Научная статья на тему 'Возможности реализации дидактического проекта на основе совмещения педагогических операций'

Возможности реализации дидактического проекта на основе совмещения педагогических операций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАВЫКИ ВОЕННО-ПРИКЛАДНОГО ПЛАВАНИЯ / НАВЫКИ ВЕДЕНИЯ СТРЕЛЬБЫ С ВОДЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочетков Денис Игоревич, Понимасов Олег Евгеньевич, Пилина Ирина Борисовна

В статье исследованы возможности оптимального планирования дидактического проекта, включающего в себя обучение разнородным двигательным навыкам. Выделены педагогические операции, составляющие дидактический проект обучения стрельбе с воды при движении вплавь. Эмпирическим путем рассчитаны коэффициенты совмещения педагогических операций. Обоснована оптимальная модель реализации дидактического проекта. Представлен сетевой график оптимального варианта реализации дидактического проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кочетков Денис Игоревич, Понимасов Олег Евгеньевич, Пилина Ирина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Possibilities of implementation of didactical project based on combination of pedagogical operations

The article explores the possibilities of the optimal planning of the didactic project, which includes training to heterogeneous motor skills. Pedagogical operations, which constitute the didactic project of teaching shooting from water while moving with swimming, are singled out. The coefficients of combining the pedagogical operations are empirically calculated. The optimal model for the implementation of the didactic project is substantiated. A network diagram of the optimal version of the didactic project is presented. Keywords: skills of military applied swimming, skills of shooting from the water, pedagogical operations of the didactic project.

Текст научной работы на тему «Возможности реализации дидактического проекта на основе совмещения педагогических операций»

87-91.

4. Kocharyan, T.N. (2012), Forecasting the playing role of basketball players, taking into account individual morphological and psychological characteristics, dissertation, Malakhovka.

5. Lenshina, M.V., Andrianova, R.I., Germanov, G.N. and Kuzmina, O.I. (2016), "Creation of a stage of direct preparation of a women's youth basketball team of Russia for the European championship of 2015", Izvestija Tulskogo gosudarstvennogo universiteta. Seria: Fizicheskaja kultura. Sport, No. 3, pp. 123-128.

6. Shvecova, T.V. (2017), The maintenance of long-term training of students-athletes of the mass categories engaged in basketball 3x3, dissertation, Krasnodar.

Контактная информация: lmv05@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.03.2018

УДК 37.026

ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПРОЕКТА НА ОСНОВЕ СОВМЕЩЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ

Денис Игоревич Кочетков, соискатель, Олег Евгеньевич Понимасов, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Борисовна Пилина, кандидат педагогических наук, доцент, Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье исследованы возможности оптимального планирования дидактического проекта, включающего в себя обучение разнородным двигательным навыкам. Выделены педагогические операции, составляющие дидактический проект обучения стрельбе с воды при движении вплавь. Эмпирическим путем рассчитаны коэффициенты совмещения педагогических операций. Обоснована оптимальная модель реализации дидактического проекта. Представлен сетевой график оптимального варианта реализации дидактического проекта.

Ключевые слова: навыки военно-прикладного плавания, навыки ведения стрельбы с воды, педагогические операции дидактического проекта.

POSSIBILITIES OF IMPLEMENTATION OF DIDACTICAL PROJECT BASED ON COMBINATION OF PEDAGOGICAL OPERATIONS

Denis Igorevich Kochetkov, the competitor, Oleg Evgenievich Ponimasov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irina Borisovna Pilina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

North-West Institute of Management of the Russian Academy of National Economy and Public

Service, St. Petersburg

Annotation

The article explores the possibilities of the optimal planning of the didactic project, which includes training to heterogeneous motor skills. Pedagogical operations, which constitute the didactic project of teaching shooting from water while moving with swimming, are singled out. The coefficients of combining the pedagogical operations are empirically calculated. The optimal model for the implementation of the didactic project is substantiated. A network diagram of the optimal version of the didactic project is presented.

Keywords: skills of military applied swimming, skills of shooting from the water, pedagogical operations of the didactic project.

