УДК 62-52:614.8
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЛИЧНОГО СОСТАВА ФГКУ «ЦЕНТР ПО ПРОВЕДЕНИЮ СПАСАТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ ОСОБОГО РИСКА «ЛИДЕР» С УЧЕТОМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАЧ В СОСТАВЕ АЭРОМОБИЛЬНОЙ ГРУППИРОВКИ
H.A. Никулин
кандидат военных наук,
доцент кафедры мобилизационной подготовки Института специальной подготовки Академия гражданской защиты МЧС России Адрес: 141435, Московская обл., г.о. Химки, мкр. Новогорск E-mail: n.nikulinQamchs.ru
А.Н. Кудяков
заместитель начальника ФГКУ ЦСООР «Лидер» Адрес: 108820, Москва, поселок завода Мосрентген, Музыкальный проезд, домовладение 4, строение 1 E-mail: csoor liderQmail.ru
HI.В. Хайрутдинов
старший преподаватель кафедры мобилизационной подготовки
Института специальной подготовки Академия гражданской защиты МЧС России Адрес: 141435, Московская обл., г.о. Химки, мкр. Новогорск
E-mail: s.khairutdinovQamchs.ru
И.К. Стрелков
курсант 245 учебной группы командно-инженерного факультета Академия гражданской защиты МЧС России Адрес: 141435, Московская обл., г.о. Химки, мкр. Новогорск E-mail: strelkovagzQmail.ru
Аннотация. В данной статье рассмотрены вопросы организации подготовки личного состава ФГКУ «Центр по проведению спасательных операций особого риска «Лидер» с учетом выполнения задач в составе аэромобильной группировки. Проведен сравнительный анализ требований к подготовке личного состава спасательных воинских формирований МЧС России и аэромобильных группировок сил МЧС России. Сформулирована научная задача проведения исследований в этой области, предложен методический подход к совершенствованию программы подготовки спасательных воинских формирований МЧС России с учетом выполнения задач в составе аэромобильной группировки.
Ключевые слова: аэромобильная группировка, спасательное воинское формирование, ЦСООР «Лидер», подготовка личного состава, программа подготовки.
Цитирование: Никулин H.A., Хайрутдинов Ш.В., Кудяков А.Н., Стрелков И.К. Совершенствование программы подготовки личного состава ЦСООР «Лидер» с учетом выполнения задач в составе аэромобильной группировки. // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2019. №3 (42). С. 68-77.
В настоящей статье рассматривается проблема адаптации существующей программы подготовки спасательных воинских формирований МЧС России (далее — СВФ) к требованиям, установленным к уровню подготовки личного состава аэромобильных группировок сил МЧС России (далее — АМГ). Исследование данной проблемы будет проведено на примере Управления радиационной, химической и биологической защиты (далее — Управление РХБЗ) ФГКУ «Центр по проведению спасательных операций особого риска «Лидер» (далее — ЦСООР «Лидер»).
ЦСООР «Лидер» является спасательным воинским формированием МЧС России [1]. Управление РХБЗ является одним из основных структурных подразделений ЦСООР «Лидер».
Подготовка СВФ организуется и проводится на основании приказов и распоряжений МЧС России, организационно-методических указаний, уставов, наставлений и временной программы подготовки СВФ [2].
Программа подготовки СВФ разработана на учебный год продолжительностью 10 месяцев с первым (зимним) и вторым (летним) периодами обучения по 5 месяцев каждый.
На подготовку СВФ выделяется 12 учебных дней в месяц (по 3 учебных дня в неделю). Продолжительность учебного дня - 6 часов, учебного часа - 50 минут. Общий объем времени на занятия составляет 720 часов в год. Расчет часов по предметам обучения на учебный год представлен в таблице 1.
Подготовка личного состава Управления РХБЗ в каждом периоде обучения учебного
года включает занятия с вновь прибывшими офицерами и в составе штатного подразделения под руководством непосредственного командира подразделения. В составе штатного подразделения осуществляется подготовка по предметам обучения, основу которой составляют тактическая и специальная (техническая) подготовка [2].
