Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НА ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ'

ФОРМИРОВАНИЕ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НА ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / АДАПТАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурдастых Е. Н.

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с процессом социально-профессиональной адаптации начинающих педагогов. Обосновывается необходимость формирования адаптационного потенциала личности на этапе профессиональной подготовки в вузе. Автором статьи представлен комплекс профессионально-личностных качеств, оказывающих влияние на успешность социально-профессиональной адаптации будущего специалиста. В статье отмечается недостаточная проработанность данного вопроса на современном этапе функционирования вузов. Представленные педагогические условия успешной социально-профессиональной адаптации будущих педагогов в образовательных организациях - это комплекс мер, которые позволяют, с одной стороны, активизировать работу преподавателей вуза по формированию адаптационных резервов личности, а с другой стороны, оптимизировать особенности вхождения молодого специалиста в профессиональное сообщество и освоения им своих профессиональных обязанностей. В то же время возрождение системы наставничества и сопровождения молодого педагога в начальный период его профессиональной деятельности позволят снизить риски возникновения социально-профессиональной дезадаптации личности в образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF THE ADAPTIVE POTENTIAL OF FUTURE TEACHING STUFF AT THE STAGE OF PROFESSIONAL TRAINING

In the article the priority issues related to the social and professional adaptation of novice teachers have been considered. The necessity of formation of the individual adaptive potential at the stage of university professional training has been widely justified. The set of actual professional and personal qualities, influencing the success of social and professional adaptation of future specialists has been represented by the author of the article. At the same time, the article notes the lack of elaboration of the distinguished issue at the current stage of functioning of higher education institutions. The represented pedagogical conditions of the effective social and professional adaptation of future teaching stuff at the educational establishments are used to formulate a set of measures from the one hand contributing to the activation of teachers' work on the formation of adaptive potential of the individual and from the other hand optimize such processes as a young specialist's entry into the professional society including self-development of his professional duties. At the same time the revival of the mentoring system and supporting of a young teacher in the initial period of his professional activity allow to reduce the risks of the emergence of social and professional maladjustment of the individual within the educational organization.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НА ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»

УДК 378.146

ФОРМИРОВАНИЕ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НА ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

© 2021 Е. Н. Бурдастых

канд. пед. наук, доцент кафедры профессионального обучения и методики преподавания технологии e-mail: burdastyhel@mail.ru

Курский государственный университет

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с процессом социально-профессиональной адаптации начинающих педагогов. Обосновывается необходимость формирования адаптационного потенциала личности на этапе профессиональной подготовки в вузе. Автором статьи представлен комплекс профессионально-личностных качеств, оказывающих влияние на успешность социально-профессиональной адаптации будущего специалиста. В статье отмечается недостаточная проработанность данного вопроса на современном этапе функционирования вузов. Представленные педагогические условия успешной социально-профессиональной адаптации будущих педагогов в образовательных организациях - это комплекс мер, которые позволяют, с одной стороны, активизировать работу преподавателей вуза по формированию адаптационных резервов личности, а с другой стороны, оптимизировать особенности вхождения молодого специалиста в профессиональное сообщество и освоения им своих профессиональных обязанностей. В то же время возрождение системы наставничества и сопровождения молодого педагога в начальный период его профессиональной деятельности позволят снизить риски возникновения социально-профессиональной дезадаптации личности в образовательной организации.

Ключевые слова: социально-профессиональная адаптация, адаптационный потенциал, профессиональная подготовка, адаптационные ресурсы личности, профессиональная адаптированность.

