Научная статья на тему 'ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ (НА ПРИМЕРЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ)'

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ (НА ПРИМЕРЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
252
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ / ОРГАН / ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЙ ФУНКЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ / CORRUPTION / REGIONAL ANTI-CORRUPTION LEGISLATION / THE BODY THAT CARRIES OUT THE FUNCTIONS OF IMPLEMENTING THE STATE POWERS OF THE MURMANSK REGION IN THE FIELD OF PREVENTION OF CORRUPTION OFFENSES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рашева Н.Ю.

Надлежащая реализация установленных антикоррупционных стандартов играет важную роль в устранении условий совершения коррупционных правонарушений, эффективному и надлежащему исполнению законодательства о противодействии коррупции, и, следовательно, - обеспечении защиты интересов и реализации прав граждан России. Важную роль в данном направлении играет антикоррупционное законодательство субъектов РФ. Цель статьи - правовой анализ действующего регионального антикоррупционного законодательства и его особенностей (на примере Мурманской области), выявление особенностей функционирования исполнительных органов государственной власти арктического региона, осуществляющих функции по реализации государственных полномочий Мурманской области в сфере профилактики коррупционных правонарушений, анализ результатов выполнения в прошедшем году плана антикоррупционных мероприятий в арктическом регионе на 2018-2020 годы. Ведущий метод, заложенный в основу решения поставленной проблемы, - метод анализа действующего регионального антикоррупционного законодательства и его особенностей (на примере Мурманской области) и результатов выполнения в 2019 году плана антикоррупционных мероприятий в арктическом регионе на 2018-2020 годы. Кроме того, в работе применен сравнительно-правовой метод научного исследования. О мерах противодействия коррупции в Мурманской области ранее велась речь в публикациях автора [301] , в представленном исследовании проанализированы основы действующего регионального антикоррупционного законодательства (на примере Мурманской области), выявлены особенности деятельности органов исполнительной власти Мурманской области, осуществляющих функции по реализации государственных полномочий Мурманской области в сфере профилактики коррупционных и иных правонарушений, дана оценка результатов выполнения в 2019 году плана основных антикоррупционных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI-CORRUPTION LEGISLATION: REGIONAL EXPERIENCE (ON THE EXAMPLE OF THE MURMANSK REGION)

The proper implementation of anti-corruption standards plays an important role in eliminating the conditions for committing corruption offenses, in the effective and proper implementation of anti-corruption legislation, and, therefore, in ensuring the protection of the interests and realization of the rights of Russian citizens. An important role in this direction is played by the anti-corruption legislation of the constituent entities of the Russian Federation. The purpose of the article is a legal analysis of the current regional anti-corruption legislation and its features (using the example of the Murmansk region), identifying the features of the functioning of the executive bodies of state power in the Arctic region, carrying out the functions of implementing the state powers of the Murmansk region in the field of prevention of corruption and offenses, analysis of the results of implementation in the past year plan of anti-corruption measures in the Arctic region for 2018-2020. The leading method underlying the solution of the problem posed is the method of analyzing the current regional anti-corruption legislation and its features (using the example of the Murmansk region) and the results of the implementation in 2019 of the plan of anti-corruption measures in the Arctic region for 2018-2020. In addition, the comparative legal method of scientific research is applied in the work. Anti-corruption measures in the Murmansk region were previously discussed in the author's publications, the presented study analyzes the fundamentals of the current regional anti-corruption legislation (using the example of the Murmansk region), identifies the features of the activities of the executive authorities of the Murmansk region, performing the functions of implementing the state powers of the Murmansk region in the field of prevention corruption and other offenses, an assessment of the results of the implementation in 2019 of the plan of main anti-corruption measures was given.

Текст научной работы на тему «ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ (НА ПРИМЕРЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ)»

УДК: 328.185, 343.35, 342.4, 342.518.5

ББК: 67.401.13

Рашева Н.Ю.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ (НА ПРИМЕРЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ)

Rasheva N.Yu.

ANTI-CORRUPTION LEGISLATION: REGIONAL EXPERIENCE (ON THE EXAMPLE OF THE MURMANSK REGION)

Ключевые слова: коррупция, региональное законодательство о противодействии коррупции, орган, осуществляющий функции по реализации государственных полномочий Мурманской области в сфере профилактики коррупционных правонарушений.

Keywords: corruption, regional anti-corruption legislation, the body that carries out the functions of implementing the state powers of the Murmansk region in the field of prevention of corruption offenses.

Аннотация: надлежащая реализация установленных антикоррупционных стандартов играет важную роль в устранении условий совершения коррупционных правонарушений, эффективному и надлежащему исполнению законодательства о противодействии коррупции, и, следовательно, - обеспечении защиты интересов и реализации прав граждан России. Важную роль в данном направлении играет антикоррупционное законодательство субъектов РФ.

Цель статьи - правовой анализ действующего регионального антикоррупционного законодательства и его особенностей (на примере Мурманской области), выявление особенностей функционирования исполнительных органов государственной власти арктического региона, осуществляющих функции по реализации государственных полномочий Мурманской области в сфере профилактики коррупционных правонарушений, анализ результатов выполнения в прошедшем году плана антикоррупционных мероприятий в арктическом регионе на 2018-2020 годы.

Ведущий метод, заложенный в основу решения поставленной проблемы, - метод анализа действующего регионального антикоррупционного законодательства и его особенностей (на примере Мурманской области) и результатов выполнения в 2019 году плана антикоррупционных мероприятий в арктическом регионе на 2018-2020 годы. Кроме того, в работе применен сравнительно-правовой метод научного исследования.

О мерах противодействия коррупции в Мурманской области ранее велась речь в публикациях автора1, в представленном исследовании проанализированы основы действующего регионального антикоррупционного законодательства (на примере Мурманской области), выявлены особенности деятельности органов исполнительной власти Мурманской области, осуществляющих функции по реализации государственных полномочий Мурманской области в сфере профилактики коррупционных и иных правонарушений, дана оценка результатов выполнения в 2019 году плана основных антикоррупционных мероприятий.

Abstract: the proper implementation of anti-corruption standards plays an important role in eliminating the conditions for committing corruption offenses, in the effective and proper implemen-

1 Рашева, Н.Ю. Особенности, проблемы и перспективы реализации отдельных направлений национального плана по противодействию коррупции на 2018-2020 годы на территории Мурманской области / Н.Ю. Рашева // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2019. Т. 1. № 3. С. 171-182; Рашева, Н.Ю. Отдельные аспекты реализации национального плана по противодействию коррупции на 2018-2020 годы (на примере Мурманской области) / Н.Ю. Рашева // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2019. Т. 1. № 3. С. 183 -201; Раше-ва, Н. Ю. Ро ль министерства юстиции Мурманской области в противодействии коррупции на территории региона / Н.Ю. Рашева // Вопросы российского и международного права. 2019. Т. 9. № 7-1. С. 195-208 и др.

tation of anti-corruption legislation, and, therefore, in ensuring the protection of the interests and realization of the rights of Russian citizens. An important role in this direction is played by the anticorruption legislation of the constituent entities of the Russian Federation.

The purpose of the article is a legal analysis of the current regional anti-corruption legislation and its features (using the example of the Murmansk region), identifying the features of the functioning of the executive bodies of state power in the Arctic region, carrying out the functions of implementing the state powers of the Murmansk region in the field of prevention of corruption and offenses, analysis of the results of implementation in the past year plan of anti-corruption measures in the Arctic region for 2018-2020.

