ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
УДК 796.011.1
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ У СТУДЕНТОВ
FORMATION OF MOTIVATION TO PARTICIPATION IN PHYSICAL ACTIVITY AND SPORTS AMONG STUDENTS
Филимонова Екатерина Николаевна
студент
институт технологии, экономики и сервиса Волгоградский государственный социально-пед агоги ческий университет
г. Волгоград, Россия Filimonova Ekaterina Nikolaevna
Student
Institute of lechnoiogy, Economics and Service Volgograd State Socio-Pedagogicai University
Volgograd, Russia
Коробейникова Елена Ивановна
старший преподаватель кафедра «Физическая культура» Волгоградский государственный социально-пед агоги ческий университет
г. Волгоград, Россия Korobeynikova Elena Ivanovna senior lecturer Department «<Physical culture» Volgograd state socio-pedagogicai University
Volgograd, Russia
Аннотация. В статье дается характеристика мотивирующих факторов к занятиям физической культурой и спортом у студентов, на основе которой сделаны выводы о возможных путях повышения позитивной мотивации.
Abstract. The article presents the characteristics of motivating factors for physical culture and sports among students, on the basis of which conclusions about possible ways to increase positive motivation.
Ключевые слова: мотивация, студенты, физическая культура, спорт, двигательная активность.
Keywords: motivation, students, physical education, sports, physical activity.
Невозможно переоценить роль физической активности в жизнедеятельности человека: она, несомненно, огромна и при профилактике заболеваний, и в физическом совершенствовании тела, и в благоприятном влиянии окружающей среды на функциональное состояние организма человека и преждевременное
6/215
старение. Современный человек целенаправленно и полностью осознает значимость и необходимость занятий физической культурой и спортом (фк и с), т.к. к этому осознанию ведут ежедневные психологические нагрузки, множество различных стрессовых ситуаций, утомление в конце рабочего дня. Все чаще бывает, что на дальний план отодвигается физическая деятельность в суматохе будничных дней, выдвигая вперед пассивный отдых.
В современном обществе потребность молодежи к отличной физической подготовке с каждым днем только увеличивается. В первую очередь, это востребовано в области трудовой деятельности, но в основном на данный момент для молодых людей это стандарт красоты: каждый хочет выглядеть подтянутым, стройным, иметь рельеф мускулатуры. Таким образом, в нашем 21 веке спорт и физическая культура занимают немаловажное место в формировании личности молодежи, большая часть которой - студенты. Но «хочу» не есть «буду». Любой студент не только хочет быть спортивным, он мечтает об этом. Только ли вот каждый что-то делает, чтобы достичь своей мечты? Конечно, нет. Именно поэтому немаловажной проблемой на сегодня является формирование мотивации у студенческой молодежи к занятиям физической культурой и спортом.
Ни для кого не новость, что систематические и регулярные занятия физической культурой и спортом способствуют сохранению здоровья, молодости, хорошему настроению и бодрому духу. Необходимыми условиями здорового образа жизни студенческой молодежи определены и такие факторы, как соблюдение гигиенических и санитарных норм, формирование и создание в студенческих группах благоприятных психологических условий, стимулирование массовых занятий физической культурой и спортом, правильная и грамотная организация активного отдыха и учебного, рабочего времени.
Велико значение воспитания сознательного отношения к занятиям физической культурой и спортом в формировании здорового образа жизни студентов, основ педагогических воздействий на студентов, обеспечивающих развитие важных личностных особенностей и качеств характера, формирующих у них мотивации к физической и двигательной активности, дающих установки на самовоспитание, на саморазвитие, на самосовершенствование в спорте и физической культуре.
Одна из актуальных социально-педагогических проблем - отношение студентов к своему здоровью, к физической культуре и спорту. Формирование у обучающихся мотивированного отношения к занятиям физической культурой, установки на ЗОЖ, потребности в регулярных занятиях спортом - является одной из основных задач, помимо многих стоящих перед педагогами физической культуры.
