Научная статья на тему 'Проблемы совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере внедрения механизма расширенной ответственности производителей'

Проблемы совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере внедрения механизма расширенной ответственности производителей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
225
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
расширенная ответственность производителя / законодательство / государственная политика / национальные проекты. / extended producer responsibility / legislation / government policy / national projects.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Д К. Овсянникова

В данной статье автором рассматривается развитие механизма расширенной ответственности производителя в Российской Федерации. Рассмотрены современные нормотворческие инициативы, которые кардинально повлияют на развитие механизма расширенной ответственности производителя. Проведен анализ проекта Концепции реформирования механизма расширенной ответственности производителей и импортеров потребительских товаров и упаковки и законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления». Проект Концепции направлен на совершенствование института РОП и импортеров товаров и упаковки, а законопроект направлен на совершенствование порядка администрирования РОП, увеличение количества утилизируемых отходов в рамках РОП, сокращение количества отходов упаковки в составе твердых коммунальных отходов. В статье выявлены пробелы законодательства, которые могут отрицательно повлиять на развитие механизма расширенной ответственности производителя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF IMPROVING THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF IMPLEMENTING A MECHANISM OF EXTENDED PRODUCER RESPONSIBILITY

In this article the author considers the development of the mechanism of extended producer responsibility in the Russian Federation. Modern standard-setting initiatives that will affect the development of the mechanism of extended producer responsibility are considered. The analysis of the draft Concept of reforming the mechanism of expanded responsibility of producers and importers of consumer goods and packaging and the draft law «Amendments to the Federal law «On production and consumption waste». The draft Concept is aimed at improving the institution of EPR and importers of goods and packaging, and the draft law is aimed at improving the procedure for the administration of EPR, increasing the amount of recyclable waste within the EPR, reducing the amount of packaging waste as part of solid municipal waste. The article identifies gaps in legislation that may negatively affect the development of the mechanism of extended producer responsibility.

Текст научной работы на тему «Проблемы совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере внедрения механизма расширенной ответственности производителей»

7. Николаев Д.В. Управление процессами формирования интеграционных образований на основе сетевого взаимодействия. //Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. № 12, 2017

8. Николаев Д.В. Управление организационным развитием компании для роста экономических результатов //Финансовые исследования, 2019, № 3 (64), с. 141-147

9. Николаев Д.В. Формы реализации и генезис сетевых бизнес-моделей //Вестник Академии знаний №37 (2), 2020, с. 224-233

10. Николаев Д.В. Модель выбора альтернативных сценариев внедрения инноваций //Вестник Академии знаний №37 (2), 2020. - с. 233-246

11. Остервальдер, А, Пинье, И. Построение бизнес-моделей - М: Альпина Паблишер // Серия Сколково, 2013. - 288 с.

12. Рамперсад Хьюберт. Универсальная система показателей деятельности: Как достигать результатов, сохраняя целостность. Издательство: Альпина Бизнес Букс, 2006 г.

13. Стрекалова, Н.Д. Концепция бизнес-модели: методология системного анализа // Известия Российского государствен-

ного педагогического университета имени А.И.Герцена.- 2009. - N 92. - С. 96.

14. Mishurova I.V. Nikolaev D.V., Nikolaeva N.V., Sinyuk T.Yu. Structural modeling and process approach to communication

conflict management. Communicative strategies of the information society. XI international scientific and theoretical conference. 25-26 October, 2019

15. Mishurova I.V. Nikolaev D.V. Nikolaevа N.V. Sinyuk T.Yu. Nesterova O.S. Communicative Technologies in Anti-Crisis Management of Corporate Structures. International Conference on Communicative Strategies of Information Society (CSIS 2018) Advances in Social Science, Education and Humanities Research, volume 289, Publication Date February 2019,ISBN 978-94-6252-676-1, ISSN 2352-5398, DOI https://doi.org/10.2991/csis-18.2019.16, p.79-83

16. Niven, Paul R., Balanced Scorecard. Arbeitsbuch. 2. Aufl. Weinheim 2009. References:

1. Djuha V.M. Mishurova I.V. Nikolaev D.V. The choice of a balanced system of internal management // Bulletin of the Rostov State Economic University "RINH", No. 2 (58), 2017, p. 70-75.

