УДК 796.011
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ АГРЕГИРОВАННОГО ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У СОТРУДНИКОВ ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНОВ ФСБ РОССИИ ПРИ
ОБУЧЕНИИ СТРЕЛЬБЕ С ВОДЫ
Денис Игоревич Кочетков, соискатель, Курганский пограничный институт ФСБ России, Курган, Евгений Алексеевич Краснов, кандидат педагогических наук, доцент, Татьяна Владимировна Сапсаева, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. М.А. Бонч-Бруевича, Санкт-
Петербург
Аннотация
Авторами статьи обоснована ранговая структура факторов, определяющих целесообразность использования средств агрегированного формирования двигательных навыков у сотрудников пограничных органов ФСБ России при обучении стрельбе с воды. Этими факторами являются: необходимость создания целостной динамической агрегации двигательных навыков прикладного плавания и прицельного выстрела с воды; наличие единой целевой направленности функционирования разнородных навыков; недостаточное применение специальных упражнений для формирования целостной двигательной агрегации навыков. Менее значимыми факторами являются: особенности техники выполнения прицельного выстрела при нахождении на плаву в движении; связь эффективности военно-профессиональной деятельности пограничника по форсированию водной преграды вплавь и ведением стрельбы из личного оружия с показателями техники прицельного выстрела; недостаточный уровень овладения навыками стрельбы с воды при последовательном обучении разнонаправленным действиям.
Ключевые слова: факторы; агрегируемые навыки плавания и стрельбы с воды; средства физической подготовки.
FACTORS DEFINING EXPEDIENCY OF USE OF MEANS OF THE AGGREGATED FORMATION OF MOVEMENT SKILLS AT THE STAFF OF BOUNDARY BODIES OF FSB OF RUSSIA WHEN TRAINING IN FIRING FROM WATER
Denis Igorevich Kochetkov, the competitor, Kurgan Boundary Institute FSB of Russia, Kurgan, Evgeny Alekseevich Krasnov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Tatyana Vladimirovna Sapsaeva, the senior teacher, The Bonch-Bruevich Saint-Petersburg State University of Telecommunications
Annotation
Authors of article justified the rank structure of the factors defining feasibility of use of means of the aggregated formation of movement skills at employees of boundary organs of FSB of Russia when training in firing from water. These factors are: the need in creation of the integral dynamic aggregation of movement skills of application-oriented swimming and aim shot from water; the existence of uniform targeted directivity of functioning of heterogeneous skills; the insufficient application of special exercises for formation of integral motive aggregation of skills. Less significant factors are: the features of technique of execution of the aim shot when swimming in movement; the link of efficiency of military professional activity of the frontier guard on forcing the water barrier by swimming and guiding of firing from the individual weapon with indices of technique of the aim shot; the insufficient level of mastering skills for firing from water in case of serial training to multidirectional actions.
Keywords: factors, aggregated skills of swimming and firing from water, means of physical training.
В сложившейся геополитической обстановке решение проблем национальной безопасности Российской Федерации напрямую зависит от мер, принимаемых государством в сфере пограничной политики по защите и охране государственной границы [4-6].
Основу обеспечения безопасности личности, общества и государства в области защиты и охраны государственной границы составляет Пограничная служба Российской Федерации, которая ответственна за безопасность и целостность приграничных рубежей государства в пределах пограничной территориальной зоны, российской акватории по-
граничных озер, рек и других водных пространств, побережья моря и пунктах пропуска. Непосредственную защиту и охрану государственной границы осуществляют сотрудники пограничных органов ФСБ России [4-6].
Особенностью деятельности сотрудников пограничных органов ФСБ России является использование вооруженной борьбы как формы устранения нарушений территориальных границ Российской Федерации без перехода государства в состояние войны. Это делает необходимым расширение сферы деятельности сотрудников пограничных органов ФСБ России по локализации и, в конечном итоге, по ликвидации несанкционированных вторжений отдельных лиц и организованных групп и формирований на территорию Российской Федерации.
Широкий спектр функций пограничных органов ФСБ России по осуществлению повседневной охраны государственной границы проведению пограничных поисков и операций, оперативно-розыскной деятельности, соблюдению пограничного и пропускного режима через государственную границу определен нормами Федерального Закона от 1 апреля 1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации».
