Научная статья на тему 'Дидактические возможности нейросетей в обучении иностранным языкам'

Дидактические возможности нейросетей в обучении иностранным языкам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нейросеть / системы искусственного интеллекта / чат-боты / ChatGPT / цифровые технологии / дидактический потенциал / обучение иностранным языкам / neural network / artificial intelligence systems / chat bots / ChatGPT / digital technologies / didactic potential / teaching foreign languages.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богатова Софья Михайловна, Фрезе Ольга Владимировна

Статья посвящена вопросам использования нейросетей в обучении иностранному языку, анализируется методический потенциал заданий, текстов сгенерированных с помощью нейросетей и возможности их интеграции в процесс обучения иностранному языку. В рамках подготовки материала для статьи использовались следующие методы: анализ методической литературы для определения ключевых понятий «нейросеть», «искусственный интеллект»; педагогическое наблюдение (для выявления трудностей при формировании языковых и речевых навыков обучающихся, путей их решения); отбор и анализ нейросетей для обучения иностранному языку; моделирование комплекса упражнений. Конкретизируется понятие «искусственный интеллект» применительно к предмету статьи. Анализируется существующий практический опыт по применению искусственного интеллекта в образовании, в том числе в обучении иностранному языку. Приводится комплекс упражнений, разработанный с использованием возможностей искусственного интеллекта для развития языковых и речевых навыков обучающихся на базе учебника английского языка для школы с помощью систем Lexica.art, ChatGPT+Midjourney, Twee.com. Авторы статьи считают, что программы искусственного интеллекта могут успешно использоваться в обучения иностранному языку для того, чтобы адаптировать этот процесс под индивидуальные потребности обучающегося, поддержать мотивацию к изучению иностранного языка, значительно сократить время преподавателя на подготовку и актуализацию учебного материала, позволяя сфокусироваться на творческой составляющей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC CAPABILITIES OF NEURAL NETWORKS IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES

The article is devoted to the use of neural networks in teaching a foreign language, analyzes the methodological potential of tasks, texts generated with the help of neural networks and the possibility of their integration into the process of teaching a foreign language. In preparing the material for the article, the following methods were used: analysis of methodological literature to define the key concepts “neural network”, “artificial intelligence”; pedagogical observation (to identify difficulties in the formation of language and speech skills of students, ways to solve them); selection and analysis of neural networks for teaching a foreign language; modeling a set of exercises. The concept of “artificial intelligence” is specified in relation to the subject of the article. The existing practical experience in the use of artificial intelligence in education, including in teaching a foreign language, is analyzed. A set of exercises is presented, developed using the capabilities of artificial intelligence for the development of language and speech skills of students based on an English textbook for school using the Lexica.art, ChatGPT+Midjourney, Twee.com systems. The authors of the article believe that artificial intelligence programs can be successfully used in teaching a foreign language in order to adapt this process to the individual needs of the student, support motivation for learning a foreign language, significantly reduce the time of the teacher for preparing and updating educational material, allowing you to focus on the creative component professional activity.

Текст научной работы на тему «Дидактические возможности нейросетей в обучении иностранным языкам»

Дидактические возможности нейросетей в обучении иностранным языкам

Богатова Софья Михайловна,

к. филол. н, доцент, кафедра теории и методики обучения иностранных языков, ФГАОУ ВО «ОмГУ им. Ф.М. Достоевского» E-mail: smbogatova@yandex.ru.

Фрезе Ольга Владимировна,

к. пед.н., доцент, кафедра теории и методики обучения иностранных языков, ФГАОУ ВО «ОмГУ им. Ф.М. Достоевского» E-mail: ofreze@ramble.ru.

