УДК 336.22
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДОВ ВЫПОЛНЕНИЯ НОРМАТИВОВ УТИЛИЗАЦИИ ИМПОРТНЫХ ТОВАРОВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
М.Б. Худжатов
Аннотация. В статье рассматриваются экономико-правовые основы обращения с отходами товаров и упаковки на территории РФ. Автором проводится анализ эффективности действующих методов выполнения нормативов утилизации импортных товаров в сравнении с уплатой экологического сбора, в результате которого предлагается оптимальное с экономической точки зрения решение для бизнес-сообщества.
Ключевые слова: экологический сбор, норматив утилизации, импорт товаров, утилизация отходов, оценка эффективности.
ASSESSMENT OF THE EFFECTIVENESS OF METHODS FOR MEETING THE STANDARDS FOR THE UTILIZATION OF IMPORTED GOODS ON THE TERRITORY OF THE RUSSIAN FEDERATION
M.B. Khudzhatov
Abstract. The article considers the economic and legal framework for the treatment of waste products and packaging in the Russian Federation. The author analyzes the effectiveness of existing methods for meeting the standards for the utilization of imported goods in comparison with the payment of environmental fees, as a result of which an optimal solution from the economic point of view is proposed for the business community.
Keywords: environmental tax, utilization standards, import of goods, waste management, performance assessment.
Российское законодательство регулирует обращение с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. В основе данного законодательства лежит ФЗ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» [1].
Согласно положениям указанного закона изготовители товаров, а также импортеры обязаны обеспечивать выполнение нормативов
<4Ь
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА
утилизации. Нормативы утилизации отходов от использования товаров на 2018-2020 гг. утверждены Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 г. № 2971-р [2].
Производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор. Экологический сбор был введен для мотивации компаний утилизировать отходы самостоятельно. Вырученные от него денежные средства направляются государством на строительство и усовершенствование объектов, перерабатывающих отходы, полигонов для уничтожения опасных отходов и на другие меры по охране природы [3].
Перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 г. № 2970-р [4]. Обеспечить утилизацию отходов обязаны юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые производят и импортируют товары (и упаковку) из этого перечня.
В настоящее время организация может обеспечить выполнение требований законодательства РФ в области обращения отходов следующими методами:
1. Ежегодная уплата экологического сбора в бюджет РФ.
2. Самостоятельная организация сбора и утилизации отходов от использования товаров и упаковки.
3. Заключение договора со специализированной компанией, которая организует сбор и утилизацию отходов от использования товаров и упаковки.
Рассмотрим плюсы и минусы каждого из приведенных методов.
Первый метод подразумевает уплату экологического сбора в бюджет РФ. Расчет экологического сбора необходим для производителей (импортеров), не обеспечивающих самостоятельную утилизацию товара (упаковки). Экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу товара или на количество единиц товара (в зависимости от вида товара) либо на массу упаковки товара, выпущенных в обращение на территории РФ, и на норматив утилизации, выраженный в относительных единицах [5]:
<4Ь
МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭС = СТЭС • М • НУ, (1)
ЭС - экологический сбор;
СТЭС - ставка экологического сбора;
М - масса товара или количество единиц товара либо масса упаковки товара, выпущенных в обращение на территории РФ;
НУ - норматив утилизации, выраженный в относительных единицах.
Ставки экологического сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации, утверждены Постановлением Правительства РФ от 09.04.2016 № 284 [6]. Нормативы утилизации устанавливаются в процентах от выпущенной продукции за год.
На размеры ставок и нормативов влияют условия:
- экономическая ситуация на территории РФ;
- тепень опасности и вредности отходов для окружающей среды, и здоровья;
- сложность утилизации (затраты на технологический процесс, сложность процесса).
В случае недостижения нормативов утилизации отходов от использования товаров экологический сбор рассчитывается плательщиками посредством умножения ставки сбора на разницу между установленным и фактически достигнутым значением количества утилизированных отходов от использования товаров [7]:
ЭС = СТЭС • (ОУСТ - ОфЛВ)> (2)
ОуСТ - установленное значение количества утилизированных отходов от использования товаров;
ОфЖ1 - фактически достигнутое значение количества утилизированных отходов от использования товаров.
Экологический сбор уплачивается импортерами товаров по каждой группе товаров, группе упаковки товаров в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом по экологическому сбору признается календарный год.
Экологический сбор для товаров в упаковке, не являющихся готовыми к употреблению изделиями, уплачивается только в отношении самой упаковки. Экологический сбор не уплачивается в отношении количества товаров, упаковки товаров, которые вывозятся из РФ.
