Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
22
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Health Development
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Туякова А.Б.

Мақалада Қазақстан Республикасында мемлекеттік-жеке меншік әріптестікті ендіру және дамытудың өзекті сұрақтары қарастырылған, денсаулық сақтау саласында мемлекеттік-жеке меншік әріптестікті қолдану жағдайлары, артықшылықтары және бағыттары талданған, бәсекелестікті дамытуға және медициналық көмектің са-пасы мен қолжетімділігін жоғарылатуға бағытталған бизнес және мемлекет арасындағы өзара байланыс нысандарын ынталандыруға арналған шаралар ұсынылған«Policlinic № 3» Karaganda became a member of the pilot project of the Ministry of health of the Republic of Kazakhstan on improvement of functional duties of the doctor and the average worker (PHC). This article describes the experience of implementation of, recommendations on the delegation of authority from the GP to the nurse and from a narrow specialist to GP.Тhe delegation, as a term used in control theory, means the transfer of tasks and powers of the person who assumes responsibility for their implementation. Reform in nursing, changing attitudes on the quality and quantity of medical care brought the issue of rational and effective labour organization of nursing staff

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES OF DEVELOPMENT OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE SYSTEM OF HEALTH CARE IN REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

«Policlinic № 3» Karaganda became a member of the pilot project of the Ministry of health of the Republic of Kazakhstan on improvement of functional duties of the doctor and the average worker (PHC). This article describes the experience of implementation of, recommendations on the delegation of authority from the GP to the nurse and from a narrow specialist to GP.Тhe delegation, as a term used in control theory, means the transfer of tasks and powers of the person who assumes responsibility for their implementation. Reform in nursing, changing attitudes on the quality and quantity of medical care brought the issue of rational and effective labour organization of nursing staff

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН»

делец управляющей компании «АФК Система»), «Прибыль и должна была упасть, ведь мы взяли неэффективное, трудное дитя».

Сейчас трудно делать выводы, было ли решение поглотить ГУП «Медицинский центр управления делами мэра и правительства Москвы» преждевременным или неэффективным, но одна вещь очевидна - процесс рыночного развития и, как следствие, поглощение слабых игроков более крупными, слияние и консолидация мелких (средних) участников рынка неизбежно.

Такие процессы неизбежны и в Казахстане. Сегодня крупные медицинские компании имеют в своих активах медицинские

клиники, компании по продаже медицинского оборудования. Куда же расти дальше? Одним из ответов будет поглощение более мелких игроков или неэффективных государственных больниц (поликлиник). На мой взгляд, собственникам частных медицинских организаций стоит задумываться о консолидациях уже сегодня еще и потому, что идет активная интеграция России, Казахстана и Белоруссии, создается Единое Экономическое Пространство.

Сильные компании будут заходить с более эффективным управлением на отечественный рынок медицинских услуг и теснить лидеров местного рынка.

Туякова А. Б

Начальник отдела юридичекого обеспечения, магистрант Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан ГУ «Управление здравоохранения Карагандинской области»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Аталуы: Казахстан Республикасындагы денсаулыщ са^тау жуйесшде мемлекетпк-жеке меншж эрштестжт дамытудыц езект с^ра^тары

Авторлары: А. Б. Т^я^ова, Зацдыц цамтамасыз ету 6eRiMinщ басшысы, Казацстан Республикасыныц npe3udenmi жанындагыМемлекетттбасцаруакадемиясыныцмагистранты,«Караганды облысыДенсаулыцсацтаубасцармасы»ММ Туйшдеме: Ма^алада Казахстан Республикасында мемлекеттж-жеке меншж эрштестжт енщру жэне дамытудыц езект сура^тары ^арастырылган, денсаулыщ са^тау саласында мемлекетпк-жеке меншiк эрштеспкт ^олдану жагдайлары, артыкшылыктары жэне багыттары талданган, бэсекелеспкт дамытуга жэне медициналыщ кемектщ са-пасы мен ^олжетсмдштн жогарылатуга багытталган бизнес жэне мемлекет арасындагы езара байланыс нысандарын ынталандыруга арналган шаралар усынылган.

Title: Topical issues of development of public-private partnership in the system of health care in Republic of Kazakhstan

Authors: Tuyakova A. B., Head of legal support, Undergraduate Academy of Public Administration under the President of Kazakhstan, SI «Health Department of Karaganda region»

Abstract: «Policlinic № 3» Karaganda became a member of the pilot project of the Ministry of health of the Republic of Kazakhstan on improvement of functional duties of the doctor and the average worker (PHC). This article describes the experience of implementation of, recommendations on the delegation of authority from the GP to the nurse and from a narrow specialist to GP.The delegation, as a term used in control theory, means the transfer of tasks and powers of the person who assumes responsibility for their implementation. Reform in nursing, changing attitudes on the quality and quantity of medical care brought the issue of rational and effective labour organization of nursing staff.

