Остальные лидеры РФПЛ имеют существенные перекосы в игровых нагрузках.
ЛИТЕРАТУРА
1. Буров, И.В. Инновационная система оценки степени полезности игрока в баскетболе [Электронный ресурс] / И.В. Буров, А. А. Полозов // В мире научных открытий. - 2011. - № 9.1 (21). - URL : http://naukarus.com/innovatsionnaya-sistema-otsenki-stepeni-poleznosti-igroka-v-basketbole. -Дата обращения: 01.01.2018.
2. Гиффорд, К Энциклопедия футбол / К. Гиффорд. - М. : Изд-во «Астрель», 2005. - 410 с.
3. Полишкис, М.С. Показатели коллективных и индивидуальных технико-тактических действий как критерии оценки качества игры футболистов / М.С. Полишкис, Ю.Я. Поволоцкий // Футбол : ежегодник. - М. : Физкультура и спорт, 1986. - С. 46-50.
4. Полозов, А. А. Тактический эффект / А. А Полозов // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 6. - С. 55.
5. Полозов, А.А. Энциклопедия рейтинга: экономика, спорт, общество / А. А. Полозов, А.М. Карминский. - М. : Экономика и жизнь, 2011. - 455 с.
6. Чирва, Б.Г. Теоретические основы и методика контроля технического мастерства / Б.Г. Чирва. - М. : Спортакадем-пресс, 2001. - 140 с.
7. Polozov, A. Handbook of Ratings. Approaches to Ratings in the Economy, Sports, and Society / A. Polozov, A. Karminsky. - Luxemburg : International Publishing house "Springer", 2016. - 360 c.
ANNOTATION
1. Burov, I.V. and Polozov, AA (2011), "Innovative system for evaluating the degree of utility of a player in basketball", In the world of scientific discoveries, No. 9.1 (21), available at: http://nau-karus.com/innovatsionnaya-sistema-otsenki-stepeni-poleznosti-igroka-v-basketbole.
2. Gifford, K. (2005), The Encyclopedia of Football, Publishing house Astrel, Moscow.
3. Poliskis, M.S. and Povolotsky Yu.A. (1986), "Indicators of collective and individual technical and tactical actions as criteria for assessing the quality of the game of players", Football, Yearbook, FiS, Moscow, pp. 46-50.
4. Karminsky, A.M. and Polozov, A.A. (2011), Encyclopedia rating: economy, sport, society, Economics and Life, Moscow.
5. Polozov, A.A. (2002), "The tactical effect", Theory and practice ofphysical culture, No. 6, pp.
55.
6. Chirva B.G. (2001), Theoretical Foundations and Techniques for Controlling Technical Excellence, Sportakadempress, Moscow.
7. Karminsky, A. and Polozov, A. (2016), Handbook of Ratings. Approaches to Ratings in the Economy, Sports, and Society, International Publishing house "Springer", Luxemburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.02.2018
УДК 796.07
ПРОГНОЗИРУЮЩЕЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СОВМЕСТИМОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПЛАВАНИЯ И СТРЕЛЬБЫ С ВОДЫ НА ОСНОВЕ ПОСТРОЕНИЯ АППРОКСИМИРУЮЩИХ ФУНКЦИЙ
Олег Евгеньевич Понимасов, кандидат педагогических наук, доцент, Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье исследованы особенности динамики формирования разнородных навыков при обучении военнослужащих стрельбе с воды из огнестрельного оружия. Составлены кривые, достоверно описывающие динамику формирования навыков плавания и навыков стрельбы с воды. Выявлены различия в характере формирования исследуемых навыков. Установлены разнонаправленные тенденции в развитии графических трендов аппроксимирующих функций. Представлены описательные уравнения, характеризующие изменения формируемых показателей
испытуемых.
Ключевые слова: навыки военно-прикладного плавания, навыки ведения стрельбы с воды, динамическая агрегация навыков, аппроксимация эмпирических данных.
FORECASTING MODELING OF COMPATIBILITY OF FORMING SWIMMING AND SHOOTING SKILLS FROM WATER BASED ON CONSTRUCTION OF APPROXIMATE FUNCTIONS
Oleg Evgenyevich Ponimasov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, North-West Institute of Management of the Russian Academy of National Economy and Public
Service, St. Petersburg
Annotation
In the article, the features of the dynamics of the formation of heterogeneous skills in the training of servicemen in firearms shooting from the water are investigated. Curves that reliably describe the dynamics of formation of the swimming skills and skills of shooting from water are made. Differences in the character of the formation of the trained skills were revealed. Multidirectional tendencies in development of graphic trends of approximating functions are established. Descriptive equations describing changes in the parameters of the subjects being formed are presented.
Keywords: skills of military applied swimming, skills of shooting from the water, dynamic aggregation of skills, approximation of empirical data.