The leading method underlying the solution of the problem posed is the method of analyzing the current regional anti-corruption legislation and its features (using the example of the Murmansk region) and the results of the implementation in 2019 of the plan of anti-corruption measures in the Arctic region for 2018-2020. In addition, the comparative legal method of scientific research is applied in the work.

Anti-corruption measures in the Murmansk region were previously discussed in the author's publications, the presented study analyzes the fundamentals of the current regional anti-corruption legislation (using the example of the Murmansk region), identifies the features of the activities of the executive authorities of the Murmansk region, performing the functions of implementing the state powers of the Murmansk region in the field of prevention corruption and other offenses, an assessment of the results of the implementation in 2019 of the plan of main anti-corruption measures was given.

Орган, осуществляющий функции по реализации государственных полномочий Мурманской области в сфере профилактики коррупционных и иных правонарушений

В соответствии с Указом Президента РФ от 15 июля 2015 г. № 3641, Уставом Мурманской области от 26 ноября 1997 г.2, Законом Мурманской области от 20 декабря 2001 г. № 324-01-ЗМ0, постановлением высшего должностного лица Мурманской области от 31 октября 2019 г. № 148-ПГ3, постановлениями Правительства Мурманской области от 8 августа 2008 г. № 379-

1 Указ Президента РФ от 15.07.2015 г. № 364 (ред. от 19.09.2017) «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» // Собрание законодательства РФ. - 2015.

- № 29 (часть II). - Ст. 4477.

2 Устав Мурманской области (принят Мурманской областной Думой 26.11.1997) (ред. от 11.03.2020) // Информационный бюллетень «Ведомости Мурманской областной Думы, № 145, 2014, с. 121-157.

3 Постановление Губернатора Мурманской области от 31.10.2019 г. № 148-ПГ (ред. от 07.02.2020) «О

структуре исполнительных органов государственной

власти Мурманской области» [Электронный ресурс].

- Режим доступа: Электронный бюллетень Правительства Мурманской области http://www.gov-murman.ru

ПП/134 и от 31 октября 2019 г. № 502-ПП5 высшим органом исполнительной власти региона принято Положение, регламентирующее деятельность Управления по реализации антикоррупционной политики Мурманской области6.

Заметим, что данный орган появился в результате административных преобразований, произошедших осенью 2019 г., когда появилось Управление по реализации антикоррупционной политики Мурманской области (далее - Управление), как орган, осу-

Постановление Правительства Мурманской области от 08.08.2008 г. № 379-ПП/13 (ред. от 06.03.2020) «О типовых положениях об исполнительных органах государственной власти Мурманской области» // Мурманский Вестник, № 160, 26.08.2008, с. 4-5.

5 Постановление Правительства Мурманской области от 31.10.2019 г. № 502 -ПП (ред. от 31.01.2020) «О мерах по реализации постановления Губернатора Мурманской области от 31.10.2019 г. № 148-ПГ» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Электронный бюллетень Правительства Мурманской области http://www. gov-murman. ru

6 Постановление Правительства Мурманской области от 15.11.2019 г. № 511-ПП (ред. от 27.05.2020) «Об утверждении Положения об Управлении по реализации антикоррупционной политики Мурманской области» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Электронный бюллетень Правительства Мурманской области: http://www.gov-murman.ru

ществляющий функции по реализации государственных полномочий Мурманской области в сфере профилактики коррупционных правонарушений.

Перераспределение антикоррупционных полномочий указанных органов произошло в связи с принятием Постановления высшего органа исполнительной власти региона от 15 ноября 2019 г. № 517-ПП1. Ранее функции исполнительного органа госвласти Мурманской области (далее - ИОГВ МО), осуществляющим полномочия по реализации государственных полномочий Мурманской области в сфере профилактики коррупционных и иных правонарушений, был Минюст Мурманской области 2.

Задачи Управления, как органа, осуществляющего функции по реализации государственных полномочий Мурманской области в сфере профилактики коррупционных правонарушений, сформулированы в п. 2.1 Положения об Управлении, в частности, к ним относятся:

1. Установление у лиц, замещающих публичные должности субъекта РФ, государственных служащих субъекта РФ, муниципальных служащих (далее - лица (субъекты), обладающих публичными полномочиями), и граждан Мурманской области нетерпимости к любым коррупционным проявлениям.

2. Профилактика правонарушений коррупционной направленности во всех ИОГВ МО и организациях региона, созданных для выполнения задач, поставленных перед ИОГВ МО.

3. Надлежащее исполнение лицами, обладающими публичными полномочиями в регионе, требований антикоррупционного законодательства РФ и Мурманской области и др.

Функции Управления, как органа,

1 Постановление Правительства Мурманской области от 15.11.2019 г. № 517-ПП «О внесении изменений в Положение о Министерстве юстиции Му р-манской области»: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Электронный бюллетень Правительства Мурманской области http://www.gov-murman.ru

Постановление Правительства Мурманской области от 29.05.2009 г. № 229-ПП (ред. от 15.11.2019) «Об утверждении Положения о Министерстве юстиции Мурманской области» // Мурманский Вестник, № 103, 10.06.2009, с. 4.

осуществляющего функции по реализации государственных полномочий Мурманской области в сфере профилактики коррупционных правонарушений, сформулированы в п. 2.2 Положения об Управлении от 15 ноября 2019 г. № 511-ПП:

1. Обеспечение соблюдения лицами, обладающими публичными полномочиями антикоррупционных требований.

2. Принятие необходимых и достаточных мер по выявлению и устранению причин и условий, порождающих возможность возникновения конфликта интересов лицами, обладающими публичными полномочиями.

3. Организация деятельности региональной Комиссии по координации работы по противодействию коррупции, в частности, рассмотрение:

а) заявлений граждан, замещающих публичные должности Мурманской области, о невозможности представления информации о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и (или) несовершеннолетних детей (далее - информация о доходах);

б) уведомлений, направленных отдельным субъектам, обладающими публичными полномочиями, о наличии личной заинтересованности при исполнении гражданином своих обязанностей, которая непосредственно приводит или может привести к возникновению конфликта интересов;

- подготовка заключений по результатам рассмотрения документов, указанных выше лиц и др.

4. Организация работы Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов применительно к отдельным субъектам, обладающим публичными полномочиями (далее - комиссия по урегулированию конфликта интересов).

5. Осуществление процедуры по получению информации:

- о доходах, предоставленных губернатору региона, субъектами, претендующими на замещение муниципальной должности (за рядом исключений), должности главы местной администрации по контракту;

- о доходах, предоставленных губер-

натору региона, гражданами, замещающими муниципальные должности, должности главы местной администрации по контракту.

6. Анализ информации:

- о доходах, предоставленных гражданами, претендующими на замещение отдельных должностей, по реализации публичных функций;

- о доходах, предоставленных отдельными гражданами, обладающими публичными полномочиями;

- о исполнении отдельными гражданами, обладающими публичными полномочиями, антикоррупционных запретов и др.

7. Проведение проверок:

- объективности информации о доходах, предоставленных субъектами, претендующими на отдельные должности, обладающие публичными полномочиями;

- объективности информации о доходах, предоставленных гражданами, замешаю щими муниципальные должности, должность главы местной администрации по контракту и др.