<4Ь
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА
Пример 1. Предположим, что организация импортировала в 2019 г. в картонных коробках предметы верхней одежды, вес брутто которых составил 550 т, вес нетто - 500 т. Ставка экологического сбора на верхнюю одежду составляет 11791 руб. за тонну, на картонную упаковку - 2378 руб. за т. Норматив утилизации на верхнюю одежду составляет 5 %, на картонную упаковку - 35 %.
Рассчитаем сумму экологического сбора за 2019 г.:
1. Одежда: 500 • 11 791 • 5 % = 294 775 руб.
2. Упаковка: 50 • 2378 • 35 % = 41 615 руб.
3. Общая сумма экологического сбора составит: 294 775 + 41 615 = 336 390 руб.
В целом, основным достоинством первого метода является тот факт, что он не имеет никаких рисков. Организации следует придерживаться сроков уплаты экологического сбора, а также своевременно представлять отчетность по экологическому сбору. Основным недостатком данного метода является его затратность.
В 2018 г. за счет экологического сбора бюджетом РФ было получено 2,2 млрд руб., но в будущем Минприроды рассчитывает увеличить доходы до 136 млрд руб. Учитывая планы Правительства РФ довести нормативы утилизации по некоторым товарам до 100 %, суммы экологического сбора для малого и среднего бизнеса могут стать серьезной проблемой [8].
Второй метод подразумевает самостоятельную организацию сбора и утилизации отходов от использования товаров и упаковки. Этот способ является самым трудоемким и финансово затратным. В данном контексте организация должна разработать и освоить новое направление бизнеса. Для развития такого бизнеса необходимо получить специальные разрешения и лицензии, создать все условия по уничтожению или переработке отходов, а именно:
- создание пунктов приема отходов (аренда или строительство помещений);
- оборудование для утилизации отходов (линии переработки и т.д.);
- автомобили (сбор отходов);
- персонал.
Очевидно, что затраты данного способа не сопоставимы с выгодой от экономии средств в связи с неуплатой экологического сбора.
Третий метод связан с заключением договора со специализированной компанией, которая организует сбор и утилизацию отходов от использования товаров и упаковки. При обращении к такой компании организация получает:
- акт утилизации;
- справку 2-тп отходы (компании-утилизатора);
- журнал учета отходов за 1-4 квартал (компании-утилизатора).
Эти документы нужно будет сдать вместе с остальной отчетностью до 1 апреля года, следующего за отчетным.
При выборе данного метода существуют риски столкнуться с неблагонадежными компаниями. Риск заключается в том, что на российском рынке можно натолкнуться на мошеннические компании, которые продают «филькины грамоты», то есть документы без реального производства утилизации отходов. При первой же проверке факт мошенничества может обнаружиться, и с организаций, которые отчитались такими «филькиными грамотами», будут взысканы суммы экологического сбора.
В связи с изложенным при заключении договора следует осуществлять поиск специализированной компании в официальном реестре объектов утилизации отходов на сайте: https://uoit.fsrpn.ru/ facility [9].
Экономический эффект от сотрудничества со специализированной компанией заключается в том, что цены на услуги таких компаний могут составлять от 10 % до 90 % от ставки экологического сбора. Это обусловлено тем, что специализированные компании в результате утилизации отходов с помощью высокотехнологичного оборудования могут получать новую продукцию, готовую к потреблению. Таким образом, эти компании получают доход от утилизации отходов и реализации новой готовой продукции.
Пример 2. Предположим, что организация импортировала в 2019 г. в картонных коробках предметы верхней одежды, вес брутто которых составил 550 т, вес нетто - 500 т. Вместо уплаты экологического сбора организация решила заключить договор со специализированной компанией ООО «Национальная экологическая компания» (ООО «НЭК», юридический адрес: 109380, г. Москва, Проектируемый 4586-й проезд, д. 4, стр. 13), которая занимается регенерацией текстильных отходов с последующим получением регенерированного волокна. Стоимость услуг компании ООО «НЭК»:
<4Ь
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА
- утилизация текстильных материалов - 9000 руб. за т;
- утилизация картонной упаковки - 2000 руб. за т.
Рассчитаем расходы организации на утилизацию предметов верхней одежды и упаковки за 2019 г. с учетом тех же нормативов:
1. Одежда: 500 • 9000 • 5 % = 225 000 руб.
2. Упаковка: 50 • 2000 • 35 % = 35 000 руб.
3. Общая сумма расходов организации на утилизацию составит: 225 000 + 35 000 = 260 000 руб.
4. Экономический эффект от сотрудничества со специализированной компанией составляет: 336 390 - 260 000 = 76 390 руб.
