Научная статья на тему 'ФОНДОДЕРЖАНИЕ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ:ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕТРОСПЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА'

ФОНДОДЕРЖАНИЕ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ:ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕТРОСПЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
27
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Health Development
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Имангазинов С.Б.

Мақалада денсаулық сақтау саласын бастапқы медициналық көмек көрсету деңгейіндегі қаржылық қор арқылы басқарудың жаңа механизмі келтірілген. Денсаулық сақтау саласын бастапқы медициналық көмек көрсету деңгейіндегі қаржылық қор арқылы басқару сырқаттардың сырқаттанған гөрі оның алдын алу үшін қаралатындығын айқындалып, олардың басқа мамандарға жіберу мөлшері кемігендігін көрсетеді. Сонымен қатар бекітілген тұрғындардың денсаулық көрсеткіштері төмендемегенThe article presents the experience of the new nancial management of public health -fundholding in primary health care. Introduction of fundholding at the level of family’s medical clinics allowed signi cantly reduce treatment patients about disease amid rising preventive visits and reducing case referral of patients for medical service. There was no major deterioration in health outpatients.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNDHOLDING IN HEALTH CARE: THE EXPERIENCE OF THE ORGANIZATION AND RETRO PROJECTION

The article presents the experience of the new nancial management of public health -fundholding in primary health care. Introduction of fundholding at the level of family’s medical clinics allowed signi cantly reduce treatment patients about disease amid rising preventive visits and reducing case referral of patients for medical service. There was no major deterioration in health outpatients.

Текст научной работы на тему «ФОНДОДЕРЖАНИЕ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ:ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕТРОСПЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА»

Имангазинов С. Б.

Директор Павлодарского филиала Государственного медицинского университета г. Семей, доктор медицинских наук, профессор

ФОНДОДЕРЖАНИЕ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ:

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕТРОСПЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА

Аталуы: Денсаулыщ са^тау саласындагы ^аржыльщ ^ор: уйымдастыру тэжiрибесi мен ретроспектив™ багалау Авторлары: С.Б.Имангазинов, Семей медицина университеттщ Павлодар филиалыныц директоры Туйшдеме: Ма^алада денсаулыщ са^тау саласын бастап^ы медициналыщ кемек керсету децгешндеп ^аржыльщ ^ор ар^ылы бас^арудыц жаца механизмi келтiрiлген. Денсаулыщ са^тау саласын бастап^ы медициналыщ кемек керсету децгешндеп ^аржылыщ ^ор ар^ылы бас^ару сыркаттардыц сыр^аттанган герi оныц алдын алу Yшiн ^аралатындыгын ай^ындалып, олардыц бас^а мамандарга жiберу мелшерi кемiгендiгiн керсетедi. Сонымен катар бекiтiлген т^ргындардыц денсаулык керсеткiштерi темендемеген.

Title: Fundholding in health care: the experience of the organization and retro projection

Authors: Imangazinov S. B., Director of the Pavlodar branch of the Semey's State Medical University

Abstract: The article presents the experience of the new financial management of public health -fundholding in primary health care. Introduction of fundholding at the level of family's medical clinics allowed significantly reduce treatment patients about disease amid rising preventive visits and reducing case referral of patients for medical service. There was no major deterioration in health outpatients.

Современное здравоохранение Казахстана стоит на пороге трансформации в новую рыночно-ориентированную, многоукладную, с развивающимся частным сектором систему, позволяющую личное здоровье человека сделать фактором, всецело определяющим комфортность его существования в обществе. Она, представляющая собой единую развитую социально ориентированную систему, призванная обеспечить доступность, своевременность, качество и преемственность оказания медицинской помощи, является одной из основных приоритетов в Республике с точки зрения устойчивого и стабильного роста благосостояния населения [1]. Однако реформирование системы здравоохранения только за счет структурных преобразований и увеличения общего объема финансирования отрасли не позволяют достичь желаемых результатов и нередко приводят к неоправданным потерям [2]. Опыт структурного преобразования и отдельные попытки внедрения финансовых механизмов управления здравоохранением вызывают обоснованный интерес, как со стороны организаторов здравоохранения, так и со стороны тео-

ретиков от медицины [3, 4].

