Научная статья на тему 'ФОРМАЛИЗОВАННАЯ ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ОБОСНОВАНИЯ РАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРАМЕТРОВ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ'

ФОРМАЛИЗОВАННАЯ ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ОБОСНОВАНИЯ РАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРАМЕТРОВ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
268
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ / ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ЛИЧНОГО СОСТАВА / БОЕВОЕ СЛАЖИВАНИЕ / ФОРМАЛИЗОВАННАЯ ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ АППАРАТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панченков Виктор Владимирович, Мазаник Александр Иванович, Веселов Алексей Вячеславович, Полевой Василий Григорьевич

В статье определена проблемная ситуация в области подготовки личного состава специальных формирований гражданской обороны и определены возможные направления ее решения. Сформулировано противоречие в практике и определена научная гипотеза его разрешения. Проведен анализ известного научно-методического аппарата и оценена возможность его применения для решения задачи обоснования рациональных параметров программы подготовки личного состава специальных формирований гражданской обороны. Представлена формализованная постановка задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панченков Виктор Владимирович, Мазаник Александр Иванович, Веселов Алексей Вячеславович, Полевой Василий Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMALIZED STATEMENT OF THE PROBLEM FOR JUSTIFICATION OF RATIONAL PARAMETERS OF THE PROGRAM FOR TRAINING SPECIAL FORMATIONS OF CIVIL DEFENSE

The article defines the problematic situation in the field of training the personnel of special civil defense units and identifies possible directions for its solution. A contradiction in practice is formulated and a scientific hypothesis for its resolution is determined. The analysis of the wellknown scientific and methodological apparatus is carried out and the possibility of its application for solving the problem of substantiating rational parameters of the training program for personnel of special civil defense units is evaluated. A formalized statement of the problem is presented.

Текст научной работы на тему «ФОРМАЛИЗОВАННАЯ ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ОБОСНОВАНИЯ РАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРАМЕТРОВ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ»

УДК 62-52:614.8

ФОРМАЛИЗОВАННАЯ ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ОБОСНОВАНИЯ РАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРАМЕТРОВ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

В.В. Панченков

кандидат военных наук, начальник Академии гражданской защиты МЧС России Академия гражданской защиты МЧС России Адрес: 141435, Московская обл., г. Химки, мкр. Новогорск E-mail: agzQamchs.ru

A.B. Веселов

адъюнкт научно-исследовательского центра Академия гражданской защиты МЧС России Адрес: 141435, Московская обл., г. Химки, мкр. Новогорск E-mail: agz.u.sQyandex.ru

А.И. Мазаник

доктор военных наук, профессор, главный научный сотрудник научно-исследовательского центра Академия гражданской защиты МЧС России Адрес: 141435, Московская обл., г. Химки, мкр. Новогорск E-mail: agz.и.sQyandex.ru

В.Г. Полевой

кандидат военных наук, доцент,

заместитель начальника Академии

(проректор) по научной работе

Академия гражданской защиты МЧС России

Адрес: 141435, Московская обл., г.о. Химки,

мкр. Новогорск

E-mail: v.polevoyQamchs.ru

Аннотация. В статье определена проблемная ситуация в области подготовки личного состава специальных формирований гражданской обороны и определены возможные направления ее решения. Сформулировано противоречие в практике и определена научная гипотеза его разрешения. Проведен анализ известного научно-методического аппарата и оценена возможность его применения для решения задачи обоснования рациональных параметров программы подготовки личного состава специальных формирований гражданской обороны. Представлена формализованная постановка задачи.

Ключевые слова: специальные формирования гражданской обороны; программа подготовки личного состава; боевое слаживание; научно-методический аппарат; формализованная постановка задачи.

Цитирование: Панченков В.В., Мазаник А.П., Веселов A.B., Полевой В.Г. Формализованная постановка задачи обоснования рациональных параметров программы подготовки специальных формирований гражданской обороны // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2020. № 4 (47). С. 3 - 11 .