Таким образом, выбор третьего метода (заключение договора со специализированной компанией) на 23 % эффективнее первого метода (уплата экологического сбора).
Если рассматривать компании, которые специализируются на утилизации отходов в отдаленных регионах РФ, экономический эффект будет еще выше.
Пример 3. Организация импортирует фармакологическую продукцию: таблетки, упакованные в картонную и пластиковую упаковку; настойки, бальзамы, разлитые в стеклянную упаковку; а также использует для транспортировки гофротару и стретч-пленку. Ставки экологического сбора и нормативы утилизации приведены в таблице 1.
Таблица 1
Ставки экологического сбора, коммерческие тарифы на утилизацию и нормативы утилизации на 2019 г [10]
Наименование Ставка экологического сбора, руб. за т Тариф на утилизацию, руб. за т Норматив утилизации
Картонная упаковка для таблеток 2378 1190 35 %
Пластиковая упаковка для таблеток 3844 1922 15 %
Стеклянная упаковка для настоек 2564 1282 20 %
Гофротара 2378 1190 35 %
Стретч-пленка 3844 1922 15 %
Далее рассчитаем сумму экологического сбора и сравним с расходами организации на утилизацию в случае заключения договора с компанией ООО «Бийсквторресурсы» (юридический адрес: 659314, Алтайский край, г. Бийск, ул. Нефтебаза, к. 1). Расчеты отражены
в таблице 2.
Таблица 2
Сравнение сумм экологического сбора с расходами организации на утилизацию в 2019 г.
Наименование Кол-во, т Сумма экологического сбора, руб. Расходы на утилизацию, руб.
Картонная упаковка для таблеток 410 341 243 170 765
Пластиковая упаковка для таблеток 230 132 618 66 309
Стеклянная упаковка для настоек 960 492 288 246 144
Гофротара 180 149 814 74 970
Стретч-пленка 120 69 192 34 596
ИТОГО 1900 1 185 155 592 784
Согласно данным таблицы 2 экономический эффект от сотрудничества со специализированной компанией составляет: 1 185 155 - 592 784 = 592 371 руб. Таким образом, заключение договора со специализированной компанией на 50 % эффективнее уплаты экологического сбора.
Подводя итоги исследования, можно констатировать, что при обращении импортеров в компании, которые специализируются на утилизации отходов товаров и упаковки, организации могут оптимизировать расходы на утилизацию путем достижения экономического эффекта от 10 до 50 %. При этом в целях получения максимального эффекта следует обращаться в компании, которые специализируются на утилизации отдельных групп товаров и упаковки и производстве из отходов готовой продукции.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 24.06.1998 г. N° 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» // СПС «Гарант». URL: https://www.garant.ru/ (дата обращения: 23.09.2019).
cjb
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА
2. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2017 г. № 2971-р «Об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров на 2018-2020 годы» // СПС «Гарант». URL: https://www.garant.ru/ (дата обращения: 23.09.2019).
3. Бочкарева И.И., Борисова А.В. Экологический сбор как средство стимулирования ресурсосбережения // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2018. Т. 2. № 4.
4. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2017 г. № 2970-р «Об утверждении перечня товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств» // СПС «Гарант». URL: https://www.garant.ru/ (дата обращения: 23.09.2019).
5. Синенко О.А. Специфика налогообложения отходов и вторичных ресурсов // Аудиторские ведомости. 2018. № 1.
6. Постановление Правительства РФ от 09.04.2016 г. № 284 «Об установлении ставок сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации, уплачиваемого производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров (экологического сбора)» // СПС «Гарант». URL: https://www.garant.ru/ (дата обращения: 23.09.2019).
7. Новикова А.А. Экологический сбор как альтернатива утилизации отходов / «Молодежь и научно-технический прогресс»: сборник докладов XI международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. М., 2018.
8. Плюс утилизация всей страны. URL: https://www.kommersant.ru/doc/ 4065755?fbclid=IwAR2BPsRkidS1fHM_PGcCkUIbINZ2v12d0TfGND9 UUeGBoGt2y8MjkYUuOEQ (дата обращения: 26.08.2019).
9. Официальный реестр объектов утилизации отходов. URL: https://uoit. fsrpn.ru/fatility (дата обращения: 26.08.2019).
10. Сайт ООО «Бийсквторресурсы». URL: http://bbvr.ru/ (дата обращения: 26.08.2019).
М.Б. Худжатов
кандидат экономических наук
доцент кафедры таможенного дела
Российский университет дружбы народов (РУДН), г. Москва
E-mail: [email protected]