Научная статья на тему 'Формализованные алгоритмы достижения компактности сложных дидактических проектов (на примере бучения стрельбе с воды из АКМ в сочетании с формированием навыков военно-прикладного плавания)'

Формализованные алгоритмы достижения компактности сложных дидактических проектов (на примере бучения стрельбе с воды из АКМ в сочетании с формированием навыков военно-прикладного плавания) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПРОЕКТА / МЕТОДЫ АГРЕГИРОВАНИЯ / НАВЫКИ ВОЕННО-ПРИКЛАДНОГО ПЛАВАНИЯ / СТРЕЛЬБА С ВОДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Понимасов Олег Евгеньевич, Сабурова Екатерина Викторовна

В статье исследованы возможности формализованного управления дидактическими проектами, включающими в себя обучение разнородным двигательным навыкам. Проведено формализованное описание процесса реализации педагогических операций, составляющих дидактический проект. Определены модельные характеристики педагогических операций в зависимости от производимых временных и дидактических затрат. Представлены процессуальные показатели эффективности обучения, отражающие преимущества реализации дидактического проекта методом агрегирования педагогических операций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Понимасов Олег Евгеньевич, Сабурова Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formalized algorithms of achieving compactness of complex didactical projects (on the example of the shooting of water from AKM in combination with the formation of military-applied swimming skills)

The article explores the possibilities of formalized management of didactic projects, which include training in heterogeneous motor skills. A formalized description of the process of implementing the pedagogical operations that make up the didactic project is given. The model characteristics of pedagogical operations are determined, depending on the time and didactic costs incurred. The procedural indicators of the effectiveness of training are presented, reflecting the advantages of implementing a didactic project by the method of aggregating pedagogical operations.

Текст научной работы на тему «Формализованные алгоритмы достижения компактности сложных дидактических проектов (на примере бучения стрельбе с воды из АКМ в сочетании с формированием навыков военно-прикладного плавания)»

происходящих на том или ином этапе спортивно-онтогенетического развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Погосян, Т. А. Теоретические аспекты координационных проявлений физической работоспособности в ходе долговременной адаптации юных спортсменов к физическим нагрузкам / Т.А. Погосян // Современные тенденции развития теории и методики физической культуры, спорта и туризма: мат-лы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, 1717 мая 2017 г / МГАФК. - Малаховка, 2017. - С. 205-209. - ISBN 978-5-00063-015-0.

2. Сонькин, В. Д. Развитие мышечной энергетики и работоспособности в онтогенезе / В. Д. Сонькин, Р.В. Тамбовцева. - М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. - 368 с. - ISBN 978-5-39701708-4

3. Синайский, М.М. Физиологические проявления координационных способностей у спортсменов : монография / М.М. Синайский. - М. : ВНИИФК, 2007. - 152 с. - ISBN 5-94634-030-1.

4. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.М. Безруких, В. Д. СонькЬн, Д.А. Фарбер. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 416 с. - ISBN 5-7695-0581-8

5. Швецов, А.В. Результаты многолетних лонгитудиальных исследований физической работоспособности и коэффициент эффективности координации спортсменов / А.В. Швецов, М.М. Синайский, Г.Н. Паскин // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 2. - С. 41-42.

REFERENCES

1. Pogosyan, T.A. (2017), "Theoretical aspects of the coordination of the manifestations of physical working capacity during long-term adaptation of young athletes to physical loads", Modern trends in the development of theory and methodology of physical culture, sport and tourism, Materials all-Russian with international participation scientific and practical conference, May 16-17 2017, Malakhovka, ISBN 978-5-00063-015-0.

2. Sonkin, V.D. and Tambovtseva R.V. (2011), Development of muscle energy and performance in ontogenesis, Book house "LIBROKOM", Moscow, ISBN 978-5-397-01708-4.

3. Sinaisky, M.M. (2007), Physiological manifestations of coordination abilities of the athletes: monograph, VNIIFK Publishing House, Moscow, ISBN 5-94634-030-1.

4. Ed. Bezrukikh, M.M., Sonkin, V.D. and Farber, D.A. (2000), Physiology of child development: (Theoretical and applied aspects), Academia, Moscow, ISBN 5-93246-032-6.