THE FORMATION OF THE ADAPTIVE POTENTIAL OF FUTURE TEACHING STUFF AT THE STAGE OF PROFESSIONAL TRAINING

© 2021 E. N. Burdastykh

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Professional Training and methods of Teaching Technology e-mail: burdastyhel@mail.ru

Kursk State University

In the article the priority issues related to the social and professional adaptation of novice teachers have been considered. The necessity of formation of the individual adaptive potential at the stage of university professional training has been widely justified. The set of actual professional and personal qualities, influencing the success of social and professional adaptation of future specialists has been represented by the author of the article. At the same time, the article notes the lack of elaboration of the distinguished issue at the current stage of functioning of higher education institutions. The represented pedagogical conditions of the effective social and professional adaptation of future teaching stuff at the educational establishments are used to formulate a set of measures from the one hand contributing to the activation of teachers' work on the formation of adaptive potential of the individual and from the other hand optimize such

processes as a young specialist's entry into the professional society including self-development of his professional duties. At the same time the revival of the mentoring system and supporting of a young teacher in the initial period of his professional activity allow to reduce the risks of the emergence of social and professional maladjustment of the individual within the educational organization.

Keywords: social and professional adaptation, adaptive potential, professional training, adaptive resources of the individual, professional adaptability.

Социально-профессиональная адаптация - это этап, во многом определяющий эффективность профессионального становления и развития практически любого специалиста. Качество профессиональной подготовки и уровень сформированности профессионально важных качеств детерминируют профессионально-поведенческие аспекты начинающего специалиста на этапе адаптации в профессии. Мы предполагаем, что неумение и неготовность начинающего педагога справляться с трудностями и противоречиями начального этапа профессиональной деятельности являются основной причиной их последующего ухода из образовательных организаций и поиска себя в других профессиях. Мы все однозначно понимаем, что возникновение трудностей на этапе социально-профессиональной адаптации к профессиональной деятельности неизбежно. Они могут иметь различный характер и природу происхождения. Трудности могут возникать в сфере предметной деятельности начинающего педагога, в организационно-методический сфере и, что чаще всего наблюдается, в сфере социально-профессиональных взаимоотношений.

К сожалению, практика показывает, что на данный момент в системе образования большинство молодых начинающих педагогов испытывают значительные затруднения в процессе социально-профессиональной адаптации. И здесь можно выделить множество факторов, которые влияют на этот процесс. Первая группа факторов, которые, на наш взгляд, влияют на успешность профессиональной адаптации педагогов, - это качество профессиональной подготовки в вузе. Начинающие специалисты отмечают некоторые расхождения между теоретическими аспектами профессиональной деятельности, с которым их знакомят в вузе, и реальными условиями функционирования образовательных организаций. Вторая группа факторов обусловлена спецификой профессионально-педагогической среды и отсутствием в образовательных учреждениях системы поддержки и сопровождения начинающих педагогов. Молодой специалист с первых дней работы призван в полной мере осуществлять профессионально педагогическую деятельность, выстраивать взаимоотношения с коллективом коллег, с обучающимися и их родителями. При этом возникают трудности не только методического характера, но и социально-психологического. Возникающее напряжение и растерянность на начальном этапе деятельности толкают молодого педагога к упрощению и однообразию используемых приемов и методов работы. Это тормозит процесс профессиональной самореализации начинающего специалиста, делая его деятельность более однообразной и шаблонной.

Высокий уровень требований со стороны педагогического сообщества к начинающему специалисту, низкий уровень оплаты труда и значительные затруднения на начальном этапе деятельности - все это способствует оттоку молодых педагогов из образовательных организаций.

В России на сегодняшний день согласно статистике высока доля педагогов пенсионного и предпенсионного возраста. Количество молодых учителей почти не растет и колеблется в пределах 11-13% от общего числа работающих педагогов в нашей стране. Это позволяет нам говорить об устойчивой тенденции «старения» педагогических кадров образовательных учреждений.

Мы рассматриваем социально-профессиональную адаптацию учителя как процесс достижения оптимально сбалансированного соотношения между профессиональными притязаниями педагога и требованиями профессиональной деятельности и педагогического коллектива по отношению к нему. В ходе этого процесса профессиональная среда (образовательный процесс, педагогический коллектив, учащиеся, родители, администрация школы) воздействует на личность учителя, а он, в свою очередь, избирательно воспринимает и перерабатывает эти воздействия в соответствии со своими личностными особенностями и оказывает влияние на имеющиеся условия профессиональной среды, не только репродуктивно используя приобретенный опыт, но и привнося элементы творчества и индивидуального своеобразия в педагогический процесс.

