Научная статья на тему 'Физкультурно-спортивная деятельность и ее образовательный потенциал в профессиональной школе'

Физкультурно-спортивная деятельность и ее образовательный потенциал в профессиональной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
524
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Физкультурно-спортивная деятельность и ее образовательный потенциал в профессиональной школе»

ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЁ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А.И. Орлов, H.A. Алешев, М.Г. Апряткина

На современном этапе развития высшей школы успехи в области физической культуры зависят от уровня сознательного отношения студентов к физическому воспитанию как к учебной дисциплине. В тоже время существующие издержки в организации учебного процесса по данной дисциплине, оказывают негативное влияние на посещаемость студентами практических занятий [1]. Результаты исследований ряда авторов [5,6,11] свидетельствуют, что физическое воспитание в вузе нуждается в определенном переосмыслении, так как нормативный подход (посещаемость занятий как критерий эффективности) препятствует адекватному восприятию физической культуры как необходимого компонента культуры будущего профессионала в той или иной области.

В последнее время все большее понимание встречает идея конверсии технологий спортивной подготовки в интересах совершенствования методик физического воспитания и другие прогрессивные направления [2,3,4,7] благодаря которым следует считать, что в основу методики и организации физической подготовки в образовательных учреждениях должна быть положена концепция спортивной тренировки (пока единственная научно обоснованная концепция управления развитием физического потенциала человека). Однако организация спор-тизированного физического воспитания учащейся молодежи сталкивается с целым рядом трудностей, требующих наличия специалистов в этой области и развитой материально-технической базы. Данное положение усугубляется еще и тем, что, несмотря на положительное отношение большинства молодых людей к физкультурной деятельности происходит неуклонное снижение количества занимающихся физической

культурой и спортом. Согласно проведенным исследованиям в общеобразовательных школах число учащихся активно тренирующихся в среднем составляет 40 %, в техникумах 25 %, а в вузах чуть более 15 % [8]. Налицо противоречие между осознанием необходимости в регулярных занятиях физиической культурой и спортом и физкультурной пассивностью большинства студенческой молодежи.

В действующей в настоящее время программе по физической культуре для вузов [10] отмечается необходимость учета мотивации студентов при организации физического воспитания. Анализируя результаты экзаменационных сессий и различного рода аттестаций по учебным дисциплинам, было выявлено, что основная часть учащейся молодежи, акцент в обучении делает на приобретение знаний по профилированным учебным дисциплинам. Так, например, у опрошенных студентов знания по рассматриваемым дисциплинам были оценены в среднем на 4,32 балла, тогда как по общеобразовательным предметам - на 3,88 балла. На наш взгляд, это является следствием того, что будущими специалистами осознается значимость уровня сформированности тех или иных знаний и умений в предстоящей профессиональной деятельности. Это и выступает для них мощным мотивационным фактором в обучении. В то же время преподавание предмета «Физическое воспитание» по общей схеме в подготовке специалистов различного профиля не придает данному предмету специфичности, ввиду чего большинством учащейся молодежи недостаточно оценивается значение данного предмета в подготовке к предстоящей профессиональной деятельности и соответственно автоматически исключает дея-

тельность в данном направлении из зоны ближайшего развития. Одним из средств повышения привлекательности учебных занятий по предмету «Физическое воспитание» может стать их профилирование через увеличение доли профессионально-прикладной физической подготовки. Данная направленность физического воспитания в вузе, по нашему убеждению, имеет богатейший потенциал и способствует актуализации личностных смыслов занятий физической культурой через повышение своей будущей профессиональной конкурентоспособности. Это предполагает осуществление подготовки специалиста в предметном и социальном контексте будущей профессиональной деятельности, эффективность которой во многом определяется уровнем развития специфических профессионально значимых двигательно-физи-ческих качеств и свойств психических процессов (внимания, памяти и т.д.). А это требует их целенаправленного развития адекватными средствами физического воспитания.

Естественно предположить, что рациональная профессиональная деятельность, в целом ряде случаев, обуславливается не только сформированностью определенных теоретических знаний, но развитостью специфических двигательно-физических качеств, средства и методы развития которых в достаточной степени теоретически иссле-

дованы и экспериментально обоснованы в теории и практике физического воспитания и условно отнесены к профессионально-прикладной физической подготовке. Однако, эффективность профессиональной деятельности наряду со сформированными знаниями, умениями и навыками, а также функциональной подготовленностью молодого специалиста определяется и развитостью адекватных свойств психических процессов. Например, продуктивность монтажника-высотника определяется не только знаниями и умениями в области электротехники, но и качеством владения навыками

верхолазания и эмоциональной

устойчивостью при работе на высоте. Эффективность же деятельности операторов РЛС и авиадиспетчеров напрямую зависит от развитости свойств внимания (таких как концентрация, устойчивость, переключение и распределение, объем и др.). Для подтверждения выдвинутого предположения нами было проведено исследование. Ставилась цель - определить зависимость между эффективностью выполнения профессиональных обязанностей и развитостью определенных свойств психических процессов. В проведенном нами исследовании приняли участия 18 бухгалтеров, средний возраст которых составил 39,23 лет, стаж работы - 16,34 лет, а также 20 студентов очного отделения 1 курса экономического факультета. Исследовались

Развитие свойств внимания

90 80

а

Р * 70

О

«а 60

О * 50

5 1 40

Й | 30 зн

5? т 20 о

С 10

0

Рис. 1.

