DOI 10.14526/01_1111_135 УДК: 372.879.6
ПРОЦЕСС АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ
И.Н. Тимошина — доктор педагогических наук, профессор С.В. Богатова — кандидат биологических наук А.В. Чейран — аспирант ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.
Ульянова»,
площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, Ульяновск, Россия, 423063
E-mail: [email protected]
Аннотация. Актуальность статьи заключается в том, что моделирование процесса адаптивного физического воспитания позволяет определить ведущие концептуальные положения, раскрыть их содержание в конкретных педагогических условиях их применения; обосновать целесообразность выбора оптимальных форм организации занятий, обеспечивающих в совокупности оптимальный объём двигательной активности как одного из главных условий улучшения и укрепления здоровья лиц с различными нозологиями; обеспечить рациональный выбор средств и методов физического воспитания в зависимости от сформированности культуры жизнедеятельности личности занимающихся. Материалы. В данной статье рассматривается новый подход к организации процесса адаптивного физического воспитания в образовательных организациях, который базируется на принципах постоянного расширения и углубления знаний в области адаптивной физической культуры. Использованы материалы и разработки докторской диссертации первого автора. Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, системный подход, моделирование. Результаты. Разработана модель адаптивного физического воспитания в системе образовательных организаций, обеспечивающая целостное восприятие структуры и содержания процесса образования в области физической культуры обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья; определены ведущие компоненты модели, их рациональное соотношение и взаимосвязь, что позволяет последовательно осуществлять физическое воспитание обучающихся с различными нозологиями, направленное на улучшение показателей их здоровья. Предложенная модель опирается на ведущие направления кинезиологического развития индивида, обусловленные основными закономерностями процессов жизнедеятельности. Это позволяет охватить все стороны обучения с целью эффективной реализации задач полного или частичного восстановления утраченных функций организма занимающихся. Заключение. Эффективная реализация содержания модели обеспечена единством цели и задач адаптивного физического воспитания занимающихся, постепенным усложнением и увеличением объёма мышечной нагрузки, расширением и углублением специальных знаний в сфере физической культуры и спорта, совершенствованием интеллектуальных, волевых и нравственных качеств на основе преемственности обучения и воспитания в каждом звене единой системы образования.
Ключевые слова: процесс адаптивного физического воспитания, моделирование, образовательные организации, обучающиеся, лица с различными нозологиями.
THE PROCESS OF ADAPTIVE PHYSICAL UPBRINGING IN THE SYSTEM OF EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS ON THE BAISIS OF MODELING
Irina N.Timoshina — doctor of pedagogics, professor Svetlana V. Bogatova — candidate of biological sciences Artur V. Cheyran — post-graduate Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, Ulyanovsk, 4, area of 100 th anniversary of V.I. Lenin's birth, Ulyanovsk, 432700, Russia
E-mail: [email protected]
Annotation. The urgency of the article is in the fact, that modeling the process of adaptive physical upbringing helps to determine the leading conceptual theses, to reveal their content in the definite pedagogical conditions of their use; helps to substantiate the expediency of the optimal volume of physical activity choice as one of the main conditions of health improvement among people with different nosologies; to provide a rational selection of physical upbringing means and methods depending on the formation level of a personality's life culture. Materials. The article is about a new approach to the process of physical upbringing organization at educational establishments, which is based on the principles of constant knowledge enrichment in the sphere of adaptive physical culture. The materials and results of the first author doctoral thesis were used. Research methods: scientific-methodical literature analysis and summarizing, system approach, modeling. Results. The model of adaptive physical upbringing in the system of educational establishments is created. It provides an integral perception of the structure and content of educational process in the sphere of physical culture of the students with the deviations in health state; the leading components of the model, their rational ratio and interaction are determined, which helps to fulfill gradually physical upbringing of students with different nosologies, directed at their health indices improvement. The offered model is based on the leading directions of kinesiological development of an individual, conditioned by the main laws of life. It gives an opportunity to study all sides of teaching in order to realize effectively the objectives of a full or partial rehabilitation of an organism lost functions. Conclusion. An effective content realization of the model is provided by the integrity of the aim and the objectives of students' adaptive physical upbringing, by a gradual muscular load volume complication and increase, by special knowledge in the sphere of physical culture and sport widening and enrichment, intellectual, volitional and moral qualities development on the basis of teaching and upbringing continuity in each part of an integral educational system. Keywords: the process of adaptive physical upbringing, modeling, educational establishments, students, people with different nosologies.
