Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ АДАПТИВНЫХ БИЗНЕС-СИСТЕМ'

ФОРМИРОВАНИЕ АДАПТИВНЫХ БИЗНЕС-СИСТЕМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
164
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Управление конкурентоспособностью / Бизнес-система / Бизнес-модель / Competitiveness Management / Business System / Business Model

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Д. В. Николаев

Статья продолжает авторские исследования системы бизнес-моделирования в современных компаниях, акцентируя внимание на системном подходе к управлению изменениями. Компания может быть описана как система, состоящая из совокупности взаимодействующих подразделений. С одной стороны, она выступает как новая социальная система, что является отражением эмерджентного свойства системы. С другой стороны, компания взаимодействует через своих сотрудников с потребителями, поставщиками, общественностью, и в этом отношении является подсистемой других, более крупных систем. Исследованы интегральные методологии развития предприятий, созданные с позиций системного рассмотрения предприятия, объединяющей структуры и процессы в организации Сбалансированная Система Показателей и Универсальная Система Показателей Деятельности. Показаны преимущества данных методологий для стратегии развития компаний, управления результативностью и у компетенциями. Предложена адаптивная модель бизнес-системы, которая объединяет, как основные процессы со структурами управления, так и со стратегией и корпоративной культурой предприятия. Выделены основные подсистемы предприятия (нацеливания, реализации и стабилизации) с позиции этапности проведения изменений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ADAPTIVE BUSINESS SYSTEMS

The article continues the author’s research on the business modeling system in modern companies, focusing on a systematic approach to change management. A company can be described as a system consisting of a set of interacting divisions. On the one hand, it acts as a new social system, which is a reflection of the emergent properties of the system. On the other hand, the company interacts through its employees with consumers, suppliers, the public, and in this regard is a subsystem of other, larger systems. We study the integrated methodology of enterprise development, created from the perspective of a systematic review of the enterprise, combining the structures and processes in the organization the Balanced Scorecard and the Universal Performance Indicator System. The advantages of these methodologies for the development strategy of companies, performance management and competencies are shown. An adaptive model of a business system is proposed that combines both basic processes with management structures and the strategy and corporate culture of an enterprise. The main subsystems of the enterprise (targeting, implementation and stabilization) are identified from the position of the stage-by-stage implementation of changes

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ АДАПТИВНЫХ БИЗНЕС-СИСТЕМ»

DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10272

Д.В. Николаев - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Налогообложение и бухгалтерский учет» Южно-Российского института управления-филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Эл. почта: danil_niko@mail.ru,

D. V. Nikolaev - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Tax and Accounting, South Russian Institute of Management, Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration.

ФОРМИРОВАНИЕ АДАПТИВНЫХ БИЗНЕС-СИСТЕМ FORMATION OF ADAPTIVE BUSINESS SYSTEMS

Аннотация. Статья продолжает авторские исследования системы бизнес-моделирования в современных компаниях, акцентируя внимание на системном подходе к управлению изменениями. Компания может быть описана как система, состоящая из совокупности взаимодействующих подразделений. С одной стороны, она выступает как новая социальная система, что является отражением эмерджентного свойства системы. С другой стороны, компания взаимодействует через своих сотрудников с потребителями, поставщиками, общественностью, и в этом отношении является подсистемой других, более крупных систем. Исследованы интегральные методологии развития предприятий, созданные с позиций системного рассмотрения предприятия, объединяющей структуры и процессы в организации - Сбалансированная Система Показателей и Универсальная Система Показателей Деятельности. Показаны преимущества данных методологий для стратегии развития компаний, управления результативностью и у компетенциями. Предложена адаптивная модель бизнес-системы, которая объединяет, как основные процессы со структурами управления, так и со стратегией и корпоративной культурой предприятия. Выделены основные подсистемы предприятия (нацеливания, реализации и стабилизации) с позиции этапности проведения изменений.

