Научная статья на тему 'Теоретические и практические аспекты формирования физического здоровья студентов технического вуза'

Теоретические и практические аспекты формирования физического здоровья студентов технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
256
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ФАКТОРЫ / РАНГОВАЯ СТРУКТУРА ПРИЧИН / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ / STUDENTS / PHYSICAL HEALTH / FACTORS / RANK STRUCTURE OF CAUSES / FUNCTIONAL GROUPS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гибадуллин И.Г., Анисимова А.Ю., Рябов М.Е., Мельников Ю.А.

В статье рассматриваются аспекты формирования физического здоровья студентов технического вуза. Исследования динамики образования функциональных групп для занятий физической культурой в вузе наглядно отражают максимальный уровень функциональных отклонений в состоянии здоровья студентов. Имеются резервы для изменения соотношения функциональных групп в количественном плане за счет уменьшения функциональных отклонений. С одной стороны, увеличивается темп прироста функциональных отклонений и частоты встречаемых хронических отклонений. С другой стороны, включение в повседневную жизнь студентов различных программ двигательной активности приводит к повышению удельного веса студентов, относящихся к основной и подготовительной группам. Выявлены факторы, негативно влияющие на состояние здоровья в условиях вузовского образования и адаптацию студентов к условиям учебы в вузе. Материалы и методы исследования. Проведено исследование в динамике десятилетий формирования групп студентов по направлениям проведения занятий по физическому воспитанию как основная, подготовительная, специальная группа обычная и тренировочная лечебной физической культуре. Проведен анкетный опрос студентов по выявлению причин, влияющих на состояние здоровья студентов вуза, определена ранговая структура внешних и внутренних факторов. Результаты. Отмечено увеличение темпа прироста функциональных отклонений и частоты встречаемых хронических заболеваний. Включение в повседневную жизнь студентов различных программ двигательной активности приводит к повышению удельного веса студентов, относящихся к основной и подготовительной группам. Выявлена ранговая структура факторов, влияющих на состояние здоровья студентов первого курса в процессе адаптации к вузовской жизни. Заключение. Исследование динамики формирования функциональных групп в условиях вузовского обучения требует продолжения подобной работы с целью контроля физического здоровья студентов. Изучение ранговой структуры факторов, влияющих на состояние здоровья студентов в процессе адаптации к вузовской жизни, позволяет корректировать процесс формирования физического здоровья. У студентов отмечен низкий уровень знаний о методах ЗОЖ и роли средств физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гибадуллин И.Г., Анисимова А.Ю., Рябов М.Е., Мельников Ю.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and practical aspects formation of physical health of students of technical University

The article considers the aspects of technical University students physical health formation. Researches of functional groups dynamics formation for physical education at the University clearly reflect the maximum level of functional deviations in the state of students health. There is room for variation in the ratio of functional groups in quantitative terms due to the reduction of functional abnormalities. On the one hand, the growth rate of functional abnormalities and the frequency of chronic abnormalities increases. On the other hand, the inclusion in the daily life of students of various programs of physical activity leads to an increase in the proportion of students belonging to the main and preparatory groups. The factors negatively influencing the state of health in the conditions of higher education and adaptation of students to the conditions of study at the University are revealed. Materials and research methods. The research in dynamics of students groups decades formation in the directions of carrying out occupations on physical education as the main, preparatory, special group usual and training medical physical culture is carried out. A questionnaire survey of students to identify the causes that affect the health of University students, determined the rank structure of external and internal factors. Results. There was an increase in the growth rate of functional abnormalities and the frequency of chronic diseases. The inclusion in the daily life of students various physical activity programs leads to an increase in the proportion of students belonging to the main and preparatory groups. The rank structure of factors influencing the health of the first-year students in the process of adaptation to the University life is revealed. Conclusion. Research of functional groups formation dynamics in the conditions of higher education demands continuation of similar work for the purpose of students physical health control. The study of the factors affecting the health of students rank structure in the process of adaptation to University life, allows to adjust the process of physical health formation. Students have a low level of knowledge about the methods of HLS and the role of physical culture and sports.