Протяженность государственной границы Российской Федерации составляет более 60 тыс. км. Она пролегает в различных климатогеографических зонах и частях света. На сухопутные границы приходится 22 тыс. км, из которых 7 тыс. км тянутся вдоль русел рек и поверхностей озер. Морские границы России составляют 38 тыс. км. Поэтому приоритетным направлением поступательного развития пограничных органов ФСБ России является подготовка сотрудников, психологически и физически готовых к специфическим действиям по защите и охране территориальной неприкосновенности России, как на сухопутных рубежах, так и на водных акваториях государственной границы [7].
Несмотря на высокий уровень технической оснащенности специальным вооружением и оборудованием, использование их в специфических условиях водного пространства требует от сотрудников пограничных органов ФСБ России особого владения оружием, боевой техникой и водолазным снаряжением на основе практических навыков взаимодействия с водной средой и передвижения в ней без помощи технических средств [4-7].
Вопросы специальной физической подготовки пограничников, охраняющих государственную границу на водных пространствах, в научно-исследовательских работах отечественных ученых не рассматривались. Поэтому для успешной реализации задач становления, обоснования и совершенствования их подготовки актуальным на социально-педагогическом уровне становится создание основ военно-профессионального обучения сотрудников пограничных органов ФСБ России служебно-боевой деятельности в условиях водных акваторий на базе формирования навыков прикладного плавания. Особо актуальным является освоение навыков применения штатного оружия при проведении приграничных операций вплавь на водных объектах государственной границы [6].
На научно-теоретическом уровне актуальность исследования по вопросам физической подготовки пограничников к служебно-боевой деятельности на внутренних водных и морских пространствах обусловлена отсутствием научно обоснованных методик обучения данного контингента специалистов прикладному плаванию в сочетании с ведением прицельной стрельбы из штатного оружия с воды [1-3].
Подготовка подразделений к форсированию водных преград производится, как правило, в сжатые сроки. Отводимого на эти цели учебного времени явно недостаточно для интегрированного объединения навыков прикладного плавания и стрельбы с воды в целостное двигательное образование [5]. Применяемая в настоящее время методика обучения предусматривает последовательное проведение этапов обучения, направленных на формирование определенных двигательных навыков [1, 2]. Обучение на каждом этапе проводится до полного овладения навыком, каждый последующий этап начинается после окончания предыдущего. [1, 2]. Таким образом, овладение навыками протекает обособленно, с различными траекториями динамики их освоения. При дальнейшем объедине-
нии освоенных навыков возникает рассогласование, а в некоторых случаях -конфликт между различиями в уровне освоения навыков. Это ведет к неэффективному функционированию целостного объединения двигательных действий при достижении целевого результата программы обучения.
Преодолеть возникающее противоречие, присущее методике последовательного обучения прикладному плаванию, а затем стрельбе с воды, возможно при условии выявления факторов, определяющих целесообразность агрегированного формирования разнонаправленных навыков путем совмещения отдельных этапов обучения. Для решения этой задачи проводился опрос специалистов. Всего в опросе приняло участие 37 респондентов. Результаты этого исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Структура факторов, определяющих целесообразность использования средств агрегированного формирования двигательных навыков у сотрудников пограничных органов ФСБ России при обучении стрельбе с воды (п=37)__
Ранговое место (значимость) Факторы Ранговый показатель (%)
1 Необходимость создания целостной динамической агрегации двигательных навыков прикладного плавания и прицельного выстрела с воды 26,3
2 Наличие единой целевой направленности функционирования разнородных навыков 23,7
3 Недостаточное применение специальных упражнений для формирования целостной двигательной агрегации навыков 17,2
4 Особенности техники выполнения прицельного выстрела при нахождении на плаву в движении 12,8
5 Связь эффективности военно-профессиональной деятельности пограничника по форсированию водной преграды вплавь и ведением стрельбы из личного оружия с показателями техники прицельного выстрела 11,3
6 Недостаточный уровень овладения навыками стрельбы с воды при последовательном обучении разнонаправленным действиям 8,7
Анализ данных таблицы показывает, что этими факторами являются: необходимость создания целостной динамической агрегации двигательных навыков прикладного плавания и прицельного выстрела с воды; наличие единой целевой направленности функционирования разнородных навыков; недостаточное применение специальных упражнений для формирования целостной двигательной агрегации навыков. Менее значимыми факторами являются: особенности техники выполнения прицельного выстрела при нахождении на плаву в движении; связь эффективности военно-профессиональной деятельности пограничника по форсированию водной преграды вплавь и ведением стрельбы из личного оружия с показателями техники прицельного выстрела; недостаточный уровень овладения навыками стрельбы с воды при последовательном обучении разнонаправленным действиям.
