного периода прошлого года (5)2.

Важную роль в противодействии коррупции играют образовательные учреждения.

В ст. 43 Конституции РФ говорится о

1 Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 г. № 63 -ФЗ (ред. от 08.06.2020) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

2 Состояние преступности в Мурманской области за январь-май 2020 года / Сборник подготовлен на основании формы федерального статистического наблюдения № 4-ЕГС и аналитических таблиц ИЦ УМВД России по Мурманской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https ://51.xn--b1aew.xn--p 1ai/Dej ate lnost/%D1 % 81 % D1%8 2% D0% B 0% D1%8 2%D 0% B 8% D1%81%D1 % 8 2 %D0 %B 8% D 0% BA % D0%B0

3 Конституция РФ (принята всенародным голосо-

ванием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)

[Электронный ресурс]. - Режим доступа: Официальный интернет-портал правовой информации

том, что каждый гражданин России имеет право на получение образования. Коррупция в образовательных организациях затрудняет реализацию гражданами конституционного права на образование, а также обостряет социальную напряженность.

Появление коррупционных правонарушений в корне пресекает развитие здоровой образовательной среды, препятствует полноценной реализации конституционных прав гражданин на качественное образование, в связи с чем исследование направлений противодействия коррупции в деятельности образовательной организации имеет принципиальное значение.

Основой действующих антикоррупционных стандартов выступают обязанности, запреты и ограничения, налагаемые на определенную группу субъектов в целях противодействия коррупции. В рамках настоящей статьи интерес представляют антикоррупционные меры, принимаемые в организации (на примере ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет»).

Федеральным законом от 03.12.2012 г. № 231-ФЗ4 внесены изменения в законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их дохо-дам»5, в Федеральный закон «О противо-

http ://www.pravo.gov.ru

4 Федеральный закон от 03.12.2012 г. № 231 -ФЗ (ред. от 22.12.2014) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» // Российская газета, N 283, 07.12.2012

5 Федеральный закон от 03.12.2012 г № 230-Ф3 (ред. от 03.08.2018) «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» // Российская газета, № 280, 05.12.2012.

действии коррупции»1 введена ст. 13.3 «Обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции», согласно п. 1 ст. 13.3 этого Закона установлена обязанность организаций по разработке и принятию антикоррупционных мер. Данные меры могут включать (п. 2 ст. 13.3. Закона): определение структурных подразделений или лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; взаимосвязь с правоохранительными органами; разработку антикоррупционных стандартов; принятие кодекса этики и служебного поведения работников; недопущение и разрешение конфликта интересов и др.

В ноябре 2013 г., Министерство труда и социальной защиты РФ утвердило разработанные им Методические рекомендации по разработке и принятию мер по против о-действию коррупции2, целью которых явилось формирование единообразного подхода к профилактике и противодействию коррупции. Важную роль в данном документе стало внедрение антикоррупционных стандартов поведения работников.

В противодействии коррупции в деятельности образовательной организации важную роль играет информационная антикоррупционная среда, как совокупность условий, позволяющих обмениваться информацией по вопросам антикоррупционного образования, просвещения, пропаганды и информированности между членами общества. В процессе ее формирования значительная роль отводится молодежи и студенчеству, той части населения нашей страны, которая наиболее активна, информативна и имеет интерес в реализации своих способностей .

Через информационную антикорруп-

1 Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273 -ФЗ (ред. от 30.10.2018 г.) «О противодействии коррупции» // Российская газета, № 266, 30.12.2008.

2 Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, утверждены Министерством труда и социальной защиты РФ 08.11.2013 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Консуль-танПлюс

3 Волосова Н.Ю. Молодежные программы проти-

водействия коррупции и создание информационной

антикоррупционной среды: некоторые размышления и опыт // Педагогический журнал. 2016. № 4. С. 377.

ционную среду население имеет возможность получить ответы на такие вопросы: как и зачем бороться с коррупцией, куда обращаться в случае обнаружения фактов коррупции и т.д.

Согласимся с мнением, что современное законодательство о противодействии коррупции содержит значительное число эффективных антикоррупционных мер, содержание и результаты применения которых очень важно доводить до сведения населения. Успешность мероприятий по противодействию коррупции связана с формированием коррупционной нетерпимости населения, с наличием значительной поддержки гражданского общества. Бесспорно, что общественность должна принимать самое активное участие в разъяснительной работе антикоррупционного законодатель-

4

ства .

