информацию, что помогает им определить с выбором профессии в будущем. В высшей школе обучающиеся могут расширить свои знания и навыки, а также применить их в общественной жизни. В Краснодарском инженерно-технологическом колледже студенты могут более предметно изучить свои выбранные профессии. А создание плана мероприятий в колледже по организации различных мастер-классов, открытых уроков, семинаров, послужит реализацией концепции профильного обучения, так как это возможно не только через урочную деятельность, но также и внеурочную и разнообразные виды исследовательской деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Профессиональная самоорганизация студентов высших и средне-специальных учебных заведений / Т.П. Хлопова, Т.В. Тихомирова, В.В. Вязанкова, Д.А. Романов. - Краснодар : Издательский Дом - Юг, 2009. - 96 с.
2. Профильное обучение: элективные курсы для предпрофильной и профильной подготовки учеников общеобразовательной школы : методическое пособие / авт.-сост. Н.Б. Федорова, О.В. Кузнецова ; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. - Рязань : [б.и.], 2011. - 88 с.
REFERENCES
1. Hlopova, T.P., Tikhomirova, T.V., Vyazankova, V.V. and Romanov D.A. (2009), Professional self-organization of students of higher and secondary specialized educational institutions, "Publishing House - South", Krasnodar.
2. Fedorova, N.B. and Kuznetsova O.V. (2011), Profile training: elective courses for pre-profile and profile preparation ofpupils of General educational methodical manual, Ryazan.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.03.2019
УДК 796.011
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ
Татьяна Константиновна Ким, доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой, Московский педагогический государственный университет (МПГУ); Ван Зунг
Зыонг, аспирант, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва
Аннотация
В статье актуализируется проблема социальной адаптации иностранных студентов, получающих образование в вузах России, приводится анализ специальных литературных и иных информационных источников, диссертационных работ, обобщающих практический опыт реализации различных подходов и способов социализации и адаптации обучающихся. Показана важная роль ценностного потенциала физической культуры и спорта, как фактора социальной адаптации зарубежных студентов.
Ключевые слова: социальная адаптация, иностранные студенты, физкультурно-спортивная деятельность.
PHYSICAL TRAINING AND SPORTS ACTIVITIES AS A MEANS OF SOCIAL ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS
Tatiana Konstantinovna Kim, the doctor of pedagogical sciences, professor, Department chairman, Moscow State Pedagogical University; Van Dung Duong, the post-graduate student, Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow
Annotation
The article raises the problem of the social adaptation of the foreign students studying at Russian universities, it provides an analysis of the Special literature and other information sources, dissertations,
generalizing practical experience in implementation of various approaches and methods of socialization and adaptation of students. It shows the important role of the value capacity of physical culture and sport, as factors of social adaptation of the foreign students.
Keywords: social adaptation, foreign students, sports and athletic activities.
ВВЕДЕНИЕ
Учебно-воспитательный процесс в системе высшего образования предполагает одной из основных функций социализацию студенческой молодежи. Особое значение данная функция приобретает применительно к контингенту зарубежных студентов, обучающихся в российских вузах. Новые, порой экстремальные для многих из них социально-экономические, климатогеографические и иные условия обучения и жизнедеятельности негативно отражаются на физическом и психоэмоциональном состоянии, и, в свою очередь, отрицательно влияют на успеваемость студентов, овладение ими учебным материалом, затрудняют налаживание конструктивной коммуникации с социальным окружением, и в целом снижают качество жизни.
Специфика процесса социализации студенческой молодежи, включая иностранных обучающихся, красной нитью пронизывает все ФГОС высшего образования и предусматривает, в том числе, овладение такой общекультурной компетенцией как «способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия»
(http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/490301_B_3_30102017.pdf).
Как показывает практика образовательной деятельности вуза, процесс социализации иностранных студентов зачастую является сопутствующим и в большей степени носит стихийный характер. Обычно администрация, педагогический коллектив больше внимания уделяют вопросам организации обучения студентов и в меньшей мере озабочены их психоэмоциональным состоянием, ограничивая свои полномочия решением отдельных бытовых проблем.
Вместе с тем, анализ информационных источников демонстрирует, что проблемами социализации студенческой молодежи, многообразных видов и аспектов их адаптации интересуется широкий круг исследователей из различных областей научных знаний.
Так, например, теоретические основы социализации молодёжи подробно представлены в трудах Бондыревой С.К., Григоровича Л. А., Кона И.С., Мудрика А.В., Фельдштейна Д.И., Эриксона Э.Г. и др.