Введение. В современных условиях развития общества возникла острая потребность перехода от традиционно сложившихся схем содержания и организации системы физического воспитания обучающихся с различными нозологиями к моделированию этого процесса, который будет способствовать решшению задачи сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения страны.
Настоящее видение проблемы позволяет рассматривать
систематизированное, целенаправленно организованное адаптивное физическое воспитание (АФВ) в образовательных организациях как эффективное средство коррекции различных отклонений в состоянии здоровья обучающихся, а необходимость совершенствования его научных и методологических основ - как важный фактор повышения качества образовательного процесса в области адаптивной физической культуры (АФК).
Эффективность процесса
адаптивного физического воспитания на
основе моделирования обусловливается концептуальными положениями,
раскрывающими выбор цели, задач, средств, методов, а также условий их использования в зависимости от возраста человека и специфики его заболевания или инвалидности на основе закономерностей функционирования организма человека, а также реализации общепедагогических и специфических принципов обучения и тренировки.
Целью данной работы явилось теоретико-методологическое обоснование модели адаптивного физического воспитания в образовательных
организациях.
Задачи:
1. Выявить формы, средства, методы и концептуальные положения процесса адаптивного физического
воспитания обучающихся с различными нозологиями.
2. Разработать модель адаптивного физического воспитания в
образовательных организациях.
Методы и организация исследования. Для выявления адекватных форм, средств и методов АФВ в системе образовательных организаций необходимо разработать алгоритм исследования этого процесса. Новый подход к организации процесса АФВ должен базироваться на принципах постоянного расширения и углубления знаний в области адаптивной физической культуры [1, 4, 5, 6]. Повышение результативности процесса АФВ зависит от объективной диагностики состояния здоровья занимающихся, научного обоснования этого процесса, разработки модели, цели и задач обучения (рисунок 1).
С Ji_[
л
'Х С и с т е м а з н а н и й в о б л а с т и ФК
Диагностика ониторинг
Организс ия АФВ
ь
Модел г АФВ
и
Задач АФВ
ги
Техноло я АФВ
Рисунок 1 - Алгоритм исследования инновационного процесса АФВ в образовательных организациях
На основании алгоритма исследования процесса АФВ мы выявили концептуальные положения, на которых базируется теоретико-методологическое обоснование модели адаптивного
физического воспитания в
образовательных организациях (рисунок 2).
п
е
ц
и
а
и
с
Концептуальные положения процесса АФВ
Учёт
Закономерностей естественного развития
организма занимающихся
Использование разнообразных форм организации занятий, средств и методов в зависимости от
—I—
Выбор оптимального
объема двигательной
активности в зависимости от
условий
I
Формирование
целевых установок
на занятия
физической
культурой
I
Обеспечение
образовательной направленности процесса АФВ занимающихся
Знание теории и
методики физического воспитания,
АФВ, гигиены,
физиологии,
Усвоение общепедаго-гических и
психологических знаний, приемов психорегуляции
Формирование жизненно
необходимых
двигательных
умений
и навыков, приемов
-I
Формирование потребности
в регулярной двигательной активности у занимающихся
Переориентация установок
ответственности
за свое здоровье медицины
Формировани потребности в управлении здоровьем и
Формирование убеждения,
что адаптивная физическая культура -мощное
Применение разработанных
педагогических подходов и условий,
обеспечивающих улучшение здоровья
_1_
Разработка
индивидуальных
программ
оздоровления сучетом специфики
Учёт биологических социальных
потребностей
человека с отклонениями
I
Формирование
убеждения, что
здоровый образ
жизни - единственный способ повышения резервных
Рисунок 2 - Концептуальные положения процесса АФВ
Мы отмечаем, что
последовательность и условия реализации выявленных концептуальных положений определяются в зависимости от возраста занимающихся, характера заболевания или инвалидности, мировоззрения человека;
выбора будущей профессиональной деятельности, особенностей
взаимоотношений с окружающими людьми; уровня профессиональной информированности специалиста по АФК.