Цель настоящего сообщения - привлечь внимание организаторов здравоохранения на первый опыт организации и внедрения фондодержания на уровне первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) в Павлодарской области в 2001 году.

Материалы и методы исследования. Первичную медико-санитарную помощь региона в период внедрения проекта представляли семейные врачебные амбулатории (СВА). Все СВА денежные средства из консолидированного бюджета области получали по подушевому принципу от департамента медицинских услуг (ДМУ). При так называемом частичном фондодержании, в объем подушевого финансирования СВА были переданы средства для оплаты услуг консультативно-диагностических поликлиник (КДП) и вызовов бригад скорой помощи для больных с хроническими патологиями в дневное время обслуживания населения СВА, а при полном фондодержании в подушевое финансирование включались и затраты на оплату плановой госпитализации больных по направлению СВА.

Финансирование медицинских орга-

ШШджёр!

№ 1 (10) 2014 МЩЩЖЕР

Рисунок 1. Схема потоков денежных

низаций в условиях фондодержания осуществлялось следующим образом (рисунок 1). Для приобретения специализированных амбулаторно-поликлинических услуг или услуг стационаров, все СВА заключали договоры с медицинскими организациями и самостоятельно осуществляли оплату за приобретенные по направлению СВА услуги в соответствии с амбулаторно-поликлиническим тарификатором и базовым тарифом стационарного лечения с учетом градации по клинико-затратным группам (КЗГ). Основанием для предъявления КДП и стационарными организациями счета на оплату оказанных пациентам услуг являлось наличие у пациента направления от СВА в учреждение, оказывающее услуги.

В рамках данного сообщения приводятся результаты фондодержания на примере одной из СВА г. Павлодара, работавшей по механизму частичного фондодержания. СВА №6 была организована приказом департамента здравоохранения области, как са-

средств в условиях фондодержания

мостоятельное юридическое лицо. Основная деятельность амбулатории была направлена на оказание первичной медико-санитарной помощи населению и СВА имела все необходимые кабинеты и помещения, согласно Приказа № 500 Комздрава Министерства образования и здравоохранения РК от 1998 года. Амбулатория обслуживала в среднем 16000 населения в радиусе 1,5 км.

Однако следует отметить, что СВА №6 г. Павлодара в условиях фондодержания работала только в 2001 году как самостоятельное юридическое лицо, а с 2002 года по 2004 год она продолжала функционировать как юридическое лицо без финансирования по механизму фондодержания и с 2005 года вновь была введена в состав поликлиники №1 с утратой юридической самостоятельности.

Штат СВА составлял 41 единицу. Из них врачебный персонал: 12,25 ставки, физических лиц - 12; средний медперсонал: 18 ставок, физических лиц - 16; младший медперсонал: 6 ставок, физических лиц - 6

ММЁДЖЁР! МЕНЕДЖЕР № 1 (10) 2014

Рисунок 2. Демографические показатели СВА №6 г. Павлодара

Рисунок 3. Показатели младенческой смертности по годам

и прочий персонал: 4,75 ставки, физических лиц - 4. Из 12 врачей категории имели 5 человек (42%). Все врачи и медсестры прошли усовершенствование и обучающие тренинги на базе Павлодарского факультета усовершенствования врачей Семипалатинского медицинского института и АГИУВ (выездные циклы).

Результаты и обсуждение. Показатели рождаемости и естественного прироста в динамике отражают рост (рисунок 2). Обращает внимание то, что если рождаемость составила в 2000 году 8,30/00, то в 2001 году - 13,50/00 (по области 18,30/00 и 18,70/00, в РК - 14,00/00 и 14,70/00). Показа-

тель смертности на территории амбулатории за указанный период не имел существенных различий - 8,10/00 и 10,50/00 соответственно (по области 10,30/00 и 10,70/00, в РК - 9,70/00 и 10,00/00). В дальнейшем сравниваемые показатели в целом оставались стабильными.

Показатели младенческой смертности приведены на рисунке 3. В 2001 году этот показатель составил 10,80/00 с некоторым ростом в дальнейшем. Случаев материнской смертности не отмечалось.

