УДК 796.07+799.3
ЭФФЕКТИВНОСТЬ АГРЕГИРОВАННОГО ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ СТРЕЛЬБЫ У СОТРУДНИКОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ВОДНОЙ СРЕДЫ
В.З. Яцык, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой
теории и методики зимних видов спорта, велосипедного спорта и спортивного туризма,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар,
A.Э. Болотин, доктор педагогических наук, профессор,
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, г. Санкт-Петербург,
B.Б. Парамзин, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической подготовки, Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков, г. Краснодар,
Д.И. Кочетков, аспирант, Курганский пограничный институт ФСБ России, г. Курган. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, 161, e-mail: yatsik.vasilij@yandex.ru
В статье обоснованы факторы, определяющие целесообразность использования средств агрегированного формирования двигательных навыков при обучении стрельбе с воды на плаву и в движении у сотрудников специальных подразделений силовых структур. К ним относятся: необходимость создания целостной динамической агрегации двигательных навыков прикладного плавания и прицельного выстрела с воды; наличие единой целевой направленности функционирования разнородных навыков; необоснованно завышенные педагогические затраты учебного времени на последовательное освоение нескольких навыков; недостаточное применение специальных упражнений для формирования целостной двигательной агрегации навыков. Было установлено, что менее значимыми факторами являются: особенности техники выполнения прицельного выстрела при нахождении на плаву и в движении; уровень овладения навыками стрельбы с воды при последовательном обучении разнонаправленным действиям.
Разработанная экспериментальная методика была реализована на 2-м этапе исследования. Первоначальное построение оптимального сетевого графика педагогического проекта разраба-
тывалось с использованием математического моделирования в соответствии с очередностью и порядком совмещения педагогических операций по формированию разнородных навыков с учетом физического состояния обучаемых. Моделирование проводилось с применением предварительно полученных коэффициентов совмещения педагогических операций.
Коэффициенты совмещения, выявленные эмпирическим путем, отражали возможности объединения отдельных операций на основе использования агрегирующих упражнений.
По структуре агрегирующие упражнения представляют элементы техники плавания и стрельбы с воды. Такой подход обеспечивал синхронное освоение навыков и единую динамику их формирования. Предлагаемые упражнения осваивались участниками эксперимента на суше и в воде.
Эффективность разработанной методики агрегированного обучения подтверждена положительной динамикой по нескольким критериям. Среди них можно выделить: стабилизацию положения изготовки и ее синхронизацию с гребковыми движениями; точность наведения оружия на цель за счет освоенных компенсаторных движений против волнового возмущения водной среды; ритмичность
дыхания и его согласованность с выполнением гребковых движений и элементов техники прицельного выстрела; плавный равномерный нажим на спусковой крючок.
Ключевые слова: факторы; агрегируемые навыки плавания и стрельбы с воды; боевые задачи; методика; эффективность.
Для цитирования: Яцык В.З., Болотин А.Э., Парам-зин В.Б., Кочетков Д.И. Эффективность агрегированного формирования двигательных навыков стрельбы у сотрудников специальных подразделений в условиях водной среды / В.З. Яцык, А.Э. Болотин, В.Б. Парамзин, Д.И. Кочетков // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2018. - № 1. - С. 22-28.
For citation: Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice.], 2018, no 1, pp. 22-28 (in Russian).
Введение. Целевое назначение физической культуры наиболее емко отражено в принципе прикладности физического воспитания, который характеризуется следующим. Во-первых, при решении задач физической подготовки следует отдавать предпочтение таким физическим упражнениям, которые формируют именно умения и навыки прикладного характера; во-вторых, всегда следует стремиться к наиболее широкому использованию многообразных двигательных умений и навыков и многогранному развитию физических способностей; в-третьих, культурная деятельность постоянно и целенаправленно должна быть связана с формированием активной жизненной позиции на основе воспитания трудолюбия, патриотизма и нравственных качеств личности.