5. Shvetsov, A.V., Sinaisky, M.M. and Paskin, G.N. (2007), "Results of long-term longitudinal studies of physical performance and the coefficient of coordination of athletes", Theory and practice of physical culture, No. 2, pp. 41-42.

Контактная информация: t.pogosyan@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 30.05.2018

УДК 797.21

ФОРМАЛИЗОВАННЫЕ АЛГОРИТМЫ ДОСТИЖЕНИЯ КОМПАКТНОСТИ СЛОЖНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ (НА ПРИМЕРЕ БУЧЕНИЯ СТРЕЛЬБЕ С ВОДЫ ИЗ АКМ В СОЧЕТАНИИ С ФОРМИРОВАНИЕМ НАВЫКОВ ВОЕННО-ПРИКЛАДНОГО ПЛАВАНИЯ)

Олег Евгеньевич Понимасов, кандидат педагогических наук, доцент, Екатерина Викторовна Сабурова, кандидат педагогических наук, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-

Петербург

Аннотация

В статье исследованы возможности формализованного управления дидактическими проектами, включающими в себя обучение разнородным двигательным навыкам. Проведено формализованное описание процесса реализации педагогических операций, составляющих дидактический проект. Определены модельные характеристики педагогических операций в

зависимости от производимых временных и дидактических затрат. Представлены процессуальные показатели эффективности обучения, отражающие преимущества реализации дидактического проекта методом агрегирования педагогических операций.

Ключевые слова: педагогические операции дидактического проекта, методы агрегирования, навыки военно-прикладного плавания, стрельба с воды.

FORMALIZED ALGORITHMS OF ACHIEVING COMPACTNESS OF COMPLEX DIDACTICAL PROJECTS (ON THE EXAMPLE OF THE SHOOTING OF WATER FROM AKM IN COMBINATION WITH THE FORMATION OF MILITARYAPPLIED SWIMMING SKILLS)

Oleg Evgenyevich Ponimasov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ekaterina Viktorovna Saburova, the candidate of pedagogical sciences, The Herzen State Pedagogical University of the Russian, St. Petersburg

Annotation

The article explores the possibilities of formalized management of didactic projects, which include training in heterogeneous motor skills. A formalized description of the process of implementing the pedagogical operations that make up the didactic project is given. The model characteristics of pedagogical operations are determined, depending on the time and didactic costs incurred. The procedural indicators of the effectiveness of training are presented, reflecting the advantages of implementing a didactic project by the method of aggregating pedagogical operations.

Keywords: pedagogical operations of the didactic project, methods of aggregation, skills of military applied swimming, skills of shooting from the water.

ВВЕДЕНИЕ

Дидактический проект по обучению стрельбе с воды из АКМ при нахождении на плаву является чрезвычайно сложным, многоэтапным процессом управления формированием разнонаправленных двигательных навыков [3, 4, 5]. Поиск путей оптимизации и снижения педагогических затрат на его реализацию является актуальной задачей.

На сегодняшний день формализованные методики эффективного управления дидактическими проектами разработаны для отдельных частных случаев специализированного обучения или решения локальных педагогических задач малой размерности. В связи с этим с целью оптимизации проектного планирования целесообразно рассмотреть два возможных подхода к решению данной задачи.

В основу первого подхода заложены эмпирические методы поиска решений, основанных на точечных моментах оптимизации. Как правило, это относится к выбору первоначального эффективного решения, определяющего всю дальнейшую стратегию оптимизации планирования. К недостаткам такого подхода следует отнести то, что он не предусматривает внесение текущих коррективов в дидактический процесс, а основывается на изначально принятом решении относительно основной направленности обучения. Поисковые алгоритмы данного эмпирического подхода отличает некоторая приближенность и условность полученных результатов используемых методов.

Второй подход к оптимизации проектного планирования дидактического проекта основывается на принципах агрегирования, подразумевающего сокращение количества педагогических операций, составляющих структуру реализуемого проекта. Предполагалось, что сокращение выполняемых операций по обучению прикладному плаванию и стрельбе с воды за счет объединения нескольких из них позволит с меньшими временными затратами осуществить реализацию всего дидактического проекта, что приведет к его большей гибкости, управляемости и эффективности [1, 2].