Тенденции развития современной цивилизации во всех ее проявлениях выдвигают новые требования к уровню готовности государства к выполнению задач гражданской обороны в военное время. Непрекращающиеся военные конфликты в различных регионах мира, повышение уровня потенциальной техногенной опасности, возникновение различных природных катаклизмов - все эти факторы, особенно если они воздействуют в совокупности, определяют необходимость создания и поддержания в постоянной готовности соответствующей системы противодействия, одним из элементов которой является гражданская оборона (далее — ГО). В последнее время принят ряд законодательных и других нормативных правовых актов, которые призваны сформи-

ровать фундамент для решения задачи защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Много внимания при этом уделяется вопросам совершенствования сил и средств ГО.

Так, одним из основных направлений реализации государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны (рисунок 1), направленной на обеспечение необходимого уровня защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, является наращивание группировки сил гражданской обороны путем создания на военное время специальных формирований (далее — СФГО) [1].

Рисунок 1 Основные направления реализации государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны

В военное время наращивание группировки сил гражданской обороны включает мероприятия но мобилизационному развертыванию СФГО. В ходе выполнения этой задачи необходимо провести множество организационных мероприятий, основная цель которых заключается в приведении вновь формируемых СФГО к требуемому уровню боевой готовности [2|. В свою очередь, уровень боевой готовности является интегральным показателем, который зависит от ряда факторов. Важнейшей составляющей данного показателя является уровень подготовки личного состава СФГО к выполнению задач но предназначению.

На основе проведенного анализа мероприятий, связанных с мобилизационным развертыванием, и задач, возложенных на СФГО, выявлена проблемная ситуация, заключающаяся в низком уровне подготовки к выполнению задач но предназначению граждан, прибывших из запаса, но завершению проведения боевого слаживания.

Предварительный анализ позволил определить возможные направления разрешения сформулированной проблемной ситуации, реализация которых позволит повысить уровень подготовки личного состава СФГО. Основными из них являются:

отказ от остаточного принципа комплектования СФГО;

регулярное проведение военных сборов согражданами, пребывающими в запасе, в мирное время;

увеличение времени на подготовку личного состава СФГО в ходе боевого слаживания.

Анализ приведенных выше направлений разрешения проблемной ситуации показал, что для их реализации потребуются значительные финансовые, временные и другие ресурсы. Таким образом, может быть сформулировано следующее противоречие в практике подготовки специалистов для СФГО:

с одной стороны, предложенные направления разрешения проблемной ситуации позволяют повысить уровень подготовки личного состава СФГО;

с другой стороны, реализация этих направлений потребует значительных финансовых, временных и других ресурсов, объем которых охрани чсн.

С учетом изложенного может быть предложена научная гипотеза разрешения сформулированного выше противоречия в рассматриваемой предметной области уровень подготовки личного состава СФГО можно повысить за счет совершенствования программы подготовки боевого слаживания и решения оптими-

зационной задачи, заключающейся в выборе и обосновании рациональных параметров этой программы.

При решении данной задачи необходимо учитывать ряд факторов, которые были ранее проанализированы в статье [3]. При проведении анализа эти факторы были классифицированы в две группы:

в первую группу включены факторы внешнего характера, отражающие специфику деятельности специальных формирований и условия, в которых будет осуществляться подготовка;

во вторую группу включены факторы внутреннего характера, влияющие на общие принципы формирования программ подготовки.

Необходимо отметить, что факторы внешнего и внутреннего характера взаимосвязаны между собой и в зависимости от постановки задачи некоторые из них задаются в качестве исходных данных, другие выступают в качестве варьируемых переменных, за счет которых могут быть определены рациональные параметры программы подготовки, реализуемой в ходе боевого слаживания.