Статья посвящена вопросам использования нейросетей в обучении иностранному языку, анализируется методический потенциал заданий, текстов сгенерированных с помощью нейросетей и возможности их интеграции в процесс обучения иностранному языку. В рамках подготовки материала для статьи использовались следующие методы: анализ методической литературы для определения ключевых понятий «нейросеть», «искусственный интеллект»; педагогическое наблюдение (для выявления трудностей при формировании языковых и речевых навыков обучающихся, путей их решения); отбор и анализ нейросетей для обучения иностранному языку; моделирование комплекса упражнений. Конкретизируется понятие «искусственный интеллект» применительно к предмету статьи. Анализируется существующий практический опыт по применению искусственного интеллекта в образовании, в том числе в обучении иностранному языку. Приводится комплекс упражнений, разработанный с использованием возможностей искусственного интеллекта для развития языковых и речевых навыков обучающихся на базе учебника английского языка для школы с помощью систем Lexica.art, ChatGPT+Midjourney, Twee.com. Авторы статьи считают, что программы искусственного интеллекта могут успешно использоваться в обучения иностранному языку для того, чтобы адаптировать этот процесс под индивидуальные потребности обучающегося, поддержать мотивацию к изучению иностранного языка, значительно сократить время преподавателя на подготовку и актуализацию учебного материала, позволяя сфокусироваться на творческой составляющей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: нейросеть, системы искусственного интеллекта, чат-боты, ChatGPT, цифровые технологии, дидактический потенциал, обучение иностранным языкам.

Введение

Обращение к теме использования искусственного интеллекта в обучении иностранным языкам (ИЯ) именно сегодня не случайно. В средствах массовой информации нейросеть стало словом года. Как справедливо указал ректор Московского городского университета МГПУ И.М. Реморенко «резкое повышение интереса к этой теме вполне понятно, так как есть ощущение того, что искусственный интеллект в образовании - это больше, чем просто игрушка» [1]. В рамках данной статьи мы попытаемся ответить на вопрос о том, насколько оправдано использование нейросетей в обучении ИЯ и каковы дидактические возможности применения искусственного интеллекта в образовательном процессе по иностранным языкам.

Методы

В процессе выполнения данной работы применялись следующие методы исследования: анализ методической литературы для определения ключевых понятий; педагогическое наблюдение (для выявления трудностей при формировании языковых навыков обучающихся, путей их решения); отбор и анализ нейросетей для обучения иностранному языку; моделирование комплекса упражнений с использованием возможностей искусственного интеллекта для развития языковых и речевых навыков обучающихся.

Результаты

Теоретическая значимость заключается в том, что выявление дидактических возможностей нейросе-ти может способствовать появлению новых методов и способов обучения иностранному языку, что может оптимизировать процесс обучения. Практическая значимость состоит в том, что в статье предлагаются варианты использования заданий, сгенерированных с помощью нейросети для использования на уроках английского языка именно в школе (в отличие от большинства исследований, описывающих применение нейросетей студентами и преподавателями вузов) и соответствующие технические решения.

Основная часть

Прежде всего необходимо рассмотреть, что понимается под искусственным интеллектом. Существует несколько определений искусственного интеллекта. Для нашего исследования мы выбрали следующие две дефиниции: 1) «Системы способные решать когнитивные задачи, предназначенные для чело-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

U

см о см

веческого разума» [2: 33]. 2) «Моделирование процессов человеческого интеллекта компьютерными системами», которое включает процессы «обучения (получение и обработка информации)», «рассуждения» (формулировка определенных выводов, выявление закономерностей), «самокоррекции», распознавания вербальных (речь) и невербальных знаков («машинное зрение») [3: 117-118].

Обзор публикаций за последние пару лет, позволили сделать вывод, что нейросети активно используются студентами в процессе образования в вузе. Все чаще появляются случаи, когда студенты пишут свои выпускные квалификационные работы и выполняют другие академические задания с помощью нейросети (в том числе выполняют перевод текстов с помощью таких программ как Google Translate и Яндекс Переводчик). В 2023 году появилась публикация «ChatGPT в высшем образовании и науке: угроза или ценный ресурс?», в которой авторы статьи призывают научное сообщество к академической дискуссии о недостатках и возможностях искусственного интеллекта для образования [4]. Эксперты выделяют ряд недостатков систем искусственного интеллекта: ненадежность данных (система работает на текстах, написанных людьми, и не может учитывать контекст создания текстов), ложный контент (например, даже последняя версия чат-бота ChatGPT способна в своей работе создавать ложное содержание) [4: 17]. И все же большинство экспертов в области образования считают неразумным полностью запретить использование нейросетей, но предлагают обязательно ссылаться на то, что в процессе работы был использован искусственный интеллект. Главное необходимо понимать, что искусственный интеллект может составить текст на основе имеющихся данных в сети, но делать выводы и интерпретировать полученный материал, получая оригинальные суждения, может только сам человек.