переключение

8 2,88 80,81

□ Бухгалтера □ Студенты-экономисты —

1827 14 49

1 1,05

концентрация

объем

такие свойства внимания как переключение, концентрация и объем. Применялись наиболее распространенные группы лабораторных методов исследования, объединенные под общим названием «корректурные пробы». Ввиду того, что в применяемых методиках используются разные шкалы оценок, нами были взяты относительные значения к максимуму в каждой пробе. Например, в корректурной пробе максимальное значение показателя качества внимания, которое может показать, испытуемый равняется 1600, в цифровом ряду - 625, в бланке теста Пье-рона-Рузера - 100 и в бланке «перепутанные линии» - 9 баллов.

Имеющийся уровень развития того или иного свойства внимания испытуемых определялся в процентном соотношении к максимуму в данном тесте. Максимально возможный результат в каждом испытании рассматривался как стопроцентный показатель.

Было выявлено, что по всем измерениям бухгалтера со стажем имеют лучшие показатели по отношению к студентам экономистам (рис. 1).

Полученные результаты констатирующего эксперимента позволяют сформулировать следующий вопрос, являются ли более высокие показатели бухгалтеров след-

ствием селекционного отбора в ходе конкуренции на рынке труда? Для получения ответа на данный вопрос был проведен второй констатирующий эксперимент, целью которого явилось определение влияния вида деятельности на развитие адекватных свойств психических процессов. Принимая во внимание, что кадровый состав бухгалтерий неоднороден и относительно не постоянен нами был исследован многолетний тренировочный процесс спортсменов различной специализации, в частности баскетболистов и стрелков из лука. Несомненно, эффективность соревновательной деятельности у первых опре-

деляется в большой степени способностью к переключению и распределению внимания при разыгрывании тактических комбинаций. У вторых результативность соревновательного упражнения будет определяться способностью к концентрации и устойчивости внимания при его выполнении. Динамика изменения свойств внимания у испытуемых в ходе многолетних тренировочных занятий отражены на рис. 2.

Результаты эксперимента свидетельствуют, что за время тренировок наибольшие изменения зафиксированы в показателях специфических свойств внимания обу-

ш

со го

-О I

ш ш

о >

Динамика изменения свойств психических процессов

спортсменов

Рис. 2

11-13 лет 17-19 лет

возраст спортсменов

"концентрация

внимания у

баскетболистов

• концентрация

внимания у

лучников

"переключение

внимания у

басксетболистов

переключение

внимания у

лучников

славливающих эффективность конкретного соревновательного упражнения. Так, например, за годы тренировок среднее значение показателя переключения внимания у баскетболистов увеличивается на 28,47 %, тогда как показатели концентрации внимания, не являющиеся в данном случае определяющими, изменились на 5,79 %. В тоже время у стрелков из лука показатели концентрации внимания улучшились на 22,84 %, а переключения внимания лишь на 11,11 %. Следует отметить, что исходные показатели переключения и распределения внимания преобладают над показателями концентрации как у баскетболистов, так и у лучников. Объясняется это, прежде всего тем, что первое свойство внимания дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, тогда как второе свойство связано с волевой регуляцией поведения, подчинением цели и намерениями человека, которое он использует только в определенный момент деятельности.

Результаты проведенных констатирую -щих экспериментов позволяют утверждать, что в ходе многолетней практики у субъектов деятельности в большей степени развиваются специфические свойства внимания, детерминированные условиями деятельности. В свою очередь эффективность самой деятельности, наряду с прочим, определяется и развитостью адекватных свойств внимания, что предполагает целенаправленное их развитие при подготовке к данной деятельности. Соответственно, процесс профессиональной подготовки будущих специалистов, параллельно с процессом овладения знаниями и повышением функциональных кондиций, должен быть направлен и развитие необходимых свойств внимания.

