Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НЕАДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКОЙ'

ПРОБЛЕМА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НЕАДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКОЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
60
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самостоятельность / завышенная самооценка / заниженная самооценка / адекватная самооценка / младший школьный возраст / мотивированность / направленность на достижение цели / установка на самоконтроль и самооценку / independence / overestimated self-esteem / underestimated self-esteem / adequate self-esteem / primary school age / motivation / goal-oriented attitude / self-control and self-esteem

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мордакова Екатерина Ивановна, Смирнова Карина Сергеевна, Кухтерина Галина Владимировна

В данной статье рассматриваются особенности самостоятельности младших школьников с неадекватной самооценкой. Исследование основано на сравнительном анализе уровня развития таких показателей самостоятельности как мотивированность, направленность на достижение цели, установка на самоконтроль и самооценку у детей младшего школьного возраста с разным уровнем самооценки. Полученные результаты могут быть полезны для разработки индивидуализированных программ развития самостоятельности у детей в младшем школьном возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мордакова Екатерина Ивановна, Смирнова Карина Сергеевна, Кухтерина Галина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article considers the peculiarities of the independence of younger schoolchildren with inadequate self-esteem. The study is based on a comparative analysis of the level of development of such indicators of independence as motivation, goal orientation, self-control and self-esteem in primary school children with different levels of self-esteem. The results obtained can be useful for the development of individualized programs for the development of independence in children at primary school age.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НЕАДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКОЙ»

УДК 372.4

ПРОБЛЕМА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НЕАДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКОЙ

Мордакова Екатерина Ивановна студентка 4 курса

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственныйуниверситет» (г. Тюмень);

Смирнова Карина Сергеевна студентка 4 курса

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственныйуниверситет» (г. Тюмень);

Кухтерина Галина Владимировна кандидат психологических наук, доцент

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

Постановка проблемы. Одна из серьёзных проблем современного образования - это приоритет знаний в рамках школьных предметов. В результате этого у младших школьников отмечается неподготовленность к современному миру, где в первую очередь ценится не шаблонность знаний, а умение творчески и самостоятельно подходить к решению возникающих проблем.

Изложение основного материала исследования. Многие учёные рассматривали феномен «самостоятельность» в сфере психологии и педагогики. Так, например, Б.М. Бим-Бад самостоятельность трактует как одно из ключевых качеств личности, которое проявляется в способности устанавливать определенные цели и достигать их без помощи других [2].

С.Ю. Головина самостоятельность также определяет как черту личности. Однако он выделяет другие компоненты -спонтанность, критичность, адекватная самооценка и чувство ответственности за свои поступки [3].

Л.О. Заблоцкая считает, что самостоятельность является одним из главных качеств, которое должно быть развито у ребенка, чтобы в будущем он мог принимать правильные решения в сложных ситуациях. Она утверждает, что самостоятельность позволяет устанавливать конкретные и приоритетные цели, а также принимать правильные решения и действовать без чьей-либо помощи [5].

По мнению Е.С. Склюевой, самостоятельность является одним из качеств личности учащегося, которое проявляется в способности ставить цели и задачи для своей учебной деятельности, планировать и прогнозировать результаты, организовывать свою учебную деятельность, а также вносить необходимые коррективы на основе оценки после завершения деятельности и учитывать характер допущенных ошибок. Кроме того, самостоятельный учащийся способен управлять и оценивать процесс и результаты своей учебной деятельности [11].

В нашем исследовании за основу взят подход к определению самостоятельности, представленный O.A. Рыдзе: самостоятельность представляет собой умение самостоятельно вести поиск новых знаний и в дальнейшем применять их как и в учении, так и в повседневной жизни [9]. Следовательно, в исследовании у младших школьников будем выделять такие компоненты самостоятельности, как мотивированность (по-другому можно назвать её инициативой или предприимчивостью), направленность на достижение цели (то есть результат прогнозируется школьником), а также установка на самоконтроль и самооценку [10].