В Послании Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» - новый политиче-

менеджер1 № 1 (10) 2014 мщщжер

ский курс состоявшегося государства» было отмечено: «Нам удалось добиться заметного прогресса в деле улучшения здоровья нации. Для повышения эффективности сферы здраво-

охранения реформирована ее система организации, управления и финансирования» [1].

В современный период экономическое развитие Республики Казахстан отличается социальной направленностью. В условиях социально-ориентированной экономики сфера здравоохранения является одним из приоритетных направлений нашего государства.

Для системы здравоохранения Казахстана сейчас наиболее актуальны проблемы повышенияэффективностикачестваоказыва-емыхмедицинскихуслуг. Поэтому бюджетная политика в области финансирования здравоохранения включает в себя обеспечение доступной и качественной медицинской помощи всему населению Республики Казахстан.

Как показывает зарубежный опыт, характер реформ с преобладанием государственных форм финансирования здравоохранения во многом отражают состояние национальной экономики. Поэтому, в республике организация эффективной системы финансового обеспечения здравоохранения, направлена на формирование здоровой конкурентоспособной нации.

Проведение реформы бюджетной системы Республики Казахстан, связано с переходом на методы бюджетирования, ориентированные на результаты. В среднесрочном периоде с учетом новых подходов в бюджетном планировании проводится умеренная политика государственных расходов, предусматривающая не ограничение, а рост расходов бюджета, оказывающих стимулирующее воздействие на экономику в целом.

В последние годы политика расходов направлена на обеспечение полного выполнения государственных обязательств, в соответствии с обозначенными приоритетами социально-экономической политики страны, при этом охрана и сохранение здоровья населения выступает одним из важнейших задач развития нашей республики. Одновременно сфера здравоохранения представляет собой важнейший сектор финансовых отношений, надлежащее функционирование которого требует не только огромных средств, но и современных форм эффективного управления бюджетными ресурсами.

Шнеджёр!

менеджер № 1 (10) 2014

В настоящее время развитие сферы здравоохранения вступает в этап институциональных преобразований, совершенствование кадрового потенциала, предоставление качественных медицинских услуг и развитие инфраструктуры. Одним из направлений повышения эффективности финансирования системы здравоохранения, как показывает мировая практика, является развитие государственно-частного партнерства.

Проблема взаимодействия государства и частного здравоохранения многогранна, и одной из граней ее выступает государственно-частное партнерство. В самом широком смысле государственно-частное партнерство представляет собой «совокупность форм долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых проблем, на взаимовыгодных условиях» [2]. В случае со здравоохранением такое партнерство создает возможности повышать уровень здоровья, сохранять социальную стабильность в обществе, повышать качество медобслуживания до уровня мировых стандартов, оптимизировать государственные расходы и минимизировать структурные диспропорции, тем самым выступая действенным инструментом при реформировании здравоохранения.

Существует достаточно много толкований термина государственно-частное партнерство. Некоторые понимают это как простое привлечение частных медицинских компаний для осуществления государственного заказа в здравоохранении. Есть и другие определения. В классическом понимании государственно-частное партнерство - это объединение усилий государственных организаций и частных компаний для достижения социально значимых целей на взаимовыгодной основе. Во многих странах структуры, созданные на основе государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения, действуют весьма успешно. В Казахстане же подобных проектов практически нет. Что мешает развитию государственно-частного партнерства в нашей стране? Насколько государственно-частная медицина будет доступна? В чем заключаются ее преимущества? Какие, в свою

очередь, существуют риски и для бизнеса и для государства? Анализ современного состояния инфраструктуры больничных организаций Казахстана показал, что 63% больниц размещены в зданиях, построенных более 30 лет назад, около 50% стационаров находятся в нетиповых зданиях; 25% больниц имеют малую коечную мощность; согласно минимальным нормам оснащения одна треть стационаров не полностью обеспечена необходимым оборудованием и инструментами медицинского назначения. Это приводит к нерациональному и неэффективному использованию финансовых ресурсов, выделенных на эксплуатацию устаревших зданий, высоким издержкам управления больницами, низким темпам внедрения современных технологий, к низкому уровню предоставляемой медицинской помощи населению.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) - один из индикаторов реализации государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Казакстан» на 2011-2015 годы [3]. Об этом в своем Послании «Стратегия: Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» говорит Президент страны Н. А. Назарбаев: «...Создать условия для роста частной медицины. Во всем развитом мире значительная часть медицинских услуг оказывается частным сектором. Мы должны создать условия для скорого перехода к частным больницам и поликлиникам».