Таблица 1 - Расчет часов по предметам обучения на учебный год
№ Предмет обучения Зимний Летний
период период
1 Первая помощь 30 30
2 Противопожарная подготовка 11 11
3 Психологическая подготовка 5 5
4 Радиационная, химическая и биологическая защита 8 8
5 Подготовка по связи 5 5
6 Военная топография 3 3
7 Тактическая подготовка 38 38
8 Инженерная подготовка 6 6
9 Физическая подготовка 80 80
10 Строевая подготовка 20 20
11 Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации 5 5
12 Военная экология 1 1
13 Десантная подготовка 20 20
14 Специальная (техническая) подготовка 100 100
15 Огневая подготовка 10 10
16 Проверка СВФ 18 18
ИТОГО: 360 360
Планирование подготовки осуществляется штабом ЦСООР «Лидер» на основании решения начальника и под его непосредственным руководством.
В соответствии с приказом МЧС России от 20 октября 2017 г. № 448 «Об утверждении Положения об аэромобильных группировках МЧС России» (далее — Положение) ЦСООР «Лидер» включен в расчет сил и средств AMI [3].
АМГ представляют собой нештатные формирования, включающие в себя силы и средства подразделений МЧС России, расположенные на территории субъекта Российской Федерации и входящие в состав территориального пожарно-спасательного гарнизона, которые предназначены для тушения пожаров
и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее — АСДНР) в зонах крупномасштабных пожаров, аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций (далее — ЧС), произошедших на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации.
В Положении установлены требования к знаниям, умениям и уровню подготовки личного состава подразделений, входящих в состав АМГ.
Решением Коллегии МЧС России от 19 февраля 2014 года поставлена задача о внесении изменений в программы подготовки СВФ, входящих в состав АМГ [4].
Проблема уточнения программы
подготовки СВФ заключается в том, что при ее решении необходимо учитывать ряд показателей, характеризующих регламентацию повседневной деятельности СВФ, специфику подготовки основных структурных подразделений, карты коллективного риска на территориях расположения критически важных объектов (далее — КВО) и специфику ЧС в регионе дислокации СВФ [5].
Анализ содержания программы подготовки СВФ показал, что получаемые личным составом знания, умения и навыки не в полном
Таблица 2
объеме соответствуют требованиям, предъявляемым к подготовке личного состава АМГ. Личный состав Управления РХБЗ, действуя в составе АМГ при ликвидации ЧС, должен быть готов не только к выполнению своих профильных задач по радиационной, химической, биологической защите, но также и к участию в проведении АСДНР.
С целью подтверждения вышеизложенного факта в таблице 2 приведена статистика применения АМГ ЦСООР «Лидер» в период с января 2017 г. по май 2019 г.
— Статистика применения АМГ ЦСООР «Лидер» в период с января 2017 г. по май 2019 г.
№ п/п Период проведения работ Место проведения работ Наименование работ, проводимых личным составом АМГ
2017 г.
1 с 19.02 по 27.02 Республика Алтай, Туро-чакский р-н, оз. Телецкое специальные водолазные работы на месте крушения вертолета
2 с 02.03 по 03.03 г. Москва, 23-й км Калужского шоссе ликвидация последствий обрушения строящегося тоннеля
3 с 15.04 по 3.07 Республика Южная Осетия проведение очистки местности от взрывоопасных предметов
4 с 16.04 по 26.05 г. Москва, ТиНАО, пос. Ро-говское проведение очистки местности от взрывоопасных предметов
5 с 11.05 по 02.06 Тюменская область ликвидация последствий паводка
6 с 03.06 по 09.06, с 14.06 по 16.06 Московская область, пос. Горки-2 ликвидация последствий неблагоприятных метеорологических явлений
7 с 16.06 по 03.09 Республика Крым, г. Керчь проведение очистки местности от взрывоопасных предметов
8 с 17.06 по 27.06 Московская область, пос. Горки-2 ликвидация последствий неблагоприятных метеорологических явлений
9 19.06 г. Москва, Курский вокзал ликвидация последствий железнодорожной аварии
10 с 11.08 по 28.12 Республика Сербия проведение работ по гуманитарной очистке местности от взрывоопасных предметов
И с 20.08 по 30.09 Тверская обл., Ржевский р-н проведение очистки местности от взрывоопасных предметов
12 с 01.09 по 08.09 Кабардино-Балкарская Республика ликвидация последствий схода селя
13 с 28.10 по 10.11 Норвегия, акватория Гренландского моря проведение поисковых работ на месте потерпевшего крушение российского вертолета
2018 г.
