Научная статья на тему 'Социолого-правовой анализ отдельных направлений по противодействию коррупции на территории Мурманской области'

Социолого-правовой анализ отдельных направлений по противодействию коррупции на территории Мурманской области Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
103
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ / АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ / МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ НА 2018-2020 ГОДЫ / ПЛАН ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2018-2020 ГОДЫ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рашева Н.Ю.

Важнейшей частью успешного развития Мурманской области выступает эффективная система государственного управления, одним из элементов которой выступает антикоррупционная политика региона. В работе проанализированы отдельные результаты проведенного в 2018 г. социологического исследования состояния коррупции в Мурманской области в рамках регионального антикоррупционного мониторинга, а также дана оценка одного из направлений противодействия коррупции в форме контроля со стороны государства при предоставлении сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера уполномоченными субъектами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рашева Н.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGICAL AND LEGAL ANALYSIS OF SEPARATE DIRECTIONS-AGAINST ANTI-CORRUPTION IN THE MURMAN REGION

An important part of the successful development of the Murmansk region is an effective public administration system, one of the elements of which is the anti-corruption policy of the region. The work analyzed some results of a sociological study of the state of corruption in the Murmansk region in 2018 as part of regional anti-corruption monitoring, as well as an assessment of one of the areas of anti-corruption in the form of state control when providing information about their income and expenses, on property and liabilities of a property nature by authorized entities.

Текст научной работы на тему «Социолого-правовой анализ отдельных направлений по противодействию коррупции на территории Мурманской области»

есть это помещения, в которых расположены счетчики, подвалы [8, С. 162 - 192].

Однако, что касается подвалов, есть одно исключение. К признакам, свидетельствующим о самостоятельном характере использования подвальных помещений, относят следующие: размещение в них специальных помещений, санузлов, оборудованных умывальниками и унитазами; наличие отдельных выходов из данных помещений, изолированность помещений от входов в подъезды жилого дома. На самостоятельный характер использования помещений может также указывать их сдача в аренду различным организациям для коммерческих и административных целей.

Если в подвале расположены конструкции, которые обслуживают интересы всех собственников, то подвал будет являться общим имуществом. Если же в подвале есть отдельный вход, нет никаких приборов и конструкций, то его можно отнести к индивидуальной собственности.

Если говорить о диспозитивно общем имуществе, то следует обратиться к зарубежной практике. На западе застройщик, в период строительных работ, может установить разный режим имущества. То, что объективно может быть индивидуальным помещением, застройщик может перенести в общую долевую собственность. Например, принять решение о том, что один из этажей не будет попадать и в чью индивидуальную собственность, а станет общим имуществом всех сособственников.

Проанализировав вышесказанное, вопрос о критериях разграничения индивидуальной собственности является дискуссионным и требует дальнейшего разбирательства. Нет необходимости вводить в законодательство какие-либо изменения касательно данного вопроса. Первым шагом на

пути к решению являются выводы судебной практики.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. N 32 ст. 3301;

2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 января 2005 г. N 1 (часть I) ст. 14;

3. Постановление Пленума ВАС РФ от 23.06.2009 № 64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания»;

4. Агеенко А.Е. Гражданско-правовой режим поэтажной (жилищной) собственности: сравнительно-правовое исследование;

5. Басос Е.В. Диссертация. Правовой режим помещений как объекта гражданских прав. 2015 г. С. 124-125;

6. Р.С. Бевзенко Земельный участок с постройками на нем: введение в российское право недвижимости. - М.: М-Логос, 2017. - С. 64-67;

7. Егоров А.В., Церковников М.А. Право на пространство в здании // Вестник ВАС РФ. 2010. № 2. С. 49;

8. Егоров А.В. К вопросу о разграничении помещений на общие и индивидуальные в режиме «поэтажной» собственности. / А. В. Егоров. //О собственности: сборник статей к юбилею К. И. Склов-ского. -М.: Статут, 2015. - С. 162 - 192;

9. Суханов Е.А. "Жилищная (этажная) собственность" в европейских правопорядках // Основные проблемы частного права: Сборник статей к юбилею доктора юридических наук, профессора А.Л. Маковского. - М.: Статут, 2010. - С. 297-316.

СОЦИОЛОГО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ОТДЕЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Рашева Н.Ю.

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой Мурманский арктический государственный университет,

SOCIOLOGICAL AND LEGAL ANALYSIS OF SEPARATE DIRECTIONS-AGAINST ANTICORRUPTION IN THE MURMAN REGION

Rasheva N.

Candidate of Law, Associate Professor, head of department Murmansk Arctic State University,

АННОТАЦИЯ

Важнейшей частью успешного развития Мурманской области выступает эффективная система государственного управления, одним из элементов которой выступает антикоррупционная политика региона. В работе проанализированы отдельные результаты проведенного в 2018 г. социологического исследования состояния коррупции в Мурманской области в рамках регионального антикоррупционного мониторинга, а также дана оценка одного из направлений противодействия коррупции в форме контроля со стороны государства при предоставлении сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера уполномоченными субъектами.

ABSTRACT

An important part of the successful development of the Murmansk region is an effective public administration system, one of the elements of which is the anti-corruption policy of the region. The work analyzed some results

of a sociological study of the state of corruption in the Murmansk region in 2018 as part of regional anti-corruption monitoring, as well as an assessment of one of the areas of anti-corruption in the form of state control when providing information about their income and expenses , on property and liabilities of a property nature by authorized entities.

Ключевые слова: антикоррупционная политика Мурманской области; антикоррупционные механизмы; Министерство юстиции Мурманской области; Национальный план по противодействию коррупции на 2018-2020 годы; План основных мероприятий по противодействию коррупции в Мурманской области на 2018-2020 годы; социологическое исследование о противодействии коррупции.

Keywords: аnticorruption policy of the Murmansk region; anti-corruption mechanisms; Ministry of Justice of the Murmansk Region; National Anti-Corruption Plan 2018-2020; The plan of the main measures to combat corruption in the Murmansk region for 2018-2020; anti-corruption case study

Актуальность правового анализа противодействия коррупции на 2018-2020 годы именно на территории Мурманской области обусловлена тем, что Мурманская область один из наиболее экономически развитых регионов Северо-Западного федерального округа (далее - СЗФО). Важнейшей частью успешного развития Мурманской области выступает эффективная система государственного управления, одним из элементов которой выступает антикоррупционная политика региона.

Органом, уполномоченным в сфере реализации антикоррупционной политики в Мурманской области, является Министерство юстиции Мурманской области [9]. Во всех исполнительных органах государственной власти Мурманской области (далее - ИОГВ МО) созданы подразделения или определены должностные лица кадровых служб, ответственные за направление работы по профилактике коррупционных правонарушений.

