Научная статья на тему 'НЕЙРОСЕТИ И ОБРАЗОВАНИЕ: ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ, ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ'

НЕЙРОСЕТИ И ОБРАЗОВАНИЕ: ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ, ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нейросети / образование / автоматизация / индивидуализация / положительные стороны / отрицательные стороны / возможности применения / neural networks / education / automation / individualization / positive sides / negative sides / application possibilities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никишкина Елизавета Вадимовна, Ларин Сергей Эдуардович, Белаш Виктория Юрьевна

Обсуждение возможностей использования нейросетей в образовании является ключевым аспектом современной дискуссии о будущем образования. В контексте индивидуального обучения, технологических инноваций и уникальных вызовов, стоящих перед образованием, роль нейросетей становится особенно важной. Данная статья направлена на освещение ключевых аспектов влияния нейросетей на образование, выявление их преимуществ и недостатков, а также предложение путей их оптимального использования для достижения образовательных целей. Кроме того, использование нейросетей в онлайн-образовании и дистанционном обучении может способствовать расширению доступа к образованию вне традиционных учебных заведений. Создание персонализированных образовательных платформ и контента, адаптированных к потребностям различных групп людей, может способствовать улучшению доступности образования. Нейросети становятся неотъемлемой частью образовательного процесса, благодаря своей способности адаптироваться к индивидуальным потребностям обучающихся. В статье подробно исследуются примеры использования нейросетей для улучшения доступности образования для всех слоев общества, а также проводится анализ рисков, связанных с этим новым подходом к обучению. Кроме того, рассматриваются возможности автоматизации оценивания учебных результатов, создания персонализированных образовательных программ и прогнозирования потребностей обучающихся с использованием нейросетей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никишкина Елизавета Вадимовна, Ларин Сергей Эдуардович, Белаш Виктория Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The discussion of the possibilities of using neural networks in education is a key aspect of the modern discussion about the future of education. In the context of individual learning, technological innovations and the unique challenges facing education, the role of neural networks is becoming especially important. This article is aimed at highlighting the key aspects of the impact of neural networks on education, identifying their advantages and disadvantages, as well as suggesting ways to optimally use them to achieve educational goals. In addition, the use of neural networks in online education and distance learning can help expand access to education outside traditional educational institutions. Creating personalized educational platforms and content tailored to the needs of different groups of people can help improve access to education. Neural networks are becoming an integral part of the educational process due to their ability to adapt to the individual needs of students. The article examines in detail examples of the use of neural networks to improve access to education for all segments of society, as well as analyzes the risks associated with this new approach to learning. In addition, the possibilities of automating the assessment of educational results, creating personalized educational programs and predicting the needs of students using neural networks are being considered.

Текст научной работы на тему «НЕЙРОСЕТИ И ОБРАЗОВАНИЕ: ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ, ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ»

Учащиеся с низкой самооценкой и низким уровнем самостоятельности могут часто испытывать недостаток уверенности в своих способностях и чувствуют себя неспособными к успешному выполнению задач. Они могут часто нуждаться во внешнем подтверждении и похвале, чтобы почувствовать себя ценными и компетентными. Они часто боятся провала и отказа. Этот страх может мешать принимать новые вызовы или рисковать, что препятствует их личностному и учебному росту. Дети склонны полагаться на помощь других и избегать ответственности за свои действия. При работе с такими учащимися следует поощрять учеников, давать им понять, что верите в их способности и готовы оказать поддержку. При этом необходимо предоставлять ученику возможность решать задачи и выполнять проекты самостоятельно, даже если это вызывает у него тревогу или неуверенность, однако сложность заданий необходимо увеличивать по мере его прогресса.

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности самостоятельности младших школьников с неадекватной самооценкой. Исследование основано на сравнительном анализе уровня развития таких показателей самостоятельности как мотивированность, направленность на достижение цели, установка на самоконтроль и самооценку у детей младшего школьного возраста с разным уровнем самооценки. Полученные результаты могут быть полезны для разработки индивидуализированных программ развития самостоятельности у детей в младшем школьном возрасте.