О том, что уже сейчас искусственный интеллект отлично обучает иностранным языкам нет сомнений. Только за 2023 год появилось достаточно много публикаций в российских научных журналах, где освящаются разные аспекты использования нейронных сетей в процессе обучения иностранному языку, например, перспективы использования нейросети при проведении дебатов (Шуйская Ю.В., Дроздова Е.А., Мыльцева М.В.) [5], создание на базе нейросетей систем тестирования языковых и речевых компетенций для определения и подтверждения уровня владения английским языком (Базанова Е.М., Горизонтова А.В., Грибова Н.Н. и др.), возможности нейросетей для языковой подготовки студентов технических вузов (Евдокимова М.Г., Агамалиев Р.Т.) и для повышения мотивации студентов вуза к изучению иностранного языка (Мещерекова О.В.) [5; 6; 7; 8].

Обобщая существующий опыт по использованию нейросетей в образовании, следует также упомянуть об использовании искусственного интеллекта в онлайн обучении. Есть программы, ко-

торые помогают подобрать обучающие материалы в зависимости от потребностей обучающихся и их уровня владения ИЯ (например, Knewton, Learn-dash). Многие образовательные платформы, под которыми понимается «ограниченный личностно-ориентированный Интернет ресурс, посвященный вопросом образования и саморазвития и содержащий учебные материалы, которые предоставляются пользователям на тех или иных условиях» применяют подобные адаптивные технологии, позволяющие сравнить имеющиеся исходные данные и обработать их [9: 588-589]. Выявив определенные пробелы в знаниях учеников, платформа предлагает сделать упор на этих проблемных зонах и ликвидировать их. Функционал таких систем с искусственным интеллектом широкий: они не только позволяют персонализировать онлайн обучение (предоставляют персонализированные подсказки, индивидуальные траектории обучения), но и помогают продюссерам онлайн-курсов организовать мгновенную обратную связь, отследить прогресс в развитии навыков, составить расписание уроков и т.п. Яркими примерами использования искусственного интеллекта в онлайн обучении ИЯ являются образовательная платформа Duolingo и приложение Virtual Talk, позволяющие практиковать иностранный язык с помощью мультимедийных материалов в устной и письменной форме.

Далее рассмотрим то, как преподаватель иностранного языка может использовать возможности искусственного интеллекта в обучении ИЯ.

Мы считаем, что основной дидактический потенциал искусственного интеллекта связан с тем, что он позволяет сделать процесс обучения ИЯ более адаптивным, а также значительно повышает мотивацию обучающихся к изучению ИЯ; сокращает время, которое преподаватель тратит на подготовку к занятиям. Что касается персона-лизации учебной среды, то создаются комфортные для обучающегося условия, формируется положительное отношение к процессу изучения ИЯ, что в результате приводит к лучшему усвоению содержания обучения. Для поддержания уровня мотивации очень важно вовлечь обучающегося «в дидактическую историю с актуальным для него контекстом, имеющим личностно-значимое наполнение», а нейросеть как раз может создавать подобные истории с различными персонажами [10: 30]. Допустим, ученик не понял какую-либо грамматическую тему на уроке или имеет сложности с усвоением лексического материала, представленного в учебнике в силу разных причин: объема лексических единиц подлежащих усвоению, их трудности, индивидуальных особенностей усвоения материала. Здесь на помощь могут прийти задания, сгенерированные с помощью искусственного интеллекта. В качестве примера представим задания, созданные на основе учебника Английский язык 7 класс. Звездный английский. Starlight (авторы: Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В.). Учебника перенасыщен лексикой, которая дается в рамоч-

ках к каждому тексту (см. рис. 1). При этом в рамочки выносится и активная и пассивная лексика, которая позже в учебнике встречается редко. Как правило, есть обучающиеся, которые на ходу усваивают новый вокабуляр, им достаточно пару раз встретить слово в контексте, другим же требуется дополнительно закрепление. Как раз в таком случае могут пригодиться возможности нейросетей для быстрого создания дополнительных упражнений на закрепление данной лексики, которые будут одновременно развивать и другие речевые навыки, такие как аудирование, чтение и письмо.