ВВЕДЕНИЕ

Любой педагогический процесс обучения сложным двигательным навыкам может рассматриваться в качестве дидактического проекта, требующего эффективного управления для его успешной реализации. Основополагающей функцией управления данной сферой деятельности является оптимальное планирование обучения. Как правило, данная функция связана с оптимальным распределением обучающих средств выполняемых

педагогических операций дидактического проекта [2].

Обучение личного состава частей и подразделений форсированию водных преград вплавь с ведением стрельбы из огнестрельного оружия представляет собой многоэтапный педагогический процесс, что делает его труднореализуемым в условиях сжатых сроков, отводимых на подготовку войск к ведению данного вида тактических действий [1].

Поскольку конечным продуктом обучения прикладному плаванию с ведением стрельбы с воды является целостное двигательное объединение навыков, формирование которых протекает на протяжении всего процесса обучения, имеет смысл сделать предположение о целесообразности и возможности их агрегирования на ранних стадиях формирования [4]. Соответственно методом подобного обучения могло бы стать агрегирование комплекса педагогических действий (операций), направленных на формирование у обучаемых необходимых двигательных навыков [3].

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

С целью сокращения временных затрат на реализацию дидактического проекта проводилось горизонтальное упорядочение педагогических операций по способу их частичного (или полного) совмещения. Предварительно был составлен перечень обособленных педагогических операций, составляющие педагогический проект и включающих в себя обязательные к освоению отдельные дидактические компоненты: I. Начальное освоение техники плавания. II. Подготовка к плаванию в обмундировании с оружием. III. Обучение технике прицельного выстрела с применением тренажерных устройств на суше. IV. Обучение технике прицельного выстрела в воде с удержанием тела на плаву. IV. Формирование интегративной техники прицельного выстрела на плаву в движении.

Исходя из составленного описания дидактического проекта, был определен Wi -объем каждого компонента операции в единицах технических элементов, необходимых для освоения; Vi - скорость освоения технических элементов в единицу учебного времени при заданном наборе физических упражнений и вычислена riJ - продолжительность каждого из компонентов педагогических операций.

Итоговые показатели продолжительности каждой педагогической операции дидактического проекта представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Объем и продолжительность педагогических операций

№ п/п Наименование операции Объем в осваиваемых элементах r

1 Начальное обучение плаванию 23 10

2 Подготовка к плаванию в обмундировании с оружием 10 7

3 Обучение стрельбе на суше 8 6

4 Обучение стрельбе на плаву 5 5

5 Формирование техники прицельного выстрела на плаву в движении 18 9

Используя данные таблицы 1, была рассчитана полная продолжительность педагогического проекта при последовательном выполнении педагогических операций, равная 30 учебным занятиям. Специальная серия экспериментов была проведена с целью определения коэффициентов совмещения операций.

Коэффициент совмещения по началу К определялся количеством занятий (часов), необходимых и достаточных для освоения части учебного материала _|-ой педагогической операции, которая обеспечивала бы освоение 1-ой педагогической операции при условии дальнейшего параллельного протекания и успешного завершения обеих операций на базе использования единых средств обучения. Коэффициент совмещения по окончанию С определялся количеством занятий (часов) 1-ой педагогической операции, требуемым для завершения стабилизации навыков, ранее освоенных в результате проведения ]-ой педагогической операции и части 1-ой операции. Матрицы полученных коэффициентов совмещения пяти педагогических операций, составляющих дидактический проект, представлена ниже.

к --

( 0 4 3 3 6^ 2 0 2 4 3 1 2 0 2 1 5 2 1 0 4

( 0 1 2 4 3^

3 0 2 2 3

4 2 0 3 4 4 3 1 0 3

Для построения предполагаемых сетевых моделей дидактического проекта были рассмотрены возможные варианты последовательности выполнения педагогических операций в проекте. С этой целью проведена условная нумерация педагогических операций проекта (таблица 2).

Наименование операций Присвоенный номер

Начальное обучение плаванию 1

Подготовка к плаванию в обмундировании с оружием 2

Обучение стрельбе на суше 3

Обучение стрельбе на плаву 4

Формирование техники прицельного выстрела на плаву в движении 5

Основываясь на выполненной нумерации, были рассмотрены и представлены сетевыми схемами варианты последовательности выполнения операций в исследуемых подмножествах. Используя коэффициенты совмещения педагогических операций, была рассчитана продолжительность каждой из построенных сетевых моделей дидактических проекта (таблица 3).