Abstract. The article continues the author's research on the business modeling system in modern companies, focusing on a systematic approach to change management. A company can be described as a system consisting of a set of interacting divisions. On the one hand, it acts as a new social system, which is a reflection of the emergent properties of the system. On the other hand, the company interacts through its employees with consumers, suppliers, the public, and in this regard is a subsystem of other, larger systems. We study the integrated methodology of enterprise development, created from the perspective of a systematic review of the enterprise, combining the structures and processes in the organization - the Balanced Scorecard and the Universal Performance Indicator System. The advantages of these methodologies for the development strategy of companies, performance management and competencies are shown. An adaptive model of a business system is proposed that combines both basic processes with management structures and the strategy and corporate culture of an enterprise. The main subsystems of the enterprise (targeting, implementation and stabilization) are identified from the position of the stage-by-stage implementation of changes.

Ключевые слова. Управление конкурентоспособностью, Бизнес-система, Бизнес-модель

Keywords: Competitiveness Management, Business System, Business Model

В современной экономике конкуренция смещается в плоскость формирования бизнес-систем, конкуренция на уровне производства и продажи товаров и услуг уходит в прошлое. Всё большее количество собственников и топ-менеджеров понимают, что главным условием устойчивого развития компании и стабильного роста финансовых результатов становится эффективная бизнес-модель. Более того, для них становится очевидным, что основой для построения таких моделей служат систематизированные и правильно организованные бизнес-процессы. В тоже время чаще всего компании в попытке выстроить оптимальные бизнес-процессы и внедрить искусственный интеллект для их автоматизации допускают ошибки, в частности связанные с отсутствием системного подхода при их проектировании.

В отличие от более «классических» подходов в управлении бизнесом, социальная наука описывает людей как систему. Это понимание важно для процессов в компании и, следовательно, для отправных точек воздействия на эти процессы (планирование, организация, мотивация, контроль). Поэтому системное управление -это управление, которое использует знания теории систем для выполнения своих задач [1,6,7].

Система - это форма существования организации, которая состоит из различных органов (различимых единиц системы, которые могут быть назначены определенным

функциям) и которая поддерживает свое существование и функцию в целом посредством взаимодействия своих органов друг с другом. Поскольку система в основном находится во взаимодействии различных подсистем, ее можно рассматривать как динамическую. Она находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой, под ее влиянием и, в свою очередь, влияет на нее. Основой взаимодействия является прямая и обратная связь органов управления и результатов процесса друг с другом. Система управления компании в свою очередь состоит из структурных подразделений (например, филиалов, отделов), которые, в свою очередь, состоят из команд или отдельных лиц. Подсистемы взаимодействуют друг с другом таким образом, что ни одна из частей не

может существовать полностью независимо от всех других частей, а на поведение целого влияет взаимозависимость системообразующих частей [4,13,14]. .

Важным аспектом систем являются так называемые эмерджентные свойства (возникновения). Это такие свойства, которые ни один орган системы не имеет сам по себе, но они могут возникнуть только через их взаимодействие. Например, сотрудничество и культура в компаниях формируют командную работу и собственную корпоративную культуру в качестве новой характеристики такой системы, как предприятие [10,15].

Компания может быть описана как система, которая имеет как минимум два уровня подсистемы. Это, с одной стороны, разные отделы и иерархические группы компании, например, производство, закупки, маркетинг, финансовый учет и, с другой стороны, сам сотрудник, у которого также есть мотивация, ожидания, опыт и поведение, которые работают системно. Из совокупности взаимодействующих подразделений компания выступает как новая социальная система, что является отражением эмерджентного свойства системы. С другой стороны, компания, являясь системой, действует и взаимодействует через своих сотрудников с потребителями, поставщиками, общественностью, и в этом отношении является подсистемой других систем, например, ассоциаций и отраслей.