Характеристика отдельных антикоррупционных мер в деятельности Мурманского арктического государственного университета

В целях реализации антикоррупционных мероприятий, проводимых Министерством науки и высшего образования РФ5, обеспечения соблюдения федеральными государственными гражданскими служащими и руководителями организаций, находящихся в ведении Минобрнауки России, запретов, ограничений, обязательств и правил служебного поведения, формирования в обществе коррупционной нетерпимости в Минобрнауки России функционирует «телефон доверия» +7 (495) 547-13-07 с функцией записи поступивших обращений.

Работа с обращениями граждан и организаций, поступившими по «телефону доверия», осуществляется в соответствии с

4 Белинский В.В. Основные направления реализации антикоррупционной политики // Актуальные вопросы формирования антикоррупционных стандартов и их применения: материалы всероссийской научно-практической конференции (Комиссия по координации работы по противодействию коррупции в Республике Татарстан) (Казань, 31 мая 2017 г.). Казань, 2017. С. 14.

5 Постановление Правительства РФ от 15.06.2018 г. № 682 (ред. от 10.02.2020) «Об утверждении Положения о Министерстве науки и высшего образования РФ и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 26. Ст. 3851.

требованиями нормативных правовых актов1. Для электронной формы обращений: masu@masu.edu.ru. В электронном обращении может содержаться заявление, жалоба, предложение или запрос.

По указанию Министерства образования и науки РФ в целях исполнения Национального плана противодействия коррупции в Мурманском арктическом государственном университете регулярно осуществляется повышение квалификации всех научно -педагогических работников по программе «Противодействие коррупции».

Для достижения целей, указанных в Приказе Минобрнауки России от 30.08.2018 г. № 675 «Об утверждении Плана противодействия коррупции Министерства науки и высшего образования РФ на 2018 -2020 годы» , в интересах создания и внедрения организационных и правовых механизмов, психологической атмосферы, способствующей профилактике коррупции в Мурманском арктическом государственном университете разработан План мероприятий Мурманского арктического государственного университета по формированию антикоррупционного мировоззрения на 20182020 годы, принятый 17.01.2018 г.3

Планом регламентировано проведение мероприятий, связанных с достижением антикоррупционных результатов, на выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению коррупции и конфликта интересов в Мурманском арктическом государственном университете.

План включает в себя 3 группы мероприятий: организационная работа по повышению противодействия коррупции; ин-

1 Федеральный закон от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» // Российская газета, № 95, 05.05.2006; Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 01.03.2020) «Об образовании в РФ» // Российская газета, № 303, 31.12.2012.

2 Приказ Минобрнауки России от 30.08.2018 г. № 675 «Об утверждении Плана противодействия коррупции Министерства науки и высшего образования РФ на 2018 - 2020 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: КонсультантПлюс.

3 План мероприятий Мурманского арктического государственного университета по формированию антикоррупционного мировоззрения на 2018-2020 годы от 17.01.2018 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www.masu.edu.ru/upload/ibbck/204/ plan.pdf

формационная работа по противодействию и предупреждению фактов коррупции; формирование нетерпимости к коррупционным проявлениям.

1. Организационная работа по повышению противодействия коррупции включает в себя:

1.1 Осуществление деятельности образовательного учреждения в соответствии с локальной нормативной базой, прошедшей антикоррупционную экспертизу, а именно: Положение об организации учебного процесса в Мурманском арктическом государственном университете; Положение об оказании платных образовательных услуг; Положение о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов, обучающихся в Мурманском арктическом государственном университете; Положение о порядке отчисления, восстановления и перевода обучающихся; Положение о государственной итоговой аттестации (итоговой аттестации) выпускников Мурманского арктического государственного университета; Положение о подготовке, защите и хранении выпускных квалификационных работ в Мурманском арктическом государственном университете; Положение об индивидуальном учебном плане студентов Мурманского арктического государственного университета; Правила приема в Мурманский арктический государственный университет.

1.2 Рассмотрение по окончании учебного года на заседаниях кафедр, советов факультетов / институтов, в структурных подразделениях, вопроса о соблюдении выполнения нормативных локальных актов (пункт 1.1 плана) с представлением письменных предложений по устранению причин обнаруженного несоответствия.