14 с 04.02 по 06.02 Московская обл., Егорьевский р-н ликвидация последствий неблагоприятных метеорологических явлений
15 с 11.02 по 18.02 Московская обл., Рамен-ский р-н, н.п. Степановское ликвидация последствий авиакатастрофы
16 с 02.03 по 10.03 Еврейская автономная обл., Ленинский р-н, с. Нижнеленинское проведение мероприятий, направленных на минимизацию рисков разрушения возведенных конструкций ж/д мостового перехода через р. Амур
17 с 14.04 по 02.07 Республика Южная Осетия проведение гуманитарного разминирования территории Республики Южная Осетия
18 с 25.04 по 26.05 г. Москва, п. Роговское, ДОЛ «Горки» проведение работ по поиску и обезвреживанию взрывоопасных предметов
19 с 03.05 по 08.05 г. Орел оказание помощи сотрудникам Следственного комитета в проведении специальных водолазных работ
20" с 05.06 по 10.06 Костромская обл., Буй-ский р-н., п. Чистые Боры утилизация аварийных баллонов с хлором
21 с 23.07 по 27.07 Брянская обл., акватория реки Десна проведение специальных водолазных работ по поиску утонувшего человека
22 с 24.07 по 11.10 Республика Крым, г. Керчь проведение работ по поиску и обезвреживанию взрывоопасных предметов
23 с 10.08 по 15.08 Волгоградская обл., г. Крас-нослободск проведение работ по поиску и обезвреживанию взрывоопасных предметов
24 с 20.08 по 28.09 Тверская обл., Ржевский р-н проведение работ по поиску и обезвреживанию взрывоопасных предметов
25 с 20.08 по 01.10 Республика Сербия проведение гуманитарного разминирования территории и объектов
26 с 29.08 по 02.09 Липецкая обл., г. Елец, акватория р. Быстрая Сосна проведение работ по поиску и обезвреживанию взрывоопасных предметов
27 с 24.10 по 27.10 Орловская обл., Мцен-ский р-н, н.п. Гуторово проведение работ по поиску и обезвреживанию взрывоопасных предметов
28" с 11.12 по 25.12 Новгородская область, г. Старая Русса проведение работ по утилизации аварийных емкостей с хлором
29 17.12 Московская обл., г. Дзержинский ликвидация последствий обрушения перекрытий производственного здания
2019 г.
30 с 01.01 по 04.01 Челябинская обл., г. Магнитогорск ликвидация последствий взрыва бытового газа в жилом доме
31 с 10.02 по 11.02 Республика Ирак, г. Багдад обеспечение безопасности эвакуации детей из зон боевых конфликтов
32 с 22.04 по наст, вр. г. Москва, ТиНАО, пос. Роговское проведение пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием в полевых условиях взрывоопасных предметов
33 с 27.04 по наст, вр. Республика Южная Осетия проведение пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием в полевых условиях взрывоопасных предметов
34 с 05.05 по 06.05 Аэропорт «Шереметьево» ликвидация последствий авиакатастрофы
*проведение работ, связанных с РХБЗ
Очевидно, что из 34 случаев реагирования АМГ ЦСООР «Лидер» на ЧС, всего 2 случая связаны с проведением работ по утилизации аварийно химически опасных веществ (хлора) (6 % случаев), когда были востребованы специальные знания и навыки личного состава Управления РХБЗ. В остальных ЧС личный состав Управления РХБЗ был задействован в качестве спасателей.