В соответствии с постановлением высшего должностного лица Мурманской области от 6 апреля 2020 г. № 72-ПГ1 Постановлением высшего органа исполнительной власти региона от 6 апреля 2020 г. № 180-ПП на Управление, как орган, осуществляющий функции по реализации государственных полномочий Мурманской области в сфере профилактики коррупционных правонарушений, возложена обязанность по составлению протоколов, вынесению определений и производству административного расследования по делам об ад-

1 Постановление Губернатора Мурманской области от 06.04.2020 г. № 72-ПГ «Об утверждении Перечня исполнительных органов государственной власти Мурманской области и их должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Электронный фонд правовой и нормативно -технической информации. Консорциум КОДЕКС: http ://docs .cntd.ru/

2 Постановление Правительства Мурманской области от 06.04.2020 г. № 180-ПП «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Мурманской области» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Электронный бюллетень Правительства Мурманской области http://www.gov-murman.ru

министративных правонарушениях по ст. 20.6.1 КоАП РФ3.

Развитие действующего антикоррупционного законодательства в Мурманской области

В соответствии с ст. 2 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ4, правовую основу противодействия коррупции наряду с Конституцией РФ5, федеральным законодательством, принципами и нормами международного права, составляют нормативные правовые акты органов публичной власти субъектов РФ, в том числе и Мурманской области.

В настоящее время абсолютно во всех субъектах РФ сформированы правовые основы противодействия коррупции, не исключением является Мурманская область.

Центральное место в системе региональных антикоррупционных нормативных актов отводится специальным законам. В Мурманской области, как арктическом регионе, таким законом является Закон от 26 октября 2007 г. № 898-01-ЗМ06, определяющий антикоррупционные задачи и принципы, а также основные направления и формы противодействия коррупции.

Для его надлежащей реализации действует Закон от 8 ноября 2019 г. № 2426-01-ЗМО7, которым также регламентированы некоторые антикоррупционные вопросы, направленные на внесение изменений в основной антикоррупционный региональный Закон от 26 октября 2007 г. № 898-01-ЗМ0.

Правовые и организационные основы

3 Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 23.06.2020) // Российская газета, № 256, 31.12.2001.

4 Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273 -ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О противодействии коррупции» // Российская газета, № 266, 30.12.2008.

5 Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru

6 Закон Мурманской области от 26.10.2007 г. № 898-01-ЗМО (ред. от 04.06.2020) «О противодействии коррупции в Мурманской области» // Мурманский Вестник, № 208, 01.11.2007, с. 6.

7 Закон Мурманской области от 08.11.2019 г. № 2426-01-ЗМО «Об урегулировании отдельных вопросов в сфере противодействия коррупции» // Мурманский Вестник, № 173, 19.11.2019, с. 7.

организации и проведения антикоррупционной экспертизы региональных нормативных правовых актов (их проектов) и муниципальных нормативных правовых актов (их проектов), принимаемых органами местного самоуправления муниципальных образований (далее - ОМС МО) в целях выявления в них коррупциогенных факторов, заложены в региональном Законе от 23 ноября 2009 г. № 1154-01-ЗМО1 в полном соответствии с положениями Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ2.

Для достижения целей антикоррупционной политики региона высшим должностным лицом Мурманской области 20 июля 2020 г. утвержден Порядок приема уведомлений, направляемых гражданами, заме-шдющими публичные должности Мурманской области или муниципальные должности в муниципальных образованиях Мурманской области, о намерении участвовать на безвозмездной основе в управлении некоммерческими организациями . Документом определяется форма и правила организации приема данных уведомлений о таком намерении.

Во исполнение ст. 7 регионального Закона от 26 октября 2007 г. № 898-01-ЗМО и в целях совершенствования антикоррупционных механизмов в арктическом регионе высшим должностным лицом региона при-

1 Закон Мурманской области от 23.11.2009 г. № 1154-01-ЗМО (ред. от 24.12.2018) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в Мурманской области и о внесении изменений в Закон Мурманской области «О противодействии коррупции в Мурманской области» // Мурманский Вестник, № 226, 01.12.2009, с. 3.

2 Федеральный закон от 17.07.2009 г. № 172 -ФЗ (ред. от 11.10.2018) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Российская газета, № 133, 22.07.2009.

3 Постановление Губернатора Мурманской области от 20.07.2020 г. № 113-ПГ «О порядке приема уведомлений Губернатора Мурманской области, направляемых лицами, замещающими государственные должности Мурманской области или муниципальные должности в муниципальных образованиях Мурманской области, о намерении участвовать на

безвозмездной основе в управлении некоммерческими организациями» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Электронный бюллетень Правительства Мурманской области: http://www.gov-murman.ru

нято Постановление 24 сентября 2019 г. № 122-ПГ4. Согласно данному документу, на Управление, как орган, осуществляющий функции по реализации государственных полномочий Мурманской области в сфере профилактики коррупционных правонарушений, возложены отдельные обязанности: координация проведения антикоррупционного мониторинга; сбор и дальнейший анализ информации о ходе реализации антикоррупционных мер в ИОГВ МО и в ОМС МО. Его цель - обеспечение выявления и комплексного анализа коррупционных правонарушений и коррупциогенных факторов, разработка государственных антикоррупционных мер.

В рамках антикоррупционного мониторинга ИОГВ МО представляют в Управление, как в орган, осуществляющий функции по реализации государственных полномочий Мурманской области в сфере профилактики коррупционных правонарушений, выраженные в количественных показателях сведения о реализации антикоррупционных мер:

1) анализ штатной численности и укомплектованности подразделений (либо отдельных должностных лиц ИОГВ МО), чья деятельность направлена на осуществление антикоррупционных мероприятий;

2) надлежащее исполнение в процессе прохождения гражданской службы субъекта РФ обязанности по предоставлению информации о доходах;

3) осуществление проверок объективности информации о доходах;

4) анализ информации о доходах, предоставленных субъектами, претендующими на замещение должностей гражданской службы, отдельными лицами, обладающими публичными полномочиями;

5) реализация контрольных полномочий за соответствием расходов отдельных субъектов, обладающих публичными полномочиями в случаях и порядке, установленных положениями Федерального закона

4 Постановление Губернатора Мурманской области от 24.09.2019 г. № 122-ПГ (ред. от 19.03.2020) «Об утверждении порядка проведения антикоррупционного мониторинга» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Электронный бюллетень Правительства Мурманской области: http://www.gov-murman.ru

от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ1 и др.

За полноту, актуальность и достоверность представляемой информации несут ответственность руководители о ИОГВ МО, предоставивших информацию, руководители структурных подразделений этих органов.

В соответствии с ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ и пунктами 2.2, 2.3 Положения о мониторинге правоприменения в регионе, утвержденного постановлением высшего должностного лица Мурманской области от 11 июля 2011 г. № 85-ПГ2, утвержден План-график антикоррупционной экспертизы региональных нормативных правовых актов на текущий 2020 год3.

Для надлежащей реализации указанных выше актов высшим органом исполнительной власти региона принято Постановление от 20 февраля 2018 г. № 76- ПП4, которым утвержден План антикоррупционных мероприятий в регионе на период 2018 -2020 годы. Об отдельных особенностях реализации данного Плана шла речь в публикациях автора5.

В соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ6 и в целях противодействия коррупции в деятельности отдельных публичных субъектов в артиче-ском регионе высший орган исполнительной власти региона издал постановление от

25 апреля 2011 г. № 210-ПП7. В соответствии с положениями указанного акт, прием обращений граждан о фактах коррупции осуществляется в Мурманской области по электронной почте с адресом: vzyatkamnet@gov-murman.ru и по телефону доверия с номером (8152) 486-400.