2. Kaplan R. Norton D. Balanced scorecard. From strategy to action M. Olymp-Business, 2006

3. Kotelnikov, V.Yu. Ten3: New business models for a new era of rapid change driven by innovation - M: Eksmo, 2007. - 96 p.

4. Mishurova I.V. The genesis of control systems by goals // Accounting and Statistics, 2016, No. 1, p. 83-89

5. Mishurova I.V. Strategic sessions for the decomposition of business processes of corporate structures // Bulletin of the Academy of Knowledge, No. 34 (5), 2019, September-October, p. 175-179

6. Niv G. Organization as a system. The principles of building a sustainable business Edwards Deming. M .: Alpina Business Books, 2007

7. Nikolaev D.V. Management of the processes of formation of integration entities based on network interaction. // Competitiveness in the global world: economics, science, technology. No. 12, 2017

8. Nikolaev D.V. Management of the organizational development of the company for the growth of economic results // Financial Research, 2019, No. 3 (64), p.141-147

9. Nikolaev D.V. Implementation forms and the genesis of network business models // Bulletin of the Academy of Knowledge No. 37 (2), 2020, p. 224-233

10. Nikolaev D.V. A model for choosing alternative scenarios for the introduction of innovations // Bulletin of the Academy of Knowledge No. 37 (2), 2020. - p. 233-246

11. Osterwalder, A, Pigne, I. Building business models - M: Alpina Publisher // Skolkovo Series, 2013. - 288 p.

12. Rampersad Hubert. Universal performance indicator system: How to achieve results while maintaining integrity. Publisher: Alpina Business Books, 2006

13. Strekalova, N.D. The concept of a business model: a methodology of system analysis // Bulletin of the Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen. - 2009. - N 92. - P. 96.

14. Mishurova I.V. Nikolaev D.V., Nikolaeva N.V., Sinyuk T.Yu. Structural modeling and process approach to communication conflict management. Communicative strategies of the information society. XI international scientific and theoretical conference. October 25-26, 2019

15. Mishurova I.V. Nikolaev D.V. Nikolaeva N.V. Sinyuk T.Yu. Nesterova O.S. Communicative Technologies in Anti-Crisis Management of Corporate Structures. International Conference on Communicative Strategies of Information Society (CSIS 2018) Advances in Social Science, Education and Humanities Research, volume 289, Publication Date February 2019, ISBN 978-94-6252-676-1, ISSN 2352-5398, DOI https: / /doi.org/10.2991/csis - 18.2019.16, p.79-83

16. Niven, Paul R., Balanced Scorecard. Arbeitsbuch. 2. Aufl. Weinheim 2009.

DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10273

Д.К. Овсянникова - аспирант кафедры «Государственное и муниципальное управление» ФГОБУ ВО «Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации», [email protected],

D.K. Ovsyannikova - Postgraduate Student of the Department of State and Municipal Management, Financial University under the Government of the Russian Federation.

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ВНЕДРЕНИЯ МЕХАНИЗМА РАСШИРЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ PROBLEMS OF IMPROVING THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF IMPLEMENTING A MECHANISM OF EXTENDED PRODUCER RESPONSIBILITY

Аннотация. В данной статье автором рассматривается развитие механизма расширенной ответственности производителя в Российской Федерации. Рассмотрены современные нормотворческие инициативы, которые

кардинально повлияют на развитие механизма расширенной ответственности производителя. Проведен анализ проекта Концепции реформирования механизма расширенной ответственности производителей и импортеров потребительских товаров и упаковки и законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления». Проект Концепции направлен на совершенствование института РОП и импортеров товаров и упаковки, а законопроект направлен на совершенствование порядка администрирования РОП, увеличение количества утилизируемых отходов в рамках РОП, сокращение количества отходов упаковки в составе твердых коммунальных отходов. В статье выявлены пробелы законодательства, которые могут отрицательно повлиять на развитие механизма расширенной ответственности производителя.