Текст научной работы на тему «Теоретические и практические аспекты формирования физического здоровья студентов технического вуза»

УДК: 796.096 DOI: 10.14526/2070-4798-2019-59-64

Теоретические и практические аспекты формирования физического здоровья студентов технического вуза

Гибадуллин И.Г.*, Анисимова А.Ю., Рябов М.Е., Мельников Ю.А.

Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова

г. Ижевск, Россия ORCID: 0000-0001-6386-1121, ffkis@istu.ru*

ORCID: 0000-0002-5899-91, ffkis@istu.ru ORCID: 0000-0003-0074-1338, ffkis@istu.ru ORCID: 0000-0003-1751-8327, ffkis@istu.ru

Аннотация: В статье рассматриваются аспекты формирования физического здоровья студентов технического вуза. Исследования динамики образования функциональных групп для занятий физической культурой в вузе наглядно отражают максимальный уровень функциональных отклонений в состоянии здоровья студентов. Имеются резервы для изменения соотношения функциональных групп в количественном плане за счет уменьшения функциональных отклонений. С одной стороны, увеличивается темп прироста функциональных отклонений и частоты встречаемых хронических отклонений. С другой стороны, включение в повседневную жизнь студентов различных программ двигательной активности приводит к повышению удельного веса студентов, относящихся к основной и подготовительной группам. Выявлены факторы, негативно влияющие на состояние здоровья в условиях вузовского образования и адаптацию студентов к условиям учебы в вузе. Материалы и методы исследования. Проведено исследование в динамике десятилетий формирования групп студентов по направлениям проведения занятий по физическому воспитанию как основная, подготовительная, специальная группа обычная и тренировочная лечебной физической культуре. Проведен анкетный опрос студентов по выявлению причин, влияющих на состояние здоровья студентов вуза, определена ранговая структура внешних и внутренних факторов. Результаты. Отмечено увеличение темпа прироста функциональных отклонений и частоты встречаемых хронических заболеваний. Включение в повседневную жизнь студентов различных программ двигательной активности приводит к повышению удельного веса студентов, относящихся к основной и подготовительной группам. Выявлена ранговая структура факторов, влияющих на состояние здоровья студентов первого курса в процессе адаптации к вузовской жизни. Заключение. Исследование динамики формирования функциональных групп в условиях вузовского обучения требует продолжения подобной работы с целью контроля физического здоровья студентов. Изучение ранговой структуры факторов, влияющих на состояние здоровья студентов в процессе адаптации к вузовской жизни, позволяет корректировать процесс формирования физического здоровья. У студентов отмечен низкий уровень знаний о методах ЗОЖ и роли средств физической культуры и спорта.

Ключевые слова: студенты, физическое здоровье, факторы, ранговая структура причин, функциональные группы

Для цитирования: Гибадуллин И.Г., Анисимова А.Ю., Рябов М.Е., Мельников Ю.А. Теоретические и практические аспекты формирования физического здоровья студентов технического вуза. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2019; 14(3) 73-79. DOI: 10.14526/2070-4798-2019-59-64

Theoretical and practical aspects formation of physical health of students

of technical University

Ildus G. Gibadullin*, Aleksandra Yu. Anisimova, Mikhail E. Ryabov, Yuriy A. Melnikov

M.T. Kalashnikov State Technical University

Izhevsk, Russia ORCID: 0000-0001-6386-1121, ffkis@istu.ru* ORCID: 0000-0002-5899-91, ffkis@istu.ru ORCID: 0000-0003-0074-1338, ffkis@istu.ru