Именно эти положения лежат в основе как отбора будущих специалистов по физической культуре и спорту [16, с. 7], так и при построении тренировочного процесса во всех многообразных формах его проявлений в различных структурных подразделениях [8, с. 24].
В настоящее время обучение сотрудников специальных подразделений силовых структур технике прицельного выстрела с воды при их подготовке к форсированию водных преград вплавь осуществляется по определенному алгоритму [2, с. 14]. Предварительно обучаемые овладевают способами плавания стилями брасс и кроль на груди по методике начального обучения, после чего приступают к изучению основ прикладного плавания в обмундировании с оружием по соответствующей методике [1, с. 114; 5, с. 25; 6, с. 71]. Сначала обучение проводится с поддерживающими средствами (индивидуальными спасательными средствами, поплавками, изготавливаемыми из предметов обмундирования и снаряжения, с подсобным плавучим материалом), затем - без поддерживающих средств [1, с. 113; 5, с. 26; 6, с. 70]. Овладение техникой прицельного выстрела из АКМ с воды начинается после полного закрепления навыков военно-прикладного плавания
[2, с. 14]. Таким образом, к началу обучения стрельбе с воды навыки плавания оказываются достаточно стабилизированными, направленными на выполнение функции передвижения в воде и не обеспечивающими в полной мере выполнение специфических боевых приемов и различных видов тактических действий на воде [12, с. 140; 14, с. 76; 18, с. 363]. В процессе дальнейшего обучения подобный дисбаланс в уровне владения навыками сохраняется [12, с. 141; 13, с. 108]. Об этом свидетельствуют полученные на основе описательных уравнений кривые динамики формирования навыков.
Графики функций выявленных аппроксимирующих уравнений имеют различные формы кривых, темпы прироста показателей, количество и расположение максимумов, общую направленность тренда. Все это свидетельствует о функционировании осваиваемых навыков как автономных двигательных образований и отрицательно сказывается на целевых результатах стрельбы с воды.
Вместе с тем успешное достижение результата в выполнении прицельного выстрела с воды определяется уровнем нервно-психической и эмоциональной устойчивости, интегральным функционированием разнонаправленных навыков плавания и стрельбы как их целостного двигательного объединения, направленного на решение единой двигательной задачи огневого поражения цели [12, с.141; 13, с.109; 15, с.170].
Цель настоящего исследования - выявить и экспериментально обосновать возможность обучения сотрудников специальных подразделений силовых структур технике выполнения прицельного выстрела с воды на основе агрегированного овладения ими разнородными навыками прикладного плавания и стрельбы из АКМ.
Методы исследования. В процессе работы использовались следующие педагогические методы исследования: анализ и обобщение литературных источников, анкетный опрос специалистов, сравнительный анализ показателей процесса обучения, тестирование, математическое моделирование и статистическая обработка результатов исследования. В исследовании принимало участие 87 человек, из них по 25 человек в экспериментальной и контрольной группах и 37 специалистов на этапе анкетирования.
Результаты исследования. Для достижения обозначенной цели на первом этапе исследования методом опроса специалистов выявлялись факторы, определяющие целесообразность использования средств агрегированного формирования двигательных навыков при обучении стрельбе с воды на плаву в движении у сотрудников специальных подразделений силовых структур.
В результате проведенного исследования были выявлены факторы, определяющие целесообразность использования средств агрегированного формирования двигательных навыков при обучении стрельбе с воды на плаву в движении у сотрудников специальных подразделений силовых структур. К значимым факто-
рам относятся: необходимость создания целостной динамической агрегации двигательных навыков прикладного плавания и прицельного выстрела с воды; наличие единой целевой направленности функционирования разнородных навыков; необоснованно завышенные педагогические затраты учебного времени на последовательное освоение нескольких навыков; недостаточное применение специальных упражнений для формирования целостной двигательной агрегации навыков. Менее значимыми факторами являются: особенности техники выполнения прицельного выстрела при нахождении на плаву и в движении; недостаточный уровень овладения навыками стрельбы с воды при последовательном обучении разнонаправленным действиям.
