Научная статья на тему 'ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ (ОПЫТ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ)'

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ (ОПЫТ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
130
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ СТАНДАРТЫ / НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / CORRUPTION OFFENSES / ANTI-CORRUPTION STANDARDS / DIRECTIONS OF IMPROVING ANTI-CORRUPTION LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рашева Н.Ю.

Надлежащая реализация установленных антикоррупционных стандартов играет важную роль в устранении условий совершения коррупционных правонарушений, эффективному и надлежащему исполнению законодательства о противодействии коррупции, и, следовательно, - обеспечении защиты интересов и реализации прав граждан России. Цель статьи - правовой анализ изменений действующего законодательства федерального уровня о противодействии коррупции, анализ ошибок, допускаемых при заполнении справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, обобщение проблем и предложение перспектив развития норм права о противодействии коррупции. Ведущий метод, заложенный в основу решения поставленной проблемы, - метод анализа изменений действующего антикоррупционного федерального законодательства, регламентирующего противодействие коррупции в 2019-2020 годах. Кроме того, в работе применен сравнительно-правовой метод научного исследования. О мерах противодействия коррупции уже шла речь в ряде публикаций автора [378] , в данной работе будут проанализированы изменения действующего законодательстве об антикоррупционных стандартах; проведен анализ отдельных ошибок, допускаемых в ходе декларационной компании; обобщены направления совершенствования законодательства о противодействии коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI-CORRUPTION: PECULIARITIES OF THE DEVELOPMENT OF LEGISLATION AND LAW ENFORCEMENT PRACTICE (EXPERIENCE OF THE MURMANSK REGION)

The proper implementation of the established anti-corruption standards plays an important role in eliminating the conditions for committing corruption offenses, in the effective and proper implementation of anti-corruption legislation, and, consequently, in ensuring the protection of the interests and realization of the rights of Russian citizens. The purpose of the article is a legal analysis of changes in the current federal anti-corruption legislation, an analysis of mistakes made when filling out certificates of income, expenses, property and property obligations, a generalization of problems and a proposal for prospects for the development of anti-corruption law. The leading method underlying the solution to the problem posed is the method of analyzing changes in the current anti-corruption federal legislation governing anti-corruption in 2019-2020. In addition, the comparative legal method of scientific research is applied in the work. Anti-corruption measures have already been discussed in a number of publications by the author; in this work, changes in the current legislation on anti-corruption standards will be analyzed; an analysis of individual mistakes made during the declaring campaign was carried out; summarizes the directions of improving the legislation on combating corruption.

Текст научной работы на тему «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ (ОПЫТ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ)»

УДК: 328.185, 343.35, 342.4, 342.518.5

ББК: 67.401.13

Рашева Н.Ю.

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ (ОПЫТ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ)

Rasheva N.Yu.

ANTI-CORRUPTION: PECULIARITIES OF THE DEVELOPMENT OF LEGISLATION

AND LAW ENFORCEMENT PRACTICE (EXPERIENCE OF THE MURMANSK

REGION)

Ключевые слова: коррупционные правонарушения, антикоррупционные стандарты, направления совершенствования антикоррупционного законодательства.

Keywords: corruption offenses, anti-corruption standards, directions of improving anticorruption legislation.

Аннотация: надлежащая реализация установленных антикоррупционных стандартов играет важную роль в устранении условий совершения коррупционных правонарушений, эффективному и надлежащему исполнению законодательства о противодействии коррупции, и, следовательно, - обеспечении защиты интересов и реализации прав граждан России.

Цель статьи - правовой анализ изменений действующего законодательства федерального уровня о противодействии коррупции, анализ ошибок, допускаемых при заполнении справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, обобщение пр о-блем и предложение перспектив развития норм права о противодействии коррупции.

Ведущий метод, заложенный в основу решения поставленной проблемы, - метод анализа изменений действующего антикоррупционного федерал ьного законодательства, регл а-ментирующего противодействие коррупции в 2019-2020 годах. Кроме того, в работе применен сравнительно-правовой метод научного исследования.

О мерах противодействия коррупции уже шла речь в ряде публикаций автора1, в данной работе будут проанализированы изменения действующего законодательстве об антикоррупционных стандартах; проведен анализ отдельных ошибок, допускаемых в ходе декларационной компании; обобщены направления совершенствования законодательства о противодействии коррупции.

Abstract: the proper implementation of the established anti-corruption standards plays an important role in eliminating the conditions for committing corruption offenses, in the effective and proper implementation of anti-corruption legislation, and, consequently, in ensuring the protection of the interests and realization of the rights of Russian citizens.

The purpose of the article is a legal analysis of changes in the current federal anti-corruption legislation, an analysis of mistakes made when filling out certificates of income, expenses, property and property obligations, a generalization of problems and a proposal for prospects for the development of anti-corruption law.