Указанным выше актом утверждено Положение о порядке рассмотрения обращений граждан о фактах коррупции.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 27 апреля 2004 г. № 79-ФЗ8, а также во исполнение п. 2 постановления высшего органа исполнительной власти региона от

26 декабря 2018 г. № 618-ПП9 утверждено Положение о порядке получения разрешения представителя нанимателя на участие гражданских служащих субъекта РФ на безвозмездной основе в управлении в качестве

1 Федеральный закон от 03.12.2012 г. № 230 -ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» // Российская газета, № 280, 05.12.2012.

2 Постановление Губернатора Мурманской области от 11.07.2011 г. № 85-ПГ «О мониторинге правоприменения в Мурманской области» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Электронный бюллетень Правительства Мурманской области http://www.gov-murman.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Постановление Губернатора Мурманской области от 06.12.2019 г. № 200-ПГ «Об утверждении Плана-графика антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Мурманской области на 2020 год» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Электронный бюллетень Правительства Мурманской области http://www.gov-murman.ru

4 Постановление Правительства Мурманской области от 20.02.2018 г. № 76-ПП (ред. от 19.03.2020) «Об утверждении Плана основных мероприятий по противодействию коррупции в Мурманской области на 2018 - 2020 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Электронный бюллетень Правительства Мурманской области» http://www.gov-murman.ru

Рашева Н.Ю. Роль Министерства юстиции Мурманской области в противодействии коррупции на территории региона // Вопросы российского и международного права. 2019. Т. 9. № 7-1. С. 195-208; Рашева Н.Ю. Отдельные аспекты реализации Нацио-

нального плана по противодействию коррупции на 2018-2020 годы (на примере Мурманской области) // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2019. Т. 1. № 3. С. 183-201.

6 Федеральный закон от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» // Российская газета, № 95, 05.05.2006.

7 Постановление Правительства Мурманской области от 25.04.2011 г. № 210 -ПП (ред. от 19.03.2020) «О порядке рассмотрения обращений граждан о проявлениях коррупции и нарушениях требований к служебному поведению в деятельности служащих органов государственной власти Мурманской области» // Мурманский Вестник, № 81/1, 11.05.2011, с. 8.

8 Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «О государственной гражданской службе РФ» // Российская газета, № 162, 31.07.2004.

9 Постановление Правительства Мурманской области от 26.12.2018 г. № 618-ПП «Об утверждении Положения о порядке получения разрешения представителя нанимателя на участие государственных гражданских служащих Мурманской области на безвозмездной основе в управлении в качестве единоличного исполнительного органа или вхождения в состав коллегиальных органов управления отдельных некоммерческих организаций» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации. Консорциум КОДЕКС : http://docs.cntd.ru/ и др.

единоличного исполнительного органа или вхождения в состав коллегиальных органов управления отдельных некоммерческих ор-ганизаций1.

Особенности выполнения в 2019 году плана антикоррупционных мероприятий в арктическом регионе на 2018-2020 годы

В рамках нашего исследования представляет интерес анализ информации о выполнении в прошедшем году плана антикоррупционных мероприятий в арктическом

2

регионе на 2018-2020 годы . План включал в себя 8 групп самых разнообразных мероприятий. Рассмотрим отдельные из них . 1. Организационные процедуры. 1.1. Организация работы комиссии по урегулированию конфликта интересов, созданной 6 сентября 2010 г. № 108-ПГ4.

1 Распоряжение Минимущества Мурманской области от 28.01.2019 г. № 7 «Об утверждении Положения о порядке получения разрешения представителя нанимателя на участие государственных гражданских служащих Мурманской области Министерства имущественных отношений Мурманской области на безвозмездной основе в управлении в качестве единоличного исполнительного органа или вхождения в состав коллегиальных органов управления отдельных некоммерческих организаций» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Электронный фонд правовой и нормативно -технической информации. Консорциум КОДЕКС: http://docs.cntd.ru/; Приказ Минюста Мурманской области от 18.01.2019 г. № 12 «Об утверждении Положения о порядке получения лицами, замещающими должности государственной гражданской службы Мурманской области в Министерстве юстиции Мурманской области, разрешения представителя нанимателя на участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией в качестве единоличного исполнительного органа или вхождения в состав ее коллегиальных органов управления» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Электронный фонд правовой и нормативно -технической информации. Консорциум КОДЕКС: http//docs.cntd.ru/

2 Информация о выполнении в 2019 году плана основных мероприятий по противодействию коррупции в Мурманской области на 2018-2020 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Официальный сайт Управления по реализации антикоррупционной политики Мурманской области: .https://anticorrmo.gov-murman.ru/ activi-ties/anticorr_upr/action_plans/

3 Управление по реализации антикоррупционной политики Мурманской области с ноября 2019 г. стало преемником Министерства юстиции Мурманской области по осуществлению функций по реализации государственных полномочий Мурманской области в сфере профилактики коррупционных и иных правонарушений

4 Постановление Губернатора Мурманской облас-

Так, 11.09.2019 г. проведено заседание данной комиссии, рассмотрен вопрос в отношении председателя одного из ИОГВ МО по результатам проверки соблюдения требований к служебному поведению, проведенной региональным Минюстом.

1.2. Разработка предложений и проектов нормативных правовых актов для приведения их в соответствие с вновь принятым антикоррупционным законодательством федерального и регионального уровня, в частности:

- Постановлением высшего органа исполнительной власти региона от 15 апреля 2019 г. № 164-ПП5 внесены изменения в постановление этого же органа от 20 февраля

2018 г. № 76-ПП и в План антикоррупционных мероприятий в арктическом регионе на 2018-2020 годы.

- Постановлением высшего должностного лица Мурманской области от 25 апреля

2019 г. № 53-ПГ6 внесены изменения в Положение о проверке объективности сведений, представляемых лицами, претендующими на замещение отдельных публичных должностей, и соблюдения ограничений гражданами, находящимися на данных должностях, утвержденное постановлением

ти от 06.09.2010 г. № 108-ПГ (ред. от 19.03.2020) «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Мурманской области и урегулированию конфликта интересов» (вместе с «Положением о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Мурманской области и урегулированию конфликта интересов», «Составом комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Мурманской области и урегулированию конфликта интересов») // Мурманский Вестник, № 182/1, 05.10.2010, с. 4.

5 Постановление Правительства Мурманской области от 15.04.2019 г. № 164-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Мурманской области от 20.02.2018 г. № 76-ПП» (вместе с «Изменениями в План основных мероприятий по противодействию коррупции в Мурманской области на 2018 - 2020 годы») [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Официальный интернет-портал правовой информации» http://www.pravo.gov.ru

6 Постановление Губернатора Мурманской области от 25.04.2019 г. № 53-ПГ «О внесении изменений в некоторые постановления Губернатора Мурманской области» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Официальный интернет-портал правовой информации» http://www.pravo.gov.ru

высшего должностного лица Мурманской области от 30 октября 2009 г. № 189-ПЗ1, а также в Положение о проверке объективности сведений, представляемых лицами, претендующими на замещение должностей гражданской службы субъекта РФ, и действующими гражданскими служащими субъекта РФ, и соблюдения указанными лицами требований к служебному поведению (в соответствии с Указом Президента РФ от 19 сентября 2017 г. № 4312, которым внесены изменения в отдельные акты Президента РФ в целях усиления контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства).

1.3. Осуществление обучающих мероприятий с руководством (заместителями руководителей) организаций, подведомственных ИОГВ МО, по отдельным вопросам реализации антикоррупционного законодательства.