Л.О. Заблоцкая пишет: «Одна из целей школьного образования заключается в возможности формировать у младшего школьника самостоятельность, позволяющая ставить перед собой конкретные и приоритетные цели, а также принимать правильные решения или действия без помощи окружающих» [5]. Это подтверждается и словами Лебедевой М.С.: «В основе самостоятельной работы лежат навыки саморегуляции учебной деятельности. Основная образовательная программа говорит о том, что за первые четыре года обучения учитель должен сформировать умение у ученика самостоятельно работать, то есть учиться, выполнять любые задания как в учебной деятельности, так и вне урока. Для этого учитель должен сформировать у ученика навыки для того чтобы самостоятельно работать». Навыки самостоятельной работы детей формирует учитель и это является одной из целей начального школьного образования [7].

Таким образом, формирование самостоятельности личности становится актуальным направлением в психолого-педагогической работе с детьми, поскольку это поможет детям в будущем комфортнее чувствовать себя в непредвиденных ситуациях, уметь брать ответственность на себя, принимать ответственные решения.

Л.В. Балясникова рассматривает самостоятельность, как черту личности, которая напрямую связана с самооценкой. Автор считает, что самостоятельность в действиях является основой самоосуществления и способствует развитию уверенности в себе. Эта уверенность важна для формирования волевых качеств человека и непосредственно связана с его самооценкой. По мнению автора, самооценка и самостоятельность школьника взаимосвязаны - не только самооценка оказывает влияние на уровень самостоятельности. Однако степень самостоятельности также влияет на самооценку. Это связано с тем, что самостоятельность в выполнении чего-либо ведет к уверенности в себе, которая, в свою очередь, является важной волевой характеристикой человека и напрямую связана с самооценкой. При этом она отмечает, что задача развития самостоятельности у современных детей, их интеграции в важную социальную деятельность, чтобы подготовить их к адаптации, к изменяющейся среде и достижению профессионального и личного успеха, рассматривается как ключевая образовательная цель [1].

Соглашаясь с вышесказанным, можно отметить, что не только уровень самостоятельности влияет на успеваемость учащихся, но и их самооценка оказывает влияние. В современном психолого-педагогическом толковании «самооценка» включает в себя «суждение человека о себе, о своих личных качествах, достоинствах и недостатках, способностях, действиях, оценке самого себя, социальной значимости деятельности, которой он занимается».

По мнению Л.А. Тухужевой и Ж.З. Тухужевой влияние успехов в учебе на самооценку младших школьников неоспоримо. Дети, сталкивающиеся с трудностями в усвоении учебного материала, чаще получают негативные отметки. Это создает ощущение неудач и неуверенности в своих способностях. Школьник начинает испытывать затруднения в учении на определенном этапе обучения, когда появляется разрыв между ожиданиями окружающих и собственными возможностями. В начальном этапе этого отставания ребенок еще не осознает всю глубину проблемы и не в полной мере осознает ее серьезность [12].

О.В. Головырских также отмечает, что самооценка и успеваемость в школе взаимосвязаны, однако автор также отмечает, что на формирование самооценки оказывают влияние признание школьника одноклассниками и особенности общения учителя [4].

A.A. Реан указывает на взаимосвязь между низкой самооценкой младших школьников и проблемами в системе образования, где основное внимание уделяется интеллектуальным способностям, оставляя в стороне другие аспекты формирования самооценки Г81.

С.А. Зайцева выделила взаимосвязь между самооценкой и успехами младших школьников в общеобразовательных предметах. Она сделала вывод о том, что успехи в учебе напрямую коррелирует с уровнем самооценки. Анализ успехов в учебе фактически является оценкой личности ученика [6].

Всё вышеописанное определило цель нашего исследования - поиск ответа на вопрос о том, действительно ли младшие школьники с завышенной и заниженной самооценкой имеют более низкий уровень сформированности самостоятельности, чем одноклассники с адекватной самооценкой.

