Научная статья на тему 'Обоснование факторов, определяющих целесообразность использования средств агрегированного формирования двигательных навыков стрельбы в условиях водной среды у сотрудников специальных подразделений'

Обоснование факторов, определяющих целесообразность использования средств агрегированного формирования двигательных навыков стрельбы в условиях водной среды у сотрудников специальных подразделений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ / АГРЕГИРУЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ПЛАВАНИЕ / СТРЕЛЬБА С ВОДЫ / БОЕВЫЕ ЗАДАЧИ / СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болотин Александр Эдуардович, Медников Андрей Борисович, Кочетков Денис Игоревич

В статье приведены факторы, на основе которых построен график реализации педагогического проекта по обучению стрельбе с воды на плаву и в движении сотрудников специальных подразделений силовых структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Болотин Александр Эдуардович, Медников Андрей Борисович, Кочетков Денис Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors on the basis of which the schedule of implementation of the pedagogical project on training in firing from water afloat and in the movement of staff of special divisions of law enforcement agencies is constructed are given in article.

Текст научной работы на тему «Обоснование факторов, определяющих целесообразность использования средств агрегированного формирования двигательных навыков стрельбы в условиях водной среды у сотрудников специальных подразделений»

Болотин Александр Эдуардович Медников Андрей Борисович Кочетков Денис Игоревич

Обоснование факторов, определяющих целесообразность использования средств агрегированного формирования двигательных навыков стрельбы в условиях водной среды у сотрудников специальных подразделений

В статье приведены факторы, на основе которых построен график реализации педагогического проекта по обучению стрельбе с воды на плаву и в движении сотрудников специальных подразделений силовых структур.

Ключевые слова: факторы, агрегирующие упражнения, плавание, стрельба с воды, боевые задачи, средства физической подготовки.

Justification of the factors defining expediency of use of means of the aggregated forming of movement skills of firing in the conditions of the water environment at the staff of special divisions

Factors on the basis of which the schedule of implementation of the pedagogical project on training in firing from water afloat and in the movement of staff of special divisions of law enforcement agencies is constructed are given in article.

Key words: factors aggregating exercises, swimming, firing from water, fighting problems, means of physical training.

В настоящее время обучение сотрудников специальных подразделений силовых структур технике прицельного выстрела с воды при их подготовке к форсированию водных преград вплавь проводится в определенной последовательности [1, с. 12-15]. Сначала обучаемые овладевают способами плавания брассом и кролем на груди по методике начального обучения, после чего приступают к изучению основ прикладного плавания в обмундировании с оружием,также в определенной последовательности. Сначала обучение проводится с поддерживающими средствами (индивидуальными спасательными средствами, поплавками, изготавливаемыми из предметов обмундирования и снаряжения, с подсобным плавучим материалом), а затем - без них [2, с. 112-115; 3, с. 21-26; 4, с. 68-72]. Овладение техникой прицельного выстрела из АКМ с воды начинается после полного закрепления навыков военно-прикладного плавания [1, с. 12-15]. Таким образом, к началу обучения стрельбе с воды навыки плавания оказываются достаточно стабилизированны-

ми, направленными на выполнение функции передвижения в воде, но не обеспечивающими в полной мере выполнение специфических боевых приемов различных видов тактических действий на воде [5, с. 139-142; 6, с. 76-77; 7, с. 362-364]. В процессе дальнейшего обучения подобный дисбаланс в уровне владения навыками сохраняется [5, с. 139-142; 8, с. 105-110]. Об этом свидетельствуют полученные на основе описательных уравнений кривые динамики формирования навыков.

Графики функций выявленных аппроксимирующих уравнений имеют различные формы кривых, темпы прироста показателей, количество и расположение максимумов, общую направленность тренда. Все это свидетельствует о функционировании осваиваемых навыков как автономных двигательных образований и отрицательно сказывается на целевых результатах стрельбы с воды.

Вместе с тем успешный результат в выполнении прицельного выстрела с воды определяется интегральным функционированием разнонаправленных навыков плавания и стрельбы

76

как их целостного двигательного объединения, направленного на решение единой двигательной задачи огневого поражения цели [5, с. 139— 142; 8, с. 106-110].

В ходе опроса специалистов (в опросе принимало участие 37 респондентов) нами были выявлены факторы, определяющие целесообразность использования средств агрегированного формирования двигательных навыков при обучении стрельбе с воды на плаву в движении у сотрудников специальных подразделений силовых структур. К ним относятся: необходимость создания целостной динамической агрегации двигательных навыков прикладного плавания и прицельного выстрела с воды; наличие единой целевой направленности функционирования разнородных навыков; необоснованно завышенные педагогические затраты учебного времени на последовательное освоение нескольких навыков; недостаточное применение специальных упражнений для формирования целостной двигательной агрегации навыков. Менее значимыми факторами являются следующие: особенности техники выполнения прицельного выстрела при нахождении на плаву и в движении; недостаточный уровень овладения навыками стрельбы с воды при последовательном обучении разнонаправленным действиям.