Одним из важнейших этапов любого исследования является анализ известного научно-методического аппарата в рассматриваемой предметной области с целью оценки возможности его применения для решения конкретной прикладной задачи. Применительно к предмету исследования настоящей статьи необходимо проанализировать разработанные к настоящему времени подходы в области планирования и организации процесса подготовки специалистов и определить возможность их применения для решения задачи обоснования рациональных параметров программы подготовки личного состава специальных формирований гражданской обороны в ходе боевого слаживания с учетом ранее выявленных факторов.

Анализ известных публикаций в области подготовки (обучения) специалистов целесообразно провести в два этапа. На первом этапе необходимо провести анализ следующих понятий - боевое слаживание; требования, предъявляемые к боевому слаживанию; принципы организации и проведения мероприятий бое-

вого слаживания и т.п., которые в дальнейшем необходимо адаптировать к СФГО. Задачей второго этапа является проведение анализа существующих подходов к разработке и обоснованию программ подготовки специалистов.

В работе [4] приводится определение боевого слаживания, под которым понимается один из видов боевой подготовки, представляющий собой целенаправленный, организованный процесс воинского обучения и воспитания личного состава подразделений для выполнения задач в соответствии с их предназначением. Целью боевого слаживания является приобретение (восстановление) необходимого уровня профессиональных знаний, умений и навыков личного состава подразделений и частей, обеспечивающих их успешные действия в соответствии с предназначением. В статье [5] под боевым слаживанием понимается заблаговременно спланированные мероприятия по ускоренному обучению личного состава вновь формируемых и развертываемых на военное время воинских частей (подразделений) выполнению обязанностей в условиях военного времени, а также согласованным действиям в составе подразделения при выполнении задач по предназначению.

На основе обобщения ряда определений данного понятия в рамках проводимого исследования целесообразно ввести следующее определение: под боевым слаживанием личного состава СФГО следует понимать заблаговременно спланированный процесс ускоренного обучения личного состава выполнению специальных обязанностей, а также согласованным действиям в составе подразделения при выполнении задач по предназначению.

Анализ ряда источников [6,7] позволил обобщить требования, предъявляемые к боевому слаживанию, которые являются инвариантными по отношению к специфике деятельности воинских формирований:

достижение требуемого результата (уровня) подготовки, обеспечивающего успешное выполнение задач в соответствии с предназначением;

согласованность подготовки личного состава подразделений и частей по целям, задачам и содержанию обучения;

эффективное использование базы мобилизационного развертывания и рациональность проведения мероприятий боевой подготовки;

обобщение и внедрение передового опыта проведения боевого слаживания;

изыскание путей и способов дальнейшего совершенствования планирования, организации и проведения боевого слаживания;

Приведенные выше требования должны быть учтены при организации подготовки личного состава СФГО.

В ряде работ [8,9] сформулированы основополагающие положения организации и проведении мероприятий боевого слаживания, основными из которых являются:

соответствие направленности обучения государственной идеологии, положениям Военной доктрины Российской Федерации;

каждый командир обучает своих подчиненных;

создание как стационарной, так и подвижной учебной материально-технической базы, обеспечивающей одновременное и качественное проведение мероприятий боевого слаживания в установленные сроки;

систематичность и последовательность обучения (обучение «от простого - к сложному» );

основной метод обучения - интенсивные тренировки в условиях, максимально приближенных к реальным;

обеспечение высокой надежности и мобильности заблаговременно созданной системы связи, организация устойчивого, непрерывного и скрытого управления, внедрение в работу штабов эффективных методов управления с широким применением средств автоматизации и вычислительной техники.

Анализ приведенных положений показывает, что большинство из них целесообразно учитывать при организации подготовки личного состава СФГО. В частности, принцип «от простого - к сложному» является ключевым правилом обучения, особенно по наукоемким специальностям.

В работе [10] обосновываются основные задачи боевого слаживания, включающие:

приобретение (восстановление) навыков личного состава по владению закреплённой за ним вооружением и военной техникой, выпол-

нению своих функциональных обязанностей;

слаживание штабов и подразделений и их подготовка к выполнению задач по предназначению;

своевременная подготовка вооружения, специальной и другой техники к применению.