ВВЕДЕНИЕ
При форсировании водной преграды вплавь на обороняющегося противника военнослужащим необходимо владение техникой прицельного выстрела при нахождении на плаву в движении. Данный боевой прием представляет собой сложнейшее техническое действие, характеризующееся одномоментным проявлением двух разнонаправленных навыков - прикладного плавания и стрельбы из огнестрельного боевого оружия [4].
Для успешного огневого поражения цели требуемые навыки должны быть функционально интегрированы в целостную динамическую агрегацию, характеризующуюся набором свойств, отсутствующих у составляющих ее компонентов. Признаком динамической агрегации является высокая эффективность решения практической огневой задачи.
Проведенный теоретический анализ современных методик обучения стрельбе с воды показал, что большинство работ, выполненных в этом направлении, в качестве объекта исследования определяют процесс последовательного формирования двигательных навыков посредством выполнения отдельных относительно независимых педагогических операций [1-3]. В результате этого формирование навыков протекает обособленно один от другого. При этом низкие темпы формирования одного навыка не могут быть компенсированы ускоренным формированием другого. Подобные процессы должны протекать аг-регированно.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Целью проведенных исследований ставилось получение вывода о степени конгруэнтности динамики формирования навыков плавания и навыков ведения стрельбы с воды в рамках традиционных методов обучения.
Для достижения поставленной цели с курсантами специализированного вуза проводилось обучение стрельбе с воды из АКМ по методике подготовки военнослужащих к преодолению и форсированию водных преград вплавь в составе подразделения. Методика характеризовалась следующим особенностями:
- целевая направленность обучения заключалась в формировании динамической системы «стрелок - оружие - цель»;
- критериями успешного освоения действия являлась процент поражения цели из положения на плаву в движении;
- обучение технике выстрела в воде начиналось после полного освоения техника плавания способом брасс;
- автоматизация навыков достигалась посредством тренировки длительного плавания с акцентированным развитием силы ног на суше при работе на тренажерных устройствах.
В процессе обучения наблюдалась динамика формирования навыков военно-прикладного плавания и навыков ведения стрельбы с воды в зависимости от количества часов, отводимых на обучение.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
На первом этапе эмпирическим путем были получены данные, отражающие зависимость уровня формирования навыков плавания (ур) и навыков стрельбы с воды (ус) от объема учебного времени, исчисляемого количеством учебных часов (х) (таблица 1).
Таблица 1 - Данные динамики формирования навыков военно-прикладного плавания (ур) и стрельбы из АКМ с воды в движении (ус)_
№ семестра х ур ус
1 24 50,5 5,4
2 42 80,3 23,8
3 62 122,1 33,3
4 84 173,8 35,6
5 102 205,4 37,5
6 120 250,2 35,5
7 132 275,6 38,9
8 144 293,6 35,2
9 160 328,7 40,4
10 176 390,9 41,7
С табличными данными были произведены аппроксимирующие действия с выбором регрессионной модели, наиболее достоверно описывающей динамику формирования навыков.
В качестве модели, наиболее точно описывающей динамику формирования навыков плавания, была выбрана степенная функция. Визуально тренд выбранной кривой характеризуется незначительным плавным отрицательным изгибом с равномерным прогрессиро-ванием функции на всем протяжении графической линии. Уравнение регрессии: у = 1,8308-х1,0256. График степенной модели представлен на рисунке 1.
450 400 350 300 250 200 150 100 50 0
0 20 40 60 80 100 120 140 160 180 200
Рисунок 1 - График степенной модели динамики формирования навыков плавания
Наиболее точно динамику формирования навыков стрельбы с воды описывает логарифмическая функция. Уравнение регрессии: у = 15,562-1п(х) - 37,275. Графическое выражение ее тренда составляет дугообразная кривая с крутым положительным изгибом в начале графика и плавным равномерным прогрессированием функции в дальнейшем. Данная форма кривой наглядно иллюстрирует характер динамики формирования навыков в стрельбе с воды - их быстрое прогрессирование в начале освоения и стабилизация
у = [,8308х1,°256 •
Я5 : = 0,9969 ............
..Л..... V"
......*........
.....».....'
........... ••••
скорости формирования при последующем обучении (рисунок 2).