ORCID: 0000-0003-1751-8327, ffkis@istu.ru

Abstract: The article considers the aspects of technical University students physical health formation. Researches of functional groups dynamics formation for physical education at the University clearly reflect the maximum level of functional deviations in the state of students health. There is room for variation in the ratio of functional groups in quantitative terms due to the reduction of functional abnormalities. On the one hand, the growth rate of functional abnormalities and the frequency of chronic abnormalities increases. On the other hand, the inclusion in the daily life of students of various programs of physical activity leads to an increase in the proportion of students belonging to the main and preparatory groups. The factors negatively influencing the state of health in the conditions of higher education and adaptation of students to the conditions of study at the University are revealed. Materials and research methods. The research in dynamics of students groups decades formation in the directions of carrying out occupations on physical education as the main, preparatory, special group usual and training medical physical culture is carried out. A questionnaire survey of students to identify the causes that affect the health of University students, determined the rank structure of external and internal factors. Results. There was an increase in the growth rate of functional abnormalities and the frequency of chronic diseases. The inclusion in the daily life of students various physical activity programs leads to an increase in the proportion of students belonging to the main and preparatory groups. The rank structure of factors influencing the health of the first-year students in the process of adaptation to the University life is revealed. Conclusion. Research of functional groups formation dynamics in the conditions of higher education demands continuation of similar work for the purpose of students physical health control. The study of the factors affecting the health of students rank structure in the process of adaptation to University life, allows to adjust the process of physical health formation. Students have a low level of knowledge about the methods of HLS and the role of physical culture and sports.

Keywords: students, physical health, factors, rank structure of causes, functional groups.

For citation: Ildus G. Gibadullin, Aleksandra Yu. Anisimova, Mikhail E. Ryabov, Yuriy A. Melnikov

Theoretical and practical aspects formation of physical health of students of technical University. Russian

Journal of Physical Education and Sport. 2019; 14(3): 73-79 . DOI: 10.14526/2070-4798-2019-59-64

ВВЕДЕНИЕ

Современные проблемы здоровья студенческой молодежи составляют фундаментальную основу для формирования потенциала здоровья в их будущей профессиональной деятельности. Здоровые люди являются показателем успешности страны и фактором безопасности нации. В этой связи в последние годы мы являемся свидетелями бурного роста интереса к физической культуре различной направленности, рассматривающей здоровье молодежи в тесной взаимосвязи с уровнем двигательный активности. Государственная политика страны направлена на переориентацию физической культуры на укрепление здоровья подрастающей молодежи. Такая программа должна работать на всех уровнях физического воспитания детей. Несмотря на то, что государство уделяет много внимания укреплению здоровья населения, с каждым годом происходит снижение показателей здоровья, проявляемых в физической подготовленности студенческой молодежи.

Студенческая молодёжь - это вчерашние школьники. Из года в год в образовательных учреждениях фиксируется меньшее количество практически здоровых школьников. Отмечает-

ся, что каждый второй школьник имеет морфо-функциональные отклонения, а около 40-45% школьников страдают хроническими заболеваниями. Такое положение можно связать и с социально-эконмическим факторами, экологией, изменением образовательного процесса, направленным на увеличение умственной нагрузки. Отмечено отставание адресной программы физического воспитания школьников и студенческой молодежи. Общеизвестно, что здоровье человека зависит от уровня двигательной активности. На сегодняшний день гиподинамический режим современных школьников достигает 90% учебного времени школьников, и эта тенденция становится характерной для вузов.

Анализ литературных источников показывает, что решение проблемы заключается в создании инновационных методов, направленных на повышение потребности студентов в регулярной двигательной активности.

Так, В.К. Бальсевич считает, что создание технологий различной направленности (оздоровительные, кондиционные, спортивно-ориентированные, тренировочные и т.д.) позволяет увеличивать диапазон свободного выбора двигательной активности. Автор считает необходи-

мым заинтересовать занимающихся различными формами двигательной активности, начиная со школьной скамьи [1,2,3].

Г.А. Гавронина (2007, 2008) разработала и экспериментально обосновала программы двигательной активности для студенток специальной медицинской группы, доказывая этим необходимость создания технологии оздоровления и тренировки с учетом медицинской ограниченности (ограничений по медицинским показателям) [4,5].

М.М. Колокольцев (2014) рассматривает пути включения эффективного тренировочного двигательного режима в физическое воспитание иностранных студенток [6, с.18-20].

Р.Ф. Кусякова (2008, 2014) экспериментально доказала эффективность внедрения методики развития координационных способностей средствами классического танца как основы формирования культуры двигательной активности студентов [7,8,9].

С.Г. Наговицын (2010), рассматривая физическую культуру в общекультурной и профессиональной подготовке студентов нефизкультурных вузов, подчеркивлая необходимость балльно-рейтинговой оценки учебной успешности студентов, мотивируя их к совершенству (совершенствованию) [10].