В социальной системе обратная связь возникает потому, что структурные подразделения общаются друг с другом по поводу результатов своих внутренних процессов, а результаты их собственных процессов и результаты других процессов, в свою очередь, тесно связаны между собой.

Первой интегральной методологией развития предприятий, созданной с позиций системного рассмотрения предприятия, объединяющей структуры и процессы в организации стала Сбалансированная Система Показателей (Balanced Scorecard) Р. Каплана и Д. Нортона (1996 г.), показавшая свои преимущества в комплексном стратегическом развитии компаний [2,16].

Второй удачной попыткой является методология Универсальной Системы Показателей Деятельности (Total Performance Scorecard) Х. Рамперсада (2001г.) [8,12]. согласовать эти системы. Большое внимание уделяется формулированию миссии, видения и стратегии. TPS гармонично соединяет в себе преимущества лучших методологий управления: Системы Сбалансированных Показателей (BSC), всеобщего менеджмента качества (Total Quality Management - TQM), управления результативностью (Performance Management - PM) и управления компетенциями (Competence Management -- CM). Автор предлагает объединить процесс разработки обеих систем показателей (организационная сбалансированная система показателей и личная сбалансированная система показателей) и процесс их согласования между собой.

TPS позволяет:

• Разработать Систему Организационных Сбалансированных Показателей для всей организации.

• Выстроить Индивидуальные Системы Сбалансированных Показателей для подразделений, ключевых должностей и основных профессиональных групп персонала предприятия.

• Интегрировать систему стратегических целей организации и индивидуальных целей ее сотрудников.

• Построить процесс совершенствования деятельности всего предприятия на основе программ профессионального развития персонала и специалистов предприятия.

• Внедрить потребность в самосовершенствовании в системы мотивации персонала и ротации руководящих кадров предприятия.

Современные технологии интегрального управления деятельностью предприятия позволяют сделать процесс организации и развития предприятия управляемым, технологичным и эффективным. Они не освобождают от персональной ответственности руководителей предприятий, но существенно повышают эффективность и результативность их деятельности, при наличии соответствующего желания.

Системный подход предполагает рассмотрение компании с позиций совокупности взаимодействия его структурных подразделений, параметров внутренней и внешней среды. Системное управление представляет собой целостный взгляд на все взаимодействия между менеджерами, сотрудниками, клиентами, поставщиками, финансистами, рынком, обществом, культурой и окружающей средой в контексте системного подхода. Речь идет о целенаправленном вмешательстве в структуры согласования действий и ожиданий вовлеченных лиц с целью содействия самоорганизации. Организации рассматриваются как системы, которые никогда не могут быть полностью организованы сверху.

Системное управление основано на автономных, рассредоточенных, независимых, самоорганизующихся подсистемах. Чтобы избежать негативных последствий чрезмерного управления и регулирования «сверху», исследователи лидерства советуют использовать стили участия (партисипативное управление), полуавтономные группы, сетевое взаимодействие и взаимозависимость своих производственных и социальных объектов в системах [4,5].

Авторское исследование технологий бизнес-моделирования базируется и расширяет системный подход к управлению [7-11,13]. Предлагаемая структурная модель бизнес-системы представлена на рисунке 1. Она включает в себя потоки - информационный, социальный, финансовый, товарный, сырьевой; структуры - функциональную, организационную, финансовую, производственную, технологическую; процессы - менеджмента, маркетинга, бюджетирования, купли-продажи;. культуру - корпоративную, управленческую, финансовую, производственную, качества.

Формирует:_

_Определяет:

Рисунок 1 - Структурная модель бизнес-системы

Для обеспечения процессного подхода целесообразно провести предварительный анализ. Анализ процессов - набор инструментов, используемых для определения возможностей для улучшения, документирования текущих процессов, оценки процессов, поиска пробелов в производительности, перепроектирования процессов и реализации желаемых целей.

Аксиомы процессного подхода:

• Жизнь - это процесс...