Ключевые слова: самостоятельность, завышенная самооценка, заниженная самооценка, адекватная самооценка, младший школьный возраст, мотивированность, направленность на достижение цели, установка на самоконтроль и самооценку

Annotation. This article considers the peculiarities of the independence of younger schoolchildren with inadequate self-esteem. The study is based on a comparative analysis of the level of development of such indicators of independence as motivation, goal orientation, self-control and self-esteem in primary school children with different levels of self-esteem. The results obtained can be useful for the development of individualized programs for the development of independence in children at primary school age.

Key words: independence, overestimated self-esteem, underestimated self-esteem, adequate self-esteem, primary school age, motivation, goal-oriented attitude, self-control and self-esteem.

Литература:

1. Балясникова, Л.В. Понятийная характеристика самостоятельности младшего школьника / Л.В. Балясникова // Акмеология. - 2011. - №3. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ponyatiynaya-harakteristika-samostoyatelnosti-mladshegO" shkolnika (дата обращения: 29.03.2024)

2. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад. - М., 2002. - С. 253-254

3. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 1998. - 976 с.

4. Головырских, О.В. Условия формирования самооценки у младших школьников / О.В. Головырских // Вестник науки. - 2023. - №6 (63). - URT: https://cyberleninka.rU/article/n/usloviya-formirovaniya-samootsenki-u-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 29.03.2024)

5. Заблоцкая, Л.О. Самостоятельность младших школьников: содержание и структура / Л.О. Заблоцкая // Образовательная среда сегодня: теория и практика: Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 02 ноября 2018 года / Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2018. - С. 15-20. -EDN YQBAHZ.

6. Зайцева, С.А. Изучение влияния самооценки младших школьников на академическую успеваемость / С.А. Зайцева // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-3. - С. 467-469

7. Лебедева, М.С. Формирование у младших школьников самостоятельности посредством самостоятельных работ / М.С. Лебедева // Бдинство и идентичность науки: проблемы и пути решения: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 4 частях, Казань, 03 июня 2017 года. Том Часть 2. - Казань: Общество с ограниченной ответственностью "ОМБГА САЙНС", 2017. - С. 93-96. - BDN YQIPAB.

8. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти. / А.А. Реан. - СПб.: ПРАЙМ-БВРОЗНАК, 2002. - 656 с.

9. Рыдзе, О.А. Организация самостоятельной работы на основе средств обучения / О.А. Рыдзе // Ценности и смыслы. - 2018. - №5. - URP: https://cyberleninka.rU/article/n/organizatsiya-samostoyatelnoy-raboty-na-osnove-sredstv-obucheniya (дата обращения: 29.03.2024).

10. Рыдзе, О.А. Учебная самостоятельность младшего школьника: пути развития / О.А. Рыдзе // Начальная школа. -2017. - № 9. - С. 45-51. - BDN YOQMDQ.

11. Склюева, Б.С. Самостоятельность младших школьников в учебной деятельности / Б.С. Склюева // МНКО. - 2013. -№4 (41). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/samostoyatelnost-mladshih-shkolnikov-v-uchebnoy-deyatelnosti (дата обращения: 29.03.2024)

12. Тухужева, Л.А. Влияние самооценки на успеваемость в младшем школьном возрасте / Л.А. Тухужева // Вопросы науки и образования. - 2020. - №29 (113). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-samootsenki-na-uspevaemost-v-mladshem-shkolnom-vozraste (дата обращения: 29.03.2024)

УДК 37:004

НЕЙРОСЕТИ И ОБРАЗОВАНИЕ: ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ, ВОЗМОЖНОСТИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Никишкина Елизавета Вадимовна студент

Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга);

Ларин Сергей Эдуардович студент

Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга);

Белаш Виктория Юрьевна кандидат педагогических наук Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга)

Постановка проблемы. В современном мире нейросети становятся все более значимым и влиятельным инструментом, оказывающим воздействие на многие сферы жизни, включая образование. Это вызывает интерес к изучению того, какие положительные и отрицательные аспекты несет в сфере образования развитие нейросетей.

Нейросети обладают потенциалом значительно улучшить образовательный процесс путем персонализации обучения в соответствии с индивидуальными потребностями каждого ученика. Рассмотрим, в чем заключается этот потенциал.