Для ЦСООР «Лидер» определен следующий расчет сил и средств: первый эшелон — 100 человек; второй эшелон — 100 человек; резерв — 75 человек; всего — 275 человек [6].
Анализ статистики показывает, что, как правило, задействуются силы и средства 1 эшелона АМГ, в который также включен личный состав Управления РХБЗ (группа спасателей № 3) (таблица 3).
Таблица 3 - Состав сил и средств 1 эшелона Л Ml ЦСООР «Лидер»
№ п/п Должность Подразделение (должность но штату Центра) Кол-во л/с
1 Старший АМГ КЧ, 1 ЗКЧ, ЗКЧ 1
2 НШ АМГ НШ, ЗНШ, НОО 1
3 Заместитель старшего АМГ дежурный офицер (по графику) 1
4 Заместитель старшего АМГ по вооружению ЗКЧ В, НАС, НОВиТ 1
5 Заместитель старшего АМГ по тылу ЗКЧ Т, НПС, НВС 1
6 Заместитель старшего АМГ по воспитательной работе ЗКЧ BP, заместитель НОВРиСО 1
7 Начальник связи помощник ОД по связи 1
8 Связист военнослужащий отдела связи (АСУ и Т) 1
9 Оператор дежурный офицер (по графику) 3
10 Спасатель начальник инженерной службы, начальник отдела вооружения и техники, офицер службы ВДС 3
11 Старший группы тыла дежурный офицер служб тыла (по графику) 1
12 Повар повар (по графику) 2
13 Группа ВВС (8 управление) 2 оператора ВВС 2
14 Группа медико-спасательная дежурный врач (фельдшер), водитель санитарного автомобиля 2
НУ-1, 4 спасатсля-водолаза-судоводитсля, 3 спасатсля-дссант-
15 Группа спасателей № 1 (1 управление) нпка-судоводителя, 3 спасателя-альпиниста, 4 спасателя, спасатель-водитель КАМАЗа жизнеобеспечения, спасатель-водитель КАМАЗа (барокамеры), спасатель-водитель АСМ ср. класса 18
16 Группа спасателей № 2 старший группы, 4 спасателя (газоспасатсля), 2 спасателя, 8
(2 управление) спасатель-водитель АСМ тяжелого класса
старший группы (командир ГСО), 2 спасателя химика-дози-
17 Группа спасателей № 3 метриста, спасатель (командир ГСО), 3 спасателя (газоспаса- 11
(3 управление) тсля), спасатель-водитель АСМ-РХ, спасатель-водитель АМС-РХР, спасатель-водитель ВМКССО, спасатель-водитель МКСО
18 Группа спасателей № 4 старший группы, 3 спасателя-оператора BROKK-HOD, 6 спаса- 11
(4 управление) телей, спасатель-водитель средства доставки РТК
19 Группа спасателей № 5 (5 управление) старший группы, 2 спасателя-кинолога, 4 спасатсля-пиротсх-ника, 5 спасателей, спасатель-водитель пиротехнической АСМ 13
4 спасателя военнослужащих контрактной службы, 10 спаса-
20 Группа спасателей № 6 (база (обеспечения)) телей - военнослужащих срочной службы, 3 спасателя-водителя автобусов (НЕФАЗ, 2 автобуса ПАЗ), спасатель-водитель топливозаправщика 18
Итого: 100
Анализ проблемы совершенствования программы подготовки СВФ показал, что эта задача относится к области, где решение не поддается эффективной формализации и велика роль опыта и интуиции. Поэтому в данной ситуации целесообразно использовать экспертные методы, под которыми следует понимать комплекс логических и математических методов и алгоритмов, позволяющих упорядочить и систематизировать процедуры сбора и анализа мнений специалистов, привести
их к виду, наиболее пригодному для принятия рационального решения.