Об антикоррупционной политике современного государства уже шла речь в ряде публикаций автора [16; 17], в данной работе будет проведен со-циолого-правовой анализ отдельных направлений по противодействию коррупции на территории Мурманской области.

Одним из важнейших нормативных актов в анализируемом направлении является Региональный план, утвержденный постановлением Правительства Мурманской области от 20.02.2018 г. №76-ПП «Об утверждении плана основных мероприятий по противодействию коррупции в Мурманской области на 2018 - 2020 годы» [8] (далее -Региональный план), разработанный в целях исполнения Национального плана противодействия коррупции на 2018-2020 годы (далее - Национальный план), утвержденного Указом Президента РФ от 29.06.2018 г. № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы» [2] и в соответствии со ст. 4 Закона Мурманской области от 26.10.2007 г. № 898-01-ЗМО «О противодействии коррупции в Мурманской области» [5].

План включает в себя 8 основных блоков, преимущественно касающихся деятельности Министерства юстиции Мурманской области. Проанализируем отдельные мероприятия (нумерация в рамках нашего исследования не соответствует нумерации, сложившейся в рамках утвержденного Плана, в связи с выборкой отдельных мероприятий). Информация об исполнении в 2018 году Регионального плана размещена по адресу: https://gov-

murman.ru/upload/iblock/18b/otchet plan 2018 2020 .pdf [11].

1. Организационные мероприятия.

1.1. Разработка и утверждение правовыми актами ИОГВ МО, в ведении которых находятся организации, подведомственные ИОГВ МО, ежегодных планов работы по противодействию коррупции в указанных организациях (в том числе, по предупреждению проявлений бытовой коррупции).

Планы противодействия коррупции в организациях, подведомственных ИОГВ МО утверждены соответствующими ведомственными приказами.

1.2. Организация семинаров (обучающих мероприятий) с руководителями (их заместителями) организаций, подведомственных ИОГВ МО, по вопросам реализации антикоррупционной политики в этих организациях.

Обучение руководителей подведомственных ИОГВ организаций и их заместителей по вопросам реализации антикоррупционной политики в дистанционной форме. Материалы размещены в сети Интернет по адресу: https://gov-

murman.ru/upload/iblock/d3c/180627_seminar.pdf.

2. Противодействие коррупции при прохождении государственной гражданской службы Мурманской области.

2.1. Обеспечение требований об использовании программного обеспечения «Справки БК» всеми лицами, претендующими на замещение должностей или замещающими должности, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супругов и несовершеннолетних детей, при заполнении указанных справок (далее -справка).

Вопрос о введении с 01.01.2019 г. требования об использовании программного обеспечения «Справки БК» всеми лицами, претендующими на замещение должностей или замещающими должности, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять справки, рассмотрен на заседании Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Мурманской области 12.09.2018 г.

В соответствии с решением Комиссии руководителям ОМСУ и ИОГВ Мурманской области рекомендовано провести разъяснительную работу с

указанными лицами по обязательному использованию с 01.01.2019 года специального программного обеспечения «Справки БК». На сайте Правительства Мурманской области размещена инструкция о порядке заполнения справки с использованием специального программного обеспечения «Справки БК» (адрес:

https://minjust.govmurman.ru/files/spravki_bk.zip). Соответствующая информация направлена во все ИОГВ МО и органы местного самоуправления Мурманской области (далее - ОМСУ МО).

2.2. Обеспечение сбора сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лицами, замещающими государственные должности Мурманской области, для которых федеральными законами не предусмотрено иное, государственными гражданскими служащими Мурманской области, замещающими должности руководителей ИОГВ МО, государственными гражданскими служащими ИОГВ МО, руководителями государственных областных организаций, подведомственных ИОГВ МО, при необходимости осуществления контроля за соответствием расходов названных лиц их доходам.

Мероприятия по сбору указанных сведений проведены надлежащим образом. Случаев непредоставления сведений в 2018 году допущено не было. Всего сведения представили 23 лица, замещающих государственные должности Мурманской области и 640 государственных гражданских служащих Мурманской области.

3. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов.

3.1. Подготовка проекта плана-графика антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Мурманской области на 2019-2021 годы.

Принято постановление Губернатора Мурманской области от 23.11.2018 г. № 141-ПГ «Об утверждении Плана-графика антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Мурманской области на 2019 год» [6].

3.2. Размещение проектов нормативных правовых актов на интернет-портале Мурманской области «Открытый электронный регион» для обеспечения возможности проведения антикоррупционной экспертизы и др.

В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Правительства и Губернатора Мурманской области, для вовлечения граждан в процесс принятия государственных решений и построения эффективного механизма обратной связи между властью и обществом, ИОГВ МО - разработчики размещают эти проекты в соответствующем разделе портала «Открытый электронный регион».

4. Антикоррупционный мониторинг в Мурманской области.

4.1. Проведение исследования коррупции в Мурманской области социологическими методами в рамках регионального антикоррупционного мониторинга (с привлечением специализированных организаций) [15].

По заказу Министерства юстиции Мурманской области обществом с ограниченной ответственностью ООО «Стратегия» (г. Иваново, государственный контракт от 04.09.2018 г. № 21МЮ/2018, цена контракта: 78 200,00 руб.) проведено социологическое исследование коррупции в Мурманской области в 2018 году. Материалы социологического исследования размещены в сети Интернет на портале Правительства Мурманской области по адресу: https://gov-

murman.ru/upload/iblock/63b/Otchet-Murmanskaya-oblast-2018.pdf [16].

4.2. Анализ нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, выявленных при проведении контрольных мероприятий. Направление этой информации в ИОГВ МО в целях принятия ими мер по предупреждению таких нарушений и предотвращению коррупционных проявлений.

Комитетом государственного и финансового контроля Мурманской области ежеквартально проводиться анализ нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, выявленных в ходе проведения контрольных мероприятий. Информация по результатам анализа указанных нарушений направлена в ИОГВ МО для принятия мер по предупреждению таких нарушений и предотвращению коррупционных проявлений.

5. Привлечение граждан и институтов гражданского общества к реализации антикоррупционной политики в Мурманской области.

5.1. Обеспечение функционирования электронного почтового ящика на сайте «Противодействие коррупции в Мурманской области» и специально выделенной телефонной линии для приема сообщений о фактах коррупции.

Министерством юстиции Мурманской области обеспечено функционирование работы «телефона доверия» (486-400) и электронной почты (vzyatkamnet@gov-murman.ru), по которым принимаются сообщения о случаях проявления коррупции и нарушениях требований к служебному поведению в деятельности служащих органов государственной власти Мурманской области и иных нарушениях законности. За 12 месяцев 2018 года по указанным информационным ресурсам поступило 22 обращения, 19 из которых направлено для рассмотрения по подведомственности: в правоохранительные органы (6), органы государственной (муниципальной) власти Мурманской области (12), территориальные управления федеральных органов власти (1). 3 обращения признаны не подлежащими рассмотрению.

