Например, С.Л. Рубинштейн определяет «познавательную активность, как проявление умственных способностей субъекта познания» [11, С. 712].
По определению P.A. Низамова это такое состояние, в котором прослеживается воля к усиленной познавательной работе личности [8, С. 62].
H.Ф. Добрынин предлагает следующее определение для познавательной активности — это избирательная направленность активного внимания человека [3, С. 295].
Андронова О.В. выделяет в структуре познавательной активности два основных аспекта:
I. Деятельностный аспект - обеспечивает функционирование познавательных процессов, где ведущую роль занимает мышление.
2. Личностный аспект - это интересы человека в познании окружающего мира и самого себя [1].
Как утверждает Зеленина Е.Б. познавательная активность выражается во внутренней мыслительной активности, в желании и воле к обучению, в преодолении трудностей и приложении максимальных усилий в умственной работе на пути приобретения новых знаний и умений [4].
Подытоживая все вышесказанное можно сделать вывод о том, что интерактивные методы обучения в силу своей широкой базы и высокого уровня вариативности насчитывают большое количество различных классификаций и рекомендаций по использованию. Но даже несмотря на большое количество классификаций и существование большого перечня форм интерактивных методик их количество, равно как и способы применения, не ограничены. Право на модификацию, комбинирование и использование той или иной методики остается за учителем, который выбирает интерактивную методику в соответствии с поставленной целью и задачи перед конкретным уроком для извлечения наибольшей эффективности.
Выводы. Таким образом, интерактивные методы обучения способствуют более прочному усвоению знаний; а так же способствует развитию аналитического мышления, делает учебную деятельность для учащихся более привлекательной, которые основаны на постоянных трудностях; они ориентируют на комплексное использование знаний.
Литература:
1. Андронова, О.В. Формирование познавательной активности учащихся как условие развития личности, способной к самопознанию и самореализации [Электронный ресурс] / О.В. Андронова. - Режим доступа: http://www.anglyaz.ru/katalogstatey/98-obschayainfa/articles/299-poznact.html (дата обращения: 28.09.2023)
2. Анисимов, О.С. Развивающие игры. Игротехника. Методология: в 2 т. Т. 1 / О.С. Анисимов. - М., 2006. -С. 365-417
3. Добрынин, Н.Ф. Возрастная психология: Курс лекций / Н.Ф. Добрынин, A.M. Бардиан, Н.В. Лаврова. - Москва: Просвещение, 1965. -295 с.
4. Зеленина, Е.Б. Развитие познавательной активности школьников: педагогическая тактика и стратегия реализации ФГОС в основной школе [Электронный ресурс] / Е. Б. Зеленина. - Режим доступа: https://sites.google.com/site/teachprim/arhiv-zurnala/vypusk-5/razvitiepoznavatelnoj-aktivnosti-skolnikov (дата обращения: 25.10.2023)
5. Князев, Е.А. Педагогическая система В.А. Сухомлинского/ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rossasia.sibro.ru/voshod/article/45479 (дата обращения: 19.10.2023)
6. Крамаренко, С.Г. Интерактивные техники обучения истории как средство развития творческого потенциала учащихся / С.Г. Крамаренко // Открытый урок. -2017. -№5. - С. 13-18
7. Немцева, В.А. Реализация интерактивных методов обучения на уроках истории / В.А. Немцева // Преподавание Истории. - 2019. - № 2. - С. 15-25
8. Низамов, P.A. Активизация учебной деятельности учащихся / P.A. Низамов. - Казань: Татар, кн. изд-во, 1989.-62 с.
9. Пакало, А.И. Применение интерактивных методов обучения, как условие повышения мотивации школьников к изучению истории [Электронный ресурс] / А.И. Пакало. - Режим доступа: https://ai.pakalo.name/nauchno-metodicheskaja-dejatelnost/primenenie-interaktivnykh-metodov/ (дата обращения: 05.10.2023)
10. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. - М.: Изд. Центр «Академия», 2008. - 176 с.
11. Решетова, А.П. Интерактивное обучение на уроках истории / А.П. Решетова // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2019. - № 2. - С. 9-19
12. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 712 с.
13. Ставицкая, М.И. Технология интерактивного обучения / М.И. Ставицкая. - Режим доступа: http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/168-metodicheskaya-rabota/1465-texnologiya-interaktivnogo-obucheniya (дата обращения: 29.09.2023).