Для определения приоритетных направлений совершенствования программы подготовки личного состава Управления РХБЗ ЦСООР «Лидер» был использован метод попарных сравнений с привлечением экспертов -27 человек (офицеров ЦСООР «Лидер») [7, 8].
Для проведения экспертного анкетирования был разработан опросный лист. Результаты опроса представлены в таблице 4.
Таблица 4 - Результаты опроса экспертов
ЛЬ Критерии Оценки экспертов
п/п Совсем не важно Не важно Затрудняюсь ответить Важно Очень важно
1 Считаете ли вы необходимым совершенствовать подготовку Управления РХБЗ в составе АМГ? - - 4 10 4
2 Важно ли распределение занятий по подготовке АМГ в зависимости от сезонности и видов ЧС? - 1 3 12 2
Считаете ли вы важным еженедельно проводить занятия с
3 личным составом Управления РХБЗ по подготовке к действиям в составе АМГ? 3 12 3
Считаете ли вы важным 1 час в неделю проводить занятия
4 с личным составом Управления РХБЗ по подготовке к действиям в составе АМГ? 1 ( 8 2
Считаете ли вы важным 2 часа в месяц проводить занятия
5 с личным составом Управления РХБЗ по подготовке к действиям в составе АМГ? 1 11 5 1
Считаете ли вы необходимым провести занятия по ведению
АСДНР в условиях наводнения и затопления с отделами
6 специальной обработки, радиационной, химической и биологической разведки и контроля, обеспечения Управления РХБЗ? 1 2 13 2
Считаете ли вы необходимым провести занятия по ведению
АСДНР в условиях массового разрушения с отделами: спе- 1 1 14 2
циальной обработки, радиационной, химической и биологи-
ческой разведки и контроля, обеспечения Управления РХБЗ?
Считаете ли вы необходимым увеличить объем подготовки
8 Управления РХБЗ по работе на специальных агрегатах в различных условиях обстановки? 1 - 2 15 -
9 Считаете ли вы важным включить в программу подготовки 1 6 5 4 2
Управления РХБЗ занятия по пиротехническим работам?
Необходимо ли провести занятия с Управлением РХБЗ по
10 соблюдению установленных мер и требований безопасности в зоне ЧС и при повседневной деятельности? 1 2 4 11 -
По вашему мнению, важно ли проведения занятий с Управле-
11 нием РХБЗ по особенностям тушения природных и крупных техногенных пожаров? 2 2 2 11 1
Считаете ли вы необходимым провести занятия с Управлени-
12 ем РХБЗ по выживанию в безлюдной местности в различных 1 14 3
климатогеографических зонах, ландшафтах и защите от влияния неблагоприятных факторов окружающей среды?
Считаете ли вы важным провести занятия с Управлением
13 РХБЗ по использованию беспилотных летательных аппаратов и плавсредств в зоне ЧС? - 9 3 5 1
Необходимо ли провести занятия с Управлением РХБЗ по ис-
14 пользованию горноспасательного снаряжения и преодолению естественных препятствий? 1 2 1 11 3
Важно ли провести занятия с Управлением РХБЗ по исполь-
15 зованию электростанций (осветительных) и отопительного оборудования? - 1 1 13 3
16 Считаете ли вы важным провести занятия с Управлением РХБЗ по эвакуации пострадавших всеми видами транспорта? - - 2 11 5
Считаете ли вы необходимым провести занятия с Управлени-
17 ем РХБЗ по поиску пострадавших с использованием специальных приборов? 1 1 14 2
Необходимо ли провести занятия с Управлением РХБЗ по ис-
18 пользованию средств наблюдения, ноч итого видения, метеокомплексов, метеостанций, аудио и видеоаппаратуры, приборов навигации? - 2 - 13 3
С использованием метода попарных срав- сравнительные числовые значения, все данные нений, каждому критерию были присвоены были занесены в матрицу (таблица 5).