5.2. Проведение общественных обсуждений (с привлечением экспертного сообщества) проектов планов противодействия коррупции ИОГВ МО.

Направлен отчет в Аппарат полномочного представителя Президента РФ в СЗФО о результатах исполнения в Мурманской области пп. «г» п. 3 раздела I Национального плана (исх. от 23.10.2018 г. № 01/3203-МК).

ИОГВ МО проекты планов противодействия коррупции на 2018-2020 годы выносились на обсуждение общественных советов, созданных при указанных ИОГВ Мурманской области. Проект изменений в Региональный план, размещался в сети Интернет на портале «Открытый электронный регион» (адрес: https://openregion.govmurman.ru/npa/264352).

6. Антикоррупционная пропаганда, формирование в обществе нетерпимого отношения к проявлениям коррупции и информационное обеспечение реализации антикоррупционной политики в Мурманской области.

6.1. Организация и проведение общественно значимых мероприятий, приуроченных к Международному дню борьбы с коррупцией - 9 декабря.

Например, 10 декабря 2018 г. Министерство юстиции Мурманской области приняло участие в круглом столе, организованном прокуратурой Мурманской области на тему «Актуальные вопросы применения антикоррупционного законодательства», на котором представило информацию о результатах социологического исследования коррупции в Мурманской области в 2018 г., проведенного в рамках регионального антикоррупционного мониторинга.

6.2. Проведение ежегодного Всероссийского дня правовой помощи детям (в том числе, различных мероприятий, направленных на антикоррупционное просвещение детей) (данный пункт введен постановлением Правительства Мурманской области от 15.04.2019 г. № 164-ПП [7]).

7. Антикоррупционное образование.

7.1. Организация и проведение мероприятий по антикоррупционному образованию в подведомственных образовательных учреждениях в части, касающейся содействия включению в программы, реализуемые в указанных учреждениях, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), направленных на решение задач формирования антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правосознания и правовой культуры обучающихся.

В учреждениях, подведомственных Министерству образования и науки Мурманской области проводится воспитательная работа антикоррупционной направленности. Темы антикоррупционной направленности раскрываются в рамках преподавания учебных дисциплин («История России», «Об-ществознание», «Право», «Экономика», «Основы правоведения») и специальных программ (факультативы, внеклассные занятия, дополнительные программы).

7.2. Организация и проведение мероприятий по антикоррупционному образованию в подведомственных образовательных учреждениях в части, касающейся включения в программы, реализуемые в указанных учреждениях, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), направленных на решение задач формирования антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правосознания и правовой культуры обучающихся в соответствии с планами учреждений и др.

ГАУ ДПО МО «Институт развития образования» разработан и размещен на сайте Института учебный модуль «Государственная политика в сфере образования» (для учителей и преподавателей истории и обществознания «Формирование антикоррупционного мировоззрения учащихся»; для антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правосознания и правовой культуры обучающихся в соответствии с планами учреждений руководителей, заместителей руководителей образовательных организаций, классных руководителей «Формирование антикоррупционного мировоззрения обучающихся во внеурочной деятельности»; для руководящих и педагогических работников организаций дополнительного образования «Противодействие коррупции»).

8. Оказание содействия ОМСУ МО в реализации антикоррупционной политики.

8.1. Организация проведения семинаров с работниками кадровых подразделений ОМСУ МО по актуальным вопросам представления муниципальными служащими сведений, а также по недостаткам и ошибкам, выявленным по результатам декларационной кампании.

Так, 22 июня 2018 г. проведен семинар для муниципальных служащих по актуальным вопросам представления муниципальными служащими сведений, а также по недостаткам и ошибкам, выявленным по результатам декларационной кампании [12].

8.2. Организация и проведение мероприятий (учебно-практических семинаров, тренингов), направленных на формирование у лиц, замещающих должности муниципальной службы, и граждан нетерпимости к коррупционному поведению, правовое просвещение в области противодействия коррупции, с участием представителей правоохранительных органов, институтов гражданского общества, научных организаций и СМИ.

Материалы тематического семинара размещены на портале Министерства юстиции Мурманской области по адресу: https://gov-murman.ru/bitrix/components/b1team/govmurman.el-ement.file/download.php?ID=261715&FID=251025 [12].

Проанализируем отдельные результаты проведенного в 2018 г. социологического исследования состояния коррупции в Мурманской области в рамках регионального антикоррупционного мониторинга.

Во исполнение требований подпункта «а» пункта 3 раздела I Национального плана проведено социологическое исследование в целях оценки уровня коррупции в Мурманской области в 2018 году. По заказу Министерства юстиции Мурманской области обществом с ограниченной ответственностью ООО «Стратегия» (г. Иваново, государственный контракт от 04.09.2018 г. № 21-МЮ/2018, цена контракта: 78 200,00 руб.) [16].

Материалы социологического исследования размещены на сайте Правительства Мурманской области (https://gov-

murman.ru/upload/iblock/63b/Otchet-Murmanskaya-

oblast-2018.pdf) [16]. Результаты исследования представлены членам Общественного совета при Министерстве юстиции Мурманской области в декабре 2018 года.

Объекты исследования население муниципальных образований (физические лица) и представители организаций малого, среднего и крупного бизнеса (руководители, заместители руководителя, главные бухгалтеры или их заместители). География исследования: муниципальные образования Мурманской области. Одной из основных задач ис-

следования являлось установление основных причин взяточничества, по мнению жителей, на территории Мурманской области. Наибольшее количество голосов получили: личные качества чиновников (жадность, аморальность, безответственность) (60,8%), а также клановость чиновников, их зависимость друг от друга, круговая порука (53,8%), нечеткость и противоречивость законов (49,2%), плохая работа правоохранительных органов, слабая судебная система (45,6%), и юридическая и правовая безграмотность населения (44,1%).