The leading method underlying the solution to the problem posed is the method of analyzing changes in the current anti-corruption federal legislation governing anti-corruption in 2019-2020. In addition, the comparative legal method of scientific research is applied in the work.

Anti-corruption measures have already been discussed in a number of publications by the au-

1 Рашева, Н.Ю. Особенности, проблемы и перспективы реализации отдельных направлений национального плана по противодействию коррупции на 2018-2020 годы на территории Мурманской области / Н.Ю. Рашева // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2019. Т. 1. № 3. С. 171-182; Рашева, Н.Ю. Отдельные аспекты реализации национального плана по противодействию коррупции на 2018-2020 годы (на примере Мурманской области) / Н.Ю. Рашева // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2019. Т. 1. № 3. С. 183-201; Рашева, Н.Ю. Роль министерства юстиции Мурманской области в противодействии коррупции на территории региона / Н.Ю. Рашева // Вопросы российского и международного права. 2019. Т. 9. № 7-1. С. 195-208 и др.

thor; in this work, changes in the current legislation on anti-corruption standards will be analyzed; an analysis of individual mistakes made during the declaring campaign was carried out; summarizes the directions of improving the legislation on combating corruption.

Изменения в действующем законодательстве об антикоррупционных стандартах

ЦИК России приняла постановление о результатах общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений Конституции РФ1. Их поддержали 77,92% участвовавших в голосовании россиян2. Затем президент подписал указ, по которому они вступили в силу 4 июля3. Значительная часть поправок была посвящена совершенствованию государственного управления, в том числе и формированию новых антикоррупционных стандартов. В частности, внесены дополнения, касающиеся установления ограничений для замещения определенных публичных должностей, в том числе ограничений, связанных с наличием гражданства иностранного государств, ограничений по открытию и наличию счетов (вкладов) в иностранных банках за пределами РФ. Помимо того, включенные поправки о новых требованиях к высшим должностным лицам страны направлены на создание открытости власти, противодействие коррупции и укрепление безопасности страны. Все это, на наш взгляд, ограничивает возможность давления со стороны иностранного государства на должностных лиц России, в частности, руководителей субъектов РФ, депутатов, сенаторов, прокурорских работников и других субъектов, чья профессиональная сфера касается защиты интересов государства и прав граждан.

В настоящее время расширилась область распространения антикоррупционных стандартов. Проанализируем отдельные из них:

1. Федеральным законом от 24 апреля 2020 г. № 143-Ф34 в антикоррупционное зако-

1 Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru

2 Постановление ЦИК России от 03.07.2020 № 256/1888-7 «О результатах общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ» // Российская газета, № 144, 04.07.2020.

3 Указ Президента РФ от 03.07.2020 № 445 «Об официальном опубликовании Конституции РФ с внесенными в нее поправками» // Российская газета, № 144, 04.07.2020.

4 Федеральный закон от 24.04.2020 № 143-Ф3 «О внесении изменений в статью 12.1 Федерального

нодательство были внесены изменения, направленные на регулирование порядка участия субъектов, замещающих отдельные должности в субъектах РФ, в управлении коммерческими и некоммерческими организациями.

2. Федеральным законом от 16 декабря 2019 г. № 432-ФЗ5 изменены некоторые ограничения и обязанности, налагаемые на лиц, замещающих отдельные должности РФ, должности субъектов РФ и муниципальные должности.

3. Федеральным законом от 26 июля 2019 г. № 251-ФЗ6 по вопросам упрощения процедуры декларирования доходов отдельных депутатов сельских поселений (в частности, депутатов, осуществляющих свои функции на непостоянной основе).

4. Федеральным законом от 26 июля 2019 г. № 228-ФЗ7 в части установления мер ответственности для депутатов представительных органов муниципальных образований, назначаемых за коррупционные правонарушения.

5. Федеральным законом 6 февраля

о

2019 г. № 5-ФЗ в части возложения на высший орган, осуществляющий от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции России и исполнением закона, действующих на территории РФ (Генеральную прокуратуру РФ) функции уполномоченного органа по взаимодействию с компетентными органами иностранных государств,

закона «О противодействии коррупции» // Российская

газета, № 93, 29.04.2020.

5 Федеральный закон от 16.12.2019 № 432-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях совершенствования законодательства РФ о противодействии коррупции» // Российская газета, № 286, 19.12.2019.

6 Федеральный закон от 26.07.2019 № 251-ФЗ «О внесении изменений в статью 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» // Российская газета, № 169, 02.08.2019.

7 Федеральный закон от 26.07.2019 № 228-ФЗ «О внесении изменений в статью 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправлгния в РФ» и статью 13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» // Российская газета, № 166, 31.07.2019.

8 Федеральный закон от 06.02.2019 № 5-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях противодействия коррупции» // Российская газета, № 28, 08.02.2019.

