technologies.ru/ru/article/view?id=36224
6. Molotkov, S. V. (2013), "Effectiveness of applied kinesiology methods in correction of intraosseous deformation in volleyball players", Applied kinesiology in the sport of higher achievements: the final collection of the All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation, Moscow, pp. 69-75.
7. Evseeva, S. P. (2005), Contents and methods of adaptive physical culture and characteristics of its main types: V. 2, Theory and organization of adaptive physical culture: textbook in 2 volumes, Soviet Sport, Moscow.
8. KHolodov, ZH. K. and Kuznetsov, V. S. (2000), Theory and methods of physical education and sports: schoolbook, Academy, Moscow.
9. Yanda, Vladimir (2010), Functional diagnosis of muscles, Translated from English by Eremu-shkin, M. A., EKSMO, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.03.2018
УДК 796.07
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ПРИЦЕЛЬНОГО ВЫСТРЕЛА С ВОДЫ НА ПЛАВУ И В ДВИЖЕНИИ
Дмитрий Николаевич Бердников, соискатель,
Общевойсковая академия Вооруженных сил Российской Федерации, Москва, Денис Игоревич Кочетков, соискатель, Курганский пограничный институт ФСБ России, Курган
Аннотация
Авторами статьи обоснованы организационно-педагогические условия, необходимые для повышения эффективности обучения технике прицельного выстрела с воды на плаву и в движении. К ним относятся: разработка технологии агрегированного формирования двигательных навыков прикладного плавания и стрельбы с воды; совмещение в определенной последовательности отдельных педагогических операций педагогического проекта по обучению навыкам ведения огня с воды; разработка оптимального сетевого графика реализации педагогического проекта на основе использования коэффициентов совмещения педагогических приемов по их началу и окончанию; обоснование методики повышения эффективности обучения технике прицельного выстрела с воды с использованием агрегации разнородных двигательных навыков; формирование агрегированных действий в плавании и стрельбе с воды. Менее значимыми условиями являются: планирование и учет полученной физической нагрузки в плавании, а также ее влияние на технику и результаты стрельбы с воды; воспроизведение освоенных навыков прицельного выстрела на плаву в движении под воздействием плавательной нагрузки. Сюда же относится самоконтроль сотрудниками собственных технических ошибок и самостоятельное внесение ими в программу индивидуальных действий корректив, направленных на достижение лучшего результата.
Ключевые слова: организационно-педагогические условия; агрегируемые навыки плавания и стрельбы с воды; боевые задачи; средства физической подготовки.
ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR INCREASE IN TECHNIQUE LEARNING EFFICIENCY FOR AIM SHOT FROM WATER AFLOAT AND IN MOVEMENT
Dmitry Nikolaevich Berdnikov, the competitor, General academy of the Armed Forces of the Russian Federation, Moscow, Denis Igorevich Kochetkov, the competitor, Kurgan Boundary Institute FSB of Russia, Kurgan
Annotation
Authors of the article justified the organizational and pedagogical conditions necessary for increase in technique learning efficiency for the aim shot from water afloat and in movement. They are the following:
the development of technology of the aggregated formation of movement skills of applied-oriented swimming and firing from water; the combination in certain sequence of the separate pedagogical operations of the pedagogical project on training to the skills of firing from water; the development of the optimum network diagram of implementation of the pedagogical project on the basis of use of the coefficients of the combination of pedagogical tools by their beginning and termination; the reasons for the technique of increase in learning efficiency to technique of the aim shot from water with use of aggregation of heterogeneous movement skills; the formation of the aggregated actions afloat and firing from water. Less significant conditions are: the planning and accounting of the received physical activity in swimming and also its influence on the technique and results of firing from water; the reproduction of the mastered skills of the aim shot afloat in movement under the influence of the swimming loading. Here the authors have put the self-checking by employees of their technical errors and their self-independent introduction in the program of the personal actions of the amendments directed to achievement of the best result.
Keywords: organizational and pedagogical conditions, aggregated skills of float and firing from water, fighting tasks, means of physical training.
Физическая подготовка способствует развитию не только физических качеств, но и формированию прикладных двигательных навыков. В настоящее время накоплен значительный теоретический и экспериментальный материал по функциональному использованию навыков прикладного плавания для решения профессиональных задач сотрудниками специальных подразделений силовых структур [1-3].