Личные качества чиновников (жадность, аморальность, безответственность) Клановость, зависимость чиновников друг от друга, круговая порука

Нечеткость и противоречивость законов

Плохая работа правоохранительных органов, слабая судебная система

Юридическая и правовая безграмотность населения Влияние и давление власти на бизнес Влияние крупных бизнесменов на власть

Отсутствие контроля за работой чиновников

Исторические традиции в культуре (коррупция, воровство как обыденные явления) Бюрократизм, необходимость получения множества согласований и разрешений

Гуманность наказания чиновников за коррупционные преступления Дефицит государственных и муниципальных услуг, сложность их получения законным путем

Чрезмерные налоги и сборы

Недостаточность полномочий у правоохранительных органов

Слабые гарантии социального обеспечения чиновника при уходе с гос.службы

Низкая зарплата чиновников Иные причины Затрудняюсь ответить

60,8

53,8

37,9 36,6 35,8 32,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

49,2 45,6 44,1

26,7 25,6 23,5

18,4 17,9 15,2 13,6

Рис.1. Основные причины взяточничества в регионе, по мнению жителей,

Анализируя основные показатели рынка бытовой коррупции в Мурманской области использовались следующие характеристики рынков коррупции:

1. Охват коррупции - доля респондентов, хотя бы раз в жизни попадавших в коррупционную ситуацию. Для измерения данного показателя мы использовали закрытый вопрос: «Приходилось ли Вам или членам Вашей семьи хотя бы раз в жизни столкнуться с такой ситуацией, когда Вам пришлось дать взятку?». Эти данные указывают на наличие (отсутствие) коррупционного опыта у респондентов, причем не только в нынешних социально-экономических условиях, но и в длительной

ретроспективе. Чуть менее пятой части населения Мурманской области (19,1%) ответили на этот вопрос положительно.

2. Риск коррупции - доля случаев попадания респондентов в коррупционную ситуацию, независимо от ее исхода для обеих сторон-участниц. Данный показатель рассматривается и как уровень интенсивности коррупционного давления власти на население или представителей бизнеса. С помощью закрытого вопроса: «Вспомните, пожалуйста, приходилось ли Вам когда-либо сталкиваться с ситуацией, когда Вас вынуждали дать взятку?» можно зафиксировать факт вымогательства в различных сферах обще-

ственной жизни, так как данный показатель описывает одну из сторон коррупционного взаимодействия - власть. Результаты опроса показали, что только 15,2% сталкивались с подобной ситуацией.

3. Спрос на коррупцию - готовность респондентов давать взятки; доля случаев, когда среднестатистический гражданин (предприниматель) дал взятку, оказавшись в коррупционной ситуации за последний год. Данный показатель может рассматриваться и в качестве индикатора реального коррупционного опыта респондентов. Эта компонента описывает вторую сторону коррупционных взаимоотношений - население (предпринимателей). Для ее определения респондентам предлагается вспомнить, приходилось ли им давать взятку за последний год? Индикатор «спрос на коррупцию» позволяет оценить реальные масштабы взяточничества в конкретный временной период, определить долю рынка коррупционных услуг в той или иной сфере общественной жизни, для чего респондентам задавался уточняющий вопрос относительно конкретной области, в которой был отмечен факт дачи ими взятки. Только 17,9% жителей Мурманской области попадали в подобную ситуацию.

4. Интенсивность коррупции - среднее число взяток в год, приходящееся на одного взяткодателя. Для измерения данного показателя мы использовали вопросы: «Сколько примерно раз Вам приходилось давать взятку в прошлом году?» и «Когда в последний раз Вам пришлось дать взятку?». Данный индикатор позволяет измерить число коррупционных столкновений респондентов с государственными структурами, кроме того, он фиксирует данные практики в конкретный временной период, давая, таким образом, возможность проследить ситуацию в динамике.

5. Средний размер взятки - средний размер взятки в денежном выражении на одну условную коррупционную сделку в календарном году. Для вычисления среднего размера взятки респондентам было предложено ответить на вопрос типа: «Вспомните, пожалуйста, какую примерно сумму в рублях

Вы потратили на взятку?». Для вычисления итогового показатели вычисляется среднее арифметическое значение. Средний размер взятки рассчитывается как по всем коррупционным услугам в целом, так и по отдельным сферам общественный жизни (локальным коррупционным рынкам), для чего респондентам задавались уточняющие вопросы относительно конкретной области, в которой был отмечен факт дачи взятки и ее суммы в рублевом эквиваленте.

6. Среднегодовой взнос - средние годовые затраты одного потенциального взяткодателя в календарном году. Данный показатель определялся нами как произведение интенсивности коррупции на средний размер взятки по формуле:

У = Ь • т, (1)

где у- среднегодовой взнос;

Ь - среднее число взяток в год, приходящееся на 1 условного взяткодателя;

т - средний размер взятки в год в денежном выражении, выплаченный одним условным взяткодателем.

7. Годовой объем рынка - оценка суммарного оборота коррупционного рынка в денежном выражении за календарный год. Данный показатель рассчитывается как сумма всех взяток, выплаченных всеми потенциальными взяткодателями в течение года по формуле:

М = Р • q • у, (2)

ГдеМ- годовой объем рынка;

Р - численность взрослого населения старше 18 лет (расчет рынка бытовой коррупции) или количество официально зарегистрированных коммерческих предприятий (расчет рынка деловой коррупции);

q - доля респондентов, ответивших, что им приходилось давать взятку в данном календарном году;

у - среднегодовой взнос.

Характеристики рынка бытовой коррупции Мурманской области Таблица 1

2018

Охват коррупции (доля граждан, хотя бы раз в жизни попадавших в коррупционную ситуацию, %) 19,1

Риск коррупции (доля случаев вымогательства взятки у граждан, независимо от результата, %) 15,2

Спрос на коррупцию (доля случаев, когда среднестатистический гражданин давал взятку, оказавшись в коррупционной ситуации за последний год, %) 10,3

Интенсивность коррупции (среднее число взяток, приходящееся на одного взяткодателя) 1,65

Средний размер взятки (средний размер взятки на одну условную коррупционную сделку, руб.) 10250

Среднегодовой взнос (средние годовые затраты одного потенциального взяткодателя, руб.) 16910

Годовой объем рынка (оценка суммарного оборота коррупционного рынка, тыс. руб.) 1306300

В ходе исследования решалась задача опреде- трехлетней давности заметно уменьшилось количе-ления динамики бытовой коррупции в период 2016- ство положительных ответов (до 19,1%) на вопрос 2018 гг. В 2018 году по сравнению с ситуацией о ситуации с необходимостью вручения взятки.

Отмечается снижение спроса на коррупцию с 17,9% до 10,3%1, а также падение уровня риска коррупции с 19,4% до 15,2%, что является позитивным показателем, свидетельствующем о снижении коррупционной составляющей в жизни граждан. Отмечается увеличение среднего размера взятки на одну

условную коррупционную сделку. За 2017 г. незначительно повысилась интенсивность коррупции с 1,51 до 1,65 взяток, приходящееся на одного взяткодателя. По сравнению с 2016 годом годовой объем рынка бытовой коррупции уменьшился.

Таблица 2

Динамика рынка бытовой коррупции Мурманской области 2016-2018 гг.