при проведении проверок соблюдения норм антикоррупционного законодательства и др.

Меняются и подзаконные акты в анализируемой области.

1. 29 мая 2020 г. принят Указ Президента РФ № 342, которым утверждено Положение о порядке предварительного уведомления Президента РФ лицами, замещающими отдельные государственные должности РФ, о намерении участвовать на безвозмездной основе в управлении некоммерческими организациями1 . Положением определяется порядок предварительного уведомления Президента РФ по данному факту.

2. С 1 июля 2020 г. заполнять документ о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее -справка о доходах) возможно исключительно через специальное ПО «Справка БК», размещенное на официальном сайте главы государства. Указанные справки заполняются гражданами, замещающими должности федеральной госслужбы или госдолжности РФ, а также претендующими на них. В форме справки о доходах предусмотрено указание СНИЛС (при наличии) (Указ Президента РФ от 15.01.2020 г. № 132; Письмо Минтруда России от 29.04.2020 № 18-2/10/П-38813).

3. 21 июля 2020 г. Правительством РФ принято постановление4, благодаря которому электронные трудовые книжки можно будет использовать вместо бумажных в различных ситуациях. Документ вступил в силу 18 июля

1 Указ Президента РФ от 29.05.2020 № 342 «Об утверждении Положения о порядке предварительного уведомления Президента РФ лицами, замещающими отдельные государственные должности РФ, о намерении участвовать на безвозмездной основе в управлении некоммерческими организациями» // Собрание законодательства РФ. 2020. № 22. Ст. 3473.

2 Указ Президента РФ от 15.01.2020 № 13 «О внесении изменений в некоторые акты Президента РФ» // Собрание законодательства РФ. 2020. № 3. Ст. 243.

3 Письмо Минтруда России от 29.04.2020 № 18-2/10/П-3881 «О сроках представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: КонсультантПлюс.

4 Постановление Правительства РФ от 10.07.2020 № 1017 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ в связи с принятием Федерального закона « О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru

2020 г. Документом установлена возможность использовать сведения о трудовой деятельности в электронном для заполнения сообщения о заключении трудового либо гражданско-правового договора с бывшим публичным субъектом в части информации о должности, которую он ранее замещал (п. 39 изменений, утвержденных постановлением).

4. Распоряжением Правительства РФ от 20 ноября 2019 г.5 скорректирована форма анкеты6, представляемой гражданином РФ, поступающим на публичную службу в РФ. В список членов семьи, сведения о которых необходимо указать в анкете, включены супруги братьев и сестер, братья и сестры супругов. О необходимости совершенствования законодательства в данной облас-

7

ти нами уже указывалось ранее . В частности, нами отмечалось, что в п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ8 отмечается, что лицо не может быть принято на службу, а служащий не может находиться на ней при наличии близкого родства или свойства с госслужащим, если замещение должности службы связано с их прямой подчиненностью или

9

подконтрольностью , в связи с чем целесообразна корректировка формы анкеты. Внесенными 20 ноября 2019 г. изменениями данный пробел отчасти восполнен.

5 Распоряжение Правительства РФ от 20.11.2019 г. № 2745-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 26 мая 2005 г. № 667-р» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: КонсультантПлюс.

6 Распоряжение Правительства РФ от 26.05.2005 № 667-р (ред. от 20.11.2019) «Об утверждении формы анкеты, представляемой гражданином РФ, поступающим на государственную гражданскую службу РФ или на муниципальную службу в РФ» // Российская газета, № 115, 01.06.2005.

7 Рашева, Н.Ю. Особенности, проблемы и перспективы реализации отдельных направлений национального плана по противодействию коррупции на 2018-2020 годы на территории Мурманской области / Н.Ю. Рашева // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2019. Т. 1. № 3. С. 171182.

8 Федеральный закон от 27.07.2004 № 79 -ФЗ (ред. от 08.06.2020) «О государственной гражданской службе РФ» // Российская газета, № 162, 31.07.2004.

9 Рашева, Н.Ю. Особенности, проблемы и перспективы реализации отдельных направлений национального плана по противодействию коррупции на 2018-2020 годы на территории Мурманской области / Н.Ю. Рашева // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2019. Т. 1. № 3. С. 178-179.

Анализ ошибок, допускаемых при заполнении справок о доходах

Конвенция ООН против коррупции, принятая 31 октября 2003 г.1, является основным международным договором, регламентирующим положения о противодействии коррупции на международной арене. Пункт 5 ст. 8 данного документа содержит требование, в рамках реализации которого государства-участники Конвенции в целях противодействия коррупции должны стремиться принимать меры и устанавливать организационные механизмы, обязывающие публичных должностных лиц предоставлять сведения о себе соответствующим органам.

В соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ2 профилактику правонарушений следует рассматривать как систему мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих их совершению. В свою очередь, одной из таких мер в сфере профилактики коррупционных правонарушений можно назвать представление уполномоченными субъектами и сведений о своих доходах и имуществе (ст. 6 Федерального закона 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ3).

Правоприменительная практика закономерно сопровождается появлением вопросов, обусловленных правильным толкованием антикоррупционных норм, а также формированием подходов к их надлежащей реализации. Ситуации ненадлежащего исполнения антикоррупционного законодательства, к сожалению, не редкость. Важно понимать, что сами ошибки (предоставление недостоверных, неполных, необъективных сведений) не являются проявлением коррупции, но в результате их выявления в дальнейшем может быть дана оценка о кор-

1 Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 г. Резолюцией 58/4 на 51-ом плгнарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 26. - Ст. 2780.

2 Федеральный закон от 23.06.2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // Российская газета, № 139, 28.06.2016.

3 Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 30.10.2018 г.) «О противодействии коррупции» // Российская газета, № 266, 30.12.2008.

рупционном поведении субъекта.

Так, Указом Президента РФ от 1 июля 2010 г. № 821 утверждено Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов4 (далее - комиссия по конфликту интересов). В соответствии с п. 25 Положения по итогам рассмотрения заявления о невозможности по объективным причинам представить достоверные и полные сведения комиссия может признать, что причина непредставления данных сведений является способом уклонения от представления данных сведений. Данное правонарушение является коррупционным.

Порядок размещения данных сведений на официальных сайтах регламентирован Указом Президента РФ от 8 июля 2013 г. № 6135. Форма справки регламентирована Указом Президента РФ от 23 июня 2014 г. № 4606.

В табл. 1 представлен краткий обзор типичных ошибок, допускаемых при запол-

7

нении данных справок .

4 Указ Президента РФ от 01.07.2010 г. № 821 (ред. от 19.09.2017) «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных гос-ных служащих и урегулированию конфликта интересов» (вместе с «Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных гос. служащих и урегулированию конфликта интересов») Российская газета, № 147, 07.07.2010.

5 Указ Президента РФ от 0807.2013 г. № 613 (ред от 15.07.2015) «Вопросы противодействия коррупции» (вместе с «Порядком размещения сведений о доходах, расходах,

об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц и членов их семей на офиц. сайтах федеральных гос-ных органов, органов государственной власти субъектов РФ и организаций и предоставления этих сведений общероссийским СМИ для опубликования») //Российская газета, № 148, 10.07.2013.

6 Указ Президента РФ от 23.06.2014 N 460 (ред. от 09.10.2017) «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента РФ» (ред. от 15.01.2020) // Собрание законодательства РФ. 2014. «26 (часть II). Ст. 3520.

7 Материалы тематического семинара по проведению анализа сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Мурманск, 2020 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Мрв//aitimmro.gov-mjrman.ru

Таблица 1 - Ошибки, допускаемые при заполнении справок о доходах

Титульный лист

№п/п Ошибка Правильные действия

1. Не отражен адрес постоянной (временной) регистрации субъектов, предоставляющих справку Адрес постоянной (временной) регистрации субъектов, предоставляющих справку, должен быть отражен на дату предоставления справки. Если лицо, предоставляющее информацию, не проживает по данному адресу, то в скобках следует указать адрес фактического проживания лица.

Раздел 1. Сведения о доходах

1. В поле «Доход по основному месту работы» должен отражаться весь суммарный доход, полученный по всем местам службы (работы) Отражается доход, полученный лицом в том органе (организации), где он замещает должность за период представления сведений о доходах (в соответствии с данными справки № 2-НДФЛ)

2. В графе «Доход от вкладов в банках и иных кредитных организациях» не отражены доходы от вкладов, в том числе уже закрытых на отчетную дату В этой графе должна быть указана общая сумма доходов, полученных (выплаченных) в отчетном периоде в виде процентов по любым вкладам (счетам) в кредитных организациях, вне зависимости от их срока, вида и валюты, а также доходы от вкладов (счетов), закрытых в отчетном периоде. При получении дохода неоднократно общий доход должен быть рассчитан через сумму поступивших доходов, переведенных в рубли по курсу ЦБ РФ, на каждую дату их получения

Раздел 2. Сведения о расходах

1. Не всегда верно заполняется раздел 2 «Сведения о расходах» Раздел должен заполняться, если в отчетном периоде лицом была совершена сделка по приобретению имущества (недвижимости, транспорта, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах юридических лиц), при этом, общая сумма сделки (сделок) превышает общий доход лица за три последних года, предшествующих отчетному периоду (исключая отчетный период). При расчете общего дохода суммируются все полученные за три календарных года дохода, предшествовавших году совершения сделки