В связи с тем, что современное студенчество, к сожалению, ведет малоподвижный образ жизни, сталкивается с рядом трудностей, связанных с учебными нагрузками, загруженностью рабочего дня, проблемами в межличностном общении - огромное значение приобретает формирование мотива-ционной заинтересованности в занятиях физической культурой и спортом у студенческой молодежи. Все это ведет к снижению мотивации или даже ее отсутствию к занятиям физической культурой и спортом, что как результат приводит к снижению уровня здоровья, умственной, интеллектуальной и физической
работоспособности всего населения.
Что же такое мотивация? Это, прежде всего, внутреннее побуждение человека к деятельности, которая способна удовлетворить его потребности. Мотивация в спорте предполагает наличие факторов и процессов, побуждающих спортсменов к действию или бездействию. Также мотивацией можно назвать динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность, устойчивость, способность человека удовлетворять свои потребности. Таким образом, можно утверждать, что мотивация - есть способ достижения человеком необходимых целей как социальных, так и биологических [4,с.5-7]. И на основе этого факта представлен список потребностей, способом удовлетворения которых и могут служить занятия физической культурой и спортом: 1) физиологические потребности; 2) потребность в безопасности; 3) социальные потребности; 4) потребность в уважении; 5) потребность в эстетике; 6) потребность в самоактуализации. Все эти потребности порождают свои собственные мотивации к их выполнению. Мотивация, направленная не в то русло, не удовлетворяет или удовлетворяет потребности не в полной мере, что сказывается на общем ухудшении психического и физического состояния человека - в этом-то и состоит суть основной проблемы формирования мотивации у студентов к занятиям фк и с. Эффективная, результативная деятельность человека проложена через осознание и понимание мотивации. Что движет человеком, что побуждает его к деятельности зависит от знания того, что разработка эффективной системы форм и методов формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом у студентов способствует его развитию, совершенствованию и повышению функционального состояния его организма. Существует множество классификаций мотивов занятий физической культурой и спортом. Например, А.Н. Николаев выделил шесть групп мотивов, применимых к спортивной деятельности, это мотивы, направленные на:
1. Высокий результат спортивной деятельности;
2. Удовольствие от процесса занятия спортом;
3. Самосовершенствование, укрепление здоровья, воспитание сильного характера;
4. Общение, удовольствие от встреч с товарищами по команде;
5. Вознаграждение, льготы, награды и т.д.;
6. Долженствование, которое сопровождается словами: «Занимаюсь, потому, что так надо» [3, с. 47].
Сластенин В.А. отмечает, что личность полимотивирована: человек может хорошо работать ради достижения высоких результатов, но в то же время и удовлетворять другие свои потребности. Автор выделяет такие мотивы, как профессионально-ориентированные, познавательно-развивающие и воспитательные. Культурологические мотивы, приобретаемые подрастающим поколением под воздействием средств массовой информации, социальными институтами, самим обществом, формированием потребности в занятиях физическими упражнениями у взрослеющей, растущей личности. Культурная среда, законы социума и законы «группы» характеризуют влияние такой мотивации на личность [5, с. 35].