Таблица 5 — Матрица сравнительных оценок критериев
К1 К2 КЗ К4 К5 Кб К7 К8 К9 К10 К11 К12 К13 К14 К15 К16 К17 К18
К1 1 3 1 5 5 3 3 3 7 5 5 0,333 7 3 1 0,333 3 3
К2 0.333 1 0,333 3 5 0,333 0,333 3 5 0.333 0.333 0,333 7 3 0,333 0,333 0,333 0,333
КЗ 1 3 1 5 5 3 3 3 7 5 5 0,333 7 3 1 0.333 3 3
К4 0.2 0.333 0.2 1 3 0.333 0.333 0.333 5 3 3 0,2 5 0,333 0.2 0.333 0.333 0.333
К5 0.2 0.2 0.2 0.333 1 0.2 0.2 0.333 3 0,333 0,333 0,2 3 0,333 0.2 0.2 0.2 0.2
Кб 0.333 3 0,333 3 5 1 0,333 3 5 5 5 0,333 7 3 0,333 0,333 1 0,333
К7 0.333 3 0,333 3 5 3 1 3 7 5 5 0,333 7 3 0,333 0,333 0,333 1
К8 0.333 0.333 0.333 3 3 0.333 0.333 1 5 3 3 0,333 5 1 0.333 0.333 0.333 0.333
К9 0.143 0,2 0,143 0,2 0,333 0,2 0,143 0,2 1 0.333 0,333 0,143 3 0.2 0,143 0,143 0,2 0,143
К10 0.2 3 0.2 0.333 3 0.2 0.2 0.333 3 1 1 0,2 5 0,333 0.2 0.2 0.2 0.2
К11 0,2 3 0,2 0,333 3 0,2 0,2 0.333 3 1 1 0.2 5 0.333 0,2 0,2 0,2 0,2
К12 3 3 3 5 5 3 3 3 7 5 5 1 7 3 3 0,333 3 3
К13 0.143 0.143 0.143 0.2 0.333 0.143 0.143 0.2 3 0.2 0,2 0,143 1 0,2 0.143 0.143 0.143 0.143
К14 0.333 0,333 0,333 3 3 0,333 0,333 1 5 3 3 0,333 5 1 0,333 0,333 0,333 0,333
К15 1 3 1 5 5 3 3 3 7 5 5 0,333 7 3 1 0,333 3 3
К16 0.333 3 0.333 3 5 1 0.333 3 5 5 5 0,333 7 3 0.333 0.333 1 0.333
К17 0.333 3 0,333 3 5 1 0,333 3 5 5 5 0,333 7 3 0,333 0,333 1 0,333
К18 0.333 3 0.333 3 5 3 1 3 7 5 5 0,333 7 3 0.333 0.333 0.333 1
Числовые оценки критериев в таблице 5 были получены исходя из следующей шкалы: 1 - равный вклад двух критериев в цель, 3 - умеренное превосходство одного над другим, 5 - существенное или сильное превосходство, 7 - значительное превосходство.
Цена критерия - среднее геометрическое строк матрицы: Ci = 2,408; С2 = 0,817 Сз = 2,408; С4 = 0,616; С5 = 0,340 Се = 1,326; Cr = 1,527; Cs = 0,829; Cg = 0,243 С10 = 0,489; С11 = 0,489; C12 = 3,074 Ci3 = 0,217; C14 = 0,829; C15 = 2,408 C16 = 1,326 C17 = 1,326 C1S = 1,527.
= 22,2
Веса критериев определяются из формулы:
Ci
Vi = —. г С
Веса критериев имеют следующие значения: Vi = 0,108 V2 = 0,037 = 0,108 V4 = 0,028 V5 = 0,015; Ve = 0,060; V7 = 0,069 Vs = 0,037; Vg = 0,011 Vio = 0,022 V11 = 0,022 ^12 = 0,138 Vi3 = 0,010 V14 = 0,037 ^15 = 0,108 V16 = 0,060
Vi7 = 0,060 = 0,069.