Е.О. Рыбакова (2012) рассматривает становление спортивной культуры личности средствами различных видов спорта [11,12].

В работах Г.С. Садыковой (2005,2008) рассматривается гуманизация физической подготовки студентов технических вузов как основа повышения мотивированности выбора средств физического здоровья. Основу концепции физической подготовки автора составляет реализация индивидуального дифференцированного подхода, стимулирование и мотивирование

к двигательной активности, направленной на формирование сознательного отношения к собственному здоровью [13,14,15].

Л.Б. Шорохова (2008) рассматривает совершенствование управления популяризацией физической культуры и спорта как основы формирования ценностей здорового образа жизни населения [16].

Все вышеизложенное актуализирует необходимость рассмотрения концепции формирования физического здоровья студентов технических вузов как основы ценностной ориентации культуры личности.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В статье представлен авторский материал изучения динамики формирования функциональных групп по направлениям проведения занятий по физическому воспитанию. Проведено исследование процесса формирования групп студентов по направлениям проведения занятий по физическому воспитанию как основная, подготовительная, специальная группа обычная и тренировочная лечебной физической культуры. Проведен анкетный опрос студентов по выявлению причин, влияющих на состояние здоровья студентов вуза, их ранговая структура внешних и внутренних факторов.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

На первом этапе исследования проведено изучение динамики распределения студентов вуза по функциональным группам. В таблице 1 представлены результаты анализа распределения студентов первого курса по функциональным группам здоровья в период с 2010 по 2018 гг.

Год Осмотр Функциональные группы

Основная Подготовительная Специальная ЛФК ЛФК(т)

Чел. Чел. % Чел. % Чел % Чел % Чел %

2010 1765 861 48,78 629 35,64 222 12,58 22 1,25 31 1,76

2011 1365 825 60,44 384 28,13 124 9,08 8 0,59 24 1,76

2012 1700 795 46,76 626 36,82 213 12,53 38 2,24 28 1,65

2013 1396 684 49,00 550 39,40 129 9,24 6 0,43 27 1,93

2014 1221 646 52,91 412 33,74 125 10,24 18 1,47 20 1,64

2015 1269 712 56,11 384 30,26 142 11,19 15 1,18 16 1,26

2016 1160 695 59,91 323 27,84 119 10,26 8 0,69 15 1,29

2017 1192 624 52,35 420 35,23 122 10,23 7 0,59 19 1,59

2018 1584 1073 67,74 374 23,61 114 7,20 7 0,44 16 1,01

Примечание: ЛФК - лечебная физическая культура; ЛФКт - лечебная физическая культура тренировочная

Таблица 1 - Распределение студентов 1-го курса по функциональным группам здоровья

Из таблицы 1 видно, что за исследуемый период наблюдается различная динамика количества студентов, относящихся к первой функциональной группе как основной. Отмечено увеличение количества студентов, отнесенных к основной группе. Например, если в 2010 году количество студентов, относящихся к основной функциональной группе, составляло 861 человек (48,78% от общего количества осмотренных студентов), то в 2018 при общем количестве осмотренных студентов 1584 человек, количество студентов, отнесенных к основной функциональной группе, составило 1073 человека (67,78% от общего количества осмотренных студентов).

К подготовительной функциональной группе в 2010 году были отнесены 629 студентов (35,64% от общего количества студентов). К 2018 году наблюдается снижение количества студентов, относящихся к подготовительной группе, до 374 человек (23,61%).

К специальной функциональной группе в 2010 году были отнесены 222 студента (12,58 % от общего количества студентов). К 2018 году наблюдается снижение количества студентов, относящихся к подготовительной группе, до 114 человек ( 7,20 %).

К функциональной группе лечебной физической культуры в 2010 году были отнесены 22 студента (1,25 % от общего количества студентов). К 2018 году наблюдается снижение количества студентов, относящихся к данной группу, до 7 студентов ( 0,44%).

В функциональную группу лечебной физической культуры тренировочной направленности в 2010 году зачислен 31 студент (1,76 % от общего количества студентов). К 2018 году наблюдается снижение количества студентов, относящихся к данной группе, до 16 студентов (1,01%).