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Дидактический проект представляет собой нецикличный творческий процесс, характеризующийся отсутствием стандартной повторяемости заданного множества

составляющих его педагогических операций.

Педагогическая операция как деятельный процесс характеризуется затратами учебного времени и дидактических средств, используемых в ходе ее выполнения. Формализация описания операции предполагает определение ее объема W и скорости протекания V в зависимости от произведенных временных и дидактических затрат.

Обозначим зависимость скорости (или интенсивности) педагогической операции от числа использованных ресурсов как:

V = f (r(t)),

где r(t) - суммарный вектор используемых ресурсов в момент времени t.

Если to - время начала операции, а tn - время ее завершения, то объем педагогической операции определяется равенством:

tn

W = j /[r(t)]At

to

Ресурсные средства задействуются в педагогической операции в соответствующих пропорциях, именуемых пакетом ресурсов, который можно обозначить как г, = aiV, I = i7p,

где p - число разновидностей ресурсов, V - интенсивность пакета ресурсов, a, - величина ресурса i-ой разновидности на единицу мощности пакета.

Единицей измерения интенсивности пакета обычно принимается разновидность ресурсов, являющаяся основной. Она определяет стратегию планирования реализации проекта. Для определяющей разновидности ресурса a=1. Отсюда лимиты ресурсов будут определяться:

п

^ОдГДО <Nt(t),i = ГГР,

7 = 1

где n - количество педагогических операций проекта, N, - число ресурсов i-ой разновидности в момент T. В дидактических проектах лимит ресурсов часто определяется ограниченным бюджетом времени, отводимым на обучение.

Обозначив временную стоимость освоения единицы упражнения i-ой разновидности в единицу времени как S,, а объем учебного времени, отводимого на освоение определенного действия как S(t), получим следующий вид ограничений дидактического проекта, обусловленный временным лимитом в целом:

п Р

1=11=1

Данное условие отражает мощностные ограничения дидактического проекта.

В случае, если лимитирован набор педагогического средств (физических упражнений), возможных для использования в обучении, педагог сталкивается с инструментар-ными ограничениями реализации проекта: Sj <К, где K - набор средств, возможных к использованию;

р t. si=ysi fJnr)it)At

1=1 J4o

При заданном временном графике освоения обучающих упражнений K(t) в процессе выполнения всех педагогических операций необходимо иметь представление о следующих ресурсных ограничениях методического характера:

n P t

^Y^SiCLjt f rj(r)Ar < K(t) j=i ;=i 0

где S, - временная стоимость освоения отдельного упражнения i-ой направленности, ají - общая ресурсная база проекта; Г* r¡ (г)Дг - объем отдельной педагогической

операции.

Для того чтобы найти решение задачи проектного планирования, необходимо составить модельные характеристики всех педагогических операций, составляющих проект. В этих целях необходимо определить объем каждой отдельной операции и зависимость скорости ее выполнения от используемых физических упражнений.

В практическом использовании педагогических средств обучения конкретного контингента занимающихся достаточно точно можно установить временную стоимость осваиваемых упражнений.

Задача проектного планирования усложняется в случае необходимости реализации дидактического проекта, включающего в себя несколько направлений обучения, каждое из которых, в свою очередь, состоит из некоторого числа обязательных для выполнения педагогических операций. Избежать излишней громоздкости проекта, придав ему более компактный вид, возможно с помощью использования методов агрегирования.

Агрегирование - это метод представления многофакторной полиструктурной модели с большим количеством параметров в более компактном виде с меньшим числом параметров.

Обоснованность применения подобных методов определяется тем, что на практике преподаватель способен эффективно управлять педагогическим процессом, варьируя относительно небольшим числом причинно-следственных связей (не более 5-6 факторами). Поэтому решение многофакторных педагогических задач на основе использования агрегированных методов соответствует оптимизации организационных основ управления дидактическими проектами.

Очевидно, что допускаемое упрощение в снижении размерности описываемых моделей делает решение задачи приблизительным, что приводит к некоторым погрешностям полученных результатов. Тем не менее, данные погрешности компенсируются повышением эффективности выполняемых педагогических операций и всего дидактического проекта в целом.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В результате использования формализованной методики управления педагогическим проектом был приведен к компактной форме проект бучения стрельбе с воды из АКМ в сочетании с формированием навыков военно-прикладного плавания.