Наговицын Р.С. в своей работе обозначивает, как бы да ет определения,
формулирует, рассматривает подробно различные мотивы к занятиям фк и с. Наиболее сильной мотивацией молодежи к занятиям физическими упражнениями, по мнению автора, является возможность укрепления своего здоровья и профилактика заболеваний - это оздоровительные мотивы. Благотворное воздействие на организм физических упражнений известно очень давно и не вызывает сомнений и в настоящее время - его можно рассматривать по двум взаимосвязанным направлениям: формирование здорового образа жизни и уменьшение вероятности заболеваний, в том числе и профессиональных; лечебное воздействие физических упражнений при многих видах болезней. Двигательно-деятельностные мотивы определяются тем, что при выполнении физической работы прослеживается снижение производительности труда, которое происходит вследствие его монотонности, однообразия. Непрерывное выполнение умственной деятельности приводит к понижению процента восприятия информации, к большему числу профессиональных ошибок. Выполнение специальных физических упражнений для мышц всего тела и зрительного аппарата значительнее повышает эффективность релаксации, чем пассивный отдых, и удовольствие от самого процесса занятий физическими упражнениями. Соревновательно-конкурентные мотивы - как вид мотивации основывается на стремлении человека улучшить собственные спортивные достижения. Вся история человечества, процесс эволюции строились на духе соперничества, на соревновательном духе взаимоотношений. Стремление достичь определенного спортивного уровня, победить в состязаниях соперника -является одним из мощных регуляторов и значимой мотивацией к активным занятиям физическими упражнениями. Также имеют место эстетические мотивы студентов к занятиям физическими упражнениями, которые заключаются в улучшении внешнего вида и впечатления, производимого на окружающих (совершенствование телосложения, подчеркивание «выигрышных» особенностей фигуры, увеличение пластичности движений, что очень тесно связано с развитием «моды» на занятия физической культурой и спортом. Коммуникативные мотивы являются одной из значительных мотиваций к посещению спортивных сооружений, - занятия физическими упражнениями с группой сподвижников, например, в клубах по интересам (оздоровительный бег, туризм, велоспорт, спортивные игры и т.п.); коллективные совместные занятия физической культурой и спортом содействуют улучшению коммуникации между социальными и половыми группами. Познавательно-развивающая мотивация тесно связана со стремлением человека познать свой организм, свои возможности, а затем и улучшить их с помощью средств физической культуры и спорта. Она во многом близка к соревновательной мотивации, но основана на желании победить себя, свою лень, а не соперника на состязании. Представленная мотивация заключается в желании максимально использовать физические возможности своего организма, улучшить свое физическое состояние и повысить свою физическую подготовленность. Занятия физической культурой и спортом дают неограниченные возможности для развития и воспитания в обучающихся творческой личности. Через познание огромных ресурсов собственного организма при занятиях физическими упражнениями личность начинает искать новые возможности в своем духовном развитии - этим движут творческие мотивы. Группа профессионально-ориентированной мотивации связана с
развитием занятий физической культурой, ориентированных на профессионально важные качества студентов различных специальностей, для повышения уровня их подготовки к предстоящей трудовой деятельности. Профессионально-прикладная физическая подготовка обучающихся содействует развитию психофизической готовности студента к будущей профессии. Административные мотивы - своевременная сдача зачета по предмету «Физическая культура», во избежание конфликта с преподавателем и администрацией учебного заведения - побуждают студентов заниматься физической культурой, т.к. занятия физической культурой являются обязательными в вузах России. Занятия физическими упражнениями положительно влияют на психическое состояние подрастающей молодежи, в особенности обучающейся: обретение уверенности в себе; снятие эмоционального напряжения; предупреждение развития стрессовых состояний; отвлечение от неприятных мыслей; снятие умственного напряжения; восстановление психической работоспособности - это психолого-значимые мотивы. Определенные виды физических упражнений являются незаменимым средством нейтрализации отрицательных эмоций у человека. Занятия физической культурой и спортом развивают в личности навыки самоподготовки и самоконтроля. Регулярные и систематические занятия физическими упражнениями содействуют развитию морально-волевых качеств, а также воспитанию патриотизма и гражданственности - это воспитательные мотивы. Повышение личностного статуса при возникновении конфликтных ситуаций, разрешаемых в ходе физического воздействия на другую личность, а также увеличение потенциала жизнестойкости в экстремально-личностных конфликтах, активизирует участие молодежи в физкультурно-спортивной деятельности, т.к. благодаря развитию физических качеств у подрастающего поколения увеличивается их жизнестойкость - это статусные мотивы. Культурологические мотивы приобретаются у подрастающего поколения с воздействием, оказываемым средствами массовой информации, обществом, социальными институтами, в формировании у личности потребности в занятиях физическими упражнениями. Она характеризуется влиянием на личность культурной среды, законов социума и законами «группы» [2].