Характеристика коррупции 2016 2017 2018

Охват коррупции (доля граждан, хотя бы раз в жизни попадавших в коррупционную ситуацию, %) 25,8 16,3 19,1

Риск коррупции (доля случаев вымогательства взятки у граждан, независимо от результата, %) 8,3 19,4 15,2

Спрос на коррупцию (доля случаев, когда среднестатистический гражданин давал взятку, оказавшись в коррупционной ситуации за последний год, %) 17,9 1,8 10,3

Интенсивность коррупции (среднее число взяток, приходящееся на одного взяткодателя) 1,51 1,71 1,65

Средний размер взятки (средний размер взятки на одну условную коррупционную сделку, руб.) 9274 4899 10250

Среднегодовой взнос (средние годовые затраты одного потенциального взяткодателя, руб.) 14004 12000 16910

Годовой объем рынка (оценка суммарного оборота коррупционного рынка, млн. руб.) 2056 106,1 1306,3

Для того чтобы определить наиболее коррумпированные сферы жизнедеятельности общества респондентам предлагалось ответить на вопросы: «В какой сфере Вам приходилось давать взятку, неформальное вознаграждение в этом году?».

Результаты опроса показали, что наиболее часты случаи вручения взятки были при решении проблем в сфере здравоохранения (63,9%). Чуть менее четверти (21,5%) прибегали к этому при возникновении спорных вопросов в ГИБДД, а 18,5% сталкивались с подобным в образовательных учреждениях2.

1 Исследования Министерства экономического развития и торговли РФ показали, что по стране данный показатель составлял в 2010 году - 29%, в 2013 году - 24%.

2 Исследование Министерства экономического развития и торговли РФ показали, что в 2015 году наивысшего

уровня «бытовая» коррупция достигает в областях деятельности ГИБДД, высшего профессионального образования, школьного и дошкольного образования, здравоохранения (исследование проводилось Общероссийским общественным фондом «Общественное мнение»).

Также в ходе исследования было определено количество взяток среди опрошенных респондентов в той или иной сфере за календарный год. Исходя из полученных данных наибольшее число случаев пере-

дачи взятки зафиксировано в сфере здравоохранения (103) и ГИБДД (55).

Таблица 3

_Основные сферы рынка бытовой коррупции Мурманской области в 2016 году_

Приходилось да- Средняя сумма одной Количество

вать взятку,% взятки в рублях взяток за год

1) ГИБДД 21,5 3120 58

2) Налоговая служба 1 30000 3

3) Суд, прокуратура 1,5 200000 3

4) Полиция 5 49550 8

5) Здравоохранение 63,9 3260 110

6) Детские дошкольные учреждения 9,9 3025 21

7) Образовательные учреждения 18,5 3620 27

8) Органы местного самоуправления 1 25000 2

9) Органы государственной власти (министерства) 0,5 45000 2

10) Коммунальные службы 8,8 3500 11

11) Социальные службы 4 2500 2

12) Военная сфера 3 60000 12

13) Сфера занятости 1 12500 4

14) Службы регистрации прав собственности 1 1500 2

15) Паспортно-визовая служба 1 5000 2

16) Другие контролирующие и разрешительные органы (природнадзор, санэпиднадзор и т.д.) 0,4 2000 2

Таблица 1

Динамика по основным сферам рынка бытовой коррупции Мурманской области_

Приходилось давать взятку,% Средняя сумма одной взятки в рублях Количество взяток за год

2016 г. 2017 г. 2018 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

1) ГИБДД 24,5 0,4 21,5 2890 5375 3120 55 5 58

2) Налоговая служба 2,0 0,0 1 25000 н/д 30000 6 0 3

3) Суд, прокуратура 2,0 0,4 1,5 150000 4562,5 200000 4 6 3

4) Полиция 4,0 0,0 5 45800 н/д 49550 7 0 8

5) Здравоохранение 67,9 1,1 63,9 3042 2159,1 3260 103 32 110

6) Детские дошкольные учреждения 8,8 0,1 9,9 3050 7500 3025 20 1 21

7) Образовательные учреждения 17,5 0,0 18,5 2780 н/д 3620 29 0 27

8) Органы местного самоуправления 1,0 0,0 1 25000 н/д 25000 3 0 2

9) Органы государственной власти (министерства) 0,5 0,0 0,5 35000 н/д 45000 2 0 2

10) Коммунальные службы 11,5 0,0 8,8 3000 н/д 3500 13 0 11

11) Социальные службы 4,0 0,0 4 2500 н/д 2500 3 0 2

12) Военная сфера 3,0 0,0 3 55000 н/д 60000 15 0 12

13) Сфера занятости 1,0 0,0 1 12500 н/д 12500 5 0 4

14) Службы регистрации прав собственности 1,0 0,0 1 12000 н/д 15000 3 0 2

15) Паспортно-визовая служба 1,0 0,0 1 3000 н/д 5000 4 0 2

16) Другие контролирующие и разрешительные органы (природнадзор, санэпиднадзор и т.д.) 0,4 0,0 0,4 1500 н/д 2000 2 0 2

В рамках исследования жителям Мурманской области было предложено оценить в целом эффективность антикоррупционных мероприятий, проводимых Правительством Мурманской области в 2018 году. Наибольшее количество жителей реги-

она (44%) считают, что эффективность была низкая. Чуть менее трети населения (32,6%) придерживались средней оценки. 13,3% опрошенных поставили высокие оценки. Считая эффективность антикоррупционных мероприятий невысокой, большинство жителей Мурманской области тем не

менее, имеют информацию о таковых мероприятиях: среди этих мер чаще всего называли мероприятия о распространении в СМИ информации о фактах коррупции (57,6%) и работе электронного почтового ящика и телефона доверия (48,2%), третье место в рейтинге заняло размещение в СМИ социальной рекламы против коррупции (43,6%). Более десятой части опрошенных (15,5%) либо не знают вообще ни о каких мероприятиях, либо считают, что все предпринимаемые меры по борьбе с коррупцией не эффективны.

Хотя по оценке эффективности те же факторы и заняли лидирующие позиции, что и в предыдущем вопросе, однако этот показатель снизился: распространение в СМИ информации о фактах коррупции (35,1%) и работа электронного почтового ящика и телефона доверия (25,4%). Увеличилась доля людей (39,4%), которые либо не знают вообще ни о каких мероприятиях, либо считают, что все предпринимаемые меры по борьбе с коррупцией не эффективны.

Большинство жителей Мурманской области, считая эффективность мер по борьбе с коррупцией низкой, склоняются к тому, что для уменьшения количества фактов взяточничества требуется: усиление контроля за действиями чиновников (33,2%), распространение в СМИ информации о фактах коррупции (31,3%) и проведение регулярных проверок работы чиновников (31,5%), а также воспитание общества в духе неприятия коррупции (25,5%).