Числовые значения веса для каждого критерия в виде диаграммы представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Диаграмма числовых весов критериев
Из диаграммы видно, что наибольшие веса получили критерии 1, 3, 6, 7, 12, 15, 16, 17, 18. Критерии, получившие минимальные веса (2, 4, 5, 8, 9, 10, 11, 13, 14), в подготовке предложений по совершенствованию программы подготовки СВФ можно не учитывать, в том числе,
в связи с ограниченностью ресурсов.
На основе анализа результатов обработки экспертных оценок установлено, что существует необходимость в совершенствовании подготовки Управления РХБЗ в составе АМГ (критерий 1).
Совершенствование подготовки целесообразно проводить по следующим направлениям:
1) включить в программу подготовки Управления РХБЗ ЦСООР «Лидер» занятия:
по выживанию в безлюдной местности в различных климатогеографических зонах, ландшафтах и защите от влияния неблагоприятных факторов окружающей среды (критерий 12);
по использованию электростанций (осветительных) и отопительного оборудования (критерий 15);
по использованию средств наблюдения,
ночного видения, метеокомплексов, метеостанций, аудио и видеоаппаратуры, приборов навигации (критерий 18);
по эвакуации пострадавших всеми видами транспорта (критерий 16);
по поиску пострадавших с использованием специальных приборов (критерии 17);
по ведению АСДНР в условиях массового разрушения, наводнения и затопления (критерии 6, 7);
2) занятия по выполнению задач в составе АМГ проводить еженедельно по 1 часу (таблица 6);
3) проводить подготовку личного состава в зимнем и летнем периоде обучения.
Таблица 6 - Предлагаемый график проведения занятий
Месяцы
Январь Февраль Март Апрель Май
Дни недели Учебные часы Подразделения Управления РХБЗ
Отдел (РХБ разведки) Отдел специальной обработки Отдел специальных работ Отдел обеспечения (РХБЗ)
ПН 1-6 Занятия согласно плану
ВТ 1-6 Занятия согласно плану
ср Выполнение мероприятий согласно распорядку дня
чт 1-5 Занятия согласно плану
6 Занятия в составе АМГ
пт Выполнение мероприятий согласно распорядку дня
На реализацию вышеперечисленных предложений потребуется спланировать 40 часов (5,5 %) из общего объема установленных 720 часов по программе подготовки СВФ. Основной объем занятий целесообразно проводить по специальной (технической) и тактической подготовке.
Совершенствование программы подготовки не требует внесения изменений в
нормативные правовые акты МЧС России, так как при разработке тематики занятий для подготовки АМГ начальник ЦСООР «Лидер» имеет право уточнять количество часов на темы, изменять содержание отдельных занятий без изменения общего количества часов на предметы обучения с учетом географических, экономических и иных особенностей регионов, мест дислокации и решаемых задач [2].
Литература
1. Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. № 1265 «О спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_119935/ (дата обращения: 15.09.2019)
2. Временная программа подготовки спасательных воинских формирований МЧС России. Книга седьмая, (утв. заместителем Министра МЧС России генерал-полковником Барышевым П.Ф. от И марта 2019 г. № 2-4-46-485-18).
3. Приказ МЧС России 20 октября 2017 г. № 448 «Об утверждении Положения об аэромобильных группировках МЧС России».
4. Решение Коллегии МЧС России от 19 февраля 2014 г. №1/11 «О создании аэромобильной группировки сил на основе спасательных воинских формирований МЧС России, региональных и специализированных подразделений ФПС ГПС для ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и пожаров».
5. Решение Коллегии МЧС России от 5 декабря 2014 г. №15/У «О результатах выполнения первого этапа создания аэромобильной группировки сил МЧС России».
6. Приказ МЧС России 18 января 2016 г. № 9 «Об обеспечении готовности аэромобильных группировок МЧС России к ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожаров».