Изложение основного материала исследования. Представим нейросеть, которая способна анализировать учебный процесс каждого ученика на основе его реакций, способностей, темпа освоения материала, и даже физиологических данных, таких как уровень внимания. Используя эти данные, нейросеть может адаптировать программу обучения, предлагать учебный материал, скорректировать темп и объем заданий для каждого ученика так, чтобы это соответствовало его уровню знаний, индивидуальным способностям и потребностям. Это может привести к более эффективному использованию учебного времени, повышению мотивации учащихся, снижению уровня стресса и улучшению усвоения материала. Кроме того, персонализированное обучение создает благоприятную среду для развития учебной самодисциплины, самоорганизации и уверенности в своих собственных способностях.

Использование нейросетей представляет значительный потенциал для улучшения доступности образования для разнообразных социальных групп, включая людей с физическими или умственными ограничениями [5].

Во-первых, нейросети могут быть задействованы для разработки специальных образовательных материалов, адаптированных к нуждам людей с различными ограничениями. Например, они могут использоваться для создания аудиоверсий учебных материалов для лиц с нарушениями зрения, а также для разработки инновационных образовательных приложений, учитывающих физические ограничения учащихся.

В случае учащихся с умственными ограничениями нейросети могут помочь в персонализации образовательного материала в зависимости от индивидуальных способностей и скорости обучения. Автоматизированные системы могут предлагать индивидуализированные программы обучения, учитывая особенности умственных способностей учащихся.

Хотя нейросети и представляют собой мощный инструмент, у них также есть негативные стороны, особенно в контексте образования. К ним относятся:

1. Риск зависимости от технологии: существует риск формирования зависимости от технологии у обучающихся, преподавателей и систем образования в целом. Это может привести к снижению способности к самостоятельному мышлению и анализу, если обучение полностью опирается на нейросетевые системы.

2. Утрата традиционных методов обучения: внедрение нейросетевых методик обучения может спровоцировать утрату традиционных методов обучения, таких как личное общение, интерактивные занятия и другие формы интеллектуального взаимодействия, что может отразиться на развитии социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.

3. Алгоритмические предубеждения: нейросети могут усиливать и передавать алгоритмические предубеждения, что может повысить риск неравенства и дискриминации в образовании, особенно при автоматизированной оценке и прогнозировании успеваемости.

4. Потенциальные ошибки и недостоверность данных: нейросети могут быть подвержены ошибкам и недостоверности данных, что может привести к неправильным выводам и рекомендациям, особенно при использовании автоматизированных систем оценивания и прогнозирования.

Нейронные сети имеют множество потенциальных применений в образовательной сфере и предлагают новые возможности для улучшения процесса обучения и образовательных результатов. Они могут быть использованы для разных целей, от индивидуальной настройки обучения до автоматизации оценивания студентов [6].

Одной из основных областей применения нейросетей в образовании является персонализированное обучение. Нейросети могут анализировать данные об обучаемом студенте, такие как его ответы на задачи, предпочтения, уровень знаний и стиль обучения, и предоставлять ему индивидуальные рекомендации и материалы для более эффективного освоения учебной программы. Они способны адаптироваться к потребностям каждого студента, что позволяет сделать обучение более интересным и эффективным.

Другой областью применения нейросетей в образовании является автоматизация оценивания. Нейронные сети могут быть обучены распознавать и анализировать студенческие работы, чтобы определить не только правильность ответа, но и качество и оригинальность работы. Это позволяет упростить процесс оценивания и сэкономить время учителей, освобождая их для других задач.

Нейросети также могут быть использованы для развития автоматических систем поддержки принятия решений, которые могут помочь студентам в процессе выбора курсов, специализаций или карьерных путей, соответствующих их интересам и целям. Эти системы предоставляют студентам информацию и рекомендации, основанные на данных об их учебных достижениях, интересах и предпочтениях.

Применение нейросетей в образовании также может включать создание виртуальных ассистентов, которые способны отвечать на вопросы студентов, предоставлять объяснения и советы. Это может быть особенно полезным для удаленного обучения, когда студенты могут получать помощь и поддержку в режиме реального времени [8].

Рассмотрим примеры использования нейронных сетей в образовательном процессе:

1. Адаптивные обучающие платформы (skyeng).