При этом отмечается, что проведение боевого слаживания должно обеспечивать практическую направленность в соответствии с задачами по предназначению.

В статье [5] авторами совершенно справедливо отмечается, что сложность боевого слаживания обусловлена целым рядом факторов, в числе которых можно выделить следующие: низкий уровень подготовки личного состава подразделений и частей перед началом боевого слаживания; недостаточное методическое мастерство преподавательского состава; крайне сжатые сроки обучения.

Переходя ко второму этапу анализа известных публикаций в области разработки и научного обоснования программ подготовки (обучения) специалистов, следует отметить, что вопросам достижения качества современного образования, отвечающего актуальным потребностям личности, общества и государства посвящено большое количество публикаций и научных трудов.

В работе [11] отмечается, что условия эффективной реализации образовательной политики в значительной степени формируются на уровне деятельности образовательного учреждения и излагаются в его образовательной программе (программе подготовки). Данное положение подтверждает актуальность выбранного направления повышения уровня подготовки граждан, прибывших из запаса, в ходе боевого слаживания.

Из основных положений исследования [12] следует, что цели и задачи любой образовательной программы, а также требования государственного стандарта в той или иной образовательной области реализуются посредством разработки программ подготовки соответствующих специалистов. Между тем процесс составления программы подготовки, представляющей собой достаточно сложный учебный и нормативный документ, требует от составителя высокого уровня квалификации и мастерства. В работе [13] проанализированы

наиболее типичные ошибки, допускаемые при составлении программ подготовки специалистов:

не учитываются цели и задачи программ подготовки образовательного учреждения;

не всегда предусматривается обеспечение предлагаемой программы необходимым учебно-методическим комплексом;

недостаточно обосновывается необходимость их разработки;

отсутствуют некоторые обязательные разделы, например, требования к знаниям, умениям и навыкам.

Приведенные недостатки должны быть учтены при обосновании программы подготовки личного состава СФГО, реализуемой в ходе боевого слаживания. В частности, программа подготовки должна в полной мере соответствовать задачам, для решения которых предназначены создаваемые подразделения.

Завершая обзор известных публикаций в рассматриваемой предметной области, необходимо отметить ряд работ, в которых рассматриваются новые технологии подготовки специалистов [14, 15]. В большинстве своем это труды педагогического содержания, в которых определены формы, методы, способы, приемы обучения и воспитательные средства, системно используемые в образовательном процессе. Вопросам совершенствования подготовки в них уделяется достаточно пристальное внимание, но основной акцент все же делается на рассмотрение педагогических аспектов. Таким образом, формы и методы проведения занятий являются важной составляющей процесса подготовки в целом, но на этапе, когда уже сформирована программа подготовки, то есть определены предметы обучения и время, которое необходимо на них выделить.

Касаясь вопросов совершенствования процесса подготовки, нельзя не упомянуть разработки в области оптимального проектирования и повышения эффективности программ обучения, которые реализуются на основе определенных структурно-функциональных схем адаптивной компьютерной обучающей системы с использованием теории принятия решений [16, 17]. Работы этого вида позволяют сформировать структурно-функциональные схемы, обеспечивающие функционирование

модуля адаптации обучаемого в компьютерной обучающей системе, между тем, в практическом применении, как показал анализ, описанные технологии не нашли своего отражения.

В отдельную группу стоит выделить работы [8, 18], связанные с разработкой программ боевого слаживания для вновь формируемых частей и подразделений. Эти исследования включают различные алгоритмы составления программ боевого слаживания, которые позволяют сформировать структуру подготовки, выбрать рациональные формы и способы обучения, но они в своем большинстве отражают лишь методические аспекты процедуры разработки программ подготовки, без подробной детализации описания составляющих элементов этого процесса.

На основе проведенного краткого анализа известного научно-методического аппарата в рассматриваемой предметной области, можно сделать вывод о том, что он может составить некоторую основу для решения задачи обоснования рациональных параметров программы подготовки СФГО. В то же время, следует отметить, что в ранее проведенных исследованиях не учитывался ряд факторов, влияющих на ее структуру и содержание, оказывающих существенное влияние на выбор предметов программы подготовки и распределение учебного времени между ними в условиях ограничения на общее время обучения.