1.3 Проверка общим отделом кадров персональных данных, представляемых кандидатами на работу, в том числе на наличие судимостей и подлинности документов о наличии учебных степеней и званий и др.

2. Информационная работа по противодействию и предупреждению фактов коррупции.

2.1 Осуществление разъяснительной работы среди студентов, независимо от

формы обучения, касающейся их информированию о проводимых антикоррупционных мерах и проблемам профилактики коррупции.

2.2 Информирование участников образовательного процесса с помощью организации и проведения бесед, публикация анонсов на сайте Мурманского арктического государственного университета и социальных сетях о возможностях обращения к руководству Мурманского арктического государственного университета с обращением о нарушении норм профессиональной этики лицами, работающими в Мурманском арктическом государственном университете.

2.3 Обеспечение функционирования каналов связи для сбора информации о фактах коррупционных нарушений, предложениях по их профилактике, on- line консультаций, «телефона доверия» горячей линии и др.

3. Формирование нетерпимости к коррупционным проявлениям.

3.1 Обеспечение формирования нетерпимости к коррупции в молодёжной среде.

3.2 Включение в учебные и воспитательные планы преподавателей и кураторов академических групп мероприятия по антикоррупционной тематике с приглашением работников правоохранительных органов.

3.3 Организация методического сопровождения социально-психологической адаптации студентов первых курсов: организация ознакомления с Уставом Мурманского арктического государственного университета; проведение собраний со студентами и их родителями с целью разъяснения образовательной политики вуза; организация ознакомления студентов из числа иностранных граждан с законодательством РФ и др.

3.4 Организация оказания социально-психологического и правового консультирования обучающихся и работников вуза в процессе антикоррупционной деятельности и др.

Одной из важных мер по предупреждению коррупции в деятельности Мурманского арктического государственного университета является сотрудничество с правоохранительными органами. К основным органам, с которыми налажено тесное сотруд-

ничество в данной области, можно назвать прокуратуру Мурманской области, Следственное управление следственного комитета РФ по Мурманской области, Министерство юстиции Мурманской области, Управление по реализации антикоррупционной политики Мурманской области и др.

Научно-педагогические сотрудники университета являются членами общественных советов указанных органов и членами комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов и комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Мурманской области и урегулированию конфликта интересов, действующих при данных органах.

К числу субъектов, активно противодействующих коррупции в регионе и взаимодействующим с Мурманским арктическим государственным университетом, следует назвать органы прокуратуры, которые в борьбе с коррупцией нацелены в первую очередь на ее профилактику, защиту прав от коррупционных проявлений.

В прокуратуре Мурманской области подведены итоги антикоррупционной работы за первое полугодие 2020 года1. Итоги работы позволяют сделать вывод, что прокурорскими работниками за первое полугодие 2020 г. выявлено 937 нарушений антикоррупционного законодательства, прокурорами внесено 465 актов реагирования, в том числе принесено 287 протестов, внесено 178 представлений, 132 лица привлечены к дисциплинарной ответственности, расторгнуто 3 трудовых договора, заключенных с нарушением порядка их заключения. Идет работа по пресечению нарушений административного законодательства, связанных с коррупционными правонарушениями: привлечено 19 лиц с назначением наказания в виде административных штрафов в общей

1 В прокуратуре Мурманской области подведены итоги работы по противодействию коррупции за первое полугодие 2020 года [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://prok-murmansk.ru/news/13977-v-prokurature-murmanskoy-oЫasti-podvedeny-itogi-raboty-po-protrvodeystviyu-kormpcи-za-pervoe-polugodie-2020-goda

сумме 970 000 руб., из них взыскано 820 000 руб.

В ходе общенадзорных проверок выявлены нарушения антикоррупционного законодательства в сфере социальной защиты, государственного-оборонного заказа, в целях устранения которых по п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ1 прокурорскими работниками направлено 6 материалов в следственные органы, по которым возбуждено и расследуется 5 уголовных дел, имеющих коррупционную направленность.

Для реализации публичных интересов прокурорскими работниками в суд направлено 10 заявлений о взыскании ущерба, причиненного актами коррупции на сумму 21 854 000 руб., из которых 1 иск на сумму 27 000 руб. удовлетворен, 2 иска прекращены по основаниям добровольного удовлетворения требований на сумму 382 000 руб., остальные иски, направленные органами прокуратуры, находятся в стадии рассмотрения.

