ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
INCLUSIVE EDUCATION OF STUDENTS WITH DISABILITIES MEANS OF PHYSICAL CULTURE AND CONDITIONS OF VOCATIONAL TRAINING
Половодов Игорь Валентинович
ассистент
Волгоградский государственный социально-педагогический университет
г. Волгоград, Россия Polovodov Igor Valentinovich
аssistant
Volgograd state social pedagogical university
Volgograd, Russia
Ханаева Диана Омаровна
студент
Волгоградский государственный социально-педагогический университет
г. Волгоград, Россия Hanayeva Diana Omarovna
student
Volgograd state social pedagogical university
Volgograd, Russia
Аннотация. В каждом ВУЗе имеются студенты с отклонениями в здоровье, занимающиеся физической культурой по специальной программе, где должны решаться задачи не только учебно-педагогического плана, но и физического оздоровления, т. е. в узком смысле, эти занятия должны выполнять функцию восстановления организма и служить подготовительным этапом адаптации к двигательным режимам, диктуемым жизнью.
Abstract. In each university, students who have deviations in health engage in physical culture in accordance with a certain program, where the tasks of not only the educational and pedagogical plan, but also physical rehabilitation, ie, in a certain sense, these exercises should perform the function of restoring the organism and serve the preparatory stage of adaptation to the motor regimes dictated by life.
Ключевые слова: с граниченными возможностями здоровья, физического воспитания, студентов с ограниченными возможностями, с разными нозологиями, занятий физического воспитания, двигательной активности, физического развития, двигательной активности студентов, воспитания студентов с ограниченными, занятия физического воспитания, активности студентов с ограниченными, физического воспитания и спортивной.
Keywords: with limited opportunities for health, physical education, students with disabilities, with different nosologies, physical education classes, students with different nosologies, physical education of students, physical activity, physical activity, motor activity of students, education of students with limited, physical education, activity students with limited physical education and sports.
В настоящее время прогрессивные перестройки в мире, развитие информационных и коммуникативных технологий, переход к рыночной экономике, демографические изменения в сфере занятости и охраны здоровья меняют взгляды и отношение мирового и Европейского сообщества, правительств государств и негосударственных организаций на проблемы людей с инвалидностью, как носителей всех прав и основных свобод человека, а также на необходимость того, чтобы эти права были реализованы без каких-либо ограничений. Условия интеграции инвалидов в социум заключаются в возможности получить качественное образование в ВУЗах.
В исследовании современного рынка трудоустройства показало, что среди инвалидов выпускники ВУЗов имеют большую возможность, с вероятностью в 80 %, найти работу, чем люди без высшего образования. Качественное образование молодежи с разными заболеваниями зависит не только от современных технологий в учебный процесс ВУЗа, но и от внешних условий, где студенты с ограниченными возможностями чувствовали бы себя максимально комфортно.
Физическое воспитание в ВУЗах для данных студентов существует лишь в форме официального заявления, а в реальности - совершенно не направлена на строгое выполнение социального заказа - подготовку молодого специалиста, имеющего достаточный потенциал здоровья, необходимое физкультурное образование и физическую подготовленность для того, чтобы соответствовать требованиям квалификационной характеристике выбранной профессии. Не так давно основу физического воспитания определял подход, который обуславливал выполнение усредненных, единых для всех, настояний и наказаний, что нарушает целостность индивидуального развития человека.
В более прогрессивных ВУЗах произошла смена теории образования, нацеленной на личностно-ориентированный, деятельный подход, усвоение норм и ценностей культуры, что создает верные и разумные условия для динамических сдвигов в социальной и физической сферах индивидуума. Достижение заданного уровня физического развития человека различными методами физической культуры требует приемлемой организации высокоспециализированного педагогического продвижения. Для студенческой молодежи с ограниченными возможностями данная уловка является единственно верной потому, что разнообразие заболеваний, сопровождающие нарушения, дефицит побуждения и необходимости в моторной активности запрашивают личный подступ к персоне, подбора для нее личностного метода физического совершенствования.
Студент с ограниченными возможностями здоровья - личность, имеющая физические и психические изъяны, мешающие осваиванию содержания учебного плана. Содержание определенной обстановки представляет собой: план обучения, специальные индивидуальные программы, индивидуальные технические средства обучения и среды жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские, социальные, физкультурно-спортивные и другие виды услуг.