Важнейшей составляющей
культуры жизнедеятельности индивида является рациональное отношение к проблеме восстановления и укрепления здоровья на фоне положительного психоэмоционального состояния путём направленного использования средств и методов адаптивной физической культуры с учётом естественных закономерностей развития и функционирования организма, общепедагогических и специфических принципов использования физической нагрузки при обеспечении
педагогического, медицинского контроля и самоконтроля, а также приёмов управления своим состоянием [1, 2, 3, 7].
Предложенная модель адаптивного физического воспитания объединяет его ведущие компоненты на основе целостного представления о его организации. Одним из ведущих компонентов модели является разработка общепедагогических и специфических задач.
Специфические задачи,
характерные для АФВ, опираясь на общепедагогические задачи обучения, приобретают некоторые особенности и существенным образом дополняются коррекционно-развивающими (формирование навыков регулирования мышечной нагрузки и оптимальной дозировки при выполнении физических упражнений), лечебно-профилактическими (повышение защитных сил организма) и профессионально-прикладными (формирование устойчивости к
стрессовым ситуациям, обусловленным спецификой заболевания). Так, если общепедагогические образовательные задачи направлены на формирование системы знаний в области физической культуры, то в АФВ они реализуются в процессе формирования знаний о роли и значении физических упражнений для восстановления, укрепления и коррекции здоровья занимающихся.
Решение общепедагогических
оздоровительных задач, в частности,
направлено на усвоение физических упражнений, способствующих
формированию рационального дыхания. В адаптивной физической культуре занимающиеся осваивают специальные физические упражнения, способствующие коррекции нарушений в дыхательной системе организма.
Общепедагогические воспитательные задачи направлены на формирование привычки к четкому выполнению двигательных заданий, обеспечивающих эстетический компонент. Специфические воспитательные задачи направлены на формирование привычки к чёткому выполнению физических упражнений как необходимого условия обеспечения коррекционного и
оздоровительного эффекта.
Необходимым элементом процесса моделирования является разработка алгоритма модели (рисунок 3). Постановка цели АФВ, конкретизируемой в системе задач, а также выбор средств и методов педагогических воздействий определяется видом и характером заболевания, то есть диагностикой болезни. Развитие заболевания имеет индивидуальный характер и обусловливается рядом причин - это требует разработки новых научных основ теоретического и практического использования системы направленной мышечной нагрузки, а также педагогических технологий [5].
Алгоритм моделирования
предусматривает выявление исходного уровня состояния здоровья, физической подготовленности, физического развития, функционального состояния организма обучающихся; результат и анализ соответствия планируемого и конечного итога направленной педагогической деятельности в области АФВ. Это предполагает своевременную коррекцию в использовании адекватных средств и методов, в применении различных форм организации занятий, в содержании методики педагогического и медицинского контроля.
Алгоритм моделирования процесса АФВ
Степень соответствия планируемого и
Разработка научных и
организационно-методических основ
_!_
Определение основных концептуаль ных
1-
]
Анализ философско-медицинск их категорий АФВ
Изучение функций АФВ
Анализ принципов АФВ
Реализация инновационной
I
ция онной
Выбор адекватных средств и методов
I
Обеспечение преемственности в содержании АФВ в
Коррекция содержания педагогической технологии АФВ
Выявление педагогических
условий эффективности
Рисунок 3 - Алгоритм моделирования процесса АФВ
Результаты и их обсуждение. На
основе предложенного алгоритма была разработана модель АФВ, состоящая из двух частей (рисунок 4): базовой и вариативной.
Постоянная часть предусматривает упорядоченную совокупность основных целей и задач, концептуальных положений, форм занятий,
общепедагогических и специфических принципов, систему использования средств и методов, методику педагогического и медицинского контроля
за физическим и психическим состоянием занимающихся.
Динамичная часть процесса моделирования обеспечивает гибкость построения системы обучения,
варьирование способов реализации целей, задач и концептуальных положений в зависимости от условий организации и проведения занятий, а также реакции организма на целенаправленную мышечную нагрузку, степень
удовлетворения потребности и интересов занимающихся и других факторов.