Изучение научных работ и диссертаций показало широту исследовательских интересов авторов по завяленной проблематике. В основном это вопросы касающиеся:
- управления, программно-методического, содержательно-технологического обеспечения, психолого-педагогического сопровождения, формирования воспитательной системы в направлении социокультурной адаптации (М.А. Иванова, 2001; Е.В. Степаненко, 2008; Т.В. Киящук, 2009; И.А. Гребенникова, 2010; А.П. Козулина, 2015; А.Б. Аркатова, 2018 и другие);
- налаживания межкультурного взаимодействия и формирования соответствующей компетентности (Л.В. Ковтун, 1999; Вей Син, 2003; Т.А. Меркулова, 2011; О. А. Иванова, 2013 и т. п.);
- выявления факторов, условий, когнитивно-педагогических предикторов успешной адаптации (А.П. Кормилицын, 1997; С.В. Копытько, 2006; Лю Цзинцзин, 2016 и т. п.);
- системных мер и мероприятий по профилактике дезадаптации (Е.А. Набивачева,
2007).
Отдельно выделим работы, обращающие внимание на «Педагогические условия адаптации иностранных студентов к учебной деятельности на факультете физической культуры» (Тамеем Аль-Кард, 2010) и «Педагогические условия социализации студентов в
процессе двигательной активности» (М.В. Кулешова, 2015), поскольку авторы выделяют в качестве главных факторов социальной адаптации студентов именно ценностный потенциал физкультурно-спортивной деятельности [3]. Также в ряде исследований подчеркивается важная роль физической культуры в воспитании духовно-нравственных качеств студентов как важного средства их адаптации к обучению в вузе (Н.Б. Павлюк, 2006; И.Б. Акимов, 2015).
Общеизвестно, что факторы физической культуры и спорта обладают колоссальным социализирующим потенциалом, вариабельность их конкретных проявлений допускает в качестве основных общесоциальных функций, наряду с прочими, выделить функцию социализации личности. В информационных источниках, раскрывающих социальную значимость физической культуры и спорта, они характеризуются как полифункциональные феномены, пронизывающие разные сферы жизни общества и индивида, удовлетворяют их многообразные потребности. Особое место физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность занимает в системе образования-воспитания подрастающих поколений и различных социально-демографических групп населения, широко представлены в перечне мер по охране здоровья взрослого и детского контингентов, в многообразных отраслях культурной коммуникации и международного сотрудничества с представителями иных государств.
Известно, что органичная причастность физкультурно-спортивной деятельности к целостно отлаженной социально-педагогической системе выступает действенным механизмом многогранной воспитательной практики, допускающей возможность применять факторы физической культуры и спорта не только как специфические средства физического воспитания, но и в качестве направленного воздействия на личностно-психические качества человека. В этой связи нами было проведено исследование по выявлению роли физической культуры спорта в жизни студенческой молодежи - представителей зарубежных стран.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Анализ данных анкетного опроса 83-х иностранных студентов 1-4 курсов бакалавриата и магистратуры, обучающихся в ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма», ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова», ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева», ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов» позволяет обозначить следующие позиции.
С утверждением, что персонифицированное влияние факторов физической культуры обусловлено системой межличностных и воспитательно адресованных отношений, возникающих между субъектами физкультурно-спортивной деятельности и их «окружением», качественно повышают эффективность спортивной практики в опоре на правила и этические нормы, принятые в обществе, согласились более 80% респондентов.
Постоянно возрастающая популярность спорта особенно в молодежной среде, включая студенческую, приобщение обучающихся к систематическим занятиям физическими упражнениями и различным формам двигательной активности, позволяют удовлетворять разнообразные потребности юношей и девушек, несмотря на значительный диапазон их интересов и предпочтений, уровень подготовленности, половозрастные особенности, состояние здоровья - выделили 92% опрошенных. Что дает возможность утверждать, что физкультурно-спортивная деятельность обладает унифицирующим действием.
Наряду с этим массовая практика студенческого спорта ориентирована в большей мере на достижение эффекта поддержания физического состояния, укрепление жизненных сил организма, полноценного эмоционально насыщенного досуга - данный пункт особо отметили 79% студентов.
Также что, немаловажную роль приобретает спорт в студенческой среде не только благодаря тому, что характеризуется оздоровительно-рекреативными качествами и содействует поддержанию на соответствующем уровне кондиций человека, акцентируют 59% респондентов. Для многих контингентов эмоционально-зрелищная действенность спорта сопряжена не только с его соревновательным началом, но в большей мере, связана с его эстетической привлекательностью, на этом факте акцентировали свое внимание 73% опрошенных студентов.
Как уже неоднократно подчеркивалось, в пространстве массового спортивного движения приумножается значимость физической культуры и спорта как средства социализации личности, социальной интеграции и налаживания международных контактов. Так, в процессе совместной физкультурно-спортивной деятельности, несмотря на условную ограниченность личностно регулируемых в ее сфере отношений, совместная физкуль-турно-спортивная деятельность выступает в качестве незаурядного фактора «социализации» студента, то есть присвоения им «социального опыта - опыта межчеловеческого общения и социально оправданного поведения» [3]. Рационально организованная двигательная деятельность постепенно включает студентов в мир межличностных, межгрупповых социальных отношений, приумножает воздействие физкультурно-спортивной деятельности на их социальную компетентность.