Это также мотивировало нас на организацию и проведение исследования, в основу которого выдвинуто предположение о том, что в отличие от младших школьников с адекватной самооценкой у их сверстников с низкой самооценкой будут выявлены более низкие показатели по таким компонентам самостоятельности как «Направленность на достижение цели» и «Установка на самоконтроль и самооценку», в то время как учащимся с высокой самооценкой характерны более высокие показатели по всем трем компонентам самостоятельности.

Констатирующий эксперимент на выявление актуального уровня развития самостоятельности младших школьников проводился в ноябре 2023 года на базе МАОУ СОШ №15 и МАОУ СОШ №22 г. Тюмени. В исследовании приняли участие учащиеся четырёх третьих классов. Общее количество опрошенных детей - 106 человек, из них 57 девочек и 49 мальчиков, возраст 9-10 лет.

Для определения уровня самооценки младших школьников была использована методика «Изучение общей самооценки» Г.Н. Казанцевой. Анализ полученных результатов позволил сформировать три группы школьников. В первую группу из 56 человек, вошли дети, имеющие адекватную самооценку. Две другие группы составили учащиеся с неадекватной самооценкой, в общем количестве 50 человек: одна из них - это дети с заниженной самооценкой (15 человек) и 35 детей - вторая группа с завышенной самооценкой.

Для исследования уровня выраженности компонентов самостоятельности был использован «Многофакторный личностный опросник» Р. Кеттела, в адаптации Э.М. Александровской. Анализу подвергались результаты по 3 фактором, которые соответствуют: G - «Мотивированность», С - «Направленность на достижение цели», Q3 - «Установка на самоконтроль и самооценку».

Для определения статистической значимости различий был использован математический метод расчёта U-критерия Манна-Уитни.

Анализ данных диагностического обследования младших школьников трех групп с помощью методики «Многофакторный личностный опросник» Р. Кеттела, в адаптации Э. М. Александровской позволил прийти к следующим результатам.

По показателю самостоятельности «Мотивированность» уровни выраженности у детей трех групп представлены на

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

7% О) 13% (2)

80% (13)

31%(11)

43%(15)

26% (9)

20% (12)

30% (16)

50% (2 7)

Заниженная Завышенная Адекватная

■ Низкий ■ Средний ■ Высокий

Рисунок 1. Уровень сформированности компонента самостоятельности «Мотивированность» по тесту «Многофакторный личностный опросник» Р. Кетелла, в адаптации Э.М. Александровской, п = 106, ноябрь 2023 г.

Из данных рис. 1 можно отметить, что 80% детей с заниженной самооценкой имеют низкий уровень сформированности компонента «Мотивированность». Это объясняется тем, что низкая самооценка может подорвать их мотивацию, поскольку они могут верить, что неспособны добиться успеха или что их усилия не стоят того. У детей с завышенной самооценкой преобладает средний и высокий уровень сформированности фактора «Самостоятельность». Это обуславливается тем, что люди с высокой самооценкой, как правило, более уверены в своих силах и чаще ставят амбициозные цели. Эта вера в себя может подпитывать внутреннюю мотивацию, приводящую к увеличению усилий и настойчивости в достижении этих целей.

Уровни выраженности по следующему компоненту самостоятельности - «Направленность на достижение цели», у младших школьников трех групп представлены на рис. 2.

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

22% (4)

14% (2)

64% (10)

35% (12)

30% (11)

35% (12)

25% (14)

24% (13)

51% (28)

Заниженная Завышенная Адекватная

■ Низкий ■ Средний ■ Высокий

Рисунок 2. Уровень сформированности компонента самостоятельности «Направленность на достижение цели» по тесту «Многофакторный личностный опросник» Р. Кетелла, в адаптации Э.М. Александровской, п = 106, ноябрь

2023 г.