Объективные требования профессиональной деятельности сотрудников специальных подразделений силовых структур определяют необходимость применения адекватных методик, позволяющих эффективно обучать прикладным профессиональным действиям, связанным не только с удержанием тела на воде и перемещением в водном пространстве, но и обеспечивающим решение боевых и тактических задач с эффективным применением личного оружия [1-3].
Особенности служебно-боевой деятельности сотрудников специальных подразделений силовых структур при возникновении региональных вооруженных конфликтов требуют от них высокой готовности к ведению всех видов оборонительных и наступательных тактических действий с применением личного оружия для эффективного ведения огня, как на сухопутных плацдармах, так и в акваториях водных объектов [1].
При форсировании водной преграды вплавь на обороняющегося противника сотрудникам специальных подразделений силовых структур требуется владение техникой прицельного выстрела при нахождении в водной среде на плаву и в движении. Данный боевой прием представляет собой сложнейшее техническое действие, характеризующееся одномоментным проявлением двух разнонаправленных навыков - прикладного плавания и стрельбы из огнестрельного боевого оружия.
Для успешного огневого поражения цели, требуемые навыки должны быть функционально интегрированы в целостную динамическую двигательную агрегацию, характеризующуюся набором свойств, отсутствующих у составляющих ее компонентов [1, 2]. Признаком динамической агрегации является высокая эффективность решения практической огневой задачи по выполнению меткого выстрела с водной акватории, что достигается полифункциональным решением двигательной задачи. Кроме этого, двигательная агрегация характеризуется структурной иерархией и специализацией ее составляющих. Навыки плавания составляют основу функционирования всей агрегации и являются структурными элементами техники выполнения прицельного выстрела с водной поверхности.
Проведенный теоретический анализ современных методик обучения стрельбе с воды показал, что большинство работ, выполненных в этом направлении, в качестве объекта исследования определяют процесс последовательного формирования двигательных навыков посредством выполнения отдельных относительно независимых педагогических операций. [1-3]. В результате этого формирование навыков протекает обособленно один от другого. Характер динамики становления навыков может быть различным. При этом низкие темпы формирования одного навыка не могут быть компенсированы ускоренным
формированием другого. Подобные процессы должны протекать ассоциировано. Логично предположить, что одновременное формирование разнонаправленных навыков ускорит их интегрирование в целостную динамическую агрегацию, обеспечит их более тесное взаимодействие и облегчит усвоение двигательной задачи сотрудниками специальных подразделений силовых структур. Поэтому в ходе опроса 39 респондентов нами были обоснованы организационно-педагогические условия, необходимые для повышения эффективности обучения технике прицельного выстрела с воды на плаву и в движении. (Таблица 1). Таблица 1 - Структура организационно-педагогических условий, необходимых для повышения эффективности обучения технике прицельного выстрела с воды на плаву и в дви-
Ранговое место (значимость) Организационно-педагогические условия Ранговый показатель (%)
1 Разработка технологии агрегированного формирования двигательных навыков прикладного плавания и стрельбы с воды 27,3
2 Совмещение в определенной последовательности отдельных педагогических операций педагогического проекта по обучению навыкам ведения огня с воды 22,7
3 Воспроизведение освоенных навыков прицельного выстрела на плаву в движении под воздействием плавательной нагрузки 17,8
4 Самоконтроль сотрудниками собственных технических ошибок и самостоятельное внесение ими в программу индивидуальных действий корректив, направленных на достижение лучшего результата 12,2
5 Формирование агрегированных действий в плавании и стрельбе с воды 11,1
6 Планирование и учет полученной физической нагрузки в плавании, а также ее влияние на технику и результаты стрельбы с воды 8,9
К этим условиям относятся: разработка технологии агрегированного формирования двигательных навыков прикладного плавания и стрельбы с воды; совмещение в определенной последовательности отдельных педагогических операций педагогического проекта по обучению навыкам ведения огня с воды; разработка оптимального сетевого графика реализации педагогического проекта на основе использования коэффициентов совмещения педагогических приемов по их началу и окончанию; обоснование методики повышения эффективности обучения технике прицельного выстрела с воды с использованием агрегации разнородных двигательных навыков; формирование агрегированных действий в плавании и стрельбе с воды. Установлено, что менее значимыми условиями являются: планирование и учет полученной физической нагрузки в плавании, а также ее влияние на технику и результаты стрельбы с воды; воспроизведение освоенных навыков прицельного выстрела на плаву и в движении под воздействием плавательной нагрузки. Сюда же относится самоконтроль сотрудниками собственных технических ошибок и самостоятельное внесение ими в программу индивидуальных действий корректив, направленных на достижение лучшего результата.