50
40
30 20 10 0
0 20 40 60 80 100 120 140 160 180 200
Рисунок 2 - График логарифмической модели динамики формирования навыков стрельбы с воды
Сравнение кривых, отобранных для описания динамики формирования разнонаправленных навыков при одинаковых временных дидактических задачах, показывает, что в кривой, отражающей динамику навыков стрельбы с воды, имеет место его более резкое восхождение на начальных этапах освоения навыка и весьма незначительное прогресси-рование (с некоторым «проседанием» тренда) на поздних сроках обучения. В связи с этим кривая навыков стрельбы на большей части временного отрезка располагается выше, чем кривая динамики навыков плавания. Положительный изгиб графика свидетельствует о большей подверженности навыков стрельбы с воды к воздействию традиционной методики обучения на ранних стадиях формирования. Тем не менее, динамика формирования навыков плавания имеет тенденцию к большей устойчивости, поступательности и планомерности темпов прогрессирования. Сопоставление кривых дает возможность также увидеть разнонаправленный изгиб графиков. Отрицательный изгиб кривой, описывающей динамику формирования навыков плавания, в отличие от существенного положительного изгиба графика формирования навыков стрельбы с воды позволяет утверждать об отсутствии временной синхронизации динамики формирования исследуемых навыков.
ВЫВОДЫ
Разный характер формирования навыков не позволяет утверждать об их агрегировании в целостное двигательное объединение по итогам обучения. Обособленность навыков не обеспечивает эффективного решения двуединой двигательной задачи огневого поражения целей при форсировании водных преград вплавь как минимум в одном из сегментов деятельности, а, следовательно, и достижения целевой установки в целом.
Эти причины обуславливают необходимость на ранних стадиях обучения использовать более сбалансированные методики агрегированного формирования разнонаправленных навыков и их интегрирования в целостную двигательную агрегацию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Коршунов, А.В. Явление гипокапнии и внешние признаки его проявления при свободном нырянии в длину / О.Е. Понимасов, А.В. Коршунов, А.О. Миронов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 4 (134). - С. 218-220.
2. Лобанов, Ю.Я. Улучшение динамических показателей попеременной комбинации технических элементов прикладного плавания посредством применения весопроецирующих упражнений / Ю.Я. Лобанов, О.Е. Понимасов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 10 (128). - С. 143-146.
3. Потапова, Е.В. Антитурбулентные упражнения как средство улучшения динамической обтекаемости тела пловца / О.Е. Понимасов, Е.В. Потапова, А.О. Миронов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 3 (133). - С. 186-189.
4. Рябчук, В.В. Зависимость показателей гидродинамики от способов подгонки оружия в военно-прикладном плавании / О.Е. Понимасов, В.В. Рябчук // Ученые записки университета имени
А
........... •_1 = 1 ^ Ш 562ln(x) - 37,275 I2 = 0,8584
3 I
•
П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 9 (127). - С. 162-165.
REFERENCES
1. Korshunov, A.V., Ponimasov, O.E. and Mironov, A.O. (2016), "Phenomenon hypocapnia and external signs of its manifestation at free diving in length", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 134, No 4, pp. 218-220.
2. Lobanov, Y.J. and Ponimasov, O.E. (2015), "Improved dynamic indicators of alternately combination of applied swimming technical elements through weight projected exercises", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 128, No 10, pp. 143-146.
3. Potapova, E.V., Ponimasov, O.E. and Mironov, A.O. (2016), "Anti-turbulent exercises as a means of improving the dynamic body streamlined swimmers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 133, No 3, pp. 186-189.
4. Ryabchuk, V.V. and Ponimasov, O.E. (2015), "Hydrodynamics dependence on the ways of fitting weapons for military applied swimming", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 127, No 9, pp. 162-165.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.02.2018
УДК 378.14.015.62
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА, МАГИСТРАТУРЫ И АСПИРАНТУРЫ
Ольга Владимировна Романова, кандидат педагогических наук, доцент, Наталия Викторовна Слотова, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Борисовна Капичникова, кандидат педагогических наук, профессор, Александр Иванович Капичников, кандидат педагогических наук, доцент, Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова (СГАУ им. Н.И. Вавилова), Саратов
Аннотация
В статье рассматривается проблема эффективного формирования межкультурной коммуникативной компетенции студентов в условиях трёхступенчатого высшего образования. Анализируются базовые понятия: эффективность, качество, межкультурная коммуникативная компетенция. Показано значение владения данной компетенцией для современного конкурентоспособного специалиста.
Ключевые слова: эффективность; качество; компетенция; межкультурная коммуникативная компетенция; бакалавриат, магистратура и аспирантура.
EFFICIENCY OF FORMATION OF CROSS-CULTURAL COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS OF BACHELOR DEGREE, MAGISTRACY AND
POSTGRADUATE STUDY
Olga Vladimirovna Romanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Natalia
Viktorovna Slotova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Olga Borisovna Kapichnikova, the candidate of pedagogical sciences, professor, Alexander Ivanovich Kapich-nikov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Saratov State Vavilov Agrarian
University, Saratov
Annotation
The article deals with the problem of effective formation of intercultural communicative competences of the students in the conditions of three-stage higher education. The basic concepts: the efficiency, quality, intercultural communicative competence is analyzed. The value of possession of this competence for the modern competitive expert is shown.
Keywords: efficiency, quality, competence, intercultural communicative competence, bachelor's, master's and postgraduate studies.