Можно с уверенностью утверждать, что подготовка студенческой молодежи к целенаправленным занятиям физической культурой и спортом зависит от знания мотивационной сферы личности. Важной составляющей по формированию мотивации к занятиям физической культурой и спортом являются не только знания, но и практическое применение особенностей мотивации к активной физической деятельности.
Мотивация - главный инструмент по решению проблемы физического воспитания молодежи в вузах. Можно говорить о том, что не каждый студент способен себя сподвигнуть на занятия спортом, но прежде всего, это зависит от личностных качеств человека, которому нет смысла навязывать основы правильного образа жизни. Каждый для себя самостоятельно решает вести ему здоровый образ жизни или нет. Помочь встать на истинный пусть к правильному образу жизни нужно, но только таким образом, чтоб студенты сами поняли для чего им это нужно и к чему могут привести пагубные привычки и ведение нездорового образа жизни в течение студенческой жизни. Студентам нельзя навязать образ жизни, так как студент - это вполне сформировавшаяся личность,
которая имеет реальный выбор более значимых для не е форм жизнедеятельности, типов поведения, которая самостоятельно и осознанно формирует свой образ мышления и действий. Проявляется способность личности воздействовать, оказывать значимое влияние на образ жизни группы или коллектива, в котором она находится. Образ жизни у людей этой категории организован хаотично и непостоянно, что отражается в несвоевременном приеме пищи, систематическом недосыпании, малой двигательной активности и недостаточном пребывании на свежем воздухе [6, с.112].
На первом курсе студенты сталкиваются с периодом адаптации, что в большей степени и делает их более уязвимыми для приобретения различных дисфункций организма. На начальном этапе обучения физическая нагрузка, как правило, значительно сокращается, это и приводит к ряду проблем со здоровьем. Но здесь же мы уже имеем решение данных проблем - обязательные занятия физической культурой, ведь в образовательной программе уделено место данной дисциплине. Камнем преткновения служит непонимание студентов пользы данных занятий. Формирование ряда мотиваций позволит молодое поколение убедить в их заблуждении, позволит более доступно дать понять пользу физической культуры, а также мотивировать к стремлению достижения высоких спортивных результатов.
Л ■ и и /" и
Занятия физической культурой и спортом приобретают осмысленный характер, когда мотивы спортивной деятельности побуждают человека к этим занятиям. Регулярные и систематические занятия физической культурой и спортом обеспечивают достижение нужного уровня как физического, так и интеллектуального потенциала студента, но при этом необходимо и важно овладение системой знаний, навыков и умений, также должно быть и благоприятное психологическое состояние, и развитие физических качеств, способностей, свойств личности. Это становится возможным, когда деятельность педагога направлена на всестороннее развитие студента, но без взаимодействия, сотрудничества и сотворчества педагога с обучающимся это достаточно сложно. Грамотное сочетание педагогом всех форм и методов воздействия на всестороннее развитие студента, использование различных средств, решая обучающие, развивающие и воспитывающие задачи во время занятий, правильно организуя время как учебных, так и внеучебных занятий и приводит к достижению необходимого уровня физического и умственного потенциала обучающихся.