Abstract. In this article the author considers the development of the mechanism of extended producer responsibility in the Russian Federation. Modern standard-setting initiatives that will affect the development of the mechanism of extended producer responsibility are considered. The analysis of the draft Concept of reforming the mechanism of expanded responsibility of producers and importers of consumer goods and packaging and the draft law «Amendments to the Federal law «On production and consumption waste». The draft Concept is aimed at improving the institution of EPR and importers of goods and packaging, and the draft law is aimed at improving the procedure for the administration of EPR, increasing the amount of recyclable waste within the EPR, reducing the amount of packaging waste as part of solid municipal waste. The article identifies gaps in legislation that may negatively affect the development of the mechanism of extended producer responsibility.

Ключевые слова: расширенная ответственность производителя, законодательство, государственная политика, национальные проекты.

Key words: extended producer responsibility, legislation, government policy, national projects.

Президент Российской Федерации В.В. Путин в послании Федеральному собранию 15 января 2020 года заявил, что стране необходимо кардинально снизить объём отходов, поступающих на полигоны, внедрять раздельный сбор мусора, в целом переходить на экономику замкнутого цикла и уже с 2021 года начать применение механизма расширенной ответственности производителей (далее - РОП).

В Российской Федерации механизм РОП введен Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации». Институт РОП предусматривает установление обязанности производителей и импортеров товаров обеспечивать выполнение установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации выпущенных в обращение товаров и упаковки, утративших свои потребительские свойства. Однако по сравнению с международным опытом Российская Федерация показала существенно более низкую эффективность механизма РОП за последние 5 лет [5].

Также выявлен ряд фактов уклонения производителей и импортеров товаров и упаковки от выполнения обязательств по РОП, в том числе посредством заключения фиктивных договоров на утилизацию отходов, что, в свою очередь, приводит к невыполнению нормативов утилизации, а недостаточный уровень эффективности администрирования приводит к низкой собираемости экологического сбора.

На текущий момент в целях реализации подпункта «ж» пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 24.01.2020 № Пр-113 по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, а также пункта 10 Перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации от 30.01.2020 № ММ-П13-441 подготовлен проект Концепции реформирования механизма расширенной ответственности производителей и импортеров потребительских товаров и упаковки (далее - проект Концепции). Предполагается, что проект Концепции направлен на совершенствование института РОП и импортеров товаров и упаковки.

Проект Концепции предполагает реализацию комплекса мер, призванных сменить текущее инерционное состояние института РОП, устранение имеющихся недостатков действующего механизма РОП и создание условий, необходимых для заинтересованности региональных операторов по обращению с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) и повышении их интереса к осуществлению деятельности по обработке и утилизации ТКО, что позволит обеспечить выполнение показателей национального проекта «Экология».

Вместе с тем в Государственную Думу Российской Федерации внесен на рассмотрение законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (далее - законопроект), предусматривающий корректировку понятий института РОП в части переноса обязательств по утилизации упаковки с производителей товаров в упаковке на производителей упаковки.

Законопроект разработан во исполнение подпункта «а» пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации по результатам проверки исполнения законодательства и решений Президента в сфере регулирования обращения с отходами от 15.11.2017 № Пр-2319, в части создания отрасли обращения с отходами замкнутого цикла (раздельный сбор, транспортирование, обработка, утилизация и размещение).

Согласно пояснительно записке законопроект направлен на совершенствование порядка администрирования РОП, увеличение количества утилизируемых отходов в рамках РОП, сокращение количества отходов упаковки в составе твердых коммунальных отходов (далее - ТКО). Предполагается, что новый порядок администрирования позволит достичь показателей по обработке и утилизации отходов Национального проекта «Экология».

Международный опыт института РОП показывает, что наиболее эффективным способом создания экономики замкнутого цикла является возложение ответственности в рамках РОП на производителя товара в упаковке с возможностью самостоятельного исполнения данной ответственности.