По разработанным региональным Минюстом материалам, касающихся реализации антикоррупционного законодательства в государственных областных учреждениях, указанные выше лица прошли дистанционное обучение. Материалы тематического семинара размещены по адресу: https://govmurman.upload/iblocWd3c/180627 seminar.pdf

2. Противодействие коррупции в процессе прохождения гражданской службы

1 Постановление Губернатора Мурманской области от 30.10.2009 г. № 189-ПЗ (ред. от 19.03.2020) «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Мурманской области, и лицами, замещающими государственные должности Мурманской области, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Мурманской области» (вместе с «Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Мурманской области, и лицами, замещающими государственные должности Мурманской области, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Мурманской области») // Мурманский Вестник, № 213, 12.11.2009, с. 6.

2 Указ Президента РФ от 19.09.2017 г. № 431 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации в целях усиления контроля за соблюдением законодательства о противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. -2017. - № 39. - Ст. 5682.

субъекта РФ.

2.1. Реализация требований действующего антикоррупционного законодательства по вопросу использования программного обеспечения «Справки БК» гражданами, претендующими на замещение (замещающим) публичные должности.

За период 2019 г. обеспечено 100% представление информации о доходах с использованием специального программного обеспечения «Справки БК» всеми субъектами, на которых распространяется требование о предоставлении необходимых сведений.

2.2. Осуществление проверок объективности информации, предоставляемой отдельными гражданами, обладающими публичными полномочиями, и соблюдения ими требований к служебному поведению.

По данному направлению организована 71 проверка. Применительно к 56 граждан выявлены факты предоставления не всегда достоверной и (или) полной информации. 17 субъектов привлечено в связи с выявленными коррупционными нарушениями к дисциплинарной ответственности. Организовано 8 проверок деятельности руководителей подведомственных ИОГВ МО учреждений.

2.3. Организация сбора информации о доходах гражданами, замещающими муниципальные должности Мурманской области, замещающими должности главы местной администрации по контракту, при необходимости осуществления контроля за соответствием расходов этих граждан их доходом.

За период декларационной кампании поступили 596 комплектов справок (с учетом уточенных сведений, всего 1272 справки) от лиц, замещающих муниципальные должности.

16 лиц сведения не представили.

8 депутатов досрочно, по собственной инициативе сложили полномочия в период декларационной компании, 5 депутатов добровольно сложили полномочия по собственной инициативе после окончания срока подачи информации о доходах. Высшим должностным лицом Мурманской области в отношении 3 депутатов направлены обращения о досрочном прекращении полномо-

чий.

2.4. Анализ информации, представляемой гражданами, замещающими муниципальные должности Мурманской области, должности главы местной администрации по контракту, о своих доходах.

За отчетный период (2019 г.) проведен анализ информации, предоставленной 450 гражданами.

2.5. Осуществление работы по уведомлению гражданскими служащими субъекта РФ представителя нанимателя о выполнении иной оплачиваемой работы (согласно требованиям, установленным ч. 2 ст. 14 Закона Мурманской области от 13 октября 2005 г. № 660-01-ЗМО1, регламентирующем вопросы прохождения гражданской службы в регионе).

Руководители ИОГВ МО своевременно уведомляются об иной оплачиваемой работе государственными гражданскими служащими. Во всех ИОГВ МО надлежащим образом организована работа по регистрации уведомлений (в специальном журнале регистрации уведомлений об иной оплачиваемой работе). За 2019 год поступило 21 уведомление.

2.6. Организация проверок по надлежащему исполнению отдельными субъектами требований по соблюдению лицами, замещавшими должности гражданской службы субъекта РФ, ограничений при заключении ими после прекращения служебных отношений трудового договора и (или) гражданско-правового договора.

В отчетный период поступило 35 обращений от указанных выше граждан. Все обращения надлежащим образом проанализированы на соответствующих заседаниях комиссий по урегулированию конфликта интересов. В 34 случаях гражданам дано согласие, в 1 случае гражданину отказано.

2.7. Организация работы комиссий по урегулированию конфликта интересов, созданных в ИОГВ МО. Рассмотрение на заседании комиссии вопросов, касающихся предотвращения или урегулирования конфликта интересов отдельными лицами, обла-

даю щими публичными полномочиями.

В 2019 году проведено 42 заседания комиссий. В их работе принимают участие представители органа осуществляющего функции по реализации государственных полномочий Мурманской области в сфере профилактики коррупционных и иных пра-вонарушений2.

2.8. Консультативная помощь гражданским служащим субъекта РФ и иным лицам по вопросам, связанным с практикой применения федерального и регионального антикоррупционного законодательства.

Представителями регионального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений в рамках созданной консультативной группы, сформированной в связи с принятием приказа регионального Минюста 19 марта 2019 г. № 39 , реализуется консультационная функция для публичных субъектов по вопросам, связанным с применением антикоррупционного законодательства.

Всего дано 860 разъяснения.

3. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов.

3.1. Организация и проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

В 2019 году Минюстом Мурманской

1 Закон Мурманской области от 13.10.2005 г. № 660-01-ЗМО (ред. от 27.12.2019) «О государственной гражданской службе Мурманской области» // Мурманский Вестник, № 199, 19.10.2005, с. 3-7.

Автор данной публикации регулярно принимает участие в заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, созданной при Министерстве юстиции Мурманской области.

3 Приказ Минюста Мурманской области от 19.03.2019 г. № 39 «О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Мурманской области от 14.01.2016 г. № 1 «О создании консультативной группы по вопросам представления государственными гражданскими и муниципальными служащими сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя и членов своих семей, применения на практике общих принципов служебного поведения» (вместе с «Составом консультативной группы по вопросам представления государственными гражданскими и муниципальными служащими сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя и членов своих семей, применения на практике общих принципов служебного поведения») [Электронный ресурс]. -Режим доступа: Официальный интернет-портал правовой информации» http://www.pravo.gov.ru

области для реализации данного антикоррупционного направления поступили в работу 819 проектов нормативных актов Мурманской области, из них: 98 проектов законов Мурманской области; 618 проектов постановлений высшего органа исполнительной власти региона; 103 проекта постановлений высшего должностного лица Мурманской области.

По итогам проделанной работы, в 4 проектах нормативных актов Мурманской области выявлены коррупциогенные факторы. Проведенный анализ заключений позволяет сделать вывод, что проанализированные положения проекта нормативного акта Мурманской области в 7 случаях содержали коррупциогенные факторы, в частности, имели место такие коррупциогенные факторы, как широта дискреционных полномочий, нормативные коллизии, выборочное изменение объема прав, наличие завышенных требований к гражданину при реализации его права, принятие нормативных актов за пределами компетенции конкретного органа.

По результатам проведенной работы Министерством юстиции Мурманской области выявленные в процессе антикоррупционной экспертизы коррупциогенные факторы были своевременно устранены. Все экспертизы размещены по адресу: ://govmurman. m/about/antikor/protivodey stvie/akexp/reestr/index.php.

3.2. Предоставление в региональный Минюст предложений для их дальнейшего включения в проект плана-графика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Мурманской области на 2019 год, 2020 год.

В соответствии с предоставленными ИОГВ МО предложениями подготовлен план-график антикоррупционной экспертизы в отношении нормативных правовых актов, принятых на территории Мурманской области на 2020 год.

3.3. Подготовка проекта плана-графика региональной антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов на период 2019-2021 годы.