2. Не заполняется раздел 2_«Све-дения о расходах» при приобретении недвижимости на средства, предоставленные государством (например, единовременная субсидия на приобретение жилья) Использование данных денежных средств для приобретения недвижимости, не освобождает при этом, лицо, представляющее информацию, от обязанности представить сведения о расходах (если сделка совершена в отчетном периоде и ее сумма превышает доход за три последних года, предшествующих году совершения сделки)

3. При заполнении графы_«Осно-вание приобретения имущества» раздела 2 «Сведения о расходах» не отражаются документы, послужившие основанием для возникновения права собственности либо данная информация отражается неверно При заполнении данной графы должны найти отражение реквизиты свидетельства о регистрации права собственности (при его наличии у лица) и/или регистрационный номер записи в ЕГРП. Должны быть отражена наименование и реквизиты документа, явившегося основанием для приобретения права собственности (договоры купли- продажи, долевого участия в строительстве и др.). При приобретении другого имущества (например, транспорта, ценных бумаг и др.) необходимо отражать наименование и реквизиты документа, послужившие основанием для возникновения права собственности

Раздел 3. Сведения об имуществе Подраздел 3.1. Недвижимое имущество

1. В подразделе 3.1 «Недвижимое имущество» не отражены объекты недвижимости, длительное время не используемые, либо право собственности на которые не зарегистрировано (сведения об имеющихся правах на объекты недвижимости не внесены в ЕГРП на объекты недвижимости, отсутствуют (утрачены) свидетельства о регистрации права на недвижимость) Здесь важно отразить все имеющиеся объекты недвижимого имущества, принадлежащие лицу на праве собственности. При этом, важно принимать во внимание, что период (время) их приобретения и территория (субъект РФ, страна) - не имеет значения. Здесь же важно следует указать недвижимость, полученную в результате безвозмездных сделок (дарения, наследования) или по судебному акту, а также недвижимость, права на которую не зарегистрированы

2. В подразделе 3.1 «Недвижимое имущество» не всегда достаточно полно находит свое отражение информация о виде и наименовании недвижимости Здесь важно указывать сведения о земельных участках (в частности, вид участка, например, под индивидуальное гаражное, жилищное строительство, дачный, садовый, приусадебный, огородный и др.)

3. Не находят своего отражения данные о земельном участке, где расположено недвижимое имущество, находящееся в собственности При наличии в собственности жилого, дачного или садового дома, гаража и др., данные о которых должны быть отражены в пункте 3.1 справки, сведения о земельном участке, где располагается этот объект недвижимости, должны быть указаны в разделе 3.1 «Сведения об имуществе» или 6.1 «Объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании» (в зависимости от наличия или отсутствия регистрации права собственности на него)

4. Не отражается точное местонахождение (адрес) объекта недвижимого имущества Местонахождение недвижимости отражается в соответствии с правоустанавливающим документом. Обязательно должны быть отражены такие элементы, как: индекс; субъект РФ; район; населенный пункт (город, село, поселок и т.д.); улица (проспект, проезд, переулок и т.д.); номер дома (владения, участка), корпуса (строения), литеры, квартиры, при наличии - комнаты. Если имущество находится за границей, обязательно указываются: наименование государства; населенный пункт, а также иная единица административно-территориального деления.

5. В графе 6 «Основание приобретения и источник средств» подраздела 3.1 «Недвижимое имущество»: не находят своего отражения реквизиты документов, являющихся основанием для возникновения права собственности Применительно к каждому объекту должно быть указано основание его приобретения, например, реквизиты (номер и дата) свидетельства о государственной регистрации (при его наличии), регистрационный номер, а также наименование и реквизиты (номер и дата) документа, послужившего основанием для возникновения права собственности (например, договор купли-продажи, мены, дарения, свидетельство о праве на наследство, судебный акт и др.)

Подраздел 3.2. Транспортные средства

1. Не всегда находят свое отражение ветхие, непригодные к эксплуатации, а также находящиеся в угоне транспортные средства. Не отражается его вид, марка или модель, год изготовления Здесь должны найти свое отражение данные о всех видах транспортных средств, находящихся в собственности, независимо от того, когда и где он был приобретен и зарегистрирован. Транспортные средства, полученные в пользование по доверенности, а также находящиеся в угоне, в залоге, полностью или частично непригодный к эксплуатации, не снятый с регистрационного учета и т.д., собственником которых высту-

пает лицо, предоставляющее информацию о доходах, должны быть отражены в справке. Отражаются его вид, марка, модель, год изготовления.

2. Не всегда верно указывается место регистрации транспорта В данной графе, согласно свидетельству о регистрации транспортного средства, указывается наименование органа внутренних дел, где осуществлялась постановка транспортного средства на регистрационный учет (например, МО ГИБДД ТНРЭР № 2 ГУ МВД России по г. Москве и т.д.)