Необходимо использовать индивидуальный и тотальный подход в многосложном процессе формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом, т.к. уровень подготовленности, физические данные и способности студентов очень различны. Во время занятий целесообразно максимально применять соревновательную деятельность, всевозможные эстафеты и игры (как подвижные, так и спортивные). Учитывая интересы студентов, надо выявлять и, в соответствии с этим, формировать секции по интересам среди обучающихся по разным наиболее предпочитаемым ими видам спорта, видам физических упражнений и двигательной активности. Это могут быть как спортивные игры, такие как волейбол, баскетбол, футбол, настольный теннис, так и различные виды легкой атлетики, или атлетической гимнастики в тренажерном зале, или корригирующей гимнастики и т.д. Для студентов будут привлекательными и
интересными как участие в организации и проведении, так и участие в качестве участников в физкультурно-оздоровительных массовых праздниках и мероприятиях. Это могут быть и туристические походы, и военно-спортивные игры, и дни здоровья и многие другие, которые заставят их проявлять интерес к фк и с, и будут вызывать массу положительных эмоций [1]. Например, хотелось бы отметить Фестиваль «Всероссийский студенческий марафон», одним из организаторов которого является «Волгоградский государственный социально-педагогический университет». Кроме того, что это одно из главных молодежных событий России, участниками, которого становятся студенческие команды ведущих университетов России, - это еще и масштабная площадка для студенческой молодежи нашей страны, которая традиционно сочетает в себе спортивную и творческую программы, мастер-классы и встречи со знаменитостями. За звание чемпиона в этом 2019 году боролись около 400 человек более чем из 20 ведущих вузов России, представляющие 15 регионов нашей страны. Фестиваль ежегодно проходит с 2014 года в период зимних каникул на Черноморском побережье Краснодарского края, объединяя наилучших студентов из различных вузов нашей огромной страны, которые совмещаются с оздоровлением в зимнее время года. Вышеназванные мероприятия, в результате которых повышается уровень физического и психологического здоровья студентов, их мотивация к занятиям физической культурой и спортом - можно продолжать огромным списком.
Для молодого поколения формирование мотивации есть путь, и чаще он кажется непосильным. Для того, чтобы пройти его, помочь понять всю серьезность активной двигательной деятельности и важность получаемого результата - необходимо вызвать у студента интерес к занятиям физической культурой, повлиять на формирование верных и необходимых потребностей: в физическом самосовершенствовании и в регулярных занятиях, что в совокупности и приведет студента к цели - улучшение своего здоровья, а также повышение умственной работоспособности [1].
В сознании студенческой молодежи очень важно сформировать понимание того, что эффективный результат можно получить, только имея цель. То есть нужно не только задаться вопросами: «Какого уровня я хочу достичь?», «Как это сделать?», «Насколько это будет полезным?», но и следует четко знать ответы на эти вопросы. Как раз, выше упомянутый второй вопрос есть немаловажный критерий в разрешении нами поставленной проблемы. Построение верного плана занятий заключается в распределении нагрузки и времени, оптимального подбора видов упражнений. Следует учитывать тот факт, что студенты различны по уровню физической подготовки.
Потребности и желание молодежи различны, а значит и виды мотивации можно подразделить. Так есть частные и общие, где у первых основной элемент - это желание в целом заниматься физической культурой; у вторых - заниматься каким-либо конкретным видом спорта. Цели посещения учебных занятий у студентов также различны: кто-то действительно преследует цель укрепления здоровья, а кто-то для «галочки», получения зачета. К сожалению, на данный момент количество последних с каждым годом только увеличивается, а степень удовлетворенности от занятий первых значительно снижается. Причины всегда были и будут различны, но главной из них с уверенностью можно выделить
отсутствие мотивации, а также отсутствие понимания студентами необходимости занятий спортом и физической культурой [7, с.79].
Можно говорить и о том, что мотивация студенческой молодежи к занятиям физической культурой, главным образом, зависит от желания иметь красивое рельефное тело, укреплять и поддерживать здоровье, получать положительные эмоции, но для того, чтобы повысить данную мотивацию среди студентов необходимо разнообразить деятельность на занятиях: например, для девушек были бы полезны и интересны различные формы фитнеса, а для молодых людей силовые тренировки. Не должны быть однообразными и скучными учебные или тренировочные занятия, здесь вполне поможет введение подвижных и спортивных игр соревновательного характера; нужно усилить индивидуальный подход и творческую составляющую при организации непосредственно каждого занятия.
Результатом компетентно организованной работы со студентов по формированию у них мотивов, физическая культура и спорт станут основой, базисом, фундаментом, помогающими студенческой молодежи успешно социализироваться, способствующими их адаптации к условиям реальной современной жизни, к профессиональной и бытовой деятельности, обеспечивая тем самым у них значительную работоспособность, творческую энергичность, активность и долголетие.