С учетом изложенного, возникает необходимость разработки новой постановки научной задачи и научно-методического аппарата для обоснования рациональных параметров программы подготовки личного состава специальных формирований гражданской обороны в ходе боевого слаживания, с учетом основных факторов, влияющих на ее структуру и содержание.

В формализованном виде задача обоснования рациональных параметров программы подготовки СФГО в ходе боевого слаживания может быть сформулирована следующим образом.

Для заданных:

Б = (й1,й2, ...,,... , dm) - множества предметов, по которым может быть организована подготовка в ходе боевого слаживания,

где т - общее количество предметов подготовки;

Т3 - общего времени, выделяемого для обучения граждан, прибывших из запаса, в ходе боевого слаживания;

Шсц - сценария воздействия противника по потенциально-опасным объектам (далее — ПОО), расположенным в границах субъекта РФ, и прогнозных оценок о возможных видах чрезвычайных ситуациях и масштабах их последствий;

Е1

перечня типов ПОО, находящихся

на территории субъекта, где к = 1,К К общее количество типов ПОО, находящихся на территории субъекта РФ;

Кк - количества ПОО к-го типа;

Хк - производственно-эксплуатационных характеристик ПОО к-то типа;

Рпр - перечня источников чрезвычайных

ситуации природного характера и их основных хар актеристик;

и1т1П - минимально допустимого уровня подготовки личного состава СФГО по г-му предмету подготовки;

С - начального уровня подготовки личного состава СФГО перед началом боевого слаживания;

М - состава учебно-материальной базы;

Я

пр

количественных и качественных по-

казателей, характеризующих уровень подготовки преподавательского состава,

необходимо определить перечень предметов Д, и время подготовки по каждому из них и, которые обеспечат максимальный уровень подготовки личного состава СФГО к выполнению задач по предназначению при ограничении на общее время обучения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и = ^ иг(ОгМ)

г=1

при следующих ограничениях

тах о.и

п

г=1

где е В,ВП = (Вь Дз, ... ..., Оп) - множество отобранных предметов программы подготовки, Иг - выбранный предмет программы подготовки, где г = 1,щп общее количество отобранных предметов программы подготовки;

= ¡(Иг, ^) - значение уровня подготовки личного состава СФГО по выбранному предмету обучения при заданном варианте распределения времени;

А = {(Щ, ^отн, Кг)]

= £(Е%00, ХК, Рпр) - множество угроз, характерных для субъекта РФ;

Штъ = f (Шсц, Кк) - множество значений ущерба от угроз Кг,

К1 = f (Учк, ,Уг) - коэффициент значимости г-го предмета подготовки, где Учк - вектор локальных приоритетов частных критериев, значения которых необходимо учитывать при выборе предмета подготовки;

МгЧК - матрица локальных приоритетов предметов подготовки по каждому частному критерию;

Уг - вектор глобальных приоритетов предметов подготовки;

^ = f (С, М,<^пр, Кг) - рациональное значение времени, выделяемого на подготовку по г-му предмету обучения.

Для решения сформулированной общей научной задачи необходимо разработать:

методику выбора предметов программы подготовки с учетом перечня угроз и значений возможного ущерба;

методику построения регрессионных моделей для оценки уровня обученности от времени, выделяемого на подготовку;

динамическую модель обоснования рациональных параметров программы подготовки с учетом ограничения на общее временя, выделяемое на подготовку личного состава СФГО.

Литература

1. Указ Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 г. № 696 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://giod.consultant.ru/documents/1106561 (дата обращения: 25.11.2020).

2. Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. № 31-Ф3 «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://giod.consultant.ru/documents/1106561 (дата обращения: 05.12.2020).