Раздел 4. Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. В графе 6 «Сумма поступивших на счет денежных средств» раздела 4 «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях»: а) не всегда отражается сумма поступлений денежных средств на счет за отчетный период, превышающая общий доход лица, отчетный период и два предшествующих ему года, при этом к справке не прилагается выписка о движении денег по счету Отражается общая сумма поступлений денег на счет за отчетный период (включая займы от физических лиц и переводы денег с других счетов), если указанная сумма превышает общий доход лица за отчетный период и два предшествующих ему года. В данной ситуации к справке прилагается выписка о движении денег по счету за отчетный период.

б) указывается сумма поступлений на счет за отчетный период, не превышающая общий доход лица, за отчетный период и два предшествующих ему года Если общая сумма поступлений за отчетный период не превышает общий доход лица, за отчетный период и два предшествующих ему года, то в этом случае данная графа не заполняется. Для получения объективных данных о точной сумме поступлений на счет за отчетный период следует обратиться в банк (кредитную организацию), где открыт счет.

2. Не всегда отражаются все счета в банках, открытые лицом на отчетную дату Отражается информация о всех счетах, открытых на отчетную дату, вне зависимости от даты и цели их открытия, цели использования, в том числе: 1) счета, на которых находятся средства (или права на которые принадлежат данным лицам), при этом данный субъект не является клиентом банка (в том числе, индивидуальный инвестиционный счет); 2) счета с нулевым остатком на 31 декабря отчетного года (отчетный период); 3) счета, открытые для погашения действующих кредитных обязательств; 4) счета пластиковых карт для зачисления пенсии, кредитных карт и др. Отражается информация о счетах пластиковых карт даже в случаях окончания срока действия карт (их блокировки), если счет данной карты не был закрыт по письменному заявлению держателя карты лица, представляющего справку (важно принимать во внимание, что счет карты закрывается, как правило, через 45 дней с даты поступления заявления).

3. Не всегда отражаются остатки средств для счетов в иностранной валюте Для счетов в иностранной валюте остаток указывается в рублях по курсу Центрального Банка РФ на отчетную дату. Информация об официальных курсах валют на заданную дату содержится на официальном сайте Центрального Банка РФ.

Раздел 5. Сведения о ценных бумагах

1. Не отражаются ценные бумаги, акции, доли участия в уставных капиталах организаций, принадлежащие лицу, переданные им в доверительное управление В данном разделе отражаются данные об имеющихся ценных бумагах, долях участия в уставных капиталах коммерческих организаций и фонда.

2. Не всегда правильно отражаются данные об уставном капитале организации Данные о нем должны быть отражены в полном соответствии с учредительными документами юридического лица, по состоянию на отчетную дату. Для уставных капиталов, выраженных в иностранной валюте, информация указывается в рублях по курсу Центрального Банка РФ. Для получения объективных данных важно обратиться в соответствующую организацию.

Раздел 6. Сведения об обязательствах имущественного характера Подраздел 6.1. Объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании

1. Указываются не все объекты недвижимости, находящиеся в пользовании лица В данном блоке отражается информация о недвижимости (дома, квартиры, комнаты, нежилые помещения, земельные участки, гаражи, машино-места и др.), находящейся во временном пользовании.

Раздел 6. Сведения об обязательствах имущественного характера Подраздел 6.2. Срочные обязательства финансового характера

1. Не всегда правильно и обоснованно указываются срочные обязательства финансового характера (заем, кредит и другие). В данном блоке отражается каждое имеющееся на отчетную дату срочное обязательство финансового характера на сумму 500 000 рублей и более, кредитором или должником, по которым является лицо. Важно отразить следующие данные: договор участия в долевом строительстве недвижимого имущества; договор финансовой аренды (лизинга); договор займа; договор финансирования под уступку денежного требования; обязательства, связанные с заключением договора об уступке права требования; обязательства вследствие причинения вреда (финансовые); алиментные обязательства (при условии, что по состоянию на отчетную дату сумма долга равна или превышает 500 000 руб.); обязательства по выплате арендных платежей (при условии, что по состоянию на отчетную дату сумма долга равна или превышает 500 000 руб.); иные обязательства и др.

Направления совершенствования законодательства о противодействии коррупции

Принимая во внимание масштабы распространения коррупции, подрывающей доверие граждан, целесообразно принятия дополнительных антикоррупционных мер. В частности, целесообразно:

1. Продолжить совершенствование законодательства, устанавливающего форму анкеты, представляемой гражданином РФ, поступающим на государственную гражданскую службу РФ или на муниципальную службу в РФ. В Распоряжение Правительства РФ от 26.05.2005 № 667-р «Об утверждении формы анкеты, представляемой гражданином РФ, поступающим на государственную гражданскую

службу РФ или на муниципальную службу в РФ» целесообразно наряду с супругами братьев и сестер, братьями и сестрами супругов целесообразно добавить родителей супруга (супруги).