В ходе исследования была изучена готовность граждан принимать участие в реализации мероприятий антикоррупционной политики, общественного контроля. Опрос показал, что почти три четверти (75,3%) опрошенных ответили, что пока не готовы принимать участие в данных мероприятиях.

Выводы социологического исследования следующие:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) Доля граждан, доверяющих деятельности ИОГВ МО в 2018 году, составляет 55,8% (большая часть этого показателя приходится на ответ «немного доверяю» - 31,6%; еще 19,1% приходится на «доверяю» и 5,1% - на «абсолютно доверяю»). В свою очередь доля предпринимателей, доверяющих деятельности ИОГВ МО, насчитывает 61%.

2) 21,4% опрошенных достаточно хорошо осведомлены о коррупции в регионе, еще 38,1% оценивают свою осведомленность на среднем уровне, т.е. общая осведомленность населения о коррупции находится на среднем уровне и составляет 59,5%. Только 33,2% респондентов утверждают, что уровень их информированности по данному вопросу находится на низком уровне.

3) Основными причинами возникновения коррупции в ИОГВ МО, по результатам опроса физических лиц, являются: нечеткость и противоречивость законов, личные качества чиновников (жадность, аморальность, безответственность), плохая работа правоохранительных органов, слабая судебная система, а также клановость чиновников, их зависимость друг от друга, круговая порука, нечеткость и противоречивость законов. Причины возникновения коррупции, по мнению

предпринимателей - личные качества чиновников, нечеткость и противоречивость законов, клано-вость чиновников, а также плохая работа правоохранительных органов, слабая судебная система.

4) Мнения граждан по поводу эффективности антикоррупционных мероприятий, проводимых Правительством Мурманской области в 2018 году, разделились примерно поровну: 32,6% ответили, что она находится на среднем уровне и выше, с ответом затруднилось 13,3% опрошенных (т.е. уровень эффективности находится на уровне 45,9%, при том, что 44% респондентов считает, что эффективность находится ниже среднего уровня).

5) Определен ряд показателей, характеризующих состояние коррупции в Мурманской области в 2018 году:

- риск коррупции по сравнению с предыдущими годами снизился и составил 15,2% (19,4% в 2016 году);

- спрос на коррупцию несколько снизился. В

2018 году он составил 10,3%, при том, что в начале измеряемого периода, в 2016 году этот показатель составлял 17,9%;

- интенсивность коррупции в 2018 году составила 1,65 на одного взяткодателя, т.е. находится в интервале 1,5-1,7, который практически не менялся в сравнении с предыдущими волнами исследования;

- средний размер взятки по сравнению с 2016 годом повысился и составляет на момент опроса 10250 рублей на одну условную коррупционную сделку (в 2016 году средний размер составлял 9274 рубля, т.е. рост составил 10,5% за последние два года; суммарная инфляция за прошедший период составила 14%, в относительных величинах сумма взятки не изменяется, или даже немного уменьшается);

- среднегодовой взнос (среднегодовые затраты на взятки) в 2018 году увеличился и составил 16910 руб., а в 2016 году данный показатель насчитывал 14004 рублей, т.е. увеличение составило 12%, что немного ниже общего уровня инфляции;

- годовой объем рынка коррупции в Мурманской области на 2018 год составил 1306,3 млн. руб., что ощутимо ниже данных за 2016 год (2056 млн. руб.), т.е. объем рынка коррупции в регионе снизился за прошедший период как в относительных, так и в абсолютных величинах.

Одной из мер по предупреждению коррупции в Мурманской области является представление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки уполномоченными субъектами.

С целью разъяснения отдельных ситуаций, возникающих при заполнении справок, Министерством труда и социальной защиты РФ разработаны Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в

2019 году (за отчетный 2018 год) [8] [13]. Они носят

рекомендательный характер и не являются нормативным правовым актом.

В соответствии с пунктом 25 Указа Президента РФ от 2 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» 3 Министерство труда и социальной защиты РФ осуществляет оказание консультативной и методической помощи в реализации требований федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ о противодействии коррупции, а также уполномочено издавать методические рекомендации другие инструктивно-методические материалы по данным вопросам.

Рассмотрим коротко основные новеллы в Методических рекомендациях по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2019 году (за отчетный 2018 год) [13]. В течение последних лет является устоявшейся практика подготовки Министерством труда и социальной защиты РФ ежегодно обновляемых Методических рекомендаций по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки, направления их в заинтересованные государственные органы и организации, а также размещения на официальном сайте Минтруда России.

Методические рекомендации для применения в ходе декларационной кампании 2019 года (за отчетный 2018 год) подготовлены Министерством при участии Администрации Президента РФ, Центрального банка РФ и согласованы Генеральной прокуратурой РФ. В них отмечено, что представление сведений в случае увольнения в период декларационной кампании не является нарушением (пункт 16). Они дополнены порядком представления уточненных сведений, в частности, в пункте 29 указано, что при уточнении необходимо представлять только ту справку, в которой не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки.

В пунктах 35-37 Методических рекомендаций указано на необходимость представления справок с использованием специального программного обеспечения «Справки БК» в случаях, установленных нормативными правовыми актами РФ.

Методические рекомендации дополнены случаями, когда те или иные денежные средства признаются либо не признаются доходом для целей антикоррупционного законодательства (подпункт 35 пункта 58, подпункт 22 пункта 60 и др.). Уточнены

их положения, касающиеся заполнения сведений о счетах в банках и иных кредитных организациях.

Также в Методических рекомендациях указано, что в подразделе 6.2 необходимо отражать следующую информацию: об обязательствах по договорам страхования жизни на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока либо наступления иного события; об обязательствах по договорам пенсионного страхования; об обязательствах по договорам страхования жизни с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика; о заключенных договорах о брокерском обслуживании; о заключенных договорах на ведение индивидуальных инвестиционных счетов. В этой связи дополнительно отмечается, что письмо Минтруда России от 11 апреля 2018 г. № 18-2/10/В-2575 [8]4 в части, касающейся заполнения справки, фактически утрачивает силу.

В 2018 году Министерством юстиции Мурманской области организован и проведен семинар по обзору основных ошибок, допускаемых при заполнении справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (на основе проверок сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проведенных Министерством юстиции Мурманской области в 2017 году, а также анализа сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 20142016 годы, с учетом Методических рекомендаций по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки для декларационной кампании 2018 года, подготовленных Министерством труда и социальной защиты РФ) [13].

Рассмотрим особенности заполнения титульного листа справки.

Типичная ошибка: удаление в справке подстрочного текста и ссылок.

Рекомендации: формы справки утверждена Указом Президента РФ от 23.06.2014 г. № 460 [3] и в случае удаления подстрочного текста и ссылок изменяется установленная форма.