Рис. 1. Образец рамка с лексическими единицами из учебника

Рис. 2. Примеры изображений, сгенерированных сайтом Lexica.art

На первом этапе можно с помощью нейросети сгенерировать изображение с данными ключевыми словами. Самым простым и удобным инструментом является сайт Lexica.art (требуется регистрация). В нашем случае запрос был составлен следующим образом: Generate a nice-looking cozy image including kaleidoscope, somersault, hanging

lantern, bravery, warrior, whip, acrobatics, fall in love, ribbons, crowd, ancient times. В строку негативных промптов, т.е. того, чего не должно быть на изображении, были включены следующие: text, blurry, ugly, scary. Приложение выдает 4 варианты изображения по заданному промпту (см. рис. 2).

Далее можно придумать упражнения любого типа по данным картинкам:

- Look at the pictures and say which words from the list were used to generated it?

- Look at the picture and say which one shows more words from the list then others? What are they? Which words are not shown on each picture?

- Look at the picture and describe it using the words above.

- Look at the picture and say which one you like most? Why?

Для актуализации изученной лексики в рецептивных видах речевой деятельности, можно составить сказку или рассказ на основе данных слов с помощью нейросети. Существуют различные сайты и чат-боты в Телеграм, работающие с ChatGPT, а также ресурс Perplexity. Для создания сказки учениками была выбрана третья картинка. Данная сказка была создана с помощью ChatGPT+Midjourney на основе простого промпта: Make a fairytale for a girl of 13 with the words: bravery, wild, cruelty, acrobatics, fall in love with, ancient times, hanging lantern, whip, emotion, gallop, warrior, loyalty, reveal, fiery, grand, ribbon, high-pitched, crowd, gather.

В результате нейросеть выдала следующий текст (приведен в сокращенном виде), заданные слова выделены жирным шрифтом (выделение автора).

Once upon a time, in ancient times, there was a brave and wild girl named Lyra. She lived in a kingdom ruled by a cruel queen who demanded loyalty from her subjects through fear and punishment. But Lyra was different. She had a fiery spirit and a love for acrobatics that made her stand out from the crowd.

One day, while practicing her acrobatics, Lyra stumbled upon a hanging lantern that revealed a hidden passage. Curiosity got the best of her, and she followed the passage until she found herself in a grand arena. There, she saw a group of warriors performing with whips and ribbons, their high-pitched yells filling the air with emotion.

Как видно из приведенного фрагмента текста, плотность изучаемой лексики в нем довольно высокая, что является несомненным плюсом. В содержательном плане сказка довольно хорошо построена: имеет завязку, ясный сюжет, кульминацию и заключение. Одним минусом можно считать тот факт, что нейросеть добавила в сказку еще дополнительные сложные слова, которых хотелось бы избежать, чтобы сфокусироваться на изучаемой лексике, например: subjects, rebellion, plight, wielding и т.д. Преподаватель должен по своему усмотрению скорректировать текст, заменив слова на более простые, или дополнительно ввести сложную лексику. Важно понимать, что нейро-

сэ о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

CJ

см о см

сеть - это очень удобный инструмент, но, как и все другие инструменты, он требует жесткого контроля и часто корректировки.

Следующим шагом к работе с данным текстом может служить проверка его понимания обучающимися, также созданная с помощью нейросети. В зависимости от того, как мы составим промпт можно получить вопросы на общее понимание текста, вопросы на верно/неверно, либо множественный выбор. В данном случае нейросеть составила вопросы на проверку понимания (результат приведен в сокращенном виде):

1. Who was Lyra and what made her different from others in the kingdom? 2. What did Lyra stumble upon while practicing her acrobatics? 3. Where did the hidden passage lead Lyra? 4. What did Lyra see in the grand arena? 5. What did Lyra realize about the warriors performing in the grand arena?

При желании можно использовать данную сказку для развития навыков аудирования и закрепить восприятие новой лексики на слух. Для такой задачи существует множество приложений. В нашем случае использовался сайт llElevenLabs1, позволяющий преобразовать текст в речь, предоставляет широкий выбор дикторов с вариациями скорости чтения, акцентов, тембров голоса и т.д. Сервис удобен тем, что сгенерированный аудиофайл можно просто скачать на компьютер и отправить обучающимся, выложить на какую-либо платформу, либо воспроизвести в классе.