2. Следует поддержать принятие законопроекта «О внесении изменений в статьи 8 и 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции»1, направленного на совершенствование законодательства РФ в сфере противодействия коррупции.

1 Проект Федерального закона «О внесении изменений в статьи 8 и 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» (подготовлен Минюстом России) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 22.06.2020) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: КонсультантПлюс.

В действующем законодательстве РФ предусмотрен механизм, позволяющий обращать в доход РФ лишь недвижимое имущество, транспортные средства, ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах юридических лиц), в отношении которых лицом, замещающим одну из должностей, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.12.2012 г. № 230-ФЗ1, не представлено сведений, подтверждающих их приобретение на законные доходы.

Правовые основания (условия) обращения в доход РФ указанных денежных средств отсутствуют, что может способствовать совершению коррупционных правонарушений.

В целях расширения возможностей по предотвращению таких правонарушений целесообразно предусмотреть установление механизма, позволяющего обращать в доход РФ денежные средства, поступившие на счета в кредитных организациях отдельных лиц, выполняющих публичные функции, а также должности, указанные в пп. 1.1 - 3.2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ, их супруг (супруга) и детей, если сумма таких средств превышает общий доход указанных лиц за отчетный период и два предшествующих года, при этом такие лица не предоставили информацию, подтверждающую законность получения данных средств.

3. Важно принятие законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием механизмов контроля за расходами лиц, замещающих государственные должности (иных лиц), и обращения в собственность РФ имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы»2, наце-

1 Федеральный закон от 03.12.2012 г. № 230 -ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» // Российская газета, № 280, 05.12.2012.

2 Проект Федерального закона № 740201-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием механизмов контроля за расходами лиц, замещающих государственные должности (иных лиц), и обращения в собственность РФ имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 26.06.2019) [Электронный ресурс]. - Ре-

жим доступа: КонсультантПлюс

ленного на повышение уровня законности контроля за расходами, создание дополнительных условий для реализации в ходе ее осуществления конституционных и иных прав граждан, а также на усиление поисково-познавательного и обеспечительного потенциала контрольных мероприятий.

В целях обеспечения законности при осуществлении контроля за расходами, защиты прав и свобод человека и гражданина проектом предусматривается дополнение Федерального закона от 03.12.2012 г. № 230-ФЗ положениями, регламентирующими прокурорский надзор за действиями и решениями лиц, уполномоченных принимать решение об осуществлении контроля за расходами и непосредственно осуществлять такой контроль.

Целесообразно регламентировать возможность осуществлять такой контроль за расходами, которые имели место в течение трех лет, следующих за тем годом, в котором лицо прекратило свою служебную деятельность (как по объективным, так и по субъективным причинам). В законопроекте также нашли свое отражение правовые позиции Конституционного Суда РФ, нашедшие свое отражение в абз. 4 п. 5.4, абз. 2 п. 6 описательно-мотивировочной части и абз. 2 п. 1 резолютивной части Постановления от 29.11.2016 г. № 26-П3.

Заключение

На основании изложенного можно сделать вывод, что претворение в жизнь указанных выше предложений по совершенствованию действующего антикоррупционного законодательства позволит, по нашему мнению, обеспечить эффективность проводимой антикоррупционной политики, в том числе и по отношению мероприятий по осуществлению контроля за расходами отдельной группы специально уполномоченных субъектов, обеспечивая тем самым баланс частных и публичных интересов в

3 Постановление Конституционного Суда РФ от 29.11.2016 № 26-П «По делу о проверке конституционности подпункта 8 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса РФ и статьи 17 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» в связи с запросом Верховного суда Республики Башкортостан» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2017. № 1.

сфере противодействия коррупции.

Сформулированные выше антикоррупционные мероприятия являются, на наш взгляд, действенными механизмами осуществления современной государственной политики по противодействию коррупции. Безусловное исполнение и соблюдение правил, регламентированных законодательст-

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИИ СПИСОК

1. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 г. Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 26. - Ст. 2780.

2. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru

3. Федеральный закон от 24.04.2020 г. № 143-ФЗ «О внесении изменений в статью 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» // Российская газета. - 29.04.2020. -№ 93.

4. Федеральный закон от 16.12.2019 г. № 432-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях совершенствования законодательства РФ о противодействии коррупции» // Российская газета. - 19.12.2019. - № 286.

5. Федеральный закон от 26.07.2019 г. № 251-ФЗ «О внесении изменений в статью 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» // Российская газета. - 02.08.2019. -№ 169.

6. Федеральный закон от 26.07.2019 г. № 228-ФЗ «О внесении изменений в статью 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и статью 13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» // Российская газета. -31.07.2019. - № 166.

7. Федеральный закон от 06.02.2019 г. № 5-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях противодействия коррупции» // Российская газета. -08.02.2019. - № 28.