• Жизнь - процесс смены состояний.

• Процесс - способ получения нужного состояния.

• Процесс - совокупность процедур и операций, позволяющих получить заданный результат из исходных ресурсов.

• Изменение состава и/или очередности выполнения процедур, а также состава исходных ресурсов, приводит к изменению результата.

• Качество получаемого результата, а так же возобновляемость результата зависит от качества и возобновляемости процесса.

• Процессы создаются, реализуются и поддерживаются для обеспечения потоков.

• Процессы формируют, обеспечивают и поддерживают структуры.

• Совокупность целостной структуры, стабильного процесса и непрерывного потока обеспечивает жизнеспособность системы.

• Потоки всегда текут по пути наименьшего сопротивления.

• Сопротивление потокам формируется неэффективными процессами.

• Неэффективные процессы формируют неэффективные структуры.

Современное конкурентоспособное производство должно отвечать следующим основным условиям: энергоэффективность; ресурсоэффективность; компактность, с точки зрения логистических задач; универсальность, как способность к быстрой переналадке производства (переориентации на производство продукции другого, качественно отличающегося вида); стабильность (в плане обеспечения качества продукции).

Список, конечно, можно продолжать и углублять, но названные характеристики являются основополагающими. Идеализированные свойства такой производственной структуры делают ее абстрактной и весьма далекой от нынешних российских реалий, но представление о ее предполагаемых свойствах может способствовать пониманию влияния соответствующего компонента на организационную структуру в целом.

Если подойти к решению проблемы с точки зрения экономической эффективности на основе затратного подхода, то становится ясным что для этого необходимо произвести алгоритмизацию всех происходящих процессов и затем в максимальной степени автоматизировать все основные функции. Однако рост эффективности в данном случае ограничен, так как он всегда связан с разделением труда и максимальным углублением специализации. Пределом специализации являются отдельные повторяющиеся (рутинные) операции, которые в свою очередь и требуется автоматизировать. Здесь технологические и технические вопросы переходят в плоскость экономики, а именно - стоимость автоматизации в сравнении с потенциальным эффектом, и возникает вопрос с социальной составляющей - что делать с человеческими ресурсами.

В настоящее время в нашем государстве четко выделилась новая организационная форма управления крупными корпоративными структурами производственного типа - государственные корпорации.

Основные цели создания подобных госкорпораций следующие:

- концентрация ресурсов крупнейших производств под государственным контролем;

- сохранение материально-технической базы, технологий и кадровых ресурсов добывающих и перерабатывающих производств, обеспечивающих стабильные налоговые поступления;

- финансирование и освоение новых технологий на основе концентрации ресурсов;

- получение дополнительной прибыли за счет эффекта масштаба производства;

- обеспечение бесперебойного поступления налогов, акцизов, таможенных платежей от крупнейших налогоплательщиков.

Можно выделить негативные стороны данного подхода. Государственные корпорации активно внедряются во все взаимосвязи и взаимодействия подконтрольных предприятий, образуя экономически нецелесообразную и неэффективную надстройку из сопутствующих бизнес-процессов (охраны, IT-обеспечения, страхования и прочих). При этом от реального управления данные структуры абстрагируются, за счет чего взаимодействие отдельных предприятий с органами власти и профильными министерствами осуществляется напрямую. Таким образом, осуществляется полный контроль над всеми финансовыми потоками, но отсутствует какая-либо ответственность за результаты производства и взаимодействия на местах.

Решение данной проблемы видится в урезании полномочий управляющих госкорпораций (запрет на коммерческую деятельность и распоряжение имуществом), обязанность согласования деятельности с региональными властями и ограничение размеров оплаты за оказываемые услуги.