На основании полученных результатов была разработана авторская методика, реализованная на втором этапе исследования. Экспериментальная методика предполагала первоначальное построение оптимального сетевого графика реализации педагогического проекта посредством математического моделирования очередности и порядка совмещения педагогических операций по формированию разнородных навыков с учетом физического состояния обучаемых [3, с. 12; 7, с. 6; 9, с. 142; 10, с. 196, 17, с. 7]. Моделирование проводилось на основе предварительно полученных коэффициентов совмещения педагогических операций по их началу и окончании [4, с. 33; 18, с. 362; 19, с. 726].
Коэффициенты совмещения были выявлены эмпирическим путем и характеризовали возможности по объединению отдельных операций на основе использования агрегирующих упражнений.
Структуру агрегирующих упражнений составили элементы техники плавания и стрельбы с воды, что обеспечивало одновременное освоение навыков и однонаправленную динамику их формирования. Агрегирующие упражнения осваивались сотрудниками специальных подразделений на суше и в воде. Применением данных упражнений достигалось одностадийное формирование навыков и их объединение в целостную агрегацию уже на ранних стадиях освоения двигательных действий (табл.1).
Применение агрегирующих упражнений позволило также совместить выполнение ряда педагогических операций, что привело к снижению временной стоимости реализации педагогического проекта с 30 до 19 учебных занятий. Снижение временных рамок обучения при сохранении итоговых показателей подготовленности обучаемых явилось важным критерием эффективности предлагаемой методики обучения.
В итоге проведенного эксперимента установлено, что в результате использования агрегирующих упражнений наблюдается положительная динамика в основных технических характеристиках в плавании и результативных показателях выстрела с воды (табл. 2).
Наиболее позитивные сдвиги произошли в увеличении процента поражения цели, снижении времени выполнения отдельного прицельного выстрела и огневой задачи в целом, среднего расхода боеприпасов на пораженную мишень, отклонения средней точки попадания от центра мишени. Выявленные изменения результативных показателей явились следствием качественных преобразований структуры двигательных действий сотрудников специальных подразделений, направленных на выполнение прицельного выстрела с воды на плаву и в движении. Среди них можно выделить: стабилизацию положения изготовки и ее синхронизацию с гребковыми движениями; точность наведения оружия на цель за счет освоенных компенсаторных движений против волнового возмущения водной среды; ритмичность дыхания и его согласованность с выполнением гребковых движений и элементов техники прицельного выстрела; плавный равномерный нажим на спусковой крючок.
Технические показатели по упражнениям в плавании за время эксперимента испытуемые экспериментальной группы улучшили на 40-50 % по сравнению с испытуемыми контрольной группы.