Анализ данных рис. 2 показывает, что 64% учащихся с заниженной самооценкой имеют низкий уровень сформированности данного компонента. Это говорит о том, что дети с заниженной самооценкой могут видеть задачи как непосильные или себя как недостаточно способных к их решению. Учащиеся, обладающие завышенной самооценкой, по большей части обладают высоким и средний уровнем развития «Направленность на достижение цели», следовательно, они склонны завышать свои возможности и могут осознанно подтверждать свою высокую самооценку через достижение значимых целей. Это может стать мощным мотиватором для направленности на успех.

По третьему компоненту самостоятельности «Установка на самоконтроль и самооценку» уровни выраженности у младших школьников с разным уровнем самооценки отражены на рис. 3.

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

14% (2) 13% (2)

7,% (12)

23% (8)

26% (9)

51%(18)

19% (11)

22% (12)

59% (32)

Заниженная Завышенная Адекватная

■ Низкий ■ Средний ■ Высокий

Рисунок 3. Уровень сформированности фактора «Установка на самоконтроль и самооценку по тесту Рэймонда Бернарда Кетелла «Многофакторный личностный опросник» в адаптации Эммы Александровской п = 106, п= 106,

ноябрь 2023 г., количество

Исходя из данных рис.3 видно, что преобладающее колличество (74%) учащихся с заниженной самооценкой имеют низкий уровень сформированности данного компонента, что подтверждает данные диагностики самооценки. Такие дети не верят в свои способности и теряют стремление к самосовершенствованию и развитию. Среди учащихся с завышенной самооценкой у половины (51%) выявлен низкий уровень сформированности установки на самоконтроль и самооценку, но при этом всё же 49% детей обладают высоким и средним уровнем. Можно предположить, что им свойственна тенденция игнорировать собственные ошибки или неудачи, так как учащийся считает себя выше среднего и не видит необходимости в анализе недостатков.

На следующем этапе анализа диагностических данных младших школьников трёх групп с целью проверки выдвинутой гипотезы был осуществлен сравнительный анализ средних значений по трем компонентам самостоятельности и определение статистической значимости полученных различий с помощью расчета Ц-критерий Манна-Уитни. Результаты анализа представлены в Таблице 1 и Таблице 2.

Таблица 1

Среднее значение по компонентам самостоятельности у детей с адекватной и заниженной самооценкой и и-критерий Манна-Уитни при критических значениях для данной выборки и0,01 = 254, и0,05 = 302

Компоненты Низкая самооценка Адекватная самооценка U -критерий Манна Уитни

Мотивированность 3,9 4,5 252,5*

Направленность на достижение цели 4 4,4 336

Установка на самоконтроль и самооценку 5,1 4,3 315

*-значимо науровне 0,05 **-значимо науровне 0,01

Данные Таблицы 1 свидетельствуют, что у детей с низким уровнем самооценки, средние результаты ниже по трем компонентам самостоятельности, чем у сверстников с адекватной самооценкой. Статистически значимые различия выявлены по такому компоненту самостоятельности как «Мотивированность». Следовательно, для них в большей степени характерна несобранность, отсутствие стойкой мотивации, они склонны к непостоянству.

Таблица 2

Среднее значение по компонентам самостоятельности у детей с адекватной и высокой самооценкой и U-критерий Манна-Уитни при критических значениях для данной выборки U0,01 = 694, U0,05 = 777

Компоненты Высокая самооценка Адекватная самооценка U-критерий Манна Уитни

Мотивированность 5,8 4,5 704*

Направленность на достижение цели 5,8 4,4 709,5*

Установка на самоконтроль и самооценку 5,4 4,3 896

*-значимо науровне 0,05 **-значимо науровне 0,01

Исходя из представленных результатов в Таблице 2, можно сказать, что у младших школьников с высоким уровнем самооценки средние значения по всем компонентам самостоятельности выше, чем у учащихся с адекватной самооценкой. При этом статистически значимые различия вялены по двум компонентам «Мотивированность» «Направленность на достижение цели». Следовательно, они обладают стойкой мотивацией к выполнению предъявляемых требований, более собраны, целеустремленны и добросовестны, более уверены в себе, спокойны и стабильны. Такие дети способны достигать своих целей без особых трудностей, осознавая требования, предъявляемые к ним, спокойно реагирующие на неудачи.