В анализируемый период судами Мурманской области рассмотрено 25 уголовных дел, имеющих коррупционную составляющую в отношении 25 лиц, по итогам их рассмотрения осуждено 22 человека, 2 лица освобождено судом от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа, 1 человек оправдан.

Изложенное выше позволяет сделать вывод, что антикоррупционная деятельность является приоритетным направлением работы прокуратуры Мурманской области и реализуется с учетом задач, определенных Национальным планом противодействия коррупции на 2020 г.2

В целях формирования у молодежи антикоррупционного мировоззрения в рамках взаимодействия прокуратуры Мурманской области с ведущим вузом региона, Мурманским арктическим государственным университетом, осуществляются разнообразные мероприятия по противодействию

Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 20.07.2020) // Российская газета, № 249, 22.12.2001.

2 Указ Президента РФ от 29.06.2018 г. № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 27. Ст. 4038.

коррупции.

В частности, на регулярной основе проводятся тематические встречи, круглые столы, научно-практические семинары, мастер-классы практической направленности, интерактивные игры по вопросам противодействия коррупции, анализируются ошибки, допускаемые при государственными и муниципальными служащими при заполнении документов в рамках осуществления декларационной компании в деятельности органов власти и др.

Традиционны встречи в Декаду юристов, которая проводится в декабре, в связи с Международным днем борьбы с коррупцией (9 декабря), Днем Конституции России (12 декабря), Днем юриста (3 декабря). Обязательно организуются встречи в профессиональный праздник работников прокуратуры - День работника прокуратуры (12 января), День образования Следственного комитета РФ (15 января), День российской адвокатуры (31 мая), День судебного пристава в России (1 ноября), День сотрудника органов внутренних дел РФ (10 ноября).

Библиотекой университета и Мурманской областной универсальной научной библиотекой к Международному дню борьбы с коррупцией (9 декабря) готовятся книжные выставки.

В университете существует студенческое общественное объединение «Школа правового просвещения» в работе также поднимаются актуальные вопросы противодействия коррупции.

В работе студенческой юридической клиники обучающимися совместно с представителями прокуратуры Мурманской области даются юридические консультации по анализируемым вопросам.

Обучающиеся ежегодно принимают участие в конкурсе «Мы против коррупции» (организованном Министерством юстиции Мурманской области), «Вместе против коррупции» (организованном Генеральной прокуратурой РФ).

Важна работа работников прокуратуры Мурманской области в реализации образовательного стандарта по направлению подготовки «Юриспруденция» (уровень бакалавриата и уровень магистратуры). Так, в учебном плане обучающихся по направле-

нию подготовки бакалавров предусмотрена дисциплина «Правовые основы противодействия коррупции», а у обучающихся по направлению подготовки магистратуры предусмотрена дисциплина «Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов».

На регулярной основе с обучающимися проводятся тематические встречи в рамках изучения дисциплин «Правоохранительные органы», «Уголовное право» и др.

Важную роль во взаимодействии с субъектами, противодействующими коррупции, является взаимодействие УМВД России по Мурманской области и УМВД России по г. Мурманску с Мурманским арктическим государственным университетом по направлению на стажировку обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» в период обучения. «Считаем целесообразным повсеместное внедрение института «стажера» в период обучения в высшем и среднем профессионального учебном заведении (за пределами графика учебного процесса, в том числе, за пределами, прохождения учебной и производственной практики обучающихся), что может явиться действенной мерой противодействия коррупции»1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отдельные совместные антикоррупционные мероприятия с правоохранительными органами региона представлены на сайте университета в разделе «Противодействие коррупции» http://www.masu.edu.ru/ anticorr/news/

Согласимся с мнением, что «именно молодые люди способны донести до своих сверстников суть усилий государства по противодействию коррупции, рассказать об этом в доступной и интересной форме»2, поэтому очевидна важность проводимых совместных мероприятий с обучающимися.

Органами прокуратуры регулярно проводится работа по реализации мероприятий по правовому просвещению граж-

1 Рашева Н.Ю., Тямин Д.А. Правовые особенности взаимодействия органов внутренних дел и граждан в борьбе с преступностью // Вопросы российского и международного права. 2019. Том 9. № 7А. С. 187.