Главной чертой техники выполнения испытуемыми экспериментальной группы прицельного выстрела с воды явилась устойчивая агрегация навыков стрельбы с навыками прикладного плавания, о чем свидетельствуют технические показатели в выполнении комплексного контрольного упражнения. По результатам выполнения комплексного контрольного упражнения
Таблица 1
Процессуальные показатели эффективности обучения
Показатели процесса обучения Обучающие проекты
методом агрегации навыков методом последовательного формирования навыков
Количество занятий в проекте 19 30
Совокупные временные затраты, мин 1710 2700
Количество элементов для овладения 16 64
Количество используемых упражнений 47 135
Среднее необходимое количество повторений упражнений проекта 19,8 17,4
Таблица 2
Показатели технической подготовленности, полученные в результате итогового тестирования испытуемых в плавании в обмундировании с оружием и стрельбе с воды (Х±m)
Исследуемые характеристики Группы испытуемых P
ЭГ КГ
Скорость плавания, м/с 0,64±0,06 0,61±0,04 -
«Шаг» плавания, м 0,83±0,03 0,68±0,02 <0,05
Темп гребков, цикл/мин 46,4±3,5 53,8±1,1 <0,05
Максимальная длина проплываемой дистанции в обмундировании с оружием, м 204,9±2,9 103,2±1,6 <0,05
Перевод оружия из положения «за спину» в положение для стрельбы с воды, с 10,7±0,7 15,4±1,2 -
Сила тяги при плавании в координации, кг 8,53±0,7 6,42±0,6 <0,05
Длительность удержания на плаву в обмундировании с оружием, мин 13,5±0,6 6,5±0,5 <0,05
Отклонение от заданного направления при попеременном плавании и нырянии, м 2,4±0,2 5,2±0,2 <0,05
Процент поражения мишеней, % 20,6±0,8 7,2±0,3 <0,05
Время выполнения прицельного выстрела, с 10,6±0,4 15,8±0,5 <0,05
Время выполнения огневой задачи, с 122,7±2,8 154,4±3,6 <0,05
Расход боеприпасов, кол-во на пораженную мишень 5,8±0,2 15,4±0,4 <0,05
Таблица 3
Парциальные показатели выполнения комплексного контрольного упражнения
Исследуемые параметры Группы испытуемых P
ЭГ КГ
Общее время выполнения ККУ, с 227,9±3,8 292,3±1,8 <0,05
Время плавания стартового отрезка, с 53,1±0,8 72,5±2,0 <0,05
Время выполнения стрельбы, с 102,8±3,4 140,6±1,8 <0,05
Время плавания финишного отрезка, с 66,7±2,4 82,5±1,9 <0,05
Процент поражения мишеней, % 18,6±2,5 9,9±1,3 <0,05
Удаление СТП от центра мишени, см 12,6±1,4 20,3±1,2 <0,05
испытуемые, занимавшиеся по экспериментальной методике, превзошли участников контрольной группы как в парциальных составляющих, так и в выполнении всего упражнения в целом.
Подобного результата занимающиеся экспериментальной группы достигли за счет интегрированного овладения разнородными навыками прикладного плавания и стрельбы с воды как целостной единой агрегации навыков. Совмещение отдельных педагогических операций по овладению данными навыками позволило на ранних стадиях их освоения сформировать двигательные представления обучаемых о структуре выполняемых действий как о целостном двигательном акте, совмещающем в себе оба навыка (табл. 3).
Таким образом, необходимо отметить, что методика агрегированного формирования двигательных навыков явилась доступной к освоению всеми испытуемыми при обучении их как на суше, так и в воде. Высокий уровень профессиональной работоспособности специалистов, участвующих в учебно-тренировочном про-
цессе, помог сотрудникам овладеть всеми упражнениями во время, отведенное на обучение, в соответствии с построенным сетевым графиком реализации педагогического проекта [11, с. 251; 16, с. 10]. Улучшенная техника выполнения прицельного выстрела на плаву в движении была показана испытуемыми за счет качественного овладения техникой прикладного плавания как основы успешного выполнения профессиональных действий в водной среде.
Заключение. В ходе исследований было установлено, что при последовательном обучении сотрудников специальных подразделений силовых структур навыки плавания и стрельбы осваиваются и воспроизводятся испытуемыми как обособленные самостоятельные структуры, что отрицательно сказывается на достижении единого целевого результата деятельности. Выявленные факторы позволили разработать технологию обучения сотрудников специальных подразделений стрельбе с воды. Разработанная технология позволяет сотрудникам осваивать технику прицельного выстрела
на плаву и в движении с полным закреплением агрегированных действий в сжатые сроки и с высокой степенью эффективности, что подтверждается результатами проведенного эксперимента.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Болотин А.Э. Факторы, определяющие высокую эффективность обучения студентов плаванию брассом / А.Э. Болотин, О.В. Новосельцев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 12 (106). - С. 112-115.
2. Болотин А.Э. Факторы, определяющие высокую эффективность подготовки боевых пловцов / А.Э. Болотин, С. А. Цветков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 11 (117). - С. 12-15.