Возможности нейросетей позволяют пойти еще дальше. Текст можно преобразовать в диалог, так же указав ключевую лексику. Ниже представлен диалог на основе текста, составленный на сайте Twee.com (диалог приведен в сокращенном виде). Причем функционал сайта предлагает выбрать необходимый уровень языка для создания диалога, а после его создания есть возможность упростить, усложнить или укоротить диалог.

Lyra: Did you hear the news?

Violet: No, what is it?

Lyra: I found a hidden passage while practicing my acrobatics. It led me to an underground arena.

Jack: An arena? What's so special about that?

Lyra: The performers. They were slaves, forced to entertain the queen and her subjects with whips and ribbons.

Violet: That's terrible! What can we do?

Lyra: We need to gather support and overthrow the queen's cruelty.

Jack: But she has loyal guards and powerful warriors on her side.

Lyra: Don't worry, I have a plan. Gallop through the kingdom and spread the word. We'll meet at the hanging lantern in the town square.

Далее все зависит от творчества преподавателя для того, чтобы организовать работу с диалогом: можно вырезать из диалога ключевые слова и попросить обучающихся вставить их, можно переставить местами реплики и попросить учеников

1 Сайт llElevenLabs: (01.02.2024)

https://elevenlabs.io/speech-synthesis

поставить их в нужном порядке, а также просто читать по ролям или разыграть сценку.

Приложение на основе нейросетей Twee.com обладает очень широким функционалом и предлагает создать всевозможные упражнения на основе данного текста или набора слов. Один из вариантов дальнейшей отработки лексики в контексте -работа с диалогическими единствами, созданным приложением на основе нашей сказки и диалога. Приведем некоторые примеры:

1) - It takes a lot of bravery to perform acrobatics on a tightrope.

- I know, but it's my passion and I love it.

2) - Did you know that horses can gallop up to 55 miles per hour?

- Wow, that's wild! I had no idea they were that fast.

3) - The hanging lanterns at the festival were so beautiful.

- I agree, they added a grand touch to the event.

Преподаватель может разрезать все пары

фраз и перемешать, ученики должны собрать правильные диалогические единства. Можно просто заполнить пропуски ключевыми словами.

В качестве итогового задания по данной теме с выходом на продуктивные виды речевой деятельности, можно предложить ученикам продолжить историю героини сказки. Например: What happend to Lyra after the end of the story. Think of a sequel using the following key words: lantern, warrior, adventure, to find, somersault, bravery, dragon, wizard, mountains.

Преподаватель добавляет к отработанным ключевым словам новые, чтобы выйти на новый смысловой виток сказки, но ученики могут сами предложить дополнительные ключевые слова, которые они хотят включить в свою историю. Можно также предложить им самостоятельно сгенерировать изображения к своей истории, правильно формулируя промпт на английском языке и включая новые ключевые слова.

Выводы

Суммируя изложенное, мы считаем, что развитие нейросетей и их использование в процессе обучения иностранному языку может помочь адаптировать содержание занятий к личностным предпочтениям и потребностям учеников, в том числе учесть их когнитивные стили; повысить мотивацию и интерес к изучению иностранного языка, за счет включения нестандартных заданий; сэкономить время преподавателя на подготовку к занятиям.

Заключение

Таким образом, использование преподавателем нейросетей в своей профессиональной деятельности может значительно преобразовать эту деятельность. Перед преподавателем открываются широкие возможности для творческого подхода к подготовке к занятиям. Безусловно нейросети не смогут заменить преподавателя, однако как от-

мечает И.М. Реморенко «...учителя заменит другой учитель, который умеет пользоваться технологиями искусственного интеллекта» [1]. Действительно, если раньше работа с Интернет-технологиями требовала специальных навыков от преподавателя, то сейчас мы не далеки от будущего, когда искусственный интеллект станет таким же обычным компонентом языковых курсов (онлайн и офлайн), как видео или аудио материалы. Со временем многие программы по использованию искусственного интеллекта в обучении станут еще более доступными. Главное, что требуется от преподавателя - это воображение, наличие критического мышления для того, чтобы оценить и при необходимости скорректировать сгенерированные искусственным интеллектом задания и тексты.