Педагогика
УДК 371.044.2
кандидат психологических наук, доцент Гуцу Елена Геннадьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Арусланова Светлана Игоревна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Рунова Татьяна Александровна Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Нижегородский институт развития образования» (г. Нижний Новгород)
ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье обсуждается проблема развития адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста. На основе теоретического анализа психологических исследований выявлена роль самооценки в становлении личности ребенка, успешности в обучении, построении отношений со взрослыми и сверстниками, эмоционального благополучия. Учебная деятельность рассматривается как наиболее благоприятная для формирования самооценки у младших школьников. Для
выявления возможностей целенаправленного формирования адекватной самооценки у учащихся начальной школы авторами предпринято собственное исследование. В ходе констатирующего этапа было выявлено, что только половина детей, принявших участие в исследовании, продемонстрировали адекватный уровень самооценки. Более трети младших школьников имеют заниженную самооценку. С помощью корреляционного анализа была выявлена положительная взаимосвязь самооценки с мотивацией и комфортностью и отрицательная связь самооценки с уровнем тревожности и дезадаптации. Авторами разработана и апробирована программа, направленная на развитие самооценки у детей 8-9 лет. Эффективность программы подтверждена на основе сопоставления данных стартовой и итоговой диагностики. Результаты исследования могут быть полезны учителям, психологам, педагогам дополнительного образования, работающим с детьми данной возрастной группы.
Ключевые слова: младший школьник, учебная деятельность, самооценка, адекватная самооценка, формирование самооценки.
Annotation. The article discusses the problem of developing adequate self-esteem in children of primary school age. Based on a theoretical analysis of psychological research, the role of self-esteem in the development of a child's personality, success in learning, building relationships with adults and peers, and emotional well-being has been identified. Educational activities are considered as the most favorable for the formation of self-esteem in younger schoolchildren. To identify the possibilities of purposefully forming adequate self-esteem among elementary school students, the authors undertook their own research. During the ascertaining stage, it was revealed that only half of the children who took part in the study demonstrated an adequate level of self-esteem. More than a third of junior schoolchildren have low self-esteem. Using correlation analysis, a positive relationship between self-esteem and motivation and comfort and a negative relationship between self-esteem and the level of anxiety and maladjustment were identified. The authors developed and tested a program aimed at developing self-esteem in children aged 8-9 years. The effectiveness of the program was confirmed by comparing data from the ascertaining and control stages of the study. The results of the study may be useful to teachers, psychologists, and additional education teachers working with children of this age group.
Key worafc:junior schoolchild, educational activities, self-esteem, adequate self-esteem, formation of self-esteem.
Введение. Значимым моментом модернизации отечественной системы образования является введение новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Их существенной характеристикой является пересмотр целевых ориентиров, задавших новый стандарт качества образования. В качестве главного образовательного результата теперь рассматривается не сумма знаний, умений, навыков, а развитие целостной личности ребенка, что закреплено в метапредметных результатах обучения и воспитания. Ребенок выступает не как объект применения обучающих и воспитательных воздействий, а как полноправный субъект учебной деятельности.
Субъектность ребенка в обучении проявляется в его активности на всех этапах учебной деятельности: целевом, операциональном, контрольно-оценочном. Многими исследователям отмечается, что системообразующим ядром личности является самооценка. Она позволяет ребенку критично и объективно оценивать результаты своей деятельности, отделять область знания от области незнания, объективно определять свои успехи и затруднения. Все это является отправным моментом для постановки целей и выбора средств их достижения [10].
Младший школьный возраст является сензитивным для развития самооценки ребенка, поскольку в качестве ведущей начинает формироваться учебная деятельность. Именно она задает четкие нормативные критерии для оценивания своей деятельности и личности в целом, «разворачивает» ребенка на самого себя [5]. Поэтому в нашем исследовании рассмотрим возможности формирования адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста в учебной деятельности.
Изложение основного материала статьи. Проблема самооценки, определение ее понятия и структуры, факторов и условий развития является одной из самых обсуждаемых в психологической науке, как в нашей стране, так и за рубежом. Различные аспекты самооценки изучали Берне Р., Божович Л.И., Выготский Л.С., Захарова А.В., Леонтьев А.Н., Липкина А.И., Лисина М.И., Лурия А.Р., Эльконин Д.Б. и многие другие.
Обобщая многочисленные исследования можно определить самооценку как системное личностное образование, являющееся центральным компонентом самосознания. Самооценка проявляется в способности оценивать себя, собственные способности, возможности, личные свойства, преимущества и недостатки, места в социуме. Самооценка начинает развиваться еще в дошкольном детстве. В этот период ее становление находится под влиянием общения со значимыми взрослыми, прежде всего, с родителями, ее особенностями является отражение оценочных суждений взрослых, недифференцированность, и, чаще всего, завышенный характер [11].