Рисунок 4 - Модель АФВ в системе образовательных организаций
Моделирование отражает все стороны организации и содержания процесса АФВ, раскрывает необходимость преемственности в решении задач коррекции, укрепления и восстановления здоровья во всех образовательных организациях, представляющих единую систему педагогических воздействий на занимающихся.
Специфика модели АФВ для дошкольников предусматривает
разработку методики коррекции нарушений ОДА и восстановления здоровья после инфекционных
заболеваний, которая включает в себя следующие основные средства: коррекционную и ритмическую
гимнастику; физические упражнения для развития базовых двигательных координаций; подвижные игры
направленного содержания; упражнения для развития мелкой моторики рук и
пластического тонуса мышц;
закаливающие процедуры, массаж и др.
В зависимости от возраста занимающихся увеличивается роль естественных оздоровительных факторов природы путём большего количества уроков, проведённых на открытом воздухе в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Обучение проводится за счёт широкого использования словесных, наглядных и практических методов. Определённую значимость приобретают такие словесные методы, как указание, комментирование выполняемого упражнения, приказы, распоряжения; кроме показа двигательного задания, используются диаграммы, рисунки и плакаты; практические методы дополняются повторным вариативным методом постепенного повышения нагрузки усложненным игровым методом. Существенным образом расширяются педагогические условия организации и проведения урока путём воздействия на соматические и сенсомоторные органы за
счёт использования зрительных и слуховых ориентиров; системы
разнообразных разметок,
регламентирующих двигательную
деятельность с уточнением
пространственно-временных и
пространственно-силовых параметров; дифференцирования мышечных усилий, что обеспечивает развитие внутреннего торможения.
Модель АФВ для школьников базируется на высоком уровне профессиональной информированности преподавателя физической культуры, т.к. предусматривает более разнообразные средства, направленные на общее укрепление и развитие организма как необходимую предпосылку для полного или частичного восстановления после заболевания; на системе упражнений направленного воздействия на преодоление негативных влияний перенесенной болезни на организм занимающихся и на двигательных действиях, обеспечивающих положительное психо-эмоциональное состояние, повышение мышечного тонуса, а также стимулирование умственной и двигательной деятельности.
В старшем школьном возрасте используются приёмы выполнения физических упражнений в облегчённых и усложнённых условиях, усвоения различных вариантов изучаемого двигательного действия; расширяется двигательный опыт занимающихся за счёт более широкого применения различных исходных и конечных положений, а также применения нескольких способов выполнения одного и того же двигательного задания.
Специфика модели АФВ студентов вузов содержит в себе значительное расширение арсенала используемых средств: усвоение рационального ритма физических упражнений; повышение эстетики и культуры движений, жестов, мимики, походки; овладение навыками контроля за рациональной осанкой и др. Повышение эффективности АФВ студентов обусловлено формированием стремления к саморазвитию и самосовершенствованию, воспитанием
убеждения в значимости развития волевых качеств, необходимости приобщения к ЗОЖ - главному условию повышения показателей здоровья. У студентов на ведущее место выходят методы обучения
самостоятельному выполнению
физических упражнений, регулирования мышечной нагрузки, контроля и самоконтроля за функциональным состоянием, повышением уровня физической подготовленности и т.д.
Таким образом, с возрастом занимающихся изменяется система использованных методик обучения, и увеличиваются требования к организации педагогических условий, повышающих результативность предлагаемой модели процесса АФВ. Ведущим условием результативности педагогических воздействий является уровень информированности специалиста в области адаптивной физической культуры, его способность к постоянному анализу новых теорий педагогических технологий, подходов к организации и проведению занятий, что обусловливает творческий поиск более эффективных средств, методов и форм занятий в зависимости от характера заболевания или инвалидности обучающихся.
Заключение. Разработанная модель АФВ в системе образовательных организаций предусматривает новые подходы к организации и содержанию урока и других основных форм занятий в их совокупности с дополнительными формами; усиленное внимание к обеспечению положительного психоэмоционального состояния, формирования интеллектуальных, волевых и
нравственных качеств для поддержания духовного состояния на высоком уровне, что имеет большое значение для реализации задач оздоровления и укрепления организма обучающихся.