Был построен оптимальный сетевой график реализации педагогического проекта посредством математического моделирования очередности и порядка совмещения педагогических операций по формированию разнородных навыков [9, с. 11-14; 10, с. 5-7]. Моделирование проводилось на основе предварительно полученных коэффициентов совмещения педагогических операций по их началу и окончанию [7, с. 362-364; 11, с. 32-24; 12, с. 724-729].

Коэффициенты совмещения были выявлены эмпирическим путем и характеризовали возможности по объединению отдельных операций на основе использования агрегирующих упражнений.

Структуру агрегирующих упражнений составили элементы техники плавания и стрельбы с воды, что обеспечивало одновременное освоение навыков и однонаправленную динамику их формирования. Агрегирующие упражнения осваивались сотрудниками специальных подразделений на суше в воде. Применением данных упражнений достигалось одностадийное формирование навыков и их объединение в целостную агрегацию уже на ранних стадиях освоения двигательных действий.

Применение агрегирующих упражнений позволило совместить выполнение ряда педагогических операций, что в итоге привело к снижению временной стоимости реализации педагогического проекта с 30 до 19 учебных занятий. Снижение временных рамок обучения при сохранении итоговых показателей подготовленности обучаемых явилось важным критерием эффективности предлагаемой методики обучения.

В результате проведенного эксперимента было выявлено, что в процессе использования агрегирующих упражнений наблюдается положительная динамика в изменении основных технических характеристик в плавании и результативных показателях выстрела с воды. Наиболее позитивные сдвиги произошли в увеличении процента поражения цели, снижении времени выполнения отдельного прицельного выстрела и огневой задачи в целом, среднего расхода боеприпасов на пораженную мишень, отклонения средней точки попадания от центра мишени. Выявленные изменения результативных показателей стали следствием качественных преобразований структуры двигательных действий сотрудников специальных подразделений, направленных на выполнение прицельного выстрела с воды на плаву и в движении. Среди них можно выделить стабилизацию положения изготовки и ее синхронизацию с гребковыми движениями, точность наведения оружия на цель за счет освоенных компенсаторных движений против волнового возмущения водной среды, ритмичность дыхания и его согласованность с выполнением гребковых движений и элементов техники прицельного выстрела, плавный равномерный нажим на спусковой крючок.

Технические показатели испытуемых по упражнениям в плавании за время эксперимента улучшились на 40-50% по сравнению с показателями испытуемых контрольной группы.

Главная черта техники выполнения испытуемыми экспериментальной группы прицельного выстрела с воды - устойчивая агрегация навыков стрельбы с навыками прикладного плавания, о чем свидетельствуют технические показатели в выполнении комплексного контрольного упражнения. По результатам выполнения комплексного контрольного упражнения испытуемые, занимавшиеся по экспериментальной методике, превзошли участников контрольной группы как в парциальных составляющих, так и в выполнении всего упражнения в целом.

77

Подобного результата занимающиеся в экспериментальной группе достигли за счет интегрированного овладения разнородными навыками прикладного плавания и стрельбы с воды как единой целостной агрегации навыков. Совмещение отдельных педагогических операций по овладению данными навыками позволило на ранних стадиях их освоения сформировать двигательные представления обучаемых о структуре выполняемых действий как о целостном двигательном акте, совмещающем в себе оба навыка.

В заключение необходимо отметить, что методика агрегированного формирования двигательных навыков стала доступной к освоению всем испытуемым при обучении их как на суше, так и в воде. Сотрудники смогли овладеть всеми упражнениями за время, отведенное на обучение построенным сетевым графиком реализации педагогического проекта. Улучшенная техника выполнения прицельного выстрела на

1. Болотин А.Э., Цветков С.А. Факторы, определяющие высокую эффективность подготовки боевых пловцов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014. № 11(117).

2. Болотин А.Э., Новосельцев О.В. Факторы, определяющие высокую эффективность обучения студентов плаванию брассом // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2013. № 12(106).

3. Бочковская В.Л., Назарова М.С. Факторы, определяющие необходимость использования методики для улучшения экономичности движений при обучении прикладному плаванию студентов вузов гражданской авиации // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 8(126).

4. Бочковская В.Л., Назарова М.С. Психолого-педагогические условия, необходимые для повышения эффективности обучении прикладному плаванию студентов вузов гражданской авиации // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 9(127).

5. Понимасов О.Е. Синхронизированное формирование динамических объединений при обучении военно-прикладному плаванию // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014. № 1(107).

6. Понимасов О.Е. Замещение гидрогенных локомоций при обучении прикладному плаванию курсантов военных вузов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2015. № 3.

7. Bolotin А. Е., Bakayev V.V. Structure and content of the educational technology of managing

плаву в движении была показана испытуемыми благодаря качественному овладению техникой прикладного плавания как основы успешного выполнения профессиональных действий в водной среде.