С переходом от дошкольного к младшему школьному возрасту в развитии самооценки происходит качественный скачок. С одной стороны, уровень самооценки еще во многом определяется особенностями общения с родителями [17], с другой, решающее значение для ее формирования начинает оказывать общение с учителем, его оценочная деятельность [4]. Учебная деятельность задает четкие нормативные требования, которые могут применяться для оценки своей деятельности и поведения, поэтому самооценка младших школьников становится дифференцированной, содержательной и достаточно устойчивой [5].
Между тем, в младшем школьном возрасте встречаются все виды самооценок: устойчивая завышенная или заниженная, неустойчивая завышенная или заниженная, адекватная устойчивая или неустойчивая, кроме того, в начале и конце возрастного этапа можно выделить существенные различия в значимых характеристиках самооценки. Так, в исследовании Э.В. Витушкиной и Т.В. Кружилиной выявлено, что у детей 6-7 лет преобладает неадекватная завышенная самооценка, т.к. на ее формирование оказывает влияние общее представление ребенка о себе как о «хорошем» [3]. Самооценка ребенка 9-10 лет более конкретна, объективна и устойчива [7].
В психологических исследованиях выявлена взаимосвязь преобладающего вида самооценки с успешностью адаптации ребенка к школе [4], положением в группе сверстников [7], успешностью в обучении [8]. Отмечается, что дети с адекватной самооценкой доброжелательны, активны, общительны, у них отсутствует тревожность и агрессия.
Анализ прикладных исследований позволяет выделить наиболее эффективные методы и приемы развития самооценки у детей младшего школьного возраста в учебной деятельности: «создание портфолио достижений» (Топилина И.И. [15]); «обсуждение сказок по проблемным моментам» (Бреева С.Ю. [2]), «построение театрализованной игры» (Скурятина Е.И. [13]); «сюжетно-ролевая игра» (Колесова О.В. [10], Чернявская B.C. [16], Абдрахманова О.Б. [1]), «знаковые внешние приёмы» (Лицегевич Н.Н. [12], Галкина А.В. [6]), «дидактические игры» (Абдрахманова О.Б. и Скрипачева Е.Н. [1]); «создание ситуации успеха» (Браун Г. и Харрис Л. [18]); «рефлексия» (Столярова С.С. [14], Калашникова В.Н. [9]), «оценка не отметка» (Галкина А.В. [6]). Данные приёмы не только снимают тревожность, повышают комфортность, интерес, мотивацию к учебной деятельности, но и позволяют развивать самооценку младшего школьника, что прямо влияет на улучшение адаптации к школе.
Проведенный анализ психологических исследований по проблеме позволил определить подходы к собственному исследованию, целью которого было изучение возможностей целенаправленного формирования адекватной самооценки у
детей младшего школьного возраста в учебной деятельности. В исследовании приняли участие 72 школьника в возрасте от 8 до 9 лет, учащиеся вторых классов.
Исследование проводилось в три этапа:
I этап - констатирующий. Цель - выявление исходного уровня развития самооценки у младших школьников.
II этап - формирующий. Цель - разработка и апробация системы работы, направленной на формирование формирования адекватной самооценки у детей в учебной деятельности.
III этап - контрольный. Цель - выявление эффективности проведенной работы.
На первом (констатирующем) этапе решались следующие задачи:
1. Выявление преобладающего вида самооценки у детей 8-9 лет.
2. Выявление факторов стало выявление факторов и условий, влияющих на развитие самооценки в учебной деятельности младших школьников.
Для решения первой задачи был составлен диагностический комплекс, направленный на определение актуального уровня развития самооценки у детей 8-9 лет. К данный комплекс вошли следующие методики: методика В.Г. Щур «Лесенка», методика М. Кун (в модификации Т.В. Румянцевой) «Какой я?», методика А.И. Липкиной «Три оценки». Обобщенные данные, полученные в исследовании, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Обобщенные результаты исследования уровня самооценки второклассников (п=72, в %)
Вид самооценки Методика Средние значения
«Три оценки» «Какой Я» «Лесенка»
Адекватная 51,39 51,39 51,39 51,39
Завышенная 15,28 12,50 16,67 14,81
Заниженная 33,33 36,11 31,94 33,80
Полученные данные позволяют констатировать следующее.