3. Болотин А.Э. Педагогическая модель физической подготовки курсантов вузов ПВО с применением нормирования тренировочной нагрузки / А.Э. Болотин, А.В. Борисов, С.А. Скрипачев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 9 (115). - С. 11-14.
4. Болотин А.Э. Структура и содержание педагогической концепции физического воспитания студентов на основе ценностей здорового образа жизни /
A.Э. Болотин, Д.Б. Селюкин // Научно-теоретический журнал «Теория и практика физической культуры». -2015. - № 7 - С. 32-34.
5. Бочковская В.Л. Факторы, определяющие необходимость использования методики для улучшения экономичности движений при обучении прикладному плаванию студентов вузов гражданской авиации /
B.Л. Бочковская, М.С. Назарова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 8 (126). - С. 21-26.
6. Бочковская В.Л. Психолого-педагогические условия, необходимые для повышения эффективности обучения прикладному плаванию студентов вузов гражданской авиации / В.Л. Бочковская, М.С. Назарова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.
- 2015. - № 9 (127). - С. 68-72.
7. Караван А.В. Типологические признаки образовательной среды, необходимые для эффективного физического развития студентов вузов / А.В. Караван, А.Э. Болотин // Научно-теоретический журнал «Теория и практика физической культуры». - 2015. - № 9
- С. 5-7.
8. Климов Ю.М. Построение годичного цикла подготовки гандболистов высокой квалификации / Ю.И. Климов, Ю.М. Портнов, Б.Н. Шустин, И.З. Яцык // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 9. - С. 24.
9. Кочетков Д.И. Показатели эффективности обучения при последовательном формировании навыков плавания и стрельбы с воды, а также методом агрегации / А.Э. Болотин, В.Б. Парамзин, Н.В. Нестерова // Современный ученый. - 2017. - № 7. - С. 140-144.
10. Парамзин В.Б. Физическое состояние как основной компонент построения процесса физического воспитания школьника / В.Б. Парамзин, М.Т. Рахмонова // Материалы научной и научно-методической конференции ППС КГУФКСТ. - Краснодар: КГУФКСТ. - 2014.
- № 1. - С. 196-197.
11. Парамзин В.Б. Критерии и технология оценки профессиональной работоспособности специалистов физкультурных вузов / В.Б. Парамзин. - Вестник Там-
бовского университета. Серия: Гуманитарные науки.
- 2007. - № 3 (47). - С. 249-251.
12. Понимасов О.Е. Синхронизированное формирование динамических объединений при обучении военно-прикладному плаванию / О.Е. Понимасов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.
- 2014. - № 1 (107). - С. 139-142.
13. Понимасов О.Е. Спецификация попеременно-симметричной идеально-типической комбинации техники прикладного плавания / О.Е. Понимасов, К.А. Грачев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.
- 2015. - № 3 (121). - С. 106-110.
14. Понимасов О.Е. Замещение гидрогенных локомоций при обучении прикладному плаванию курсантов военных вузов / О.Е. Понимасов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2015. - № 3.
- С. 76-77.
15. Разновская С.В. Применение специальных упражнений для профилактики заболеваний и повышения уровня нервно-психической и эмоциональной устойчивости студентов / С.В. Разновская, В.Б. Парамзин // Материалы конференций ИФКСиТ Петр. ГУ. - Петрозаводск: Издательство ПетрГУ. - 2016. - С. 169-172.
16. Яцык В.З. Технология профессионального отбора будущих специалистов по направлению «Физическая культура» / В.З. Яцык // Теория и практика физической культуры. - 2007. - №12. - С. 6-12.
17. Яцык В.З. Динамика функционального состояния начинающих лыжников-гонщиков в условиях краткосрочных сборов в среднегорье / В.З. Яцык, И.И. Горбиков, О.С. Васильченко, В.Б. Парамзин // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2016. - № 2. - С. 7-13.