2 Волосова Н.Ю. Молодежные программы противодействия коррупции и создание информационной

антикоррупционной среды: некоторые размышления и опыт // Педагогический журнал. 2016. № 4. С. 376.

дан в области противодействия коррупции. Значительную роль здесь играет антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов. Так, прокуратурой Мурманской области в результате ее проведения из 393 нормативных правовых актов и их проектов исключено 458 корруп-циогенных факторов3.

Важную роль в данном направлении играют независимые эксперты, деятельность которых урегулирована Федеральным законом от 17.07.2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и Приказом Минюста России от 29.03.2019 г. № 57, которым утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по осуществлению аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в каче-

4

стве независимых экспертов .

В целях повышения эффективности деятельности органов прокуратуры считаем необходимым рекомендовать органам прокуратуры Мурманской области применять опыт отдельных субъектов РФ по заключению соглашения о взаимодействии при проведении экспертизы с независимыми экспертами, уполномоченными на проведение экспертизы.

С целью повышения эффектив -ности выполнения работниками

ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет» своих должно-

3 В прокуратуре Мурманской области подведены итоги работы по противодействию коррупции за первое полугодие 2020 года [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://prok-murmansk.ru/news/13977-v-prokurature-murmanskoy-oblasti-podvedeny-itogi-raboty-po-protivodeystviyu-kormpcii-za-pervoe-polugodie-2020-goda

4 Приказ Минюста России от 29.03.2019 г. № 57 «Об утверждении Административного регламента Министерства юстиции РФ по предоставлению государственной услуги по осуществлению аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством РФ» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru

стных обязанностей, обеспечения условий его развития, противодействия коррупционных проявлений в Мурманском арктическом государственном университете разработан Кодекс этики и служебного поведения работников ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет»1.

В целях противодействия коррупции в Мурманском арктическом государственном университете организована работа комиссии по антикоррупционной деятельности, созданной 13 ноября 2014 г.2 Ее состав3 и Положение о работе комиссии утверждены приказом ректора университета4. При возникновении конфликтной ситуации комиссия может рекомендовать ректору применить к работнику, допустившему нарушение, конкретную меру ответственности.

В состав комиссии включены ректор и помощник ректора университета; представители юридической службы административно-правового департамента; проректор по учебной и воспитательной работе; директор учебно-методического департамента; представители кафедры гражданского и финансового права; директор Арктического ресурсного кадрового центра; начальник управления информатизации; председатель Первичной профсоюзной организации преподавателей и сотрудников Мурманского арктического государственного университета, начальник отдела по работе с обучаю-

1 Кодекс этики и служебного поведения работников ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.masu.edu.ru/upload/iblock/ fc6/kodeks_ethics .pdf

2 Приказ ректора Мурманского государственного гуманитарного университета от 13.11.2014 г. № 472/1-об «О создании антикоррупционной комиссии» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.masu.edu.ru/upload/iblock/b33/prikaz_472.pdf

3 Приказ ректора Мурманского арктического государственного университета от 30.12.2019 г. № 1052-06 «Об изменении состава комиссии по антикоррупционной деятельности ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.masu.edu.ru/anticorr/docs/

4 Положение о комиссии по антикоррупционной деятельности ФГБОУ ВО «Мурманский государственный гуманитарный университет» от

13.01.2015 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.masu.edu.ru/anticorr/docs/

щимися; руководитель пресс-службы; председатель Студенческого совета Мурманского арктического государственного университета.

При Комиссии созданы рабочие группы: группа антикоррупционного мониторинга и взаимодействия со средствами массовой информации; группа проведения служебных расследований и взаимодействия с правоохранительными органами; группа организации и внедрения в учебный процесс антикоррупционной составляющей, профилактики коррупционных нарушений.

Важным элементом антикоррупционной работы в Мурманском арктическом государственном университете организовано систематическое антикоррупционное просвещение работников. На заседаниях ученого совета университета и совета институтов (факультетов) уполномоченными лицами доводится информация об изменениях в нормативных актах, регламентирующих противодействие коррупции, разъясняются требования законодательства в анализируемой сфере, анализируются типовые случаи конфликта интересов.