При заполнении справки можно пользоваться специальным программным обеспечением «СПРАВКИ БК», размещенным на официальном сайте Президента РФ и на официальном сайте Федеральной государственной информационной системы «Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы РФ» или заполнять справку при помощи текстовых редакторов без изменения утвержденной формы.

3 Указ Президента РФ от 02.04.2013 г. № 309 (ред. от 30.10.2018 г.) «О мерах по реализации отдельных поло-

жений Федерального закона «О противодействии коррупции» (вместе с «Положением о порядке направления запросов в Федеральную службу по финансовому мониторингу при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции») // Российская газета, N 72, 04.04.2013

4 Письмо Минтруда России от 11.04.2018 г. № 18-2/10/В-2575 «Об исключении нарушения запретов, установленных антикоррупционным законодательством для отдельных категорий лиц, при открытии таким лицам индивидуального инвестиционного счета»

При заполнении титульного листа справки рекомендуется обратить внимание на следующее: фамилия, имя и отчество гражданина, служащего (работника), представляющего сведения, его супруги и несовершеннолетнего ребенка указываются (в именительном падеже) полностью, без сокращений в соответствии с документом, удостоверяющим личность. Серия свидетельства о рождении указывается по формату: римские цифры - в латинской раскладке клавиатуры, русские буквы - в русской; дата рождения указывается в соответствии с записью в документе, удостоверяющем личность; место службы (работы) и замещаемая (занимаемая) должность указываются в соответствии с приказом о назначении и служебным контрактом (трудовым договором). В случае, если в период представления сведений наименование замещаемой (занимаемой) должности изменилось, то указывается должность, замещаемая (занимаемая) 31 декабря отчетного года. При заполнении справки гражданином, не осуществляющим трудовую деятельность, в графе место службы (работы) указывается: «временно неработающий, претендующий на замещение «наименование должности». При представлении сведений в отношении лиц, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней, в графе «род занятий» рекомендуется указывать «безработный»; в случае, если лицо не имеет работу и заработок и при этом не зарегистрировано в органах службы занятости, то в графе «род занятий» рекомендуется указывать «временно неработающий» или «домохозяйка» («домохозяин»); при наличии нескольких мест работы на титульном листе обязательно указывается основное место работы, т.е. организация, в которой находится трудовая книжка. Рекомендуется указать и иные места работы. При заполнении справки лицом, только выполняющим работы и (или) оказывающим услуги на основании договоров гражданско-правового характера (самозанятые граждане, работающие без трудовой книжки), рекомендуется указывать «выполнение работ (оказание услуг) в сфере (указывается наименование соответствующей сферы); адрес места регистрации указывается по состоянию на дату представления справки на основании записи в паспорте или ином документе, подтверждающем регистрацию по месту жительства (наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома и квартиры, почтовый индекс). При наличии временной регистрации ее адрес указывается в скобках. При отсутствии постоянной регистрации указывается временная (по паспорту). В случае, если служащий (работник), гражданин, член семьи не проживает по адресу места регистрации, в скобках указывается адрес фактического проживания.

При заполнении раздела 1 «Сведения о доходах», доходы следует указывать в более широком понятии, чем они определены в ст. 41 Налогового кодекса РФ [1]. Полученные доходы, в том числе по основному месту работы, указываются без вычета налога на доходы физических лиц.

1. Доход по основному месту работы.

В данной строке указывается доход, полученный служащим (работником) в том государственном органе (организации), в котором он замещает должность в период представления сведений. Указанию подлежит общая сумма дохода, содержащаяся в справке по форме 2-НДФЛ, выдаваемой по месту службы (работы).

Типичная ошибка: доход по предыдущему месту работы (в случае смены места работы в отчетном периоде) и по настоящему месту работы суммируется и указывается только в графе «Доход по основному месту работы».

Рекомендации: в случае, если в отчетном периоде произошла смена основного места работы, то доход, полученный по предыдущему месту работы, указывается в строке «иные доходы». При этом в графе «вид дохода» указывается предыдущее место работы.

2. Доход от педагогической и научной деятельности.

Типичные ошибки:

1) Не указывается полученный доход от данного вида деятельности.

Рекомендации: при наличии дохода от педагогической и научной деятельности его в обязательном порядке следует указывать в справке.

2) При наличии дохода от педагогической (научной) деятельности отсутствует уведомление о выполнении иной оплачиваемой работы.

Рекомендации: госслужащий обязан заранее уведомить представителя нанимателя о намерении выполнять иную оплачиваемую деятельность. При этом следует учитывать, что выполнение указанной работы осуществляется в свободное от государственной гражданской службы время и не должно повлечь за собой конфликта интересов.

3. Доход от вкладов в банках и иных кредитных организациях

Типичная ошибка: в справке указаны счета в банках, однако возможный доход (в том случае, если он имеется в наличии) от вкладов в разделе 1 «Сведения о доходах» не отражен.

Рекомендации: для отражения полных сведений о доходах необходимо запросить справки из всех банков, в которых открыты счета, и сумму полученных процентов по вкладам отразить в этом разделе.

Особенно обратить внимание следует на указание дохода по вкладу «универсальный» с низкой процентной ставкой. Даже доход в 1 копейку по такому счету необходимо указать в справке.

4. Иные доходы.

В данной строке указываются доходы, которые не были отражены в строках 1 - 5 справки.

Открытый перечень доходов, который следует указывать в данном подразделе, содержится в Методических рекомендациях по вопросам представления сведений и заполнения соответствующей формы справки, разработанных Министерством труда и социальной защиты РФ.

Типичные ошибки:

1) Округление суммы полученного дохода, указание дохода без копеек.

Рекомендации: раздел необходимо заполнять в соответствии с документами о полученном доходе с указанием точных сумм.

2) Не указан доход в качестве пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Рекомендации: данные пособия не облагаются налогом и не включаются в справку 2-НДФЛ. Для представления полных сведений о доходах необходимо взять справку из фонда социального страхования и отразить в справке суммы всех полученных пособий.

3) Не указан доход в виде денежных выплат к почетным грамотам и наградам; полученный от реализации недвижимого имущества, транспортных средств и иного имущества; полученный при расторжении договоров страхования и возврата части внесенных денежных средств.

Рекомендации: для указания достоверных сведений необходимо обращаться за получением информации о полученном доходе в организацию, с которой был заключен договор. Сумма дохода указывается без вычета налога на доходы на доходы физических лиц.

Рассмотрим отдельные особенности заполнения раздела 2 «Сведения о расходах».

Непредоставление сведений о расходах в случаях, когда возникают правовые основания, однозначно является правонарушением.

При совершении крупной сделки (приобретение земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) обязательно необходимо проверить, превышает ли сумма сделки совокупный доход за три последних года, предшествующих отчетному периоду.