С. А. Ларионова определяет адаптационные резервы личности как ряд ее социально-психологических и индивидуальных характеристик, определяющих степень адаптированности личности в конкретных социальных условиях [Ларионова 2002].

Адаптационный потенциал будущего специалиста можно условно представить как совокупность двух важных, на наш взгляд, составляющих - это качество профессиональной подготовки в условиях вуза и уровень сформированности профессионально важных качеств начинающего педагога.

Исходя из вышесказанного, считаем, что социально-профессиональную адаптацию педагога можно рассматривать с трех позиций: 1) это процесс приспособления начинающего педагога к особенностям профессионально-педагогической среды; 2) это результат данного процесса; 3) это пусковой механизм формирования новообразований личности, характеризующийся комплексом личностных качеств будущего специалиста.

От состояния этих трех компонентов напрямую зависят особенности поведенческой стратегии начинающего специалиста, эффективность его взаимодействия с представителями профессионального сообщества, а также его психофизиологическое состояние в трудовой деятельности.

Практика показывает, что достаточно часто молодые педагоги самостоятельно не справляются с трудностями, возникающими на начальном этапе профессиональной деятельности. Именно поэтому на данном этапе важна квалифицированная помощь более опытных коллег.

В научных исследованиях отмечаются разные подходы к повышению адаптационных возможностей начинающих специалистов.

Рассмотрев сущность и содержание процесса социально-профессиональной адаптации начинающих педагогов, мы пришли к выводу о том, что он обусловлен взаимовлиянием двух систем: адаптирующейся личности молодого специалиста и профессионально-педагогического сообщества. В соответствии с этим нами были выделены два основных направления деятельности по повышению эффективности социально-профессиональной адаптации начинающих педагогов. Одно из них - это повышение адаптационного потенциала личности будущего педагога, второе -оптимизация условий для вхождения в профессию и освоения профессиональных обязанностей в образовательной организации.

В структуре адаптационного потенциала личности будущего педагога нами были выделены три основных компонента: когнитивный, мотивационно-ценностный и деятельностно-поведенческий.

Когнитивный (знаниевый) компонент - это интеграция психолого-педагогических знаний, которые призваны помочь начинающему педагогу эффективно адаптироваться в профессионально-педагогической среде. На наш взгляд, это, прежде всего, знания о специфике профессионально-педагогической среды, особенностях ее

функционирования и развития, профессионально-этических нормах и правилах взаимодействия в ней; о должностных правах и обязанностях педагога; о преподаваемой дисциплине; социально-психологические знания, определяющие стратегии и тактики взаимодействия с окружающими.

Мотивационно-ценностный компонент в структуре адаптационного потенциала личности предполагает сформированность у студентов вузов мотивационно-ценностного ядра как смысловой основы осуществления профессионально-педагогической деятельности.

Деятельностно-поведенческий компонент предполагает наличие у начинающего специалиста таких способностей, умений и навыков, которые призваны повысить эффективность его деятельности и будут способствовать формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности. Это прежде всего умения и навыки построения педагогически целесообразных взаимоотношений с представителями профессионально-педагогической среды; коммуникативная компетентность молодого учителя; наличие педагогического такта как чувства меры, места и ситуации во взаимодействии с окружающими людьми; прогностические умения; способность к эмпатии; умения, связанные с управлением и руководством коллективом; умение быстро принимать эффективные решения и находить наиболее сильные средства педагогического воздействия, выбирать наилучшую форму требований и варьировать их в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся и педагогической обстановки; рефлексивные умения и навыки; умение адаптировать свои индивидуально-личностные особенности к условиям труда; профессиональная обучаемость - открытость к дальнейшему развитию, готовность к овладению новыми средствами труда, профессиональными знаниями и умениями.

Совокупность всех вышеуказанных компонентов интегрируются в единое целое - адаптационный потенциал будущего специалиста, который в некоторой степени определяет его профессиональную готовность. Он способствует оптимизации процесса социально-профессиональной адаптации учителя и уменьшению адаптационного напряжения и стресса на начальном этапе профессиональной деятельности.