Литература

1. Российская газета - Федеральный выпуск: № 13(9255). Доступно по: https://rg. ru/2024/01/19/pravila-dlia-nejroseti-rektor-mgpu-igor-remorenko-rasskazal-ob-iskusstvennom-intellekte-v-obrazovanii.html?utm_cam-paign=news_january_2024_vypusk_2&utm_me-dium=email&utm_source=Sendsay. Ссылка активна на 01.02.2024.

2. Кравцова А.Г. CHATGPT-3: перспективы использования в обучении иностранному языку // МНКО. 2023. № 3 (100). С. 33-35. Доступна по https://cyberleninka.ru/article/n/ chatgpt-3-perspektivy-ispolzovaniya-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku. Ссылка активна на 01.02.2024.

3. Паскова А.А. Технологии искусственного интеллекта в персонализации электронного обучения // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. № 3 (42). С. 113-122. https://doi. org/10.24411/2078-1024-2019-13010. Ссылка активна на 01.02.2024.

4. Ивахненко Е.Н., Никольский В.С. ChatGPT в высшем образовании и науке: угроза или ценный ресурс? // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 4. С. 9-22. DOI: 10.31992 /0869-3617-2023-32-4-9-22. Ссылка активна на 01.02.2024.

5. Шуйская Ю.В., Дроздова Е.А., Мыльце-ва М.В. Привлечение нейросетей к проведению дебатов на иностранном языке на продвинутом этапе его изучения // МНКО. 2023. № 2 (99). С. 216-218. Доступна по https://cy-berleninka.ru/article/n/privlechenie-neyrosetey-k-provedeniyu-debatov-na-inostrannom-yazyke-na-prodvinutom-etape-ego-izucheniya. Ссылка активна на 01.02.2024.

6. Базанова Е.М., Горизонтова А.В., Грибова Н.Н., Чикаке Т.М., Самосюк А.В. Разработка и перспективы развития национальной интеллектуальной системы тестирования общеязыковых компетенций (ИСТОК) на базе ней-росетевых решений // Высшее образование

в России. 2023. № 8-9. С. 147-166. doi: 10.319 92/0869-3617-2023-32-8-9-147-166. Ссылка активна на 01.02.2024.

7. Евдокимова М. Г., Агамалиев Р.Т. Лингводи-дактический потенциал систем искусственного интеллекта // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2023. № 2 (38). С. 173-191. doi: 10.24151/2409-1073-2023-2-17 3-191. Ссылка активна на 01.02.2024.

8. Мещерекова О.В. Возможности использования искусственного интеллекта для повышения мотивации студентов к изучению иностранных языков в вузе // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 6 (110). С. 152-160. doi.org/10.24158/spp.2023.6.22. Ссылка активна на 01.02.2024.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Белоусова Л.И., Олефиренко Н.В. Дидактический потенциал цифровых образовательных ресурсов для младших школьников // ОТО. 2013 № 1. Доступна по: https://cyber-leninka.ru/article/n/didakticheskiy-potentsial-tsifrovyh-obrazovatelnyh-resursov-dlya-mladshih-shkolnikov. Ссылка активна на 01.02.2024.

10. Дахин А.Н., Семенов Н.Г., Ярославцева Н.В., Ермолаев С.Ю. Педагогические технологии и нейросети // Школьные технологии. 2020. № 2. С. 28-33. Доступна по: https://cyberlen-inka.ru/article/n/pedagogicheskie-tehnologii-i-neyroseti. Ссылка активна на 01.02.2024.

DIDACTIC CAPABILITIES OF NEURAL NETWORKS IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES

Bogatova S.M., Freze O.V.