Типичные ошибки:

1) В графе «Источник получения средств, за счет которых приобретено имущество» не указан размер полученного дохода по каждому источнику получения средств.

Рекомендации: при заполнении раздела необходимо указывать сам источник средств, за счет которых приобретено имущество, и суммы этих средств по каждому источнику.

2) В графе «Источник получения средств, за счет которых приобретено имущество» указаны средства, полученные в дар, которые не были отражены в разделе 1 «Сведения о доходах».

Рекомендации: в разделе 1 «Сведения о доходах» необходимо отражать доход, в том числе и денежные средства, полученные от родственников (за исключением супруг (супругов) и несовершеннолетних детей) и третьих лиц на невозвратной основе.

Изложенное позволяет сделать вывод, что важнейшей частью успешного развития Мурманской

области выступает эффективная система государственного управления, одним из элементов которой выступает антикоррупционная политика региона. Министерство юстиции Мурманской области - орган, уполномоченный в сфере реализации антикоррупционной политики в Мурманской области. Во всех ИОГВ МО созданы подразделения или определены должностные лица кадровых служб, ответственные за направление работы по профилактике коррупционных правонарушений.

Одним из важнейших нормативных актов в анализируемом направлении является Региональный план, утвержденный постановлением Правительства Мурманской области от 20.02.2018 г. №76-ПП «Об утверждении плана основных мероприятий по противодействию коррупции в Мурманской области на 2018 - 2020 годы». Этот документ разработан в целях исполнения Национального плана противодействия коррупции на 20182020 годы, утвержденного Указом Президента РФ от 29.06.2018 г. № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы».

План включает в себя 8 основных блоков, преимущественно касающихся деятельности Министерства юстиции Мурманской области.

1. Организационные мероприятия.

2. Противодействие коррупции при прохождении государственной гражданской службы Мурманской области.

3. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов.

4. Антикоррупционный мониторинг в Мурманской области.

5. Привлечение граждан и институтов гражданского общества к реализации антикоррупционной политики в Мурманской области.

6. Антикоррупционная пропаганда, формирование в обществе нетерпимого отношения к проявлениям коррупции и информационное обеспечение реализации антикоррупционной политики в Мурманской области.

7. Антикоррупционное образование.

8. Оказание содействия ОМСУ МО в реализации антикоррупционной политики.

В работе проанализированы отдельные результаты проведенного в 2018 г. социологического исследования состояния коррупции в Мурманской области в рамках регионального антикоррупционного мониторинга, выполненного во исполнение требований подпункта «а» пункта 3 раздела I Национального плана. Материалы социологического исследования размещены на сайте Правительства Мурманской области.

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 25.12.2018 г.) // Российская газета, N 148-149, 06.08.1998.

2. Указ Президента РФ от 29.06.2018 г. № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы» // Собрание законодательства РФ. 2018. N 27. Ст. 4038.

3. Указ Президента РФ от 23.06.2014 г. № 460 (ред. от 09.10.2017 г.) «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 26 (часть II). Ст. 3520.

4. Указ Президента РФ от 02.04.2013 г. № 309 (ред. от 30.10.2018 г.) «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» // Российская газета, N 72, 04.04.2013

5. Закон Мурманской области от 26.10.2007 г. N 898-01-ЗМО «О противодействии коррупции в Мурманской области» (ред. от 08.05.2018 г.) // Мурманский Вестник, N 208, 01.11.2007, с. 6.

6. Постановление Губернатора Мурманской области от 23.11.2018 г. № 141-ПГ «Об утверждении Плана-графика антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Мурманской области на 2019 год» [Электронный ресурс] Режим доступа: Электронный бюллетень Правительства Мурманской области http://www.gov-murman.ru

7. Постановление Правительства Мурманской области от 15.04.2019 г. N 164-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Мурманской области от 20.02.2018 г. № 76-ПП» [Электронный ресурс] Режим доступа: Официальный интернет-портал правовой информации URL: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/51002 01904180004?index=0&range Size= 1

8. Постановление Правительства Мурманской области от 20.02.2018 г. № 76-ПП (ред. от 15.04.2019 г.) «Об утверждении Плана основных мероприятий по противодействию коррупции в Мурманской области на 2018 - 2020 годы» [Электронный ресурс] Режим доступа: Электронный бюллетень Правительства Мурманской области URL: http://www.gov-murman.ru

9. Постановление Правительства Мурманской области от 29.05.2009 г. № 229-ПП «Об утверждении Положения о Министерстве юстиции Мурманской области» (ред. от 08.05.2019 г.) // Мурманский Вестник, N 103, 10.06.2009, с. 4.

10. Письмо Минтруда России от 11.04.2018 г. № 18-2/10/В-2575 «Об исключении нарушения запретов, установленных антикоррупционным законодательством для отдельных категорий лиц, при открытии таким лицам индивидуального инвестиционного счета» [Электронный ресурс] Режим доступа: Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты

https://rosmintrud.ru/ministry/programms/anticorrupti on/9

11. Информация об исполнении в 2018 году Плана основных мероприятий по противодействию коррупции в Мурманской области на 2018-2020 годы (утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 20.02.2018 г. № 76-ПП (в ред. от 31.07.2018 г.) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://gov-murman.ru/upload/iblock/18b/otchet_plan_2018_2020 .pdf

12. Материалы семинара Министерства юстиции Мурманской области по обзору основных ошибок, допускаемых при заполнении справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера [Электронный ресурс] Режим доступа: Официальный сайт Министерства юстиции Мурманской области https://minjust.gov-murman.ru/areas-of-activity/antikor/ak-minjust/goverement.php

13. Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2019 году (за отчетный 2018 год) [Электронный ресурс] Режим доступа: Официальный сайт Министерства юстиции РФ https://minjust.ru/ru/node/226798

14. Основные новеллы в Методических рекомендациях по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2019 году (за отчетный 2018 год) [Электронный ресурс] Режим доступа: Официальный сайт Министерства юстиции РФ https://minjust.ru/ru/node/226798

15. Проведение исследования коррупции в Мурманской области социологическими методами в рамках регионального антикоррупционного мониторинга: отчет о работе, контракт от 04.09.2018 г. № 21-МЮ/2018, Мурманск, 2018 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://gov-murman.ru/upload/iblock/63b/Otchet-Murmanskaya-oblast-2018.pdf

16. Рашева, Н.Ю. Правовое обеспечение противодействия коррупции и деятельность вузов (на примере кафедры гражданского права) / Н.Ю. Ра-шева // Юридическая наука: история и современность. 2013. № 10. С. 89-96.

17. Рашева, Н.Ю. Федеральные государственные образовательные стандарты как элемент антикоррупционной политики / Н.Ю. Рашева // Advances in Law Studies. 2016. Т. 4. № 3. С. 112-117.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.