3. Мазаник А.И., Веселов A.B. Анализ факторов, влияющих на структуру и содержание программ подготовки спасательных формирований. // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2020. № 2. С. 31 - 39.

4. Зарицкий В.Н, Харкевич Л.А. Общая тактика. Учебное пособие. / Тамбов. ТГТУ. 2007. - 200 с.

5. Доронин A.B. Разработка программ боевого слаживания для вновь формируемых частей и подразделений РВСН. Методический аспект. // Военная мысль. 2007. № 10. С. 33 - 38.

6. Военный энциклопедический словарь [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia (дата обращения: 15.12.2020).

7. Словарь военных терминов [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://military_terms.academic.ru/list.htm (дата обращения: 16.12.2020).

8. Симонов В.В., Лещенко А.П., Раднер С.С. Организация подготовки в спасательном центре МЧС России. Учебное пособие. / МЧС России. - М.: АГЗ МЧС России. 2013. - 216 с.

9. Маркитан Р.В. Основы управления повседневной деятельности войск. М.: ВА РВСН. 1997. - 150 с.

10. Торгованов Ю.Б. Тактическая подготовка. Учебное пособие. / Красноярск: Сибирский федеральный университет 2014. - 552 с.

11. Гришина И.В., Волков В.Н., Методические рекомендации по разработке программ подготовки образовательного учреждения / Санкт - Петербург 2015. - 90 с.

12. Лихачев, Б.Г. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. / Б.Г. Лихачев - М.: Прометей. 1992. - 462 с.

13. А.П. Ивлева Проблема разработки программы подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре // Дискуссия. 2016. № 3. С. 50 - 58.

14. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия». 2015. - 368 с.

15. Трайнев В.А. Инновационные информационные технологии в образовании / В.А. Трайнев, В.Ю. Теплышев, И.В. Трайнев. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К". 2016. -320 с.

16. Китаевская Т.Ю. Рациональное проектирование и повышение эффективности процесса подготовки: постановка задач и обобщенный алгоритм решения // Вестн. Тамб. ун-та. Сер. Естеств. и техн. науки. Тамбов. 2000. Т. 3. Вып. 3. С. 481 - 489.

17. Пастущак Т.Н. Автоматизированные системы управления обучающими структурами дис. ... канд. техн. наук: СПб. 1998. - 133 с.

18. Андрианов И.А. Метод оптимальной организации подготовки подразделений резервных формирований силовых структур // Военная мысль. 2005. № 10. С. 23 - 34.

FORMALIZED STATEMENT OF THE PROBLEM FOR JUSTIFICATION OF RATIONAL PARAMETERS OF THE PROGRAM FOR TRAINING SPECIAL

FORMATIONS OF CIVIL DEFENSE

Victor PANCHENKOV

candidate of military sciences, chief Civil Defence Academy EMERCOM of Russia Civil Defence Academy EMERCOM of Russia Address: 141435, Moscow region, city Khimki, md. Novogorsk E-mail: agzQamchs.ru

Alexander MAZANIK

doctor of military sciences, professor,

chief researcher of the research center

Civil Defence Academy EMERCOM of Russia

Address: 141435, Moscow region, city Khimki,

md. Novogorsk

E-mail: agz.u.sQyandex.ru

Aleksey VESELOV

adjunct research center

Civil Defence Academy EMERCOM of Russia Address: 141435, Moscow region, city Khimki, md. Novogorsk E-mail: agz.u.sQyandex.ru

Vasiliy POLEVOY

candidate of military sciences, Associate Professor, Deputy Head of the Academy (vice - rector) for scientific work

Civil Defence Academy EMERCOM of Russia Address: 141435, Moscow region, city Khimki, md. Novogorsk E-mail: v.polevoyQamchs.ru

Abstract. The article defines the problematic situation in the field of training the personnel of special civil defense units and identifies possible directions for its solution. A contradiction in practice is formulated and a scientific hypothesis for its resolution is determined. The analysis of the well-known scientific and methodological apparatus is carried out and the possibility of its application for solving the problem of substantiating rational parameters of the training program for personnel of special civil defense units is evaluated. A formalized statement of the problem is presented. Keywords: special civil defense units, personnel training program, combat coordination, scientific and methodological apparatus, formalized problem statement.