Эффективность педагогического проекта оценивалась по процессуальным показателям, представленным в таблице 1.

Таблица 1 - Процессуальные показатели эффективности обучения

Показатели процесса обучения Обучающие проекты

Методом агрегации навыков Методом последовательного формирования навыков

Количество занятий в проекте 19 30

Совокупные временные затраты, мин 1710 2700

Количество элементов для овладения 16 64

Количество используемых упражнений 47 135

Среднее необходимое количество повторений упражнений проекта 19,8 17,4

Средние временные затраты на овладение одним упражнением проекта, мин 22,2 16,4

Анализ данных таблицы свидетельствует о снижении размерности проекта на 30%, что приводит к существенному снижению временных затрат на его реализацию. Налицо экономия обучающих средств достижения результативности обучения. Количество упражнений для освоения требуемых навыков снижается в 2,5 раза за счет укрупнения осваиваемых элементов проекта. Несмотря на увеличение средних временных затрат на овладение одним упражнением, снижение общего числа упражнений дает возможность значительно сократить проект за счет снижения количества осваиваемых элементов.

Таким образом, формализованная методика управления дидактическим проектом по агрегированному формированию разнородных навыков дает возможность рассчитывать оптимальную компактность реализуемого проекта при достижении требуемых целей обучения и экономии временных ресурсов и педагогических средств обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Понимасов, О.Е. Функциональная координация движений как фактор экзистенциально-сти типологических комбинаций техники прикладного плавания /О.Е. Понимасов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 2 (108). - С. 141-144.

2. Понимасов, О.Е. Методика каскадной экономизации технических элементов прикладного плавания / О.Е. Понимасов, О.Г. Смирнова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 6 (124). - С. 159-162.

3. Понимасов, О.Е. Улучшение динамических показателей попеременной комбинации технических элементов прикладного плавания посредством применения весопроецирующих упражнений / О.Е. Понимасов, Ю.Я. Лобанов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 10 (128). - С. 143-146.

4. Понимасов, О.Е. Антитурбулентные упражнения как средство улучшения динамической обтекаемости тела пловца / О.Е. Понимасов, Е.В. Потапова, А.О. Миронов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 3 (133). - С. 186-189.

5. Рябчук, В.В. Зависимость показателей гидродинамики от способов подгонки оружия в военно-прикладном плавании / О.Е. Понимасов, В.В. Рябчук // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 9 (127). - С. 162-165.

REFERENCES

1. Ponimasov, O.E. (2014), "Functional coordination of movements as factor of existence of typological combinations of applied swimming technique", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 108, No. 2, pp. 141-144.

2. Ponimasov, O.E. and Smirnova, O.G. (2015), "Methods of cascade economization of applied swimming technical elements", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 124, No. 6., pp. 159162.

3. Ponimasov, O.E. and Lobanov, Yu.Ya. (2015), "Improved dynamic indicators of alternately combination of applied swimming technical elements through weight projected exercises", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 128, No. 10, pp. 143-146.

4. Ponimasov, O.E., Potapova, E.V. and Mironov, A.O. (2016), "Anti-turbulent exercises as a means of improving the dynamic body streamlined swimmers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 133, No. 3, pp. 186-189.

5. Ryabchuk, V.V. and Ponimasov, O.E. (2015), "Hydrodynamics dependence on the ways of fitting weapons for military applied swimming", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 127, No. 9, pp. 162-165.

Контактная информация: o-pony@mail.ru

Статья поступила в редакцию 08.06.2018

УДК 796.925

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ОТТАЛКИВАНИЯ СПОРТСМЕНОВ В ПРЫЖКАХ НА ЛЫЖАХ С ТРАМПЛИНА К125 И К95

Анна Ивановна Попова, кандидат педагогических наук, доцент.

Александр Евгеньевич Ардашев, кандидат медицинских наук, доцент, Чайковский государственный институт физической культуры (ФГБОУВО «ЧГИФК»),

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чайковский

Аннотация

В статье представлены результаты исследований авторов по технической подготовленности прыгунов на лыжах с трамплина. В ходе исследования были выявлено, что основные кинематические

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.