В динамике нескольких лет наблюдаются периоды, когда соотношение количества студентов, отнесенных к различным функциональным группам, меняется в зависимости от различных факторов.

Очевидна эффективность реализации инновационных программ физкультурно-спортив-ной направленности.

Таким образом, исследования динамики формирования функциональных групп для занятий физической культурой наглядно отражают максимальный уровень функциональных отклонений в состоянии здоровья студентов. Наблюдается динамичность и обратимость функциональных изменений в состоянии здоровья студентов. В этой связи имеются большие резервы для изменения соотношения функциональных групп в количественном плане за счет уменьшения функциональных отклонений.

С одной стороны, мы наблюдаем увеличение темпа прироста функциональных отклонений

и частоты встречаемости хронических отклонений. С другой стороны, включение в повседневную жизнь студентов различных программ двигательной активности приводит к повышению удельного веса студентов, относящихся к основной и подготовительной группам. Изучение структуры функциональных отклонений студентов позволило получить результаты, характеризующие наличие более трех функциональных отклонений.

Анализ результатов проведенных исследований позволяет отметить, что значимость физкультурно-оздоровительных и спортивных программ, используемых в учебное и внеучебное время студентов, возрастает. Актуализируются среди студенческой молодежи секционные занятия по видам спорта и адаптивному спорту. Понятие здоровья выступает как комплексное определение функционального состояния студентов технических вузов. Формирование культуры здоровья студентов с первого курса выступает как основа здорового образа жизни, где главным фактором выступают физкультурные программы различной направленности.

На основании анкетного опроса нами выявлено отношение студентов к компонентам здорового образа жизни.

Студентам первого курса были представлены анкеты, в которых перечислены основные компоненты культуры здорового образа жизни, такие как физическая культура и спорт, правильное питание, отдых, двигательная активность, поведение.

Исследования показали, что физическая культура и спорт как основа здорового образа жизни занимают первое место (69%). Соблюдение режима и правил правильного питания заняло втрое место (22%). На третье место вышли отдых, двигательная активность и поведение (9%). Следовательно, студенты, рассматривая физическую культуру и спорт как основу культуры здорового образа жизни, имели в виду, что туда же входит и двигательная активность.

Вопросы здорового образа жизни также являются ключевыми в системе формирования физического здоровья студентов. Все студенты знают, что занятия по физической культуре, тесно связаны с физическим и профессиональным здоровьем человека. От физической работоспособности зависит продуктивность любой деятельности. Тем не менее в вузах приоритет отдают занятиям умственной направленности. Отмена физкультурных занятий существенно снижает суммарный объем двигательной активности студентов.

Анкетный опрос, направленный на выявление причин, негативно влияющих на состояние здоровья в условиях вузовского образования и адаптацию к условиям учебы в вузе, показал на-

личие внешних и внутренних причин. студентов первого курса в процессе адаптации к

В таблице 2 представлена ранговая структу- вузовской жизни. ра факторов, влияющих на состояние здоровья

Таблица 2 - Ранговая структура факторов, влияющие на состояние здоровья студентов первого курса в процессе адаптации к вузовской жизни

Факторы, влияющие на состояние здоровья студентов Значимость (Ранг) Ранговый показатель (%)

Внутренние факторы

Низкий уровень знаний о здоровом образе жизни 1 27,3

Отсутствие знаний о здоровом образе жизни (ЗОЖ) 2 19,5

Физическая подготовленность (Уровень) 3 17,4

Низкий уровень двигательной активности 4 12,5

Низкий уровень мотивации к занятиям физической культурой и спортом 5 11,8

Недостаточный уровень психической готовности 6 4.5

Низкий уровень коммуникативных качеств 7 3,2

Внешние факторы

Привычки, влияющие отрицательно на состояние здоровья 1 40,1

Семейные проблемы 2 25,8

Учебная нагрузка в вузе 3 20,3

Прочие факторы 4 11,6

Из таблицы 2 видно, что наиболее значимой причиной, влияющей на состояние здоровья студентов, является отсутствие знаний о здоровом образе жизни с ранговым показателем 27,3%. Следовательно, в школе очень мало внимания уделяется пропаганде здорового образа жизни среди старших школьников. Это можно объяснить тем, что выпускные классы готовятся к сдаче единого государственного экзамена. Из внешних факторов, отрицательно влияющих на состояние здоровья студенческой молодежи, наиболее значимым отмечены вредные привычки; ранговой показатель составил 40,1%. К вредным привычкам были отнесены табакокурение, употребление алкоголя, ночная жизнь, нарушение режима и т.д.