Подготовка к предстоящей трудовой деятельности предполагает становление будущего специалиста, вооружение его необходимым комплексом профессиональных знаний, умений и навыков, обеспечивающих его высокую конкурен-

тоспособность. Становление его мирово-зрения и расширение кругозора обуславливающих успешную социализацию в будущем. Формирование ценностей, идеалов и принципов поведения, которые играют огромную роль, как в жизни общества, так и в жизни отдельной личности. Рассматриваемый процесс представляет собой достаточно многогранное и сложное явление, в котором участвуют великое множество сил и факторов. От его успеха зависит, насколько личность сумеет реализовать свои способности, для общества же успех процесса социализации становится своеобразной гарантией того, сумеют ли представители нового поколения занять место старших в системе социальных взаимодействий. Другими словами, не менее важной задачей профессионального обучения является формирование личности молодого специалиста, развитие его личностных качеств, обуславливающих эффективность выполнения профессиональных обязанностей.

Несомненно, что достижение определенного результата в различных видах спортивной деятельности, этапы её достижения (от начального овладения основ избранного вида спорта, через выполнение разрядного норматива, к победе в соревнованиях и т.д.), способствует формированию у активного субъекта деятельности определенных качеств личности как целеустремленность и настойчивость. Достижение данной цели предполагает, как необходимое условие, самоорганизацию различных видов деятельности субъектом (учебной, бытовой и т.д.), что развивает такие личностные качества как организованность и самостоятельность. Кроме того, ряд видов физкультурно-спортивной деятельности, а в особенности контактные виды спорта (большинство спортивных игр и единоборств) наряду с оздоровительным и тренировочным эффектом, способствуют становлению решительности и смелости, выдержки и самообладанию, умению терпеть и «преодолевать себя», а также формирует умение управлять своим эмоцио-

нальным состоянием. Многократное достижение результатов в командных видах спорта не только требует проявления, но и способствуют воспитанию таких моральных качеств как коллективизм, дисциплинированность, способность подчинять личные интересы интересам коллектива. Использование спортивных состязаний в контактном поединке оказывают на организм занимающегося тренирующее психологическое воздействие, развивают высокую помехоустойчивость в стрессорных ситуациях [11], что в результате способствует успешности выполнения в будущем служебных обязанностей в нестандартных ситуациях. Ситуационные виды спорта, характеризующиеся частой сменой тактических ситуаций в соревновательном упражнении, способствуют формированию и совершенствованию психических свойств личности связанных с особенностями процесссов восприятия, внимания (переключения и концентрации), наблюдательности и мышления. Способствуют развитию оперативной памяти и высокой скорости переработки информации и т.д.

Таким образом физкультурно-спортив-ная деятельность в образовательном учреждении профессионального образования выступает в качестве универсального и необходимого средства способствующее более полному раскрытию образова-тельного потенциала вуза в подготовке к предстоящей трудовой деятельности. Наиболее благоприятные предпосылки для решения данной задачи создаются в условиях специально организованного, профилированного процесса физического воспитания. Во-первых, только в рамках данной учебной дисциплины, в виду специфики реализации средств физического воспитания, возможно целенаправленное развитие как двигательно-физических качеств, так и специифических свойств психических процессов обуславливающих эффективность предстоящей деятельности. Во-вторых, данная учебная дисциплина практически охватывает весь период обучения в образовательном учреждении, что позволяет организовывать про-

цесс формирования морально-волевых качеств будущих специалистов и осуществлять многолетний педагогический контроль за его эффективностью.

Литература:

1. Адеев С.А Индивидуально-дифференцированный подход как средство направленного формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре. http://www.mstu.edu.ru/publish/conf.

2. Бальсевич В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех // Теория и практика физической культуры. 1993, № 4, с. 21-22.

3. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи - Теория и практика физической культуры. - 1993. - №7. с. 18-20.

4. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. - 1995.- № 5. с. 2-7.

5. Иванов Г.Д. Физическое воспитание в вузе как часть физической культуры // Теор. и практ. физ. культ., 1993, №7, с. 18-19,

6. Лубышева Л.И. Концепции формирования физической культуры человека. - М.: ГЦО-ЛИФК, 1992, 123с.

7. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. № 1, С. 11-18.

8. Смирнов И.Ю., А.Д.Викулов, С.В.Гудимов Некоторые вопросы организации физического воспитания в педагогическом вузе http://www.koi8.yspu.yar.ru/vestnik/pedagoka_i_ps ichologiy_9/

9. Туманян Г.С. Физическая культура учащейся молодежи: Концептуальные основы научных исследований // Теор. и практ. физ. культ., 1993, М, с.35-36.

10. Физическая культура: Примерная учебная программа для высших учебных заведений. М., Госкомитет Российской Федерации по высшему образованию, 1994, 54с

11. Шулик Ю.А.; Носуля В.Н.;. Саликов А.А. О степени прикладной эффективности видов боевых искусств и проблеме оценки мастерства в «условных» упражнениях самозащиты // Теория и практика физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.