Dostoevsky Omsk State University

The article is devoted to the use of neural networks in teaching a foreign language, analyzes the methodological potential of tasks, texts generated with the help of neural networks and the possibility of their integration into the process of teaching a foreign language. In preparing the material for the article, the following methods were used: analysis of methodological literature to define the key concepts "neural network", "artificial intelligence"; pedagogical observation (to identify difficulties in the formation of language and speech skills of students, ways to solve them); selection and analysis of neural networks for teaching a foreign language; modeling a set of exercises. The concept of "artificial intelligence" is specified in relation to the subject of the article. The existing practical experience in the use of artificial intelligence in education, including in teaching a foreign language, is analyzed. A set of exercises is presented, developed using the capabilities of artificial intelligence for the development of language and speech skills of students based on an English textbook for school using the Lexica.art, ChatGPT+Midjourney, Twee.com systems. The authors of the article believe that artificial intelligence programs can be successfully used in teaching a foreign language in order to adapt this process to the individual needs of the student, support motivation for learning a foreign language, significantly reduce the time of the teacher for preparing and updating educational material, allowing you to focus on the creative component professional activity.

Keywords: neural network, artificial intelligence systems, chat bots, ChatGPT, digital technologies, didactic potential, teaching foreign languages.

References

1. Rossiyskaya Gazeta - Federal Issue № 13(9255). Available at: https://rg.ru/2024/01/19/pravila-dlia-nejroseti-rektor-mgpu-igor-remorenko-rasskazal-ob-iskusstvennom-intellekte-v-obrazovanii.html?utm_campaign=news_january_2024_vy-

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

pusk_2&utm_medium=email&utm_source=Sendsay. Assessed 01.02.2024. (In Russ.).

2. Kravtsova A.G., ChatGPT-3: Perspectives of application to foreign language teaching. The world of science, culture and education. 2023. № 2 (99). C. 216-218. Available at https://cy-berleninka.ru/article/n/privlechenie-neyrosetey-k-provedeniyu-debatov-na-inostrannom-yazyke-na-prodvinutom-etape-ego-izucheniya. Assessed 01.02.2024. (In Russ.).

3. Paskova A.A. Artificial intelligence technologies in e-learning personalization. Vestnik of Maikop State Technological University. 2019. Issue 3(42). P. 113-122. DOI: 10.24411 / 20781024-2019-13010. Assessed 01.02.2024. (In Russ.).

4. Ivakhnenko Evgeniy N., Nikolskiy Vladimir S. ChatGPT in Higher Education and Science: a Threat or a Valuable Resource? Higher education in Russia. 2023. T. 32. No. 4. P. 9-22. DOI: 10 .31992/0869-3617-2023-32-4-9-22. Assessed 01.02.2024. (In Russ.).

5. Shuiskaya Yu.V, Drozdova E.A., Myltseva M.V. Involving neural networks to conduct debates in a foreign language at the advanced stage of language learning. The world of science, culture and education. 2023. № 2 (99). C. 216-218. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/privlechenie-neyrosetey-k-provedeniyu-debatov-na-inostrannom-yazyke-na-prodvinutom-etape-ego-izucheniya. Assessed 01.02.2024. (In Russ.).

6. Bazanova, E.M., Gorizontova, A.V., Gribova, N.N., Chikake, T.M., Samosyuk, A.V. (2023). Development and Prospects of

National Intelligent System for Testing General Language Competencies Deployed Through Neural Network Solutions. Vyss-hee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 32, no. 8-9, pp. 147-166, doi: 10.31992/0869-3617-2023-32-8-9-1 47-166 (In Russ., abstract in Eng.).

7. Evdokimova M. G., Agamaliev R.T. "Lingvodidactic Potential of Artificial Intelligence Systems". Economic and Social Research 2 (38) (2023): 173-191. https://doi.org/10.24151/2409-1073-2023-2-173-191 EDN: EPHUOK. (In Russ.).

8. Meshcheryakova, O.V. (2023) Using Artificial Intelligence to Increase Motivation of University Students for Learning Foreign Languages. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (6), 152-160. Available from: doi:10.24158/spp.2023.6.22. (In Russ.).

9. Belousova L.I., Olefirenko N.V. Didactic potential of digital educational resources for primary schoolchildren // OTO. 2013 No. 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ didakticheskiy-potentsial-tsifrovyh-obrazovatelnyh-resursov-dlya-mladshih-shkolnikov. Assessed 01.02.2024. (In Russ.).

10. Dakhin A.N., Semenov N.G., Yaroslavtseva N.V., Ermo-laev S. Yu. Pedagogical technologies and neural networks. School technologies. 2020. No. 2. pp. 28-33. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-tehnologii-i-neyroseti. Assessed 01.02.2024. (In Russ.).

o d

u

CM

o

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.