Таблица 3 - Варианты ^ реализации педагогического проекта

Последовательность выполнения операций Объем проекта в занятиях Количество занятий с возможностью парного совмещения Количество занятий с возможностью тройного совмещения

1 - 2 - 3 - 4 - 5 25 8 2

1 - 2 - 4 - 3 - 5 19 6 5

1 - 3 - 4 - 5 - 2 24 11 1

1 - 4 - 3 - 5 - 2 22 7 4

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

При выборе оптимального решения будем основываться на минимальном объеме проекта, требуемом для его полного завершения. Из полученных вариантов реализации таким объемом характеризуется 2-й вариант с количеством занятий, равным 19 (рисунок 1).

|ю|

I 19 I

Рисунок 1 - Сетевой график дидактического проекта, реализуемого по 2-му варианту

Дополнительной характеристикой оптимальности варианта выступает количество занятий проекта, обладающих возможностью их тройного совмещения. В обозначенном

варианте этот показатель также самый высокий и равен 5. Подчеркнем, что на 11-ом занятии 2-го варианта I-го подмножества решений имеется возможность совмещения 4-х операций реализуемого проекта. Подобной характеристикой ни один из рассматриваемых вариантов не обладает.

Таким образом, вышеперечисленные факты свидетельствуют в пользу выбора 2-го варианта в качестве оптимального решения задачи планирования и реализации педагогического проекта на основе агрегирования составляющих его педагогических операций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Коршунов, А.В. Явление гипокапнии и внешние признаки его проявления при свободном нырянии в длину / О.Е. Понимасов, А.В. Коршунов, А.О. Миронов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 4 (134). - С. 218-220.

2. Лобанов, Ю.Я. Улучшение динамических показателей попеременной комбинации технических элементов прикладного плавания посредством применения весопроецирующих упражнений / О.Е. Понимасов, Ю.Я. Лобанов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 10 (128). - С. 143-146.

3. Потапова, Е.В. Антитурбулентные упражнения как средство улучшения динамической обтекаемости тела пловца / О.Е. Понимасов, Е.В. Потапова, А.О. Миронов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 3 (133). - С. 186-189.

4. Рябчук, В.В. Зависимость показателей гидродинамики от способов подгонки оружия в военно-прикладном плавании / О.Е. Понимасов, В.В. Рябчук // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 9 (127). - С. 162-165.

REFERENCES

1. Korshunov, A.V., Ponimasov, O.E. and Mironov, A.O. (2016), "Phenomenon hypocapnia and external signs of its manifestation at free diving in length", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 134, No 4, pp. 218-220.

2. Lobanov, Yu.Ya. and Ponimasov, O.E. (2015), "Improved dynamic indicators of alternately combination of applied swimming technical elements through weight projected exercises", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 128, No 10, pp. 143-146.

3. Potapova, E.V., Ponimasov, O.E. and Mironov, A.O. (2016), "Anti-turbulent exercises as a means of improving the dynamic body streamlined swimmers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 133, No 3, pp. 186-189.

4. Ryabchuk, V.V. and Ponimasov, O.E. (2015), "Hydrodynamics dependence on the ways of fitting weapons for military applied swimming", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 127, No 9, pp. 162-165.

Контактная информация: o-pony@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.04.2018

УДК 796.011

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКИ В ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

Ольга Николаевна Кривощекова, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (ФГБОУ ВО «СибАДИ»), г. Омск; Сергей Евгеньевич Бебинов, кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина (ФГБОУ ВО Омский ГАУ), г. Омск; Татьяна Ивановна Крылова, кандидат педагогических наук, доцент, Омский

государственный технический университет (ФГБОУ ВО ОмГТУ), г. Омск

Аннотация

Показаны особенности использования элементов спортивной гимнастики в профессиональном обучении курсантов военного вуза. Подробно обсуждаются взаимосвязи между развитием специальных физических качеств и характером ошибок, допускаемых обучающимися при выполнении упражнений на параллельных брусьях. Выявлено, что больше всего ошибок курсанты

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.