В вузах кроме практических занятий учебной программой предусмотрены и теоретические занятия физической культурой, на которых важно обращать внимание студентов на формирование у них интереса к физическим упражнениям и практическим занятиям. Расширению кругозора в области физической культуры и спорта, развитию познавательного интереса к освоению знаний о правильном выполнении физических упражнений и формированию умений, навыков способствует правильное сочетание активных форм и методов обучения.
Итак, в заключение, хотелось бы отметить, что мотивация играет главнейшую роль в пропаганде и распространении здорового образа жизни, с целью увеличения здорового населения, здорового общества, в расширении массовости занятиями физической культурой и т.д. Теоретические знания определяют основу представлений о здоровом образе жизни, практические занятия физической культурой и спортом обеспечивают основу формирования двигательных навыков и умений по физическому самосовершенствованию личности, тем самым полностью удовлетворяя все интересы студентов в течение всей жизни в процессе жизнедеятельности.
Литература
1. Беляничева В. В., Грачева Н. В. Формирование мотивации занятий физической культурой у студентов [Электронный ресурс] - Саратов : Наука, 2009. URL: https://refdb.ru/look/2968450.html (дата обращения 15.03.19).
2. Наговицы/н Р. С. Мотивация студентов к занятиям физической культурой в вузе [Электронный ресурс] // Фундаментальные исследования. 2011. №8(часть2). С. 293298. URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=27950 (дата обращения: 22.11.2018).
3. Николаев А. Н. Методика оценки мотивов спортивной деятельности /
A. Н. Николаев // Психологические основы педагогической деятельности : материалы 30-й научной конференции / под ред. А. Н. Николаева. СПб. : С. Петербургская государственная академия физической культуры им. П. Ф. Лесгафта. 2003. Вып.7. С. 55-58.
4. Психология физической культуры и спорта : учебник для высших физкультурных учебных заведений [Электронный ресурс] / под ред. Г Д. Бабушкина,
B. Н. Смоленцевой. Омск: СибГУФК, 2007. 270 с.
5. Пятков В. В. Формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре (На материале педвузов) : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / В. В. Пятков. Сургут, 1999184 с.
6. Физическая культура студента : учебник / под ред. В.И. Ильинича. М. : Гардарики, 2000. 448 с.
7. Чешихина В. В., Кулаков В. Н, Филимонова С. И. Физическая культура и здоровый образ жизни студенческой молодежи : учебное пособие. М. : Изд-во МГСУ «Союз», 2000. 270 с.
References
1. Belenichev V. V., Grachev N. In. Formation of motivation of physical education students [Electronic resource] — Saratov: Nauka, 2009. Access mode. — URL: https://refdb.ru/look/2968450.html (date accessed 15.03.19) Access mode. — URL: https://www.twirpx.com/file/661065/
2. Nagovitsyn R. S. Motivation of students to engage in physical culture at the University [Electronic resource] // Basic research. — 2011. — No.8 (part 2).-P.293-298; URL :http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=27950 (date accessed: 22.11.2018).
3. Nikolaev A. N. Methods of assessing the motives of sports activities /A. N. Nikolaev // Psychological bases of pedagogical activity : materials of the 30th scientific conference / ed. Nikolayev; S. Peterb.state Academy.physical culture. P. F. Lesgaft. — SPb., 2003. — Issue. 7. — P.55-58.
4. Psychology of physical culture and sports. Textbook for the higher physical education institutions [Electronic resource] / edited by Professor G. D. Babushkin, Professor V N. Smolentseva. — Omsk: Sibgufk, 2007. — 270p.
5. Pyatkov V. V. Formation of motivational-value attitude of students to physical culture (On the material of pedagogical universities) : Dis. ... kand. PED. Sciences : 13.00.04 : Surgut, 1999 -184р.
6. Physical education student: Textbook / Under the editorship of V. I. Ilyinich.M.: Gardariki, 2000 — 448p.
7. Cheshikhina V. V., Kulakov V. N, Filimonova S. I. Physical culture and healthy lifestyle of students: Textbook. — M.: Publishing house MGSU "Union", 2000 — 270p.