Состояние здоровья студентов определяется их образом жизни. Образ жизни студентов в современном обществе изменился в сторону увеличения умственной нагрузки в ущерб двигательной активности. Дефицит мышечной активности оказывает отрицательное влияние на состояние здоровья студентов, приводит к сни-

жению как физической, так и умственной работоспособности, обострению различных хронических заболеваний.

Исследования позволяют разрабатывать концепцию оздоровления студенческой молодежи за счет формирования потребности к групповым и индивидуальным занятиям физкультурно-оздоровительной направленности.

Основная концепция формирования физического здоровья студентов нацелена на расширение его интеллектуального, потребностно-мо-тивационного и ценностного компонентов. Все перечисленные компоненты формируются посредством решения следующих задач:

- формирование теоретических знаний и практических навыков, связанных со здоровым образом жизни;

- трансформация знаний о здоровом образе жизни к повседневной жизни студентов; применение знаний о здоровом образе жизни в повседневной жизни студентов;

- приобретение знаний самоконтроля за состоянием физического здоровья;

- освоение средств и методов, направленных на формирование и развитие физического здоровья студентов.

Основным средством формирования физического здоровья студентов первого курса выступило включение в повседневную жизнь студентов физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Комплексное изучение влияния различных инновационных методик, направленных на реализацию физических нагрузок различной интенсивности, приводить долго удерживать физическую и умственную работоспособность студентов в течение дня.

Комплексное изучение влияния различных инновационных методик показало, реализация физических нагрузок различной интенсивности позволяет долго удерживать физическую и умственную работоспособность студентов в течение дня.

Утренняя физическая зарядка, предлагаемая студентам, является доступным и простым для исполнения средством. Регулярное же его применение обеспечивает тонизирование центральной нервной системы, улучшение деятельности систем организма, повышение адаптационных возможностей организма к психическим нагрузкам.

Основными педагогическими условиями формирования физического здоровья студентов технических вузов могут выступать следующие:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- использование интегративного подхода в применении средств спортивной, физкультурно-оздоровительной направленности; (в выборе средств)

- систематизация применения средств с учетом индивидуальных особенностей занимающихся;

- организация эмоционально привлекательных занятий в функциональных группах с ограничениями в состоянии здоровья студентов.

- научное обеспечение процесса формирования физического здоровья студентов, являющееся ключевым в формировании функциональных групп подготовки;

- реализация индивидуального подхода на всех уровнях организации занятия по физической культуре;

- проведение занятий спортивно-ориентированной направленности с реализацией принципов спортивной тренировки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведённые исследования динамики формирования функциональных групп в условиях вузовского обучения требует продолжения подобной работы с целью контроля физического здоровья студентов. Анализ результатов исследования позволил реализовать авторские программы преподавательского состава. Как следует

из результатов углубленного медицинского осмотра студентов технического вуза, можно остановить негативную тенденцию ухудшения их здоровья за счет реализации инновационных физкультурных программ. Немаловажным фактором ухудшения здоровья студенческой молодежи является интенсификация учебного процесса и связанные с ней стрессовые воздействия, нарушение режима питания, учебного труда, социально-негативные проявления на фоне значительной гиподинамии и др. Изучение ранговой структуры факторов, влияющих на состояние здоровья студентов в процессе адаптации к вузовской жизни, позволяет корректировать процесс формирования физического здоровья студентов

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И., Прого-нюк Л.Н. Новые векторы модернизации систем массового физического воспитания детей и подростков в общеобразовательной школе. Теория и практика физической культуры. 2003; 4: 5659.

2. Бальсевич В.К. Спортивно ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты. Теория и практика физической культуры. 2003; 5: 15-19.

3. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Теория и технология спортивно ориентированного физического воспитания в массовой общеобразовательной школе. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2005; 5: 50-53.