2. Платформы для онлайн-обучения с персональными рекомендациями (еёХ).

3. Автоматическая оценка заданий (Огаёевсоре).

4. Интерактивная среда для обучения в виде игры/симулятора (СоёесотЬа1).

Адаптивные обучающие платформы используют нейронные сети, чтобы подобрать контент и задания, которые соответствуют индивидуальным потребностям каждого обучающегося, что позволяет максимально персонализировать процесс обучения и повысить его результативность.

Skyeng Взрослым-^ Репетиторы Корпоративный английский Онлайн-тест Учителям Другие курсыv Ещё"*

Оергей V

Попробуйте задания

из наших уроков

Или сразу начните обучение

Начать ■+

Задание1из 4

Выделите все глаголы в предложениях

We have been living since last year.

2. I will not be playing football.

3. You looked pale. Had anybody scared you?

Рисунок 1. Обучающая платформа 8куеп§

Бкуе^ - онлайн-платформа для изучения английского языка, которая с помощью элементов адаптивного обучения помогает обучающимся максимально эффективно использовать время и достичь высоких результатов [4].

Платформы для онлайн-обучения с персональными рекомендациями используют алгоритмы машинного обучения для рекомендации подходящих курсов и помогают находить релевантный контент.

ейХ - это некоммерческая платформа, которая предлагает курсы от ведущих университетов и организаций мира [2]. Система рекомендаций учитывает интересы обучающихся, их прошлый опыт и цели.

What do you want to leain? Q^

edX For Business Sign In

International Women's Day savings—get up to 30% off select programs until Mar 31. Use code IWDEDX24, Learn more.

Refine your search Subject

□ Architecture

□ Art & Culture

|"~l Biology & Life Sciences

□ Business & Management I"! Chemistry

Show More

4491 results

How to Learn Online

edX

The Science of Happiness

University of California, Berkeley

Remote Work Revolution for Everyone

Harvard University

П Accounting П Agile Methodology П Agriculture

Рисунок 2. Обучающая платформа edX

Системы автоматической оценки, например, gradescope, используют искусственный интеллект для оценки заданий, что позволяет освободить преподавателя от рутинной работы [3].

lili QTCldGSCOpS u Получить демо-версию Начать Центр помощи Зарегистрироваться

Авторизоваться

Сдавайте и оценивайте свои оценки где угодно

Gradescope помогает вам легко администрировать и оценивать все ваши тесты, как онлайн, так и в классе. Экономьте время на выставлении оценок и получите четкое представление об успеваемости ваших учеников.

Бесплатно зарегестрироваться Получить демо-версию

Рисунок 3. Система автоматической оценки gradescope

Интерактивные среды для обучения в виде игры/симулятора позволяют обучающимся получать навыки и знания в игровой форме. Благодаря чему процесс становится намного интереснее и увлекательнее.

Платформа СоёесотЬа1 как раз позволяет обучающимся изучать языки программирования, решая задачи в игровой форме [1]. Также она дает возможность создавать свои собственные игры и делиться ими с другими.

unit properties •

For eacti of unit you can read next properties:

№ - the maximum health points for this unit;

>eed how tasi the player (m/s); ist - how long to summon the unit;

- X coordinate;

- Y coordinate;

us B the mass of the unit In kilograms; ine -the unit's lane; >pc] the unit's type;

ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ: Py

.1. .t. - .M

•t, .t.

Рисунок 4. Интерактивная среда в виде игры

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целом, нейронные сети предоставляют множество возможностей для улучшения образовательного опыта студентов [7]. Они позволяют значительно улучшить индивидуальное обучение, автоматизировать оценивание, предоставить персонализированные рекомендации и помощь студентам в принятии решений. Развитие и применение нейросетей в образовании открывает новые перспективы для развития образовательных систем и улучшения образовательных результатов.

Выводы. Обсудив положительные и отрицательные стороны использования нейросетей в образовании, можно сказать, что их положительное качество заключается в обеспечении персонализированного обучения, автоматизированной оценки и разработки инновационных учебных технологий, что способствует улучшению и эффективности образовательного процесса. Но также существует риск зависимости от технологии, утраты традиционных методов обучения, алгоритмических предубеждений и возможных ошибок в данных, которые могут повлиять на образовательный процесс.