Выявленные факторы позволили разработать технологию обучения сотрудников специальных подразделений стрельбе с воды. Обучение стрельбе с воды на основе разработанной технологии позволило сотрудникам освоить технику прицельного выстрела на плаву и в движении с полным закреплением агрегированных действий в сжатые сроки. Однако в ходе исследований было также установлено, что при последовательном обучении сотрудников специальных подразделений силовых структур навыки осваиваются и воспроизводятся испытуемыми как обособленные самостоятельные структуры, что отрицательно сказывается на достижении единого целевого результата деятельности.

1. Bolotin A.E., Tsvetkov S.A. The factors defining high performance of training of fighting swimmers // Scientific notes of the University of P.F. Lesgaft. 2014. № 11(117).

2. Bolotin A.E., Novoseltsev O.V. The factors determining high performance of training of students in swimming by a breast stroke // Scientific notes of the University of P.F. Lesgaft. 2013. № 12(106).

3. Bochkovskaya V.L., Nazarova M.S. The factors defining need of use of a technique for improvement of profitability of movements when training in applied swimming of students of higher education institutions of civil aviation // Scientific notes of the University of P.F. Lesgaft. 2015. № 8(126).

4. Bochkovskaya V.L., Nazarova M.S. Psychology and pedagogical conditions necessary for increase in efficiency training in applied swimming of students of higher education institutions of civil aviation // Scientific notes of the University of P.F. Lesgaft. 2015. № 9(127).

5. Ponimasov O.E. Synchronized forming of dynamic associations when training military applied to swimming // Scientific notes of the University o of P.F. Lesgaft. 2014. № 1(107).

6. Ponimasov O.E. Substitution of hydrogene lokomotion when training in applied swimming of cadets of military higher education institutions // Physical culture: education, education, training. 2015. № 3.

7. Bolotin A.E., Bakayev V.V. Structure and content of the educational technology of managing students' healthy lifestyle. Journal of Physical Education and Sport (JPES), 2015. № 15(3).

78

students' healthy lifestyle. Journal of Physical Education and Sport (JPES), 2015. № 15(3).

8. Понимасов О.Е., Грачев К.А. Спецификация попеременно-симметричной идеально-типической комбинации техники прикладного плавания // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 3(121).

9. Болотин А.Э., Борисов А.В., Скрипа-чев С.А. Педагогическая модель физической подготовки курсантов вузов ПВО с применением нормирования тренировочной нагрузки // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014. № 9(115).

10. Караван А.В., Болотин А.Э. Типологические признаки образовательной среды необходимые для эффективного физического развития студентов вузов // Теория и практика физической культуры. 2015. № 9.

11. Болотин А.Э., Селюкин Д.Б. Структура и содержание педагогической концепции физического воспитания студентов на основе ценностей здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры. 2015. № 7.

12. Bolotin А.Е., Bakayev V.V., Vazhenin S.A. Educational technology of using the system of Pilates for the prevention of spine disorders of female students. Journal of physical education and sport (JPES). 2015. № 15(4). Art. 110.

8. Ponimasov O.E., Grachev K.A. Specification of an alternate and symmetric ideal and typical combination of the technology of applied swimming // Scientific notes of the University of P.F. Lesgaft. 2015. № 3(121).

9. Bolotin A.E., Borisov A.V., Skripachev S.A. Pedagogical model of physical training of cadets of higher education institutions of air defense using regulation of a training load // Scientific notes of the University of P.F. Lesgaft. 2014. № 9(115).

10. Caravan A.V., Bolotin A.E. Typological signs of the educational environment necessary for effective physical development of students of higher education institutions // Theory and practice of physical culture. 2015. № 9.

11. Bolotin A.E., Selyukin D.B. Structure and contents of the pedagogical concept of physical training of students on the basis of values of a healthy lifestyle // Theory and practice of physical culture. 2015. № 7.

12. Bolotin A.E, Bakayev V.V., Vazhenin S.A. Educational technology of using the system of Pilates for the prevention of spine disorders of female students. Journal of physical education and sport (JPES). 2015. № 15(4). Art. 110.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Болотин Александр Эдуардович, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; e-mail: a_bolotin@inbox.ru;

Медников Андрей Борисович, кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры физической подготовки и спорта Краснодасркого университета МВД России; тел.: +78612584062;

Кочетков Денис Игоревич, соискатель Института физической культуры, спорта и туризма Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого; e-mail: pts.dep@spbstu.ru

INFORMATION ABOUT AUTHORS

A.E. Bolotin, Doctor of Pedagogics, Professor, Saint Petersburg Polytechnical University of Peter the Great; e-mail: a_bolotin@inbox.ru;

A.B. Mednikov, Candidate of Pedagogics, Assistant Professor, Head of the Chair of Physical Training and Sports of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612584062;

D.I. Kochetkov, Competitor of the Institute of Physical Culture, Sports and Tourism of Polytechnical University of Peter the Great; e-mail: pts.dep@spbstu.ru

79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.