В процессе профессиональной подготовки будущего специалиста важно целенаправленно осуществлять формирование и развитие адаптационного потенциала личности в рамках всех дисциплин основной образовательной программы. Именно качество профессиональной подготовки будущего специалиста с точки зрения актуализации его адаптационных возможностей во многом будет определять последующий процесс его социально-профессиональной адаптации.

Большинство исследователей отмечают влияние личностных качеств педагога на эффективность его профессиональной деятельности. Мы сейчас говорим о так называемых профессионально важных качествах.

Проведя опрос среди студентов и начинающих педагогов, нам удалось определить перечень качеств личности, которые во многом предопределяют успешность профессиональной адаптации молодого специалиста на рабочем месте:

1) педагогическая направленность;

2) социально-психологические свойства личности;

3) «Я-конценция» учителя;

4) степень эмоционально-волевого самоконтоля;

5) уровень тревожности.

А. К. Маркова считает, что анализ личности учителя следует начинать с изучения направленности, то есть того, на что устремлен учитель в своем труде, тогда как способности в целом являются более компенсируемой чертой личности. Их можно сформировать, если у человека есть устойчивое желание быть учителем [Маркова 1996].

Педагогическая направленность - это желание заниматься педагогической деятельностью, несмотря на возникающие трудности объективного и субъективного характера. Большинство исследователей отмечают, что процесс социально-профессиональной адаптации сопряжен с целым рядом затруднений. И именно эти затруднения на начальном этапе профессиональной деятельности зачастую служат причиной отказа от данной профессии и поиска себя в других отраслях. Исходя из этого, можно предположить, что устойчивая профессиональная направленность будущих педагогов буде ориентировать их на преодоление трудностей и профессиональный рост.

Мы считаем, что процесс формирования профессионально-педагогической мотивации обусловлен влиянием сразу нескольких факторов, которые целесообразно рассматривать с точки зрения их корректируемости на уровне вуза. Необходимо отметить, что некоторые из этих факторов (например, уровень оплаты труда учителя) определяются социально-экономическими условиями в стране. В условиях вузовского образовательного процесса повлиять на данные факторы практически не возможно. Однако имеется еще целый ряд факторов, определяющих уровень сформированности профессионально-педагогической мотивации, которые на первый взгляд не очень значимы, но тем не менее влияют на процесс социально-профессиональной адаптации будущих педагогов. Мы предполагаем, что при поступлении на направление подготовки Педагогическое образование большинство студентов уже имеют определенные интересы и потребности, связанные с педагогической деятельностью.

Считаем, что на процесс формирования профессионально-педагогической мотивации будущих педагогов влияет возможность организации практико-ориентированного образовательного процесса в вузе. На сегодняшний день образовательный процесс вуза ориентирован на хорошую теоретическую подготовку студентов по дисциплинам психолого-педагогического цикла. Однако теоретические знания имеют ценность в том случае, если они подкрепляются практической деятельностью. Целесообразно уже со второго курса обучения запланировать учебную практику по педагогике и психологии, которую необходимо организовывать на базе образовательных организаций общего образования. На начальном этапе данной практики студенты могут выступать в качестве наблюдателей, затем в качестве помощников классных руководителей при подготовке и организации внеклассных воспитательных мероприятий, а затем частично привлекаться к педагогической деятельности по предметной области. Процесс социально-профессиональной адаптации студентов будет протекать в менее стрессовых условиях, потому что степень ответственности и сложность выполняемых функций будет увеличиваться постепенно.

Кроме того, педагогическая деятельность предполагает социальное взаимодействие с обучающимися, коллегами-педагогами, родителями и представителями общественных организаций. Все это разные социальные группы, отличающиеся по возрасту, жизненному опыту, ценностным характеристикам. И здесь важно уметь правильно организовать это взаимодействие, выстроить педагогически целесообразные взаимоотношения, уметь находить компромисс, договариваться, убеждать, отстаивать свою точку зрения и разрешать в случае возникновения конфликтные ситуации. Уровень развития социально-психологических качеств личности во многом предопределяет успешность выполнения вышеперечисленных видов деятельности. Социальный компонент адаптационного потенциала личности предполагает профессиональную социализацию нового сотрудника в коллективе образовательной организации. Освоение социально-профессиональных норм, традиций коллектива, этических аспектов взаимодействия во многом повлияет на психологическое самочувствие нового сотрудника и готовность со стороны коллег ему помогать и поддерживать на начальном этапе деятельности.