1. Адекватной самооценкой в исследуемой выборке обладает только половина детей (51,39%). Эти дети адекватно воспринимают себя, в основном удовлетворены собой, могут посмотреть на себя со стороны.
2. Более трети детей (33,8%) имеют неадекватную заниженную самооценку. Такие дети не верят в свои силы, не понимают своих сильных качеств, даже обладая определенными способностями, они часто необоснованно недооценивают
3. 14,81% второклассников, принявших участие в исследовании, продемонстрировали неадекватную завышенную самооценку. Дети данной группы склонны переоценивать свои возможности, не могут оценивать себя критично, при этом часто занижают успехи сверстников.
При решении второй задачи мы исходили из того, что нарушения школьной самооценки проявляются на трех уровнях: социальном (педагогическом) уровне, психологическом уровне и физиологическом уровне. Поэтому были исследованы: уровень школьной мотивации, уровень тревожности, уровень комфортности, кроме того для обоснования связи между самооценкой и успешностью учебной деятельности, проанализирована социально-психологическая адаптация второклассников. В диагностический комплекс вошли следующие методики: методика «Оценка уровня школьной мотивации» (Н.Г. Лусканова), для выявления связи мотивации и самооценки в учебной деятельности; диагностика школьной тревожности A.M. Прихожан, для выявления связи тревожности и самооценки в учебной деятельности; методика Кореневской В.А., проективный рисуночный тест «Я в школе» на выявление психологической комфортности и выявления связи комфортности и самооценки в учебной деятельности; опросник дезадаптации (методика Л.М. Ковалёвой и Н.Н. Тарасенко), для выявления связи адаптации и самооценки в учебной деятельности.
Результаты исследования показали, что до 20% второклассников имеют серьезную и критическую степень дезадаптации, что сопровождается низкой школьной мотивацией (39%), повышенным уровнем тревожности (76%), нарушением комфорта (56%).
Для выявления характера связи самооценки и факторов учебной деятельности был применен критерий Спирмена. В результате анализа выявились следующие значимые корреляции: выявлена противоположная зависимость вида самооценки с уровнем тревожности (г = -0,24; р <0,05) и с уровнем дезадаптации (г = -0,41; р <0,05). Проведенный корреляционный анализ показал положительную связь самооценки с мотивацией и комфортностью. Младшие школьники с адекватной и высокой самооценкой демонстрируют высокий уровень эмоционального благополучия, у них стабильное настроение, они не склонны вступать в конфликты, общительны, доброжелательны, не склонны к проявлению агрессии. Младшие школьники с заниженной и низкой самооценкой эмоционально не стабильны, неадекватно реагируют на малейшие неудачи, не умеют выстраивать отношения с одноклассниками, часто проявляют агрессию. Проведенный корреляционный анализ показал отрицательную связь самооценки с школьной тревожностью.
Полученные данные показали необходимость специальной психолого-педагогической работы, направленной на развитие адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста.
На втором этапе была разработана и апробирована система работы, направленная на развитие адекватной самооценки детей 8-9 лет в учебной деятельности.
Разработанная программа направлена на решение трех групп задач:
1. коррекционные (снижение уровня тревожности, изменение отношения к себе на позитивное, преодоление внутренней изоляции);
2. развивающие (развитие навыков общения, уверенности в себе, инициативности);
3. профилактические (профилактика тревожности, неадекватности самооценки, дезадаптации, агрессивности).
Разработанная и реализованная нами программа включает в себя 10 тем (46 часов), которые были встроены в учебный
процесс (проводились в начале урока, в середине или в конце), при этом не занимая существенного времени от школьной программы, не отрывая, а напротив вовлекая младших школьников в учебный процесс. Каждый уровень предлагаемой программы направлен на развитие соответствующей функции, которую выполняет самооценка:
1 уровень предполагает развитие защитной функции самооценки, которая обеспечивает ребенку относительную стабильность в группе сверстников и позволяет чувствовать себя автономной личностью;
2 уровень направлен на развитие регуляторной функции самооценки, позволяющей ребенку решать вопросы личностного выбора;
3 уровень направлен на формирование функции развития. Данная функция самооценки является основой для развития личности младшего школьника.
В сокращенной виде программа представлена в таблице 2.
Таблица 2
Программа формирования адекватного уровня самооценки учебной деятельности младших школьников
Уровень Цели уровня Инструментарий Темы мероприятия
1 Развитие представлений о значимости своей деятельности, о своем месте в классе, школе, в целом в обществе. Театрализованные игры; дидактические игры; обсуждение сказок по проблемным моментам. Построение театрализованной игры.