Выводы. Таким образом, цель нашего исследования была достигнута, гипотеза о том, что в отличие от младших школьников с адекватной самооценкой у большей части учащихся с низкой самооценкой будут получены низкие показатели компонентов «Направленность на достижение цели» и «Установка на самоконтроль и самооценку» и у детей с высокой самооценкой преобладают показатели по всем компонентам самостоятельности, получили своё частичное подтверждение. Можно говорить о том, что высокий уровень сформированности компонентов самостоятельности сказывается и на уровне подготовленности, учащихся к жизни в обществе, ведь такие дети комфортнее чувствуют себя в каких-либо непредвиденных ситуациях, способны брать на себя ответственность и принимать важные решения без помощи посторонних.

Полученные выводы о роли самостоятельности в жизни младших школьников определили направление нашей развивающей работы в дальнейшем. Планируется продолжить исследование по формированию самостоятельности и её компонентов у детей с помощью организации и проведения проектной деятельности.

На основе полученных результатов можно сделать вывод о том, что учащиеся с завышенной самооценкой часто демонстрируют уверенность в своих способностях и убеждены в своем праве на успех, они также проявляют независимость в выполнении задач и принятии решений. Хотя дети с завышенной самооценкой и высоким уровнем самостоятельности обладают множеством положительных качеств, у них также могут быть определенные отрицательные черты: иногда эти дети могут проявлять недостаток гибкости и толерантности к точкам зрения других людей. Они могут быть убеждены в правильности своих методов и не всегда готовы учитывать иные подходы или мнения, они могут реагировать на критику защитной реакцией или отрицанием, что может мешать им в процессе улучшения своих навыков. Иногда такие учащиеся могут недооценивать вклад или достижения других людей из-за своей завышенной оценки собственных способностей. Это может приводить к конфликтам или неспособности сотрудничать в команде. Для работы с такими школьниками следует делать упор на командную работу, чтобы учащиеся с завышенной самооценкой учились работать в группе сверстников, учитывая чужое мнение и взаимодействуя с одноклассниками.

Учащиеся с низкой самооценкой и низким уровнем самостоятельности могут часто испытывать недостаток уверенности в своих способностях и чувствуют себя неспособными к успешному выполнению задач. Они могут часто нуждаться во внешнем подтверждении и похвале, чтобы почувствовать себя ценными и компетентными. Они часто боятся провала и отказа. Этот страх может мешать принимать новые вызовы или рисковать, что препятствует их личностному и учебному росту. Дети склонны полагаться на помощь других и избегать ответственности за свои действия. При работе с такими учащимися следует поощрять учеников, давать им понять, что верите в их способности и готовы оказать поддержку. При этом необходимо предоставлять ученику возможность решать задачи и выполнять проекты самостоятельно, даже если это вызывает у него тревогу или неуверенность, однако сложность заданий необходимо увеличивать по мере его прогресса.

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности самостоятельности младших школьников с неадекватной самооценкой. Исследование основано на сравнительном анализе уровня развития таких показателей самостоятельности как мотивированность, направленность на достижение цели, установка на самоконтроль и самооценку у детей младшего школьного возраста с разным уровнем самооценки. Полученные результаты могут быть полезны для разработки индивидуализированных программ развития самостоятельности у детей в младшем школьном возрасте.

Ключевые слова: самостоятельность, завышенная самооценка, заниженная самооценка, адекватная самооценка, младший школьный возраст, мотивированность, направленность на достижение цели, установка на самоконтроль и самооценку

Annotation. This article considers the peculiarities of the independence of younger schoolchildren with inadequate self-esteem. The study is based on a comparative analysis of the level of development of such indicators of independence as motivation, goal orientation, self-control and self-esteem in primary school children with different levels of self-esteem. The results obtained can be useful for the development of individualized programs for the development of independence in children at primary school age.