Технологии процессного управления, получившие развитие в последнее десятилетие, при всей своей полезности должны иметь пределы своего применения, иначе они начинают давать отрицательный эффект. Так вопросы, связанные с социально-ориентированной составляющей предприятия, можно урегулировать, применив гибридную структуру построения производств, где высокоточные и наиболее ответственные операции автоматизируются, а операции обеспечения технологического процесса решаются за счет привлечения необходимого количества человеческих ресурсов.

Внедрение таких информационных систем, как CRM, CSM, ERP, направлено на обеспечение согласование и координацию всех подсистем предприятия. В свою очередь, информационные системы являются и базой функционирования и основой обеспечения эффективности работы предприятия на основе процессного подхода.

Переход от функционального управления к процессному, влечет изменения в организационной структуре предприятия и направлен, прежде всего, на решение проблемы неэффективного взаимодействия различных подразделений. Предлагаемая модель бизнес-системы (рис. 2) объединяет, как основные процессы со структурами, так и со стратегией и корпоративной культурой предприятия. Кроме этого, на схеме выделены основные подсистемы предприятия (нацеливания, реализации и стабилизации) с позиции этапности проведения изменений.

Рисунок 2- Бизнес-система

Модель бизнес-системы показывает взаимосвязь различных внутренних подсистем предприятия с целями его развития, что позволяет обеспечить не только системный подход к проведению изменений, но и правильный выбор инструментов и этапов проведения трансформационных процессов.

Источники:

1. Джуха В.М. Мишурова И.В. Николаев Д.В. Выбор сбалансированной системы внутрифирменного менеджмента //Вестник Ростовского государственного экономического университета «РИНХ», № 2 (58), 2017, с. 70-75.

2. Каплан Р. Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию М. Олимп-Бизнес, 2006

3. Котельников, В.Ю. ТепЗ: Новые бизнес-модели для новой эпохи быстрых перемен, движимых инновациями - М: Эксмо, 2007. - 96 с.

4. Мишурова И.В. Генезис систем управления по целям //Учет и статистика, 2016, №1, с. 83-89

5. Мишурова И.В. Стратегические сессии для декомпозиции бизнес-процессов корпоративных структур //Вестник академии знаний, №34 (5), 2019, сентябрь-октябрь, с. 175-179

6. Нив Г. Организация как система. Принципы построения устойчивого бизнеса Эдвардса Деминга. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007

7. Николаев Д.В. Управление процессами формирования интеграционных образований на основе сетевого взаимодействия. //Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. № 12, 2017

8. Николаев Д.В. Управление организационным развитием компании для роста экономических результатов //Финансовые исследования, 2019, № 3 (64), с. 141-147

9. Николаев Д.В. Формы реализации и генезис сетевых бизнес-моделей //Вестник Академии знаний №37 (2), 2020, с. 224-233

10. Николаев Д.В. Модель выбора альтернативных сценариев внедрения инноваций //Вестник Академии знаний №37 (2), 2020. - с. 233-246

11. Остервальдер, А, Пинье, И. Построение бизнес-моделей - М: Альпина Паблишер // Серия Сколково, 2013. - 288 с.

12. Рамперсад Хьюберт. Универсальная система показателей деятельности: Как достигать результатов, сохраняя целостность. Издательство: Альпина Бизнес Букс, 2006 г.

13. Стрекалова, Н.Д. Концепция бизнес-модели: методология системного анализа // Известия Российского государствен-

ного педагогического университета имени А.И.Герцена.- 2009. - N 92. - С. 96.

14. Mishurova I.V. Nikolaev D.V., Nikolaeva N.V., Sinyuk T.Yu. Structural modeling and process approach to communication

conflict management. Communicative strategies of the information society. XI international scientific and theoretical conference. 25-26 October, 2019

15. Mishurova I.V. Nikolaev D.V. Nikolaevа N.V. Sinyuk T.Yu. Nesterova O.S. Communicative Technologies in Anti-Crisis Management of Corporate Structures. International Conference on Communicative Strategies of Information Society (CSIS 2018) Advances in Social Science, Education and Humanities Research, volume 289, Publication Date February 2019,ISBN 978-94-6252-676-1, ISSN 2352-5398, DOI https://doi.org/10.2991/csis-18.2019.16, p.79-83

16. Niven, Paul R., Balanced Scorecard. Arbeitsbuch. 2. Aufl. Weinheim 2009. References:

1. Djuha V.M. Mishurova I.V. Nikolaev D.V. The choice of a balanced system of internal management // Bulletin of the Rostov State Economic University "RINH", No. 2 (58), 2017, p. 70-75.