Комплекс дидактических игр.
Анализ сказок по выработке навыков адаптации к учебной деятельности.
Анализ сказок по повышению школьной мотивации.
Анализ сказок по формированию взаимоотношений между детьми.
2. Развитие способностей оценивания себя, выстраивания оценки собственных качеств, формирования оценки собственных достоинств и выявления недостатков. Сюжетно-ролевые игры; портфолио достижений; языковой портфель. Сюжетно-ролевая игра для формирования способностей оценивания себя и сверстников.
Создание портфолио достижений.
Создание ситуации успеха с использованием языкового портфеля.
3. Закрепление выстроенной системы по формированию самооценки и развитие навыков выражения важности своей личности в классе, в обществе, формирование умения понимать состояние других. Создание ситуации успеха, через оказание скрытой помощи; рефлексия по итогам каждого урока. Создание ситуации успеха через вербальную оценку, оказание скрытой помощи и авансирование успеха.
Формирование умений адекватно оценивать свои учебные достижения через рефлексию.
На третьем (контрольном) этапе исследования с целью выявления эффективности предложенной программы, была проведена повторная диагностика уровня самооценки у детей. Полученные результаты отражены в таблице 3.
Таблица 3
Обобщенные результаты исследования уровня самооценки второклассников до и после формирующего
эксперимента (п=72, в средних значениях, %)
Вид самооценки До формирующего эксперимента После формирующего эксперимента
Завышенная 14,81 11,04
Адекватная 51,39 73,27
Заниженная 33,80 15,69
На основе сопоставления данных входной и итоговой диагностики можно увидеть увеличение количества детей с адекватной самооценкой (с 51,39% до 73,27%) и уменьшение количества детей с неадекватной заниженной (с 33,80 до 15,69) и неадекватно самооценкой завышенной (с 14,81% до 11,04%) самооценкой.
Выводы. Таким образом, полученные в ходе контрольного этапа эмпирические данные позволяют утверждать, что разработанная программа эффективна для формирования адекватной самооценки у младших школьников в учебной деятельности. Результаты исследования показывают, что предложенные приемы и инструменты развития самооценки на школьных уроках действительно способствуют развитию самооценки. Разработанная и реализованная в ходе исследования программа может быть использована педагогами, психологами, родителями в процессе работы, направленной на формирование самооценки младших школьников в учебной деятельности.
Литература:
1. Абдрахманова, О.Б. Формирование адекватной самооценки у младших школьников - один из важнейших этапов учебной деятельности / О.Б. Абдрахманова, E.H. Скрипачева // В сборнике: Сборник научных статей. Москва. - 2020. -С. 9-20
2. Бреева, С.Ю. Формирование самооценки младшего школьника в учебной деятельности / С.Ю. Бреева // В сборнике: Актуальные проблемы дошкольного и начального образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Саратов, 2022. - С. 43-49
3. Витушкина, Э.В. Особенности формирования самооценки младших школьников как основы достижения личностного результата образования / Э.В. Витушкина, Т.В. Кружилина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 3. - С. 48-59
4. Волчегорская, Е.Ю. Работа учителя по профилактике кибербуллинга в начальной школе / Е.Ю. Волчерогская, М.В. Жукова,К.И. Шишкина,Е.В. Фролова//Вестник Мининскогоуниверситета. -2023. - Т. 11. -№3. - С. 8.
5. Выготский, Л.С. Детская психология / Л.С. Выготский. - М.: Владос, 2019. - 464 с.
6. Галкина, A.B. Психолого-педагогическая работа по развитию самооценки младших школьников в учебной деятельности / A.B. Галкина // тезисы III Международной студенческой научно-практической конференции: в 2 т. - Москва, 2020.-С. 102-106
7. Гуцу, Е.Г. Влияние детско-родительских отношений на общение младших школьников со сверстниками: Дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / Е.Г. Гуцу. -Н. Новгород, 1997.
8. Зайцева, С.А. Изучение влияния самооценки младших школьников на академическую успеваемость / С.А. Зайцева, A.A. Смирнова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-3. - С. 467-469
9. Калашникова, В.Н. Формирование адекватной самооценки учебной деятельности младшего школьника при использовании деятельностного метода обучения / В.Н. Калашникова // Молодой ученый. - 2018. - № 6 (192). - С. 173-175
10. Колесова, О.В. Современные подходы к формированию самооценки у детей младшего школьного возраста / О.В. Колесова, С.А. Зайцева, Н.В. Захарычева // Карельский научный журнал. - 2021. - Т. 10. - № 1(34). - С. 24-28
11. Лисина, М.И. Психология самопознания у дошкольника / М.И Лисина, А.И. Сильверстру. - Кишинев: Штиинца, 1983.- 110 с.