Что касается перспектив развития, то будущее использования нейросетей в образовании видится в интеграции технологий в учебные практики, с учетом баланса между автоматизацией и сохранением ценности традиционных методов, а также в эффективном использовании данных для улучшения обучения.

Использование нейросетей обещает значительные возможности для улучшения образования, но требует внимательного рассмотрения рисков и постоянного развития практик, чтобы обеспечить максимальную пользу и минимизировать возможные негативные последствия.

Аннотация. Обсуждение возможностей использования нейросетей в образовании является ключевым аспектом современной дискуссии о будущем образования. В контексте индивидуального обучения, технологических инноваций и уникальных вызовов, стоящих перед образованием, роль нейросетей становится особенно важной. Данная статья направлена на освещение ключевых аспектов влияния нейросетей на образование, выявление их преимуществ и недостатков, а также предложение путей их оптимального использования для достижения образовательных целей. Кроме того, использование нейросетей в онлайн-образовании и дистанционном обучении может способствовать расширению доступа к образованию вне традиционных учебных заведений. Создание персонализированных образовательных платформ и контента, адаптированных к потребностям различных групп людей, может способствовать улучшению доступности образования. Нейросети становятся неотъемлемой частью образовательного процесса, благодаря своей способности адаптироваться к индивидуальным потребностям обучающихся. В статье подробно исследуются примеры использования нейросетей для улучшения доступности образования для всех слоев общества, а также проводится анализ рисков, связанных с этим новым подходом к обучению. Кроме того, рассматриваются возможности автоматизации оценивания учебных результатов, создания персонализированных образовательных программ и прогнозирования потребностей обучающихся с использованием нейросетей.

Ключевые слова: нейросети, образование, автоматизация, индивидуализация, положительные стороны, отрицательные стороны, возможности применения.

Annotation. The discussion of the possibilities of using neural networks in education is a key aspect of the modern discussion about the future of education. In the context of individual learning, technological innovations and the unique challenges facing education, the role of neural networks is becoming especially important. This article is aimed at highlighting the key aspects of the impact of neural networks on education, identifying their advantages and disadvantages, as well as suggesting ways to optimally use them to achieve educational goals. In addition, the use of neural networks in online education and distance learning can help expand access to education outside traditional educational institutions. Creating personalized educational platforms and content tailored to the needs of different groups of people can help improve access to education. Neural networks are becoming an integral part of the educational process due to their ability to adapt to the individual needs of students. The article examines in detail examples ofthe use of neural networks to improve access to education for all segments of society, as well as analyzes the risks associated with this new approach to learning. In addition, the possibilities of automating the assessment of educational results, creating personalized educational programs and predicting the needs of students using neural networks are being considered.

Keywords: neural networks, education, automation, individualization, positive sides, negative sides, application possibilities.

Литература:

1. Codecombat 11 Fierce forces - научитесь программировать. - URL: https://codecombat.com/play/level/fierce-forces (дата обращения: 11.03.2024)

2. edX курсы. - URL: https://www.edx.org/search?tab=course (дата обращения: 11.03.2024)

3. Gradescope. -URL: https://www.gradescope.com/ (дата обращения: 11.03.2024)

4. Skyeng. Курсы английского языка онлайн под ваши цели. - URL: https://www.edx.org/search?tab=course (дата обращения: 11.03.2024)

5. Корякова, К.А. Нейросети как новые инструменты в образовании / К.А. Корякова, О.В. Судакова // Информационные технологии в образовании. - 2023. - № 6. - С. 180-186

6. Курбанова, З.С. Нейросети в контексте цифровизации образования и науки / З.С. Курбанова, Н.П. Исмаилова // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 3(100). - С. 309-311

7. Павельева, Т.Ю. Методический потенциал нейросетей в образовании / Т.Ю. Павельева // Филология: от теории к практике: Материалы II Международной научно-практической конференции, Каракалпакстан, Нукус, 12-13 мая 2023 года / Министерство высшего образования, науки и инновации Республики Узбекистан, Нукусский государственный педагогический институт имени Ажинияза. - Каракалпакстан, Нукус: Издательство «ILIMPAZ», 2023. - С. 136-138