Технология обучения двигательным воздействиям и динамической моторной активности студентов представляет собой целевой педагогический процесс физического воспитания и спортивной деятельности, включающий в себя
эффективные средства, методы и методические приемы, приспособительные к нозологиям студентов со специфическими требованиями и ее побуждение на их определенную ступень здоровья и физическую работоспособность, физическую разработанность и психическое положение в работе всего промежутка времени обучения в ВУЗе в общности образовательной и воспитательной задачах и способствующей прогрессу профессиональных способностей и навыков.
Обучение двигательным действиям и повышения моторной активности студентов с ограниченными возможностями здоровья и показывает собою сложный необычный разносторонний процесс, где функционируют закономерности как общего, но существенно больше, особенного характера.
Эксплуатация технологии обучения двигательным действиям и повышения двигательной активности студентов с ограниченными возможностями здоровья в педагогическом процессе физического воспитания повергает к улучшению уровня здоровья, усвоению потенциалов собственного организма, преобразованию стойкого побуждения и необходимости в систематических самостоятельных занятий физическими упражнениями разной направленности, мобилизации к здоровому образу жизни, подготовке к факторам жизнедеятельности, соотношению требованиям квалификационной характеристике выбранной профессии, содействию в самоопределении, самоактуализации как в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, так и в профессии.
Ежегодно большое количество спортсменов с ограниченными возможностями здоровья соревнуются в разнообразных видах спорта: плавании, легкой атлетике, настольном теннисе, шахматах. Впервые студенты с ограниченными возможностями здоровья имеют право продемонстрировать собственные свершения в спорте, установить преимущество спортивной деятельности, создать потребность в достижении цели, основать свою сплоченную студенческую среду, в которой они ощущают себя максимально комфортно и уверенно.
Для студенческой молодежи с ограниченными возможностями здоровья участие в соревнованиях разного уровня — это, в первую очередь, присутствие общения, расширения круга знакомых и друзей, ощущение праздника. Потеха победы, печаль поражения значительно стимулирует эмоциональную область спортсменов, дает забыть свою инвалидность.
Создание спортивного стиля жизни студентов с ограниченными возможностями здоровья исполнялось по методическим принципам: разделении объема, интенсивности и направленности нагрузки заданий в соответствии от уровня развития динамики психофизических потенциалов и общего состояния здоровья; индивидуализации режимов моторной двигательной активности относительно физическому развитию каждого студента; объединение познавательной и двигательной деятельности на занятиях физического воспитания, заранее предвидев динамику развития и проявление информативных процессов студентов, таких как уяснение, представление, рефлексия не изолировано, а в контексте с двигательным развитием.
Перспективы дальнейших исследований связаны с поиском инновационных подходов к физическому воспитанию и спортивной деятельности студентов
с ограниченными возможностями здоровья, воздействием физических упражнений и спортивного стиля жизни на различные нозологии молодежи.
Литература
1. Балашова В. Ф. Физическое воспитание в специальных медицинских группах ТГУ / В. Ф. Балашова, В. А. Рева // Актуальные проблемы теории и практики физической культуры и спорта: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Ульяновск, 2004. - 64 с.
2. Белов В. И. Жизнь без лекарств / В. И. Белов. - В 3 т. - Т.1. - Москва : 1995. -320 с.
3. Гришина Г. А. Здоровье студента : учеб. пособие / Г. А.Гришина, Р. Ф.Проходовская. - Иркутск : Изд-во Иркутский государственный университет, 2006. - 142 с.
References
1. Balashova V. F., Reva V. A. [Physical training in the TGU special medical groups]. Aktual'nye problemy teorii i praktiki fizicheskoy kul'tury i sporta: materialy Vserossiyskoy nauchno- prakticheskoy konferentsii [Current problems of the theory and practicians of physical culture and sport: materials of the All-Russian scientific practical conference]. Ul'yanovsk, 2004, 64 p.
2. Belov V. I. Zhizn' bez lekarstv . V 3 t. T.1. [Life without drugs. In 3 t. T.1.]. Moscow, 1995, 320 p.
3. Grishina G. A., Prokhodovskaya R. F. Zdorov'e studenta [Health of the student]. Irkutsk, Irkutskiy gosudarstvennyy universitet Publ., 2006, 142 p.