Постановлением высшего должностного лица Мурманской области от 6 декабря 2019 г. № 200-ПГ утвержден соответствую-

щий план-график на 2020 год.

4. Антикоррупционный мониторинг в Мурманской области.

4.1. Разработка сводного доклада высшему должностному лицу Мурманской области по результатам мониторинга правоприменения за 2017-2019 годы (предоставляемого ежегодно).

Сводный доклад за 2019 год подготовлен правовым управлением регионального Минюста (Вр-ЗЗ57181).

4.2. Анализ результатов мониторинга реализации антикоррупционных мер в ИОГВ МО и направление сводной информации в аппарат полномочного представителя Президента РФ в СЗФО.

Проведен анализ результатов мониторинга. Вся необходимая информация направлена в аппарат полномочного представителя Президента РФ по СЗФО (Вр-3363483).

4.3. Организация исследования коррупции в Мурманской области социологическими методами в рамках антикоррупционного мониторинга Мурманской области.

В 2019 году выполнены работы по исследованию коррупции в Мурманской области социологическими методами в рамках регионального антикоррупционного мониторинга (государственный контракт № 02019 562965 от 10.09.2019. Исполнитель: ООО «Стратегия». Цена контракта: 68 900,00 руб.).

Важно отметить, что впервые социологический отчет выполнен исполнителем в соответствии с Методикой, утвержденной Правительством РФ 25 мая 2019 г.1. Материалы исследования размещены на сайте высшего органа исполнительной власти региона в подразделе «Мониторинг коррупции и эффективности мер антикоррупционной политики» раздела «Противодействие коррупции в Мурманской области».

5. Вовлечение институтов гражданского общества к реализации норм антикоррупционного законодательства в регионе.

1 Постановление Правительства РФ от 25.05.2019 г. № 662 «Об утверждении методики проведения социологических исследований в целях оценки уровня коррупции в субъектах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2019. - № 22. -Ст. 2828.

5.1. Организация функционирования электронного почтового ящика на сайте «Противодействие коррупции в Мурманской области» и телефонной линии для приема сообщений о фактах коррупции.

За 2019 год на электронную почту и «телефон доверия» поступило 32 обращения, из которых:

- 5 рассмотрено по существу;

- 25 направлено для рассмотрения по подведомственности: в УМВД России по Мурманской области (7), прокуратуру Мурманской области (4), региональные органы госвласти (9), территориальные управления федеральных органов власти (1), муниципальные органы (4);

- 2 заявления признаны не подлежащими рассмотрению в связи с нарушением их формы и содержания при обращении.

5.2. Анализ вопросов реализации антикоррупционного законодательства на заседаниях общественных советов, действующих при ИОГВ МО.

Для достижения открытости деятельности ИОГВ МО вопросы о предпринимаемых мерах реализации антикоррупционного законодательства регулярно выносятся на обсуждение общественных советов, созданных при ИОГВ МО1.

6. Антикоррупционная пропаганда, формирование нетерпимости к любым коррупционным проявлениям и информационное обеспечение реализации антикоррупционного законодательства в Мурманской области.

6.1. Осуществление общественно значимых мероприятий, приуроченных к Международному дню борьбы с коррупцией -9 декабря.

9.12.2019 г. Минюстом Мурманской области организован «круглый стол» посвященный Международному дню борьбы с коррупцией2, с привлечением всех заинте-

1 Автор данной публикации, являясь заместителем председателя Общественного совета Министерства юстиции Мурманской области, принимает непосредственное участие в заседаниях Общественного совета, работая по антикоррупционной тематике.

2 Автор данной публикации, как член Общественной палаты Мурманской области и как доцент кафедры уголовного и административного права

ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет» явилась участником данного мероприятия.

ресованных лиц.

6.2. Размещение социальной рекламы антикоррупционного содержания в теле-и радиоэфире в рамках реализации программы, действующей в арктическом регионе «Государственное управление и гражданское общество» (утверждена постановлением высшего органа исполнительной власти региона 30 сентября 2013 г. № 555-ПП3).

В 2019 году организована реализация социальной антикоррупционной рекламы:

- на телевидении: прокат 2 роликов (до 30 секунд каждый), в телеэфире: 150 прокатов на телеканале Арктик-ТВ;

- в радиоэфире: прокат 2 роликов (до 25 секунд каждый), в радиоэфире: 125 прокатов на радиостанции Record Dance Radio.

6.3. Проведение информационно-пропагандистских мероприятий, направленных на противодействие коррупции в регионе во взаимодействии с СМИ (включая сеть Интернет), общественными организациями, институтами гражданского общества.

Распространение получила информация о проведении конкурса социальной антикоррупционной рекламы «Вместе против коррупции!». Пресс-релиз размещен на официальном сайте регионального Правительства в ленте новостей (https ://www. govmurman.ru/info/news/297853/) и в специальной рубрике «Противодействие коррупции в Мурманской области» (https ://www. gov-murman.ru/about/antikor/ protivodeystvie/news/?ELEMENT_ID=297747), официальных страницах высшего органа исполнительной власти региона в социальных сетях «Twitter», «ВКонтакте», а также направлен в региональные и муниципальные СМИ.

Информация размещена на официальном сайте регионального Министерства развития промышленности и предпринимательства

3 Постановление Правительства Мурманской области от 30.09.2013 г. № 555 -ПП (ред. от 03.03.2020) «Об утверждении государственной программы Мурманской области «Государственное управление и гражданское общество» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Электронный бюллетень «Сборник нормативных правовых актов Губернатора Мурманской области, Правительства Мурманской области, иных исполнительных органов государственной власти Мурманской области» http://www.gov -murman.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(http://mrpp.gov-murman.ru/news/ 298195/) и на официальных страницах указанного органа «ВКонтакте» и «Instagram», официальном сайте регионального Минюста https: //minjust. govmurman.ru/news/297745/), Инвестиционном портале региона (http//invest. govmurman.m/infocenter/news lenta/).

7. Антикоррупционное образование.

7.1. В рамках регионального заказа на дополнительное профессиональное образование организовать повышение квалификации отдельными лицами, обладающими публичными полномочиями, в обязанности которых входит противодействие коррупции.

Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Вопросы профилактики и противодействия коррупции на государственной гражданской службе» прошли 24 гражданских служащих субъекта РФ.

7.2. В рамках реализации мероприятий по профессиональному развитию отдельных публичных субъектов, в чьи обязанности входит противодействие коррупции, организовать проведение научно-практических мероприятий антикоррупционного характера, с приглашением заинтересованных лиц.

29.10.2019 г. региональным Минюстом организован научно-практический семинар для работников кадровых подразделений ИОГВ МО. Тема семинара: «О работе в региональной системе межведомственного электронного взаимодействия».

7.3. Предоставление бесплатной юридической помощи отдельным категориям граждан.

Безвозмездная юридическая помощь предоставляется в соответствии с нормами Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ1, регулирующего порядок предоставления бесплатной юридической помощи в РФ и Законом Мурманской области от 26 июня 2006 г. № 765-01-ЗМО2, регла-

1 Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 324-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // Российская газета, № 263, 23.11.2011.

2 Закон Мурманской области от 26.06.2006 г. № 765-01-ЗМО (ред. от 13.06.2019) «О государственной системе бесплатной юридической помощи на территории Мурманской области» // Мурманский Вестник, № 118, 28.06.2006, с. 3.

ментирующим организацию системы бесплатной юридической помощи на территории арктического региона.