В текущей версии законопроекта можно найти ряд рисков.

В первую очередь в законопроекте отсутствует разделение ответственности за упаковку: за какую упаковку несет ответственность товаропроизводитель, а за какую производитель упаковки. Появляются риски двойного налогообложения, а также ухода от ответственности недобросовестных участников рынка.

Предположительно возникнет кризис рынка вторичного сырья и циклической переработки отходов, так как сегодня к нормативу утилизации применяется понижающий коэффициент, позволяющий снизить экологический сбор кратно объемам использованного вторичного сырья в упаковке. В случае переноса ответственности товаропроизводитель, не платя экологический сбор, не будет заинтересован в покупке упаковки из вторичного сырья, а будет определять свой выбор исходя из экономических соображений.

Кроме того, нововведения отразятся и на снижении экологического качества упаковки (экодизайн). Товаропроизводитель определяет параметры упаковки для своей продукции, в том числе возможность ее дальнейшей переработки. Перенос ответственности на производителя упаковки приведет к ухудшению общих принципов экодизайна упаковки, в том числе и характеристик ее переработки, так как товаропроизводитель потеряет стимул сокращать объемы упаковки, поскольку не будет платить экологический сбор пропорциональный объемам выпущенной для их товаров упаковки.

Законопроектом вводится термин «упаковка товаров, произведенной как готовый товар, на территории Российской Федерации», который не определен действующим законодательством. Данное понятие создает правовую неопределенность, так как отсутствуют характеристики и критерии отнесения такой упаковки к готовому товару.

От предложенных законодательных инициатив, отраженных в законопроекте, может серьезно пострадать российский экспорт. Упаковка экспортируемых товаров будет утилизироваться за пределами Российской Федерации, однако ответственность ляжет на российских товаропроизводителей. Данное положение идет вразрез с заявленной политикой расширения и продвижения российского экспорта.

Заключительным положением, которое может отрицательно сказаться на развитии института РОП, мы видим отсутствие учета бракованной продукции. При переносе ответственности на производителя упаковки законопроектом предлагается начислять утилизационный сбор на весь объем произведенной продукции. При этом не учитывается тот объем продукции, который не поступил на рынок ввиду наличия брака, передержки на складах и т.д.

Вместе с тем для эффективного развития механизма РОП необходимо принять к сведению, что во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 № 1417 «Об утверждении Положения о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств» Росприроднадзору требуется достоверное число производителей и импортеров товаров, а также информация о выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров и упаковки. Однако такая информация недостоверна в силу заявительного характера декларирования производителями и импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории РФ товаров и упаковки [4].

В настоящее время положения пункта 16 статьи 24 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накладывают на всех производителей и импортеров обязательство по декларированию объема выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров и упаковки.

Кроме того статьей. 8.5.1. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации установлена ответственность для юридических лиц за непредставление или несвоевременное представление отчетности (в т.ч. декларирование объемов выпущенных в оборот товаров) в размере от 70 000 до 150 000.руб [1].

Таким образом, в настоящее время существуют правовые основания для проведения проверки достоверности декларируемой субъектами РОП информации об объемах товаров и упаковки, а также имеется правовой механизм для привлечения к ответственности юридических лиц за уклонение от выполнения обязательств по декларированию объема товаров и упаковки, выпущенных в обращение.

Тем не менее, существующие сроки на проверку представленной информации, а ограничения штатной численности не позволяют Росприроднадзору в должной мере контролировать достоверность представляемых в декларациях сведений

Для решения данной проблемы нами предлагается увеличить штатную численность сотрудников центрального аппарата и территориальных управлений Росприроднадзора, увеличить сроки проверки деклараций об объемах выпущенных в обращение товаров и упаковки с 3 до 6 месяцев, разработать административный регламент интеграции информационных систем Росприроднадзора и Федеральной налоговой службы с внедрением технологий искусственного интеллекта анализа представляемой субъектами РОП информации с целью оптимизации процедуры проверки.