2. Kaplan R. Norton D. Balanced scorecard. From strategy to action M. Olymp-Business, 2006

3. Kotelnikov, V.Yu. Ten3: New business models for a new era of rapid change driven by innovation - M: Eksmo, 2007. - 96 p.

4. Mishurova I.V. The genesis of control systems by goals // Accounting and Statistics, 2016, No. 1, p. 83-89

5. Mishurova I.V. Strategic sessions for the decomposition of business processes of corporate structures // Bulletin of the Academy of Knowledge, No. 34 (5), 2019, September-October, p. 175-179

6. Niv G. Organization as a system. The principles of building a sustainable business Edwards Deming. M .: Alpina Business Books, 2007

7. Nikolaev D.V. Management of the processes of formation of integration entities based on network interaction. // Competitiveness in the global world: economics, science, technology. No. 12, 2017

8. Nikolaev D.V. Management of the organizational development of the company for the growth of economic results // Financial Research, 2019, No. 3 (64), p.141-147

9. Nikolaev D.V. Implementation forms and the genesis of network business models // Bulletin of the Academy of Knowledge No. 37 (2), 2020, p. 224-233

10. Nikolaev D.V. A model for choosing alternative scenarios for the introduction of innovations // Bulletin of the Academy of Knowledge No. 37 (2), 2020. - p. 233-246

11. Osterwalder, A, Pigne, I. Building business models - M: Alpina Publisher // Skolkovo Series, 2013. - 288 p.

12. Rampersad Hubert. Universal performance indicator system: How to achieve results while maintaining integrity. Publisher: Alpina Business Books, 2006

13. Strekalova, N.D. The concept of a business model: a methodology of system analysis // Bulletin of the Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen. - 2009. - N 92. - P. 96.

14. Mishurova I.V. Nikolaev D.V., Nikolaeva N.V., Sinyuk T.Yu. Structural modeling and process approach to communication conflict management. Communicative strategies of the information society. XI international scientific and theoretical conference. October 25-26, 2019

15. Mishurova I.V. Nikolaev D.V. Nikolaeva N.V. Sinyuk T.Yu. Nesterova O.S. Communicative Technologies in Anti-Crisis Management of Corporate Structures. International Conference on Communicative Strategies of Information Society (CSIS 2018) Advances in Social Science, Education and Humanities Research, volume 289, Publication Date February 2019, ISBN 978-94-6252-676-1, ISSN 2352-5398, DOI https: / /doi.org/10.2991/csis - 18.2019.16, p.79-83

16. Niven, Paul R., Balanced Scorecard. Arbeitsbuch. 2. Aufl. Weinheim 2009.

DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10273

Д.К. Овсянникова - аспирант кафедры «Государственное и муниципальное управление» ФГОБУ ВО «Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации», vsiannikva@yandex.ru,

D.K. Ovsyannikova - Postgraduate Student of the Department of State and Municipal Management, Financial University under the Government of the Russian Federation.

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ВНЕДРЕНИЯ МЕХАНИЗМА РАСШИРЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ PROBLEMS OF IMPROVING THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF IMPLEMENTING A MECHANISM OF EXTENDED PRODUCER RESPONSIBILITY

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация. В данной статье автором рассматривается развитие механизма расширенной ответственности производителя в Российской Федерации. Рассмотрены современные нормотворческие инициативы, которые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.