Практическая реализация данных условий показала высокую эффективность при формировании прицельного выстрела с воды на плаву и в движении у сотрудников специальных подразделений силовых структур.
Результаты проведенного педагогического эксперимента свидетельствуют о лучшем освоении техники прицельного выстрела на плаву и в движении испытуемыми экспериментальной группы. Превосходство их отдельных технических показателей в прикладном плавании и стрельбе с воды над результатами испытуемых контрольной группы составило около 50%, интегральной подготовленности в выполнении комплексного контрольного упражнения со стрельбой с воды - на 40%.
Процессуальные показатели разработанных условий свидетельствуют о большей компактности и технологичности предлагаемой методики обучения прицельному выстрелу с воды и в движении.
Оценка траекторий формирования навыков относительно формализованного критерия указывает на агрегированное их освоение сотрудниками специальных подразделений
силовых структур в процессе реализации предлагаемого педагогического проекта.
Таким образом, практическая реализация выявленных организационно-педагогических условий, способствовала расширению функций обучения сотрудников. Исследования показали, что она увеличивает адаптивность физических упражнений к требованиям процесса обучения сотрудников специальных подразделений и повышает эффективность их использования. Главное педагогическое значение использования этих условий заключалось в том, что это позволило сократить количество нескольких специализированных педагогических действий по формированию разнородных навыков, объединив их в интегрированный процесс обучения сотрудников специальных подразделений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кочетков, Д.И. Особенности динамики формирования навыков плавания и ведения стрельбы с воды из стрелкового оружия / Д.И. Кочетков, С.С. Семенова, С.В. Шилова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 9 (151). - С. 151-155.
2. Понимасов, О.Е. Прогнозирующее моделирование совместимости формирования навыков плавания и стрельбы с воды на основе построения аппроксимирующих функций / О.Е. Понимасов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 2 (156). - С. 180-184.
3. Рябчук, В.В. Зависимость показателей гидродинамики от способов подгонки оружия в военно-прикладном плавании / О.Е. Понимасов, В.В. Рябчук // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 9 (127). - С. 162-165.
REFERENCES
1. Kochetkov D.I., Semenova, S.S. and Shilova, S.V. (2017), "Features of dynamics of formation of skills of swimming and conducting firing from water from small arms", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 151, No 9, pp. 151-155.
2. Ponimasov, O.E. (2018), "Forecasting modeling of compatibility of forming swimming and shooting skills from water based on construction of approximate functions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 156, No 2, pp. 180-184.
3. Ryabchuk, V.V. and Ponimasov, O.E. (2015), "Hydrodynamics dependence on the ways of fitting weapons for military applied swimming", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 127, No 9, pp. 162-165.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.03.2018
УДК 796.011.3
ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ К СДАЧЕ НОРМАТИВОВ ВФСК ГТО
Виталий Викторович Бобков, старший преподаватель, Российский государственный университет нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина,
Москва,
Анатолий Петрович Стрижак, доктор педагогических наук, профессор, Московский городской педагогический университет (МГПУ), Москва
Аннотация
В статье рассматривается проблема готовности учащихся образовательных учреждений к сдаче нормативных требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО). В ходе исследования функционального состояния учащихся общеобразовательной школы и студентов вуза накануне сдачи нормативов, установлено, что у значительного количества участников предстоящих соревнований имеются существенные лимитирующие факторы, не только не позволяющие выполнить минимальный норматив ГТО, но и создающие предпосылки к негативным последствиям. Очевидно, что заключение врача о допуске к участию в стартах, должно быть более весомым, чем «здоров», основанным на данных комплекса