В соответствии с государственной программой развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Казакстан» расширение сфер применения механизмов ГЧП в здравоохранении планируется по таким направлениям как внедрение новых форм и методов финансирования; развитие конкуренции в рамках Единого плательщика; привлечение частных инвестиций к управлению государственными медицинскими объектами; развитие частного сектора; передача объектов, оборудования в аренду; передача организаций в доверительное управление частным компаниям; поддержка и стимулирование корпоративных медицинских организаций и служб. Альтернативой бюджетному фи-

нансированию медицинской сферы может выступить активное внедрение и развитие государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения. Международный опыт показывает, что государственно-частное партнерство в области здравоохранения приносит неоспоримыевыгоды обществу, бизнесуигосу-дарству. В странах «большой семерки», например, здравоохранение стоит на первом месте по уровню привлечения частных инвесторов.

В настоящее время Министерством разработан проект Отраслевой стратегии по внедрению и развитию ГЧП в сфере здравоохранения. Стратегией планируется использование международно-признанных схем ГЧП, включая проектирование, строительство, эксплуатацию, передачу в доверительное управление, оказание медицинских и немедицинских услуг. Целью развития ГЧП в сфере здравоохранения является улучшение доступности населения к услугам здравоохранения, повышение эффективности управления и качества предоставляемых услуг.

Некоторые элементы ГЧП уже сейчас успешно внедряются в систему здравоохранения Казахстана. Так, в ходе реализации Единой национальной системы здравоохранения (ЕНСЗ) впервые удалось реализовать право выбора пациента - выбор медицинской организации, что являлось одним из преимуществ частного сектора. Созданы равные условия для частных и государственных поставщиков, финансирование с 2009 года увеличилось в 1,9 раза, а также впервые созданы благоприятные условия для развития государственно-частного партнерства. С внедрением ЕНСЗ в Казахстане количество частных поставщиков медицинских услуг по сравнению с 2009 годом резко возросло, удельный вес в 2013 году составил 17%. Партнерство с частным сектором развивается через заключение контрактов на эксплуатацию создания объектов здравоохранения, оказания медицинских и немедицинских услуг, сервисное обслуживание медицинского оборудования, сопровождение информационных систем.

Таким образом, в настоящее время в Казахстане возрастает значимость формирования системы партнерства как конструктив-

№ 1 (10) 2014

ного взаимодействия органов власти, бизнеса и некоммерческих организаций при решении задач развития здравоохранения. Изменение способов и источников финансирования расходов на охрану здоровья как одного из ключевых моментов модернизации здравоохранения требует детального анализа и комплексного подхода.

Очевидно, что модернизация государственного сектора системы здравоохранения в части его финансирования и управления может быть осуществлена только с участием бизнеса с учетом интеграции интересов государства, бизнеса и пациентов.

Для стимулирования развития государственно-частного партнерства необходимо проведение ряда практических мероприятий, в числе которых:

- разработка стратегии введения ГЧП с позиции системного подхода;

- создание институционально-правовой, экономической и организационной среды;

- установление точного понимания сути концессионных соглашений в здравоохранении, прогнозирование практики их применения, возможных последствий;

-создание координирующего и регулирующего органа;

- подготовка специалистов, обладающих профессиональными компетенциями в дан-

ной сфере;

- формирование благоприятного общественного мнения по передаче бизнесу функций владения и пользования объектами государственной собственности;

- определение роли страховых медицинских организаций, выступающих связующим звеном по финансовому обеспечению лечебно-профилактических учреждений и выполняющих экспертизу качества медицинской помощи.

Таким образом, переход к использованию ГЧП позволит улучшить ситуацию в системе здравоохранения Казахстана за счет дополнительных источников инвестиций, оптимизировать расходы и создать условия для технологического прорыва и стабильного развития отрасли, создать конкурентную среду, расширить выбор пациентом медицинских организаций, что приведет к повышению качества и доступности медицинской помощи.

Различные формы взаимодействия при ГЧП, как основа для формирования оптимальной модели функционирования системы здравоохранения, позволят обеспечить приведение в соответствие имеющиеся финансовые ресурсы объемам государственных гарантий и эффективное адресное использование ресурсов здравоохранения.

Источники:

1. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050». [Электронный ресурс] - Режим доступа: <http://www.bnews.kz/ru/videonews/post/115508/>.Имангазинов С.Б., Кабулов К.С. Взаимодействие лечебно-профилактических организаций в условиях фондодержания // материалы V международной научно-практической конференции «Экология. Радиация. Здоровье».- Семей, 2009.- С. 95.

2. Колесников С. Государственно-частное партнерство в здравоохранении [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.stel-vl. nichost.ru.

3. Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Казахстан» на 2011 - 2015 годы \\ www. government.kz.

Шнеджёр!

менеджер № 1 (10) 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.