Вместе с тем Росприроднадзор сталкивается с проблемой отсутствия полномочий по проверке утилизирующих предприятий. Для решения проблемы предлагается наделить Росприроднадзор указанными полномочиями по проверке утилизирующих компаний на соответствие установленным критериям. Такие критерии должны

быть едиными и предельно жесткими для регулирования деятельности утилизирующих предприятий, которые вправе осуществлять утилизацию товаров и упаковки в рамках договоров по выполнению нормативов утилизации субъектами РОП.

Таким образом, по итогам проведенного анализа нормотворческих инициатив в сфере развития механизма РОП можно заключить, что проекты актов требуют доработки. Устранение названных рисков в проектах актов позволит создать эффективный институт РОП и совершенствовать механизм государственной политики в сфере обращения с отходами.

Источники:

1. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ. Доступ из спра-вочно-правовой системы «Консультант Плюс».

2. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».

3. Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации». Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2015 г. № 1417 «Об утверждении Положения о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств»

5. Д.К. Овсянникова. Проблемы внедрения системы расширенной ответственности производителей в государственной политике в сфере обращения с отходами. Вестник академии знаний. - 2019. - № 35 (6).- С. 226 - 229. - ISSN 2304-6139. References:

1. «Code of the Russian Federation on administrative offences» dated 30.12.2001 No. 195-FZ. Access from the legal reference system «Consultant Plus».

2. Federal law No. 89-FZ of June 24, 1998 «on production and consumption waste». Access from the legal reference system «Consultant Plus».

3. Federal law No. 458-FZ of December 29, 2014 «on amendments to the Federal law» on production and consumption waste», certain legislative acts of the Russian Federation and the invalidation of certain legislative acts (provisions of legislative acts) Russian Federation». Access from the legal reference system «Consultant Plus».

4. Resolution of the Government of the Russian Federation of December 24, 2015 No. 1417 «on approval of the Regulations on Declaration by manufacturers of goods, importers of goods of the quantity of goods released into circulation on the territory of the Russian Federation, packaging of goods included in the list of goods, packaging of goods subject to disposal after they lose their consumer properties». Access from the legal reference system «Consultant Plus».

5. D. K. Ovsyannikova. Problems of implementing the system of extended producer responsibility in the state policy in the field of waste management. Bulletin of the Academy of knowledge. - 2019. - № 35 (6).- Pp. 226-229. - ISSN 2304-6139.

DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10274

Е.А. Панфилова - кандидат экономических наук, доцент кафедры антикризисного и корпоративного управления, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), [email protected], E.A. Panfilova - Assistant professor,Department of Crisis and Corporate Governance, Rostov State University of Economics (RINH), PhD of Economics, [email protected],

E.A. Panfilova - PhD in Economics, Associate Professor, Department of Crisis and Corporate Governance, Rostov State University of Economics (RINH), [email protected], E.A. Panfilova - Assistant professor, Department of Crisis and Corporate Governance, Rostov State University of Economics (RINH), PhD of Economics;

С.Н. Комарова - доцент кафедры антикризисного и корпоративного управления Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), кандидат социологических наук [email protected], S.N. Komarova - Associate Professor, Department of Crisis and Corporate Governance, Rostov State Economic University (RINH), PhD of Sociology, [email protected],

S.N. Komarova - Associate Professor, Department of Crisis and Corporate Governance, Rostov State University of Economics (RINH), Ph.D. in Sociology [email protected], S.N. Komarova - Associate Professor, Department of Crisis and Corporate Governance, Rostov State Economic University (RINH), PhD of Sociology.

ФОРМЫ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ FORMS OF SUPPORT OF SUBJECTS OF SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP IN THE CONDITIONS OF DIGITAL TRANSFORMATION

Аннотация. В статье раскрывается различные формы правовой, финансовой и нефинансовой поддержки субъектов МСП по цифровизации бизнес-среды в рамках «регуляторных песочниц» с учетом спросовых детер-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.