18. Bolotin А.Е., Bakayev V.V. Structure and content of the educational technology of managing students' healthy lifestyle. Journal of Physical Education and Sport (JPES), 2015. - 15(3), pp. 362-364.
19. Bolotin А.Е., Bakayev V.V., Vazhenin S.A. Educational technology of using the system of Pilates for the prevention of spine disorders of female students. Journal of Physical Education and Sport (JPES), 2015. -15(4), Art.110, pp. 724-729.
EFFECTIVENESS OF THE AGGREGATED FORMATION OF MOTOR SKILLS IN FIRING AMONG EMPLOYEES OF SPECIAL SUBDIVISIONS IN WATER ENVIRONMENT CONDITIONS
V. Yatsyk, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Theories and Techniques
of Winter Sports, Cycling and Sports Tourism Department,
Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar,
A. Bolotin, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Peter the Great St.Petersburg Polytechnic
University, Saint Petersburg,
V. Paramzin, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Physical Training Department, Krasnodar Higher Military Aviation School for Pilots, Krasnodar, D. Kochetkov, Postgraduate student,
Kurgan Border Institute of the Federal Security Service of the Russian Federation. Contact information for correspondence: 350015, Russia, Krasnodar, Budennogo str., 161; e-mail: yatsik.vasilij@yandex.ru.
In the article the factors that determine the reason-ability of using means of aggregated formation of motor skills when teaching firing from water afloat and in motion among employees of special subdivisions of law enforcement agencies have been proved. They include: the need to create a complete dynamic aggregation of the motor skills of applied swimming and the aiming fire shot from the water; the existence of a single target orientation of the functioning of diverse skills; unreasonably inflated pedagogical costs of study time for the successive mastering of several skills; short application of special exercises for the formation of integral motor aggregation of skills. It was found that the less significant factors are: the features of the performance technique of a sighting fire shot while being afloat and in motion; insufficient level of mastering firing skills from water at consecutive training to multidirectional actions.
The developed experimental technique was implemented at the second stage of the study. The initial construction of the optimal network graphic of the pedagogical project was developed with the use of mathematical modeling in accordance with the sequence and order of combining pedagogical operations for the formation of diverse skills, taking into account the trainees' physical condition. The modeling was conducted with the application of the previously obtained coefficients of combination of pedagogical operations.
Combining coefficients which were revealed empirically reflected the possibility of combination of individual operations based on the involvement of aggregating exercises.
The aggregating exercises are the elements of the swimming and the firing technique from the water in their structure. This approach ensured synchronous mastering of skills and an integrated dynamics of their formation. The proposed exercises have been mastered by the participants of the experiment on land and in water.
The effectiveness of the developed methodology of aggregated training was confirmed by positive dynamics according to several criteria. It is possible to single out among them: the stabilization of the ready position and its synchronization with strokes; the accuracy of the weapon guidance on the target due to mastered compensatory movements against the wave disturbance of the water environment; the breathing rhythm and its consistency with the strokes performance and technique elements of the aimed fire shot; the smooth steady trigger pull.
Keywords: factors; aggregated skills of swimming and firing from the water; operational mission; technique; effectiveness.
References:
1. Bolotin A.Je., Novosel'cev O.V. The factors determining high learning efficiency of students to swimming by a breast stroke. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Les-gafta [Scientific Notes of the University of P.F. Lesgaft], 2013, no 12 (106), pp. 112-115. (in Russian).
2. Bolotin A.Je., Cvetkov S.A. The factors defining high efficiency of training of fighting swimmers. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the University of P.F. Lesgaft], 2014, no 11(117), pp. 12-15. (in Russian).
3. Bolotin A.Je., Borisov A.V., Skripachev S.A. Pedagogical model of physical training of cadets of higher education institutions of air defense with application of rationing of a training load. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the University of P.F. Les-gaft], 2014, no 9 (115), pp. 11-14. (in Russian).