8. Петров, В.В. Нейросети в образовании: шаг в будущее / В.В. Петров // Естественные, математические и технические науки. Образование. Технологии. Инновации: Материалы Межрегиональной научно-практической студенческой конференции, Липецк, 07-28 апреля 2023 года. - Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2023. - С. 264-267

УДК 372.874

ДИАГНОСТИКА ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К МАЛОЙ РОДИНЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА

УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Овсянникова Оксана Александровна кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой искусств Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственныйуниверситет» (г. Тюмень);

Ветошкина Полина Олеговна студентка

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

Постановка проблемы. Одной из важных целей образовательной политики является формирование у подрастающего поколения ценностного отношения к своей родине, так как это всецело влияет на патриотическое воспитание школьников и формирование духовно-нравственной среды общества. Актуальность проблемы подтверждает Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» [7].

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования также указано, что «общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян», при этом «опираясь на национальные традиции» [3, С. 7].

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, в части дисциплины «Изобразительное искусство» указывается на необходимость формирования художественной культуры, в том числе на материале родного края, патриотического отношения к своей малой родине и ее культуре [9, С. 17].

Идеи и проблемы патриотического воспитания в своих трудах раскрывали многие отечественные ученые и педагоги, такие как Лихачев Д.С. [4], Макаренко A.C. [6], Стоюнин В.Я. [11], Сухомлинский В.А. [12], Ушинский К.Д. [13]. Тем не менее данная проблема остается актуальной и в современном мире.

Изложение основного материала исследования. Воспитание ценностного отношения к Родине - одна из не менее главных задач на уроках изобразительного искусства, которая должна прививаться обучающимся с начальной школы. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения. Младшие школьники лучше чувствуют красоту окружающего мира, нашей природы и страны.

В некоторых программах по изобразительному искусству применяется тема, связанная с малой родиной [8]. Для младших школьников по программе Б.М. Йеменского предложено большое количество тем, освещающих быт, убранство, особенности и традиции, история и культура русского народа. Все темы направлены на эффективное освоение знаний о Родине, а также воспитание любви и гордости к ней. К сожалению, по теме формирования ценностного отношения к малой родине у младших школьников на уроках изобразительного искусства, практически нет исследований, касающихся разработки диагностики для исследования данного качества обучающихся.

Изобразительное искусство является эффективным средством для пробуждения ценностного отношения и любви к родному краю у детей, поскольку именно оно в большей мере помогает выразить свои эмоции, чувства и ощущения с помощью рисунка. На уроках изобразительного искусства изучение Родины интереснее, ведь в начале урока просмотр и анализ творческих работ великих живописцев, которые изображали Россию и ее просторы, а после изображение обучающимися своих родных пейзажей по памяти, всецело повлияет на закрепление чувства причастности и ценностного отношения к нашей стране на эмоциональном уровне.

Академик Д.С. Лихачев писал, что патриотическое воспитание на уроках включает не только ценностное отношение к родным местам, но и включает знания о них, «приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень» [5, С. 12].

Обратимся к рассмотрению понятий. В энциклопедическом словаре определение «ценностный», рассматривается как «...основанный на оценке значимости кого-, чего-либо» [1, С. 1461].

«Отношение» определяется как «...причастность к чему-либо, связь с кем, чем-либо; касательство человека» [10, С. 572].

Таким образом, ценностное отношение - это отношение значимости какого-либо объекта, основанного на личностном опыте, сформированное в процессе деятельности и общения, отражающее собственный выбор личности.

Рассмотрим понятие «малая родина». Малая родина - совокупность образов определенного места, где жизнь человека только началась. Такие образы формируются при непосредственном восприятии и хранятся в памяти продолжительное

Д.С. Лихачев связывает «ценностное отношение к малой родине с уважением и любви к ней, ее традициям и нормам...» [4,С.249].

Проанализировав всё вышеперечисленное, было уточнено понятие «ценностное отношение к малой родине» относительно проявления его на уроках изобразительного искусства. Ценностное отношение обучающихся к малой родине на уроках изобразительного искусства - это значимость малой родины для обучающихся, проявляющаяся в знании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.