Минюст Мурманской области ежегодно заключает с региональной Адвокатской палатой договор об оказании бесплатной юридической помощи адвокатами, являющимися участниками указанной выше системы, публикует список этих адвокатов в СМИ и размещает его на официальном портале ОИГВ МО в сети Интернет. 26 ноября 2019 г. между Минюстом Мурманской области и Адвокатской палатой Мурманской области заключен соответствующий договор.

8. Содействие муниципалитетам в реализации антикоррупционной политики.

8.1. Проведение научно-практических мероприятий с работниками кадровых подразделений ОМСУ МО по отдельным актуальным вопросам представления муниципальными служащими информации о доходах, а также по допущенным недостаткам и ошибкам, выявленных в ходе декларационной компании.

В рамках реализации данного направления деятельности организовано проведение курсов повышения квалификации на тему «Антикоррупционная деятельность в системе муниципальной службы».

Курсы организованны на базе ЧОУ ВО «Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики». Обучение прошли 83 муниципальных слу-

3

жащи х .

8.2. Оказание муниципальным служащим и иными лицами консультативной помощи по вопросам, связанным с применением антикоррупционного законодательства в Мурманской области.

В связи с принятием Минюстом Мурманской области приказа от 19 марта 2019 г. № 39 сотрудниками отдела по реализации антикоррупционной политики обеспечивались консультации муниципальных служащих и граждан по вопросам, связанным с применением антикоррупционного законодательства.

Заключение

Изложенное выше позволяет прийти к выводу, что антикоррупционное законода-

3 Преподавателем на данных курсах была автор данной публикации.

тельство Мурманской области имеет следующие особенности:

- в результате административных преобразований, произошедших осенью 2019 г., в Мурманской области появилось Управление по реализации антикоррупционной политики Мурманской области, как орган, осуществляющий функции по реализации государственных полномочий Мурманской области в сфере профилактики коррупционных правонарушений. Ранее функции публичного органа, осуществляющего полномочия по реализации государственных полномочий Мурманской области в сфере профилактики коррупционных и иных правонарушений, было Министерство Мурманской области. Перераспределение антикоррупционных полномочий Управления, как органа, осуществляющего функции по реализации государственных полномочий Мурманской области в сфере профилактики коррупционных правонарушений, и Министерства юстиции Мурманской области произошло в ноябре 2019 г.

- за весь период реализации действующего антикоррупционного законодательства в Мурманской области в регионе выстроена эффективная система осуществления антикоррупционных полномочий в деятельности публичных субъектов, надлежащим образом организована деятельность Комиссии по координации работы по про-

тиводействию коррупции в регионе;

- в субъекте РФ, на всех уровнях публичной власти, созданы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов; определены субъекты, ответственные за профилактику коррупционных правонарушений;

- в регионе сформирована разноуровневая система антикоррупционного просвещения, в СМИ на регулярной основе отражаются материалы антикоррупционной тематики.

- анализ особенностей реализации плана антикоррупционных мероприятий в арктическом регионе на 2018-2020 годы в 2019 году показал, что разделы плана включали в себя следующие позиции: 1) организационные процедуры; 2) противодействие коррупции при прохождении государственной службы; 3) антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов; 4) антикоррупционный мониторинг; 5) вовлечение институтов гражданского общества к реализации антикоррупционного законодательства; 6) антикоррупционная пропаганда, информационное обеспечение реализации антикоррупционной политики; 7) антикоррупционное образование; 8) содействие муниципалитетам в реализации антикоррупционной политики.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru

2. Федеральный закон от 03.12.2012 г. № 230-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» // Российская газета. - 05.12.2012. - № 280.

3. Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 324-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // Российская газета. - 23.11.2011. - № 263.

4. Федеральный закон от 17.07.2009 г. № 172-ФЗ (ред. от 11.10.2018) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Российская газета. - 22.07.2009. - № 133.

5. Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О противодействии коррупции» // Российская газета. - 30.12.2008. - № 266.

6. Федеральный закон от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» // Российская газета. - 05.05.2006. - № 95.

7. Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «О государственной гражданской службе РФ» // Российская газета. - 31.07.2004. - № 162.

8. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред.

от 23.06.2020) // Российская газета. - 31.12.2001. - № 256.

9. Указ Президента РФ от 19.09.2017 г. № 431 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации в целях усиления контроля за соблюдением законодательства о противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. - 2017. - № 39. -Ст. 5682.

10. Указ Президента РФ от 15.07.2015 г. № 364 (ред. от 19.09.2017) «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» // Собрание законодательства РФ. - 2015. - № 29 (часть II). - Ст. 4477.

11. Постановление Правительства РФ от 25.05.2019 г. № 662 «Об утверждении методики проведения социологических исследований в целях оценки уровня коррупции в субъектах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2019. - № 22. - Ст. 2828.

12. Закон Мурманской области от 08.11.2019 г. № 2426-01-ЗМ0 «Об урегулировании отдельных вопросов в сфере противодействия коррупции» // Мурманский Вестник. -19.11.2019. - № 173. - С. 7.

13. Закон Мурманской области от 23.11.2009 г. № 1154-01-ЗМО (ред. от 24.12.2018) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в Мурманской области и о внесении изменений в Закон Мурманской области «О противодействии коррупции в Мурманской области» // Мурманский Вестник. -01.12.2009. - № 226. - С. 3.

14. Закон Мурманской области от 26.10.2007 г. № 898-01-ЗМО (ред. от 04.06.2020) «О противодействии коррупции в Мурманской области» // Мурманский Вестник. -01.11.2007. - № 208. - С. 6.

15. Закон Мурманской области от 26.06.2006 г. № 765-01-ЗМО (ред. от 13.06.2019) «О государственной системе бесплатной юридической помощи на территории Мурманской области» // Мурманский Вестник. - 28.06.2006. - № 118. - С. 3.

16. Закон Мурманской области от 13.10.2005 г. № 660-01-ЗМО (ред. от 27.12.2019) «О государственной гражданской службе Мурманской области» // Мурманский Вестник. -19.10.2005. - № 199. - С. 3-7.

17. Устав Мурманской области (принят Мурманской областной Думой 26.11.1997) (ред. от 11.03.2020) // Информационный бюллетень «Ведомости Мурманской областной Думы. - 2014. - № 145. - С. 121-157.

18. Постановление Губернатора Мурманской области от 20.07.2020 г. № 113-ПГ «О порядке приема уведомлений Губернатора Мурманской области, направляемых лицами, замещающими государственные должности Мурманской области или муниципальные должности в муниципальных образованиях Мурманской области, о намерении участвовать на безвозмездной основе в управлении некоммерческими организациями» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Электронный бюллетень Правительства Мурманской области: http ://www. gov- murman.ru

19. Постановление Губернатора Мурманской области от 06.04.2020 г. № 72-ПГ «Об утверждении Перечня исполнительных органов государственной власти Мурманской области и их должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации. Консорциум КОДЕКС : http://docs.cntd.ru/

20. Постановление Губернатора Мурманской области от 06.12.2019 г. № 200-ПГ «Об утверждении Плана-графика антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Мурманской области на 2020 год» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Электронный бюллетень Правительства Мурманской области http://www.gov-murman.ru

21. Постановление Губернатора Мурманской области от 31.10.2019 г. № 148-ПГ (ред. от 07.02.2020) «О структуре исполнительных органов государственной власти Мурманской области» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Электронный бюллетень Правительства Мурманской области http://www.gov-murman.ru

22. Постановление Губернатора Мурманской области от 24.09.2019 г. № 122-ПГ (ред. от 19.03.2020) «Об утверждении порядка проведения антикоррупционного мониторинга» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Электронный бюллетень Правительства Мурманской области : http://www.gov-murman.ru

23. Постановление Губернатора Мурманской области от 25.04.2019 г. № 53-ПГ «О внесении изменений в некоторые постановления Губернатора Мурманской области» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Официальный интернет-портал правовой информации» http ://www.pravo. gov.ru

24. Постановление Губернатора Мурманской области от 11.07.2011 г. № 85-ПГ «О мониторинге правоприменения в Мурманской области» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Электронный бюллетень Правительства Мурманской области http://www.gov-murman.ru

25. Постановление Губернатора Мурманской области от 06.09.2010 г. № 108-ПГ (ред. от 19.03.2020) «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Мурманской области и урегулированию конфликта интересов» (вместе с «Положением о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Мурманской области и урегулированию конфликта интересов», «Составом комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Мурманской области и урегулированию конфликта интересов») // Мурманский Вестник. - 05.10.2010. - № 182/1. - С. 4.