Citation: Panchenkov V.V., Mazanik A.I., Veselov A.V., Polevoy V.G. Formalized statement of the problem for justification of rational parameters of the program for training special formations of civil defense // Scientific and educational problems of civil protection. 2020. No. 4 (47). p. 3 - 11 .

References

1. Decree of the President of the Russian Federation of December 20, 2016 No. 696 "On Approval of the Fundamentals of State Policy of the Russian Federation in the Field of Civil Defense for the Period up to 2030" [Electronic resource] - Access mode: https://giod.consultant.ru/documents / 1106561 (date of access: 25.11.2020).

2. Federal Law of February 26, 1997 No. 31-FZ "On mobilization preparation and mobilization in the Russian Federation "[Electronic resource] - Access mode: https://giod.consultant.ru/documents/1106561 (date of access: 05.12.2020).

3. Mazanik A.I., Veselov A.V. Analysis of the factors influencing the structure and content of training programs for rescue teams. // Scientific and educational problems of civil protection. 2020.No 2. S. 31 -39.

4. Zaritsky V.N., Kharkevich L.A. General tactics. Tutorial. / Tambov. TSTU. 2007 . - 200 s.

5. Doronin A.V. Development of programs of combat coordination for newly formed units and subunits of the Strategic Missile Forces. Methodological aspect. // Military thought. 2007. No. 10. S. 33 - 38.

6. Military encyclopedic dictionary [Electronic resource] - Access mode: https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia (date accessed: 15.12.2020).

7. Dictionary of military terms [Electronic resource] - Access mode: https://military _terms.academic.ru/list.htm (date of access: 16.12.2020).

8. Simonov V.V., Leshchenko A.P., Radner S.S. Organization of training at the Russian Emergencies Ministry's rescue center. Tutorial. / Russian Emergency Situations Ministry. - M .: AGZ EMERCOM of Russia. 2013 . - 216 s.

9. R.V. Markitan Fundamentals of managing the daily activities of troops. M .: VA Strategic Rocket Forces.

1997 . - 150 s.

10. Torgovanov Yu.B. Tactical training. Tutorial. / Krasnoyarsk: Siberian Federal University 2014. - 552 s.

11. Grishina I.V., Volkov V.N., Guidelines for the development of training programs for an educational institution / St. Petersburg 2015. - 90 s.

12. Likhachev B.G. Pedagogy. Course of lectures: Textbook for students of pedagogical educational institutions. / B.G. Likhachev - M .: Prometheus. 1992 . - 462 s.

13. A.I. Ivleva The problem of developing a program for the training of scientific and pedagogical personnel in postgraduate studies // Discussion. 2016.No. 3. S. 50 - 58.

14. Polat E.S. Modern pedagogical and information technologies in the education system: textbook, manual for stud, higher, study, institutions / E.S. Polat, M.Yu. Bukharkin. - 3rd ed., Erased. - M .: Publishing Center "Academy". 2015 . - 368 s.

15. Trainev V.A. Innovative information technologies in education / V.A. Trainev, V.Yu. Teplyshev, I.V. Trainev. - 2nd ed. - M .: Publishing and Trade Corporation "Dashkov and K". 2016 . - 320 s.

16. Kitaevskaya T.Yu. Rational design and improving the efficiency of the preparation process: setting tasks and generalized solution algorithm // Vestn. Tamb. un-that. Ser. Natural and tech. science. Tambov. 2000. T. 3. Iss. 3. S. 481 - 489.

17. Pastuschak T.N. Automated control systems for teaching structures dis. ... Cand. tech. Sciences: SPb.

1998 . - 133 s.

18. Andrianov I.A. The method of optimal organization of training units of reserve formations of power structures // Military Thought. 2005. No. 10. S. 23 - 34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.