7. Девид Г. Метод парных сравнений - М.: Статистика, 1998. - 8 с.
8. Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Экспертные оценки. - М.: Наука, 1989. - 58 с.
IMPROVING THE TRAINING PROGRAM FOR THE PERSONNEL OF THE CENTER FOR CENTRAL PUBLIC HEALTH ORGANIZATIONS "LEADER TAKING INTO ACCOUNT THE FULFILLMENT OF TASKS IN THE AIRBORNE GROUP
Abstract. In this article, the issues of organization of the training of the personnel of the CSOOR "Leader"and the requirements for the training of the personnel of the airborne groupings of the EMERCOM of Russia are considered. The analysis of the compliance of the requirements for the training of the personnel of the airborne groupings of the Ministry of Emergencies of Russia and the content of the training program for the rescue teams of the Ministry of Emergencies of Russia is conducted. Measures are proposed to improve the training program for the personnel of the Center for Strategic Development "Leader taking into account the fulfillment of tasks within the airmobile grouping.
Keywords: airmobile grouping, rescue military formation, Center for Leading Sports and Religious Protection Organization "Leader personnel training, training program.
Citation: Nikulin N.A., Khairutdinov Sh.V. Improving the training program for the personnel of the Center for Central Public Health Organizations " Leader taking into account the fulfillment of tasks in the airborne group // Scientific and educational problems of civil protection. 2019. No.2 (41). pp. 68-77.
1. Decree of the President of the Russian Federation of September 30, 2011 No. 1265 "On Rescue Military Units of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Disaster Management". [Electronic resource] Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_119935/ (accessed: 09/15/2019)
2. A temporary training program for rescue military units EMERCOM of Russia. Book of the seventh, (approved by deputy Minister of Emergency Situations of Russia Colonel General PF Baryshev of March 11, 2019 No. 2-4-46-485-18).
Nikita NIKULIN
Candidate of Military Sciences
Assistant professor, Department of Mobilization Training Institute of Special Education
Academy of Civil Protection EMERCOM of Russia Address: 141435, Moscow Region, Khimki, md. Novogorsk
E-mail: n.nikulinQamchs.ru
Alexey KUDYAKOV
Deputy Head of FSCU CSOOR "Leader" Address: Mosrentgen, Mostovyy Proezd, home ownership 4, building 1 108820, Moscow E-mail: csoor_liderQmail.ru
Shamil KHAIRUTDINOV
Ilya STRELKOV
cadet 245 study group command-engineering faculty
Academy of Civil Protection EMERCOM of Russia Address: 141435, Moscow Region, Khimki, md. Novogorsk
E-mail: strelkovagzQmail.ru
Senior Lecturer, Department of Mobilization Training Institute of Special Education
Academy of Civil Protection EMERCOM of Russia Address: 141435, Moscow Region, Khimki, md. Novogorsk
E-mail: s.khairutdinovQamchs.ru
References
3. Order of the Ministry of Emergency Situations of Russia of October 20, 2017 No. 448 "On approval of the Regulation on airborne groupings of the Ministry of Emergency Situations of Russia".
4. Decision of the Board of the Emergencies Ministry of Russia dated February 19, 2014 №1 / II "On the creation of an airmobile grouping of forces based on the rescue military units of the Emergencies Ministry of Russia, regional and specialized units of the FPS SPS to eliminate large-scale emergencies and fires"
5. Decision of the Board of EMERCOM of Russia of December 5, 2014 No. 15 / V "On the results of the implementation of the first stage of the creation of the airmobile grouping of forces EMERCOM of Russia".
6. Order EMERCOM of Russia on January 18, 2016 No. 9 "On ensuring the preparedness of airmobile groups of the EMERCOM of Russia to eliminate emergency situations and fires".
7. David G. The method of pairwise comparisons - M .: Statistics, 1998. - 8 p.
8. Beshelev S.D., Gurvich F.G. Expert evaluation. - M .: Science, 1989. - 58 p.