Key words: independence, overestimated self-esteem, underestimated self-esteem, adequate self-esteem, primary school age, motivation, goal-oriented attitude, self-control and self-esteem.

Литература:

1. Балясникова, Л.В. Понятийная характеристика самостоятельности младшего школьника / Л.В. Балясникова // Акмеология. - 2011. - №3. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ponyatiynaya-harakteristika-samostoyatelnosti-mladshegO" shkolnika (дата обращения: 29.03.2024)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад. - М., 2002. - С. 253-254

3. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 1998. - 976 с.

4. Головырских, О.В. Условия формирования самооценки у младших школьников / О.В. Головырских // Вестник науки. - 2023. - №6 (63). - URT: https://cyberleninka.rU/article/n/usloviya-formirovaniya-samootsenki-u-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 29.03.2024)

5. Заблоцкая, Л.О. Самостоятельность младших школьников: содержание и структура / Л.О. Заблоцкая // Образовательная среда сегодня: теория и практика: Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 02 ноября 2018 года / Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2018. - С. 15-20. -EDN YQBAHZ.

6. Зайцева, С.А. Изучение влияния самооценки младших школьников на академическую успеваемость / С.А. Зайцева // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-3. - С. 467-469

7. Лебедева, М.С. Формирование у младших школьников самостоятельности посредством самостоятельных работ / М.С. Лебедева // Бдинство и идентичность науки: проблемы и пути решения: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 4 частях, Казань, 03 июня 2017 года. Том Часть 2. - Казань: Общество с ограниченной ответственностью "ОМБГА САЙНС", 2017. - С. 93-96. - BDN YQIPAB.

8. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти. / А.А. Реан. - СПб.: ПРАЙМ-БВРОЗНАК, 2002. - 656 с.

9. Рыдзе, О.А. Организация самостоятельной работы на основе средств обучения / О.А. Рыдзе // Ценности и смыслы. - 2018. - №5. - URP: https://cyberleninka.rU/article/n/organizatsiya-samostoyatelnoy-raboty-na-osnove-sredstv-obucheniya (дата обращения: 29.03.2024).

10. Рыдзе, О.А. Учебная самостоятельность младшего школьника: пути развития / О.А. Рыдзе // Начальная школа. -2017. - № 9. - С. 45-51. - BDN YOQMDQ.

11. Склюева, Б.С. Самостоятельность младших школьников в учебной деятельности / Б.С. Склюева // МНКО. - 2013. -№4 (41). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/samostoyatelnost-mladshih-shkolnikov-v-uchebnoy-deyatelnosti (дата обращения: 29.03.2024)

12. Тухужева, Л.А. Влияние самооценки на успеваемость в младшем школьном возрасте / Л.А. Тухужева // Вопросы науки и образования. - 2020. - №29 (113). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-samootsenki-na-uspevaemost-v-mladshem-shkolnom-vozraste (дата обращения: 29.03.2024)

УДК 37:004

НЕЙРОСЕТИ И ОБРАЗОВАНИЕ: ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ, ВОЗМОЖНОСТИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Никишкина Елизавета Вадимовна студент

Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга);

Ларин Сергей Эдуардович студент

Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга);

Белаш Виктория Юрьевна кандидат педагогических наук Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга)

Постановка проблемы. В современном мире нейросети становятся все более значимым и влиятельным инструментом, оказывающим воздействие на многие сферы жизни, включая образование. Это вызывает интерес к изучению того, какие положительные и отрицательные аспекты несет в сфере образования развитие нейросетей.

Нейросети обладают потенциалом значительно улучшить образовательный процесс путем персонализации обучения в соответствии с индивидуальными потребностями каждого ученика. Рассмотрим, в чем заключается этот потенциал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.