ВЫВОД. На основе выявленных факторов была сформулирована главная задача исследования, которая заключается в поиске и выборе педагогических возможностей агрегированного формирования разнородных навыков в целостное двигательное образование и снижение сроков обучения сотрудников пограничных органов ФСБ России стрельбе с воды на основе плавательных движений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бочковская, В. Л. Факторы, определяющие необходимость использования методики для улучшения экономичности движений при обучении прикладному плаванию студентов вузов гражданской авиации / В. Л. Бочковская, М.С. Назарова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 8 (126). - С. 21-26.
2. Бочковская, В.Л. Психолого-педагогические условия, необходимые для повышения эффективности обучении прикладному плаванию студентов вузов гражданской авиации / В.Л. Бочковская, М.С. Назарова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 9 (127). - С. 68-72.
3. Николаев, С.В. Использование замещающих упражнений преобразующей направленности при обучении прикладному плаванию спасателей МЧС России / С.В. Николаев, О.Е. Понимасов, А.О. Миронов // Проблемы управления рисками в техносфере. - 2015. - № 4 (36). - С. 166-168.
4. Понимасов, О.Е. Разработка описательных типологических моделей техники прикладного плавания / О.Е. Понимасов, О.В. Новосельцев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 8 (114). - С. 149-152.
5. Понимасов, О.Е. Функциональная координация движений как фактор экзистенциальности типологических комбинаций техники прикладного плавания / О.Е. Понимасов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 2 (108). - С. 141-144.
6. Понимасов, О.Е. Особенности идеальной типовой модели асимметричной комбинации технических элементов прикладного плавания / О.Е. Понимасов, О.Г. Смирнова, С.В. Николаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 5 (123). - С. 142-146.
7. Экономизация типологических комбинаций техники прикладного плавания при обучении курсантов военных вузов / И.Н. Штамбург, О.Е. Понимасов, К.А. Грачев, А.И. Новиков // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 2. - С. 16-17.
REFERENCES
1. Bochkovskaya, V. L. and Nazarova, M. S. (2015), "The factors defining need of use of a technique for improving of profitability of movements when training in application-oriented float of students of higher education institutions of civil aviation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 126, No. 8, pp. 21-26.
2. Bochkovskaya, V. L. and Nazarova, M. S. (2015), "Psychology and pedagogical conditions necessary for increase in efficiency training in application-oriented float of students of higher education institutions of civil aviation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 127, No. 9, pp. 6872.
3. Nikolaev, S.V., Ponimasov, O.E. and Mironov, A.O. (2015), "Use of substitutive exercises of transformative orientation in the training in applied swimming of rescue workers EMERCOM of Russia", Problems of technosphere risk management, Vol. 36, No. 4, pp. 166-168.
4. Ponimasov, O.E. and Novoseltsev, O.V. (2014), "Development of typological descriptive models of applied swimming technique", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 114, No. 8, pp. 149-152.
5. Ponimasov, O.E. (2014), "Functional coordination of movements as factor of existence of typological combinations of applied swimming technique", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 108, No. 2, pp. 141-144.
6. Ponimasov, O.E., Smirnova, O.G. and Nikolaev, S.V. (2015), "Features of the ideal standard model of asymmetric combination of applied swimming technical elements", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 123, No. 5, pp. 139-142.
7. Shtamburg, I.N., Ponimasov, O.E., Grachov, K.A. and Novikov, A.I. (2016), "Economization typological combinations of applied swimming technique in military school cadet training", Theory and Practice of Physical Culture, No. 2, pp. 16-17.
Контактная информация: kochetkovDI@inbox.ru
Статья поступила в редакцию 25.10.2017
УДК 372.3
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ НА ОСНОВЕ СОТВОРЧЕСТВА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ
Ирина Васильевна Кощиенко, кандидат педагогических наук, доцент, Московский гуманитарный университет, Москва
Аннотация
Статья посвящена проблеме взаимодействия дошкольной образовательной организации и родителей в целях выработки единых подходов к воспитанию и образованию ребенка. Автор ак-