26. Постановление Губернатора Мурманской области от 30.10.2009 г. № 189 -ПЗ (ред. от 19.03.2020) «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Мурманской области, и лицами, замещающими государственные должности Мурманской области, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Мурманской области» (вместе с «Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Мурманской области, и лицами, замещающими государственные должности Мурманской области, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Мурманской области») // Мурманский Вестник. - 12.11.2009. - № 213. - С. 6.

27. Постановление Правительства Мурманской области от 06.04.2020 г. № 180-ПП «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Мурманской области» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Электронный бюллетень Правительства Мурманской области http://www.gov-murman.ru

28. Постановление Правительства Мурманской области от 15.11.2019 г. № 517 - ПП «О внесении изменений в Положение о Министерстве юстиции Мурманской области»: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Электронный бюллетень Правительства Мурманской области http://www.gov-murman.ru

29. Постановление Правительства Мурманской области от 15.11.2019 г. № 511 - ПП (ред. от 27.05.2020) «Об утверждении Положения об Управлении по реализации антикоррупционной политики Мурманской области» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Электронный бюллетень Правительства Мурманской области : http://www.gov-murman.ru

30. Постановление Правительства Мурманской области от 31.10.2019 г. № 502-ПП (ред. от 31.01.2020) «О мерах по реализации постановления Губернатора Мурманской области от 31.10.2019 г. № 148-ПГ» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Электронный бюллетень Правительства Мурманской области http://www.gov-murman.ru

31. Постановление Правительства Мурманской области от 15.04.2019 г. № 164-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Мурманской области от 20.02.2018 г. № 76-ПП» (вместе с «Изменениями в План основных мероприятий по противодействию коррупции в Мурманской области на 2018 - 2020 годы») [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Официальный интернет-портал правовой информации» http://www.pravo.gov.ru

32. Постановление Правительства Мурманской области от 26.12.2018 г. № 618 - ПП «Об утверждении Положения о порядке получения разрешения представителя нанимателя на

участие государственных гражданских служащих Мурманской области на безвозмездной основе в управлении в качестве единоличного исполнительного органа или вхождения в состав коллегиальных органов управления отдельных некоммерческих организаций» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации. Консорциум КОДЕКС: http://docs.cntd.ru/

33. Постановление Правительства Мурманской области от 20.02.2018 г. № 76-ПП (ред. от 19.03.2020) «Об утверждении Плана основных мероприятий по противодействию коррупции в Мурманской области на 2018 - 2020 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Электронный бюллетень Правительства Мурманской области» http://www.gov-murman.ru

34. Постановление Правительства Мурманской области от 30.09.2013 г. № 555-ПП (ред. от 03.03.2020) «Об утверждении государственной программы Мурманской области «Государственное управление и гражданское общество» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Электронный бюллетень «Сборник нормативных правовых актов Губернатора Мурманской области, Правительства Мурманской области, иных исполнительных органов государственной власти Мурманской области» http://www.gov-murman.ru

35. Постановление Правительства Мурманской области от 25.04.2011 г. № 210-ПП (ред. от 19.03.2020) «О порядке рассмотрения обращений граждан о проявлениях коррупции и нарушениях требований к служебному поведению в деятельности служащих органов государственной власти Мурманской области» // Мурманский Вестник. - 11.05.2011. - № 81/1. -С. 8.

36. Постановление Правительства Мурманской области от 29.05.2009 г. № 229-ПП (ред. от 15.11.2019) «Об утверждении Положения о Министерстве юстиции Мурманской области» // Мурманский Вестник, № 103, 10.06.2009, с. 4.

37. Постановление Правительства Мурманской области от 08.08.2008 г. № 379-ПП/13 (ред. от 06.03.2020) «О типовых положениях об исполнительных органах государственной власти Мурманской области» // Мурманский Вестник. - 26.08.2008. - № 160. - С. 4-5.

38. Распоряжение Минимущества Мурманской области от 28.01.2019 г. № 7 «Об утверждении Положения о порядке получения разрешения представителя нанимателя на участие государственных гражданских служащих Мурманской области Министерства имущественных отношений Мурманской области на безвозмездной основе в управлении в качестве единоличного исполнительного органа или вхождения в состав коллегиальных органов управления отдельных некоммерческих организаций» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации. Консорциум КОДЕКС: http://docs.cntd.ru/

39. Приказ Минюста Мурманской области от 18.01.2019 г. № 12 «Об утверждении Положения о порядке получения лицами, замещающими должности государственной гражданской службы Мурманской области в Министерстве юстиции Мурманской области, разрешения представителя нанимателя на участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией в качестве единоличного исполнительного органа или вхождения в состав ее коллегиальных органов управления» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации. Консорциум КОДЕКС: http ://docs.cntd.ru/

40. Приказ Минюста Мурманской области от 19.03.2019 г. № 39 «О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Мурманской области от 14.01.2016 г. № 1 «О создании консультативной группы по вопросам представления государственными гражданскими и муниципальными служащими сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя и членов своих семей, применения на практике общих принципов служебного поведения» (вместе с «Составом консультативной группы по вопросам представления государственными гражданскими и муниципальными служащими сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя и членов своих семей, применения на практике общих принципов служебного поведения») [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Официальный интернет-портал пра-

вовой информации» http://www.pravo.gov.ru

41. Информация о выполнении в 2019 году плана основных мероприятий по противодействию коррупции в Мурманской области на 2018-2020 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Официальный сайт Управления по реализации антикоррупционной политики Мурманской области: https://anticorrmo.gov-murman.ru/activities/anticorr_upr/action_plans/

42. Рашева, Н.Ю. Особенности, проблемы и перспективы реализации отдельных направлений национального плана по противодействию коррупции на 2018-2020 годы на территории Мурманской области [Текст] / Н.Ю. Рашева // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2019. - Т. 1. № 3. - С. 171-182.

43. Рашева, Н.Ю. Отдельные аспекты реализации национального плана по противодействию коррупции на 2018-2020 годы (на примере Мурманской области) [Текст] / Н.Ю. Рашева // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2019. - Т. 1. № 3. - С. 183-201.

44. Рашева, Н.Ю. Роль министерства юстиции Мурманской области в противодействии коррупции на территории региона [Текст] / Н.Ю. Рашева // Вопросы российского и международного права. - 2019. - Т. 9. № 7-1. - С. 195-208.

Получено: 25.06.2020г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.