12. Лицегевич, H.H. Формирование навыков самоконтроля и самооценки младших школьников / H.H. Лицегевич // Вестник Науки и Творчества.-2018. - № 12(36). - С. 45-48
13. Скурятина, Е.И Формирование самооценки младшего школьника как механизма саморегуляции учебной деятельности / Е.И. Скурятина // Сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа, 2022. -С. 215-218
14. Столярова, С.С. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях введения ФГОС: учебно-методическое пособие для общеобразовательных школ / С.С. Столярова. -2013. - 153 с.
15. Топилина, И.И. Факторы и условия формирования познавательной самооценки младших школьников / И.И. Топилина // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - №2 (69). - С. 220-222
16. Чернявская, B.C. Опыт исследования сюжетно-ролевой'игры у дошкольников / B.C. Чернявская, О.С. Ахмадаллина //Концепт. -2016. -№ 1. - С. 215-220
17. Чжан, Ш. Традиционное семейное воспитание в Китае / Ш. Чжан // Вестник Мининского университета. - 2023. -Т. 11. - №1. - С. 6. DOI: 10.26795/2307-1281-2023-11-1-6
18. Brown, G.T. Student self-assessment, in Sage Handbook of Research on Classroom Assessment / G.T. Brown. - Eos Angeles, CA: Sage, 2019. - P. 367-393
Педагогика
УДК 372.881.111.1
старший преподаватель Даниленко Алексей Сергеевич
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Красноярск); доктор педагогических наук, профессор Шершнева Виктория Анатольевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Красноярск); старший преподаватель Курбатова Екатерина Александровна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Красноярск)
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО СЛОВАРЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ
ПОДГОТОВКИ
Аннотация. Данная статья посвящена проблеме проектирования электронного словаря для использования при обучении иностранному языку студентов технических направлений подготовки. Обоснована важность использования электронного словаря студентами в процессе освоения иностранного языка. Были рассмотрены различные варианты определения словаря. Помимо этого, было представлено авторское толкование понятия «словарь». Приводятся варианты классификации словарей, представленные различными исследователями. Отмечена огромная важность соблюдения дидактических принципов при создании электронного словаря. На примерах показано, как дидактические принципы соблюдаются при создании электронных словарей. В статье также описываются преимущества использования электронного словаря по сравнению со словарём в бумажном издании. Кроме того, в работе приводится алгоритм создания электронного словаря. Основываясь на данном алгоритме, авторы статьи показывают, каким образом его можно применить для создания электронного словаря в рассматриваемой области. Намечены дальнейшие шаги для достижения поставленной цели -разработки электронного словаря для студентов технических направлений подготовки.
Ключевые слова: электронный словарь, обучение иностранным языкам, создание словаря, информационно-коммуникационные технологии, лексикография, лингводидактика.
Annotation. This article deals with the issue of designing an electronic dictionary for using to teach a foreign language to technical students. The importance of using an electronic dictionary by students in the process of mastering a foreign language has been substantiated. Various variants of the dictionary definition are considered. In addition, the authors' interpretation of the concept is presented. Multiple classifications presented by researchers are given. It has been pointed out that following the didactic principles is of prime importance when creating an electronic dictionary. The examples were given in order to illustrate how the didactic principles are observed in the process of dictionary creating. The article also describes the advantages of using an electronic dictionary compared to a printed dictionary. Apart from that, the article provides an algorithm of creating an electronic dictionary. Based on this algorithm, the authors of the article show how it can be applied to create an electronic dictionary in the field under consideration. Further steps are outlined to achieve this goal - the development of an electronic dictionary for students of technical training areas.
Key words: electronic dictionary, teaching foreign languages, dictionary designing, information technology, lexicography, linguodidactics.
Введение. Для любой отрасли научного знания словарь является важнейшим источником информации. Словари фиксируют понятийный аппарат, используемый в различных областях науки, поэтому к ним очень часто обращаются студенты, изучающие ту или иную дисциплину. Умение работать со словарём всегда было важно для обучающихся, вне зависимости от того, на какой образовательной ступени они находятся. В настоящее время, когда цифровые технологии