4. Bolotin A.Je., Seljukin D.B. Structure and contents of the pedagogical concept of physical training of students on the basis of values of a healthy lifestyle. Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2015, no 7, pp. 32-34. (in Russian).
5. Bochkovskaja V.L., Nazarova M.S. The factors defining need of use of a technique for improvement of profitability of movements when training in applied swimming of students of higher education institutions of civil
aviation. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the University of P.F. Lesgaft], 2015, no 8 (126), pp. 21-26. (in Russian).
6. Bochkovskaja V.L., Nazarova M.S. Psychology and pedagogical conditions necessary for increase in efficiency training in applied swimming of students of higher education institutions of civil aviation. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the University of P.F. Lesgaft], 2015, no 9 (127), pp. 68-72. (in Russian).
7. Karavan A.V., Bolotin A.Je. Typological signs of the educational environment necessary for effective physical development of students of higher education institutions. Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2015, no 9, pp. 5-7. (in Russian).
8. Klimov Ju.M., Portnov Ju.M., Shustin B.N., Jacyk I.Z. Creation of a year cycle of training of handballers of high qualification. Teorija ipraktika fizicheskoj kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 1999, no 9, 24 p. (in Russian).
9. Kochetkov D.I., Bolotin A.Je., Paramzin V.B., Nesterova N.V. Learning efficiency indicators at consecutive formation of skills of swimming and firing from water and also an aggregation method. Sovremennyj uchenyj [Modern scientist], 2017, no 7, pp. 140-144. (in Russian).
10. Paramzin V.B., Rahmonova M.T. Physical state as main component of creation of process of physical training of the school student. Proceedings Scientific and PPS Scientific and Methodical Conference KGUFKST. Krasnodar, 2014, no 1, pp. 196-197. (in Russian).
11. Paramzin V.B. Criteria and technology of assessment of professional efficiency of specialists of sports HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS. Vestnik Tambovskogo universiteta. Serija: Gumanitarnye nauki [Bulletin of the Tambov university Series: Humanities], 2007, no 3 (47), pp. 249-251. (in Russian).
12. Ponimasov O.E. Synchronized formation of dynamic associations when training military applied to swimming. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the University of P.F. Lesgaft], 2014, 1 (107), pp. 139-142. (in Russian).
13. Ponimasov O.E., Grachev K.A Specification of an alternate and symmetric ideal and typical combination of the technology of applied swimming. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the University of P.F. Lesgaft], 2015, no 3 (121), pp. 106-110. (in Russian).
14. Ponimasov O.E. Replacement of hydrogene lokomotion when training in applied swimming of cadets of military higher education institutions. Fizicheskaja kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical Culture Education, Training], 2015, no 3, pp. 76-77. (in Russian).
15. Raznovskaja S.V., Paramzin V.B. Application of special exercises for prevention of diseases and increase in level of psychological and emotional stability of students Proceedings of Conferences. Petrozavodsk: Izdatel'stvo PetrGU, 2016, pp. 169-172. (in Russian).
16. Jacyk V.Z. Technology of professional selection of future specialists in the direction Physical culture. Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and Practice Physical Culture], 2007, no 12, pp. 6-12. (in Russian).
17. Jacyk V.Z., Gorbikov I.I., Vasil'chenko O.S., Paramzin V.B. Dynamics of a functional condition of the beginning skiers-racers in the conditions of short-term collecting in middle mountains. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport Science and Practice], 2016, no 2, pp. 7-13. (in Russian).
18. Bolotin A.E., Bakayev V.V. Structure and content of the educational technology of managing students' healthy lifestyle. Journal of Physical Education and Sport (JPES), 2015, 15(3), pp. 362-364.
19. Bolotin A.E., Bakayev V.V., Vazhenin S.A. Educational technology of using the system of Pilates for the prevention of spine disorders of female students. Journal of Physical Education and Sport (JPES), 2015, 15 (4), Art. 110, pp. 724-729.
Поступила / Received 09.01.2018 Принята в печать / Accepted 21.02.2018