Мы отмечаем, что после перехода обучающегося из одной образовательной организации в другую алгоритм реализации модели адаптивного физического воспитания остаётся постоянным, а содержание меняется: расширяется и усложняется система средств и методов обучения в зависимости от возраста занимающихся и поставленных задач образования; увеличиваются требования к организации педагогических условий, повышающих результативность
физического воспитания лиц с различными нозологиями.
Литература.
1. Евсеева, О. Э. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: учебник для вузов / О. Э. Евсеева, С. П. Евсеев. - М. : Советский спорт, 2013. - 388 с.
2. Костюнина, Л И. Физиологическое обоснование единства интеллектуальной и двигательной деятельности /Л И. Костюнина // Педагогико-психологические и медико-биологачзскиг проблемы физичзской культуры и спорта. -Набережные Челны, 2012. -№> 2 (23). - С. 56-61.
3. Парфенова, Л А Участие лиц с отклонениями в состоянии здоровья в реализации Всероссийского фижультурно-спортивного комплекса ГТО / И. Н. Тимошина, Г. Б. Глазкова // Теория и практика физической культуры: - 2014. - №2 9. - С. 101103.
4. Тимошина, И. Н. Актуализация преемственности содержания и организации адаптивного физического воспитания детей, подростков и учащейся молодёжи в образовательных учреждениях : дис. ... д-ра. пед наук : 13.00.04 / Тимошина Ирина Назимовна. - СПб., 2007. - 368 с.
5. Тимошина, И. Н. Актуализация преемственности процесса адаптивного физического воспитания обучающихся / И. Н. Тимошина, С. В. Богатова // Казанская наука. -2015. - № 7. - С. 130-132.
6. Тимошина, И. Н. Исследование динамики физической подготовленности студентов педагогических и непедагогических специальностей / И. Н. Тимошина, С. В. Богатова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - Набережные Челны, 2014. - № 1 (34). - С. 146-153. 1Шр ://| 0urnal-science.0rg/ru/article/13 0.html.
7. Тимошина, И. Н. Особенности организации физической культуры и спорта в педагогическом вузе / И. Н. Тимошина, С. В. Подано: 16.08.2016 г.
Принято: 19.08.2016г.
Богатова, Д. Н. Немытов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2012. -№ 4(25). - С. 141-146. http://journal-science.org/ru/magazine/28.html.
References
1. Evseeva O. E., Evseev S.P. Tekhnologii fizkul'turno-sportivnoi deyatel'nosti v adaptivnoi fizicheskoi kul'ture [Technologies of physical-sports activity in adaptive physical culture], Moscow : Soviet sport, 2013, 388 p.
2. Kostyunina L. I. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2012, No. 2 (23), pp. 5661, http ://j ournal-science.org/ru/magazine/26.html.
3. Parfenova L. A., Glazkova G.B. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury, 2014, No. 9, pp. 101-103.
4. Timoshina I. N. Aktualizatsiya preemstvennosti soderzhaniya i organizatsii adaptivnogo fizicheskogo vospitaniya detei, podrostkov i uchashcheisya molodezhi v obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh [Succession actualization of adaptive physical upbringing content and organization among children, teen-agers and students at educational establishments], dissertation of the doctor of pedagogics: 13.00.04, Saint-Petersburg, 2007, 368 p.
5. Timoshina I. N., Bogatova S.V. Kazanskaya nauka, 2015, No. 7, pp. 130-132.
6. Timoshina I. N., Bogatova S.V. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2014, No. 1 (34), pp. 146-153. http://journal-science.org/ru/article/130. html.
7. Timoshina, I. N., Bogatova S.V., Nemytov D.N. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2012, No. 4(25), pp. 141-146. http://journal-science.org/ru/magazine/28.html.
Ирина Назимовна Тимошина — доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», г. Ульяновск, Россия, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, Ульяновск, Россия, 423063, E-mail: [email protected]
Светлана Викторовна Богатова — кандидат биологических наук ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», г. Ульяновск, Россия, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, Ульяновск, Россия, 423063, E-mail: sportfak71@mail. ru
Артур Витальевич Чейран — аспирант ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», г. Ульяновск, Россия, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, Ульяновск, Россия, 423063, E-mail: [email protected]