Мы считаем, что на этапе профессиональной подготовки будущих педагогов очень важно уделить особое внимание развитию социально-психологических качеств личности. Эту задачу можно успешно решать в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин.

Отдельные аспекты профессионально-педагогического общения и организации взаимодействия в коллективе входят в программы вузовских дисциплин. Однако чаще всего рассматриваются данные вопросы именно на теоретическом уровне, а здесь очень важны именно практические умения и навыки. Именно поэтому мы считаем, что занятия должны быть организованы таким образом, чтобы теория подкреплялась практическими занятиями, в рамках которых студенты смогут отработать навыки социально-психологического взаимодействия и профессионально-педагогического общения. Рекомендуемыми формами и методами проведения таких занятий являются социально-психологические и коммуникативные тренинги, деловые игры, метод анализа конкретных ситуаций, дискуссии, метод круглого стола и т.п. Более того, мы рекомендуем не просто отрабатывать навыки социального взаимодействия, но и соотносить их с условиями реальной практической деятельности педагога с учетом специфики той или иной преподаваемой дисциплины.

Значимым фактором, оказывающим влияние на процесс социально-профессиональной адаптации учителя является, по нашему мнению, его «Я-концепция». По мнению большинства исследователей, именно «Я-концепция» определяет доминантную стратегию построения взаимоотношений с окружающими и тактику поведения в различных педагогических ситуациях.

Педагогическую профессию относят к категории специальностей повышенной эмоциональной напряженности. Однако, несмотря на возникающие порой сложные эмоционально-конфликтные ситуации, учителю важно научиться контролировать свои эмоции.

Высокий уровень эмоционального самоконтроля педагога позволит ему совершать обдуманные, профессионально целесообразные поступки, находить адекватные методы воздействия, объективно оценивать педагогическую ситуацию, причины ее возникновения и возможные варианты ее разрешения.

Подводя итоги педагогической практики, многие студенты отмечают, что не всегда им удавалось контролировать свое эмоциональное состояние, уметь сдерживать раздражение. Кроме того, студенты-практиканты довольно часто сталкивались с необходимостью оказать помощь учащимся в сложных эмоциональных ситуациях. И здесь тоже возникали затруднения.

Развитие умений контролировать свои эмоции, на наш взгляд, достаточно важная составляющая профессиональной подготовки будущих педагогов. Решать данную проблему возможно во время практических занятий по психолого-педагогическим дисциплинам. Студентов необходим знакомить с приёмами саморегуляции, отрабатывая навыки поведения в стрессовых и конфликтных ситуациях.

Кроме того, будущим педагогам очень важно знать свои индивидуально-психологические особенности, особенно те, которые существенным образом могут повлиять на качество педагогической деятельности. В связи с этим на этапе профессиональной подготовки будущих педагогов нужно уделить особое внимание диагностическим мероприятиям личных качеств. Это поможет студентам, с одной стороны, адекватно оценивать свои возможности и особенности личности, а с другой стороны, выстроить функциональную программу дальнейшего самовоспитания и саморазвития.

Развитие всех вышеперечисленных индивидуально-личностных качеств студентов на этапе профессиональной подготовки позволит, на наш взгляд, сформировать адаптационный потенциал личности на высоком уровне. Качество профессиональной подготовки в вузе во многом предопределяет эффективность последующей социально-профессиональной адаптации начинающих специалистов. Основная задача вузовской подготовки - максимальный учет и соответствие современным реалиям функционирования образовательных организаций.

Библиографический список

Ларионова, С. А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика / С. А. Ларионова. - Белгород : Б. и., 2002. -198 с. - Текст : непосредственный.

Маркова А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. - Москва : Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 308 с. - Текст : непосредственный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.