В Мурманском арктическом государственном университете проводятся мероприятия по совершенствованию условий, процедур и механизмов государственных закупок. Все закупки осуществляются в строгом соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»5.

В целях повышения эффективности мер по противодействию коррупции в ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет» в сфере организации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд ФГБОУ ВО «Мурманского арктического государственного университета» приказом ректора Мурманского арктического государственного университета от 20.12.2018 г. № 1148-06 введен в действие «Антикоррупционный стандарт заку-

5 Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (ред. от 01.04.2020) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Российская газета, N 80, 12.04.2013.

почной деятельности ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет» .

Вся необходимая информация о закупках публикуется на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении закупок www.zakupki.gov.ru.

Изложенное позволяет сделать вывод, что антикорупционные меры, осуществляемые в Мурманском арктическом государственном университете, являются достаточными и эффективными для достижения целей повышения грамотности научно-педагогических работников и этики деловых отношений в Мурманском арктическом государственном университете.

Мониторинг правоприменения как направление по противодействию коррупции в деятельности образовательной организации

Мурманский арктический государственный университет, являясь участником антикоррупционного мониторинга, ежегодно предоставляет данные о проведении мониторинга правоприменения в РФ. Это также является важным направлением по противодействию коррупции в деятельности образовательной организации.

В соответствии с пунктом 8 Указа Президента РФ от 20 мая 2011 г. № 657 «О мониторинге правоприменения в РФ» Правительство РФ утвердило методику осуществления мониторинга правоприменения в РФ . Форма документа, заполняемого образовательной организацией, включает в себя описание проблемы и предложения по совершенствованию действующего законодательства и сложившейся правоприменительной практики.

Так, согласно пункту 8 анализируемого

1 Приказ ректора Мурманского арктического государственного университета от 20.12.2018 г. № 1148-06 «О введении в действие Антикоррупционного стандарта закупочной деятельности ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет» [Электронный ресурс]. - Режим досту па: http://www.masu. edu .ru/ anticorr/ docs/

2 Указ Президента РФ от 20.05.2011 г. № 657 (ред. от 25.07.2014) «О мониторинге правоприменения в РФ» (вместе с «Положением о мониторинге правоприменения в РФ») // Российская газета, N 110, 25.05.2011.

3 Постановление Правительства РФ от 19.08.2011 г. № 694 «Об утверждении методики осуществления мониторинга правоприменения в РФ» // Российская газета, N 186, 24.08.2011.

документа при осуществлении мониторинга правоприменения для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) нормативных правовых актов РФ обобщается, анализируется и оценивается информация о практике их применения по ряду показателей, в частности: на предмет соответствия прав, свобод и интересов граждан; наличие нормативных правовых актов, необходимость принятия которых регламентирована актами большей юридической силы; несоблюдение пределов компетенции органов публичной власти при издании нормативного правового акта; искажение смысла положений нормативного акта, а также решений Конституционного Суда РФ и постановлений Европейского Суда по правам человека при принятии нормативного правового акта; наличие в нормативном правовом акте кор-рупциогенных факторов; неполнота правового регулирования; коллизия норм права; наличие ошибок юридико-технического характера и др.

В соответствии с пунктом 9 анализируемого документа в целях реализации антикоррупционной политики и устранения коррупциогенных факторов обобщается, анализируется и оценивается информация о практике их применения по ряду показателей, в частности: несоблюдение пределов компетенции публичного субъекта при издании нормативного правового акта; неправомерные или необоснованные решения, действия (бездействие) при применении нормативного правового акта; наличие в нормативном правовом акте коррупциоген-ных факторов; наиболее часто встречающиеся коррупциогенные факторы в нормативных правовых актах; число коррупцио-генных факторов, выявленных в нормативном правовом акте при проведении антикоррупционной экспертизы уполномоченными органами и независимыми экспертами и др.

Согласно пункта 10 Методики в целях устранения противоречий между нормативными правовыми актами равной юридической силы для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) нормативных правовых актов РФ обобщается, анализируется и оценивается информация о практике их приме-

нения по ряду показателей, в частности: противоречия между нормативными правовыми актами общего и специального характера, регулирующими однородные отношения; наличие единой понятийно-терминологической системы в нормативных правовых актах; наличие противоречий в нормативных правовых актах, регулирующих однородные отношения, принятых в разное время; наличие ошибок юридико-технического характера в нормативных актах и др.