Из таблицы 1 видно, что общее число посещений СВА в 2001 году составило 73865 случаев соответственно с увеличением на 2497 случаев в 2002 году (после отмены фон-

№ 1 (10) 2014

МЕНЕДЖЕР1 МЕНЕДЖЕР

Показатель 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.

Посещение веет? 7Ж5 76362 74300 75947

В т.н. детей 29905 29295 2&29Э 299Ю

Посещений по заболеванию, всего 53552 72,5% 60360 79,7% 53545 79,2% 61593 81,1%

Посещений П рафи лактимееки к 20313 27,5% 15502 20,3% 15455 20,3% 14354 13,9%

Посещений на дому 16420 13492 13456 12362

Таблица 1. Количество посещений в СВА №6 г. Павлодара

Рисунок 4. Динамика направл

додержания) по сравнению с 2001 годом (в условиях фондодержания). В год функционирования фондодержания доля посещений амбулатории по заболеванию составила наименьший показатель - 72,5%, который увеличился после отмены фондодержания - в 2002 году до 79,7%, в 2003 году до 79,2%, в 2004 году до 81,1%, тогда как число профилактических посещений имело обратную картину - 27,5%, 20,3%, 20,8% и 18,9% .

Посещение пациентов на дому в период фондодержания имело также высокую долю среди всех случаев посещений амбулатории - 22,2%. После отмены фондодержа-ния доля посещений на дому сократилась до 17,7% в 2002 году, до 18,1% - в 2003 году и до 17% - в 2004 году.

Шнеджёр!

МЕНЕДЖЕР № 1 (10) 2014

шых больных из СВА в КДП

Следует отметить, что случаи направления больных в КДП из СВА на консультацию к узким специалистам в период работы в условиях фондодержания были самыми низкими - 5831 случая. Однако после отмены фондодержания случаи направления больных к узким специалистам возросли в 1,7 раза по сравнению с предыдущим годом - 10115 случаев. В последующем тенденция к росту услуг узких специалистов нарастала (рисунок 4).

В период внедрения фондодержания врачи СВА еще не обладали достаточной профессиональной общеврачебной подготовкой. Хотя они осуществляли смежный прием терапевтических и педиатрических больных, допускалась работа по принципу

участков, а также они не совсем понимали новые задачи, заложенные в реформу финансового и клинического менеджмента в здравоохранение региона. Поэтому можно полагать, что потенциал фондодержания на уровне ПМСП еще полностью не раскрыт и требует дальнейшего изучения.

Выводы:

1. Внедрение фондодержания на уровне СВА позволило заметно снизить обращения больных по поводу заболеваний на фоне роста профилактических посещений. Данная картина наблюдалась при обслуживании и прикрепленного населения на дому. В 1,7 раза увеличились случаи направления врачами

СВА на медицинские услуги узких специалистов КДП после отмены описанного механизма финансирования здравоохранения.

2. Внедрение фондодержания в практику здравоохранения не оказывало влияния на ухудшение основных показателей младенческой, материнской и общей смертности прикрепленного населения СВА.

3. Механизм фондодержания на уровне ПМСП и апробированный на практике описанный опыт его организации может быть использован и в существующей системе здравоохранения в условиях преимущественно бюджетного финансирования.

Источники:

1. Рахыпбеков Т.К., Имангазинов С.Б., Кабулов К.С. Фондодержание в здравоохранении.- Павлодар, 2012.- 192 с.

2. Клинический менеджмент. / Под редакцией А.И.Волкова, В.З.Кучеренко.- М.:ОАО «Издательство «Медицина», 2006.- 304 с.

3. Имангазинов С.Б., Кабулов К.С. Взаимодействие лечебно-профилактических организаций в условиях фондодержания // материалы V международной научно-практической конференции «Экология. Радиация. Здоровье».- Семей, 2009.- С. 95.

4. Стратулат И.С. Механизм управления организациями первичной медико-санитарной помощи (ПМСП): проблемы и перспективы развития: автореф. канд. экон. наук.- Алматы, 2009.- 30 с.

№ 1 (10) 2014

МЕНЕДЖЕР1 МЕНЕДЖЕР

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.