8. Федеральный закон от 23.06.2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // Российская газета. - 28.06.2016. - № 139.

9. Федеральный закон от 03.12.2012 г. № 230-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» // Российская газета. - 05.12.2012. - № 280.

10. Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 30.10.2018 г.) «О противодействии коррупции» // Российская газета. - 30.12.2008. - № 266.

11. Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «О государственной гражданской службе РФ» // Российская газета. - 31.07.2004. - № 162.

12. Указ Президента РФ от 03.07.2020 г. № 445 «Об официальном опубликовании Конституции РФ с внесенными в нее поправками» // Российская газета. - 04.07.2020. - № 144.

13. Указ Президента РФ от 29.05.2020 г. № 342 «Об утверждении Положения о порядке предварительного уведомления Президента РФ лицами, замещающими отдельные государственные должности РФ, о намерении участвовать на безвозмездной основе в управлении некоммерческими организациями» // Собрание законодательства РФ. - 2020. - № 22. -Ст. 3473.

14. Указ Президента РФ от 15.01.2020 г. № 13 «О внесении изменений в некоторые акты Президента РФ» // Собрание законодательства РФ. - 2020. - № 3. - Ст. 243.

15. Указ Президента РФ от 29.06.2018 г. № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы» // Собрание законодательства РФ. - 2018. - № 27. -

вом о противодействии коррупции, позволит в дальнейшем существенно минимизировать уровень коррупции в государстве, а также внедрить в практику работы органов публичной власти наиболее эффективные антикоррупционные меры.

Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева № 3, том 1, 2020 Ст. 4038.

16. Указ Президента РФ от 23.06.2014 г. № 460 (ред. от 09.10.2017) «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» (ред. от 15.01.2020) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 26 (часть II). - Ст. 3520.

17. Указ Президента РФ от 08.07.2013 г. № 613 (ред. от 15.07.2015) «Вопросы противодействия коррупции» (вместе с «Порядком размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций и предоставления этих св е-дений общероссийским средствам массовой информации для опубликования») // Российская газета. - 10.07.2013. - № 148.

18. Указ Президента РФ от 01.07.2010 г. № 821 (ред. от 19.09.2017) «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» (вместе с «Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов») Российская газета. - 07.07.2010. - № 147.

19. Постановление Правительства РФ от 10.07.2020 г. № 1017 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru

20. Распоряжение Правительства РФ от 20.11.2019 г. № 2745-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 26 мая 2005 г. № 667-р» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: КонсультантПлюс.

21. Распоряжение Правительства РФ от 26.05.2005 г. № 667-р (ред. от 20.11.2019) «Об утверждении формы анкеты, представляемой гражданином РФ, поступающим на государственную гражданскую службу РФ или на муниципальную службу в РФ» // Российская газета. - 01.06.2005. - № 115.

22. Постановление ЦИК России от 03.07.2020 г. № 256/1888-7 «О результатах общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ» // Российская газета. - 04.07.2020. - № 144.

23. Письмо Минтруда России от 29.04.2020 г. № 18-2/10/П-3881 «О сроках представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: КонсультантПлюс.

24. Материалы тематического семинара по проведению анализа сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Мурманск, 2020 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Официальный сайт Правительства Мурманской области: https://anticorrmo.gov-murman. ги/ас!ш1;1е8/те1;оё_та1епа18/те1оё_гек/рто/

25. Постановление Конституционного Суда РФ от 29.11.2016 г. № 26-П «По делу о проверке конституционности подпункта 8 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса РФ и статьи 17 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» в связи с запросом Верховного суда Республики Башкортостан» // Вестник Конституционного Суда РФ. - 2017. - № 1.

26. Проект Федерального закона «О внесении изменений в статьи 8 и 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» (подготовлен Минюстом России) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: КонсультантПлюс.

27. Проект Федерального закона № 740201-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием механизмов контроля за расходами лиц, замещающих государственные должности (иных лиц), и обращения в собственность РФ имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: КонсультантПлюс.

28. Рашева, Н.Ю. Особенности, проблемы и перспективы реализации отдельных направлений национального плана по противодействию коррупции на 2018-2020 годы на территории Мурманской области [Текст] / Н.Ю. Рашева // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2019. - Т. 1. № 3. - С. 171-182.

29. Рашева, Н.Ю. Отдельные аспекты реализации национального плана по противодействию коррупции на 2018-2020 годы (на примере Мурманской области) [Текст] / Н.Ю. Рашева // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2019. - Т. 1. № 3. - С. 183-201.

30. Рашева, Н.Ю. Роль министерства юстиции Мурманской области в противодействии коррупции на территории региона [Текст] / Н.Ю. Рашева // Вопросы российского и международного права. - 2019. - Т. 9. № 7-1. - С. 195-208.

Получено: 03.07.2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.