Согласимся, что «имеющийся мониторинг правоприменения, установленный Указом Президента РФ от 20 мая 2011 г. № 657, не в полной мере отвечает специфике антикоррупционных планов и программ, поскольку важно не столько совершенствование правового поля, сколько совершенствование форм и средств противодействия коррупции. Достижение такой цели возможно путем применения антикоррупционного мониторин-га»1.

Заключение

На основании изложенного можно сделать вывод, что формирование и поддержание информационной антикоррупционной среды выступает важным направлением по противодействию коррупции в образовательной деятельности Мурманского арктического государственного университета.

Высокий уровень антикоррупционного поведения всех участников образовательного процесса позволит эффективно решать актуальные проблемы в анализируемой области и заложит основу в искоренение коррупции в будущем.

Антикоррупционные стандарты поведения работников Мурманского арктического государственного университета сосредоточены, как правило, в локальных актах, являясь при этом сдерживающим фактором коррупционных действий. В числе таких актов в Мурманском арктическом государственном университете следует назвать:

- «Антикоррупционный стандарт закупочной деятельности Мурманского арктического государственного университета»;

1 Поляков М.М., Окрокова Е.С. Антикоррупционные планы и программы в государственном управлении // Административное право и процесс. 2019. № 5. С. 62.

- «План мероприятий Мурманского арктического государственного университета по формированию антикоррупционного мировоззрения на 2018-2020 гг.»;

- «Кодекс этики и служебного поведения работников университета»;

- «Положение о порядке сообщения работниками Мурманского арктического государственного университета о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов»;

- «Положение о порядке уведомления работодателя о фактах обращения в целях склонения работника Мурманского арктического государственного университета к совершению коррупционных правонарушений»;

- «Положение о комиссии по антикоррупционной деятельности ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет»;

- «Положение о сообщении работниками ФГБОУ ВО «Мурманского государственного гуманитарного университета» о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими должностных обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации»;

- Приказ ректора Мурманского государственного гуманитарного университета «Об утверждении перечня должностей, на которые распространяются ограничения, запреты и обязанности, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 05.07.2013 г. № 568»;

- Приказ ректора Мурманского государственного гуманитарного университета «О создании антикоррупционной комиссии» и др.

В Мурманском арктическом государственном университете работа по противодействию коррупции не ограничена только рамками мероприятий Плана мероприятий Мурманского арктического государственного университета по формированию антикоррупционного мировоззрения на 20182020 годы. Любые меры, связанные с улучшением качества и доступности оказания образовательных услуг, усиления контроля за надлежащим исполнением научно-

педагогическими работниками своих должностных обязанностей, можно считать антикоррупционными в силу того, что они минимизируют коррупционные нарушения.

Именно формирование и развитие анти-

коррупционных стандартов в образовательной организации позволит создать условия для эффективного противодействия коррупции, привлечения молодежи в этот процесс, воспитания ее в духе нетерпимости к коррупции.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pmvo. gov.ru

2. Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (ред. от 01.04.2020) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Российская газета. - 12.04.2013. - № 80.

3. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 01.03.2020) «Об образовании в РФ» // Российская газета. - 31.12.2012. - № 303.

4. Федеральный закон от 03.12.2012 г. № 231-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» // Российская газета. - 07.12.2012. - № 283.

5. Федеральный закон от 03.12.2012 г № 230-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» // Российская газета. - 05.12.2012. - № 280.

6. Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 16.12.2019) «О противодействии коррупции» // Российская газета. -30.12.2008. - № 266.

7. Федеральный закон от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» // Российская газета. - 05.05.2006. - № 95.

8. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 20.07.2020) // Российская газета. - 22.12.2001. - № 249.

9. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 08.06.2020) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.

10. Указ Президента РФ от 29.06.2018 г. № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы» // Собрание законодательства РФ. - 2018. - № 27. -Ст. 4038.

11. Указ Президента РФ от 20.05.2011 г. № 657 (ред. от 25.07.2014) «О мониторинге правоприменения в РФ» (вместе с «Положением о мониторинге правоприменения в РФ») // Российская газета. - 25.05.2011. - № 110.