Неоценима роль физкультурно-спортивной деятельности в «социальной интеграции - сплочение людей на основе общности интересов и совместной деятельности по их удо -влетворению» [3]. Популярность спорта, его эмоциональная доходчивость, особые коммуникативные свойства, выраженные в интернациональном характере «спортивного языка» понятного без перевода делают его транслятором, формирующим гуманистические ценности. Как аргументировано, утверждает в своих трудах профессор Л.П. Матвеев: «... и дух, и строй подлинно спортивного соревнования не разъединяют и не ущемляют достоинств условных соперников, а способствуют выявлению их лучших качеств, помогают взаимопознанию и взаимопониманию, совместному движению к высотам человеческих свершений. Без этого международные спортивные связи не выросли бы в нашу эпоху до глобаль -ных масштабов, а спортивное движение не стало бы широчайшим интернациональным течением современности» [3].
Еще раз подчеркнем, огромное значение спорта, как социального явления, характеризуя его, как средство укрепления здоровья индивида, как «самого ценного богатства общества», определяющего диапазон высокоактивной жизни членов социума.
Несмотря на сказанное востребованность свойств физической культуры и спорта в обозначенном направлении не нашло все еще должного применения в образовательно-воспитательном пространстве вузов. Решение проблемы социальной адаптации иностранных студентов с использованием средств физического воспитания в настоящее время не представляется достаточно разработанным и требует дальнейшего осмысления и научного обоснования. Как мы уже не раз озвучивали, идеи «гармоничного и всестороннего развития личности пронизывают труды основоположников отечественной системы физического воспитания» - П.Ф. Лесгафта, Л.П. Матвеева, А. Д. Новикова. Также в качестве ключевого методологического основания упомянем и деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), поскольку основным специфическим своеобразием физической культуры является - «рационально организованная двигательная деятельность, базирующаяся на собственно двигательной активности индивида» [3].
Как показывает практика, социализирующий и адаптационный потенциал физкуль-турно-спортивной деятельности в исследованиях отечественных деятелей реализуется в следующих направлениях.
Первое, рассматривает физическую культуру и спорт как базовые компоненты всей системы образования-воспитания подрастающих поколений, включая ступень высшего образования и использование их незаурядных свойств в качестве средств формирования
физической культуры личности, которая, кроме прочего, содержит в себе способность осваивать и адекватно воспринимать новые условия социальной среды (В.М. Выдрин, В.И. Ильинич, Г.Н. Пономарев и др.).
Другой вектор возможного развития физической культуры и спорта в обозначенном направлении сопряжен с разработкой определенных организационно-педагогических условий и физкультурно-оздоровительных технологий, способствующих социальной и профессиональной адаптации студентов на основе учета их интересов и потребностей, формирования соответствующих ценностных установок, творческой инициативности, создания комфортной среды для налаживания коммуникации с окружающими и совершенствования делового общения. При этом авторы представленного направления предлагают использовать в качестве наиболее перспективных, в плане социализации, традиционные средства, формы и методы физического воспитания [3].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно констатировать, что образовательные организации высшего образования выступают в качестве важнейших институтов социализации молодежи, адаптации студентов к обучению в вузе и профессиональной деятельности.
С другой стороны, социальный потенциал физической культуры необходимо рассматривать и как средство нивелирования негативных тенденций, наблюдающихся в студенческой среде и сопряженных с их образом жизни. А именно, снижением уровня здоровья, гиподинамией, ослаблением интереса к физической культуре. Данное обстоятельство актуализирует разработку программ социальной адаптации иностранных студентов в период обучения в вузе, в том числе, в процессе физкультурно-спортивной деятельности и их активного использования в системе высшего образования [1].
ЛИТЕРАТУРА
1. Ким, Т.К. О программе социальной адаптации иностранных студентов в процессе физкультурно-спортивной деятельности. / Т.К. Ким, В.З. Зыонг // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2018. - № 5. - С. 25.
2. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры : учебник для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт : «СпортАкадемПресс», 2008. - 544 с.
3. Педагогические условия социализации студентов в процессе двигательной активности / О.Г. Румба, М.В. Кулешова, А. А. Горелов, Г.З. Карнаухов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 9 (127). - С. 166-171.
REFERENCES
1. Kim, T.K. and Duong, V.D. (2018), "About the program of social adaptation of foreign students in the process of physical training and sports activities", Physical Culture: education, education, training, No. 5, pp. 25.
2. Matveev, L.P. (2008), Theory and methodology of physical education, Fizkultura and Sport, SportAkademPress, Moscow.
3. Rumba, O.G., Kuleshova, M.V., Gorelov, A.A. and Karnaukhov, G.Z. (2015), "Pedagogical conditions of socialization of students in the process of motor activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (127). pp. 166-171.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.04.2019