4. Гавронина Г.А., Кузнецова З.М. Динамика физической подготовленности студенток, занимающихся физической культурой по различным образовательным программам. Теория и практика физической культуры. 2008; 11: 83-86.

5. Гавронина Г.А., Горбунов Н.П. Особенности экспериментальной программы по физическому воспитанию студентов специальной медицинской группы. Спортивно-ориентированная система физического воспитания - новая педагогическая технология XXI века. Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции (5-7 апреля 2007 г., г. Пермь). Пермь. 2007: 56-59.

6. Колокольцев М.М., Амбарцумян Р.А., Власов Е.В. Эффективность расширенного двигательного режима в физическом воспитании иностранных студенток. Теория и практика физической культуры. 2014; 6: 18-20.

7. Кусякова Р.Ф. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов: учеб. пособие. Перм. гос. техн. ун-т. Пермь: ПГТУ. 2007: 117.

8. Кусякова Р.Ф. Применение растягивающих упражнений на занятиях физической культурой: учеб. пособие. Перм. гос. техн. ун-т.

Пермь: Изд-во ПГТУ. 2008; 2: 236.

9. Кусякова Р.Ф. Физическая культура студентов технических вузов: учеб. пособие. Перм. гос. техн. ун-т ; гриф УМО РФ. Пермь: ПГТУ. 2008: 458.

10. Наговицын С.Г. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов нефизкультурных вузов. Физическая культура, спорт и здоровье нации в XXI веке: материалы региональной научно-практической конференции. Архангельск. 2010: 65-70.

11. Рыбакова Е.О., Шутова Т.Н. Модель формирования спортивной культуры каратистов 1113 лет. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2012; 1: 38-42.

12. Рыбакова Е.О. Становление спортивной культуры личности каратистов 11-13лет на основе интегрального подхода. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2012;

5: 55-56.

13. Садыкова Г.С. Гуманизация физического воспитания студентов в высших технических учебных заведениях. Казанский педагогический журнал. 2008; 5: 97-105.

14. Садыкова Г.С., Галиев М.К., Нотфуллин И.Р. Факторы актуализации проблем формирования культуры здоровья. Вестник Камского института. Наб. Челны: Камский институт. 2005: 72-73.

15. Садыкова Г.С., Мутаева И.Ш. Роль профессионально-прикладной физической подготовки в физкультурном образовании студентов КамПИ. Вузовская наука - производству: сборник материалов межвузовской научно-практической конференции. Наб. Челны: КамПИ.

2005: 319-321.

16. Шорохова Л.Б. Совершенствование управления популяризацией физической культуры и спорта как одно из средств профилактических мер против наркотиков. Дети России образованны и здоровы: материалы VI Всероссийской научно-практическая конференции (Москва, 17-18 апреля 2008г.). 2008.

17. Armstrong N., Welsman J.R. The physical activity patterns of European youth with reference to methods of assessment. Sports Medicine. 2006; 36: 1067-1086.

18. Craig C.L., Marshall A.L., Sjostrom M., Bauman A.E., Booth M.L., Ainsworth B.E., et al. International physical activity questionnaire: 12-country reliability and validity. Medicine and Sciences in Sports and Exercise. 2003; 35: 13811395.

19. Esculcas U., Mota J. Physical activity and leisure behaviors in adolescents: The influence of physical activity characteristics and the socioeconomic status. International Journal of Behavioral Medicine. 2000; 7: 208-213.

Статья поступила в редакцию: 20.08.2019

Гибадуллин Илдус Гиниятуллович - доктор педагогических наук, профессор, Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова, 426069, Россия, г. Ижевск, ул. Студенческая, дом 7, e-mail: ffkis@istu.ru

Анисимова Александра Юрьевна - кандидат педагогических наук, доцент, Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова, 426069, Россия, г. Ижевск, ул. Студенческая, дом 7, e-mail: ffkis@istu.ru

Рябов Михаил Егорович -старший преподаватель, Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова, 426069, Россия, г. Ижевск, ул. Студенческая, дом 7, e-mail: ffkis@istu.ru

Мельников Юрий Александрович - кандидат педагогических наук, доцент, Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова, 426069, Россия, г. Ижевск, ул. Студенческая, дом 7, e-mail: ffkis@istu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.