12. Постановление Правительства РФ от 15.06.2018 г. № 682 (ред. от 10.02.2020) «Об утверждении Положения о Министерстве науки и высшего образования РФ и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ» // Собрание законодательства РФ. -2018. - № 26. - Ст. 3851.

13. Постановление Правительства РФ от 19.08.2011 г. № 694 «Об утверждении методики осуществления мониторинга правоприменения в РФ» // Российская газета. - 24.08.2011. - № 186.

14. Приказ Минюста России от 29.03.2019 г. № 57 «Об утверждении Административного регламента Министерства юстиции РФ по предоставлению государственной услуги по осуществлению аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случ а-ях, предусмотренных законодательством РФ» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.r u

15. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2018 г. № 675 «Об утверждении Плана противодействия коррупции Министерства науки и высшего образования РФ на 2018 - 2020 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: КонсультантПлюс.

16. Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, утверждены Министерством труда и социальной защиты РФ 08.11.2013 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: КонсультанПлюс

17. План мероприятий Мурманского арктического государственного университета по формированию антикоррупционного мировоззрения на 2018-2020 годы от 17.01.2018 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.masu.edu.ru/upload/iblock/204/plan.pdf

18. Положение о комиссии по антикоррупционной деятельности ФГБОУ ВО «Мурманский государственный гуманитарный университет» от 13.01.2015 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.masu.edu.ru/anticorr/docs/

19. Кодекс этики и служебного поведения работников ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.masu.edu.ru/upload/iblock/fc6/kodeks_ethics.pdf

20. Приказ ректора Мурманского арктического государственного университета от 30.12.2019 г. № 1052-06 «Об изменении состава комиссии по антикоррупционной деятельности ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.masu.edu.ru/anticorr/docs/

21. Приказ ректора Мурманского арктического государственного университета от 20.12.2018 г. № 1148-06 «О введении в действие Антикоррупционного стандарта закупочной деятельности ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.masu.edu.ru/anticorr/docs/

22. Приказ ректора Мурманского государственного гуманитарного университета от 13.11.2014 г. № 472/1-об «О создании антикоррупционной комиссии» [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http://www.masu.edu.ru/upload/iblock/b33/prikaz_472.pdf

23. Белинский, В.В. Основные направления реализации антикоррупционной политики [Текст] / В.В. Белинский // Актуальные вопросы формирования антикоррупционных стандартов и их применения: материалы всероссийской научно-практической конференции (Комиссия по координации работы по противодействию коррупции в Республике Татарстан) (Казань, 31 мая 2017 г.). - Казань, 2017. - С. 10-14.

24. В прокуратуре Мурманской области подведены итоги работы по противодействию коррупции за первое полугодие 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://prok-murmansk.ru/news/13977

25. Волосова, Н.Ю. Молодежные программы противодействия коррупции и создание информационной антикоррупционной среды: некоторые размышления и опыт [Текст] / Н.Ю. Волосова // Педагогический журнал. - 2016. - № 4. - С. 371-379.

26. Поляков, М.М., Окрокова, Е.С. Антикоррупционные планы и программы в государственном управлении [Текст] / М.М. Поляков // Административное право и процесс. -2019. - № 5. - С. 59-63.

27. Рашева, Н.Ю., Тямин, Д.А. Правовые особенности взаимодействия органов внутренних дел и граждан в борьбе с преступностью [Текст] / Н.Ю. Рашева // Вопросы российского и международного права. - 2019. - Том 9. № 7А. - С. 170-194.

28. Рашева, Н.Ю. Правовое обеспечение противодействия коррупции и деятельность вузов (на примере кафедры гражданского права) [Текст] / Н.Ю. Рашева // Юридическая наука: история и современность. - 2013. - № 10. - С. 89-96.

29. Рашева, Н.Ю. Федеральные государственные образовательные стандарты как элемент антикоррупционной политики [Текст] / Н.Ю. Рашева // Advances i n Law Studies. - 2016.

- Т. 4. № 3. - С. 112-117.

30. Состояние преступности в Мурманской области за январь-май 2020 года / Сборник подготовлен на основании формы федерального статистического наблюдения № 4-ЕГС и аналитических таблиц ИЦ УМВД России по Мурманской области [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://51.xn--b1aew.xn--p1ai/Dejatelnost.

Получено: 29.06.2020г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.